Основная информация
Дата опубликования: | 13 октября 2020г. |
Номер документа: | RU22008116202000054 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Алтайский край |
Принявший орган: | Администрация Бурлинского района Алтайского края |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты муниципальных образований |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ БУРЛИНСКОГО РАЙОНА
АЛТАЙСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
13 октября 2020 № 251
с. Бурла
Об утверждении муниципальной программы «Развитие сельского хозяйства Бурлинского района на 2021-2025 годы»
В целях реализации на территории Бурлинского района Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717, в соответствии со Стратегией социально-экономического развития муниципального образования Бурлинский район Алтайского края до 2035 года, на основании постановления Администрации Бурлинского района от 28.02.2018 № 31 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования Бурлинский район Алтайского края»,
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить муниципальную программу «Развитие сельского хозяйства Бурлинского района на 2021-2025 годы» (прилагается).
2. Постановления Администрации района с 01 января 2021 года считать утратившими силу:
- от 20.11.2014г. № 313 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие сельского хозяйства Бурлинского района» на 2015-2020 годы»;
- от 29.05.2015г. № 169 «О внесении изменений в постановление Администрации района от 20.11.2014г. № 313 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие сельского хозяйства Бурлинского района» на 2015-2020 годы»;
- от 03.03.2017г. № 61 «О внесении изменений и дополнений в постановление Администрации района от 20.11.2014г. № 313 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие сельского хозяйства Бурлинского района» на 2015-2020 годы»;
- от 30.03.2018г. № 74 «О внесении изменений и дополнений в постановление Администрации района от 20.11.2014г. № 313 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие сельского хозяйства Бурлинского района» на 2015-2020 годы»;
- от 12.02.2019 № 41 «О внесении изменений в постановление Администрации Бурлинского района»;
- от 11.04.2019г. № 96 «О внесении изменений в муниципальную программу «Развитие сельского хозяйства Бурлинского района» на 2015-2020 годы», утвержденную постановлением Администрации Бурлинского района от 20.11.2014 № 313»;
- от 30.01.2020г. № 27 «О внесении изменений и дополнений в постановление Администрации района от 20.11.2014г. № 313 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие сельского хозяйства Бурлинского района» на 2015-2020 годы».
3. Данное постановление обнародовать путем размещения на официальном Интернет-сайте Администрации Бурлинского района Алтайского края.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на начальника управления сельского хозяйства Администрации района Т.К. Карагаева.
Глава района С.А. Давыденко
Приложение
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Администрации
Бурлинского района
от 13 октября 2020г. № 251
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Развитие сельского хозяйства Бурлинского района на 2021 - 2025 годы»
ПАСПОРТ
МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Ответственный исполнитель программы
Администрация Бурлинского района
Программно-целевые инструменты программы
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»,
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013- 2025 годы»
Соисполнители программы
Сельскохозяйственные предприятия, крестьянско-фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства Бурлинского района
Участники программы
Сельскохозяйственные предприятия, крестьянско-фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства Бурлинского района
Подпрограммы программы
не предусмотрены
Цель программы
Повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе инновационного развития приоритетных подотраслей, обеспечения воспроизводства и повышения эффективности использования земельных и других ресурсов.
Задачи программы
Стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции;
улучшение кадрового обеспечения агропромышленного комплекса;
увеличение объемов производства основных видов сельскохозяйственной продукции на основе повышения финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей района;
поддержка создания и развития малых форм хозяйствования
Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы
поголовье КРС во всех категориях хозяйств на конец года;
в том числе поголовье коров;
производство молока в хозяйствах всех категорий;
поголовье коров в сельхозпредприятиях
надой на 1 корову в сельхозпредприятиях
производство скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий (в живом весе)
уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций;
среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства)
Срок реализации программы
2021-2025 годы без деления на этапы
Объемы и источники финансирования программы по годам
объем финансирования Программы в 2021-2025 годах составляет 219064 тысяч рублей, в том числе по годам:
2021 год – 42095 тыс. руб.;
2022 год – 42937 тыс. руб.;
2023 год – 43795 тыс. руб.;
2024 год – 44672 тыс. руб.;
2025 год – 45565 тыс. руб.,
средства федерального бюджета – 181545 тыс. рублей, в том числе по годам:
2021 год – 35849 тыс. руб.;
2022 год – 36614 тыс. руб.;
2023 год – 35547 тыс. руб.;
2024 год – 36354 тыс. руб.;
2025 год – 37181 тыс. руб.
средства краевого бюджета – 36929 тыс. рублей, в том числе по годам:
2021 год – 6151 тыс. руб.;
2022 год – 6208 тыс. руб.;
2023 год – 8128 тыс. руб.;
2024 год – 8188 тыс. руб.;
2025 год – 8254 тыс. руб.
средства местного бюджета - 500 тыс. рублей, в том числе по годам:
2021 год – 80 тыс. руб.;
2022 год – 100 тыс. руб.;
2023 год – 100 тыс. руб.;
2024 год – 110 тыс. руб.;
2025 год – 110 тыс. руб.
средств внебюджетных источников – 90 тыс. рублей, в том числе по годам:
2021 год – 15 тыс. руб.;
2022 год – 15 тыс. руб.;
2023 год – 20 тыс. руб.;
2024 год – 20 тыс. руб.;
2025 год – 200 тыс. руб.
Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей бюджетов.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности
индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2025 году составит 101,2 %;
повышение среднего уровня рентабельности сельскохозяйственных организаций не менее 16,5% (с учетом субсидий);
рост заработной платы в сельском хозяйстве до 29300 рублей в 2025 году.
Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы
Объектом Программы является сельское хозяйство, которое рассматривается в качестве ведущей системообразующей сферы экономики района, формирующей агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий.
Бурлинский район является одним из сложнейших почвенно - климатических аграрных районов в Алтайском крае.
Сельское хозяйство играет весомую роль в формировании экономики района и уклада жизни населения.
Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения в районе составляет 274,5 тысяч гектаров, в том числе сельскохозяйственных угодий – 216,5 тысяч гектаров, из них пашни – 90,5 тысяч гектаров, естественных сенокосов и пастбищ – 126,1 тысяч гектаров.
Посевная площадь всех сельскохозяйственных культур в районе за последние четыре года превысила отметку в 71,3 тысячи гектаров и составляет около 79 % пашни, а площадь использования пашни равна 85 тысячам гектарам, что составляет 94 %.
Ведущая роль в структуре растениеводства принадлежит зерновому хозяйству, являющемуся наиболее крупной отраслью агропромышленного комплекса района. В структуре валовой растениеводческой продукции сельских товаропроизводителей зерно занимает 71 %. За 2017 - 2019 годы валовой сбор зерновых культур в среднем по району составил 19 тысяч тонн (в весе после доработки), средняя урожайность зерна – 7,9 ц/га.
Основным направлением использования произведенного в районе зерна традиционно является его реализация перерабатывающим предприятиям на муку и крупы. Наряду с этим перспективы зернового полеводства в районе определяются и развитием животноводства (фуражное зерно, овес, ячмень).
Ежегодно посевы подсолнечника на маслосемена растут. Культура пользуется постоянным спросом, как в крае, так и за его пределами. В среднем за 2017 - 2019 годы подсолнечником засевалось более 8 тысяч гектаров. За последние три года валовой сбор подсолнечника возрос с 3,6 тысяч тонн до 6,3 тысяч тонн. В перспективном периоде необходимо решить задачу по увеличению производства маслосемян за счет повышения урожайности подсолнечника, совершенствования технологии его выращивания, использования высокопродуктивных гибридов и сортов.
Интенсивное развитие растениеводства в районе сдерживается низкой продуктивностью пашни и, как следствие, высокой себестоимостью продукции, не обеспечивающей ее конкурентоспособность на рынке.
В то же время за 2017 - 2019 годы используются минеральные удобрения, проводятся мероприятия по защите растений от вредителей, болезней и сорняков и увеличивается количество использования качественных элитных семян, позволяющих повышать урожайность сельскохозяйственных культур.
Увеличивается удельный вес площади, засеваемой элитными семенами. Доля элитных семян в общем объеме высеянных семян в среднем по району выросла с 3 % в 2015 году до – 24 % в 2020 году. Тем не менее, доля использованных некондиционных семян составляет порядка от 1,5 до 2,0 %.
Сохранение государственной поддержки по субсидированию приобретения элитных семян позволит повысить их доступность для крестьян и обеспечит рост урожайности сельскохозяйственных культур.
Ежегодно повышается уровень обеспеченности хозяйств сельскохозяйственной техникой, применения новейших технологий возделывания сельскохозяйственных культур.
Дальнейшее развитие растениеводства в районе требует комплексного подхода и усиления мер государственной поддержки в сфере:
сохранения и повышения плодородия почв;
создания качественной системы семеноводства;
обеспечения защиты растений от вредителей, сорняков и болезней;
качественного обновления парка сельскохозяйственных машин и оборудования и перехода на новые сберегающие технологии;
Животноводство – структурообразующая и социально значимая отрасль сельского хозяйства Бурлинского района. В 2019 году поголовье крупного рогатого скота всех форм собственности по району составило 7292 голов, объем производства молока – 10073 тонн, выращивание скота и птицы на убой (в живой массе) – 1545 тонн.
Одно хозяйство, находящееся на территории района, имеет племенной статус.
Молочным животноводством в районе занимаются 3 сельхозпредприятия и 2 крестьянских (фермерских) хозяйства, и незначительное число личных подсобных хозяйств населения. Мясным животноводством занимается одно крестьянское (фермерское) хозяйство.
Численность поголовья сельскохозяйственных животных и птицы представлена в таблице 1.
Таблица 1
Поголовье сельскохозяйственных животных и птицы
(хозяйства всех категорий)
Наименование показателя
Единица
измерения
Значение показателя
2017 г.
2018 г.
2019 г.
Крупный рогатый скот
голов
8617
8185
7292
Коровы
голов
3674
3509
3447
Свиньи
голов
850
1234
1011
Овцы и козы
голов
5984
6687
5763
За последние три года допущен существенный спад производства молока, скота и птицы на убой.
Продуктивность коров в среднем по району в 2019 году составила 2925 килограмм.
Существенное значение в сохранении поголовья скота в Бурлинском районе имела государственная поддержка в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК», государственной Программы развития сельского хозяйства и экономически значимых программ «Развитие молочного скотоводства в Алтайском крае», «Развитие мясного скотоводства в Алтайском крае».
Ведущей отраслью животноводства является молочное скотоводство. Для дальнейшего его развития в районе имеются все необходимые условия. При соответствующей государственной поддержке, имеющемуся генетическому потенциалу КРС без значительного увеличения численности коров повысится производство молока в районе к 2025 году на 1,0% .
Опыт лучших предприятий края и страны свидетельствует, что при правильной организации воспроизводства стада и селекционно-племенной работы возможно значительное повышение продуктивности молочного скота. Существует необходимость замены части поголовья в товарных хозяйствах на высокопродуктивный племенной скот и постоянного обновления генофонда за счет искусственного осеменения скота биопродукцией производителей, получивших высокую оценку по качеству потомства.
В современных условиях перспективным является также развитие мясного скотоводства - наименее энергоемкого сегмента отрасли производства мясных продуктов. Разведением специализированного мясного скота в Бурлинском районе занимается одно хозяйство. Интерес сельхозтоваропроизводителей к мясному скотоводству растёт. Это объясняется сравнительно низкими затратами на производство продукции в отрасли, наличием значительных площадей пастбищ и сенокосов, востребованностью на рынке высококачественной говядины. На 01.09.2020 в районе содержится 750 голов мясного скота породы казахской белоголовой, в том числе 340 коров. Поставлена задача к 2025 году увеличить данное поголовье как минимум до 1000 голов.
Ускоренное развитие молочного и мясного скотоводства является задачей стратегического значения, решение которой позволит в перспективе укрепить позиции района.
Главными препятствиями устойчивого развития молочного и мясного скотоводства в районе являются:
отсутствие высококвалифицированных специалистов;
низкий уровень кормопроизводства;
недостаточная развитость племенной базы;
относительно слабая механизация производственных процессов в животноводстве, ведущая к снижению продуктивности, качества продукции, увеличению затрат на ремонт, низкой производительности труда;
длительные сроки окупаемости инвестиционных проектов, реализуемых в отрасли, обусловленные невысокой эффективностью производства продукции животноводства;
неустойчивое финансовое состояние большинства сельскохозяйственных предприятий района, вынуждающее их для пополнения оборотных средств реализовывать продуктивный скот.
Неэквивалентный товарообмен между продукцией промышленного производства и продукцией сельского хозяйства, недоступность к дешевым кредитным ресурсам привели к острому дефициту у сельхозтоваропроизводителей оборотных средств и средств для обновления основных фондов.
Объективная необходимость участия государства в развитии молочного и мясного скотоводства обусловлена:
социальной значимостью молока и мяса, как необходимых для здоровья населения продуктов питания;
биологическими особенностями крупного рогатого скота по сравнению со скороспелыми отраслями (птицеводство, свиноводство), в силу которых производственный цикл получения коровы составляет 24-28 месяцев;
необходимостью технологической модернизации существующих и строительства новых ферм для коров и молодняка.
Решение большинства выявленных проблем в области развития животноводства Бурлинского района требует сохранения и усиления государственной поддержки по направлениям:
развитие кормопроизводства;
сохранение и улучшение генетических показателей сельскохозяйственных животных, разведение породистого скота в товарных хозяйствах района;
повышение продуктивности животных и качества производимой продукции;
строительство, реконструкция и модернизация животноводческих комплексов и ферм;
развитие перспективных, социально значимых отраслей животноводства.
Значимость животноводства, особенно молочного и мясного скотоводства для экономики Бурлинского района и острота проблем, которые сдерживают его развитие, свидетельствует о необходимости привлечения значительных финансовых ресурсов и концентрации бюджетных средств на наиболее приоритетных направлениях в увязке с конечными результатами и усилением контроля над их целевым использованием. Этим требованиям в наибольшей степени отвечает программно-целевой метод решения проблемы.
В последние годы наблюдается снижение темпов прироста продукции сельского хозяйства и сохраняется неустойчивый характер динамики объемов производства продукции растениеводства.
Необходимость проведения технической и технологической модернизации, интенсификации аграрного производства привели к росту объемов привлекаемых кредитов и усилили финансовую зависимость сельскохозяйственных организаций.
В целом недостаточные темпы развития и финансовая неустойчивость отрасли обусловлены:
сохраняющимся диспаритетом цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию;
недостаточными темпами технологической модернизации аграрного производства;
нестабильностью агропродовольственного рынка, ограниченным доступом сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынку в условиях несовершенства его инфраструктуры и возрастающей монополизации торговых сетей, слабого развития кооперации в сфере производства и реализации сельскохозяйственной продукции;
слабым развитием страхования рисков в сельском хозяйстве;
медленными темпами социального развития сельских территорий, ухудшением социально-демографической ситуации, оттоком трудоспособного населения, сокращением сельской поселенческой сети, дефицитом квалифицированных кадров;
недостаточным объемом ресурсного обеспечения на всех уровнях финансирования;
сложностью природных и климатических условий.
2. Приоритетные направления реализации муниципальной программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов муниципальной программы, сроков и этапов реализации муниципальной программы
Муниципальная программа предусматривает комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, сфер деятельности агропромышленного комплекса. В программе выделяются приоритеты двух уровней.
К приоритетам первого уровня относятся:
в сфере производства – скотоводство (производство молока и мяса) как экономически значимая подотрасль, использующая конкурентные преимущества региона, в первую очередь, наличие значительных площадей сельскохозяйственных угодий;
в экономической сфере – повышение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей;
в социальной сфере – повышение занятости и качества жизни сельского населения; сохранение трудовых ресурсов, создание условий для устойчивого развития сельских территорий;
в сфере развития производственного потенциала – поддержка технической модернизации и инновационного развития, введение в оборот неиспользуемой пашни и других категорий сельскохозяйственных угодий;
научное и кадровое обеспечение – в качестве важнейшего условия формирования инновационного агропромышленного комплекса.
Приоритеты второго уровня включают такие направления, как:
развитие подотраслей сельского хозяйства, включая, овощеводство, овцеводство, табунное коневодство, пчеловодство.
Целью Программы является:
повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе инновационного развития приоритетных подотраслей, обеспечения воспроизводства и повышения эффективности использования земельных и других ресурсов.
Для достижения цели в Программе предусматривается решение следующих задач:
стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции;
улучшение кадрового обеспечения агропромышленного комплекса;
увеличение объемов производства основных видов сельскохозяйственной продукции на основе повышения финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей района;
поддержка создания и развития малых форм хозяйствования
Показатели (индикаторы) реализации Программы оцениваются в целом для Программы. Эти показатели (индикаторы) предназначены для оценки наиболее существенных результатов реализации Программы.
Прогнозные значения показателей (индикаторов) достижения целей и решения задач Программы приведены в приложении 1.
В результате реализации Программы предусматривается создание благоприятных условий для увеличения объемов производства продукции сельского хозяйства, прироста инвестиций в основной капитал отрасли, обеспечения финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий и увеличения доходов сельского населения.
Валовой сбор зерна повысится к 2025 году до 26 тысяч тонн против 19 тысяч тонн в среднем за 2017 - 2019 годы, подсолнечника – до 8,0 тысяч тонн против 3,6 тысяч тонн. Этому будут способствовать меры по улучшению использования и повышению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, обеспечению развития элитного семеноводства.
Производство скота и птицы на убой (в живом весе) к 2025 году возрастет по сравнению с 2019 годом до 2,5 тысяч тонн, молока – до 22 тысяч тонн. Прирост будет получен за счет роста продуктивности скота и птицы на основе улучшения породного состава до 3600 килограммов молока и увеличения поголовья коров.
Для этих целей предполагается создать условия для достижения уровня рентабельности в сельскохозяйственных организациях не менее 16,5% (с учетом субсидий).
3. Обобщенная характеристика мероприятий муниципальной программы
Основные мероприятия Программы учитывают специфику природно-экономических условий функционирования районного агропромышленного комплекса и реализуются на основе:
софинансирования основной части мероприятий с федеральным и краевым бюджетами в размерах, определяемых в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации;
разработки, принятия и реализации отдельных мероприятий развития сельского хозяйства, финансируемых из средств районного бюджета.
Для достижения целей и решения задач Программы необходимо реализовать ряд мероприятий (приложение 2).
Программа реализуется в течение 2021-2025 годов. При выполнении мероприятий Программы не предусматривается их деление на этапы.
Общий объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации муниципальной программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств:
местного бюджета – в соответствии с решением о бюджете Бурлинского района на очередной финансовый год и на плановый период;
краевого бюджета - в соответствии с законом Алтайского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период;
федерального бюджета - в соответствии с Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период;
Объем финансирования Программы подлежит ежегодному уточнению при формировании бюджетов на очередной год и плановый период.
Объем финансирования Программы в 2021-2025 годах составляет 219064 тысяч рублей, в том числе по годам:
2021 год – 42095 тыс. руб.;
2022 год – 42937 тыс. руб.;
2023 год – 43795 тыс. руб.;
2024 год – 44672 тыс. руб.;
2025 год – 45565 тыс. руб.,
средства федерального бюджета – 181545 тыс. рублей, в том числе по годам:
2021 год – 35849 тыс. руб.;
2022 год – 36614 тыс. руб.;
2023 год – 35547 тыс. руб.;
2024 год – 36354 тыс. руб.;
2025 год – 37181 тыс. руб.
средства краевого бюджета – 36929 тыс. рублей, в том числе по годам:
2021 год – 6151 тыс. руб.;
2022 год – 6208 тыс. руб.;
2023 год – 8128 тыс. руб.;
2024 год – 8188 тыс. руб.;
2025 год – 8254 тыс. руб.
средства местного бюджета - 500 тыс. рублей, в том числе по годам:
2021 год – 80 тыс. руб.;
2022 год – 100 тыс. руб.;
2023 год – 100 тыс. руб.;
2024 год – 110 тыс. руб.;
2025 год – 110 тыс. руб.
средств внебюджетных источников – 90 тыс. рублей, в том числе по годам:
2021 год – 15 тыс. руб.;
2022 год – 15 тыс. руб.;
2023 год – 20 тыс. руб.;
2024 год – 20 тыс. руб.;
2025 год – 200 тыс. руб.
Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей бюджетов. Ресурсное обеспечение программы по источникам финансирования представлено в приложении 3 к муниципальной программе.
5. Анализ рисков реализации муниципальной программы и описание мер управления рисками реализации муниципальной программы
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
природные, связанные с размещением большей части сельскохозяйственного производства в зоне рискованного земледелия, что приводит к существенным потерям объемов производства, ухудшению ценовой ситуации и снижению доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей;
макроэкономические, в том числе:
рост цен на энергоресурсы и другие материально-технические средства, потребляемые в отрасли, что ограничивает возможности значительной части сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществлять инновационные проекты, переход к новым ресурсосберегающим технологиям и на этой основе обеспечивать реализацию модели ускоренного экономического развития;
неблагоприятная конъюнктура внутреннего и мирового рынков продовольствия и возникающие в связи с этим ценовые колебания;
неэффективность мер таможенно-тарифного регулирования;
финансовые, связанные с недостаточным уровнем финансирования отрасли за счет бюджетных и внебюджетных источников, ухудшением доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам;
организационные риски, в частности запаздывание с подготовкой кадров;
производственные и технологические риски (обеспечение кормами, ветеринарная защита и т.д.).
Управление рисками будет осуществляться на основе:
использования мер, предусмотренных Федеральным законом
от 25.07.2011 № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»;
проведения мониторинга угроз и рисков развития агропромышленного комплекса, выработки прогнозов, решений и рекомендаций в сфере управления агропромышленного комплекса;
обеспечения полного и своевременного финансирования программных мероприятий.
Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, удобрения, фуражное зерно, другие товары и услуги для села, подлежат государственному управлению на федеральном уровне.
Эффективность реализации Программы в целом оценивается исходя из достижения уровня по каждому из основных показателей (индикаторов) как по годам по отношению к предыдущему году, так и нарастающим итогом к базовому году.
Индексы производства продукции сельского хозяйства указывают на эффективность реализуемых мер в сфере производства, динамика уровня рентабельности в сельскохозяйственных организациях – на эффективность производства и экономического механизма их функционирования, рост оплаты труда в сельском хозяйстве – на степень решения социальных проблем отрасли.
6. Методика оценки эффективности муниципальной программы
Оценка эффективности реализации муниципальной программы будет проводиться с использованием целевых индикаторов и показателей (далее - показатели) выполнения муниципальной программы. Проведение текущего мониторинга и оценки степени достижения целевых значений показателей позволит анализировать ход выполнения муниципальной программы и принимать правильные управленческие решения.
Методика оценки эффективности муниципальной программы представляет собой алгоритм оценки ее фактической эффективности в процессе и по итогам реализации. Фактическая эффективность муниципальной программы основывается на оценке ее результативности с учетом объема ресурсов, направленного на реализацию муниципальной программы.
6.1. Комплексная оценка эффективности реализации муниципальной программы (далее – «Муниципальная программа») и входящих в нее подпрограмм проводится на основе оценок по трем критериям:
степени достижения целей и решения задач муниципальной программы (подпрограммы);
соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств муниципального бюджета муниципальной программы (подпрограммы);
степени реализации мероприятий муниципальной программы (подпрограммы).
6.1.1. Оценка степени достижения целей и решения задач муниципальной программы (подпрограммы) производится путем сопоставления фактически достигнутых значений индикаторов муниципальной программы (подпрограммы) и их плановых значений по формуле:
m
Cel = (1/m) * (Si),
i=1
где:
Cel – оценка степени достижения цели, решения задачи муниципальной программы (подпрограммы);
Si – оценка значения i-го индикатора (показателя) выполнения муниципальной программы (подпрограммы), отражающего степень достижения цели, решения соответствующей задачи;
m – число показателей, характеризующих степень достижения цели, решения задачи муниципальной программы (подпрограммы);
– сумма значений.
Оценка значения i-го индикатора (показателя) муниципальной программы (подпрограммы) производится по формуле:
Si = (Fi /Pi)*100%,
где:
Fi – фактическое значение i-го индикатора (показателя) муниципальной программы;
Pi – плановое значение i-го индикатора (показателя) муниципальной программы (для индикаторов (показателей), желаемой тенденцией развития которых является рост значений) или: Si = (Pi / Fi) *100% (для индикаторов (показателей), желаемой тенденцией развития которых является снижение значений).
В случае превышения 100% выполнения расчетного значения показателя значение показателя принимается равным 100%.
6.1.2. Оценка степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств муниципального бюджета муниципальной программы (подпрограммы) определяется путем сопоставления фактических и плановых объемов финансирования муниципальной программы (подпрограммы) по формуле:
Fin = K / L*100%,
где:
Fin – уровень финансирования реализации мероприятий муниципальной программы (подпрограммы);
K – фактический объем финансовых ресурсов, направленный на реализацию мероприятий муниципальной программы (подпрограммы);
L – плановый объем финансовых ресурсов, предусмотренных на реализацию муниципальной программы (подпрограммы) на соответствующий отчетный период.
6.1.3. Оценка степени реализации мероприятий (достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации) муниципальной программы (подпрограммы) производится по следующей формуле:
n
Mer = (1/n) * (Rj*100%),
j=1
где:
Mer – оценка степени реализации мероприятий муниципальной программы (подпрограммы);
Rj – показатель достижения ожидаемого непосредственного результата j-го мероприятия муниципальной программы (подпрограммы), определяемый в случае достижения непосредственного результата в отчетном периоде как «1», в случае не достижения непосредственного результата - как «0»;
n – количество мероприятий, включенных в муниципальную программу (подпрограмму);
– сумма значений.
6.1.4. Комплексная оценка эффективности реализации муниципальной программы (далее – «комплексная оценка») производится по следующей формуле:
O = (Cel + Fin + Mer)/3,
где: O – комплексная оценка.
6.2. Реализация муниципальной программы может характеризоваться:
высоким уровнем эффективности;
средним уровнем эффективности;
низким уровнем эффективности.
6.3. Муниципальная программа считается реализуемой с высоким уровнем эффективности, если комплексная оценка составляет 80 % и более.
Муниципальная программа считается реализуемой со средним уровнем эффективности, если комплексная оценка находится в интервале от 40 % до 80 %.
Если реализация муниципальной программы не отвечает приведенным выше диапазонам значений, уровень эффективности ее реализации признается низким.
Приложение 1
к муниципальной программе
«Развитие сельского хозяйства
Бурлинского района на 2021 - 2025 годы»
Сведения об индикаторах муниципальной
программы «Развитие сельского хозяйства Бурлинского района на 2021 - 2025 годы» и их значениях
Целевой индикатор
Единица
измерения
Показатели индикаторов
2019 (факт)
2020 (оценка)
2021
2022
2023
2024
2025
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Поголовье КРС во всех категориях хозяйств на конец года
голов
7292
7400
7365
7438
7513
7588
7664
в том числе поголовье коров
голов
3447
3450
3447
3481
3481
3481
3481
Производство молока в хозяйствах всех категорий
тонн
10073
10305
10174
10275
10378
10482
10549
Поголовье коров в сельхозпредприятиях
голов
2281
2281
2071
2071
2071
2071
2071
Надой на 1 корову в сельхозпредприятиях
кг
2929
3500
3100
3130
3160
3190
3200
Производство скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий (в живом весе)
тонн
1544,6
1568
1560
1575
11590
1606
11622
Уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций
%
-2,6
14,2
14,9
15,3
15,7
16,1
16,5
Среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства)
руб.
16265
18300
20000
22000
24200
26600
29300
Приложение 2
к муниципальной программе
«Развитие сельского хозяйства
Бурлинского района на 2021 - 2025 годы»
Перечень
мероприятий муниципальной программы «Развитие сельского хозяйства Бурлинского района на 2021- 2025 годы»
тыс. рублей
Цель, задача, мероприятие
Срок
реализации
Ответственный исполнитель,
соисполнители, участники
Источники финансирования
2021
2022
2023
2024
2025
всего
1
3
4
5
6
7
8
9
9
10
Цель: Повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе инновационного развития приоритетных подотраслей, обеспечения воспроизводства и повышения эффективности использования земельных и других ресурсов
2021-2025 годы
42095
42937
43795
44672
45565
219064
всего
в том числе
35849
36614
35547
36354
37181
181545
федеральный бюджет
6151
6208
8128
8188
8254
36929
краевой бюджет
80
100
100
110
110
500
местный бюджет
15
15
20
20
20
90
внебюджетные источники
Задача 1. Стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции
2021-2025 годы
95
115
120
130
130
590
всего
в том числе
80
100
100
110
110
500
местный бюджет
15
15
20
20
20
90
внебюджетные источники
Мероприятие 1.1.
материальное стимулирование победителей конкурсов профессионального мастерства
2021-2025 годы
Администрация района, управление сельского хозяйства
Администрации района
8
10
10
10
10
48
всего
в том числе
8
10
10
10
10
48
местный бюджет
Мероприятие 1.2.
организация и материальное стимулирование сельскохозяйственных предприятий и отдельных работников агропромышленного комплекса района к достижению наивысших результатов в рамках районного трудового соревнования в АПК
2021-2025 годы
Администрация района, управление сельского хозяйства
Администрации района
83
98
102
112
112
507
всего
в том числе
70
85
85
95
95
430
местный бюджет
13
13
17
17
17
77
внебюджетные источники
Мероприятие 1.3. организация и проведение Дня поля с поощрением лучшего хозяйства и вручением переходящей вывески «Образцовое поле Бурлинского района»
2021-2025 годы
Администрация района, управление сельского хозяйства
Администрации района
4
7
8
8
8
35
всего
в том числе
2
5
5
5
5
22
местный бюджет
2
2
3
3
3
13
внебюджетные источники
Задача 2. Улучшение кадрового обеспечения агропромышленного комплекса района
2021-2025 годы
460
460
460
460
460
2300
всего
в том числе
460
460
460
460
460
2300
краевой бюджет
Мероприятие 2.1.
выплата единовременных безвозмездных пособий молодым специалистам, прибывшим на работу в сельскохозяйственные предприятия района
2021-2025 годы
Администрация района, управление сельского хозяйства Администрации района
460
460
460
460
460
2300
всего
в том числе
460
460
460
460
460
2300
краевой бюджет
Задача 3. Увеличение объемов производства основных видов сельскохозяйственной продукции на основе повышения финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей района
2021-2025 годы
38540
39362
38215
39082
39975
195174
всего
в том числе
35849
36614
35547
36354
37181
181545
федеральный бюджет
2691
2748
2668
2728
2794
13629
краевой бюджет
Мероприятие 3.1.
субсидирование сельскохозяйственных товаропроизводителей за 1 литр реализованного (товарного) молока не ниже первого сорта
2021-2025 годы
Администрация района, управление сельского хозяйства Администрации района
2018
2078
2100
2100
2100
10396
всего
в том числе
1877
1933
1953
1953
1953
9669
федеральный бюджет
141
145
147
147
147
727
краевой бюджет
Мероприятие 3.2.
субсидирование части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам)
2021-2025 годы
Администрация района, управление сельского хозяйства Администрации района
150
165
165
190
210
880
всего
в том числе
145
160
160
184
203
852
федеральный бюджет
5
5
5
6
7
28
краевой бюджет
Мероприятие 3.3.
развитие элитного семеноводства
2021-2025 годы
Администрация района, управление сельского хозяйства Администрации района
1300
1800
1800
2000
2100
9000
всего
в том числе
1210
1674
1674
1860
1950
8368
федеральный бюджет
90
126
126
140
150
632
краевой бюджет
Мероприятие 3.4.
субсидии на достижение целевых показателей
в области растениеводства и животноводства
2021-2025 годы
Администрация района, управление сельского хозяйства Администрации района
35072
35319
34150
34792
35565
174898
всего
в том числе
32617
32847
31760
32357
33075
162656
федеральный бюджет
2455
2472
2390
2435
2490
12242
краевой бюджет
Задача 4. Поддержка создания и развития малых форм хозяйствования
2021-2025 годы
3000
3000
5000
5000
5000
21000
всего
в том числе
федеральный бюджет
3000
3000
5000
5000
5000
21000
краевой бюджет
Мероприятие 4.1
Содействие участию фермеров района в конкурсном отборе по предоставлению грантов на поддержку начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм
2021-2025 годы
Администрация района, управление сельского хозяйства Администрации района,
администрации сельских
поселений
3000
3000
5000
5000
5000
21000
всего
в том числе
федеральный бюджет
3000
3000
5000
5000
5000
21000
краевой бюджет
Приложение 3
к муниципальной программе
«Развитие сельского хозяйства
Бурлинского района на 2021 - 2025 годы»
Объем финансовых ресурсов,
необходимых для реализации муниципальной программы
Источники и направления расходов
Сумма расходов, тыс. руб.
2021
2022
2023
2024
2025
всего
1
3
4
5
6
7
8
Всего финансовых затрат
42095
42937
43795
44672
45565
219064
в том числе
из бюджета муниципального образования
80
100
100
110
110
500
из краевого бюджета
6151
6208
8128
8188
8254
36929
из федерального бюджета
35849
36614
35547
36354
37181
181545
из внебюджетных источников
15
15
20
20
20
90
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ БУРЛИНСКОГО РАЙОНА
АЛТАЙСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
13 октября 2020 № 251
с. Бурла
Об утверждении муниципальной программы «Развитие сельского хозяйства Бурлинского района на 2021-2025 годы»
В целях реализации на территории Бурлинского района Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717, в соответствии со Стратегией социально-экономического развития муниципального образования Бурлинский район Алтайского края до 2035 года, на основании постановления Администрации Бурлинского района от 28.02.2018 № 31 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования Бурлинский район Алтайского края»,
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить муниципальную программу «Развитие сельского хозяйства Бурлинского района на 2021-2025 годы» (прилагается).
2. Постановления Администрации района с 01 января 2021 года считать утратившими силу:
- от 20.11.2014г. № 313 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие сельского хозяйства Бурлинского района» на 2015-2020 годы»;
- от 29.05.2015г. № 169 «О внесении изменений в постановление Администрации района от 20.11.2014г. № 313 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие сельского хозяйства Бурлинского района» на 2015-2020 годы»;
- от 03.03.2017г. № 61 «О внесении изменений и дополнений в постановление Администрации района от 20.11.2014г. № 313 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие сельского хозяйства Бурлинского района» на 2015-2020 годы»;
- от 30.03.2018г. № 74 «О внесении изменений и дополнений в постановление Администрации района от 20.11.2014г. № 313 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие сельского хозяйства Бурлинского района» на 2015-2020 годы»;
- от 12.02.2019 № 41 «О внесении изменений в постановление Администрации Бурлинского района»;
- от 11.04.2019г. № 96 «О внесении изменений в муниципальную программу «Развитие сельского хозяйства Бурлинского района» на 2015-2020 годы», утвержденную постановлением Администрации Бурлинского района от 20.11.2014 № 313»;
- от 30.01.2020г. № 27 «О внесении изменений и дополнений в постановление Администрации района от 20.11.2014г. № 313 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие сельского хозяйства Бурлинского района» на 2015-2020 годы».
3. Данное постановление обнародовать путем размещения на официальном Интернет-сайте Администрации Бурлинского района Алтайского края.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на начальника управления сельского хозяйства Администрации района Т.К. Карагаева.
Глава района С.А. Давыденко
Приложение
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Администрации
Бурлинского района
от 13 октября 2020г. № 251
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Развитие сельского хозяйства Бурлинского района на 2021 - 2025 годы»
ПАСПОРТ
МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Ответственный исполнитель программы
Администрация Бурлинского района
Программно-целевые инструменты программы
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»,
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013- 2025 годы»
Соисполнители программы
Сельскохозяйственные предприятия, крестьянско-фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства Бурлинского района
Участники программы
Сельскохозяйственные предприятия, крестьянско-фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства Бурлинского района
Подпрограммы программы
не предусмотрены
Цель программы
Повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе инновационного развития приоритетных подотраслей, обеспечения воспроизводства и повышения эффективности использования земельных и других ресурсов.
Задачи программы
Стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции;
улучшение кадрового обеспечения агропромышленного комплекса;
увеличение объемов производства основных видов сельскохозяйственной продукции на основе повышения финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей района;
поддержка создания и развития малых форм хозяйствования
Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы
поголовье КРС во всех категориях хозяйств на конец года;
в том числе поголовье коров;
производство молока в хозяйствах всех категорий;
поголовье коров в сельхозпредприятиях
надой на 1 корову в сельхозпредприятиях
производство скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий (в живом весе)
уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций;
среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства)
Срок реализации программы
2021-2025 годы без деления на этапы
Объемы и источники финансирования программы по годам
объем финансирования Программы в 2021-2025 годах составляет 219064 тысяч рублей, в том числе по годам:
2021 год – 42095 тыс. руб.;
2022 год – 42937 тыс. руб.;
2023 год – 43795 тыс. руб.;
2024 год – 44672 тыс. руб.;
2025 год – 45565 тыс. руб.,
средства федерального бюджета – 181545 тыс. рублей, в том числе по годам:
2021 год – 35849 тыс. руб.;
2022 год – 36614 тыс. руб.;
2023 год – 35547 тыс. руб.;
2024 год – 36354 тыс. руб.;
2025 год – 37181 тыс. руб.
средства краевого бюджета – 36929 тыс. рублей, в том числе по годам:
2021 год – 6151 тыс. руб.;
2022 год – 6208 тыс. руб.;
2023 год – 8128 тыс. руб.;
2024 год – 8188 тыс. руб.;
2025 год – 8254 тыс. руб.
средства местного бюджета - 500 тыс. рублей, в том числе по годам:
2021 год – 80 тыс. руб.;
2022 год – 100 тыс. руб.;
2023 год – 100 тыс. руб.;
2024 год – 110 тыс. руб.;
2025 год – 110 тыс. руб.
средств внебюджетных источников – 90 тыс. рублей, в том числе по годам:
2021 год – 15 тыс. руб.;
2022 год – 15 тыс. руб.;
2023 год – 20 тыс. руб.;
2024 год – 20 тыс. руб.;
2025 год – 200 тыс. руб.
Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей бюджетов.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности
индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2025 году составит 101,2 %;
повышение среднего уровня рентабельности сельскохозяйственных организаций не менее 16,5% (с учетом субсидий);
рост заработной платы в сельском хозяйстве до 29300 рублей в 2025 году.
Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы
Объектом Программы является сельское хозяйство, которое рассматривается в качестве ведущей системообразующей сферы экономики района, формирующей агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий.
Бурлинский район является одним из сложнейших почвенно - климатических аграрных районов в Алтайском крае.
Сельское хозяйство играет весомую роль в формировании экономики района и уклада жизни населения.
Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения в районе составляет 274,5 тысяч гектаров, в том числе сельскохозяйственных угодий – 216,5 тысяч гектаров, из них пашни – 90,5 тысяч гектаров, естественных сенокосов и пастбищ – 126,1 тысяч гектаров.
Посевная площадь всех сельскохозяйственных культур в районе за последние четыре года превысила отметку в 71,3 тысячи гектаров и составляет около 79 % пашни, а площадь использования пашни равна 85 тысячам гектарам, что составляет 94 %.
Ведущая роль в структуре растениеводства принадлежит зерновому хозяйству, являющемуся наиболее крупной отраслью агропромышленного комплекса района. В структуре валовой растениеводческой продукции сельских товаропроизводителей зерно занимает 71 %. За 2017 - 2019 годы валовой сбор зерновых культур в среднем по району составил 19 тысяч тонн (в весе после доработки), средняя урожайность зерна – 7,9 ц/га.
Основным направлением использования произведенного в районе зерна традиционно является его реализация перерабатывающим предприятиям на муку и крупы. Наряду с этим перспективы зернового полеводства в районе определяются и развитием животноводства (фуражное зерно, овес, ячмень).
Ежегодно посевы подсолнечника на маслосемена растут. Культура пользуется постоянным спросом, как в крае, так и за его пределами. В среднем за 2017 - 2019 годы подсолнечником засевалось более 8 тысяч гектаров. За последние три года валовой сбор подсолнечника возрос с 3,6 тысяч тонн до 6,3 тысяч тонн. В перспективном периоде необходимо решить задачу по увеличению производства маслосемян за счет повышения урожайности подсолнечника, совершенствования технологии его выращивания, использования высокопродуктивных гибридов и сортов.
Интенсивное развитие растениеводства в районе сдерживается низкой продуктивностью пашни и, как следствие, высокой себестоимостью продукции, не обеспечивающей ее конкурентоспособность на рынке.
В то же время за 2017 - 2019 годы используются минеральные удобрения, проводятся мероприятия по защите растений от вредителей, болезней и сорняков и увеличивается количество использования качественных элитных семян, позволяющих повышать урожайность сельскохозяйственных культур.
Увеличивается удельный вес площади, засеваемой элитными семенами. Доля элитных семян в общем объеме высеянных семян в среднем по району выросла с 3 % в 2015 году до – 24 % в 2020 году. Тем не менее, доля использованных некондиционных семян составляет порядка от 1,5 до 2,0 %.
Сохранение государственной поддержки по субсидированию приобретения элитных семян позволит повысить их доступность для крестьян и обеспечит рост урожайности сельскохозяйственных культур.
Ежегодно повышается уровень обеспеченности хозяйств сельскохозяйственной техникой, применения новейших технологий возделывания сельскохозяйственных культур.
Дальнейшее развитие растениеводства в районе требует комплексного подхода и усиления мер государственной поддержки в сфере:
сохранения и повышения плодородия почв;
создания качественной системы семеноводства;
обеспечения защиты растений от вредителей, сорняков и болезней;
качественного обновления парка сельскохозяйственных машин и оборудования и перехода на новые сберегающие технологии;
Животноводство – структурообразующая и социально значимая отрасль сельского хозяйства Бурлинского района. В 2019 году поголовье крупного рогатого скота всех форм собственности по району составило 7292 голов, объем производства молока – 10073 тонн, выращивание скота и птицы на убой (в живой массе) – 1545 тонн.
Одно хозяйство, находящееся на территории района, имеет племенной статус.
Молочным животноводством в районе занимаются 3 сельхозпредприятия и 2 крестьянских (фермерских) хозяйства, и незначительное число личных подсобных хозяйств населения. Мясным животноводством занимается одно крестьянское (фермерское) хозяйство.
Численность поголовья сельскохозяйственных животных и птицы представлена в таблице 1.
Таблица 1
Поголовье сельскохозяйственных животных и птицы
(хозяйства всех категорий)
Наименование показателя
Единица
измерения
Значение показателя
2017 г.
2018 г.
2019 г.
Крупный рогатый скот
голов
8617
8185
7292
Коровы
голов
3674
3509
3447
Свиньи
голов
850
1234
1011
Овцы и козы
голов
5984
6687
5763
За последние три года допущен существенный спад производства молока, скота и птицы на убой.
Продуктивность коров в среднем по району в 2019 году составила 2925 килограмм.
Существенное значение в сохранении поголовья скота в Бурлинском районе имела государственная поддержка в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК», государственной Программы развития сельского хозяйства и экономически значимых программ «Развитие молочного скотоводства в Алтайском крае», «Развитие мясного скотоводства в Алтайском крае».
Ведущей отраслью животноводства является молочное скотоводство. Для дальнейшего его развития в районе имеются все необходимые условия. При соответствующей государственной поддержке, имеющемуся генетическому потенциалу КРС без значительного увеличения численности коров повысится производство молока в районе к 2025 году на 1,0% .
Опыт лучших предприятий края и страны свидетельствует, что при правильной организации воспроизводства стада и селекционно-племенной работы возможно значительное повышение продуктивности молочного скота. Существует необходимость замены части поголовья в товарных хозяйствах на высокопродуктивный племенной скот и постоянного обновления генофонда за счет искусственного осеменения скота биопродукцией производителей, получивших высокую оценку по качеству потомства.
В современных условиях перспективным является также развитие мясного скотоводства - наименее энергоемкого сегмента отрасли производства мясных продуктов. Разведением специализированного мясного скота в Бурлинском районе занимается одно хозяйство. Интерес сельхозтоваропроизводителей к мясному скотоводству растёт. Это объясняется сравнительно низкими затратами на производство продукции в отрасли, наличием значительных площадей пастбищ и сенокосов, востребованностью на рынке высококачественной говядины. На 01.09.2020 в районе содержится 750 голов мясного скота породы казахской белоголовой, в том числе 340 коров. Поставлена задача к 2025 году увеличить данное поголовье как минимум до 1000 голов.
Ускоренное развитие молочного и мясного скотоводства является задачей стратегического значения, решение которой позволит в перспективе укрепить позиции района.
Главными препятствиями устойчивого развития молочного и мясного скотоводства в районе являются:
отсутствие высококвалифицированных специалистов;
низкий уровень кормопроизводства;
недостаточная развитость племенной базы;
относительно слабая механизация производственных процессов в животноводстве, ведущая к снижению продуктивности, качества продукции, увеличению затрат на ремонт, низкой производительности труда;
длительные сроки окупаемости инвестиционных проектов, реализуемых в отрасли, обусловленные невысокой эффективностью производства продукции животноводства;
неустойчивое финансовое состояние большинства сельскохозяйственных предприятий района, вынуждающее их для пополнения оборотных средств реализовывать продуктивный скот.
Неэквивалентный товарообмен между продукцией промышленного производства и продукцией сельского хозяйства, недоступность к дешевым кредитным ресурсам привели к острому дефициту у сельхозтоваропроизводителей оборотных средств и средств для обновления основных фондов.
Объективная необходимость участия государства в развитии молочного и мясного скотоводства обусловлена:
социальной значимостью молока и мяса, как необходимых для здоровья населения продуктов питания;
биологическими особенностями крупного рогатого скота по сравнению со скороспелыми отраслями (птицеводство, свиноводство), в силу которых производственный цикл получения коровы составляет 24-28 месяцев;
необходимостью технологической модернизации существующих и строительства новых ферм для коров и молодняка.
Решение большинства выявленных проблем в области развития животноводства Бурлинского района требует сохранения и усиления государственной поддержки по направлениям:
развитие кормопроизводства;
сохранение и улучшение генетических показателей сельскохозяйственных животных, разведение породистого скота в товарных хозяйствах района;
повышение продуктивности животных и качества производимой продукции;
строительство, реконструкция и модернизация животноводческих комплексов и ферм;
развитие перспективных, социально значимых отраслей животноводства.
Значимость животноводства, особенно молочного и мясного скотоводства для экономики Бурлинского района и острота проблем, которые сдерживают его развитие, свидетельствует о необходимости привлечения значительных финансовых ресурсов и концентрации бюджетных средств на наиболее приоритетных направлениях в увязке с конечными результатами и усилением контроля над их целевым использованием. Этим требованиям в наибольшей степени отвечает программно-целевой метод решения проблемы.
В последние годы наблюдается снижение темпов прироста продукции сельского хозяйства и сохраняется неустойчивый характер динамики объемов производства продукции растениеводства.
Необходимость проведения технической и технологической модернизации, интенсификации аграрного производства привели к росту объемов привлекаемых кредитов и усилили финансовую зависимость сельскохозяйственных организаций.
В целом недостаточные темпы развития и финансовая неустойчивость отрасли обусловлены:
сохраняющимся диспаритетом цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию;
недостаточными темпами технологической модернизации аграрного производства;
нестабильностью агропродовольственного рынка, ограниченным доступом сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынку в условиях несовершенства его инфраструктуры и возрастающей монополизации торговых сетей, слабого развития кооперации в сфере производства и реализации сельскохозяйственной продукции;
слабым развитием страхования рисков в сельском хозяйстве;
медленными темпами социального развития сельских территорий, ухудшением социально-демографической ситуации, оттоком трудоспособного населения, сокращением сельской поселенческой сети, дефицитом квалифицированных кадров;
недостаточным объемом ресурсного обеспечения на всех уровнях финансирования;
сложностью природных и климатических условий.
2. Приоритетные направления реализации муниципальной программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов муниципальной программы, сроков и этапов реализации муниципальной программы
Муниципальная программа предусматривает комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, сфер деятельности агропромышленного комплекса. В программе выделяются приоритеты двух уровней.
К приоритетам первого уровня относятся:
в сфере производства – скотоводство (производство молока и мяса) как экономически значимая подотрасль, использующая конкурентные преимущества региона, в первую очередь, наличие значительных площадей сельскохозяйственных угодий;
в экономической сфере – повышение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей;
в социальной сфере – повышение занятости и качества жизни сельского населения; сохранение трудовых ресурсов, создание условий для устойчивого развития сельских территорий;
в сфере развития производственного потенциала – поддержка технической модернизации и инновационного развития, введение в оборот неиспользуемой пашни и других категорий сельскохозяйственных угодий;
научное и кадровое обеспечение – в качестве важнейшего условия формирования инновационного агропромышленного комплекса.
Приоритеты второго уровня включают такие направления, как:
развитие подотраслей сельского хозяйства, включая, овощеводство, овцеводство, табунное коневодство, пчеловодство.
Целью Программы является:
повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе инновационного развития приоритетных подотраслей, обеспечения воспроизводства и повышения эффективности использования земельных и других ресурсов.
Для достижения цели в Программе предусматривается решение следующих задач:
стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции;
улучшение кадрового обеспечения агропромышленного комплекса;
увеличение объемов производства основных видов сельскохозяйственной продукции на основе повышения финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей района;
поддержка создания и развития малых форм хозяйствования
Показатели (индикаторы) реализации Программы оцениваются в целом для Программы. Эти показатели (индикаторы) предназначены для оценки наиболее существенных результатов реализации Программы.
Прогнозные значения показателей (индикаторов) достижения целей и решения задач Программы приведены в приложении 1.
В результате реализации Программы предусматривается создание благоприятных условий для увеличения объемов производства продукции сельского хозяйства, прироста инвестиций в основной капитал отрасли, обеспечения финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий и увеличения доходов сельского населения.
Валовой сбор зерна повысится к 2025 году до 26 тысяч тонн против 19 тысяч тонн в среднем за 2017 - 2019 годы, подсолнечника – до 8,0 тысяч тонн против 3,6 тысяч тонн. Этому будут способствовать меры по улучшению использования и повышению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, обеспечению развития элитного семеноводства.
Производство скота и птицы на убой (в живом весе) к 2025 году возрастет по сравнению с 2019 годом до 2,5 тысяч тонн, молока – до 22 тысяч тонн. Прирост будет получен за счет роста продуктивности скота и птицы на основе улучшения породного состава до 3600 килограммов молока и увеличения поголовья коров.
Для этих целей предполагается создать условия для достижения уровня рентабельности в сельскохозяйственных организациях не менее 16,5% (с учетом субсидий).
3. Обобщенная характеристика мероприятий муниципальной программы
Основные мероприятия Программы учитывают специфику природно-экономических условий функционирования районного агропромышленного комплекса и реализуются на основе:
софинансирования основной части мероприятий с федеральным и краевым бюджетами в размерах, определяемых в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации;
разработки, принятия и реализации отдельных мероприятий развития сельского хозяйства, финансируемых из средств районного бюджета.
Для достижения целей и решения задач Программы необходимо реализовать ряд мероприятий (приложение 2).
Программа реализуется в течение 2021-2025 годов. При выполнении мероприятий Программы не предусматривается их деление на этапы.
Общий объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации муниципальной программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств:
местного бюджета – в соответствии с решением о бюджете Бурлинского района на очередной финансовый год и на плановый период;
краевого бюджета - в соответствии с законом Алтайского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период;
федерального бюджета - в соответствии с Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период;
Объем финансирования Программы подлежит ежегодному уточнению при формировании бюджетов на очередной год и плановый период.
Объем финансирования Программы в 2021-2025 годах составляет 219064 тысяч рублей, в том числе по годам:
2021 год – 42095 тыс. руб.;
2022 год – 42937 тыс. руб.;
2023 год – 43795 тыс. руб.;
2024 год – 44672 тыс. руб.;
2025 год – 45565 тыс. руб.,
средства федерального бюджета – 181545 тыс. рублей, в том числе по годам:
2021 год – 35849 тыс. руб.;
2022 год – 36614 тыс. руб.;
2023 год – 35547 тыс. руб.;
2024 год – 36354 тыс. руб.;
2025 год – 37181 тыс. руб.
средства краевого бюджета – 36929 тыс. рублей, в том числе по годам:
2021 год – 6151 тыс. руб.;
2022 год – 6208 тыс. руб.;
2023 год – 8128 тыс. руб.;
2024 год – 8188 тыс. руб.;
2025 год – 8254 тыс. руб.
средства местного бюджета - 500 тыс. рублей, в том числе по годам:
2021 год – 80 тыс. руб.;
2022 год – 100 тыс. руб.;
2023 год – 100 тыс. руб.;
2024 год – 110 тыс. руб.;
2025 год – 110 тыс. руб.
средств внебюджетных источников – 90 тыс. рублей, в том числе по годам:
2021 год – 15 тыс. руб.;
2022 год – 15 тыс. руб.;
2023 год – 20 тыс. руб.;
2024 год – 20 тыс. руб.;
2025 год – 200 тыс. руб.
Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей бюджетов. Ресурсное обеспечение программы по источникам финансирования представлено в приложении 3 к муниципальной программе.
5. Анализ рисков реализации муниципальной программы и описание мер управления рисками реализации муниципальной программы
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
природные, связанные с размещением большей части сельскохозяйственного производства в зоне рискованного земледелия, что приводит к существенным потерям объемов производства, ухудшению ценовой ситуации и снижению доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей;
макроэкономические, в том числе:
рост цен на энергоресурсы и другие материально-технические средства, потребляемые в отрасли, что ограничивает возможности значительной части сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществлять инновационные проекты, переход к новым ресурсосберегающим технологиям и на этой основе обеспечивать реализацию модели ускоренного экономического развития;
неблагоприятная конъюнктура внутреннего и мирового рынков продовольствия и возникающие в связи с этим ценовые колебания;
неэффективность мер таможенно-тарифного регулирования;
финансовые, связанные с недостаточным уровнем финансирования отрасли за счет бюджетных и внебюджетных источников, ухудшением доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам;
организационные риски, в частности запаздывание с подготовкой кадров;
производственные и технологические риски (обеспечение кормами, ветеринарная защита и т.д.).
Управление рисками будет осуществляться на основе:
использования мер, предусмотренных Федеральным законом
от 25.07.2011 № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»;
проведения мониторинга угроз и рисков развития агропромышленного комплекса, выработки прогнозов, решений и рекомендаций в сфере управления агропромышленного комплекса;
обеспечения полного и своевременного финансирования программных мероприятий.
Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, удобрения, фуражное зерно, другие товары и услуги для села, подлежат государственному управлению на федеральном уровне.
Эффективность реализации Программы в целом оценивается исходя из достижения уровня по каждому из основных показателей (индикаторов) как по годам по отношению к предыдущему году, так и нарастающим итогом к базовому году.
Индексы производства продукции сельского хозяйства указывают на эффективность реализуемых мер в сфере производства, динамика уровня рентабельности в сельскохозяйственных организациях – на эффективность производства и экономического механизма их функционирования, рост оплаты труда в сельском хозяйстве – на степень решения социальных проблем отрасли.
6. Методика оценки эффективности муниципальной программы
Оценка эффективности реализации муниципальной программы будет проводиться с использованием целевых индикаторов и показателей (далее - показатели) выполнения муниципальной программы. Проведение текущего мониторинга и оценки степени достижения целевых значений показателей позволит анализировать ход выполнения муниципальной программы и принимать правильные управленческие решения.
Методика оценки эффективности муниципальной программы представляет собой алгоритм оценки ее фактической эффективности в процессе и по итогам реализации. Фактическая эффективность муниципальной программы основывается на оценке ее результативности с учетом объема ресурсов, направленного на реализацию муниципальной программы.
6.1. Комплексная оценка эффективности реализации муниципальной программы (далее – «Муниципальная программа») и входящих в нее подпрограмм проводится на основе оценок по трем критериям:
степени достижения целей и решения задач муниципальной программы (подпрограммы);
соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств муниципального бюджета муниципальной программы (подпрограммы);
степени реализации мероприятий муниципальной программы (подпрограммы).
6.1.1. Оценка степени достижения целей и решения задач муниципальной программы (подпрограммы) производится путем сопоставления фактически достигнутых значений индикаторов муниципальной программы (подпрограммы) и их плановых значений по формуле:
m
Cel = (1/m) * (Si),
i=1
где:
Cel – оценка степени достижения цели, решения задачи муниципальной программы (подпрограммы);
Si – оценка значения i-го индикатора (показателя) выполнения муниципальной программы (подпрограммы), отражающего степень достижения цели, решения соответствующей задачи;
m – число показателей, характеризующих степень достижения цели, решения задачи муниципальной программы (подпрограммы);
– сумма значений.
Оценка значения i-го индикатора (показателя) муниципальной программы (подпрограммы) производится по формуле:
Si = (Fi /Pi)*100%,
где:
Fi – фактическое значение i-го индикатора (показателя) муниципальной программы;
Pi – плановое значение i-го индикатора (показателя) муниципальной программы (для индикаторов (показателей), желаемой тенденцией развития которых является рост значений) или: Si = (Pi / Fi) *100% (для индикаторов (показателей), желаемой тенденцией развития которых является снижение значений).
В случае превышения 100% выполнения расчетного значения показателя значение показателя принимается равным 100%.
6.1.2. Оценка степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств муниципального бюджета муниципальной программы (подпрограммы) определяется путем сопоставления фактических и плановых объемов финансирования муниципальной программы (подпрограммы) по формуле:
Fin = K / L*100%,
где:
Fin – уровень финансирования реализации мероприятий муниципальной программы (подпрограммы);
K – фактический объем финансовых ресурсов, направленный на реализацию мероприятий муниципальной программы (подпрограммы);
L – плановый объем финансовых ресурсов, предусмотренных на реализацию муниципальной программы (подпрограммы) на соответствующий отчетный период.
6.1.3. Оценка степени реализации мероприятий (достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации) муниципальной программы (подпрограммы) производится по следующей формуле:
n
Mer = (1/n) * (Rj*100%),
j=1
где:
Mer – оценка степени реализации мероприятий муниципальной программы (подпрограммы);
Rj – показатель достижения ожидаемого непосредственного результата j-го мероприятия муниципальной программы (подпрограммы), определяемый в случае достижения непосредственного результата в отчетном периоде как «1», в случае не достижения непосредственного результата - как «0»;
n – количество мероприятий, включенных в муниципальную программу (подпрограмму);
– сумма значений.
6.1.4. Комплексная оценка эффективности реализации муниципальной программы (далее – «комплексная оценка») производится по следующей формуле:
O = (Cel + Fin + Mer)/3,
где: O – комплексная оценка.
6.2. Реализация муниципальной программы может характеризоваться:
высоким уровнем эффективности;
средним уровнем эффективности;
низким уровнем эффективности.
6.3. Муниципальная программа считается реализуемой с высоким уровнем эффективности, если комплексная оценка составляет 80 % и более.
Муниципальная программа считается реализуемой со средним уровнем эффективности, если комплексная оценка находится в интервале от 40 % до 80 %.
Если реализация муниципальной программы не отвечает приведенным выше диапазонам значений, уровень эффективности ее реализации признается низким.
Приложение 1
к муниципальной программе
«Развитие сельского хозяйства
Бурлинского района на 2021 - 2025 годы»
Сведения об индикаторах муниципальной
программы «Развитие сельского хозяйства Бурлинского района на 2021 - 2025 годы» и их значениях
Целевой индикатор
Единица
измерения
Показатели индикаторов
2019 (факт)
2020 (оценка)
2021
2022
2023
2024
2025
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Поголовье КРС во всех категориях хозяйств на конец года
голов
7292
7400
7365
7438
7513
7588
7664
в том числе поголовье коров
голов
3447
3450
3447
3481
3481
3481
3481
Производство молока в хозяйствах всех категорий
тонн
10073
10305
10174
10275
10378
10482
10549
Поголовье коров в сельхозпредприятиях
голов
2281
2281
2071
2071
2071
2071
2071
Надой на 1 корову в сельхозпредприятиях
кг
2929
3500
3100
3130
3160
3190
3200
Производство скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий (в живом весе)
тонн
1544,6
1568
1560
1575
11590
1606
11622
Уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций
%
-2,6
14,2
14,9
15,3
15,7
16,1
16,5
Среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства)
руб.
16265
18300
20000
22000
24200
26600
29300
Приложение 2
к муниципальной программе
«Развитие сельского хозяйства
Бурлинского района на 2021 - 2025 годы»
Перечень
мероприятий муниципальной программы «Развитие сельского хозяйства Бурлинского района на 2021- 2025 годы»
тыс. рублей
Цель, задача, мероприятие
Срок
реализации
Ответственный исполнитель,
соисполнители, участники
Источники финансирования
2021
2022
2023
2024
2025
всего
1
3
4
5
6
7
8
9
9
10
Цель: Повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе инновационного развития приоритетных подотраслей, обеспечения воспроизводства и повышения эффективности использования земельных и других ресурсов
2021-2025 годы
42095
42937
43795
44672
45565
219064
всего
в том числе
35849
36614
35547
36354
37181
181545
федеральный бюджет
6151
6208
8128
8188
8254
36929
краевой бюджет
80
100
100
110
110
500
местный бюджет
15
15
20
20
20
90
внебюджетные источники
Задача 1. Стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции
2021-2025 годы
95
115
120
130
130
590
всего
в том числе
80
100
100
110
110
500
местный бюджет
15
15
20
20
20
90
внебюджетные источники
Мероприятие 1.1.
материальное стимулирование победителей конкурсов профессионального мастерства
2021-2025 годы
Администрация района, управление сельского хозяйства
Администрации района
8
10
10
10
10
48
всего
в том числе
8
10
10
10
10
48
местный бюджет
Мероприятие 1.2.
организация и материальное стимулирование сельскохозяйственных предприятий и отдельных работников агропромышленного комплекса района к достижению наивысших результатов в рамках районного трудового соревнования в АПК
2021-2025 годы
Администрация района, управление сельского хозяйства
Администрации района
83
98
102
112
112
507
всего
в том числе
70
85
85
95
95
430
местный бюджет
13
13
17
17
17
77
внебюджетные источники
Мероприятие 1.3. организация и проведение Дня поля с поощрением лучшего хозяйства и вручением переходящей вывески «Образцовое поле Бурлинского района»
2021-2025 годы
Администрация района, управление сельского хозяйства
Администрации района
4
7
8
8
8
35
всего
в том числе
2
5
5
5
5
22
местный бюджет
2
2
3
3
3
13
внебюджетные источники
Задача 2. Улучшение кадрового обеспечения агропромышленного комплекса района
2021-2025 годы
460
460
460
460
460
2300
всего
в том числе
460
460
460
460
460
2300
краевой бюджет
Мероприятие 2.1.
выплата единовременных безвозмездных пособий молодым специалистам, прибывшим на работу в сельскохозяйственные предприятия района
2021-2025 годы
Администрация района, управление сельского хозяйства Администрации района
460
460
460
460
460
2300
всего
в том числе
460
460
460
460
460
2300
краевой бюджет
Задача 3. Увеличение объемов производства основных видов сельскохозяйственной продукции на основе повышения финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей района
2021-2025 годы
38540
39362
38215
39082
39975
195174
всего
в том числе
35849
36614
35547
36354
37181
181545
федеральный бюджет
2691
2748
2668
2728
2794
13629
краевой бюджет
Мероприятие 3.1.
субсидирование сельскохозяйственных товаропроизводителей за 1 литр реализованного (товарного) молока не ниже первого сорта
2021-2025 годы
Администрация района, управление сельского хозяйства Администрации района
2018
2078
2100
2100
2100
10396
всего
в том числе
1877
1933
1953
1953
1953
9669
федеральный бюджет
141
145
147
147
147
727
краевой бюджет
Мероприятие 3.2.
субсидирование части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам)
2021-2025 годы
Администрация района, управление сельского хозяйства Администрации района
150
165
165
190
210
880
всего
в том числе
145
160
160
184
203
852
федеральный бюджет
5
5
5
6
7
28
краевой бюджет
Мероприятие 3.3.
развитие элитного семеноводства
2021-2025 годы
Администрация района, управление сельского хозяйства Администрации района
1300
1800
1800
2000
2100
9000
всего
в том числе
1210
1674
1674
1860
1950
8368
федеральный бюджет
90
126
126
140
150
632
краевой бюджет
Мероприятие 3.4.
субсидии на достижение целевых показателей
в области растениеводства и животноводства
2021-2025 годы
Администрация района, управление сельского хозяйства Администрации района
35072
35319
34150
34792
35565
174898
всего
в том числе
32617
32847
31760
32357
33075
162656
федеральный бюджет
2455
2472
2390
2435
2490
12242
краевой бюджет
Задача 4. Поддержка создания и развития малых форм хозяйствования
2021-2025 годы
3000
3000
5000
5000
5000
21000
всего
в том числе
федеральный бюджет
3000
3000
5000
5000
5000
21000
краевой бюджет
Мероприятие 4.1
Содействие участию фермеров района в конкурсном отборе по предоставлению грантов на поддержку начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм
2021-2025 годы
Администрация района, управление сельского хозяйства Администрации района,
администрации сельских
поселений
3000
3000
5000
5000
5000
21000
всего
в том числе
федеральный бюджет
3000
3000
5000
5000
5000
21000
краевой бюджет
Приложение 3
к муниципальной программе
«Развитие сельского хозяйства
Бурлинского района на 2021 - 2025 годы»
Объем финансовых ресурсов,
необходимых для реализации муниципальной программы
Источники и направления расходов
Сумма расходов, тыс. руб.
2021
2022
2023
2024
2025
всего
1
3
4
5
6
7
8
Всего финансовых затрат
42095
42937
43795
44672
45565
219064
в том числе
из бюджета муниципального образования
80
100
100
110
110
500
из краевого бюджета
6151
6208
8128
8188
8254
36929
из федерального бюджета
35849
36614
35547
36354
37181
181545
из внебюджетных источников
15
15
20
20
20
90
Дополнительные сведения
Рубрики правового классификатора: | 240.000.000 СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: