Основная информация

Дата опубликования: 13 ноября 2020г.
Номер документа: RU22019616202000026
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Алтайский край
Принявший орган: Администрация Калманского района Алтайского края
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты муниципальных образований
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



АДМИНИСТРАЦИЯ КАЛМАНСКОГО РАЙОНА

АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

13 ноября 2020 г.                                                                                                 № 518

с. Калманка

Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ Калманского района

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в целях совершенствования порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить порядок разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ Калманского района (приложение 1).

2. Установить, что координацию деятельности по формированию и реализации муниципальных программ Калманского района осуществляет отдел экономического развития администрация Калманского района (Н.Н. Кошелева).

3. Постановление администрации Калманского района № 107 от 19.02.2014 г. «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ Калманского района» признать утратившим силу.

4. Разместить настоящее постановление на официальном сайте администрации Калманского района в сети Интернет.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Глава Калманского района   С.Ф. Бунет

Приложение 1

к постановлению администрации

Калманского района

от «13 » ноября 2020г № 518

ПОРЯДОК

разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ Калманского района

1. Общие положения

1.1. Настоящий порядок регламентирует процесс разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ, а также контроля за ходом их реализации на территории Калманского района.

1.2. Муниципальная программа Калманского района (далее – муниципальная программа) – документ, определяющий систему мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам), инструментов муниципальной политики Калманского района, обеспечивающих в рамках реализации функций местного самоуправления достижение приоритетов и целей в решении задач социально-экономического развития Калманского района.

1.3. Муниципальная программа может включать в себя одну или несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках одной муниципальной программы. Деление на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем и задач. Требования к содержанию и оформлению подпрограмм аналогичны требованиям к содержанию и оформлению муниципальных программ.

1.4. Разработка и реализация муниципальной программы осуществляется органом местного самоуправления, к полномочиям которого относится реализация политики в определенной сфере (далее – «ответственный исполнитель»), совместно с заинтересованными органами местного самоуправления – соисполнителями муниципальной программы (далее – «соисполнители») и (или) участниками муниципальной программы.

1.5. Муниципальная программа утверждается постановлением администрации Калманского района.

Внесение изменений в подпрограммы осуществляется путем внесения изменений в муниципальную программу.

2. Требования к содержанию муниципальной программы

2.1. Муниципальная программа имеет следующую структуру:

1) паспорт муниципальной программы согласно приложению 1 к настоящему порядку (таблица 1);

2) текстовая часть муниципальной программы, которая состоит из следующих разделов:

- общая характеристика сферы реализации муниципальной программы;

- приоритетные направления реализации муниципальной программы, цели и задачи, описание основных ожидаемых конечных результатов муниципальной программы, сроков и этапов её реализации;

- обобщенная характеристика мероприятий муниципальной программы;

- общий объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации муниципальной программы;

- анализ рисков реализации муниципальной программы и описание мер управления рисками реализации муниципальной программы;

- методика оценки эффективности муниципальной программы;

3) таблицы согласно приложению 1 к настоящему порядку (таблицы 2-4);

4) приложение «Подпрограммы муниципальной программы».

2.2. В разделе «Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы» должен содержаться анализ текущего состояния сферы, включая основные показатели уровня развития соответствующей сферы социально-экономического развития.

В данный раздел включается информация:

- основные проблемы в сфере реализации муниципальной программы;

- прогноз развития сферы реализации муниципальной программы.

2.3. В раздел «Приоритетные направления реализации муниципальной программы, цели и задачи, описание основных ожидаемых конечных результатов муниципальной программы, сроков и этапов её реализации» включаются подразделы:

приоритеты политики в сфере реализации муниципальной программы;

цели и задачи муниципальной программы;

конечные результаты реализации муниципальной программы;

сроки и этапы реализации муниципальной программы.

Подраздел «Приоритеты политики в сфере реализации муниципальной программы» должен содержать информацию о приоритетах, определенных в стратегических документах муниципального образования на среднесрочный и долгосрочный период.

Подраздел «Цели и задачи муниципальной программы» должен содержать формулировку целей муниципальной программы и формулировку задач муниципальной программы, направленных на достижение целей муниципальной программы.

Цели должны соответствовать следующим требованиям:

конкретность (использование формулировок, не допускающих произвольное или неоднозначное толкование);

измеримость (достижение цели можно проверить);

достижимость (цель должна быть достижима в период реализации);

релевантность (соответствие формулировки цели ожидаемым конечным результатам).

Сформулированные задачи должны быть необходимыми и достаточными для достижения целей муниципальной программы.

Подраздел «Конечные результаты реализации муниципальной программы» должен содержать в количественном и качественном выражении основные ожидаемые конечные результаты реализации муниципальной программы, характеризующие изменение состояния уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики, безопасности жизнедеятельности, государственных институтов, степени реализации других общественно значимых интересов и потребностей в соответствующей сфере.

За основу качественных конечных результатов реализации муниципальной программы берутся индикаторы (показатели), характеризующие конечные общественно значимые результаты, уровень удовлетворенности потребителей муниципальными услугами, их объемом и качеством.

Раздел включает сведения об индикаторах муниципальной программы (показателях подпрограммы) и их значениях по форме согласно приложению 1 к порядку (таблица 2).

Индикаторы должны:

характеризовать количественно ход реализации муниципальной программы и достижение её целей;

отражать специфику развития конкретной сферы;

зависеть от решения основных задач;

определяться на основе данных государственного статистического наблюдения.

За основу количественных конечных результатов реализации муниципальной программы берутся итоговые значения индикаторов муниципальной программы - накопительные за период реализации или на дату окончания реализации муниципальной программы.

Подраздел «Сроки и этапы реализации муниципальной программы» должен содержать информацию о сроках и этапах реализации муниципальной программы. При наличии этапов указывается обоснование разделения муниципальной программы на этапы.

2.4. Раздел «Обобщенная характеристика мероприятий муниципальной программы» должен содержать обобщенную информацию о мероприятиях, включенных в перечень мероприятий, и о связи реализации отдельных мероприятий с достижением целей муниципальной программы.

Наименования мероприятий не могут дублировать наименования целей и задач подпрограмм.

Полный перечень мероприятий муниципальной программы по подпрограммам приводится по форме согласно приложению 1 к порядку (таблица 3).

2.5. Раздел «Общий объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации муниципальной программы» должен содержать в вводной части аналитическую информацию об объеме расходов федерального, краевого, местных бюджетов и внебюджетных источников, направляемых (планируемых) на реализацию муниципальной программы на основании данных года разработки муниципальной программы.

Объемы финансовых ресурсов приводятся в ценах каждого года реализации муниципальной программы с учетом проекта решения о бюджете Калманского района на соответствующий период.

Информация об общем объеме финансовых ресурсов, необходимых для реализации муниципальной программы, приводится по годам реализации, по подпрограммам, по источникам финансирования, в том числе:

 из средств федерального бюджета;

 из средств краевого бюджета;

 из средств районного бюджета;

 из средств бюджетов поселений;

 из внебюджетных источников.

Сводная информация об объемах и источниках финансирования муниципальной программы по годам её реализации приводится по форме согласно приложению 1 к порядку (таблица 4).

2.6. Раздел «Анализ рисков реализации муниципальной программы и описание мер управления рисками реализации муниципальной программы» предусматривает:

1) идентификацию факторов риска по источникам возникновения и характеру влияния на ход и результаты реализации муниципальной программы;

2) качественную и по возможности количественную оценку факторов рисков;

3) обоснование предложений по мерам управления рисками реализации муниципальной программы.

2.7. В разделе «Методика оценки эффективности муниципальной программы» приводится соответствующая методика согласно приложению 2 к настоящему порядку.

2.8. Приложение «Подпрограммы муниципальной программы» содержит паспорт (таблица 5 в приложении 1 к настоящему порядку) и текстовую часть каждой подпрограммы, входящей в муниципальную программу.

3. Основание и этапы разработки муниципальной программы

3.1. Разработка муниципальных программ осуществляется на основании перечня муниципальных программ.

Перечень муниципальных программ формируется администрацией Калманского района и утверждается распоряжением администрации района.

3.2. Перечень муниципальных программ содержит:

1) наименования муниципальных программ;

2) наименования ответственных исполнителей и соисполнителей муниципальных программ и подпрограмм.

3.3. Перечень муниципальных программ на очередной финансовый год утверждается до 1 ноября текущего года. Изменения в перечень муниципальных программ вносятся в течение года по мере необходимости.

3.4. Разработка проекта муниципальной программы производится ответственным исполнителем совместно с соисполнителями.

3.5. Проект муниципальной программы подлежит обязательному согласованию с отделом экономического развития администрации Калманского района, комитетом администрации Калманского района по финансам, налоговой и кредитной политике и юридическим отделом администрации Калманского района.

Предварительно проект муниципальной программы должен быть согласован всеми соисполнителями. В случае если проект муниципальной программы не согласован соисполнителями, к нему также прилагаются замечания соисполнителей и протоколы согласительных совещаний.

Участники муниципальной программы согласовывают проект муниципальной программы в части, касающейся реализуемых ими мероприятий.

3.6. Ответственный исполнитель направляет проект муниципальной программы в Контрольно-счетную палату (далее – КСП) для проведения финансово-экономической экспертизы на бумажном и электронном носителях.

Одновременно с проектом муниципальной программы в КСП направляются:

а) пояснительная записка разработчика;

б) замечания и предложения, поступившие в процессе согласования при наличии;

в) лист согласования установленной формы.

В пояснительной записке к проекту постановления администрации Калманского района о внесении изменений в действующую муниципальную программу указываются обоснования и причины увеличения (уменьшения) объема финансирования программы, корректировки ее мероприятий и целевых показателей.

Финансово-экономической экспертизе подлежат:

а) проекты муниципальных программ, за исключением проектов муниципальных программ, где отсутствует финансирование или финансирование осуществляется не за счет бюджетных ассигнований местного бюджета.

б) проект постановления администрации Калманского района о внесении изменений в ранее утвержденную муниципальную программу, предусматривающие изменение общего объема финансирования муниципальной программы более чем на 30% от предыдущего финансирования, за исключением случаев изменения в течение текущего финансового года объемов бюджетных ассигнований федерального и краевого бюджетов на реализацию мероприятий муниципальной программы.

3.7. После получения заключения КСП по итогам финансово-экономической экспертизы проекта муниципальной программы или проекта постановления администрации Калманского района о внесении изменений в действующую муниципальную программу (далее – заключение) ответственный исполнитель рассматривает поступившие замечания и предложения и на их основании в течение трех рабочих дней дорабатывает проект муниципальной программы в случае необходимости.

7.8. В течение трех рабочих дней после утверждения муниципальной программы или постановления администрации Калманского района о внесении изменений в действующую муниципальную программу, которые не подлежат финансово-экономической экспертизе, в КСП в электронном виде направляется информационное письмо об утверждении муниципальной программы либо о внесении изменений в действующую муниципальную программу.

3.8. Проекты муниципальных программ, предлагаемые к финансированию начиная с очередного финансового года, подлежат представлению в комитет администрации Калманского района по финансам, налоговой и кредитной политике до 1 ноября текущего года.

3.9. Муниципальные программы подлежат утверждению до 31 декабря текущего финансового года и размещению на официальном сайте администрации Калманского района в сети Интернет.

4. Финансовое обеспечение реализации муниципальных программ

4.1. Финансовое обеспечение реализации муниципальных программ в части расходных обязательств Калманского района осуществляется за счет бюджетных ассигнований местного бюджета (далее – «бюджетные ассигнования»). Распределение бюджетных ассигнований на реализацию муниципальных программ (подпрограмм) утверждается решением о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

4.2. Муниципальные программы подлежат приведению в соответствие с решением о бюджете не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу.

4.3. Планирование бюджетных ассигнований на реализацию муниципальных программ в очередном году и плановом периоде осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими порядок составления проекта решения о бюджете и планирование бюджетных ассигнований.

5. Управление и контроль реализации муниципальной программы

5.1. Текущее управление и мониторинг реализации муниципальной программы осуществляет ответственный исполнитель и соисполнители.

5.2. В целях управления и контроля реализации муниципальной программы осуществляется:

 текущий мониторинг реализации муниципальной программы на постоянной основе в течение всего срока реализации муниципальной программы (далее – мониторинг);

 подготовка годового отчета о ходе реализации и оценке эффективности муниципальной программы (далее - годовой отчет);

 подготовка сводного годового отчета о ходе реализации и оценке эффективности муниципальных программ (далее - сводный годовой отчет);

 размещение годового отчета, сводного годового отчета на официальном сайте администрации Калманского района в сети Интернет.

5.3. Мониторинг ориентирован на раннее предупреждение возникновения проблем и отклонений от запланированных параметров в ходе реализации муниципальной программы, а также на выполнение мероприятий муниципальной программы в течение года.

5.4. Мониторинг реализации муниципальных программ осуществляется ежеквартально. Объектом мониторинга является выполнение мероприятий программы в установленные сроки, сведения о финансировании муниципальной программы на отчетную дату, степень достижения плановых значений индикаторов муниципальной программы.

5.5. Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности муниципальной программы подготавливается ответственным исполнителем совместно с соисполнителями и направляется в отдел экономического развития администрации Калманского района в срок до 1 марта года, следующего за отчетным.

5.6. Годовой отчет о ходе реализации муниципальной программы подлежит размещению на официальном сайте администрации Калманского района в сети Интернет в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным.

5.7. По результатам оценки эффективности муниципальной программы принимается решение об объемах бюджетных ассигнований на ее реализацию на очередной финансовый год и плановый период или о досрочном прекращении реализации отдельных мероприятий или муниципальной программы в целом начиная с очередного финансового года.

5.8. Внесение изменений в муниципальную программу осуществляются в соответствии с настоящим порядком.

6. Полномочия ответственного исполнителя, соисполнителей и участников муниципальной программы при разработке и реализации муниципальных программ

6.1. Ответственный исполнитель:

1) обеспечивает разработку муниципальной программы, ее согласование с соисполнителями и утверждение в установленном порядке;

2) формирует структуру муниципальной программы, а также перечень соисполнителей и участников муниципальной программы;

3) координирует деятельность соисполнителей;

4) организует реализацию муниципальной программы;

5) принимает решение о внесении изменений в муниципальную программу в соответствии с установленными настоящим порядком требованиями;

6) несет ответственность за достижение индикаторов муниципальной программы (показателей подпрограммы), а также конечных результатов ее реализации;

7) обеспечивает контроль и несет ответственность за соблюдением объемов финансирования по каждому мероприятию, предусмотренному муниципальной программой;

8) представляет в отдел экономического развития администрации Калманского района сведения, необходимые для проведения мониторинга реализации муниципальной программы;

9) проводит оценку эффективности муниципальной программы;

10) запрашивает у соисполнителей и участников муниципальной программы информацию, необходимую для проведения оценки эффективности муниципальной программы и подготовки отчета о ходе реализации и оценке эффективности муниципальной программы;

11) рекомендует соисполнителям и участникам муниципальной программы осуществить разработку отдельных мероприятий и планов их реализации;

12) подготавливает ежеквартальные и годовой отчеты, а так же несет ответственность за своевременность и полноту представления их в отдел экономического развития администрации Калманского района;

13) обеспечивает регистрацию муниципальной программы в федеральном государственном реестре документов стратегического планирования.

6.2. Соисполнители:

1) обеспечивают разработку и реализацию подпрограммы (подпрограмм), согласование проекта муниципальной программы с участниками муниципальной программы в части соответствующей подпрограммы (подпрограмм), в реализации которой предполагается их участие;

2) осуществляют реализацию мероприятий муниципальной программы в рамках своей компетенции;

3) представляют ответственному исполнителю информацию, необходимую для проведения оценки эффективности муниципальной программы и подготовки ежеквартальных и годового отчетов.

6.3. Участники муниципальной программы:

1) осуществляют реализацию мероприятий муниципальной программы в рамках своей компетенции;

2) представляют ответственному исполнителю и соисполнителю предложения при разработке муниципальной программы в части мероприятий муниципальной программы, в реализации которых предполагается их участие;

3) представляют ответственному исполнителю и соисполнителю информацию, необходимую для проведения оценки эффективности муниципальной программы и подготовки ежеквартальных и годового отчетов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

к порядку разработки, реализации и оценки эффективности

муниципальных программ

Таблица 1

ПАСПОРТ

муниципальной программы

_______________________________________________

(наименование муниципальной программы)

Ответственный исполнитель

программы

Соисполнители программы

Участники программы

Подпрограммы программы

Цели программы

Задачи программы

Целевые индикаторы и показатели

программы

Сроки и этапы реализации

программы

Объемы финансирования

программы

Ожидаемые результаты реализации

программы

Таблица 2

Сведения об индикаторах муниципальной программы

(показателях подпрограммы) и их значениях

№ п/п

Наименование индикатора (показателя)

Ед. изм.

Значение по годам

год, предшествующий году разработки муниципальной программы (факт)

год разработки муниципальной программы

(оценка)

годы реализации муниципальной программы

1-й год

2-й год

3-й год



n-й год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Наименование муниципальной программы

1

2



Подпрограмма 1 (наименование)





Подпрограмма 2 (наименование)





Таблица 3

Перечень мероприятий муниципальной программы

№ п/п

Цель, задача, мероприятие

Срок реализации

Участник программы

Сумма расходов, тыс. рублей

Источники финансирования

1-й год

2-й год

3-й год



n-ый год

Всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Подпрограмма 1 (наименование)

1

Цель 1

Всего

в том числе:

федеральный бюджет

краевой бюджет

районныйбюджет

бюджет поселений

внебюджетные источники

2

Задача 1.1

Всего

в том числе:

федеральный бюджет

краевой бюджет

районныйбюджет

бюджет поселений

внебюджетные источники

3

Мероприятие 1.1.1

Всего

в том числе:

федеральный бюджет

краевой бюджет

районныйбюджет

бюджет поселений

внебюджетные источники



Подпрограмма N (наименование)



Таблица 4

Объем финансовых ресурсов,

необходимых для реализации муниципальной программы

Источники и направления расходов

Сумма расходов, тыс. рублей

1-й год

2-ый год



n-ый год

Всего

1

2

3

4

5

6

Всего финансовых затрат

в том числе

из районного бюджета

из бюджетов поселений

из краевого бюджета (на условиях софинансирования)

из федерального бюджета (на условиях софинансирования)

из внебюджетных источников

* районный бюджет – бюджет муниципального образования Калманский район

** бюджеты поселений – бюджеты муниципальных образований поселений

Таблица 5

ПАСПОРТ

подпрограммы ___________________________________________ (наименование подпрограммы муниципальной программы)

Соисполнитель муниципальной программы

Участники подпрограммы

Цели подпрограммы

Задачи подпрограммы

Перечень мероприятий подпрограммы

Показатели подпрограммы

Сроки и этапы реализации подпрограммы

Объемы финансирования подпрограммы

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

к порядку разработки, реализации и оценки

эффективности муниципальных программ

МЕТОДИКА

оценки эффективности муниципальной программы

1. Комплексная оценка эффективности реализации муниципальной программы (далее – «муниципальная программа») и входящих в нее подпрограмм проводится на основе оценок по трем критериям:

степени достижения целей и решения задач муниципальной программы (подпрограммы);

соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств муниципального бюджета муниципальной программы (подпрограммы);

степени реализации мероприятий муниципальной программы (подпрограммы).

1.1. Оценка степени достижения целей и решения задач муниципальной программы (подпрограммы) производится путем сопоставления фактически достигнутых значений индикаторов муниципальной программы (подпрограммы) и их плановых значений по формуле:

m

Cel = (1/m) * (Si),

i=1

где:

Cel – оценка степени достижения цели, решения задачи муниципальной программы (подпрограммы);

Si – оценка значения i-го индикатора (показателя) выполнения муниципальной программы (подпрограммы), отражающего степень достижения цели, решения соответствующей задачи;

m – число показателей, характеризующих степень достижения цели, решения задачи муниципальной программы (подпрограммы);

 – сумма значений.

Оценка значения i-го индикатора (показателя) муниципальной программы (подпрограммы) производится по формуле:

Si = (Fi /Pi)*100%,

где:

Fi – фактическое значение i-го индикатора (показателя) муниципальной программы;

Pi – плановое значение i-го индикатора (показателя) муниципальной программы (для индикаторов (показателей), желаемой тенденцией развития которых является рост значений) или: Si = (Pi / Fi) *100% (для индикаторов (показателей), желаемой тенденцией развития которых является снижение значений).

В случае превышения 100% выполнения расчетного значения показателя значение показателя принимается равным 100%.

1.2. Оценка степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств муниципального бюджета муниципальной программы (подпрограммы) определяется путем сопоставления фактических и плановых объемов финансирования муниципальной программы (подпрограммы) по формуле:

Fin = K / L*100%,

где:

Fin – уровень финансирования реализации мероприятий муниципальной программы (подпрограммы);

K – фактический объем финансовых ресурсов, направленный на реализацию мероприятий муниципальной программы (подпрограммы);

L – плановый объем финансовых ресурсов, предусмотренных на реализацию муниципальной программы (подпрограммы) на соответствующий отчетный период.

1.3. Оценка степени реализации мероприятий (достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации) муниципальной программы (подпрограммы) производится по следующей формуле:

n

Mer = (1/n) * (Rj*100%),

j=1

где:

Mer – оценка степени реализации мероприятий муниципальной программы (подпрограммы);

Rj – показатель достижения ожидаемого непосредственного результата j-го мероприятия муниципальной программы (подпрограммы), определяемый в случае достижения непосредственного результата в отчетном периоде как «1», в случае недостижения непосредственного результата - как «0»;

n – количество мероприятий, включенных в муниципальную программу (подпрограмму);

 – сумма значений.

1.4. Комплексная оценка эффективности реализации муниципальной программы (далее – «комплексная оценка») производится по следующей формуле:

O = (Cel + Fin + Mer)/3,

где: O – комплексная оценка.

2. Реализация муниципальной программы может характеризоваться:

высоким уровнем эффективности;

средним уровнем эффективности;

низким уровнем эффективности.

3. Муниципальная программа считается реализуемой с высоким уровнем эффективности, если комплексная оценка составляет 80 % и более.

Муниципальная программа считается реализуемой со средним уровнем эффективности, если комплексная оценка находится в интервале от 40 % до 80 %.

Если реализация муниципальной программы не отвечает приведенным выше диапазонам значений, уровень эффективности ее реализации признается низким.

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 020.040.030 Составление проекта бюджета. Прогноз социально-экономического развития. Бюджетное планирование.

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать