Loading

Как в официальных документах, так и в неофициальных источниках - прессе, публицистике, художественных произведениях - часто можно встретить понятие “нормативно-правовой акт”. Так называют официальные документы, созданные для регулирования разнообразных процессов в нем. Подавляющее большинство норм, используемых современным правом, изложены и закреплены именно в виде НПА.

Отличия нормативно-правовых актов

Чтобы понять всю суть понятия нормативно-правового акта, необходимо изучить все его отличительные особенности:

  • содержание данных документов всегда посвящено установке каких-либо норм всего общества или его отдельной части;
  • НПА может быть издан только организациями или должностными лицами, имеющими соответствующий объем власти и необходимые полномочия;
  • документы считаются официальными, то есть - принятыми в обществе и имеющими определенную силу, подразумевающими наказания за неисполнение норм;
  • создается и публикуется в строжайшем соответствии с принятой формой: имеет фиксированный набор реквизитов (номер, название, дату, место принятия, название издавшей организации и пр.). Содержание акта подразделяется согласно форме. После своего создания любой НПА проходит стандартизированную процедуру принятия, опубликования, вступления в силу;
  • все НПА страны обязательно согласованы по содержанию между собой, они образуют ее единую законодательную систему;
  • любой НПА обязательно должен публиковаться для своей целевой аудитории.

Классификация НПА

Существующие сегодня НПА, коих насчитываются многие тысячи, принято классифицировать по нескольким основным видам критериев:

  • инициатор принятия новой нормы (это может быть уполномоченный орган государства, любая общественная организация или в целом народ (в ходе референдума);
  • зона действия акта (относительно нее НПА могут быть федеральными, региональными, муниципальными и локальными (отдельных организаций, объединений);
  • время, в течение которого акт планируется оставлять в силе (определенный период или неопределенно длительный).

Разделение НПА по юридической силе

Помимо вышеназванных критериев классификации НПА существует и еще один - самых значимый. Его выделяют отдельно, т.к он имеет ключевую важность для всей законодательной системы. Итак, речь идет о юридической силе. Этот признак конкретного акта зависит от того, какой орган издал его. Согласно правилам, установленным в РФ, акты нижестоящих организаций наделяются меньшей юридической силой, чем те, что выпущены вышестоящими органами. Исходя из этого принципа, все НПА делятся на законы и подзаконные акты.

Законы - это официальные нормы, обладающие максимальной силой. Их принимают только Государственная Дума или общество в ходе референдума. Внутри группы законов существует и своя градация относительно степени силы нормы:

  • Конституция - верховный НПА, определяющий главные признаки государства (строй, политику, свободы и права всех граждан);
  • Федеральные конституционные законы (подробно рассматривают каждое из общих положений Конституции);
  • Федеральные законы - нормы для различных сфер жизни общества, адресованные всем регионам страны;
  • Законы субъектов РФ - нормы для конкретных регионов.

Подзаконными актами называют документы, содержание которых представляет собой более подробную и расширенную, но не противоречащую закону выдержку из него. Соответственно, юридическая сила таких актов меньше, чем у законов. Подразделяются ПА также относительно аудитории, для которой предназначены:

Материал подготовлен пресс-службой сайта Jurdocs.ru
Ссылка на первоисточник обязательна.

Полезная информация

Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать