Основная информация

Дата опубликования: 09 ноября 2017г.
Номер документа: В201705496
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: АПЕЛЛЯЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В201705496

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 29.10.2018, N 11, (Извлечение)

АПЕЛЛЯЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

09.11.2017 N АПЛ17-354

ПРИКАЗ МИНПРИРОДЫ РОССИИ ОТ 30 ДЕКАБРЯ 2016 Г. N 720

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ И (ИЛИ)

ТЕРРИТОРИЙ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ В 2017 ГОДУ

НЕ ДОПУСКАЕТСЯ ПОДАЧА ЗАЯВОК НА ПОЛУЧЕНИЕ ПРАВА

ПОЛЬЗОВАНИЯ УЧАСТКОМ НЕДР В ЦЕЛЯХ ГЕОЛОГИЧЕСКОГО

ИЗУЧЕНИЯ, ВКЛЮЧАЮЩЕГО ПОИСКИ И ОЦЕНКУ МЕСТОРОЖДЕНИЙ

ТВЕРДЫХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ ИЛИ УГЛЕВОДОРОДНОГО

СЫРЬЯ, ПРОВОДИМОГО ЗА СЧЕТ СОБСТВЕННЫХ (В ТОМ ЧИСЛЕ

ПРИВЛЕЧЕННЫХ) СРЕДСТВ ЗАЯВИТЕЛЕЙ, В ПОРЯДКЕ,

ПРЕДУСМОТРЕННОМ РАЗДЕЛАМИ 4 И 5 ПОРЯДКА РАССМОТРЕНИЯ

ЗАЯВОК НА ПОЛУЧЕНИЕ ПРАВА ПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДРАМИ

ДЛЯ ГЕОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ НЕДР (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ НЕДР

НА УЧАСТКАХ НЕДР ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ И УЧАСТКАХ НЕДР

МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ), УТВЕРЖДЕННОГО ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА

ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОТ 10 НОЯБРЯ 2016 Г. N 583" ПРИЗНАН НЕДЕЙСТВУЮЩИМ СО ДНЯ

ПРИНЯТИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АПЕЛЛЯЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ

ВЕРХОВНОГО СУДА РФ

(Извлечение)

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России) приказом от 30 декабря 2016 г. N 720 утвердило перечень полезных ископаемых и (или) территорий, в отношении которых в 2017 году не допускается подача заявок на получение права пользования участком недр в целях геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений твердых полезных ископаемых или углеводородного сырья, проводимого за счет собственных (в том числе привлеченных) средств заявителей, в порядке, предусмотренном разделами 4 и 5 Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения), утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10 ноября 2016 г. N 583 (далее - Приказ N 720).

Акционерное общество "Росгеология" (далее - Общество), являющееся недропользователем и осуществляющее геологоразведочные работы на территории Российской Федерации, обратилось в Верховный Суд РФ с административным исковым заявлением, в котором просило признать Приказ N 720 недействующим, ссылаясь на то, что оспариваемый акт не прошел государственную регистрацию нормативных правовых актов, предусмотренную Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009, и не был опубликован официально для всеобщего сведения в нарушение п. 8 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", а также противоречит ст. 14 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), пп. 4.7, 5.7 Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения), утвержденного приказом Минприроды России от 10 ноября 2016 г. N 583 (далее - Порядок).

Решением Верховного Суда РФ от 30 июня 2017 г. в удовлетворении административного искового заявления о признании Приказа N 720 недействующим Обществу отказано.

В апелляционной жалобе Общество, не соглашаясь с таким решением, просило его отменить ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела и принять по делу новое решение - об удовлетворении административного иска.

Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ 9 ноября 2017 г. решение суда отменила по следующим основаниям.

Отказывая Обществу в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции указал в решении, что Приказ N 720 является организационно-распорядительным актом, не имеющим нормативного характера, утвержденный им перечень содержит конкретные наименования полезных ископаемых (янтарь, нефрит, уголь каменный, уголь бурый, фосфаты и соли калийные природные, углеводородное сырье) и территорий, в отношении которых в 2017 году не допускается заявительный (упрощенный) порядок получения права пользования участками недр в целях геологического изучения, и не может рассматриваться как нарушающий права административного истца на пользование недрами.

С таким выводом Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ согласиться не может, так как он не соответствует обстоятельствам административного дела и сделан с нарушением норм процессуального права.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 31 марта 2015 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 4 статьи 2 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации" и абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Газпром нефть" разъяснил, что под нормативным правовым актом понимается письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм, а под правовой нормой - общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.

Согласно разъяснению Пленума Верховного Суда РФ, содержащемуся в постановлении от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Как следует из п. 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2015 г. N 1219, Приказ N 720 принят управомоченным органом - федеральным органом исполнительной власти (Минприроды России), обладающим полномочиями по нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности. Его издание предусмотрено п. 1.18 Порядка.

Оспариваемый акт содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, которые могут являться пользователями недр в силу ч. 1 ст. 9 Закона о недрах, закрепляющей, что пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.

Приказ N 720 рассчитан на неоднократное применение в 2017 году и направлен на урегулирование общественных отношений, связанных с пользованием недрами в целях геологического изучения. Оспариваемый акт фактически вводит запрет на подачу соответствующих заявок на определенных территориях и в отношении конкретных видов полезных ископаемых, тем самым ограничивая права всех заинтересованных лиц на пользование недрами.

При этом Приказ N 720 не затрагивает оперативные и другие текущие вопросы организации деятельности Минприроды России, как ошибочно указал суд первой инстанции в обжалуемом решении.

Таким образом, Приказ N 720 является нормативным правовым актом.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Согласно подп. "г" п. 2 ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд обязан выяснить, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок их опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу.

Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 в пп. 8, 9, 10 предусмотрено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в течение 10 дней после дня их государственной регистрации подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" или на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru). Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний.

Обязательность государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций, имеющих межведомственный характер, независимо от срока их действия закреплена в Правилах подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009. Государственная регистрация таких актов осуществляется Минюстом России (пп. 10, 11).

Поскольку Приказ N 720 затрагивает право пользования недрами субъектами предпринимательской деятельности, в том числе гражданами Российской Федерации, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, иностранными гражданами, он подлежал государственный регистрации в Минюсте России.

Однако из материалов дела следует, что Приказ N 720 не был зарегистрирован в Минюсте России и официально не опубликован в установленном порядке в нарушение ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации, а также приведенных выше положений Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 и постановления Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009.

В пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части разъяснено, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования. Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.

С учетом изложенного Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ решение Верховного Суда РФ от 30 июня 2017 г. отменила и приняла по административному делу новое решение, которым административное исковое заявление акционерного общества "Росгеология" удовлетворила, признав недействующим со дня принятия настоящего определения приказ Минприроды России от 30 декабря 2016 г. N 720 "Об утверждении перечня полезных ископаемых и (или) территорий, в отношении которых в 2017 году не допускается подача заявок на получение права пользования участком недр в целях геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений твердых полезных ископаемых или углеводородного сырья, проводимого за счет собственных (в том числе привлеченных) средств заявителей, в порядке, предусмотренном разделами 4 и 5 Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения), утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10 ноября 2016 г. N 583".

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 11 от 29.10.2018 Стр. 8
Рубрики правового классификатора: 010.140.020 Порядок подготовки и рассмотрения проектов нормативных правовых актов (см. также 190.020.040, 190.020.050), 010.140.030 Порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов, 020.010.040 Федеральные органы исполнительной власти, 020.060.050 Производство по делам об административных правонарушениях, 020.060.070 Отдельные виды административных правонарушений, 030.090.080 Право собственности и другие вещные права на землю и иные природные ресурсы (см. также 110.020.070, 110.030.040, 110.030.050, 110.040.060, 110.050.060, 110.060.050, 110.060.060, 110.070.030, 110.080.030), 090.020.010 Геология, 110.030.020 Полномочия государственных органов и органов местного самоуправления в области использования и охраны недр. Контроль за охраной и использованием недр (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050), 110.030.050 Пользование недрами. Виды пользования (см. также 030.090.080), 110.030.060 Возникновение и прекращение права пользования недрами, 110.030.080 Рациональное использование и охрана недр (см. также 200.150.020), 190.020.060 Государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (см. также 010.140.030)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать