Основная информация

Дата опубликования: 25 сентября 2014г.
Номер документа: В201406320
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: АПЕЛЛЯЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В201406320

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 22.01.2015, N 2, (Извлечение)

АПЕЛЛЯЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25.09.2014 N АПЛ14-393

АБЗАЦ 6 П. 4.1.2 САНИТАРНЫХ ПРАВИЛ И НОРМ 2.1.5.980-00

"ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОХРАНЕ ПОВЕРХНОСТНЫХ ВОД",

УТВЕРЖДЕННЫХ ГЛАВНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ САНИТАРНЫМ

ВРАЧОМ РФ 22 ИЮНЯ 2000 Г., И П. 3.3.3.4 САНИТАРНЫХ ПРАВИЛ

И НОРМ 2.1.4.1110-02 "ЗОНЫ САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ ИСТОЧНИКОВ

ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДОПРОВОДОВ ПИТЬЕВОГО НАЗНАЧЕНИЯ",

УТВЕРЖДЕННЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ГЛАВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

САНИТАРНОГО ВРАЧА РФ ОТ 14 МАРТА 2002 Г. N 10, В ЧАСТИ,

РАЗРЕШАЮЩЕЙ СБРОС ХОЗЯЙСТВЕННЫМИ И ИНЫМИ ОБЪЕКТАМИ,

КОТОРЫЕ ВВЕДЕНЫ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ИЛИ РАЗРЕШЕНИЕ

НА СТРОИТЕЛЬСТВО КОТОРЫХ ВЫДАНО ПОСЛЕ 31 ДЕКАБРЯ 2006 Г.,

ПРОМЫШЛЕННЫХ, СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ, ГОРОДСКИХ

СТОЧНЫХ ВОД В ПРЕДЕЛАХ ВТОРОГО ПОЯСА ЗОН САНИТАРНОЙ

ОХРАНЫ ИСТОЧНИКОВ ПИТЬЕВОГО И ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОГО

ВОДОСНАБЖЕНИЯ, ПРИЗНАНЫ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ

(Извлечение)

Санитарные правила и нормы 2.1.5.980-00 "Гигиенические требования к охране поверхностных вод" утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 22 июня 2000 г. (далее - СанПиН 2.1.5.980-00).

Согласно абз. 6 п. 4.1.2 СанПиН 2.1.5.980-00 не допускается сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских сточных вод, а также организованный сброс ливневых сточных вод в пределах второго пояса зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, если содержание в них загрязняющих веществ и микроорганизмов превышает установленные данными Санитарными правилами гигиенические нормативы.

Санитарные правила и нормы 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 г. N 10 (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02).

В соответствии с п. 3.3.3.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 в границах второго пояса зоны санитарной охраны запрещается сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских и ливневых сточных вод, содержание в которых химических веществ и микроорганизмов превышает установленные санитарными правилами гигиенические нормативы качества воды.

К. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующими абз. 6 п. 4.1.2 СанПиН 2.1.5.980-00 и п. 3.3.3.4 СанПиН 2.1.4.1110-02. В обоснование своих требований он указал, что оспариваемые положения противоречат ч. 3 ст. 44 Водного кодекса РФ, устанавливающей полный запрет на сброс сточных вод в водные объекты, расположенные в границах зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения; ссылался также на ст. 6-4 Федерального закона от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации", согласно которой сброс сточных вод в водные объекты, расположенные в границах второго и третьего поясов зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, допускается с соблюдением санитарных правил и норм только тем хозяйственным и иным объектам, которые введены в эксплуатацию до введения в действие Водного кодекса РФ.

Решением Верховного Суда РФ от 27 мая 2014 г. в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционной жалобе К., не соглашаясь с решением суда, просил о его частичной отмене и принятии по делу нового решения о признании абз. 6 п. 4.1.2 СанПиН 2.1.5.980-00 и п. 3.3.3.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 недействующими в части, разрешающей хозяйственным и иным объектам, введенным и вводимым в эксплуатацию после 2006 года, сбрасывать отвечающие гигиеническим нормативам сточные воды в зонах санитарной охраны питьевых источников. В обоснование жалобы заявитель ссылался на то, что для хозяйственных и иных объектов, введенных в эксплуатацию после 2006 года, сброс сточных вод в зонах санитарной охраны питьевых источников запрещен, однако судом при разрешении дела данное обстоятельство не учтено; указывал, что никакие санитарно-эпидемиологические требования к сбросу сточных вод в водные объекты, расположенные в границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не могут быть установлены; полагал, что судом неправильно истолкованы нормы материального права.

Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ 25 сентября 2014 г. апелляционную жалобу удовлетворила по следующим основаниям.

Водный кодекс РФ (далее - Кодекс) в п. 19 ст. 1 определяет сточные воды как дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.

Статья 37 Кодекса, закрепляя цели водопользования, к которым относится и сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, устанавливает приоритет использования водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями водопользования.

Приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения отражен и в других положениях Кодекса.

Так, в чч. 1 и 2 ст. 43 Кодекса предусмотрено, что для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В силу п. 1 ч. 3 ст. 44 Кодекса сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, запрещается.

Таким образом, Кодекс не допускает использования водных объектов, расположенных в границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, для сброса сточных, в том числе дренажных, вод. Исключение из данной нормы содержится лишь в ст. 64 Федерального закона от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ, закрепляющей, что сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах второго и третьего поясов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, хозяйственными и иными объектами, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до введения в действие Кодекса, допускается с соблюдением санитарных правил и норм в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

В нарушение приведенных норм Кодекса и Федерального закона оспариваемые предписания СанПиН 2.1.5.980-00 и 2.1.4.1110-02 допускают сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских сточных вод, а также организованный сброс ливневых сточных вод хозяйственными и иными объектами, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано после введения в действие Кодекса (1 января 2007 г.), в водные объекты, расположенные в пределах второго пояса зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, если содержание в этих водах загрязняющих веществ и микроорганизмов не превышает установленные санитарными правилами гигиенические нормативы.

Довод суда первой инстанции о том, что сброс сточных вод, содержание в которых загрязняющих веществ и микроорганизмов не превышает установленные санитарными правилами гигиенические нормативы, в водные объекты, расположенные в границах второго пояса зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, разрешает ст. 18 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", признан ошибочным.

Согласно названной статье водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона, устанавливаются санитарными правилами. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.

Из приведенных законоположений, определяющих санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам, не следует, что они закрепляют иные требования к использованию водных объектов для сброса сточных, в том числе дренажных, вод, чем те, которые установлены Кодексом. Как уже отмечалось, Кодекс предусматривает полный запрет сброса сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Исключение федеральным законодателем сделано только в отношении хозяйственных и иных объектов, введенных в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до введения в действие Кодекса.

Следовательно, сброс сточных, в том числе дренажных, вод, соответствующих санитарным правилам и нормам, в водные объекты, расположенные в границах второго и третьего поясов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, возможен лишь перечисленными объектами. Такой сброс иными объектами недопустим.

[введено: 16.03.2015 редактор НЦПИ – Денисова Н.Н.]

[проверено: 31.03.2015 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 2 от 22.01.2015 Стр. 17
Рубрики правового классификатора: 020.010.040 Федеральные органы исполнительной власти, 020.030.080 Метрология. Пробирное дело, 020.060.050 Производство по делам об административных правонарушениях, 050.040.070 Водоснабжение, 090.010.030 Промышленная безопасность (см. 160.040.060), 090.010.060 Отходы промышленности. Вторичное сырье, 090.010.230 Иные отрасли промышленности, 090.040.020 Управление в сфере строительства (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050), 090.060.010 Общие положения, 090.120.020 Управление в сфере бытового обслуживания (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050), 110.010.030 Экологические права и обязанности граждан и юридических лиц, 110.010.090 Экологический контроль, 110.040.020 Полномочия государственных органов и органов местного самоуправления в области использования и охраны вод. Контроль за охраной водных объектов и водных ресурсов (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050), 110.040.030 Государственный учет поверхностных и подземных вод. Государственный водный кадастр. Водохозяйственные балансы. Мониторинг водных объектов, 110.040.070 Использование водных объектов, 110.040.100 Охрана водных объектов (см. также 200.150.020), 110.040.110 Разрешение споров о водопользовании. Ответственность за нарушение водного законодательства, 180.020.020 Федеральные суды Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать