Основная информация

Дата опубликования: 29 октября 2019г.
Номер документа: RU18000201901182
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Москва
Принявший орган: Министерство образования и науки Удмуртской Республики
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПРИКАЗ

от 29 октября 2019 г. № 1327

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

В соответствии со статьей 127 Семейного кодекса Российской Федерации, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года № 623 «Об утверждении требований к содержанию Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации» п р и к а з ы в а ю:

1. Утвердить Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Удмуртской  Республики от 19 апреля 2016 года № 271 «Об утверждении порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей».

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

И.о. министра

И.Г. Крохина

Утверждена

приказом Министерства

образования и науки

Удмуртской Республики

от 29.10.2019 г. № 1327

Программа

подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

1. Общие положения

Настоящая программа разработана в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года № 623 «Об утверждении требований к содержанию Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации».

Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, определяют структуру и содержание программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), создать приемную семью (далее – программа).

Цель программы: содействие развитию семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Задачи программы:

1. Познакомить лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с законодательной базой.

2. Сформировать представления об особенностях физического и психического развития и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3. Познакомить с условиями успешного воспитания приемных детей в семьях.

4. Познакомить с методами семейного воспитания, опытом успешных семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

5. Научить анализу семейных ситуаций, сформировать способность к принятию педагогически оправданных решений в конфликтных ситуациях.

6. Обеспечить комплексное обучение, включая консультирование по психологическим, социально-педагогическим, юридическим и медицинским проблемам.

              Программа опирается на общепринятые психолого-педагогические принципы: возрастной, педагогической и социальной психологии; приоритетности интересов детей, обеспечение государством их защиты; гуманизма; открытости; ценностного подхода; целесообразности.

Участники программы: лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), создать приемную семью) (далее соответственно - кандидаты в приемные родители, приемные родители, приемный ребенок). В реализации программы принимают участие квалифицированные специалисты (психологи, юристы, социальные педагоги, медицинские работники).

Кандидатам в приемные родители необходимо понимать, что воспитание приемных детей отличается от воспитания родных, несмотря на то, что задачи воспитания и родных, и приемных детей одинаковы. Поэтому им необходимо знать, как помочь этим детям, как правильно построить воспитание с учетом их психологических особенностей развития, как оказать первую медицинскую помощь, как разрешить конфликтную ситуацию. Знание психологии ребенка, умение педагогически правильно выстраивать с ним отношения позволяет наиболее успешному воспитанию, избежать конфликтов и проблем.

Программа курса предполагает использование разнообразных методов просветительской работы: беседа, мини-лекции, семинары, тестирование с последующим анализом результатов, тренинги, анализ психолого-педагогических ситуаций; решение психолого-педагогических задач, моделирование ситуаций. Формы организации курса: индивидуальные занятия, занятия в подгруппе, дистанционное обучение.

Курс рассчитан на 54 академических часа, в том числе 43 часа отведено практическим занятиям (тренингам), индивидуальному консультированию (собеседованию), итоговой аттестации.

Программа осваивается по очно-заочной форме обучения.

Подготовка кандидатов в приемные родители завершается итоговой аттестацией и выдачей документа о прохождении программы подготовки в форме свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации.

Учебно-тематический  план

№ п/п

Разделы

Количество  часов

Форма проведения

всего

в том  числе

лекции

Семинары-тренинги

Индивидуальное  консультирование

1

Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители

6

1

2

3

очная

2

Представление о потребностях развития приемного ребенка и о необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации кандидатов  в приемные родители

4

1

3

очная, очно-заочная

3

Этапы развития ребенка

4

1

3

очная

4

Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка

3

1

2

очная, очно-заочная

5

Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)

5

1

4

очная, очно-заочная

6

Адаптация приемного ребенка, приемных родителей и  членов их семьи

5

1

4

очная, очно-заочная

7

«Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка

5

1

4

очная

8

Обеспечение безопасности приемного ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинение вреда здоровью ребенка

3

1

2

очная, очно-заочная

9

Особенности полового воспитания приемного ребенка

3

1

2

очная

10

Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации приемного ребенка

6

1

4

1

очная, очно-заочная

11

Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан

3

1

2

очная, очно-заочная

12

Взаимодействие приемных родителей  с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям

3

3

очная

13

Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители

3

2

1

очная

14

Итоговая аттестация

1

1

очная

15

всего

54

11

37

6

2. Содержание программы

2.1. Введение в курс подготовки кандидатов  в приемные родители

Данный раздел включает в себя:

а) содержание, цели и этапы проведения подготовки кандидатов в приемные родители;

б) задачи подготовки:

- выявление и формирование воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создание безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;

- оказание помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;

- ознакомление кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;

- формирование у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;

- формирования у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;

- ознакомление кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами «трудного» поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;

- ознакомление кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;

- ознакомления кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей;

в) понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в приемные родители);

г) причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей;

д) общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Диагностический этап подготовки кандидатов в приемные родители (с согласия кандидатов в приемные родители). В ходе диагностических исследований:

- изучаются личностные качества потенциального замещающего родителя, профессиональная и личностная готовность к выполнению роли родителя, внутрисемейные отношения;

- выявляются истинные мотивы принятия ребенка в семью, характерные установки на воспитание приемного ребенка, критерии успешности и факторы риска функционирования потенциальной замещающей семьи.

2.2. Представление о потребностях развития приемного ребенка

и необходимых компетенциях приемных родителей.

Понятие о мотивации кандидатов  в приемные родители

Данный раздел включает в себя:

изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные  родители необходимости их обеспечивать;

проведение оценки кандидатами в приемные  родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы;

проведение оценки кандидатами в приемные  родители имеющихся у них компетенций по воспитанию  приемного ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.

2.3. Этапы развития ребенка

Данный раздел включает в себя следующие темы:

психическое развитие ребенка в соответствии с возрастной периодизацией развития  детей;

понятие социальной ситуации развития ребенка, ведущего вида деятельности, возрастных  новообразований, кризисных периодов развития  ребенка. Основные сферы развития ребенка (физическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное, сексуальное развитие), их  взаимосвязь.

общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество);

роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.

2.4. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося

без попечения родителей, подвергавшегося жестокому

обращению. Диспропорции развития ребенка

Данный раздел включает в себя следующие темы:

виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка;

диспропорции развития ребенка; понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличия;

семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение;

оценка кандидатами в приемные  родители своих возможностей в  воспитании ребенка, пережившего жестокое обращение.

2.5. Последствия от разрыва с кровной семьей для развития

ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения

привязанности, особенности переживания горя и потери,

формирование личной и семейной идентичности)

Данный раздел включает в себя следующие темы:

потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка;

причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей;

типы «нарушенной привязанности» (понятия «негативной (невротической) привязанности», «амбивалентной привязанности», «избегающей привязанности», «дезорганизованной привязанности»);

понятие «горя и потери» в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа от  приемного ребенка приемными родителями.

2.6. Адаптация приемного ребенка, приемных родителей

и  членов их семьи

Данный раздел включает в себя следующие темы:

особенности ожидания приемных родителей, страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации, подготовка родственников, в том  числе  родных  детей, к появлению приемного ребенка;

типичные ошибки воспитания  приемными родителями, проблемы различия в восприятии поступков родного и приемного ребенка, различия в управлении поведением ребенка, выросшего в семье, и ребенка, помещенного в приемную семью, проблема различий интерпретирования указаний родителя приемными и родными детьми;

особенности первых контактов с ребенком, организация первых дней  приемного ребенка дома, способы и приемы  преодоление напряжения и снятие тревоги, разрешение конфликтов и преодоление трудного поведения детей, техники эмоциональной саморегуляции;

этапы адаптационного периода, чувства и переживания ребенка, приходящего в семью, способы преодоления трудностей адаптации;

задачи приемных родителей и  членов  их семьи в процессе адаптации семьи и  приемного ребенка (перераспределение ролей, учет индивидуальных особенностей ребенка, знакомство ребенка с правилами и традициями приемной семьи, организация быта, учебы, отдыха, охраны здоровья, контакта с родными и сверстниками);

изменение семейной системы после помещения ребенка в  приемную семью и прохождения ребенком возрастных этапов развития. Прогнозирование таких изменений;

тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный;

основные причины  возвратов   детей из приемных семей;

   роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации приемного ребенка в приемной семье.

2.7. «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления

«трудным» поведением ребенка

Данный раздел включает в себя следующие темы:

формы «трудного» поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними;

эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка;

причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм;

понимание лицами, взявшими на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с «трудным» поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем «трудного» поведения могут помочь специалисты;

преодоление проблем воспитания «трудного ребенка» в зависимости от его  возрастных  особенностей;

формирование моральных норм у ребенка. Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм. Понимание приемными родителями, каким образом у ребенка формируется способность к этической  оценке своего поведения и какими могут быть  сдерживающие факторы.

2.8. Обеспечение безопасности приемного  ребенка. Меры по предотвращению

рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка

Данный раздел включает в себя следующие темы:

охрана  здоровья  ребенка и  здоровый  образ жизни;

создание безопасных условий для воспитания  приемного ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством);

способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним;

предотвращение рисков жестокого обращения с  приемным ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах;

медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.

2.9. Особенности полового воспитания приемного ребенка

Данный раздел включает в себя следующие темы:

возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения;

половое  воспитание в  приемной  семье. Формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности;

роль сверстников, приемных родителей, педагогов, средств массовой информации в  формировании  полового самосознания ребенка;

влияние наследственности, наиболее часто встречающиеся генетические заболевания и их диагностика;

гигиенические требования к уходу за ребенком;

мотивация и нравственная сторона сексуальной активности в подростковом и юношеском возрасте;

способы защиты ребенка от сексуального насилия.

2.10. Роль семьи в обеспечении потребностей развития

и реабилитации приемного ребенка

Данный раздел включает в себя следующие темы:

особенности общения и взаимодействия в семье: семейные границы, эмоциональная близость,  семейная иерархия и семейные роли, семейные правила;

родительское отношение к приемному ребенку и его влияние на формирование личности и характера ребенка;

стабильность отношений в приемных семьях;

способы реагирования приемной семьи на стрессовые ситуации;

социальные связи приемной семьи;

система внешней поддержки и собственные ресурсы приемной семьи;

приемная семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции;

понимание всеми членами приемной семьи проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон;

опыт воспитания  родных и приемных  детей

устройство детей с особыми  потребностями в приемные семьи.

2.11. Основы законодательства Российской Федерации

об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей,

на воспитание в семьи граждан

Данный раздел включает в себя следующие темы:

правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью;

формы семейного устройства; различия между формами семейного устройства;

требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к к кандидатам в приемные родители;

порядок представления кандидатам в приемные родители заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем;

порядок представления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка;

порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения;

порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией документов на ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью, в зависимости от формы устройства;

порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в приемную семью;

меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в приемную семью, в зависимости от формы семейного устройства;

защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка;

порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания приемного ребенка в приемной семье; порядок представления приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом;

правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей;

порядок возмещения ущерба, нанесенного приемным ребенком приемной семье, приемной семьей приемному ребенку, третьими лицами приемной семье и приемному ребенку;

последствия отмены усыновления, опеки и попечительства;

порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.

2.12. Взаимодействие приемных родителей с органами опеки

и попечительства и иными организациями, предоставляющими

услуги детям и семьям

Данный раздел включает в себя следующие темы:

родительские и профессиональные функции приемной семьи;

взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия;

информирование кандидатов  в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей по месту их проживания;

взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом;

взаимодействие приемных семей друг с другом (организация клубов, встреч, круглых столов);

организация сопровождения приемной семьи, в том  числе  принявшей  приемного ребенка  с ограниченными  возможностями здоровья. Роль уполномоченных организаций по  сопровождению  приемных семей.

2.13. Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители

Данный раздел включает в себя следующие темы:

обсуждение результатов освоения курса подготовки  кандидатов  в приемные родители, выполнения домашних заданий;

обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители;

проведение самооценки кандидатов в приемные родители, и выявление их готовности к приему ребенка на воспитание;

составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов  в приемные родители к приему приемных детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатов  в приемные родители по их желанию).

3. Требования к уровню подготовки кандидатов  в приемные родители, успешно освоивших программу

Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие Программу, по завершении курса должны иметь четкое представление:

о системе защиты прав детей, формах устройства приемного ребенка на воспитание в семью;

об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую кандидаты в приемные родители берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;

о правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его безопасности как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;

о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка;

о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых лицу, взявшему на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

о порядке контактов ребенка с кровными родителями и родственниками.

Кандидаты в замещающие родители, успешно освоившие Программу, должны знать:

свои права и обязанности как приемных родителей в отношении приемного ребенка;

закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;

важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;

причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;

о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежении нуждами ребенка, разлуки с семьей на психофизическое развитие и поведение ребенка;

санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;

способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;

возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье.

Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие Программу, должны уметь:

использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;

видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка;

рассматривать «трудное» поведение  приемного ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;

выбирать способы реагирования на «трудное» поведение  приемного ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;

осознать природу своих чувств по поводу «трудного» поведения приемного ребенка;

быть готовыми оказать поддержку приемному ребенку, переживающему горе и потерю;

предотвращать риск жестокого обращения с приемным ребенком в своей семье;

оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия  приемного ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;

преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни приемного  ребенка;

прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;

оценивать воспитательский ресурс своей семьи;

быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания приемного ребенка;

ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и приемным родителям;

заботиться о здоровье приемного ребенка;

соблюдать конфиденциальность в отношении приемного ребенка;

понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.

4.  Итоговая  аттестация

Итоговая аттестация по программе проводится в форме собеседования по темам программы с применением заданий в виде открытых вопросов и вопросов с предлагаемыми вариантами ответов (тест). Кроме вопросов по темам программы в итоговую аттестацию входит практическое задание (разбор проблемной ситуации).

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 12.11.2019
Рубрики правового классификатора: 040.000.000 Семья

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать