Основная информация
Дата опубликования: | 26 октября 2006г. |
Номер документа: | RU52000200600522 |
Текущая редакция: | 15 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Москва |
Принявший орган: | Законодательное собрание Нижегородской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Законы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН
от 26 октября 2006 года № 121-З
О КОМИССИЯХ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Принят Законодательным Собранием 19 октября 2006 года
(в редакции Законов Нижегородской области от 07.09.2007 № 113-З, от 27.11.2007 № 159-З, от 08.11.2010 № 172-З, от 01.06.2011 № 72-З, 31.10.2012 № 143-З, от 02.07.2013 № 91-З, от 02.07.2014 № 87-З, от 10.09.2014 № 119-З, от 01.04.2015 № 36-З, от 28.09.2015 № 138-З, от 06.12.2017 № 154-З, от 02.10.2018 № 86-З, от 02.10.2020 № 112-З, от 25.12.2020 № 164-З)
(преамбула в ред. Закона НО от 02.07.2013 № 91-З)
Настоящий Закон определяет порядок образования и осуществления деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Нижегородской области.
Статья 1. Правовая основа деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Нижегородской области
Правовую основу деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Нижегородской области (далее - Комиссии) составляют Конституция Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав Нижегородской области, настоящий Закон, другие законы Нижегородской области и иные нормативные правовые акты Нижегородской области.
Статья 2. Цели Комиссий
(ст.2 в новой ред. - Закон НО от 02.07.2013 № 91-З)
Комиссии создаются в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по:
1) предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому;
2) обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
3) социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
(п. 4 в новой ред. - Закон НО от 06.12.2017 № 154-З)
4) выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.
Статья 3. Статус и система Комиссий
1. Комиссии являются постоянно действующими коллегиальными органами в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
2. Систему Комиссий составляют:
1) комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Нижегородской области (далее - областная Комиссия);
2) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в муниципальных районах, муниципальных округах, городских округах Нижегородской области (далее также - муниципальная Комиссия).
(пункт 2 в редакции Закона Нижегородской области от 25.12.2020 № 164-З)
(ч.21 внесена Законом НО от 27.11.2007 № 159-З)
21. В городе Нижний Новгород муниципальные Комиссии образуются также в районах города.
3. Органы местного самоуправления муниципального района, муниципального округа, городского округа Нижегородской области наделяются законом Нижегородской области государственными полномочиями по созданию и организации деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
(часть 3 в редакции Закона Нижегородской области от 25.12.2020 № 164-З)
Статья 4. Порядок образования и состав Комиссий
1. Областная Комиссия образуется Правительством Нижегородской области (далее - Правительство области) в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.
В состав областной Комиссии входят представители органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, представители органов государственной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления, общественных организаций.
Положение об областной Комиссии, ее численный и персональный состав утверждаются Правительством области.
Организационное, правовое и информационно-аналитическое обеспечение деятельности областной Комиссии, контроль за выполнением ее решений осуществляются уполномоченным Правительством области органом исполнительной власти Нижегородской области.
2. Муниципальные Комиссии образуются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области по решению глав местных администраций муниципальных районов, муниципальных округов или городских округов Нижегородской области.
(абз.2 в ред. Закона НО от 02.07.2014 № 87-З)
(абз. 2 в ред. - Закон НО от 02.10.2018 № 86-З)
В состав муниципальной Комиссии входят: председатель - заместитель главы администрации муниципального района, муниципального округа или городского округа Нижегородской области (в районах города Нижний Новгород - глава администрации района города Нижний Новгород); заместитель председателя - представитель органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; ответственный секретарь - представитель органа местного самоуправления, обеспечивающего деятельность муниципальной Комиссии; члены комиссии - представители органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, органов местного самоуправления, общественных организаций.
Общее количество членов муниципальной Комиссии должно составлять не менее 9 человек.
Организационное, правовое и информационно-аналитическое обеспечение деятельности муниципальной Комиссии, контроль за выполнением ее решений осуществляет орган местного самоуправления, определяемый главой местной администрации соответствующего муниципального района, муниципального округа или городского округа Нижегородской области.
Положение о муниципальной Комиссии, ее численный и персональный состав утверждаются органом местного самоуправления соответствующего муниципального района, муниципального округа или городского округа Нижегородской области на основании примерного положения, принимаемого Правительством области.
(часть 2 в редакции Закона Нижегородской области от 25.12.2020 № 164-З)
Статья 5. Полномочия Комиссий
(ст.5 в ред. Закона НО от 08.11.2010 № 172-З)
(ст.5 в ред. Закона НО от 01.06.2011 № 72-З)
(статья 5 изложена в редакции Закона Нижегородской области от 02.10.2020 № 112-З)
1. К полномочиям областной Комиссии и муниципальных Комиссий относятся:
1) координация деятельности органов и учреждений системы профилактики по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям, осуществление мониторинга их деятельности в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области;
2) обеспечение осуществления мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;
3) анализ выявленных органами и учреждениями системы профилактики причин и условий безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, принятие мер по их устранению;
4) утверждение межведомственных планов (программ, порядков взаимодействия) по наиболее актуальным направлениям в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов;
5) участие в разработке и реализации целевых программ, направленных на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактику их безнадзорности и правонарушений;
6) принятие мер по совершенствованию деятельности органов и учреждений системы профилактики по итогам анализа и обобщения представляемых органами и учреждениями системы профилактики сведений об эффективности принимаемых ими мер по обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактике их безнадзорности и правонарушений;
7) принятие мер по совершенствованию взаимодействия органов и учреждений системы профилактики с социально ориентированными некоммерческими организациями, общественными объединениями и религиозными организациями, другими институтами гражданского общества и гражданами, по привлечению их к участию в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов, их социально-педагогической реабилитации;
8) утверждение состава межведомственных рабочих групп по изучению деятельности органов и учреждений системы профилактики и порядка их работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, а также деятельности по профилактике вовлечения несовершеннолетних в совершение правонарушений и антиобщественных действий, предупреждению случаев насилия и всех форм посягательств на жизнь, здоровье и половую неприкосновенность несовершеннолетних.
2. К полномочиям областной Комиссии наряду с полномочиями, указанными в части 1 настоящей статьи, относятся:
1) разработка и внесение в Правительство Нижегородской области предложений по осуществлению мероприятий в области защиты прав несовершеннолетних, профилактике их безнадзорности и правонарушений;
2) оказание методической помощи, осуществление информационного обеспечения и контроля за деятельностью муниципальных Комиссий в соответствии с законодательством Нижегородской области;
3) участие в разработке проектов нормативных правовых актов Нижегородской области, направленных на профилактику безнадзорности, беспризорности, антиобщественных действий и правонарушений несовершеннолетних, реабилитацию и ресоциализацию несовершеннолетних, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, защиту семьи с несовершеннолетними детьми, анализ их эффективности;
4) принятие на основании информации органов и учреждений системы профилактики о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, мер к устранению выявленных нарушений и недостатков, обеспечение конфиденциальности указанной информации при ее хранении и использовании;
5) принятие решения о допуске или недопуске к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних лиц, имевших судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям (за исключением лиц, лишенных права заниматься соответствующим видом деятельности по решению суда), с учетом вида и степени тяжести совершенного преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, формы вины, отнесения в соответствии с законом совершенного деяния к категории менее тяжких преступлений, обстоятельств, характеризующих личность, в том числе поведение лица после совершения преступления, отношение к исполнению трудовых обязанностей, а также с учетом иных факторов, позволяющих определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних. Указанное решение областной Комиссии может быть обжаловано в суд;
6) принятие мер по организации обобщения и распространения эффективного опыта работы органов и учреждений системы профилактики;
7) участие в работе по ресоциализации несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, несовершеннолетних, находящихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях, дислоцируемых в других субъектах Российской Федерации, и в установленном порядке посещение указанных учреждений;
8) осуществление иных полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области.
3. К полномочиям муниципальных Комиссий наряду с полномочиями, указанными в части 1 настоящей статьи, относятся:
1) подготовка совместно с соответствующими органами или учреждениями представляемых в суд материалов по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
2) принятие решения о даче согласия организациям, осуществляющим образовательную деятельность, на отчисление несовершеннолетних обучающихся, достигших возраста 15 лет и не получивших основного общего образования;
3) принятие решения о даче согласия, при наличии согласия родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего обучающегося и органа местного самоуправления муниципального образования Нижегородской области, осуществляющего управление в сфере образования, на оставление несовершеннолетним, достигшим возраста 15 лет, общеобразовательной организации до получения основного общего образования. Комиссии принимают совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, достигшего возраста 15 лет и оставившего общеобразовательную организацию до получения основного общего образования, и органами местного самоуправления муниципального образования Нижегородской области, осуществляющими управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок меры по продолжению освоения таким несовершеннолетним образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству;
4) обеспечение оказания помощи в бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, а также состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, оказание помощи по трудоустройству несовершеннолетних (с их согласия);
5) применение мер воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области;
6) принятие решения на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии о направлении несовершеннолетних в возрасте от 8 до 18 лет, нуждающихся в специальном педагогическом подходе, в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа с согласия родителей или иных законных представителей, а также самих несовершеннолетних в случае достижения ими возраста 14 лет;
7) принятие постановления об отчислении несовершеннолетних из специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа;
8) подготовка и направление в областную Комиссию и администрацию муниципального образования Нижегородской области в порядке, установленном законодательством Нижегородской области, отчетов о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории соответствующего муниципального образования;
9) рассмотрение информации (материалов) о фактах совершения несовершеннолетними, не подлежащими уголовной ответственности в связи с недостижением возраста наступления уголовной ответственности, общественно опасных деяний и принятие решения о применении к ним мер воздействия или о ходатайстве перед судом об их помещении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также ходатайств, просьб, жалоб и других обращений несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, относящихся к установленной сфере деятельности комиссий;
10) рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, их родителями (законными представителями) либо иными лицами, отнесенных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Кодексом Нижегородской области об административных правонарушениях к компетенции комиссий;
11) обращение в суд по вопросам возмещения вреда, причиненного здоровью несовершеннолетнего, его имуществу, и (или) морального вреда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
12) согласование представлений (заключений) администраций специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, вносимых в суды по месту нахождения указанных учреждений:
а) о продлении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа - не позднее чем за один месяц до истечения установленного судом срока пребывания несовершеннолетнего в указанном учреждении;
б) о прекращении пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии указанного учреждения - до истечения установленного судом срока, если несовершеннолетний не нуждается в дальнейшем применении этой меры воздействия (не ранее 6 месяцев со дня поступления несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа) или в случае выявления у него заболеваний, препятствующих содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа;
в) о переводе несовершеннолетнего в другое специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа - в связи с возрастом, состоянием здоровья, а также в целях создания наиболее благоприятных условий для его реабилитации;
г) о восстановлении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа - в случае его самовольного ухода из указанного учреждения, невозвращения в указанное учреждение из отпуска, а также в других случаях уклонения несовершеннолетнего от пребывания в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа;
13) принятие решения о даче совместно с соответствующей государственной инспекцией труда согласия на расторжение трудового договора с работниками в возрасте до 18 лет по инициативе работодателя (за исключением случаев ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя);
14) участие в разработке проектов нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
15) координация проведения органами и учреждениями системы профилактики индивидуальной профилактической работы в отношении категорий лиц, указанных в статье 5 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
16) утверждение межведомственных планов (программ) индивидуальной профилактической работы или принятие постановлений о реализации конкретных мер по защите прав и интересов детей в случаях, если индивидуальная профилактическая работа в отношении лиц, указанных в статье 5 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", требует использования ресурсов нескольких органов и (или) учреждений системы профилактики, и осуществление контроля их исполнения;
17) содействие привлечению социально ориентированных некоммерческих организаций и общественных объединений к реализации межведомственных планов (программ) индивидуальной профилактической работы;
18) осуществление иных полномочий, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области.
(статья 51 введена Законом Нижегородской области от 02.10.2020 № 112-З)
Статья 51. Вопросы обеспечения деятельности Комиссий
1. К вопросам обеспечения деятельности областной Комиссии и муниципальных Комиссий относятся:
1) подготовка и организация проведения заседаний и иных плановых мероприятий Комиссий;
2) осуществление контроля за своевременностью подготовки и представления материалов для рассмотрения на заседаниях Комиссий;
3) ведение делопроизводства Комиссии;
4) оказание консультативной помощи представителям органов и учреждений системы профилактики, а также представителям иных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и организаций, участвующим в подготовке материалов к заседанию комиссии, при поступлении соответствующего запроса;
5) участие в организации межведомственных мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе межведомственных конференций, совещаний, семинаров;
6) участие по приглашению органов и организаций в проводимых ими проверках, совещаниях, семинарах, коллегиях, конференциях и других мероприятиях по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
7) организация рассмотрения поступивших в Комиссию обращений граждан, сообщений органов и учреждений системы профилактики по вопросам, относящимся к ее компетенции;
8) осуществление сбора, обработки и обобщения информации, необходимой для решения задач, стоящих перед Комиссией;
9) осуществление сбора и обобщения информации о численности лиц, предусмотренных статьей 5 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", в отношении которых органами и учреждениями системы профилактики проводится индивидуальная профилактическая работа;
10) обобщение сведений о детской безнадзорности, правонарушениях несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов для представления на рассмотрение областной Комиссии с целью анализа ситуации;
11) подготовка информационных и аналитических материалов по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
12) организация по поручению председателя Комиссии работы экспертных групп, штабов, а также консилиумов и других совещательных органов для решения задач, стоящих перед Комиссией;
13) осуществление взаимодействия с федеральными государственными органами, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Нижегородской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, общественными и иными объединениями, организациями для решения задач, стоящих перед Комиссией;
14) направление запросов в федеральные государственные органы, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти Нижегородской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, организации, муниципальные Комиссии о представлении необходимых для рассмотрения на заседании Комиссии материалов (информации) по вопросам, отнесенным к ее компетенции;
15) обеспечение доступа к информации о деятельности Комиссии путем участия в подготовке публикаций и выступлений в средствах массовой информации, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" без использования в публикациях и выступлениях сведений, разглашение которых нарушает охраняемые законом права и интересы несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей.
2. К вопросам обеспечения деятельности областной Комиссии наряду с вопросами, указанными в части 1 настоящей статьи, относятся:
1) проведение анализа эффективности деятельности муниципальных Комиссий;
2) проведение анализа и (или) обобщение информации об исполнении поручений областной Комиссии, поступающей из муниципальных Комиссий;
3) участие в подготовке заключений на проекты нормативных правовых актов по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов при поступлении соответствующих проектов в областную Комиссию;
4) исполнение иных полномочий в рамках обеспечения деятельности областной Комиссии по реализации областной Комиссией полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области.
3. К вопросам обеспечения деятельности муниципальной Комиссии наряду с вопросами, указанными в части 1 настоящей статьи, относятся:
1) осуществление сбора и обобщения информации о численности несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, на территории муниципального образования;
2) подготовка и направление в областную Комиссию справочной информации, отчетов по вопросам, относящимся к компетенции муниципальной Комиссии;
3) участие в подготовке заключений на проекты нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
4) исполнение иных полномочий в рамках обеспечения деятельности муниципальной Комиссии по реализации муниципальной Комиссией полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области.
Статья 6. Основные права Комиссий
1. Областная Комиссия вправе:
1) в пределах своей компетенции запрашивать и получать от органов государственной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления, организаций необходимые для осуществления своих полномочий сведения;
2) создавать рабочие и экспертные группы по вопросам своей компетенции, привлекать в установленном порядке для подготовки информационных и методических материалов представителей органов государственной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления, организаций и граждан;
3) вносить предложения в органы государственной власти Нижегородской области по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
4) приглашать на свои заседания для получения информации по рассматриваемым вопросам должностных лиц, специалистов и граждан;
5) посещать в установленном порядке учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для проверки условий содержания, воспитания и обучения несовершеннолетних, а также обращения с несовершеннолетними в указанных учреждениях;
6) в пределах своей компетенции принимать правовые акты по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав.
2. Муниципальные Комиссии имеют право:
1) в пределах своей компетенции запрашивать и получать сведения, необходимые для осуществления своих полномочий, от органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, исполнительных органов местного самоуправления, организаций;
2) приглашать на свои заседания для получения информации по рассматриваемым вопросам должностных лиц, специалистов и граждан;
3) вносить предложения в органы государственной власти Нижегородской области, органы местного самоуправления, организации по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
4) применять меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области;
5) посещать в установленном порядке учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для проверки условий содержания, воспитания и обучения несовершеннолетних, а также обращения с несовершеннолетними в указанных учреждениях;
6) в пределах своей компетенции принимать правовые акты по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав.
(ч. 3 внесена- Закон НО от 02.10.2018 № 86-З)
3. Комиссии наряду с проведением индивидуальной профилактической работы вправе принять решение о проведении разъяснительной работы по вопросу о недопустимости совершения действий, ставших основанием для применения меры воздействия, и правовых последствиях их совершения. Указанная работа проводится в отношении:
1) несовершеннолетних:
а) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;
б) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию;
в) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
г) совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
2) родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, в случаях совершения ими в присутствии несовершеннолетнего противоправных и (или) антиобщественных действий, оказывающих отрицательное влияние на поведение несовершеннолетнего.
Статья 61. Постановления Комиссий
(ст.61 внесена Законом НО от 02.07.2013 № 91-З)
(ч. 1 ст. 6.1 в ред. Закона НО от 01.04.2015 № 36-З)
1. Комиссии принимают постановления по отнесенным к их компетенции в соответствии с частями 1 и 2 статьи 5 настоящего Закона вопросам, обязательные для исполнения органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
2. В постановлении Комиссии указываются выявленные нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, причины и условия, способствующие безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, меры по их устранению и сроки принятия указанных мер.
3. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обязаны сообщить Комиссии о принятых мерах по исполнению данного постановления в срок, указанный в постановлении.
Статья 7. Финансовое обеспечение деятельности Комиссий
1. Финансирование расходов, связанных с обеспечением деятельности Комиссий, осуществляется за счет средств областного бюджета.
2. Финансовое обеспечение деятельности муниципальных Комиссий осуществляется за счет субвенций, передаваемых местным бюджетам в соответствии с законом Нижегородской области о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по созданию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Статья 8. Советы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
1. В городских и сельских поселениях Нижегородской области могут быть образованы советы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - советы профилактики).
2. Советы профилактики являются консультативными органами при местных администрациях городских и сельских поселений Нижегородской области и действуют на общественных началах.
Персональный состав советов профилактики определяется главами соответствующих муниципальных образований.
3. Советы профилактики вправе:
1) участвовать в проводимых на территории соответствующих муниципальных образований мероприятиях по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
2) участвовать в выявлении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении;
3) участвовать в проведении индивидуально-профилактической и реабилитационной работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;
4) информировать правоохранительные органы и органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних о выявленных фактах нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних;
5) информировать соответствующие органы местного самоуправления, органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних о работе с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;
6) вносить предложения в органы государственной власти Нижегородской области, органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, органы местного самоуправления по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также защиты их прав и законных интересов.
Статья 9. Вступление в силу настоящего Закона
1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
2. Положения настоящего Закона, предусматривающие образование и деятельность муниципальных Комиссий, применяются со дня вступления в силу закона Нижегородской области о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по созданию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
И.о. Губернатора области
В.В. Клочай
Нижний Новгород
26 октября 2006 года
№ 121-З
НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН
от 26 октября 2006 года № 121-З
О КОМИССИЯХ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Принят Законодательным Собранием 19 октября 2006 года
(в редакции Законов Нижегородской области от 07.09.2007 № 113-З, от 27.11.2007 № 159-З, от 08.11.2010 № 172-З, от 01.06.2011 № 72-З, 31.10.2012 № 143-З, от 02.07.2013 № 91-З, от 02.07.2014 № 87-З, от 10.09.2014 № 119-З, от 01.04.2015 № 36-З, от 28.09.2015 № 138-З, от 06.12.2017 № 154-З, от 02.10.2018 № 86-З, от 02.10.2020 № 112-З, от 25.12.2020 № 164-З)
(преамбула в ред. Закона НО от 02.07.2013 № 91-З)
Настоящий Закон определяет порядок образования и осуществления деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Нижегородской области.
Статья 1. Правовая основа деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Нижегородской области
Правовую основу деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Нижегородской области (далее - Комиссии) составляют Конституция Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав Нижегородской области, настоящий Закон, другие законы Нижегородской области и иные нормативные правовые акты Нижегородской области.
Статья 2. Цели Комиссий
(ст.2 в новой ред. - Закон НО от 02.07.2013 № 91-З)
Комиссии создаются в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по:
1) предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому;
2) обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
3) социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
(п. 4 в новой ред. - Закон НО от 06.12.2017 № 154-З)
4) выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.
Статья 3. Статус и система Комиссий
1. Комиссии являются постоянно действующими коллегиальными органами в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
2. Систему Комиссий составляют:
1) комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Нижегородской области (далее - областная Комиссия);
2) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в муниципальных районах, муниципальных округах, городских округах Нижегородской области (далее также - муниципальная Комиссия).
(пункт 2 в редакции Закона Нижегородской области от 25.12.2020 № 164-З)
(ч.21 внесена Законом НО от 27.11.2007 № 159-З)
21. В городе Нижний Новгород муниципальные Комиссии образуются также в районах города.
3. Органы местного самоуправления муниципального района, муниципального округа, городского округа Нижегородской области наделяются законом Нижегородской области государственными полномочиями по созданию и организации деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
(часть 3 в редакции Закона Нижегородской области от 25.12.2020 № 164-З)
Статья 4. Порядок образования и состав Комиссий
1. Областная Комиссия образуется Правительством Нижегородской области (далее - Правительство области) в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.
В состав областной Комиссии входят представители органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, представители органов государственной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления, общественных организаций.
Положение об областной Комиссии, ее численный и персональный состав утверждаются Правительством области.
Организационное, правовое и информационно-аналитическое обеспечение деятельности областной Комиссии, контроль за выполнением ее решений осуществляются уполномоченным Правительством области органом исполнительной власти Нижегородской области.
2. Муниципальные Комиссии образуются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области по решению глав местных администраций муниципальных районов, муниципальных округов или городских округов Нижегородской области.
(абз.2 в ред. Закона НО от 02.07.2014 № 87-З)
(абз. 2 в ред. - Закон НО от 02.10.2018 № 86-З)
В состав муниципальной Комиссии входят: председатель - заместитель главы администрации муниципального района, муниципального округа или городского округа Нижегородской области (в районах города Нижний Новгород - глава администрации района города Нижний Новгород); заместитель председателя - представитель органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; ответственный секретарь - представитель органа местного самоуправления, обеспечивающего деятельность муниципальной Комиссии; члены комиссии - представители органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, органов местного самоуправления, общественных организаций.
Общее количество членов муниципальной Комиссии должно составлять не менее 9 человек.
Организационное, правовое и информационно-аналитическое обеспечение деятельности муниципальной Комиссии, контроль за выполнением ее решений осуществляет орган местного самоуправления, определяемый главой местной администрации соответствующего муниципального района, муниципального округа или городского округа Нижегородской области.
Положение о муниципальной Комиссии, ее численный и персональный состав утверждаются органом местного самоуправления соответствующего муниципального района, муниципального округа или городского округа Нижегородской области на основании примерного положения, принимаемого Правительством области.
(часть 2 в редакции Закона Нижегородской области от 25.12.2020 № 164-З)
Статья 5. Полномочия Комиссий
(ст.5 в ред. Закона НО от 08.11.2010 № 172-З)
(ст.5 в ред. Закона НО от 01.06.2011 № 72-З)
(статья 5 изложена в редакции Закона Нижегородской области от 02.10.2020 № 112-З)
1. К полномочиям областной Комиссии и муниципальных Комиссий относятся:
1) координация деятельности органов и учреждений системы профилактики по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям, осуществление мониторинга их деятельности в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области;
2) обеспечение осуществления мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;
3) анализ выявленных органами и учреждениями системы профилактики причин и условий безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, принятие мер по их устранению;
4) утверждение межведомственных планов (программ, порядков взаимодействия) по наиболее актуальным направлениям в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов;
5) участие в разработке и реализации целевых программ, направленных на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактику их безнадзорности и правонарушений;
6) принятие мер по совершенствованию деятельности органов и учреждений системы профилактики по итогам анализа и обобщения представляемых органами и учреждениями системы профилактики сведений об эффективности принимаемых ими мер по обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактике их безнадзорности и правонарушений;
7) принятие мер по совершенствованию взаимодействия органов и учреждений системы профилактики с социально ориентированными некоммерческими организациями, общественными объединениями и религиозными организациями, другими институтами гражданского общества и гражданами, по привлечению их к участию в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов, их социально-педагогической реабилитации;
8) утверждение состава межведомственных рабочих групп по изучению деятельности органов и учреждений системы профилактики и порядка их работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, а также деятельности по профилактике вовлечения несовершеннолетних в совершение правонарушений и антиобщественных действий, предупреждению случаев насилия и всех форм посягательств на жизнь, здоровье и половую неприкосновенность несовершеннолетних.
2. К полномочиям областной Комиссии наряду с полномочиями, указанными в части 1 настоящей статьи, относятся:
1) разработка и внесение в Правительство Нижегородской области предложений по осуществлению мероприятий в области защиты прав несовершеннолетних, профилактике их безнадзорности и правонарушений;
2) оказание методической помощи, осуществление информационного обеспечения и контроля за деятельностью муниципальных Комиссий в соответствии с законодательством Нижегородской области;
3) участие в разработке проектов нормативных правовых актов Нижегородской области, направленных на профилактику безнадзорности, беспризорности, антиобщественных действий и правонарушений несовершеннолетних, реабилитацию и ресоциализацию несовершеннолетних, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, защиту семьи с несовершеннолетними детьми, анализ их эффективности;
4) принятие на основании информации органов и учреждений системы профилактики о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, мер к устранению выявленных нарушений и недостатков, обеспечение конфиденциальности указанной информации при ее хранении и использовании;
5) принятие решения о допуске или недопуске к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних лиц, имевших судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям (за исключением лиц, лишенных права заниматься соответствующим видом деятельности по решению суда), с учетом вида и степени тяжести совершенного преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, формы вины, отнесения в соответствии с законом совершенного деяния к категории менее тяжких преступлений, обстоятельств, характеризующих личность, в том числе поведение лица после совершения преступления, отношение к исполнению трудовых обязанностей, а также с учетом иных факторов, позволяющих определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних. Указанное решение областной Комиссии может быть обжаловано в суд;
6) принятие мер по организации обобщения и распространения эффективного опыта работы органов и учреждений системы профилактики;
7) участие в работе по ресоциализации несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, несовершеннолетних, находящихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях, дислоцируемых в других субъектах Российской Федерации, и в установленном порядке посещение указанных учреждений;
8) осуществление иных полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области.
3. К полномочиям муниципальных Комиссий наряду с полномочиями, указанными в части 1 настоящей статьи, относятся:
1) подготовка совместно с соответствующими органами или учреждениями представляемых в суд материалов по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
2) принятие решения о даче согласия организациям, осуществляющим образовательную деятельность, на отчисление несовершеннолетних обучающихся, достигших возраста 15 лет и не получивших основного общего образования;
3) принятие решения о даче согласия, при наличии согласия родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего обучающегося и органа местного самоуправления муниципального образования Нижегородской области, осуществляющего управление в сфере образования, на оставление несовершеннолетним, достигшим возраста 15 лет, общеобразовательной организации до получения основного общего образования. Комиссии принимают совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, достигшего возраста 15 лет и оставившего общеобразовательную организацию до получения основного общего образования, и органами местного самоуправления муниципального образования Нижегородской области, осуществляющими управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок меры по продолжению освоения таким несовершеннолетним образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству;
4) обеспечение оказания помощи в бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, а также состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, оказание помощи по трудоустройству несовершеннолетних (с их согласия);
5) применение мер воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области;
6) принятие решения на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии о направлении несовершеннолетних в возрасте от 8 до 18 лет, нуждающихся в специальном педагогическом подходе, в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа с согласия родителей или иных законных представителей, а также самих несовершеннолетних в случае достижения ими возраста 14 лет;
7) принятие постановления об отчислении несовершеннолетних из специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа;
8) подготовка и направление в областную Комиссию и администрацию муниципального образования Нижегородской области в порядке, установленном законодательством Нижегородской области, отчетов о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории соответствующего муниципального образования;
9) рассмотрение информации (материалов) о фактах совершения несовершеннолетними, не подлежащими уголовной ответственности в связи с недостижением возраста наступления уголовной ответственности, общественно опасных деяний и принятие решения о применении к ним мер воздействия или о ходатайстве перед судом об их помещении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также ходатайств, просьб, жалоб и других обращений несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, относящихся к установленной сфере деятельности комиссий;
10) рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, их родителями (законными представителями) либо иными лицами, отнесенных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Кодексом Нижегородской области об административных правонарушениях к компетенции комиссий;
11) обращение в суд по вопросам возмещения вреда, причиненного здоровью несовершеннолетнего, его имуществу, и (или) морального вреда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
12) согласование представлений (заключений) администраций специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, вносимых в суды по месту нахождения указанных учреждений:
а) о продлении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа - не позднее чем за один месяц до истечения установленного судом срока пребывания несовершеннолетнего в указанном учреждении;
б) о прекращении пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии указанного учреждения - до истечения установленного судом срока, если несовершеннолетний не нуждается в дальнейшем применении этой меры воздействия (не ранее 6 месяцев со дня поступления несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа) или в случае выявления у него заболеваний, препятствующих содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа;
в) о переводе несовершеннолетнего в другое специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа - в связи с возрастом, состоянием здоровья, а также в целях создания наиболее благоприятных условий для его реабилитации;
г) о восстановлении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа - в случае его самовольного ухода из указанного учреждения, невозвращения в указанное учреждение из отпуска, а также в других случаях уклонения несовершеннолетнего от пребывания в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа;
13) принятие решения о даче совместно с соответствующей государственной инспекцией труда согласия на расторжение трудового договора с работниками в возрасте до 18 лет по инициативе работодателя (за исключением случаев ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя);
14) участие в разработке проектов нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
15) координация проведения органами и учреждениями системы профилактики индивидуальной профилактической работы в отношении категорий лиц, указанных в статье 5 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
16) утверждение межведомственных планов (программ) индивидуальной профилактической работы или принятие постановлений о реализации конкретных мер по защите прав и интересов детей в случаях, если индивидуальная профилактическая работа в отношении лиц, указанных в статье 5 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", требует использования ресурсов нескольких органов и (или) учреждений системы профилактики, и осуществление контроля их исполнения;
17) содействие привлечению социально ориентированных некоммерческих организаций и общественных объединений к реализации межведомственных планов (программ) индивидуальной профилактической работы;
18) осуществление иных полномочий, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области.
(статья 51 введена Законом Нижегородской области от 02.10.2020 № 112-З)
Статья 51. Вопросы обеспечения деятельности Комиссий
1. К вопросам обеспечения деятельности областной Комиссии и муниципальных Комиссий относятся:
1) подготовка и организация проведения заседаний и иных плановых мероприятий Комиссий;
2) осуществление контроля за своевременностью подготовки и представления материалов для рассмотрения на заседаниях Комиссий;
3) ведение делопроизводства Комиссии;
4) оказание консультативной помощи представителям органов и учреждений системы профилактики, а также представителям иных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и организаций, участвующим в подготовке материалов к заседанию комиссии, при поступлении соответствующего запроса;
5) участие в организации межведомственных мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе межведомственных конференций, совещаний, семинаров;
6) участие по приглашению органов и организаций в проводимых ими проверках, совещаниях, семинарах, коллегиях, конференциях и других мероприятиях по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
7) организация рассмотрения поступивших в Комиссию обращений граждан, сообщений органов и учреждений системы профилактики по вопросам, относящимся к ее компетенции;
8) осуществление сбора, обработки и обобщения информации, необходимой для решения задач, стоящих перед Комиссией;
9) осуществление сбора и обобщения информации о численности лиц, предусмотренных статьей 5 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", в отношении которых органами и учреждениями системы профилактики проводится индивидуальная профилактическая работа;
10) обобщение сведений о детской безнадзорности, правонарушениях несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов для представления на рассмотрение областной Комиссии с целью анализа ситуации;
11) подготовка информационных и аналитических материалов по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
12) организация по поручению председателя Комиссии работы экспертных групп, штабов, а также консилиумов и других совещательных органов для решения задач, стоящих перед Комиссией;
13) осуществление взаимодействия с федеральными государственными органами, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Нижегородской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, общественными и иными объединениями, организациями для решения задач, стоящих перед Комиссией;
14) направление запросов в федеральные государственные органы, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти Нижегородской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, организации, муниципальные Комиссии о представлении необходимых для рассмотрения на заседании Комиссии материалов (информации) по вопросам, отнесенным к ее компетенции;
15) обеспечение доступа к информации о деятельности Комиссии путем участия в подготовке публикаций и выступлений в средствах массовой информации, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" без использования в публикациях и выступлениях сведений, разглашение которых нарушает охраняемые законом права и интересы несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей.
2. К вопросам обеспечения деятельности областной Комиссии наряду с вопросами, указанными в части 1 настоящей статьи, относятся:
1) проведение анализа эффективности деятельности муниципальных Комиссий;
2) проведение анализа и (или) обобщение информации об исполнении поручений областной Комиссии, поступающей из муниципальных Комиссий;
3) участие в подготовке заключений на проекты нормативных правовых актов по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов при поступлении соответствующих проектов в областную Комиссию;
4) исполнение иных полномочий в рамках обеспечения деятельности областной Комиссии по реализации областной Комиссией полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области.
3. К вопросам обеспечения деятельности муниципальной Комиссии наряду с вопросами, указанными в части 1 настоящей статьи, относятся:
1) осуществление сбора и обобщения информации о численности несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, на территории муниципального образования;
2) подготовка и направление в областную Комиссию справочной информации, отчетов по вопросам, относящимся к компетенции муниципальной Комиссии;
3) участие в подготовке заключений на проекты нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
4) исполнение иных полномочий в рамках обеспечения деятельности муниципальной Комиссии по реализации муниципальной Комиссией полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области.
Статья 6. Основные права Комиссий
1. Областная Комиссия вправе:
1) в пределах своей компетенции запрашивать и получать от органов государственной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления, организаций необходимые для осуществления своих полномочий сведения;
2) создавать рабочие и экспертные группы по вопросам своей компетенции, привлекать в установленном порядке для подготовки информационных и методических материалов представителей органов государственной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления, организаций и граждан;
3) вносить предложения в органы государственной власти Нижегородской области по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
4) приглашать на свои заседания для получения информации по рассматриваемым вопросам должностных лиц, специалистов и граждан;
5) посещать в установленном порядке учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для проверки условий содержания, воспитания и обучения несовершеннолетних, а также обращения с несовершеннолетними в указанных учреждениях;
6) в пределах своей компетенции принимать правовые акты по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав.
2. Муниципальные Комиссии имеют право:
1) в пределах своей компетенции запрашивать и получать сведения, необходимые для осуществления своих полномочий, от органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, исполнительных органов местного самоуправления, организаций;
2) приглашать на свои заседания для получения информации по рассматриваемым вопросам должностных лиц, специалистов и граждан;
3) вносить предложения в органы государственной власти Нижегородской области, органы местного самоуправления, организации по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
4) применять меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области;
5) посещать в установленном порядке учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для проверки условий содержания, воспитания и обучения несовершеннолетних, а также обращения с несовершеннолетними в указанных учреждениях;
6) в пределах своей компетенции принимать правовые акты по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав.
(ч. 3 внесена- Закон НО от 02.10.2018 № 86-З)
3. Комиссии наряду с проведением индивидуальной профилактической работы вправе принять решение о проведении разъяснительной работы по вопросу о недопустимости совершения действий, ставших основанием для применения меры воздействия, и правовых последствиях их совершения. Указанная работа проводится в отношении:
1) несовершеннолетних:
а) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;
б) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию;
в) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
г) совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
2) родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, в случаях совершения ими в присутствии несовершеннолетнего противоправных и (или) антиобщественных действий, оказывающих отрицательное влияние на поведение несовершеннолетнего.
Статья 61. Постановления Комиссий
(ст.61 внесена Законом НО от 02.07.2013 № 91-З)
(ч. 1 ст. 6.1 в ред. Закона НО от 01.04.2015 № 36-З)
1. Комиссии принимают постановления по отнесенным к их компетенции в соответствии с частями 1 и 2 статьи 5 настоящего Закона вопросам, обязательные для исполнения органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
2. В постановлении Комиссии указываются выявленные нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, причины и условия, способствующие безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, меры по их устранению и сроки принятия указанных мер.
3. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обязаны сообщить Комиссии о принятых мерах по исполнению данного постановления в срок, указанный в постановлении.
Статья 7. Финансовое обеспечение деятельности Комиссий
1. Финансирование расходов, связанных с обеспечением деятельности Комиссий, осуществляется за счет средств областного бюджета.
2. Финансовое обеспечение деятельности муниципальных Комиссий осуществляется за счет субвенций, передаваемых местным бюджетам в соответствии с законом Нижегородской области о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по созданию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Статья 8. Советы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
1. В городских и сельских поселениях Нижегородской области могут быть образованы советы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - советы профилактики).
2. Советы профилактики являются консультативными органами при местных администрациях городских и сельских поселений Нижегородской области и действуют на общественных началах.
Персональный состав советов профилактики определяется главами соответствующих муниципальных образований.
3. Советы профилактики вправе:
1) участвовать в проводимых на территории соответствующих муниципальных образований мероприятиях по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
2) участвовать в выявлении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении;
3) участвовать в проведении индивидуально-профилактической и реабилитационной работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;
4) информировать правоохранительные органы и органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних о выявленных фактах нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних;
5) информировать соответствующие органы местного самоуправления, органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних о работе с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;
6) вносить предложения в органы государственной власти Нижегородской области, органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, органы местного самоуправления по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также защиты их прав и законных интересов.
Статья 9. Вступление в силу настоящего Закона
1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
2. Положения настоящего Закона, предусматривающие образование и деятельность муниципальных Комиссий, применяются со дня вступления в силу закона Нижегородской области о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по созданию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
И.о. Губернатора области
В.В. Клочай
Нижний Новгород
26 октября 2006 года
№ 121-З
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Нижегородские новости № 203 от 08.11.2006 |
Рубрики правового классификатора: | 040.040.020 Права несовершеннолетних детей (см. также 030.020.040, 040.080.000, 060.020.160) |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: