Основная информация

Дата опубликования: 19 января 2005г.
Номер документа: В200502486
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0502486

В200502486

ОПУБЛИКОВАНО:

ПРАВО В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ, N 6, СТР. 30, 2005г.

ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

19.01.2005 N ВКПИ04-129

УСТАНОВЛЕННЫЙ ПОРЯДОК ПОСТАНОВКИ НА УЧЕТ

ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, НУЖДАЮЩИХСЯ В УЛУЧШЕНИИ

ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ, НЕ ПРОТИВОРЕЧИТ

ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с ходатайством признать недействующими первое предложение первого абзаца пункта 27 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации и абзац 14 Примерного положения о жилищных комиссиях, утвержденных приказом Министра обороны от 15 февраля 2000 года N 80; НГР:В0001552 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации".

По мнению С., оспариваемые им нормативные правовые акты противоречат Жилищному кодексу РСФСР и Примерным правилам учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.84 N 335; НГР:Р8400005, поскольку устанавливают иной порядок принятия военнослужащих на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, чем указанные акты.

Военная коллегия Верховного Суда РФ нашла, что заявление С. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.49 ЖК РСФСР постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года N 335; НГР:Р8400005 утверждены Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, которыми установлен единый порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, и на основании которых законодательные органы субъектов Российской Федерации обязаны утвердить соответствующие законодательные акты, регулирующие вопросы учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Жилищный кодекс РСФСР (ст.31) и указанные Примерные правила (пп.11-14) устанавливают, что для принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий гражданином подается заявление, которое регистрируется, проверяется и рассматривается соответствующей комиссией, создаваемой при органе местного самоуправления и вносящей этому органу предложение о принятии гражданина на учет или отказе в постановке на учет.

В статье 3 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" от 24 декабря 1992 года N 4218-1 определена обязанность органов государственной власти и управления обеспечивать право на жилье для отдельных категорий граждан за счет федерального бюджета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

К такой категории граждан относятся военнослужащие, которым статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ; НГР:Р9802064 государство гарантирует предоставление жилых помещений.

В соответствии с пунктом 1 и подпунктом 68 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082; НГР:Р0403623, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, одной из функций которого является осуществление расквартирования и обустройства войск (сил), управления распоряжения жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России.

Подпунктом 7 пункта 10 указанного Положения Министру обороны предоставлено право издавать приказы, директивы, положения, наставления, инструкции, уставы и иные нормативные (правовые, нормативные правовые) акты.

В частях 2 и 3 ст.30 Жилищного кодекса РСФСР определено, что порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определение очередности предоставления гражданам жилых помещений, устанавливается данным Кодексом и другим законодательством Российской Федерации.

Приведенные нормы свидетельствуют о наличии у Министра обороны РФ права издавать нормативные акты, определяющие порядок и условия предоставления жилых помещений, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации, включая регламентирование вопросов, связанных с порядком постановки на учет и порядком учета военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с учетом специфики военного ведомства.

Таким нормативным правовым актом является приказ Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года N 80; НГР:В0001552, зарегистрированный в Минюсте России 7 июня 2000 года за N 2260, утвердивший Инструкцию о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации и Примерное положение о жилищных комиссиях.

Согласно первому предложению первого абзаца пункта 27 указанной Инструкции для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт. Абзацем 14 Примерного положения о жилищных комиссиях на жилищную комиссию воинской части возлагается рассмотрение по указанию командира воинской части рапортов о постановке на учет военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, проверка прилагаемых документов и подготовка решений по ним.

В пункте 28 Инструкции установлено, что военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.

Таким образом, решение о признании военнослужащего нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке его на учет принимается жилищной комиссией и командиром воинской части.

Общие обязанности военнослужащих, установленные Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 года N 2140; НГР:Р9305640, определяют, что по служебным вопросам военнослужащий должен обращаться к своему непосредственному начальнику и с его разрешения к следующему по команде начальнику, а по личным вопросам военнослужащий также должен обращаться к непосредственному начальнику, а в случае особой необходимости - к старшему начальнику.

В соответствии с пп.25 и 132 Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах РФ, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 23 мая 1999 года N 170; НГР:В9905424, рапорт военнослужащего является одним из видов служебного документа, который подлежит регистрации в журнале учета служебных документов воинской части.

Вопреки утверждению заявителя установленный порядок обращения военнослужащего с рапортом о постановке на учет в порядке подчиненности не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав военнослужащих, поскольку обусловлен действующим в Вооруженных Силах РФ принципом единоначалия и установленным уставом порядком обращения военнослужащих по команде. Такой порядок не наделяет прямых начальников военнослужащего до командира воинской части правом принятия решения по вопросу постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и не исключает возможность обращения военнослужащего с рапортом непосредственно к командиру воинской части.

В соответствии с Примерным положением о жилищных комиссиях жилищная комиссия воинской части назначается приказом командира воинской части, который осуществляет руководство ее деятельностью.

Возложение на командира воинской части обязанности руководить деятельностью жилищной комиссии действующему законодательству не противоречит.

Поскольку постановка военнослужащего на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий невозможна без проверки рапорта и приложенных документов жилищной комиссией, командир воинской части обязан передать поступивший к нему рапорт в жилищную комиссию части. В связи с этим утверждение заявителя, что в данном случае оспариваемая норма устанавливает субъективное усмотрение командира воинской части для принятия такого решения, является надуманным.

Таким образом, для принятия на учет военнослужащий подает рапорт, который регистрируется в воинской части, проверяется и рассматривается соответствующей жилищной комиссией, вносящей предложение командиру воинской части о принятии военнослужащего на учет или отказе в постановке на учет.

Анализ приведенных правовых норм позволяет прийти к выводу, что установленный в Вооруженных Силах РФ порядок постановки военнослужащих на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не противоречит Жилищному кодексу РСФСР; НГР:Р0405586 и Примерным правилам учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений.

[введено: 09.11.2005 оператор НЦПИ - Агуреева И.В.]

[проверено: 11.11.2005 редактор НЦПИ - Антонова О.А.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ПРАВО В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ № 6 от 19.01.2005 Стр. 30
Рубрики правового классификатора: 050.000.000 Жилище, 050.030.000 Обеспечение граждан жилищем, пользование жилищным фондом, социальные гарантии в жилищной сфере (см. также 030.090.090), 050.030.080 Обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий населения, 150.000.000 Оборона, 150.130.000 Статус военнослужащих. Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, 150.130.030 Льготы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

ВЗЫСКАНИЕ, ПРЕДУСМОТРЕННОЕ ПОДП.
№2012573785 от 21 января 2014

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать