Основная информация

Дата опубликования: 14 декабря 1999г.
Номер документа: В199906282
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



<26>

В199906282

В199906282

<26>

ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

14.12.99 N ВКПИ 99-28

[О признании приказа Министра обороны Российской Федерации

N 414 от 11 сентября 1998 г. незаконным (недействующим)

и не подлежащим применению со дня его издания]

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

Судьи Верховного Суда РФ генерал-майора юстиции Захарова Л.М., при секретаре судебного заседания старшем лейтенанте юстиции Безнасюке А.С.; с участием военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры майора юстиции Гончарова В.Я.; представителя Министра обороны РФ подполковника юстиции Митюрича Д.А.;

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Павлова А.А. на приказ Министра обороны Российской Федерации N 414 от 11 сентября 1998 г. "О выплате окладов месячного денежного содержания военнослужащим, находящимся в распоряжении командира (начальника)" установила:

Старший прапорщик Павлов А.А. обратился в Военную коллегию Верховного Суда РФ с жалобой, в которой просит отменить указанный выше приказ Министра обороны РФ.

При этом Павлов А.А. в жалобе указывает, что после расформирования воинской части, в которой он проходил военную службу, его с 1 ноября 1998 г. зачислили в распоряжение командира воинской части 03013 и в течение шести месяцев производили выплату окладов месячного денежного содержания. Затем эту выплату прекратили, ссылаясь на приказ Министра обороны РФ N 414 от 11 сентября 1998 г., которым предписано выплату окладов месячного денежного содержания военнослужащим, находящимся в распоряжении командиров (начальников) в связи с организационно-штатными мероприятиями, производить только в течение шести месяцев.

Это послужило поводом для его обращения в суд, поскольку до настоящего времени он с военной службы не уволен, а денежное содержание ему не выплачивают, так как он на воинской должности не находится.

Указанный выше приказ Министра обороны РФ Павлов считает незаконным, ущемляющим его права и права других военнослужащих, находящихся в распоряжении командиров (начальников) и просит его отменить. Заявитель, кроме того, указывает в жалобе, что этот приказ, как правовой акт нормативного характера, не прошел государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ и, в связи с этим, не может порождать правовых последствий.

В судебное заседание Павлов А.А. не явился и просил рассмотреть дело без его участия.

Представитель Министра обороны РФ Митюрич Д.А. с жалобой Павлова А.А. не согласился и просил суд оставить ее без удовлетворения, пояснив при этом, что приказ Министра обороны РФ N 414 от 11 сентября 1998 г. "О выплате окладов месячного денежного содержания военнослужащим, находящимся в распоряжении командира (начальника)" ни каких правовых норм не устанавливает, а является лишь производной нормой от п.4 ст.42 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г., в связи с чем этот приказ Министерством обороны и не представлялся на государственную регистрацию в Министерство юстиции РФ.

Выслушав объяснения представителя Министра обороны РФ, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым жалобу заявителя удовлетворить, Военная коллегия Верховного Суда находит, что жалоба Павлова А.А. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Утверждение представителя Министра обороны РФ о том, что обжалуемый Павловым А.А. приказ не содержит правовых норм, является несостоятельным.

В п.4 ст.42 закона "О воинской обязанности и военной службе" указано, что военнослужащий может находиться в распоряжении командира (начальника) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий не более 6 месяцев.

Согласно этому положению закона, на командиров (начальников) возложена обязанность в этот срок решить вопрос о назначении военнослужащего на воинскую должность либо о его увольнении с военной службы.

Вопрос же о выплате или не выплате военнослужащим окладов месячного денежного содержания по истечении шести месяцев нахождения их в распоряжении командиров (начальников) законом не урегулирован.

Изданный Министерством обороны РФ указанный выше приказ, запрещающий выплачивать военнослужащим оклады месячного денежного содержания, после истечения шести месяцев нахождения в распоряжении командиров (начальников), является нормативным правовым актом, затрагивающим права значительного числа военнослужащих и поэтому, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" подлежал государственной регистрации.

Обязанность государственной регистрации нормативных актов министерств и ведомств РФ, затрагивающих права и свободы и законные интересы граждан РФ, в Министерстве юстиции РФ установлена и Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации".

В судебном заседании достоверно установлено, что оспариваемый заявителем приказ Министра обороны РФ носит нормативно-правовой характер и в нарушение действующего законодательства не прошел в установленном порядке государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации.

В соответствии же с п.10 указанного выше Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти не прошедшие регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний.

На основании изложенного Военная коллегия Верховного Суда приходит к выводам, что обжалуемый Павловым А.А. приказ Министра обороны РФ N 414 от 11 сентября 1998 г. нельзя признать законным; также нельзя признать обоснованными и доводы представителя Министра обороны РФ о том, что этот приказ не является нормативным правовым актом и поэтому не подлежал государственной регистрации.

Руководствуясь ст.ст.191-197, 239-7 ГПК РСФСР, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации решила:

Жалобу Павлова Александра Алексеевича удовлетворить.

Признать приказ Министра обороны Российской Федерации N 414 от 11 сентября 1998 г. незаконным (недействующим) и не подлежащим применению со дня его издания.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней.

Судья Верховного Суда РФ

генерал-майора юстиции                              Л.М. Захарова

[отформатировано: 07.05.2001 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 150.000.000 Оборона, 150.060.000 Вооружение и военная техника, 150.060.030 Снабжение войск вооружением и военной техникой, 150.070.000 Вопросы обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, 150.070.030 Материальное обеспечение

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

ВЗЫСКАНИЕ, ПРЕДУСМОТРЕННОЕ ПОДП.
№2012573785 от 21 января 2014

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать