Основная информация

Дата опубликования: 10 ноября 2004г.
Номер документа: В200403712
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0403712

В200403712

ОПУБЛИКОВАНО:

ПРАВО В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ, N 3, СТР. 27, 2005г.

ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

10.11.2004 N ВКПИ 04-110

ХОДАТАЙСТВО О ПРИЗНАНИИ

НЕЗАКОННЫМ РУКОВОДСТВА ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ

ВЫСШЕГО ВОЕННО-УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ

З. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, считая, что Руководство по организации работы высшего военно-учебного заведения, утвержденное приказом МО РФ от 12 марта 2003 года N 80, в части введения нового учебного подразделения - цикл противоречит Федеральному закону "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и постановлениям Правительства РФ "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации" и "Об утверждении Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования".

При этом он указал, что закон не делит должности педагогического состава в зависимости от типа реализуемых учебных программ и преподаваемых дисциплин. По мнению заявителя, Перечень структурных подразделений учебных заведений, предусмотренный указанными Типовыми положениями, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Военная коллегия нашла заявление З. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ; НГР:Р9604175 высшие учебные заведения самостоятельны в формировании своей структуры, за исключением их филиалов. Статус и функции структурного подразделения высшего учебного заведения определяются положением, утвержденным в порядке, предусмотренном уставом высшего учебного заведения.

Аналогичная норма содержится в п. 17 постановления Правительства РФ от 5 апреля 2001 года N 264; НГР:Р0100662 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации".

Пунктом 15 указанного Типового положения предусмотрено, что в состав высшего учебного заведения входят кафедры по отраслям знаний и факультеты по направлениям подготовки специалистов. Высшее учебное заведение может иметь филиалы, представительства, научно-исследовательские подразделения, конструкторские бюро, аспирантуру, интернатуру, ординатуру, докторантуру, структурные подразделения дополнительного профессионального образования, внеучебной и воспитательной работы, подготовительные отделения и курсы, объекты производственной и социальной инфраструктуры, общежития, клинические базы и другие структурные подразделения.

Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования установлено, что деятельность военного образовательного учреждения высшего профессионального образования регулируется соответствующим типовым положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Типовое положение о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования утверждено постановлением Правительства от 18 июня 1999 г. N 650; НГР:Р9902816.

Учредителем высших учебных заведений, реализующих военные профессиональные образовательные программы (военно-учебных заведений), в силу ч. 1 ст. 10 указанного Федерального закона может быть только Правительство Российской Федерации.

Вместе с тем Правительство РФ постановлением от 18 июня 1999 года N 650; НГР:Р9902816 (п. 2 Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования) делегировало свои полномочия учредителя после создания (реорганизации) высшего военно-учебного заведения федеральным органам, в которых законом предусмотрена военная служба.

В соответствии с пунктом 6 указанного Типового положения в состав высшего военно-учебного заведения могут входить кафедры и факультеты по направлениям (специальностям) подготовки офицеров. Высшее военно-учебное заведение может иметь филиалы, научные и научно-исследовательские подразделения, подразделения слушателей и курсантов, подразделения послевузовского и дополнительного профессионального образования, учреждения (организации) обеспечения и другие структурные подразделения.

Указанный нормативный правовой акт предусматривает, что структурное подразделение высшего военно-учебного заведения не является юридическим лицом, а его статус и функции определяются положением, утверждаемым в порядке, предусмотренном уставом высшего военно-учебного заведения. Структура и штат высшего военно-учебного заведения разрабатываются на основе типовых штатов высших военно-учебных заведений и утверждаются в порядке, установленном нормативными правовыми актами федерального органа.

Устав высшего военно-учебного заведения, в силу пункта 18 указанного Типового положения, принимается общим собранием (конференцией) руководящего, научно-педагогического состава, а также представителей других категорий постоянного и переменного состава высшего военно-учебного заведения и утверждается руководителем федерального органа.

Руководство по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации утверждено приказом Министра обороны РФ от 12 марта 2003 года N 80.

В соответствии с указанным Руководством высшее военно-учебное заведение создается, реорганизуется и ликвидируется Правительством Российской Федерации по представлению Министра обороны Российской Федерации. Полномочия учредителя после создания (реорганизации) высшего военно-учебного заведения выполняет Министерство обороны.

Пунктом 7 Руководства предусмотрено, что структура и штат военно-учебного заведения разрабатываются на основе задач, возложенных на вуз, и типовых штатов вузов. Штатная численность слушателей, курсантов, докторантов и адъюнктов вуза устанавливается Министром обороны Российской Федерации.

В указанном пункте Руководства установлено, что к основным структурным учебно-научным подразделениям высшего военно-учебного заведения относятся факультеты, кафедры, циклы.

Согласно пункту 10 данного Руководства кафедра является основным учебно-научным подразделением высшего военно-учебного заведения, а цикл - учебно-методическим подразделением, создаваемым в высшем военно-учебном заведении, реализующем профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.

Анализ приведенных норм нормативных правовых актов позволяет прийти к следующим выводам.

Вопреки утверждению заявителя, перечень структурных подразделений высших учебных заведений, содержащийся в Типовых положениях, утвержденных постановлениями Правительства РФ от 18 июня 1999 года N 650; НГР:Р9902816 и от 5 апреля 2001 года N 264; НГР:Р0100662, исчерпывающим не является, так как в них оговорена возможность создания в вузах других структурных подразделений.

Поскольку Министерство обороны РФ обладает полномочиями учредителя после создания (реорганизации) высших военно-учебных заведений, в том числе по утверждению их уставов, а также полномочиями по разработке и утверждению как типовых, так и штатов конкретных вузов, оно правомочно издавать нормативные правовые акты, устанавливающие возможность создания в высших военно-учебных заведениях структурных подразделений, которые не содержатся в перечне Типовых положений.

Более того, создание в высших военно-учебных заведениях циклов обусловлено тем обстоятельством, что в соответствии с п. 11 Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования и п. 16 Руководства военные институты и филиалы высших военно-учебных заведений могут реализовывать профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.

Что же касается дифференциации в оплате труда преподавательского состава вузов в зависимости от занимаемой должности, то данное обстоятельство не может свидетельствовать о незаконности оспариваемого заявителем нормативного акта, поскольку регулируется иными нормативными правовыми актами.

[введено: 14.06.2005 оператор НЦПИ - Агуреева И.В.]

[проверено: 06.07.2005 корректор НЦПИ - Антонова О.А.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ПРАВО В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ № 3 от 10.11.2004 Стр. 27
Рубрики правового классификатора: 150.000.000 Оборона, 150.040.000 Кадры Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, 150.040.010 Общие положения, 150.040.020 Военные образовательные учреждения профессионального образования

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

ВЗЫСКАНИЕ, ПРЕДУСМОТРЕННОЕ ПОДП.
№2012573785 от 21 января 2014

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать