Основная информация

Дата опубликования: 19 декабря 2019г.
Номер документа: RU71000201901036
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Тульская область
Принявший орган: Министерство здравоохранения Тульской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 19 декабря 2019 № 847-осн

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ШКОЛ БЕРЕМЕННЫХ

С целью оптимизации, совершенствования доступности и улучшения качества оказания медицинской и профилактической помощи беременным женщинам, в соответствие со статьей 52 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 1 ноября 2012 года № 572н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология», на основании Положения о министерстве здравоохранения Тульской области, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 11 декабря 2012 года № 698, приказываю:

1. Утвердить:

1.1. Список медицинских организаций, подведомственных министерству здравоохранения Тульской области (далее – МО), в составе которых функционируют школы беременных (школы материнства) (приложение №1).

1.2. Положение о школе беременных (далее – Положение) (приложение № 2).

1.3. Методические рекомендации для работы школ беременных (далее – Методические рекомендации) (приложение № 3).

1.4. План занятий в школе беременных (приложение № 4).

1.5.Прикрепление к государственным учреждениям здравоохранения для обучения беременных женщин, наблюдающихся в женских консультациях, в структуре которых отсутствуют школы беременных (приложение № 5).

2. Руководителям МО, имеющих в своем составе женские консультации с работающими школами беременных:

2.1. Руководствоваться в работе Школ Положением, Методическими рекомендациями, утвержденными пунктом 1 приказа.

2.2. Обеспечить ежеквартальное представление сведений о количестве беременных, обученных в Школе, в отдел организации медицинской помощи детям и родовспоможения департамента здравоохранения министерства здравоохранения Тульской области.

2.3. Организовать работу Школ в часы, удобные для работающих беременных и их мужей. График работы Школ предоставить в министерство здравоохранения Тульской области в срок до 15.12.2019.

2.4. Организовать 1 раз в месяц по субботам дни открытых дверей для граждан, готовящихся стать родителями.

2.5. Популяризировать работу Школ в средствах массовой информации и социальных сетях.

2.6. Предоставить в срок до 15.12.2019 в адрес руководителей МО, не имеющих в структуре женской консультации и гинекологического кабинета Школ беременных график работы Школ.

3. Руководителям МО, в составе женской консультации или гинекологического кабинета которых отсутствуют Школы беременных обеспечить обучение женщин, состоящих на учете по беременности, используя возможности телемедицины в соответствие с приложением № 5 к приказу.

4. Руководителям Государственного учреждения здравоохранения «Городская больница №3 г. Тула» и Государственного учреждения здравоохранения «Тульская городская клиническая больница скорой медицинской помощи имени Д.Я. Ваныкина» обеспечить направление беременных женщин в Школу, работающую в ГУЗ «Родильный дом №1 г. Тулы имени В.С. Гумилевской».

5. Руководителю Государственного учреждения здравоохранения «Ефремовская районная больница имени А.И. Козлова» обеспечить доставку для обучения беременных женщин в Школу, работающую в г. Ефремов, из Воловского и Каменского районов. 

6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на директора департамента здравоохранения министерства здравоохранения Тульской области   Дурнову Е.С.

7. Приказ вступает в силу со дня официального опубликования.

Министр здравоохранения

Тульской области

А.А. Эрк

Приложение № 1 к приказу

министерства здравоохранения

Тульской области

от 19.12.2019 № 847-осн

Список медицинских организаций, подведомственных министерству здравоохранения Тульской области, в составе женских консультаций которых функционируют Школы беременных

1. Государственное учреждение здравоохранения «Тульский областной перинатальный центр» (г. Тула, ул. 2-й проезд Гастелло, 19).

2. Государственное учреждение здравоохранения «Родильный дом №1 г. Тулы имени В.С. Гумилевской» (г. Тула, ул. Пушкинская, 28).

3. Государственное учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница №2 г. Тулы имени Е.Г. Лазарева» (г. Тула, ул. Галкина, 31а).

4. Государственное учреждение здравоохранения «Городская больница №9 г. Тулы» (г. Тула, ул. Новомедвенский проезд, 2).

5. Государственное учреждение здравоохранения «Городская больница №11 г. Тулы» (г. Тула, ул. Металлургов, 39/10).

6. Государственное учреждение здравоохранения «Алексинская районная больница №1 имени профессора В.Ф. Снегирева» (г. Алексин, ул. 50 лет ВЛКСМ, 16).

7. Государственное учреждение здравоохранения «Богородицкая центральная районная больница» (г. Богородицк, ул. Ленина, 20).

8. Государственное учреждение здравоохранения «Донская городская больница №1» (г. Донской, мкр. Центральный, ул. Кирова, 29).

9. Государственное учреждение здравоохранения «Ефремовская районная больница» (г. Ефремов, ул. Словацкого восстания, 18).

10. Государственное учреждение здравоохранения Тульской области «Киреевская центральная районная больница» (г. Киреевск, ул. Ленина, 44).

11. Государственное учреждение здравоохранения «Новомосковская городская клиническая больница» (г. Новомосковск, ул. Садовского-Свердлова, 41/40).

12. Государственное учреждение здравоохранения «Суворовская центральная районная больница» (г. Суворов, ул. Ленинского юбилея, 2).

13. Государственное учреждение здравоохранения «Узловская районная больница» (Узловский район, п. Дубовка, ул. Куйбышева, 21).

14. Государственное учреждение здравоохранения «Щёкинская районная больница» (Щекино, ул. Болдина, 1).

Приложение № 2 к приказу

министерства здравоохранения

Тульской области

от 19.12.2019 № 847-осн

Положение о Школе беременных

1. Общие положения

1. Школа беременных (далее – Школа) создается на базе женской консультации медицинской организации, подведомственной министерству здравоохранения Тульской области (далее – МО), с целью оптимизации, совершенствования доступности и улучшения качества оказания медицинской и профилактической помощи беременным женщинам.

2. Школа организуется приказом главного врача МО. В приказе утверждается руководитель школы, порядок и форма направления беременных женщин на обучение в школу, график проведения занятий в школе на год.

3. Руководство Школы осуществляет специалист с высшим медицинским профессиональным образованием, осуществляющий медицинскую деятельность.

4. Работа в Школе осуществляется в соответствии с настоящим Положением и Методическими рекомендациями.

5. Занятие в Школе имеют право проводить медицинские работники соответствующего профиля (врач, средний медицинский работник), а также инструктор по гигиеническому воспитанию, психолог.

При проведении занятий в Школе не связанных с медицинской тематикой могут привлекаться специалисты по направлениям деятельности.

6. К обучению в Школе привлекаются беременные женщины, обратившиеся в женскую консультацию МО, с I триместра беременности, желательно вместе с будущими отцами.

7. Женщины направляются на занятия врачом акушером-гинекологом.

8. Рекомендуемая численность женщин в группе 10-12 человек.

9. Занятия проводятся в специально выделенном и оснащенном кабинете. 

10. Цикл обучения в Школе в целях психологической подготовки семьи к рождению ребенка включает в себя не менее 4-х занятий по 90 минут. Рекомендуемая частота занятий – 1 раз в неделю. 

11. Информацию о занятиях в Школе размещать на информационном стенде рядом с регистратурой. 

12. График работы Школ размещается в региональной информационной системе здравоохранения Тульской области с возможностью самозаписи.

13. Анализ деятельности и контроль качества обучения женщин в Школе осуществляется руководителем Школы.

14. Отчет о работе Школы заполняется согласно таблице 4809 формы № 30 «Сведения о медицинской организации», утвержденной Приказом Росстата от 27 декабря 2016 г. № 866 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере охраны здоровья» и ежегодно предоставляется в период сдачи годового отчета.

2. Задачи Школы

Задачами Школы являются:

2.1. Основной задачей школы материнства является нормализация психоэмоционального состояния у беременных женщин, подготовка к родам.

2.2. Информирование женщины о течении и психологических аспектах протекания беременности и родов.

2.3. Формирование отношения женщины к родам как естественному физиологическому процессу.

2.4. Снижение уровня тревоги женщины за исход беременности и родов.

2.5. Мотивация женщин на грудное вскармливание. Формирование приоритета грудного вскармливания. Подготовка беременной женщины к кормлению грудью. Значение естественного вскармливания.

2.6. Повышение информированности будущих мам об особенностях психофизического развития, питания и ухода за ребенком первого года жизни, а также по вопросам брачно-семейных отношений.

2.7. Анатомо-физиологические особенности новорожденного ребенка. Подготовка к приему новорожденного из родильного дома. Уход за новорожденным ребенком.

2.8. Профилактика инфекционных заболеваний. Что надо знать о профилактических прививках. Что надо знать о проведении профилактических осмотрах детей.

2.9. Профилактика несчастных случаев с новорожденными в быту.

3. Основная деятельность Школы

3.1. Обучение беременных по типовым программам об особенностях течения и психологических аспектах протекания беременности.

3.2. Контроль уровня полученных знаний, умений и навыков у беременных в Школе.

3.3. Получение обратной связи и оценка организации и качества обучения в Школе.

4. Оснащение Школы

Обязательное оборудование школы:

помещение для занятий;

столы и стулья;

флипчарт, бумага, фломастеры, ручки, карандаши;

информационные материалы для пациентов (дневники, памятки, буклеты, плакаты и пр.).

Дополнительное (по необходимости) оборудование Школы:

проектор (мультимедиа), компьютер, экран;

принтер, ксерокс, программное обеспечение для создания и обновления базы данных на прошедших обучение пациентов;

аудио- и видеоаппаратура, аудио и видеоматериалы;

зал лечебной физкультуры.

Оснащение Школы: пеленальный столик, кукла и принадлежности для пеленания, симуляционный тренажёр (для демонстрации биомеханизма родов).

5. Информирование в Школах

Обязательный информационный минимум должен содержать:

ознакомление беременной о течении беременности и возможных осложнениях;

разъяснения важности и необходимости пунктуального выполнения всех назначений, рекомендаций врача акушер-гинеколога;

гигиенические советы, рекомендации, касающиеся: режима труда и отдыха, физической активности, правильного питания, необходимости отказа от вредных привычек и методов борьбы с ними, устранение перегрузок и стрессовых ситуаций.

6. Построение занятий

Каждое новое занятие должно начинаться с приветствия и повторения предыдущего материала (7-10 мин). Новый материал должен излагаться доступным языком, сопровождается демонстрацией плакатов, слайдов, раздачей памяток.

Важно постоянно поддерживать контакт с аудиторией. Для этого обучение необходимо вести в форме бесед с активным участием женщин и их мужьями (в случае их присутствия).

7. Обязанности руководителя школы

1 Обеспечить регулярную деятельность Школы.

2. Оценка организации и качества обучения в Школе.

3. Координация деятельности со специалистами других подразделений.

4. Ежеквартальные и ежегодные предоставление отчета о работе школы в отделение медицинской профилактики Государственного учреждения здравоохранения «Тульский областной центр медицинской профилактики и реабилитации имени Я.С. Стечкина».

8. Тематика занятий

1. Жизнь до рождения. Гигиена беременной женщины. Половая жизнь во время беременности. Питание и организация режима. Естественные роды и кесарево сечение.

2. Формирование приоритета грудного вскармливания. Здоровый образ жизни и здоровье ребенка. Подготовка беременной женщины к кормлению грудью. Значение естественного вскармливания.

3. Анатомо-физиологические особенности новорожденного ребенка. Подготовка к приему новорожденного из родильного дома. Уход за новорожденным ребенком.

4. Профилактика инфекционных заболеваний. Что надо знать о профилактических прививках.

5. Подготовка к родам.

6. Контрацепция и правила её использования.

7. Спорт во время беременности.

8. Социальные и юридические аспекты материнства. Меры государственной поддержки семей, предоставляемые в Тульской области в связи с рождением и воспитанием детей.

9. Правила безопасного ухода за малолетними детьми в домашних условиях. Новорожденный и домашние животные.

10. Подготовка старших детей к появлению в доме новорожденного. Как вести себя со старшими детьми, чтобы не вызывать у них ревность и неприятие малыша.  

11. Психоэмоциональная адаптация женщины в послеродовом периоде. Причины послеродовых депрессий и способы их профилактики.

10. Порядок регистрации рождения и установления отцовства, усыновления.

11. Выбор имени новорожденному и порядок его присвоения. Рейтинг популярных имен.

12. Возможность получения государственных услуг в электронном виде.

13. О возможности осуществления регистрации рождения в торжественной обстановке. Об опыте проведения торжественных мероприятий, посвященных Дню защите детей, Международному дню матери.

14. О порядке взаимодействия органов ЗАГС с Кризисным центром помощи женщинам (применение медиативных форм при урегулировании семейных конфликтов).

Приложение № 3 к приказу

министерства здравоохранения

Тульской области

от 19.12.2019 № 847-осн

Методические рекомендации по работе Школ

Занятия в школе должны быть последовательными в подготовке беременных к родам и уходу за новорожденным. Необходимо формировать у беременной мотивацию к обучению в «школе», где происходит не только доступное изложение материала, но и проверка полученных ими знаний, практических навыков. На занятиях должна быть создана благоприятная доверительная атмосфера, в которой главной фигурой должна быть беременная с ее проблемами.

Эффективное обучение невозможно только при изложении материала, в процессе занятия надо просить присутствующих повторить услышанные рекомендации или действие. Использование различных методов обучения усиливает усвоение материала.

Всем преподавателям надо знать, что не всегда то, что услышала беременная на занятии, она поняла, не всё, что поняла, будет выполнять.

Физиопсихопрофилактическая подготовка беременных и их семей к рождению ребенка применяется всем беременным, особенно группы высокого риска. Противопоказаний к использованию данного метода нет.

Преподаватель Школы должен:

обладать коммуникативными качествами, работать в команде,

уметь общаться с беременными и членами ее семьи,

правильно подбирать и сочетать методы обучения,

уметь мотивировать беременную к обучению,

учитывать особенности характера каждого присутствующего на занятии и не оставлять никого вне поля своего внимания,

помогать беременной в выборе правильного решения, не критикуя за неправильные действия,

повышать качество жизни беременной, снижая ее психоэмоциональное напряжение,

иметь чувство такта, своевременно разряжая создавшуюся напряженную обстановку,

помогать беременным в понимании излагаемого материала,

знать излагаемый материал, быть профессионалом в этой области, уметь провести групповое занятие и индивидуальную консультацию,

совершенствовать свои профессиональные качества, периодически оценивая и дополняя методику преподавания и проведения занятий.

К посещению Школы привлекаются женщины с I триместра беременности, желательно вместе с будущими отцами.

Занятия в Школе для удобства можно разбить на 2 цикла. Первый цикл занятий проводится в начале беременности, вовремя 2-го или 3-го посещения беременной женской консультации, 2-й цикл – на 28-30 неделе беременности, при подготовке к родам.

Занятия по психопрофилактической подготовке к родам целесообразно пройти всем беременным, особенно в ней нуждаются беременные с психологическими проблемами. В отношении этой группы необходимо добиваться глубокого освоения ими методов психической подготовки к родам.

В этом могут помочь тренинговые программы.

Основные направления психологических тренингов, проводимых в Школе:

позитивные и негативные чувства и переживания, связанные с беременностью;

использование ресурсов и раскрытие новых возможностей собственного тела;

работа со страхами и опасениями перед беременностью и родами;

осознание и переживание агрессивных чувств, приобретение способов их контроля и конструктивного выхода из конфликта;

приобретение навыков обезболивающего массажа и дыхания во время родов;

развитие большего внимания к своим чувствам и ощущениям, которое поможет лучше понимать себя и других людей.

В процессе подготовки беременных к родам целенаправленно создается благоприятная эмоциональная обстановка на теоретических и практических занятиях. Психологом развивается у беременных чувство бодрости, оптимизма, уверенности в своих силах. Этому способствуют хорошее самочувствие беременных и нахождение их в дружном, сплоченном коллективе беременных женщин.

Особого наблюдения требуют курящие беременные, употребляющие алкоголь или наркотические средства. В целях убеждения в необходимости полного отказа от курения в течение всей беременности и кормления грудью с курящими женщинами в «школе материнства» проводится разъяснительная работа с привлечением специалистов центров здоровья МО, психологов, врача психиатра-нарколога Государственного учреждения здравоохранения «Тульский областной наркологический диспансер №1». При выявлении употребления алкоголя или наркотических средств беременную убеждают обратиться к наркологу по месту жительства.

Приложение № 4 к приказу

министерства здравоохранения

Тульской области

от 19.12.2019 № 847-осн

План занятий в Школе

Темы занятий в 1-м триместре (проводится не менее 2-х занятий)

Занятие 1.

1. Физиологические изменения в организме женщины, периоды беременности.

2. Роль плаценты и амниотических вод.

3. Развитие плода по месяцам беременности, его реакции на внешние раздражители.

4. Рациональное питание.

5. Спорт во время беременности (полезные и вредные тренировки).

Занятие 2.

1. Влияние алкоголя, курения, наркотических и токсических веществ на здоровье плода.

2. Влияние неблагоприятных факторов на плод (производственных, инфекционных, лекарственных, радиационных и др.).

3. Рекомендации по режиму труда, в том числе домашней работы и отдыха.

4. Личная гигиена

5. Половая жизнь.

6. Необходимость выполнения медицинского обследования во время беременности.

7. Обучение беременных тестам для оценки развития беременности и состояния плода.

8. Обучение комплексу физических упражнений.

Занятие 1. Продолжительность 1 час, перерыв 5-10 мин.

Цель занятия: дать информацию о беременности и внутриутробного развития плода.

После занятий беременные должны знать: какие изменения происходят в организме беременной женщины. Причину повышенной психоэмоциональной лабильности, изжоги, запоров и пр. Как развивается плод и меры для сохранения его здоровья. Как рационально питаться, значение витаминов, макро- и микроэлементов в профилактике заболеваний внутриутробного плода. Для чего измеряют давление. Сколько можно прибавить в весе за неделю, месяц, беременность.

Должны уметь: рационально питаться. Строить и выполнять режим дня. Измерять артериальное давление. Контролировать диурез.

Вводная часть.

Знакомство и представление. Определение цели обучения. При наличии анкеты, ее заполнение.

Теоретическая часть.

Сведения об изменениях, происходящих в системах организма беременной. Развитие плода по месяцам. Определение артериального давления. Режим дня, дневной сон. Личная гигиена. Рациональное питание. Полезные и «вредные» продукты. Значение белков, жиров и углеводов, витаминов (А, группы В, С, фолиевой кислоты и др.), макро- (кальций, калий, натрий, фосфор, магний и др.) и микроэлементов (железо, медь, цинк, селен, йод и др.).

Учебный материал: таблица, фильм «Чудо жизни» и др., памятки.

Перерыв 5-10 мин.

Проверка полученных беременными знаний:

как измерить артериальное давление.

Что такое рациональное питание (принцип умеренности, сбалансированности, разнообразия, режима).

В каких продуктах содержатся витамины, макро- и микроэлементы. Демонстрация и выполнение практических навыков.

Демонстрация пирамиды питания для беременной женщины.

Демонстрация видеофильма «Чудо жизни».

Измерение артериального давления.

Составление рациона на день, неделю.

Вопросы, ответы, пожелания.

Занятие на дом: составить режим дня, дневной рацион.

Занятие 2. Продолжительность 1 час. Перерыв 5-10 мин.

Цель занятия: дать информацию о влиянии образа жизни и факторов внешней среды на беременность и здоровье внутриутробного плода, обучение комплексу физических упражнений, контроль за водным режимом, весом.

После занятий беременные будут знать:

что такое здоровый образ жизни. Какое вредное влияние на плод оказывает употребление алкоголя и курение. Какой надо соблюдать режим дня

Профессиональные вредности. Какие и для чего проводят медицинские исследования во время беременности. Комплекс физических упражнений.

Должны уметь: вести здоровый образ жизни. Соблюдать режим дня. Выполнять комплекс физических упражнений. Контролировать вес.

Вводная часть.

Определение базовых знаний о здоровом образе жизни, факторах внешней среды, выяснение мотивации у беременных к продолжению обучения.

Теоретическая часть.

Основные составляющие здорового образа жизни (питание, физическая активность, отказ от вредных привычек, личная гигиена). Факторы внешней среды (воздух, вода, температура, влажность, электромагнитное излучение, радиация и др.). Режим дня. Личная гигиена. Физическая культура.

Технические средства и учебный материал: телевизор, DVD плеер, фильм «Чудо жизни» и др., таблицы, памятки.

Проверка полученных беременными знаний:

факторы здорового образа жизни и их выполнение присутствующими.

Наличие вредных профессиональных и бытовых факторов (вибрация, радиация, загазованность, влажность, запыленность, курение в квартире мужа или родственников, тяжелый труд, работа с компьютером и пр.).

Режим дня. Комплекс утренней гимнастики.

Демонстрация и выполнение практических навыков:

измерение артериального давления.

Выполнение комплекса физических упражнений.

Заключение 1-го цикла занятий в «школе материнства».

Вопросы, ответы, пожелания.

Темы занятий в III триместре беременности

(проводится не менее 4 занятий)

Занятие 1 (при необходимости, можно провести 2 занятия).

1. Календарные сроки наступления родов.

2. Подготовка к поступлению в родильный дом.

3. I, II и III периоды родов, их продолжительность.

4. Приемы обезболивания родов.

5. Естественные роды и кесарево сечение.

6. Партнерские роды.

7. Аутотренинг и точечный самомассаж для укрепления психоэмоционального состояния в родах.

Занятие 2.

1. Совместное пребывание с новорожденным.

2. Грудное вскармливание.

3. Послеродовая гигиена, уход за швами.

4. Питание и соблюдение водного режима.

5. Гимнастика в послеродовом периоде.

6. Послеродовая контрацепция.

Занятие 3.

1. Подготовка и гигиена «уголка» ребенка в семье.

2. Анатомо-физиологические особенности новорожденного.

3. Грудное вскармливание. Техника прикладывания ребенка к груди.

4. Правила ухода за ребенком. Туалет ребенка.

5. Профилактические прививки.

6. Домашняя аптечка.

7. Правила безопасного ухода за малолетними детьми в домашних условиях.

8. Новорожденный и домашние животные.

Занятие 4.

1. Социальные и юридические аспекты материнства. Меры государственной поддержки семей, предоставляемые в Тульской области в связи с рождением и воспитанием детей (проводят сотрудники министерства труда и социальной защиты Тульской области).

2. Особенности психоэмоционального состояния беременной.

3. Роль семьи в психологической и физической поддержке женщины во время беременности, родов и после рождения ребенка.

4. Подготовка старших детей к появлению в доме новорожденного. Как вести себя со старшими детьми, чтобы не вызывать у них ревность и неприятие малыша.

4. Консультирование и оказание социальной помощи женщинам, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, испытывающих физическое и психическое насилие (проводятся совместно со специалистами государственного учреждения социального обслуживания населения   Тульской области «Кризисный центр помощи женщинам»).

5. Формирование   связи «Мать-дитя», принятие роли материнства; способности отождествлять себя с ролью матери в социокультурном пространстве, восстановление и укрепление социального окружения   мамы и ребенка; готовности женщины к рождению ребенка, снижению уровня тревожности в ситуации родов (проводятся совместно со специалистами государственного учреждения социального обслуживания населения   Тульской области «Кризисный центр помощи женщинам»).

6. Порядок регистрации рождения и установления отцовства, усыновления. Выбор имени новорожденному и порядок его присвоения. Рейтинг популярных имен.

7. Возможность получения государственных услуг в электронном виде.

8. О возможности осуществления регистрации рождения в торжественной обстановке. Об опыте проведения торжественных мероприятий, посвященных Дню защите детей, Международному дню матери.

9. О порядке взаимодействия органов ЗАГС с Кризисным центром помощи женщинам (применение медиативных форм при урегулировании семейных конфликтов).

Занятие 1. Продолжительность 1 час, перерыв 5-10 мин (занятие при возможности и желании участников, проводится совместно с будущими отцами). 

Цель занятия: дать информацию о сроках наступления родов, подготовки к поступлению в родильный дом, предвестниках и периодах родов, партнерских родах, аутотренинге.

После занятий беременные должны знать:

специализацию родильных домов.

Что такое предвестники, схватки и потуги.

Сколько времени продолжаются роды.

Приемы аутотренинга.

Должны владеть:

приемом обезболивания в родах.

Техникой дыхания.

Уметь выбрать позу во время родов, как правильно тужиться.

Вводная часть. Знакомство с группой и определение мотивации присутствующих в обучении.

Теоретическая часть. Специализированные родильные дома Тульской области. Нормальные (физиологические) роды. I, II, III периоды, биомеханизм родов, схватки и потуги Пальцевой самомассаж. Диафрагмальное дыхание. Контроль за мышцами передней брюшной стенки, тазового дна, нижних конечностей, приемы расслабления. Родовые позы. Продолжается отработка и закрепление практических навыков.

Технические средства и учебный материал: таблицы, фантомы, памятки.

Перерыв 5-10 мин.

Проверка полученных беременными знаний:

задать вопросы по пройденному материалу.

Что такое предвестники, схватки и потуги.

Что необходимо делать при отхождении околоплодных вод.

Сколько продолжается I, II и III период родов. Демонстрация и выполнение практических навыков.

Выполнять потуги и диафрагмальное дыхание.

Выполнять самомассаж в области таза и поясничного отдела.

Участие будущего отца в I периоде родов.

Вопросы, ответы, пожелания.

Беременным дается домашнее задание поведения в родах для закрепления полученных навыков.

Занятие 2. Продолжительность 1 час, перерыв 5-10 мин.

Цель занятия: представление информации о совместном пребывании с новорожденным, об инволюции (обратном развитии) матки, гигиене послеродового периода, лактации, водном режиме и питании, уходу за швами, послеродовой гимнастике и контрацепции

После занятий беременные будут знать:

правила ухода за новорожденным.

Принципы грудного вскармливания.

Питьевой режим и режим питания.

Гигиену послеродового периода.

Должны уметь:

кормить и ухаживать за новорожденным.

Выполнять послеродовую гимнастику.

Вводная часть. Выяснение потребности в необходимой для беременных информации и проверка знаний.

Теоретическая часть. Проверка домашней работы. Гигиена послеродового периода. Послеродовая гимнастика. Техника грудного вскармливания. Уход за новорожденным. Обработка пупочной ранки. Туалет новорожденного.

Технические средства и учебный материал: кукла, муляж молочной железы, плакаты, памятки.

Перерыв 5-10 мин.

Проверка полученных знаний беременными:

что такое послеродовый период.

Знания правил ухода за новорожденным.

Преимущества грудного вскармливания.

Демонстрация и выполнение практических навыков:

демонстрация техники грудного вскармливания.

Выполнение послеродовой гимнастики.

Вопросы, ответы, пожелания.

Дается домашнее задание для закрепления беременными полученных навыков по 1-му и 2-му дню занятий, рекомендации по специальной литературе.

Занятие 3 (проводят акушер-гинеколог и педиатр). Продолжительность 1 час, перерыв 5-10 мин.

Цель занятия: дать информацию по созданию дома условий для новорожденного, рассказать о физиологических особенностях и уходе за новорожденным, грудном вскармливании, профилактических прививках, составе детской аптечки.

После занятий беременные будут знать:

как организовать «уголок» для новорожденного.

Физиологические особенности новорожденного.

Транзиторные (проходящие) состояния.

Преимущество грудного вскармливания.

Необходимость профилактических прививок.

Состав детской аптечки.

Должны уметь:

ухаживать за грудным ребенком.

Знать технику грудного вскармливания.

Вводная часть.

Определить знания в данных вопросах у беременных, их потребность.

Теоретическая часть.

Проверка домашнего задания. Первые дни жизни новорожденного. Анатомо-физиологические особенности новорожденного. Транзиторные состояния (физиологическая желтуха, потеря веса и др.), Техника грудного вскармливания. Уход за новорожденным, пупочной ранкой. Купание, туалет ребенка, пеленание, профилактические прививки. Комплект детской аптечки.

Технические средства и учебный материал: плакаты, памятки, фильм. Перерыв 5-10 мин.

Проверка полученных беременными знаний:

проверить усвоение пройденного материала.

Знаний физиологических и транзиторных состояний у новорожденного.

Уход за пупочной раной.

Пеленание младенца.

Купание младенца.

Демонстрация и выполнение практических навыков:

знания техники грудного вскармливания.

Ухода за новорожденным.

Применение газоотводной трубки.

Вопросы, ответы, пожелания.

Занятие 4 (проводят психолог, юрист, специалист органа ЗАГС и специалист государственного учреждения социального обслуживания населения   Тульской области «Кризисный центр помощи женщинам») Продолжительность 1 час, перерыв 5-10 мин.

Цель занятия: оказать психологическую помощь, показать элементы и провести аутотренинг, дать информацию по правовым и социальным вопросам, по действующим нормам законодательства в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

После занятий беременные будут знать:

права и социальные гарантии государства.

Элементы аутотренинга.

Социальные институты, где можно получить помощь.

Должны уметь:

применять аутотренинг для укрепления психоэмоционального состояния в родах.

Применять законные права при решении социальных вопросов.

Вводная часть.

Знакомство, выяснение мотивации беременных и уровня их знаний в правовых вопросах.

Теоретическая часть.

Социальные гарантии беременным и молодым родителям. Особенности психоэмоционального состояния женщины во время беременности, родов и после рождения ребенка. Элементы аутотренинга.

Перерыв 5-10 мин.

Проверка полученных беременными знаний:

попросить отметить основные права (декретный отпуск, перевод на другую работу при наличии вредности пр.).

Особенность психической сферы во время беременности.

Демонстрация и выполнение практических навыков. продемонстрировать один из элементов аутотренинга.

Заключение. Вопросы, ответы, пожелания.

Приложение № 5 к приказу

министерства здравоохранения

Тульской области

от 19.12.2019 № 847-осн

Прикрепление к государственным учреждениям здравоохранения для обучения беременных женщин, наблюдающихся в женских консультациях, в структуре которых отсутствуют Школы

Государственное учреждение здравоохранения (далее – ГУЗ), в составе которого функционирует   Школа

Государственные учреждения здравоохранения, в структуре женских консультаций и гинекологических кабинетов которых отсутствуют Школы беременных

Канал подключения

(для ГУЗ, в составе которых отсутствует Школа)

ГУЗ «Новомосковская городская клиническая больница»

Женщины, стоящие на учете по беременности в ГУЗ «Кимовская центральная районная больница

1247

ГУЗ «Алексинская районная больница № 1 имени проф. В.Ф. Снегирева»

Женщины, стоящие на учете по беременности в ГУЗ «Заокская центральная районная больница»

1201

Женщины, стоящие на учете по беременности в ГУЗ «Ясногорская центральная районная больница»

ГУЗ «Тульский областной перинатальный центр»

Женщины, стоящие на учете по беременности в ГУЗ «Белевская центральная районная больница»

1105

Женщины, стоящие на учете в ГУЗ «Куркинская центральная районная больница»

Женщины, состоящие на учете по беременности в ГУЗ «Тепло-Огарёвская центральная районная больница»

Женщины, состоящие на учете по беременности в ГУЗ «Одоевская центральная районная больница имени П.П. Белоусова» (включая п. Арсеньево, п. Одоев, п.г.т. Славный)

Женщины, стоящие на учете по беременности в ГУЗ «Плавская районная больница имени С.С. Гагарина» (включая г. Плавск и п. Чернь)

Женщины, стоящие на учете в женской консультации ГУЗ «Ленинская районная больница»

Женщины, стоящие на учете по беременности в ГУЗ «Амбулатория п. Рассвет»

Женщины, стоящие на учете по беременности в ГУЗ «Венёвская центральная районная больница» и ГУЗ «Тульский областной госпиталь ветеранов войн и труда»

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 05.02.2020
Рубрики правового классификатора: 040.080.000 Охрана семьи, материнства, отцовства и детства

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать