Основная информация

Дата опубликования: 27 мая 2020г.
Номер документа: RU50043305202000042
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Москва
Принявший орган: администрация городского округа Лосино-Петровский
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты муниципальных образований
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА

ЛОСИНО-ПЕТРОВСКИЙ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27.05.2020                                                                                                                                                          № 466

Об организации и осуществлении полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю и аудиту в городском округе Лосино-Петровский

В соответствии со статьей 269.2 бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в целях исполнения полномочий по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля и аудита, постановляю:

1. Уполномочить специалистов сектора внутреннего муниципального контроля городского округа Лосино-Петровский на осуществление внутреннего муниципального финансового контроля и аудита за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации, Московской области и нормативных правовых актов городского округа Лосино-Петровский, регулирующих бюджетные правоотношения, а также на осуществление контроля за соблюдением законодательства в сфере закупок.

2. Утвердить Порядок осуществления специалистами сектора внутреннего муниципального контроля городского округа Лосино-Петровский полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю и аудиту в сфере бюджетных правоотношений (Приложение № 1).

3. Утвердить Порядок осуществления специалистами сектора внутреннего муниципального контроля городского округа Лосино-Петровский контроля за соблюдением Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» как специалистами, уполномоченными на осуществление внутреннего муниципального финансового контроля и аудита (Приложение № 2).

4. Признать утратившим силу постановление администрации городского округа Лосино-Петровский от 11.08.2014 № 418 «Об организации и осуществлении полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю в городском округе Лосино-Петровский».

5. Опубликовать данное постановление в еженедельной общественно-политической газете «Городские вести» и разместить на официальном сайте администрации городского округа в сети «Интернет».

6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

7. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Глава городского округа                                                                И.Ю. Курданин

Приложение № 1

к постановлению администрации

городского округа Лосино-Петровский

от 27.05.2020 № 466

ПОРЯДОК

осуществления специалистами сектора внутреннего муниципального контроля городского округа Лосино-Петровский полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю и аудиту в сфере бюджетных правоотношений

1. Общие положения.

1.1. Порядок осуществления полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю и аудиту в сфере бюджетных правоотношений специалистами сектора внутреннего муниципального контроля городского округа Лосино-Петровский (далее- Порядок) определяет правила осуществления специалистами сектора внутреннего муниципального контроля городского округа Лосино-Петровский (далее- Специалисты) полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю и аудиту в сфере бюджетных правоотношений в городском округе Лосино-Петровский.

1.2. Деятельность по контролю основывается на принципах законности, функциональной независимости, объективности, компетенции, профессионального скептицизма, системности, эффективности, ответственности и стандартизации.

1.3. Настоящий Порядок разработан в соответствии с:

- Бюджетным кодексом Российской Федерации;

- Федеральным законом от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

- Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

- Постановлением Правительства Московской области от 05.03.2014 №131/7 «Об утверждении Порядка осуществления Главным контрольным управлением Московской области полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений и Порядка осуществления Главным контрольным управлением Московской области контроля за соблюдением Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, как органом государственного финансового контроля, уполномоченным на осуществление внутреннего государственного финансового контроля»;

1.4. Объектами внутреннего муниципального финансового контроля и аудита (далее- объекты контроля) являются администрация городского округа Лосино-Петровский как главный распорядитель (распорядитель) и главный администратор (администратор) доходов бюджета городского округа Лосино-Петровский (далее- местный бюджет), её структурные подразделения, муниципальные бюджетные, автономные и казённые учреждения городского округа Лосино-Петровский и иные объекты в соответствии со статьей 266.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации.

1.5. Цели и задачи внутреннего финансового контроля и аудита:

Целью внутреннего финансового контроля и аудита является осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации, Московской области, нормативных правовых актов органов местного самоуправления городского округа Лосино-Петровский, регулирующих бюджетные правоотношения, предупреждение и пресечение бюджетных нарушений в процессе исполнения местного бюджета, установление достоверности учёта и отчетности.

Основными задачами внутреннего финансового контроля и аудита являются:

-установление достаточности и актуальности нормативных правовых актов органов местного самоуправления, устанавливающих требования к организации (обеспечению выполнения), выполнения мероприятий по внутреннему финансовому контролю и аудиту;

- выявление избыточных (дублирующих друг друга) мероприятий по внутреннему финансовому контролю и аудиту по выполнению финансового контроля;

-определение правомерности, целевого характера, эффективности и экономности использования средств местного бюджета, а также материальных ценностей, находящихся в муниципальной собственности;

-осуществление внутреннего контроля и аудита за соблюдение финансовой и исполнительской дисциплины объектами внутреннего муниципального финансового контроля и аудита;

-предоставление достоверной и полной информации о финансовых результатах деятельности муниципальных учреждений;

-проверка правомерности и эффективности использования муниципальными учреждениями средств местного бюджета;

-проверка правильности и эффективности реализации муниципальных программ и достоверности отчетности об их исполнении;

-профилактика бесхозяйственности в использовании материальных ценностей, находящихся в муниципальной собственности;

-проверка правильности ведения бюджетного учета, достоверности бухгалтерской отчетности в муниципальных учреждениях, в том числе отчетности об исполнении муниципальных заданий;

-подготовка и организация осуществления мер, направленных на повышение результативности использования бюджетных средств.

1.6. Специалисты в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, Московской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления городского округа Лосино-Петровский, настоящим Порядком, должностной инструкцией.

Права и обязанности специалистов, уполномоченных на осуществление внутреннего финансового контроля и аудита устанавливаются настоящим Порядком и должностной инструкцией, утверждаемой распоряжением администрации городского округа Лосино-Петровский.

2. Права, обязанности и ответственность специалистов, объекта контроля.

2.1. Специалисты в рамках установленной компетенции имеют право:

- запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме (в форме электронного документооборота) документы и информацию, объяснения, необходимые для проведения контрольного мероприятия;

- по предъявлении служебных удостоверений беспрепятственно посещать помещения и территории, которые занимает объект контроля, требовать предъявления поставленных товаров, результатов выполненных работ (оказанных услуг), проводить осмотр, наблюдение, пересчет, контрольные обмеры, требовать проведения инвентаризации активов и обязательств;

- направлять главе городского округа информацию о выявленных нарушениях с целью дальнейшей подготовки предписаний об устранении выявленных нарушений;

- направлять главе городского округа предложения о применении бюджетных мер принуждения в случаях, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации;

- направлять главе городского округа информацию о необходимости привлечения квалифицированных специалистов, экспертов, экспертные организации в целях осуществления контрольных мероприятий в сфере бюджетных правоотношений;

- направлять главе городского округа информацию о необходимости передачи в правоохранительные органы фактов совершения действий (бездействия), содержащего признаки состава преступления;

- подписывать и направлять обращения к лицам, располагающим документами и фактическими данными, информацией, необходимой для проведения контрольного мероприятия;

- обсуждать с главой городского округа вопросы, связанные с проведением контрольного мероприятия;

- подготавливать и направлять главе городского округа предложения о внесении изменений в план проведения контрольных мероприятий, а также предложений о проведении внеплановых контрольных мероприятий;

- подготавливать предложения, касающиеся организации внутреннего финансового контроля и аудита, в том числе предложения об организации и осуществлении контрольных действий.

2.2. Специалисты обязаны:

- своевременно и в полной мере исполнять полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений в установленной сфере деятельности;

- соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;

- проводить контрольные мероприятия в соответствии с положениями настоящего Порядка.

2.3. Специалисты несут ответственность за качество проводимых контрольных мероприятий, достоверность информации и выводов, содержащихся в актах, заключениях, их соответствие законодательству, наличие и правильность выполненных расчетов.

2.4. Объект контроля, его руководитель, иные должностные лица или уполномоченные представители во время проведения контрольного мероприятия обязаны:

- не препятствовать проведению контрольного мероприятия, в том числе обеспечивать беспрепятственный доступ на территорию и в помещения объекта контроля;

- предоставлять запрашиваемые документы и сведения в установленные сроки;

- обеспечивать специалистам необходимые условия работы.

2.5. Объект контроля, его руководитель, иные должностные лица или уполномоченные представители, необоснованно препятствующие проведению контрольных мероприятий, уклоняющиеся от их проведения и (или) предоставления информации, документов (их копий) и (или) материалов, необходимых для осуществления контрольного мероприятия, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Методы осуществления внутреннего финансового контроля и аудита и их планирование.

3.1. Внутренний финансовый контроль и аудит представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке соответствия нормативным правовым актам совершенных в проверяемом периоде финансовых и хозяйственных операций, обоснованность и правильность их отражения в бухгалтерском учете, а также действий руководителя, главного бухгалтера и иных лиц муниципальных учреждений, на которых в соответствии с нормативными правовыми актами возложена ответственность за их осуществление, а также исследование состояния дел в муниципальных учреждениях.

3.2. Специалисты осуществляют последующий внутренний контроль и аудит в форме проверок, ревизий, обследований.

3.3. Проверка- совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учёта и бюджетной (бухгалтерской) отчётности в отношении деятельности объекта контроля за определённый период. Результаты проверки оформляются актом.

3.4. Ревизия- комплексная проверка деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бюджетной (бухгалтерской) отчётности. Результаты ревизии оформляются актом.

3.5. Проверки и ревизии могут быть плановые, внеплановые.

Проверки подразделяются на камеральные и выездные, в том числе встречные.

3.6. Обследование- анализ и оценка состояния определённой сферы деятельности объекта контроля. Результаты обследования оформляются заключением.

3.7. Основанием для проведения плановых проверок, ревизий, обследований служит распоряжение администрации городского округа Лосино-Петровский с приложением плана проверок, ревизий и обследований на год. Распоряжение разрабатывается Специалистами. Распоряжение администрации городского округа Лосино-Петровский утверждается не позднее 31 декабря текущего года и доводится до объектов контроля не позднее 10-ти рабочий дней со дня его утверждения.

В плане указывается наименование объекта контроля, тема проверки, ревизии, обследования, период проведения проверки.

Плановые проверки могут проводиться в отношении одного объекта контроля не чаще чем один раз в двенадцать месяцев.

3.8. На основании распоряжения специалисты разрабатывают программу проверки, ревизии, обследования с подробным указанием вопросов, подлежащих проверке, ревизии, обследованию объема проверки, ревизии, обследования, срока ее проведения, проверяемый период. Программа проверки, ревизии, обследования утверждается главой администрации городского округа Лосино-Петровский, курирующим данное направление работы администрации.

Составлению программ проверки, ревизии, обследования предшествует подготовительный период, в ходе которого изучаются законодательные и другие нормативные правовые акты, отчетные документы. Статистические данные, акты предыдущих проверок или ревизий и другие материалы, характеризующие и регламентирующие финансово-хозяйственную деятельность объекта контроля.

3.9. Периодичность, сроки и порядок проведения проверок, ревизий, обследований устанавливаются исходя из специфики и объемов деятельности объектов контроля.

3.10. Установленный срок проведения проверки, ревизии, обследования может быть продлен на основе мотивированного представления уполномоченного должностного лица или руководителя объекта контроля, но не более чем на 10 рабочих дней со дня окончания проверки, ревизии, обследования. Решение о продлении срока проведения проверки, ревизии, обследования принимается главой городского округа Лосино-Петровский, курирующим данное направление работы администрации.

3.11. Контрольные мероприятие, не предусмотренное планом проверок, ревизий и обследований, является внеплановым.

Внеплановые проверки, ревизии, обследования проводятся в соответствии с распоряжением администрации городского округа по следующим основаниям:

-для контроля исполнения устранения ранее выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской федерации;

-в случае получения от муниципальных органов, юридических лиц и граждан информации о наличии признаков нарушения бюджетного законодательства Российской федерации.

Внеплановые проверки проводятся Специалистами в соответствии с настоящим Порядком проведения проверки, ревизии, обследования.

4. Порядок проведения проверки, ревизии, обследования.

4.1. Специалисты не позднее, чем за один рабочий день до начала проверки, ревизии, обследования обязаны:

- предъявить руководителю объекта контроля программу проведения проверки, ревизии, обследования;

- решить организационно-технические вопросы проведения проверки, ревизии, обследования.

4.2. Исходя из темы проверки, ревизии, обследования и ее программы, специалисты определяют объем и состав контрольных действий по каждому вопросу программы проверки, ревизии, обследования, а также способы проведения таких контрольных действий.

4.3. В ходе проверки, ревизии, обследования проводятся контрольные действия по документальному и фактическому изучению финансовых и хозяйственных операций, совершенных объектом контроля в проверяемый период.

Контрольные действия по документальному изучению проводятся по финансовым, бухгалтерским, отчетным и иным документам объекта контроля, в том числе путем анализа и оценки полученной из них информации.

Контрольные действия по фактическому изучению проводятся методом осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, контрольных замеров и т.п.

4.4. Контрольные действия могут проводиться сплошным или выборочным способом.

Сплошной способ заключается в проведении контрольного действия в отношении всей совокупности финансовых и хозяйственных операций, относящихся к одному вопросу программы проверки, ревизии (ревизия).

Выборочный способ заключается в проведении контрольного действия в отношении части финансовых и хозяйственных операций, относящихся к отдельному вопросу программы проверки, ревизии, обследования. Объем выборки и ее состав определяются специалистами.

4.5. Решение об использовании сплошного или выборочного способа проведения контрольных действий по каждому вопросу программы проверки, ревизии, обследования принимают специалисты, исходя из содержания вопроса программы проверки, ревизии, обследования, объема финансовых и хозяйственных операций, относящихся к этому вопросу. Состояния бюджетного (бухгалтерского) учета на объекте контроля, срока проверки и иных обстоятельств.

4.6. При проведении проверки, ревизии, обследования при необходимости проводятся контрольные действия в отношении кассовых и расчетных операций, операций с материальными ценностями.

4.7. В ходе проверки, ревизии, обследования могут проводиться контрольные действия по изучению:

- учетной политики объекта контроля;

- бухгалтерских, отчетных и других документов (по форме и содержанию);

- полноты, своевременности и правильности отражения, совершенных финансовых и хозяйственных операций в бюджетном (бухгалтерском) учете и бюджетной (бухгалтерской) отчетности, в том числе путем сопоставления записей в учетных регистрах с первичными учетными документами, показателей бюджетной (бухгалтерской) отчетности с данными аналитического учета;

- фактического наличия, сохранности и правильного использования материальных ценностей, находящихся в муниципальной собственности, денежных средств и ценных бумаг, достоверности расчетов, объемов поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, операций по формированию расходов и финансовых результатов;

- постановки и состояния бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности;

- наличия и состояния предварительного и текущего контроля за движением материальных ценностей и денежных средств, правильностью формирования расходов, полнотой оприходования денежных средств и материальных ценностей, достоверностью объемов выполненных работ и оказанных услуг;

- принятых мер по устранению нарушений, возмещению материального ущерба, привлечению к ответственности виновных лиц по результатам предыдущей проверки (ревизии).

4.8. Специалисты вправе получать необходимые письменные объяснения от должностных, материально ответственных и иных лиц объекта контроля, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизии (проверки), и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных действий. В случае отказа от представления указанных объяснений, справок, сведений и копий документов делается соответствующая запись в акте проверки, ревизии.

4.9. В ходе проверки, ревизии, обследования по решению специалистов могут составляться справки по результатам проведения контрольных действий по отдельным вопросам программы проверки, ревизии.

Указанная справка составляется специалистами, подписывается ими, подписывается должностным лицом объекта контроля, ответственным за соответствующий участок работы объекта контроля.

В случае отказа указанного должностного лица подписать справку, в конце справки делается запись об отказе указанного лица от подписания справки. В этом случае к справке прилагаются возражения указанного должностного лица.

Справки прилагаются к акту проверки, ревизии, а информация, изложенная в них, учитывается при составлении акта проверки, ревизии.

4.10. В случае, когда можно предположить, что выявленное в ходе проверки, ревизии нарушение может быть скрыто либо по нему необходимо принять меры по незамедлительному устранению, составляется промежуточный акт проверки, ревизии, к которому прилагаются необходимые письменные объяснения соответствующих должностных, материально ответственных и иных лиц проверяемого объекта внутреннего финансового контроля.

Промежуточный акт оформляется в порядке, установленном для оформления соответственно акта проверки, ревизии.

Промежуточный акт проверки, ревизии подписывается специалистами, а также руководителем проверяемого объекта внутреннего финансового контроля.

Факты, изложенные в промежуточном акте проверки, ревизии включаются соответственно в окончательный акт проверки, ревизии.

5. Порядок оформления результатов проверки, ревизии, обследования.

5.1. Оформление результатов проверки, ревизии.

5.1.1. Результаты проверки, ревизии оформляются актом. Акт- официальный документ, содержащий анализ и оценку фактов финансово-хозяйственной деятельности объектов контроля, выводы по результатам проверки, ревизии, обследования и предложения по устранению выявленных нарушений.

5.1.2. Акт составляется на русском языке, имеет сквозную нумерацию страниц. В акте не допускается помарки, подчистки и иные неоговоренные исправления.

5.1.3. Акт состоит из вводной, описательной и заключительной частей.

5.1.4. Вводная часть акта должна содержать следующие сведения:

- тему проверки, ревизии;

- дату и место составления акта проверки, ревизии;

- основание назначения проверки, ревизии, в том числе указание на плановый характер, либо проведение по обращению, требованию или поручению соответствующего органа;

- фамилии, инициалы специалистов;

- проверяемый период;

- срок проведения проверки, ревизии;

- полное и краткое наименование объекта контроля;

- фамилии, инициалы и должности лиц, имевших право подписи денежных и расчетных документов в проверяемый период;

- кем и когда проводилась предыдущая проверка, ревизия, а также сведения об устранении нарушений, выявленных в ходе нее;

- иные данные, необходимые, по мнению уполномоченного должностного лица.

5.1.5. Описательная часть акта должна содержать описание проведенной работы и выявленных нарушений по каждому вопросу программы проверки, ревизии.

5.1.6. Заключительная часть акта должна содержать обобщенную информацию о результатах проверки, ревизии в том числе выявленных нарушениях, сгруппированных по видам, с указанием по каждому виду финансовых нарушений общей суммы, на которую они выявлены. Суммы выявленного нецелевого использования бюджетных средств указываются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

5.1.7. Результаты проверки, ревизии, излагаемые в акте должны подтверждаться документами (копиями документов), результатами контрольных действий и встречных проверок, объяснениями должностных, материально ответственных и иных лиц проверенной организации, другими материалами.

5.1.8. В описании каждого нарушения, выявленного в ходе проверки, должны быть указаны: положения законодательных и нормативных правовых актов, которые были нарушены, к какому периоду относится выявленное нарушение, в чем выразилось нарушение, документально подтвержденная сумма нарушения, должностное, материально ответственное или иное лицо проверенного территориального органа, бюджетного учреждения, допустившее нарушение.

5.1.9. В акте не допускаются:

- выводы, предложения, факты, не подтвержденные соответствующими документами;

- указания на материалы правоохранительных органов и показания, данные следственным органам должностными, материально ответственными и иными лицами проверенного территориального органа, бюджетного учреждения;

- морально-этическая оценка действий должностных, материально ответственных и иных лиц проверенной организации.

5.1.10. Акт составляется:

- в двух экземплярах: один экземпляр для проверенного объекта внутреннего финансового контроля; один экземпляр для специалистов;

- в трех экземплярах: один экземпляр для органа местного самоуправления городского округа Лосино-Петровский (должностного лица), по мотивированному обращению, требованию или поручению которого проведена проверка; один экземпляр для проверенного объекта внутреннего финансового контроля; один экземпляр для специалистов.

5.1.11. Каждый экземпляр акта подписывается специалистами, руководителем и главным бухгалтером проверенного объекта внутреннего финансового контроля. После пометки «С актом ознакомлены» следуют подписи главы городского округа, руководителей структурных подразделений администрации.

5.1.12. Специалисты устанавливают по согласованию с руководителем объекта контроля срок для ознакомления последнего с актом проверки, ревизии и его подписания, но не более 5 рабочих дней со дня вручения ему акта.

5.1.13. При наличии у руководителя объекта контроля возражений по акту он делает об этом отметку перед своей подписью и вместе с подписанным актом представляет специалистам письменные возражения. Письменные возражения по акту проверки, ревизии приобщаются к материалам проверки, ревизии.

5.1.14. Специалисты в срок до 10 рабочих дней со дня получения письменных возражений по акту проверки, рассматривают обоснованность этих возражений и дают по ним письменное заключение. Указанное заключение подписывается главой городского округа, курирующим вопросы внутреннего финансового контроля и аудита. Один экземпляр заключения направляется проверенному объекту внутреннего финансового контроля, один экземпляр заключения приобщается к материалам проверки.

5.1.15. В случае отказа руководителя объекта контроля подписать или получить акт в конце акта делается запись об отказе указанного лица от подписания или от получения акта. При этом акт в тот же день направляется проверенному объекту внутреннего финансового контроля заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо иным способом, обеспечивающим фиксацию факта и даты его направления.

5.1.16. Акт представляется специалистами главе городского округа Лосино-Петровский не позднее 30 рабочих дней после даты окончания проверки.

5.1.17. В акте проведенной проверки специалисты вносят предложения по устранению выявленных нарушений и устанавливают дату предоставления информации о выполнении указанных предложений.

Предложения должны быть краткими, конкретными, целенаправленными с указанием сроков их выполнения.

5.1.18. Руководителем объекта контроля подготавливается план устранения нарушений и недостатков, выявленных в процессе проверки, ревизии, копия которого направляется Специалистам.

5.2. Оформление результатов обследования.

5.2.1. Результаты обследования оформляются заключением. Заключение- официальный документ, содержащий анализ и оценку состояния определенной сферы деятельности объекта контроля. Заключение составляется на русском языке, имеет сквозную нумерацию страниц, утверждается главой городского округа Лосино-Петровский. В заключении не допускаются помарки, подчистки и иные неоговоренные исправления.

5.2.2. Заключение должно содержать:

- тему обследования;

- дату и место составления заключения;

- основание назначения обследования, в том числе указание на плановый характер, либо проведение по обращению, требованию, или поручению соответствующего органа;

- фамилии, инициалы специалистов;

- обследуемый период;

- срок проведения обследования;

- полное и краткое наименование объекта контроля;

- иные данные, необходимые, по мнению специалистов.

5.2.3. В заключении по обследованию объекта контроля Специалисты выражают мнение о состоянии обследуемой сферы деятельности объекта контроля и дают предложения по устранению выявленных нарушений и недостатков и повышению эффективности в данной сфере деятельности объекта контроля.

Предложения должны быть краткими, конкретными, целенаправленными.

5.3. Представления и предписания Специалистов.

5.3.1. Специалисты осуществляют контроль за своевременным выполнением предложений, направленных на устранение выявленных проверкой, ревизией, обследованием, недостатков и нарушений путем проведения внеплановых проверок.

Кроме того, каждая последующая проверка, ревизия начинается с проверки выполнения предложений, указанных в предыдущем акте проверки, ревизии.

5.3.2. В случае установления нарушения бюджетного законодательства, регулирующего бюджетные правоотношения, Специалисты составляют представление и (или) предписание о принятии мер по устранению выявленных нарушений, а также по устранению причин и условий таких нарушений.

6. Отчетность о результатах проведения контрольных мероприятий.

6.1. Отчетность о результатах проверок, ревизий, обследований за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации, Московской области и нормативных правовых актов городского округа Лосино-Петровский по вопросам внутреннего финансового контроля и аудита составляются Специалистами в целях информирования о полноте и своевременности выполнения плана проверок, ревизий, обследований, а также внеплановых проверок за отчетный период, оценки эффективности контрольной деятельности, и выработки предложений по результатам проведения проверок.

6.2. Специалисты ежемесячно предоставляют начальнику сектора внутреннего муниципального контроля городского округа оперативный отчет о выполнении плана работы, в том числе о результатах проведенных контрольных мероприятий с указанием количества охваченных организаций, количества проведенных мероприятий, количества выявленных нарушений с указанием размера в стоимостном выражении (при наличии такого).

6.3. Специалисты ежеквартально подготавливают начальнику сектора внутреннего муниципального контроля городского округа аналитическую информацию по проведенным контрольным мероприятиям.

6.4. Специалисты подготавливают отчетность и информацию по контрольным мероприятиям по запросам Главного контрольного управления Московской области и иных вышестоящих органов.

6.5. Отчет о выполнении плана проверок, ревизий, обследований за год утверждается распоряжением администрации городского округа Лосино-Петровский не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным.

Приложение № 2

к постановлению администрации

городского округа Лосино-Петровский

от  27.05.2020 № 466

ПОРЯДОК

осуществления специалистами сектора внутреннего муниципального контроля городского округа Лосино-Петровский контроля за соблюдением Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» как специалистами, уполномоченными на осуществление внутреннего муниципального финансового контроля и аудита

1. Общие положения.

1.1. Порядок осуществления специалистами сектора внутреннего муниципального контроля городского округа Лосино-Петровский контроля за соблюдением Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» как специалистами, уполномоченными на осуществление внутреннего муниципального финансового контроля и аудита (далее Порядок в сфере закупок) определяет правила осуществления специалистами сектора внутреннего муниципального контроля городского округа Лосино-Петровский (далее- Специалисты) контроля за соблюдением Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Федеральный закон о контрактной системе) как специалистами, уполномоченными на осуществление внутреннего муниципального финансового контроля и аудита (далее- контроль и аудит в сфере закупок).

1.2. Настоящий Порядок разработан в соответствии с:

- Бюджетным кодексом Российской Федерации;

- Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

- Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

- Постановлением Правительства Московской области от 05.03.2014 № 131/7 «Об утверждении Порядка осуществления Главным контрольным управлением Московской области полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений и Порядка осуществления Главным контрольным управлением Московской области контроля за соблюдением Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, как органом государственного финансового контроля, уполномоченным на осуществление внутреннего государственного финансового контроля»;

1.3. Субъектами внутреннего муниципального финансового контроля и аудита в сфере закупок (далее- субъекты контроля) являются администрация городского округа Лосино-Петровский и её структурные подразделения, муниципальные бюджетные, казённые учреждения городского округа Лосино-Петровский, контрактная служба, контрактные управляющие, комиссии по осуществлению закупок и их членов и иные субъекты в соответствии со статьей 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, осуществляющие закупки товаров, работ, услуг для муниципальных нужд городского округа Лосино-Петровский.

Муниципальные автономные учреждения городского округа Лосино-Петровский являются субъектами контроля в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе.

1.4. Цели внутреннего контроля и аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг.

Целью контроля и аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг является соблюдение законности составления и исполнения бюджета городского округа Лосино-Петровский (далее- местный бюджет) в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок для муниципальных нужд городского округа Лосино-Петровский и нужд муниципальных учреждений, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе, Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Московской области, городского округа Лосино-Петровский, принимаемым по данным вопросам.

1.5. Специалисты осуществляют внутренний финансовый контроль и аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд городского округа Лосино-Петровский, предусмотренный частью 8 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе в отношении:

- соблюдения требований к обоснованию закупок и обоснованности закупок;

- соблюдения правил нормирования в сфере закупок;

- нормированием в сфере закупок товаров, работ, услуг при планировании закупок;

- определением и обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при формировании планов-графиков;

- применением заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

- соответствием поставляемого товара, выполненной работы или оказанной услуги условиям контракта;

- своевременностью, полнотой и достоверностью отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги;

- соответствием использования поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги целям осуществления закупки.

1.6. Специалисты в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, Московской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления городского округа Лосино-Петровский в сфере закупок, настоящим Порядком, должностной инструкцией.

2. Методы осуществления и требования к планированию контроля и аудита в сфере закупок.

2.1. Специалисты осуществляют контроль и аудит в сфере закупок в форме плановых и внеплановых проверок.

2.2. Основанием для проведения плановых проверок служит Распоряжение администрации городского округа Лосино-Петровский с приложением плана проверок на год, которое разрабатывается Специалистом, и утверждается не позднее 31 декабря. В соответствии с указанным распоряжением Специалисты разрабатывают план проверок в сфере закупок на полугодие. План проверок утверждается главой городского округа Лосино-Петровский, курирующим данное направление работы администрации, не позднее чем за месяц до начала полугодия и доводится до субъектов контроля не позднее 5-ти рабочих дней со дня его утверждения.

                            Внесение изменений в план проверок допускается не менее чем за месяц до начала проведения проверки, в отношении которой вносятся изменения.

2.3. План проверок и вносимые в него изменения размещаются не позднее пяти рабочих дней со дня его утверждения на официальном сайте администрации городского округа Лосино-Петровский.

В плане указывается наименование субъекта контроля, адрес его местонахождения, проверяемый период, месяц проведения проверки.

Плановые проверки могут проводиться в отношении одного субъекта контроля не чаще чем один раз в шесть месяцев.

2.4. На основании утвержденного распоряжения и плана Специалисты разрабатывают программу проверки с подробным указанием вопросов, подлежащих проверке, объема проверки, срока ее проведения, проверяемый период. Программа проверки утверждается главой городского округа Лосино-Петровский.

2.5. Установленный срок проведения проверки может быть продлен на основе мотивированного представления Специалистов или руководителя субъекта контроля и аудита, но не более чем на 10 рабочих дней со дня окончания проверки. Решение о продлении срока проведения проверки принимается главой городского округа Лосино-Петровский.

2.6. Проверка, не предусмотренная планом проверок, является внеплановой.

Внеплановые проверки проводятся в соответствии с распоряжением администрации городского округа по следующим основаниям:

- получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение:

- поступление информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;

- истечение срока исполнения, ранее выданного в соответствии с пунктом 5.2. настоящего Порядка предписания.

Внеплановые проверки проводятся Специалистами в соответствии с настоящим Порядком.

3. Права, обязанности и ответственность специалистов, субъекта контроля.

3.1. Специалисты в рамках установленной компетенции имеют право:

- запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме (в форме электронного документооборота) документы и информацию, объяснения, необходимые для проведения контрольного мероприятия;

- по предъявлении служебных удостоверений беспрепятственно посещать помещения и территории, которые занимает объект контроля, требовать предъявления поставленных товаров, результатов выполненных работ (оказанных услуг), проводить осмотр, наблюдение, пересчет, контрольные обмеры и прочие контрольные процедуры;

- выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений в соответствии с законодательством Российской федерации;

- направлять материалы проверки в Главное контрольное управление Московской области;

- обращаться в суд с исками о признании осуществленных закупок недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской федерации;

- привлекать квалифицированных специалистов, экспертов, экспертные организации в целях осуществления контрольных мероприятий в сфере бюджетных правоотношений;

-передавать в правоохранительные органы факты совершения действия (бездействия), содержащего признаки состава преступления.

3.2. Специалисты обязаны:

- своевременно и в полной мере исполнять полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений федерального закона о контрактной системе;

- соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской федерации, Московской области и городского округа Лосино-Петровский, положения настоящего Порядка в сфере закупок при проведении проверок;

- проводить проверки на основании и в соответствии с распоряжением о проведении проверок;

- посещать территории и помещения субъекта контроля в целях проведения проверки только во время исполнения служебных обязанностей с соблюдением установленного срока проведения проверки;

- знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо субъекта контроля с результатами проверки.

3.3. Специалисты несут ответственность за качество проводимых проверок. Достоверность информации и выводов, содержащихся в актах, заключениях, их соответствие законодательству Российской федерации, Московской области, нормативным правовым актам городского округа Лосино-Петровский.

3.4. Субъект контроля, его руководитель, иные должностные лица или уполномоченные представители во время проведения контрольного мероприятия обязаны:

- не препятствовать проведению контрольного мероприятия, в том числе обеспечивать беспрепятственный доступ на территорию и в помещения субъекта контроля;

- предоставлять запрашиваемые документы и сведения в установленные сроки;

- обеспечивать специалистам необходимые условия работы.

3.5. Субъект контроля, его руководитель. Иные должностные лица или уполномоченные представители, необоснованно препятствующие проведению контрольных мероприятий, уклоняющиеся от их проведения и (или) предоставления информации, документов (их копий) и (или) материалов, необходимых для осуществления контрольного мероприятия, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской федерации.

4. Порядок проведения проверки.

4.1. Специалисты не позднее, чем за один рабочий день до начала проверки должен:

- предъявить руководителю субъекта контроля программу проведения проверки;

- решить организационно-технические вопросы проведения проверки.

4.2. Подготовка к проведению проверки начинается со сбора достоверной и в достаточном объеме информации (документов, материалов и сведений, относящихся к предмету проверки), соответствующей предмету, целям, задачам и основным вопросам, подлежащим проверке.

4.3. Запрос о предоставлении документов и информации, акты проверок и предписания вручаются представителю субъекта контроля лично, либо направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате его получения адресатом.

4.3.1. Запрос должен содержать четкое изложение поставленных вопросов, перечень необходимых к истребованию документов, материалов, сведений, срок их предоставления.

4.3.2. Срок предоставления документов и информации устанавливается в запросе и исчисляется с даты получения такого запроса. Указанный срок не может быть менее двух рабочих дней.

4.3.3. Документы и информация, необходимые для проведения проверки, предоставляются в подлиннике, либо их копии, заверенные субъектом контроля надлежащим образом.

4.4. Проведение камеральной проверки.

4.4.1. Камеральная проверка состоит из исследования информации, документов и материалов, предоставленных по запросу специалистов.

4.4.2. Камеральная проверка проводится по месту нахождения специалистов.

4.4.3. Срок проведения камеральной проверки составляет не более тридцати рабочих дней. В срок проведения камеральной проверки не засчитываются периоды времени с даты отправки запроса до даты предоставления документов и материалов субъектом проверки.

4.4.4. Срок проведения камеральной проверки может быть продлен главой городского округа на срок не более тридцати рабочих дней на основании мотивированного обращения специалистов.

4.5. Проведение выездной проверки.

4.5.1. Выездная проверка состоит из исследования информации, документов и материалов, предоставленных специалистам по месту нахождения субъекта контроля.

4.5.2. Срок проведения выездной проверки составляет не более тридцати рабочих дней.

4.5.3. Срок проведения выездной проверки может быть продлен главой городского округа на срок не более тридцати рабочих дней на основании мотивированного обращения специалистов. Срок проведения выездной проверки продлевается не более одного раза.

4.5.4. В ходе выездной проверки проводятся контрольные действия по документальному и фактическому изучению деятельности субъекта контроля, связанной с предметом проверки. Контрольные действия проводятся по финансовым, бухгалтерским, документам о планировании и осуществлении закупок и иным документам субъекта контроля. Контрольные действия осуществляются также путем анализа и оценки полученной из документов информации с учетом информации, полученной из письменных объяснений, справок, сведений должностных, материально-ответственных и иных лиц субъекта контроля. Контрольные действия по фактическому изучению проводятся путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы, контрольных обмеров.

4.6. Приостановление выездной проверки.

4.6.1. Выездная проверка может быть приостановлена по распоряжению главы городского округа Лосино-Петровский на основании мотивированного обращения Специалистов в следующих случаях и на следующие периоды:

- отсутствия или неудовлетворительного состояния у субъекта контроля документов учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги на период восстановления субъектом контроля таких документов учета, необходимых для проведения выездной проверки;

- на период организации и проведения экспертиз;

- непредставление субъектом контроля документов и информации или представление неполного комплекта истребуемых документов и информации и (или) воспрепятствование проведению проверки или уклонение от нее;

- необходимость исследования имущества и (или) документов, находящихся не по месту нахождения субъекта контроля.

4.6.2. Специалисты извещают субъект контроля о приостановлении проверки и причинах ее приостановления не позднее трех рабочих дней со дня принятия распоряжения о приостановлении проверки.

4.6.3. Течение срока проведения проверки на период ее приостановления прерывается.

4.6.4. В течение трех рабочих дней со дня получения сведений об устранении причин приостановления, выездная проверка возобновляется, о ее возобновлении информируется субъект контроля.

5. Порядок оформления результатов проверки.

5.1. Оформление результатов проверки.

5.1.1. Результаты проверки оформляются актом. Акт- официальный документ, содержащий анализ и оценку фактов финансово-хозяйственной деятельности субъектов контроля в сфере закупок, выводы по результатам проверки, предложения по устранению выявленных нарушений.

5.1.2. Акт составляется на русском языке, имеет сквозную нумерацию страниц. В акте не допускается помарки, подчистки и иные неоговоренные исправления. Акт состоит из трех частей: вводной, описательной и заключительной.

5.1.3. Акт оформляется в течение семи рабочих дней после завершения проверки.

5.1.4. Результаты проверки, излагаемые в акте должны подтверждаться документами (копиями документов), результатами контрольных действий и встречных проверок, объяснениями должностных, материально ответственных и иных лиц проверенной организации, другими материалами.

5.1.5. В описании каждого нарушения, выявленного в ходе проверки, должны быть указаны: положения законодательных и нормативных правовых актов, которые были нарушены, к какому периоду относится выявленное нарушение, в чем выразилось нарушение, документально подтвержденная сумма нарушения, должностное, материально ответственное или иное лицо проверенного территориального органа, бюджетного учреждения, допустившее нарушение.

5.1.6. В акте не допускаются:

- выводы, предложения, факты, не подтвержденные соответствующими документами;

- указания на материалы правоохранительных органов и показания, данные следственным органам должностными, материально ответственными и иными лицами проверенного территориального органа, бюджетного учреждения;

- морально-этическая оценка действий должностных, материально ответственных и иных лиц проверенной организации.

5.1.7. Акт составляется:

- в двух экземплярах: один экземпляр для проверенного субъекта внутреннего финансового контроля; один экземпляр для специалистов;

- в трех экземплярах: один экземпляр для органа местного самоуправления городского округа Лосино-Петровский (должностного лица), по мотивированному обращению, требованию или поручению которого проведена проверка; один экземпляр для проверенного субъекта внутреннего финансового контроля; один экземпляр для специалистов.

5.1.8. Каждый экземпляр акта подписывается специалистами, руководителем и главным бухгалтером проверенного субъекта внутреннего финансового контроля. После пометки «С актом ознакомлены» следуют подписи главы городского округа, руководителей структурных подразделений администрации.

5.1.9. Специалисты устанавливают по согласованию с руководителем субъекта контроля срок для ознакомления последнего с актом проверки и его подписания, но не более 5 рабочих дней со дня вручения ему акта.

5.1.10. При наличии у руководителя субъекта контроля возражений по акту он делает об этом отметку перед своей подписью и вместе с подписанным актом представляет специалистам письменные возражения в течение пяти рабочих дней со дня получения акта. Письменные возражения субъекта контроля прилагаются к материалам проверки.

5.1.11. Специалисты в срок до 10 рабочих дней со дня получения письменных возражений по акту проверки, рассматривают обоснованность этих возражений и дают по ним письменное заключение. Указанное заключение утверждается главой городского округа Лосино-Петровский. Один экземпляр заключения направляется проверенному субъекту внутреннего финансового контроля и аудита, один экземпляр заключения приобщается к материалам проверки.

5.1.12. В случае отказа руководителя субъекта контроля подписать или получить акт в конце акта делается запись об отказе указанного лица от подписания или от получения акта. При этом акт в тот же день направляется проверенному субъекту контроля заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо иным способом, обеспечивающим фиксацию факта и даты его направления.

5.1.13. Акт представляется специалистами главе городского округа Лосино-Петровский для ознакомления и подписания не позднее 30 рабочих дней после даты окончания проверки.

5.1.14. В акте проведенной проверки специалисты вносят предложения по устранению выявленных нарушений и устанавливает дату представления информации о выполнении указанных предложений.

Предложения должны быть краткими, конкретными, целенаправленными с указанием сроков их выполнения.

5.1.15. Руководителем субъекта контроля подготавливается план устранения нарушений и недостатков, выявленных в процессе проверки, копия которого направляется Специалистам.

5.2. Представления и предписания Специалистов.

5.2.1. Специалисты осуществляют контроль за своевременным выполнением предложений, направленных на устранение выявленных проверкой, недостатков и нарушений путем проведения внеплановых проверок.

5.2.2. По результатам рассмотрения акта и иных материалов проверки при наличии соответствующих оснований Специалисты в срок не более тридцати рабочих дней с момента направления акта субъекту контроля принимают решение о выдаче субъекту контроля представления (предписания) об устранении выявленных нарушениях Федерального закона о контрактной системе. При этом в рамках осуществления контроля, предусмотренного пунктами 1-3 части 8 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, указанные предписания выдаются до начала закупки.

5.2.3. Представления (предписания) вручаются (направляются) представителю субъекта контроля в срок не превышающий тридцати рабочих дней после даты окончания проверки.

5.2.4. Срок для исполнения субъектом контроля предписания устанавливается Специалистами и не может быть более тридцати календарных дней со дня получения представления (предписания).

5.2.5. Субъект контроля, в отношении которого выдано представление (предписание), письменно сообщает Специалистам о результатах его исполнения не позднее дня, следующего за днем окончания срока для исполнения предписания.

5.2.6. Специалисты осуществляют контроль за исполнением субъектом контроля представлений (предписаний). В случае неисполнения выданного предписания Специалисты принимают к должностному лицу, не исполнившему представление (предписание), меры ответственности в соответствии с законодательством Российской федерации.

6. Отчетность о результатах проведения контрольных мероприятий.

6.1.1. Отчетность о результатах проверок за соблюдением законодательства о контрактной системе составляется Специалистами в целях информирования о полноте и своевременности выполнения плана проверок, а также внеплановых проверок за отчетный период, оценки эффективности контрольной деятельности, и выработки предложений по результатам проведения проверок.

6.1.2. Специалисты ежемесячно предоставляют начальнику сектора внутреннего муниципального контроля городского округа Лосино-Петровский оперативный отчет о результатах работы, в том числе о проверках исполнения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

6.1.3. Специалисты предоставляют начальнику сектора внутреннего муниципального контроля городского округа Лосино-Петровский отчет и аналитическую информацию по проведенным контрольным мероприятиям в сфере закупок за соответствующее полугодие в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом для подготовки отчета в Главное контрольное управление Московской области.

6.1.4. Специалисты подготавливают иную информацию по контрольным мероприятиям по запросам Главного контрольного управления Московской области и иных вышестоящих органов.

6.1.5. Информация о проведении плановых и внеплановых проверок, об их результатах и выданных представлениях (предписаниях) размещается на официальном сайте администрации городского округа Лосино-Петровский в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также в единой информационной системе в сфере закупок в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: "Городские вести" № 34/1 от 29.08.2020, Не опубликовано. Обнародовано. от 28.05.2020
Рубрики правового классификатора: 020.040.060 Муниципальный финансовый контроль. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать