Основная информация

Дата опубликования: 26 октября 2001г.
Номер документа: 3017
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПО РЫНКУ ЦЕННЫХ БУМАГ
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0103242В0304235

В200103242

ОПУБЛИКОВАНО:

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА, 21.11.2001, N 228, СТР. 11

БЮЛЛЕТЕНЬ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, 26.11.2001, N 48, СТР. 54

ЗАРЕГИСТРИРОВАНО В МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ РФ 12.11.2001 ПОД N 3017

ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПО РЫНКУ ЦЕННЫХ БУМАГ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

26.10.2001 N 28

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ

О СИСТЕМЕ КОНТРОЛЯ ОРГАНИЗАТОРОВ ТОРГОВЛИ НА РЫНКЕ

ЦЕННЫХ БУМАГ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К УЧАСТНИКАМ

ТОРГОВ И ЭМИТЕНТАМ ЦЕННЫХ БУМАГ

<Утрачивает силу с 27 марта 2004 г.: постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 26 декабря 2003 г. N 03-54/пс; НГР:В0304235>

В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 42 и пунктом 3 статьи 44 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 1918; 1998, N 48, ст. 5857; 1999, N 28, ст. 3472; 2001, N 33, ст. 3424) Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение о системе контроля организаторов торговли на рынке ценных бумаг и дополнительных требованиях к участникам торгов и эмитентам ценных бумаг.

Председатель

И.КОСТИКОВ

Утверждено

Постановлением

Федеральной комиссии

по рынку ценных бумаг

от 26.10.2001 N 28

ПОЛОЖЕНИЕ

О СИСТЕМЕ КОНТРОЛЯ ОРГАНИЗАТОРОВ ТОРГОВЛИ

НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ

К УЧАСТНИКАМ ТОРГОВ И ЭМИТЕНТАМ ЦЕННЫХ БУМАГ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение регулирует отношения, связанные с осуществлением организаторами торговли на рынке ценных бумаг (далее - организаторы торговли) контроля за сделками с ценными бумагами, заключенными через организаторов торговли в течение торговой сессии, а также участниками торгов и эмитентами, ценные бумаги которых включены в котировальные листы организатора торговли.

1.2. В целях снижения рисков на рынке ценных бумаг организаторы торговли обязаны создать и обеспечить функционирование системы контроля за сделками с ценными бумагами, заключенными через организаторов торговли в течение торговой сессии, а также за участниками торгов и эмитентами, ценные бумаги которых включены в котировальные листы организатора торговли. Для осуществления указанного контроля организаторами торговли формируются отдельные подразделения (назначаются уполномоченные сотрудники) и создаются автоматизированные системы, обеспечивающие непрерывное в течение торговой сессии отслеживание организатором торговли цен, объемов и характера регистрируемых заявок и сделок в торговой системе (далее - мониторинг).

Целью мониторинга является выявление сделок, в том числе срочных сделок на рынке ценных бумаг, в обычном режиме торговли, при котором информация о совершаемых сделках между участниками торговой сессии используется при расчете фондовых индексов и средневзвешенных цен финансовых инструментов, цена и объем которых или иные условия, в том числе с учетом предыдущих заявок и сделок, подпадают под установленные настоящим Положением сочетания критериев (нестандартные сделки).

1.3. Мониторинг и контроль в торговой системе ведутся организаторами торговли по предусмотренным настоящим Положением критериям нестандартных сделок, квалифицируемых таковыми при одновременном достижении установленных Таблицей критериев нестандартных сделок (приложение 1) сочетаний критериев и их параметров. Сочетания критериев и их параметры разрабатываются непосредственно организаторами торговли и подлежат регистрации в Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (далее - Федеральная комиссия). Нестандартные сделки проверяются организаторами торговли на предмет совершения действия участником (участниками) торгов, в том числе выставление заявки, совершение сделки, распространение ложной информации, создающего видимость или способствующего действительному повышению или понижению цен и (или) торговой активности на рынке ценных бумаг, которое вводит в заблуждение участников рынка ценных бумаг, инвесторов, эмитентов относительно уровня цен и (или) ликвидности рынка (далее манипулирование ценами) или на предмет использования при их совершении служебной информации.

1.4. Контроль за участниками торгов и эмитентами осуществляется путем сбора и анализа финансовой и иной отчетности и сведений, информации об обязательствах, существенных фактах и событиях, указанных в настоящем Положении и иных нормативных актах Федеральной комиссии.

1.5. Структура и организация функционирования системы контроля организаторов торговли определяются следующими документами организаторов торговли:

регламентом мониторинга и контроля за сделками с ценными бумагами во всех режимах торгов, участниками торгов и эмитентами;

порядком проведения проверок нестандартных сделок;

перечнем мер, направленных на предотвращение манипулирования ценами;

перечнем мер, направленных на предотвращение неправомерного использования служебной информации;

кодексом мер дисциплинарного воздействия на участников торгов при нарушениях ими правил, иных документов организатора торговли;

таблицей критериев нестандартных сделок.

Указанные документы, а также изменения и дополнения к ним до вступления их в силу представляются организаторами торговли для обязательной регистрации в Федеральную комиссию. Федеральная комиссия принимает решение о регистрации или отказе в регистрации таких документов не позднее 60 дней, а изменений и дополнений к ним - не позднее 30 дней после поступления. Федеральная комиссия направляет организатору торговли один экземпляр указанных документов, а также изменений и дополнений к ним, с отметкой о регистрации или письменное уведомление с указанием причин отказа в регистрации не позднее 5 дней после принятия соответствующего решения.

2. Требования к системе мониторинга и контроля

выставляемых заявок и совершаемых сделок

в торговой системе

2.1. Система мониторинга и контроля выставляемых заявок и совершаемых сделок в торговой системе должна технически обеспечивать:

2.1.1. Ведение мониторинга и контроля по следующим критериям:

отклонение цены сделки от цены открытия на установленную величину;

отклонение цены сделки от цены закрытия предыдущих торгов на установленную величину;

отклонение цены заявки (сделки) от цены последней сделки на установленную величину;

отклонение цены сделки от средневзвешенной цены на установленную величину;

отклонение сводного фондового индекса на установленную величину;

ряд сделок участника торгов, ведущий к изменению цены в одном направлении;

сделки, заключаемые участником торгов за свой счет, в которых этот участник одновременно является продавцом и покупателем ценных бумаг (кросс - сделки);

сделки между участниками торгов, при которых стороны таких сделок меняются, выступая в качестве то продавцов, то покупателей (взаимные сделки);

неоднократное изменение и удаление заявок одним участником торгов;

превышение объема сделок участника торгов за торговую сессию установленного процента от общего объема торгов по ценной бумаге;

отклонение объема сделок участника торгов по ценной бумаге за торговую сессию от среднего значения такого оборота для этого участника торгов на установленную величину;

внесение заявок участником торгов после закрытия торговой сессии.

2.1.2. Режим непрерывного поступления информации о текущем состоянии хода торгов и нестандартных сделках на удаленный терминал, устанавливаемый в Федеральной комиссии, с возможностью взаимного информационного обмена и отображением вводимой Федеральной комиссией информации о принятых решениях по вопросам регулирования рынка ценных бумаг, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и нормативных актов о ценных бумагах на контрольном мониторе торговой системы.

Указанная в данном пункте информация передается всем организаторам торговли одновременно согласно установленной между Федеральной комиссией и организатором торговли процедуре.

2.2. Параметры вышеназванных критериев устанавливаются в зависимости от:

периода торгового дня (открытия, торговли, закрытия);

статуса ценной бумаги (допущенные к торгам, включенные в котировальный лист второго уровня, включенные в котировальный лист первого уровня).

2.3. Организатор торговли вправе в установленном пунктом 1.5 порядке настоящего Положения исключить или добавить в Таблицу критериев нестандартных сделок сочетания критериев, при которых сделки квалифицируются как нестандартные.

3. Требования к системе контроля участников

торгов и эмитентов

3.1. Контроль участников торгов и эмитентов, ценные бумаги которых включены в котировальные листы организатора торговли, осуществляется на основе анализа предоставляемых ими сведений и документов в установленные организатором торговли сроки.

3.2. Участники торгов обязаны в дополнение к документам, установленным законодательством Российской Федерации и нормативными актами Федеральной комиссии, предоставлять организатору торговли следующие сведения и документы:

установленную нормативными актами Федеральной комиссии отчетность и сведения в отношении проведенных сделок;

еженедельно расчет собственных средств (капитала) и обязательств;

ежеквартально установленную законодательством Российской Федерации бухгалтерскую отчетность с приложениями;

копию аудиторского заключения, подготавливаемого в установленных законодательством случаях, в установленный организатором торговли срок;

запрошенные организатором торговли в ходе проведения проверки нестандартных сделок, прямо или косвенно касающиеся таких сделок, в установленный организатором торговли срок;

заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих полномочия должностных лиц участника на подписание от его имени любых документов, а также документы, подтверждающие образцы подписей таких должностных лиц;

иные документы и сведения, установленные правилами организатора торговли.

3.3. Эмитенты, ценные бумаги которых включены в котировальные листы, обязаны в дополнение к установленным законодательством Российской Федерации и нормативными актами Федеральной комиссии предоставлять организатору торговли следующие документы и сведения:

ежеквартально установленную законодательством о ценных бумагах отчетность и бухгалтерскую отчетность с приложениями;

запрошенные в ходе проведения проверки нестандартных сделок, прямо или косвенно касающиеся таких сделок, в установленный организатором торговли срок.

4. Требования к организаторам торговли

4.1. Организаторы торговли обязаны:

выявлять в ходе торговой сессии все нестандартные сделки;

проверять нестандартные сделки на предмет манипулирования ценами и использования служебной информации;

проверять нестандартные сделки на предмет нарушении Правил организатора торговли;

раскрывать в установленном порядке полученные от эмитентов или участников торгов сообщения о существенных событиях и действиях, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитентов;

контролировать соблюдение участниками торгов установленных нормативными актами Федеральной комиссии показателей и нормативов.

4.2. Организаторы торговли обязаны представлять в Федеральную комиссию:

ежедневно сведения о всех выявленных в ходе торговой сессии нестандартных сделках;

ежедневно сведения о нарушениях участниками торгов установленных нормативными актами Федеральной комиссии показателей и нормативов;

не позднее следующего дня после окончания проверки нестандартной сделки отчет о ее результатах;

в тот же день сведения о приостановлении участия или исключении участника торгов;

незамедлительно информацию о принятии решения о приостановлении торгов по ценным бумагам (в том числе по одной ценной бумаге).

Указанные сведения представляются по средствам электронной связи, а по указанию Федеральной комиссии - в документарном виде.

5. Порядок действий организаторов торговли

при выявлении нестандартных сделок

5.1. При выявлении нестандартной сделки подразделение контроля (уполномоченные сотрудники) организатора торговли осуществляет анализ возможных причин ее появления и проводит проверку такой сделки. При этом организатор торговли вправе проанализировать документы и сведения, полученные от контрагентов по нестандартной сделке, эмитента ценных бумаг и маркет-мейкеров по этой ценной бумаге.

5.2. Если в ходе проверки нестандартной сделки выявляется, что полномочий организатора торговли для установления правомерности действий сторон по сделке недостаточно либо ему оказывается противодействие в проведении проверки, организатор торговли направляет все имеющиеся материалы анализа в Федеральную комиссию.

5.3. При наличии оснований квалифицировать нестандартную сделку как нарушение Правил организатора торговли организатор торговли направляет материалы проверки в дисциплинарный комитет (комиссию) для вынесения решения и принятия мер к участникам торгов сторонам такой сделки.

5.4. О принятых мерах воздействия к участникам торгов за нарушения Правил организатора торговли организаторы торговли извещают Федеральную комиссию не позднее следующего дня после принятия решения.

Если полномочия организатора торговли не позволяют применить санкции к участнику, нарушившему Правила организатора торговли, организатор торговли направляет все имеющиеся материалы проверки в Федеральную комиссию.

Приложение

ТАБЛИЦА КРИТЕРИЕВ

НЕСТАНДАРТНЫХ СДЕЛОК

__________________________________________________________________

|        Нестандартные сделки        |       Ценные бумаги       |

|(одновременное совпадение критериев,|___________________________|

|          как ниже указано)         |допущен-|котиров. |котиров.|

|                                    |ные к   | лист 2  | лист 1 |

|                                    |торгам  | уровня  | уровня |

|____________________________________|________|_________|________|

|1. Отклонение  цены  сделки  от цены|        |         |        |

|   последней сделки на ...%         |        |         |        |

|2. Отклонение   сводного   фондового|        |         |        |

|   индекса на ...%                  |        |         |        |

|____________________________________|________|_________|________|

|1. Отклонение цены сделки  в  период|        |         |        |

|   открытия от цены закрытия на ...%|        |         |        |

|2. Отклонение   сводного   фондового|        |         |        |

|   индекса на ...%                  |        |         |        |

|____________________________________|________|_________|________|

|1. Отклонение  цены  сделки  от цены|        |         |        |

|   открытия на ...%                 |        |         |        |

|2. Отклонение   сводного   фондового|        |         |        |

|   индекса на ...%                  |        |         |        |

|____________________________________|________|_________|________|

|1. Число кросс-сделок участника     |        |         |        |

|2. Число сделок участника, ведущих к|        |         |        |

|   изменению цены      в       одном|        |         |        |

|   направлении                      |        |         |        |

|____________________________________|________|_________|________|

|1. Объем  сделок участника по ценной|        |         |        |

|   бумаге за  торговую   сессию   от|        |         |        |

|   общего объема составил более ...%|        |         |        |

|2. Отклонение     объема      сделок|        |         |        |

|   участника от   среднего  значения|        |         |        |

|   его объема за  последние ... дней|        |         |        |

|   на ...%                          |        |         |        |

|____________________________________|________|_________|________|

|1. Число сделок участника, ведущих к|        |         |        |

|   изменению цены      в       одном|        |         |        |

|   направлении                      |        |         |        |

|2. Число изменений и удалений заявок|        |         |        |

|   участником                       |        |         |        |

|3. Отклонение цены  заявки  от  цены|        |         |        |

|   последней сделки на ...%         |        |         |        |

|____________________________________|________|_________|________|

|1. Объем  сделок участника по ценной|        |         |        |

|   бумаге за  торговую   сессию   от|        |         |        |

|   общего объема составил более ...%|        |         |        |

|2. Число взаимных сделок между двумя|        |         |        |

|   участниками                      |        |         |        |

|____________________________________|________|_________|________|

|1. Отклонение  цены  заявки  от цены|        |         |        |

|   последней сделки на ...%         |        |         |        |

|2. Отклонение цены  сделки  от  цены|        |         |        |

|   последней сделки на ...%         |        |         |        |

|3. Число кросс-сделок               |        |         |        |

|____________________________________|________|_________|________|

|1. Отклонение цены  сделки  от  цены|        |         |        |

|   открытия на ...%                 |        |         |        |

|2. Объем сделок участника по  ценной|        |         |        |

|   бумаге за   торговую   сессию  от|        |         |        |

|   общего объема составил более ...%|        |         |        |

|____________________________________|________|_________|________|

|1. Отклонение  цены  сделки  от цены|        |         |        |

|   закрытия на ...%                 |        |         |        |

|2. Объем  сделок участника по ценной|        |         |        |

|   бумаге за  торговую   сессию   от|        |         |        |

|   общего объема составил более ...%|        |         |        |

|____________________________________|________|_________|________|

|1. Отклонение    цены    сделки   от|        |         |        |

|   средневзвешенной цены на ...%    |        |         |        |

|2. Объем  сделок участника по ценной|        |         |        |

|   бумаге за  торговую   сессию   от|        |         |        |

|   общего объема составил более ...%|        |         |        |

|____________________________________|________|_________|________|

|1. Отклонение  цены  сделки  от цены|        |         |        |

|   (открытия,              закрытия,|        |         |        |

|   средневзвешенной) на ...%        |        |         |        |

|2. Отклонение   сводного   фондового|        |         |        |

|   индекса на ...%                  |        |         |        |

|3. Объем сделок участника по  ценной|        |         |        |

|   бумаге за   торговую   сессию  от|        |         |        |

|   общего объема составил более ...%|        |         |        |

|____________________________________|________|_________|________|

Примечание. Все критерии применяются в отношении торговли ценными бумагами одного вида, категории (типа) конкретного эмитента.

[отформатировано: 28.11.2001 редактор НЦПИ - Батунина   Г.П.]

[проверено:       07.12.2001 редактор НЦПИ - Вендер     О.А.]

[ТРТ:             19.03.2004 юрист    НЦПИ - Городничая Н.Н.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ № 48 от 26.11.2001 Стр. 54, РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА № 228 от 21.11.2001 Стр. 11
Рубрики правового классификатора: 030.000.000 Гражданское право, 030.050.000 Объекты гражданских прав, 030.050.050 Ценные бумаги (см. также 080.120.010), 080.000.000 Финансы, 080.120.000 Ценные бумаги. Рынок ценных бумаг, 080.120.010 Виды ценных бумаг (см. также 030.050.050)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать