Основная информация

Дата опубликования: 24 июля 2020г.
Номер документа: RU16070216202000050
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Татарстан
Принявший орган: Исполнительный комитет Менделеевского муниципального района Республики Татарстан
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты муниципальных образований
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Республика Татарстан

Исполнительный комитет Менделеевского муниципального района

Татарстан Республикасы

Менделеевск муниципаль

районы

башкарма комитеты

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

КАРАР

____24.07.2020__

г. Менделеевск

№ ____416___

Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования Менделеевского муниципального района Республики Татарстан на 2020-2022 годы»

В соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), с целью обеспечения устойчивого развития муниципальной системы качественного и доступного образования в соответствии с требованиями развития экономики района и современными потребностями общества, Исполнительный комитет Менделеевского муниципального района Республики Татарстан,

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить муниципальную программу «Развитие образования Менделеевского муниципального района Республики Татарстан на 2020-2022 годы»     согласно  приложению.

2. Рекомендовать Финансово-бюджетной палате Менделеевского муниципального района Республики Татарстан (Григорьев М.В.):

2.1.    Осуществлять финансирование программы в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в местном бюджете.

2.2. Включить объемы финансирования мероприятий муниципальной программы в сводную бюджетную роспись при формировании бюджета Менделеевского муниципального района на очередной финансовый год.

3.     Обеспечить координацию  реализации  мероприятий муниципальной программы  муниципальному казенному учреждению «Управление образования исполнительного комитета Менделеевского муниципального района РТ» (Тагиров И.Г.)

Считать утратившим силу Постановление Исполнительного комитета Менделеевского муниципального района Республики Татарстан от 09.02.2017 № 53 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования в Менделеевском муниципальном районе Республики Татарстан на 2017-2019 годы».      

5. Разместить настоящее постановление на официальном портале Менделеевского муниципального района Республики Татарстан.

6. Контроль за исполнением данного постановления возложить на заместителя руководителя Исполнительного комитета по социальным вопросам Менделеевского  муниципального района Республики Татарстан  Ямалееву Е.И.

Руководитель                                                                                                Р.А.Абдуллин

Приложение 

к Постановлению Исполнительного комитета Менделеевского муниципального района РТ

                                                                                               от_24.07.2020 № 416

МУНИЦИПАЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

«Развитие образования

в  Менделеевском муниципальном районе

на 2020-2022 годы»

Менделеевск, 2020

ПАСПОРТ

Муниципальной  программы «Развитие образования в

Менделеевском муниципальном районе  на 2020-2022 годы»

Наименование Программы

Муниципальная  программа «Развития образования в  Менделеевском муниципальном районе  на 2020-2022 годы» (далее по тексту – Программа)

Заказчик Программы

Исполнительный комитет   Менделеевского муниципального района Республики Татарстан

Основные разработчики программы

МКУ «Управление образования исполнительного комитета  Менделеевского муниципального района Республики Татарстан»;

Совет руководителей образовательных организаций  Менделеевского  муниципального района (по согласованию);

муниципальные бюджетные учреждения образования  Менделеевского муниципального района (по согласованию)

Основание для разработки

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 –ФЗ

Закон Республики Татарстан «Об образовании» от 19.10.1993г. №1982-XII (ред. от 30.06.2011г.);

Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

Закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

Закон Российской Федерации от 25.10.1991 №1807-1 «О языках народов Российской Федерации»;

Закон Республики Татарстан от 08.07.1992 №1560-XII «О государственных языках Республики Татарстан и других языках;

Национальный проект «Образование» 2019 – 2024. Утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 03.09.2018 №10)

Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2018 -2025 годы

Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" от 07.05.2018 № 204

Государственная программа «Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014 – 2025 годы»

Стратегия развития образования в Республике Татарстан на 2017- 2021 годы и на период до 2030 года

Приказ МОиН РТ от 12.11.2014 № 6492/14 «О персонифицированной системе повышения квалификации работников образования Республики Татарстан»;

Приказ МОиН РТ от 23.11.2017 года №под-1879/17 «Об утверждении республиканского реестра дополнительных профессиональных программ (модулей) повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Республики Татарстан на 2018 год»;

Приказ МОиН РТ от 05.09.2018 года № под-1313/18 «Об утверждении этапов работы с модулем «Повышение квалификации работников образования» на образовательном портале «Электронное образование в Республике Татарстан»

Цель  программы

Обеспечение высокого качества образования в  Менделеевском муниципальном районе в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития общества и экономики  Менделеевского муниципального района.

Построение современных механизмов устойчивого развития муниципальной системы образования как необходимого условия повышения конкурентоспособности и качества жизни жителей   Менделеевского  муниципального района.

Эффективная реализация основных положений   государственной программы «Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014 - 2025 годы»

Задачи программы

Формирование образовательной сети и фи­нансово-экономических механизмов, обес­печивающих равный доступ населения к услугам общего образования;

повышение качества образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики района;

обеспечение доступности  дошкольного образования;

внедрение в воспитательно-образовательный процесс образовательных организаций инновационных образовательных техноло­гий для достижения оптимального уровня развития каждого ребенка;

создание равных стартовых условий для обучения в школе;

модернизация содержания образования и образовательной среды для обеспечения го­товности выпускников общеобразователь­ных  учреждений к дальнейшему обучению и деятельности в высокотехнологической экономике;

обновление содержания деятельности учреждений допол­нительного образования детей и повышение качества муниципальных услуг по предоставле­нию дополнительного образования;

обновление состава и компетенций педаго­гических кадров, создание механизмов мо­тивации педагогов к повышению качества работы и непрерывному профессионально­му развитию;

обеспечение условий для получения общего образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами;

реализация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования первого и второго поколения, включающих основные требования к результатам общего образования и условиям осуществления образовательной деятельности;

развитие муниципальной системы воспитательной работы, повышение качества проводимой профилактической работы;

введение предпрофильного и профильного обучения, обеспечивающих возможность выбора учащимися учебного плана с учетом рынка труда, выбора выпускниками будущей профессии;

Обеспечение деятельности муниципальной оценки качества образования.

Осуществление мониторинговых мероприятий, проводимых для детей дошкольного возраста, учащихся школ и учреждений дополнительного образования детей и педагогических работников.

Подпрограммы Программы

Подпрограмма «Развитие дошкольного образования»

Подпрограмма «Развитие общего образования»

Подпрограмма «Развитие дополнительного образования»

Сроки реализации Программы

Муниципальная программа реализуется в период с 2020 по 2023, год, этапы реализации программы не выделяются.

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансовых средств на 2020 г., необходимых для реализации Программы составляет 476273,00 тыс. рублей, в том числе:

- на подпрограмму Развитие дошкольного образования 193748,60 тыс. рублей, в том числе:

                                                                         Тыс. рублей

Источник финансирования

2020год

Республиканский бюджет

Местный бюджет

130020,90

Внебюджетные источники

1274,80

Родительская плата

62454,90

Всего

193748,60

- на подпрограмму Развитие общего образования 267637,40 тыс. рублей, в том числе:

                                                                         Тыс. рублей

Источник финансирования

2020 год

Республиканский бюджет

Местный бюджет

258545,40

Внебюджетные источники

9092,00

Всего

267637,40

- на подпрограмму Развитие дополнительного образования 14887,00 тыс. рублей, в том числе:

                                                                       Тыс. рублей

Источник финансирования

2020 год

Местный бюджет

14677,00

Внебюджетные источники

210,00

Всего

14887,00

Общий объем финансовых средств на 2021 г., необходимых для реализации Программы составляет   481701,90 тыс. рублей, в том числе:

- на подпрограмму Развитие дошкольного образования 200094,60   тыс. рублей, в том числе:

                                                                           Тыс. рублей

Источник финансирования

2021 год

Республиканский бюджет

Местный бюджет

134280,80

Внебюджетные источники

1300,00

Родительская плата

64513,80

Всего

200094,60

- на подпрограмму Развитие общего образования   267069,10 тыс. рублей, в том числе:

                                                                          Тыс. рублей

Источник финансирования

2021 год

Республиканский бюджет

Местный бюджет

257969,10

Внебюджетные источники

9100,00

Всего

     267069,10

- на подпрограмму Развитие дополнительного образования    15108,30 тыс. рублей, в том числе:

                                                                          Тыс. рублей

Источник финансирования

2021 год

Местный бюджет

14898,30

Внебюджетные источники

210,00

Всего

15108,30

Объемы финансирования Программы носят прогнозный характер и будут уточняться в соответствии с Решением Совета  Менделеевского муниципального района на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).

Общий объем финансовых средств на 2022 г., необходимых для реализации Программы составляет  486011,40 тыс.  рублей, в том числе:

- на подпрограмму Развитие дошкольного образования  203834,00  тыс. рублей, в том числе:

                                                                         Тыс. рублей

Источник финансирования

2022 год

Республиканский бюджет

Местный бюджет

135891,20

Внебюджетные источники

1300,00

Родительская плата

66642,80

Всего

203834,00

- на подпрограмму Развитие общего образования   267069,10 тыс. рублей, в том числе:

                                                                         Тыс. рублей

Источник финансирования

2022 год

Республиканский бюджет

Местный бюджет

257969,10

Внебюджетные источники

9100,00

Всего

267069,10

- на подпрограмму Развитие дополнительного образования   15108,30 тыс. рублей, в том числе:

                                                                           Тыс. рублей

Источник финансирования

2022 год

Местный бюджет

14898,30

Внебюджетные источники

210,00

Всего

15108,30

Объемы финансирования Программы носят прогнозный характер и будут уточняться в соответствии с Решением Совета Менделеевского  муниципального района на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).

Ожидаемые конеч­ные результаты реа­лизации целей и задач программы и показатели эффективности программы (индикаторы оценки результатов с разбивкой по годам)

Реализация программных мероприятий в полном объеме позволит:

обеспечения доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет на уровне 100 про­центов;

увеличения удельного веса воспитанников дошкольных образовательных организаций, обучающихся по программам, соответст­вующим требованиям стандартов дошколь­ного образования, в общей численности воспитанников дошкольных образователь­ных организаций до 100 процентов;

увеличения удельного веса учащихся учреждений общего образования, обучающихся в соответствии с новым федеральным госу­дарственным образовательным стандартом, до   100  процентов;

сохранения удельного веса численности де­тей-инвалидов, обучающихся по програм­мам общего образования на дому с исполь­зованием дистанционных образовательных технологий, в общей численности детей - инвалидов, которым не противопоказано обучение, на уровне 100 процентов;

увеличения удельного веса численности учащихся по программам общего образова­ния, участвующих в олимпиадах и конкур­сах различного уровня, в общей численно­сти учащихся по программам общего образования до 53 процентов;

уменьшения доли выпускников муниципальных общеобразовательных  учреждений, не сдавших единый государственный экзамен, в общей численности выпускников муници­пальных  общеобразовательных организаций, до 0 про­центов;

результатов единого государственного эк­замена (далее - ЕГЭ) в муниципальных общеобразовательных организациях со средним баллом по математике (профильной) 51,0 балла  и со средней оценкой по мате­матике (базовой) 4,02;

результатов ЕГЭ в муни­ципальных общеобразовательных органи­зациях со средним баллом по русскому языку 68,0 балла;

увеличения числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 89 процентов;

увеличение охвата учащихся  профильным образованием от общего количества учащихся 10-11 классов до 49,3%;

сохранение охвата учащихся 9 классов  предпрофильным образованием на уровне 100 процентов;

увеличения удельного веса численности высоко­квалифицированных работников в сфере образования  в общей численности квалифицированных работников в сфере образования в районе до  93,6 процента.

Характеристика сферы реализации Муниципальной  программы «Развитие образования в  Менделеевском муниципальном районе

на 2020-2022 годы» (далее - Программа),

в том числе формулировка основных проблем

Общее образование является основой для получения жителями  Менделеевского муниципального района Республики Татарстан доступного качественного дошкольного, общего и дополнительного образования.  Его дальнейшее обновление и развитие призвано обеспечить эффективность образовательной отрасли в целом, создать и расширить возможности для удовлетворения образовательных потребностей граждан  Менделеевского муниципального района Республики Татарстан.

Одним из приоритетных направлений социально-экономического развития   Менделеевского муниципального района Республики Татарстан является «обеспечение высокого качества среды обитания» в районе, «развитие сообщества муниципального образования на основе гражданского самосознания и принципов построения гражданского общества». Реализация этого направления предполагает развитие системы доступного и качественного образования, формирование в общественном сознании граждан принципов толерантности, патриотизма.

Одним из важнейших направлений реализации стратегической цели является развитие системы образования района.

Стратегическим направлением развития системы образования является обеспечение качественного дошкольного образования, повышение доступности качественного общего образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям граждан Менделеевского муниципального района, обучение по новым образовательным стандартам, поддержка талантливых детей, развитие учительского потенциала, создание современной школьной инфраструктуры, воспитание здорового поколения.

В связи с реализацией приоритетного Национального проекта «Образование» и комплексного проекта модернизации образования за последние годы на развитие общего образования  Менделеевского  муниципального района Республики Татарстан направлены значительные финансовые средства. Для создания современных условий организации образовательного процесса приобретено и поставлено в общеобразовательные учреждения учебного оборудования для кабинетов математики, физики, химии, биологии, начальных классов и компьютерной техники.

Повышение расходов на образование привело к существенному изменению условий предоставления образования и повышению уровня квалификации педагогических кадров. В школах района существенно улучшилась материальная база: приобретены современные учебные кабинеты,  все школы обеспечены современными компьютерами,  подключены к сети Интернет. Была проведена большая работа по обеспечению безопасных условий в учреждениях образования, укреплению материальной базы образовательных учреждений.

Современные требования к условиям предоставления общего образования предусматривают обеспечение всем учащимся гарантий безопасности и сохранения здоровья, оснащение образовательного процесса современным учебным оборудованием и квалифицированными педагогическими кадрами, увеличение числа образовательных учреждений, способных предоставить широкий спектр качественных образовательных услуг независимо от места проживания их потребителей.

Для этого необходимо решение следующих задач:

- укрепление статуса образования как фактора социально-культурного и экономического развития района;

- обеспечение доступности качественного образования в образовательных учреждениях района на основе реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и введения федеральных государственных образовательных стандартов основного общего и среднего общего образования;

- совершенствование процесса повышения квалификации и переподготовки педагогических и руководящих работников системы образования, обеспечивающего рост их профессиональной компетентности;

- создание механизмов, обеспечивающих устойчивое развитие системы воспитания и дополнительного образования детей в Менделеевском муниципальном районе;

- становление единого образовательного пространства на основе использования новейших информационных и телекоммуникационных технологий;

- создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, развития психолого-педагогической, медико-педагогической и социальной поддержки их образовательной деятельности;

- формирование механизмов объективного оценивания качества образования в Менделеевском муниципальном районе;

- создание системы выявления, развития и адресной поддержки одарённых детей в различных областях творческой деятельности.

В последние годы в сфере образования района произошли принципиальные изменения.

     Уровень образования населения  Менделеевского муниципального района достаточно высок. Охват общим образованием населения в возрасте от 7 до 17 лет составляет 100 процентов.

       Муниципальная образовательная сеть  Менделеевского муниципального района на 1 сентября 2019 года  включает в себя    образовательных  учреждения, реализующие программы:

дошкольного образования – 14;

           общего образования – 4;

школ для детей с ограниченными возможностями здоровья – 1 (республиканский бюджет, государственное учреждение);

дополнительного образования – 1.

Из    21 общеобразовательного учреждения:

16 средних школ (в т.ч. вечерняя (сменная) общеобразовательная школа);

4 основные школы;  

1 гимназия;

1 школа для детей с ограниченными возможностями здоровья

из них:

 13  школ (61 %) расположены в сельской местности.

В 2019/2020 учебном году средняя наполняемость классов: по городу – 22,53 чел. (в прошлом учебном году – 22,15 чел.), по селу –  4,33 чел. (в прошлом учебном году – 4,96 чел.).Соотношение «учитель-ученик»: по городу – 15,85чел. (в прошлом учебном году –  15,49 чел.), по селу – 3,92 чел. (в прошлом учебном году –  3,81чел.).

Важнейшим приоритетом образовательной политики Менделеевского муниципального района в сфере дошкольного образования является реализация комплексных мер по обеспечению доступности и качества образования.

Определяющую роль в обеспеченности детей дошкольного возраста местами в образовательных организациях имеет развитость сети соответствующих учреждений. За последние 5 лет в счет средств бюджета Республики Татарстан построен  МБДОУ «Ижевский детский сад   «Солнышко» на 80 мест, введен после реконструкции детский МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №11 "Планета детства» на  336 мест.

В действующих дошкольных образовательных организациях открыто   шесть дополнительных групп на 120 мест.

В результате все дети старше 2 лет  обеспечены местами в детских садах.

В 2015 году в здания школ перешли 7 детских садов Менделеевского муниципального района РТ:

МБДОУ «Абалачевский детский сад «Кубэлэгем»;

МБДОУ «Енабердинский детский сад « Ромашка»;

МБДОУ «Ильнетский  детский сад « Василек»;

МБДОУ «Камаевский  детский сад «Чулпан»;

МБДОУ «Монашевский детский сад «Колокольчик»;

МБДОУ «Псеевский детский сад «Чулпан»;

МБДОУ «Старогришкинский детский сад «Ромашка».

Таким образом,  реализован проект «Детский сад-школа». Данный проект послужил отличным поводом для реализации преемственности двух ступеней образования и комфортного воспитания детей в новых условиях.

В районе функционирует 14 дошкольных образовательных учреждений  их посещают 1710 детей, в 2018 году эта цифра составила 1756 детей. Охват дошкольным образованием – 68,9%.

Наполняемость групп в детских садах –  7  детей  на  100 мест. Очередность по устройству детей в ДОУ составляет от 1,5 до 7 лет 206  детей. Охват детей предшкольным образованием составляет  48%.

Также за последние 5 лет капитальный ремонт произведён в 13  образовательных учреждениях и введены 2 новых объекта. Обеспеченность школ АПС составляет 100%. Обеспеченность дошкольных образовательных учреждений АПС составляет 100%.

Решена проблема подвоза детей. В 2019/2020 учебном году   осуществляется подвоз  школьными автобусами 146 детей к 9   школам  по 6 маршрутам.

Сложившаяся на сегодняшний день система общего образования в  Менделеевском муниципальном районе характеризуется  достижениями, с одной стороны, и наличием ряда проблем и противоречий - с другой.

В районе осуществляется целенаправленная подготовка обучающихся старших классов к будущей профессиональной деятельности на основе профильных учебных планов. Создан банк данных профильных школ, разработаны и утверждены базисный учебный план и примерные учебные планы для учащихся профильных классов по  6 направлениям.

В 2019/2020 учебном году предпрофильная подготовка организована в
19 школах района. Охват предпрофильной подготовкой составляет  100 %.

Профильное обучение организовано в  4 средних общеобразовательных учреждениях. Охват профильным образованием составляет 36 %. В 2019/2020 учебном году открыты классы с профилями обучения:

-  социально-экономический –  17,8 %%

-  информационно-технологический- 4,8 %;

-  химико-биологический –  9,7  %;

-  физико-математический –  20,3 %;

-  оборонно-спортивный –  3,3 %;

-  универсальный -1,2%.

Для решения проблемы доступности образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) реализуется проект по развитию системы обучения на дому с использованием дистанционных технологий. В процесс обучения детей с ОВЗ активно внедряются дистанционные технологии: 7 детей-инвалидов обеспечены компьютерной техникой для дистанционного обучения, организовано повышение квалификации педагогических работников по дистанционному обучению детей-инвалидов, реализующих программы инклюзивного образования. Однако не во всех учреждениях детям с ограниченными возможностями обеспечивается необходимый уровень психолого - медико - социального сопровождения. Для детей, не имеющих возможности по состоянию здоровья временно или постоянно посещать общеобразовательную организацию, проводится обучение на дому. По состоянию на 01.09.2019, такой формой обучения охвачено 23 учащихся.

Возможность получения дополнительного образования детьми обеспечивается в  организации дополнительного образования.

Однако, наряду с позитивными тенденциями, в деятельности системы дополнительного образования имеются проблемы.

Серьезную озабоченность вызывают сегодня материально-техническая база; недостаточный спектр программ дополнительного образования детей, востребованных подростками, недостаточное количество преемственных программ. 

Таким образом, в  Менделеевском муниципальном районе обеспечена доступность образования на всех уровнях. Вместе с тем прослеживается ряд важных проблем для удовлетворения потребностей граждан и развития человеческого потенциала.

1.1. Качество дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, дополнительного  образования.

Качество дошкольного образования в целом представляет собой многомерное синтетическое понятие. Именно эта многогранность определяет подходы и задает логику формирования информационной базы его оценки.

Качество дошкольного образования определяется:

содержанием дошкольного образования,

требованиями к подготовке выпускников (результаты образовательной деятельности),

созданием предметно-пространственной среды.

В целях обеспечения раннего раскрытия способностей детей к творчеству, развития навыков по критическому восприятию информации, способности к нестандартным решениям, креативности, изобретательности, способности работать в команде и их подготовки к школьному обучению в Менделеевском муниципальном районе  внесена корректировка в сеть услуг дополнительного образования.

В последние годы в районе  проведена модернизация сети общеобразовательных организаций.  Созданы базовые школы, обеспечивающие транспортную доставку детей из близлежащих населенных пунктов, оснащенные современным телекоммуникационным и компьютерным оборудованием для реализации программ дистанционного обучения.

За последние 10 лет число общеобразовательных школ уменьшилось на 7. Однако полностью решить задачу обеспечения равного качества образовательных услуг независимо от места жительства пока не удалось.

В последние годы сделан важный шаг в обновлении содержания общего образования: внедрены  федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и основного общего образования, утвержден и внедряется федеральный государственный образовательный стандарт  среднего  общего образования в пилотном режиме (в 4 общеобразовательных организациях). Тем не менее остается актуальной задача повышения уровня обучения в таких областях, как естественные науки, иностранный язык, технологии.

В рамках национального проекта «Образование» федерального проекта «Современная школа» начата работа по обеспечению изучения предметной области «Технология» в форме сетевого взаимодействия на базе МБДОУ «Ижевская СОШ» в 2019 году. Планируется на базе МБОУ «СОШ № 3»  - в 2020 году, а в 2021 году на базе МБОУ «СОШ № 1» и МБОУ «Гимназия № 1».

Реализация прогноза  развития системы оценки качества образования в контексте отмеченных проблем в условиях   Менделеевского муниципального района предполагает постановку и решение следующих задач:

формирование механизмов оценки качества образования, реализуемых в районе, соотносимой с республиканской оценочной системой;

создание в районе системы мониторинга качества освоения основных образовательных программ в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования (далее - ФГОС);

обеспечение максимально возможной прозрачности и доступности информации о качестве образования и результатах работы образовательных  учреждений;

усиление роли внешней государственно - общественной оценки качества образования и достижения оптимального взаимодействия внутренней и внешней оценки;

создание системы сбора и анализа информации об индивидуальных образовательных достижениях, обеспечивающих как выбор образовательных услуг их потребителями, так и корректировку содержания и технологий образования.

1.2. Кадры системы образования

На сегодняшний день в системе образования Менделеевского муниципального района функционирует 36 образовательных организаций, из них 21 школа,  14 детских сада, 1 учреждение дополнительного образования детей.

Обустроено педагогов трудоспособного возраста: 100 %

В учреждениях образования работает 936  чел., из них педагогов – 491, их них в школах – 296  педагога. в ДОУ – 161, в учреждении доп. образования – 34.

Средний возраст педагогических работников – 48,2 года.

Доля педагогов пенсионного возраста составляет 16 %.

В школах  227  педагога ( 76,5 %) имеют высшую и первую кв.категории.

В ДОУ  101  педагогов (73,2%) имеют высшую и первую кв.категории.

В школах педагоги с высшим образованием – 350 чел. (89,9%), со средним профессиональным – 32  чел.(10,1%).

В ДОУ  120 педагога имеют высшее профессиональное образование (74,5 %),  47 чел.– среднее профессиональное образование (25,5%).

Имеют звания и награды:

- «Заслуженный учитель РТ»  15 чел.;

- «Почетный работник общего образования» – 0  чел.;

- Почетная грамота МО и Н РФ – 82  чел.;

- Нагрудный знак «За заслуги в образовании» – 6 чел.;

- Почетная грамота МО и Н РТ –  211  чел.

Все учителя и руководители общеобразовательных организаций из республиканского бюджета  получили персональные ноутбуки, установлены точки беспроводного доступа к сети. Доля школьных учителей - предметников, достаточно уверенно владеющих навыками работы с компьютерными программами, возросла до 98  процентов. Реализация республиканского проекта «Электронное образование» привела к росту охвата педагогических и управленческих кадров сетевыми формами обучения на 95 процентов. В школу пришло новое поколение молодых учителей по учебному предмету «Информатика».

Участие в республиканском  грантовом движении (гранты «Наш лучший учитель», «Наш новый учитель», «Лучший методист», «Поддержка профессионального роста учителей общеобразовательных организаций Республики Татарстан»  и т.д.), направленно на повышение статуса учителей района, активизацию их успешной профессиональной деятельности на основе материального стимулирования по результатам государственно-общественной экспертизы профессионально-личностных достижений.

На 01.09.2019г. в общеобразовательных организациях ММР получателями гранта «Наш новый учитель» является 41 человека.

Для стимулирования учителей общеобразовательных организаций Министерством образования и науки Республики Татарстан разработало и утвердило Положение о грантовой поддержке профессионального роста учителей  высшей квалификационной категории «Учитель-наставник», для учителей первой квалификационной категории «Учитель-мастер».

По итогам  конкурса  грантовой поддержки профессионального роста учителей   в нашем районе победителями гранта  в номинации «Учитель-наставник»  стали  14  учителей  высшей квалификационной категории:

Грантовая поддержка профессионального роста учителей первой квалификационной категорией: в номинации «Учитель-мастер».

По итогам конкурса грантовой поддержки профессионального роста учителей победителями гранта в номинации «Учитель-мастер» стали 9 учителей.

1.3. Инфраструктура системы образования

Выделение средств на улучшение материально - технической базы из республиканского и местного бюджета образовательным организациям, закупку оборудования способствовало росту показателя доли обучающихся в современных условиях.

   На капитальный и текущий ремонт в 2019 году из бюджета Республики Татарстан выделено:  20783,53 тыс. рублей для   двух учреждений, в том числе на оборудование – 0 тыс.руб. (в 2018 году из бюджета выделено  21329,44 тыс.руб.).

Введены в эксплуатацию: нет

Благотворительная акция «Помоги своей школе» – на сумму  40,00 тыс. рублей.

Из муниципального бюджета на текущий ремонт учреждений выделено
  545,03 тыс.руб. (399,457 тыс.руб. для ремонта кровли МБОУ «СОШ № 7»; 45,634 тыс.руб.- ремонт наружных сетей холодного водоснабжения МБОУ «СОШ № 4»; 99,94 тыс. руб. – ремонт кровли МБОУ «СОШ № 4»).

21 школа  обеспечены компьютерной техникой. На один компьютер приходится 2ученика. На сегодняшний день к сети Интернет по технологии широкополосного доступа подключено 15  школ, по ВОЛС – 5школ. Износ компьютерного парка составляет  72,21%.

Центром компетенции в электронном образовании является:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» менделеевского муниципального района РТ

       В 2019 году было получены компьютеры для    базовых школ, МБОУ «СОШ № 1» и МБОУ «СОШ № 3»

Обеспечение школ стационарной компьютерной техникой и мультимедийным оборудованием позволило продолжить работу по использованию информационных систем в обучении и воспитании учащихся. Каждая образовательная организация ведет сайт в информационной системе «Электронное образование».

          1.4.Анализ рисков и меры по управлению ими

К основным рискам реализации Программы относятся:

финансово-экономические риски: недофинансирование мероприятий Программы,

нормативные правовые риски: непринятие или несвоевременное принятие необходимых нормативных актов, влияющих на мероприятия Программы;

организационные и управленческие риски: недостаточная проработка вопросов, решаемых в рамках Программы, недостаточная подготовка управленческого потенциала, неадекватность системы мониторинга реализации Программы, отставание от сроков реализации мероприятий;

Финансово-экономические риски связаны с возможным недофинансированием ряда мероприятий, в которых предполагается со финансирование деятельности по достижению целей Программы.

Нормативные риски.

Устранение (минимизация) рисков связано с качеством планирования реализации Программы, обеспечением мониторинга ее реализации и оперативным внесением необходимых изменений.

Организационные и управленческие риски. Ошибочная организационная схема и слабый управленческий потенциал (в том числе недостаточный уровень квалификации для работ с новыми инструментами) могут приводить к неэффективному управлению процессом реализации Программы, несогласованности действий основного исполнителя и участников Программы, низкому качеству реализации программных мероприятий на уровне образовательных организаций. Устранение риска возможно за счет обеспечения постоянного и оперативного мониторинга (в том числе социологического) реализации Программы за счет корректировки Программы на основе анализа данных мониторинга.

              1.5. Среди основных проблем в сфере дошкольного, общего и дополнительного образования детей можно выделить:

недостаточный объем предложения услуг для детей по сопровождению раннего развития детей (от 0 до 3 лет);

низкие темпы обновления состава и компетенций педагогических кадров;

недостаточные условия для удовлетворения потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья в программах дистанционного и инклюзивного образования, психолого-медико-социального сопровождения.

Причины проблем – несформированность системы поддержки раннего развития детей, ограниченное предложение услуг дошкольного образования, качество педагогического корпуса, рост межучрежденческих различий в качестве образования. Сеть образовательных учреждений в районе не всегда соответствует особенностям расселения, содержание и формы образования – изменившимся запросам общества, семьи и государства.

Для решения проблем сегодняшнего образования и ответа на вызовы завтрашнего дня необходимо закончить начатые институциональные реформы. В среднесрочной перспективе развития муниципальной системы образования акцент должен быть перенесен с укрепления инфраструктуры учреждений общего образования на достижение нового качества образовательных результатов. Подготовка педагогов, повышение их квалификации должно основываться на системно-деятельностном подходе (стажировочные площадки на базе учреждений общего, дошкольного и дополнительного образования детей).

Основные цели, задачи и мероприятия Программы,

описание конечных результатов, сроков и этапов ее реализации

Цель Программы:

 обеспечение высокого качества образования в Менделеевском муниципальном районе в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития общества и экономики  Менделеевского муниципального района;

 построение современных механизмов устойчивого развития муниципальной системы образования как необходимого условия повышения конкурентоспособности и качества жизни жителей   Менделеевского муниципального района;

 эффективная реализация основных положений   государственной программы «Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014 – 2025 годы»;

 получение комплекса данных для управления качеством образования в Менделеевском муниципальном районе;

 - обеспечение реализации подпрограмм и основных мероприятий муниципальной программы «Развитие образов ания Менделеевского муниципального района на 2020-2024 годы» в соответствии с установленными сроками и этапами.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:

 формирование образовательной сети и фи­нансово - экономических механизмов, обес­печивающих равный доступ населения к услугам общего образования;

 повышение качества образования;

 развитие вариативных форм дошкольного образования;

 внедрение в воспитательно-образовательный процесс образовательных организаций инновационных образовательных техноло­гий для достижения оптимального уровня развития каждого ребенка;

 создание равных стартовых условий для обучения в школе;

 модернизация содержания образования и образовательной среды для обеспечения го­товности выпускников общеобразователь­ных организаций к дальнейшему обучению и деятельности в высокотехнологической экономике;

 обновление содержания деятельности учреждений допол­нительного образования детей и повышение качества муниципальных услуг по предоставле­нию дополнительного образования;

 обновление состава и компетенций педаго­гических кадров, создание механизмов мо­тивации педагогов к повышению качества работы и непрерывному профессионально­му развитию;

 Совершенствование профориентационной работы.

 Развитие системы оценки качества образования

Данная система включает в себя задачи по всем направлениям деятельности структурных подразделений  Менделеевского  муниципального района, образовательных учреждений и обеспечивает достижение стратегических целей в сфере образования.

Муниципальная программа реализуется в период с 2020 по 2022 годы, этапы реализации программы не выделяются.

3. Обоснование ресурсного обеспечения Программы

Всего на финансирование Программы в 2020-2022 годах предусмотрено  1 443 896,30 тыс. руб., в том числе по годам:

2020 год – 476273,00 тыс. руб.;

2021 год – 481701,90 тыс. руб.;

2020 год – 486011,40 тыс. руб.

Объемы финансирования Программы на 2020-2022 годы за счет средств бюджета   Менделеевского муниципального района составят  1 217 584,00  тыс. руб., в том числе по годам:

2020 год – 403243,30 тыс. руб.;

2021 год – 405582,10 тыс. руб.;

2022 год – 408758,60 тыс. руб.

Объемы финансирования Программы на 2020-2022 годы за счет средств бюджета  Республики Татарстан  составят  _____________ тыс.  руб., в том числе по годам:

2017 год – __________ тыс. руб.;

2018 год – __________ тыс. руб.;

2019 год – __________ тыс. руб.

Объемы финансирования Программы носят прогнозный характер и будут уточняться в соответствии с Решением Совета  Менделеевского  муниципального района на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).

4. Механизм реализации Программы

Центром ответственности за реализацию Программы является муниципальное казенное учреждение «Управление образования исполнительного комитета Менделеевского муниципального  района Республики Татарстан», которое осуществляет мониторинг целевых индикаторов. Изменение данной Программы производится по результатам ежегодного анализа хода её реализации. Решения об изменении принимается Исполнительным комитетом  Менделеевского муниципального района.

Отчет по Программе Управление образования  Менделеевского муниципального  района направляет в Исполнительный комитет  Менделеевского  муниципального района до 01 марта за отчетный период.

Оценка социально-экономической эффективности Программы

Прогноз состояния сферы образования в  Менделеевском муниципальном районе Республики Татарстан базируется как на демографических прогнозах о количестве детей школьного возраста, на прогнозах развития экономики, рынка труда, технологий, так и на планируемых результатах реализации мероприятий, предусмотренных Программой.

Определяющее влияние на развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей окажут внешние тенденции.

Социальный  эффект Программы развития образования в  Менделеевском муниципальном  районе  в 2020-2022  годы заключается в том, что будут обеспечены:

 готовность образовательных организаций района к работе в новых условиях, предусмотренных стандартами;

 доступность  качественного образования, реализация различных образовательных запросов населения района;

 условия для становления и поддержки различных образовательных инноваций,  позволяющих развивать, сохранять и распространять инновационный опыт;

 осуществлять подготовку и переподготовку педагогических кадров на основе передовых педагогических практик;

 преодоление отраслевой замкнутости муниципальной образовательной  системы, привлечение общественности к формированию и реализации социального заказа на образование;

 повышение конкурентоспособности учреждений муниципальной образовательной системы;

 рост ресурсообеспеченности системы образования, повышение ее инвестиционной привлекательности.

Ожидаемые результаты реализации Программы

Всем детям от 2 до 7 лет, зарегистрированным в очередности по устройству в ДОО, будет предоставлена возможность получения дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, соответствующие требованиям стандартов дошкольного образования,

всем детям школьного возраста обеспечено выполнение государственных гарантий общедоступности и бесплатности общего образования;

всем детям - инвалидам будет предоставлена возможность освоения образовательных программ общего образования в форме дистанционного, специального (коррекционного) или инклюзивного образования;

всем обучающимся независимо от места жительства будет обеспечен доступ к современным условиям обучения;

все старшеклассники получат возможность обучаться по образовательным программам профильного обучения;

будет сокращен разрыв в качестве образования между наиболее и наименее успешными школами;

в общеобразовательных организациях увеличится доля молодых педагогов, имеющих высокие образовательные результаты по итогам обучения в вузе;

внедрение современных образовательных программ, направленных на формирование социально активной личности ребенка;

увеличится доля охвата учащихся услугами дополнительного образования;

Увеличится численность детей и подростков, задействованных в различных формах внеурочной и внешкольной деятельности.

Все образовательные организации  Менделеевского муниципального района будут обеспечивать доступность потребителям информации о своей деятельности на официальных сайтах.

Оценка эффективности Программы осуществляется на основе индикативных показателей, представленных в следующей таблице:



Целевые показатели по направлениям программы

2017

2018

2019

1. Развитие системы и повышение эффективности образования

1.1.

Доля детей дошкольного возраста, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей дошкольного возраста, %

70

71

72

1.2.

Охват детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, предшкольной подготовкой, %

100

100

100

1.3.

Доля детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольную услугу и (или) услугу по их содержанию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности, в общей численности детей от 3 до 7 лет, %

84

84,5

85,0

1.4.

Доля педагогов, прошедших обучение  по проблеме внедрения федеральных государственных требований к организации дошкольного образования, в общей численности педагогов, %

98

98,1

98,5

1.5.

Доля педагогов, эффективно использующих современные образовательные технологии (в том числе информационно-коммуникационные технологии) в профессиональной деятельности, в общей численности педагогов ДОУ,%

87

87,1

87,5

1.6.

Доля педагогов, имеющих первую и высшую квалификационные  категории, в общей численности педагогов, %

75

75,1

75,5

1.7.

Число дней, пропущенных одним ребенком по болезни в год.

3,7

3,65

3,5

1.8.

Доля не болеющих детей, в общем количестве детей ДОУ,%

30

30,5

31,0

1.9.

Доля населения, удовлетворенная качеством дошкольного образования, от числа опрошенных, %

93

93,5

94

1.10.

Доля детей в возрасте от 1-6 лет, стоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в общей численности детей в возрасте 1-6 лет %

1,6

1,55

1,5

1.11.

Доля общеобразовательных учреждений (от общего числа), осуществивших переход на новый образовательный стандарт  среднего общего образования от общего количества школ, %

21

100

100

2.1.

Доля педагогов общеобразовательных учреждений (от общего числа), прошедших повышение квалификации с учетом введения федеральных государственных стандартов  образования, %

67

67,5

68,0

2.2.

Доля общеобразовательных учреждений, имеющих программы развития, разработанные с учетом компетентностного подхода. %

100

100

100

2.3.

Доля родителей, охваченных различными формами родительского всеобуча и психологического просвещения, а также участвующих в конференциях, форумах по вопросам общего образования, %

60

61

61,5

2.4.

Доля лиц, сдавших единый государственный экзамен, от числа выпускников общеобразовательных учреждений, участвовавших в едином государственном экзамене, %

100

100

100

2.5.

2.6.

Численность выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, не получивших аттестат о среднем общем образовании, чел.

0

0

0

3.Повышение эффективности системы управления образованием

3.1.

Доля руководителей образовательных учреждений, прошедших переподготовку по программам «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом»,%

95

96

97

3.2.

Доля образовательных учреждений, имеющих опубликованный (в средствах массовой информации, в сети Интернет) публичный отчет об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности, %

100

100

100

3.3.

Доля общеобразовательных учреждений, имеющих свои регулярно обновляемые  сайты в сети Интернет, %

100

100

100

3.4.

Доля руководителей, использующих информационные технологии в управлении образовательным учреждением, %

95

97

100

3.5.

Доля руководителей, переведенных на систему работы по контрактным заданиям, %

100

100

100

4. Создание новой системы оценки качества работы педагогов

и образовательных организаций

4.1.

Проведение опросов родителей по удовлетворенности качеством образовательных услуг (количество опросов в год)

1

1

1

4.2.

Удовлетворенность населения качеством общего образования (в % от числа опрошенных)

85

86

87

4.3.

Количество районных мероприятий, к проведению которых привлечены независимые эксперты, ед.

10

12

14

4.4.

Доля школ, имеющих внутришкольные системы оценки качества образования, %

100

100

100

4.5.

Доля школ, реализующие программы профильного обучения, %

21,0

26,0

32,0

4.6.

Охват учащихся старшей ступени профильным образованием, %

45,0

67,0

72,0

4.7.

Охват учащихся 9 классов предпрофильным образованием, %

100

100

100

4.8.

Доля учащихся 9-10, охваченных  мониторингом профессиональных предпочтений, %

80

82

84

4.9.

Доля образовательных учреждений, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса, %

78

78

78

4.10.

Подготовленность школ к новому учебному году, %

100

1400

100

5. Развитие кадрового потенциала системы образования

5.1.

Укомплектованность штатов педагогических работников муниципальных образовательных    учреждений, %

100

100

100

5.2.

Доля педагогических работников, имеющих первую и высшую категорию, %

62

65

70

5.3.

Доля учителей общеобразовательных учреждений, имеющих стаж педагогической работы до 5 лет, в общей численности учителей  учреждений, %

21

22

25

5.4.

Доля педагогических работников, принимающих участие в конкурсах педагогического мастерства регионального и федерального уровней на получение поощрений за инновационную деятельность, %

13

15

20

5.5.

Доля педагогических работников образовательных учреждений, повысивших квалификацию, прошедших переподготовку (из расчета 1 раз в 5 лет), от общего количества педагогических работников образовательных учреждений, %         

19

23

24

6. Внедрение современных образовательных стандартов и технологий

6.1.

Доля образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, технологии обучения, методы и формы, от общего числа муниципальных образовательных учреждений, %

65

67

69

6.2.

Доля предметных кабинетов школ, соответствующих требованиям ФГОС в части оснащенности учебным оборудованием и техническими средствами, %

72

72

72

7. Развитие  образовательного пространства

7.1.

Обеспеченность часами доступа к компьютеру одного обучающегося в общеобразовательной школе в неделю, %

21

22

24

7.2.

Доля педагогов, участвующих в работе сетевых сообществ, %

71

73

74

7.3.

Доля учащихся, являющихся членами  школьных научных обществ, %

4,8

5,0

5,2

7.4.

Доля победителей и призеров этапов Всероссийской олимпиады, интеллектуальных конкурсов,  научно-практических конференций от общего количества обучающихся, %

1,1

1,5

1,6

7.5.

Доля учителей иностранных языков-участников интернет - форумов, конференций, семинаров, %

45

50

55

7.6.

Доля педагогов дополнительного образования, работающих в объединениях технической направленности, имеющих специальное образование, %

7

8

9

7.7.

Охват детей дополнительным образованием, в том числе:

79

82

85

7.9.

-технической и спортивно-технической направленности, %

14

15

16

7.10.

-физкультурно-спортивной направленности, %

67

69

70

7.11.

- туристско-краеведческой направленности, %

13

15

17

7.12.

- эколого-биологической направленности, %

7

9

11

7.13.

- художественно-творческой направленности, %

64

67

70

7.14.

- других направлений, %

10

12

14

7.15.

Доля заместителей директоров по воспитательной работе, прошедших курсы повышения квалификации по актуальным проблемам воспитания, в том числе по проблеме детского лидерства, %

31

32

33

7.16.

Доля образовательных учреждений  внедряющих новые методики и технологии по профилактике  асоциальных явлений среди детей и подростков, %

15

17

19

7.17.

Количество экспериментальных площадок разного уровня на базе школ, УДОД, ДОУ, ед.

2

3

4

7.18.

Количество педагогов – участников городских обучающих семинаров, круглых столов по проблемам инновационной и опытно-экспериментальной деятельности, чел.

21

22

23

7.19.

Удельный вес общеобразовательных учреждений, участвующих в республиканских, всероссийских и международных проектах и программах, %

9

10

11

7.20.

Количество педагогов, участвующих  в республиканских, всероссийских и международных проектах и программах, чел.

72

74

76

7.21.

Количество учащихся, участвующих в республиканских, всероссийских и международных проектах и программах, чел.

15

16

17

8. Внедрение здоровье сберегающих технологий

и создание безопасной образовательной среды

8.1.

Доля детей с первой и второй группой здоровья от общего количества учащихся школы, %

75

77

79

8.2.

Доля образовательных учреждений, реализующих здоровьесберегающие программы, в т.ч. «Тропинки здоровья»,%

100

100

100

8.3.

Доля учащихся, занимающихся в спортивных объединениях, %

67

69

71

8.4.

Доля школьников, участвующих во всероссийских, республиканских, районных акциях, соревнованиях, направленных на пропаганду здорового образа жизни, %

75

77

79

8.5.

Охват учащихся горячим питанием, %

100

100

100

8.6.

Охват обучающихся, переведенных на федеральный государственный образовательный стандарт, 2-разовым горячим питанием, %

100

100

100

8.7.

Количество аттестованных рабочих мест по условиям труда, ед.

21

25

27

8.8.

Доля школ, имеющих паспорта безопасности, %

100

100

100

8.9.

Доля школ, имеющих пожарную сигнализацию, %

100

100

100

9. Поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

9.1.

Доля школ (в процентном отношении), участвующих в проведении семинаров и тренингов по профилактике семейного неблагополучия, %

31

35

37

10.2.

Доля школ, имеющих правоохранительные отряды, %

85

87

89

9.3.

Доля образовательных учреждений, в которых имеются пандусы, %

30

35

40

9.4.

Охват педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья,  семинарами, консультациями, конференциями, чел.

51

54

56

9.5.

Количество детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидов, для которых организовано дистанционное обучение с учетом медицинских показаний,  чел.

1

2

2

9.6.

Количество педагогов, прошедших переподготовку по технологиям дистанционного обучения детей-инвалидов, чел.

2

2

2

9.7.

Охват детей с ограниченными возможностями здоровья массовыми городскими и республиканскими мероприятиями, в том числе в рамках декады инвалидов, чел

44

46

48

             

Таблица 1. Факторы внешней среды, влияющие на развитие системы образования  Менделеевского района

Факторы внешней среды

Тенденции

Благоприятные возможности

Потенциальные риски

Образовательная политика Российской Федерации, Республики Татарстан

Государственная поддержка обновления:

- федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС);

- федеральное законодательство по расширению самостоятельности учреждений (ФЗ-83);

- стратегия развития воспитания.

- традиционно консервативное сознание педагогической профессиональной общественности;

- медленный характер введения стандартов, устаревание идей стандарта до их введения;

- негибкость и запаздывающий характер системы профессиональной подготовки педагогов.

Демографическая политика и тенденции

Пропаганда ценностей семьи, здорового образа жизни;

рост рождаемости; социально-психологическая поддержка семьи в кризисных ситуациях.

Старение педагогических кадров;

высокая имущественная дифференциация населения;

недостаточная социальная поддержка семьи;

недостаточный уровень стимулирования населения к созданию приемных семей и других форм семейной адаптации детей-сирот;

увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья.

Активность средств массовой информации в сфере образования

Потенциальная готовность журналистского сообщества к активной работе  в образовательной сфере;

наличие опыта издания специализированных СМИ, ориентированных на педагогов и родителей;

государственно-общественная поддержка СМИ как средства распространения информации о позитивных образовательных практиках.

Сохраняется деструктивная  функция СМИ, которая  разрушительно влияет на школу и взаимоотношения «школа-общество»;

отсутствие  целевой  поддержки  вопросов образования в СМИ;

отсутствие информационной политики в области образования;

потеря доверия педагогов к информации, используемой СМИ.

Развитие инновационного потенциала, инновационных практик, популяризация инноваций в экономике города

Формируются инновационные педагогические сообщества, объединяющие педагогические коллективы, науку, эффективные педагогические практики.

Бюрократическое отношение к инновациям – для отчетов;

отсутствие  инструментов распределения муниципального задания на инновационную деятельность;

инновационная перегрузка и имитация инновационной деятельности со стороны педагогических коллективов.

Таблица 2. Внутренние факторы, влияющие на развитие образования  Менделеевского района

Факторы внутренней среды

Благоприятные возможности

Потенциальные риски

Качество образования, контроль качества

Сформированная система качества образования и его оценки в общем образовании.

Отсутствие институтов общественно-государственной системы оценки качества образования; не оптимально используемый потенциал  школы для получения высоких результатов ЕГЭ; слабая динамика в развитии института итоговой аттестации обучающихся основной школы и отсутствие ее в начальной школе; слабая интеграция в международные системы оценки качества; сильная дифференциация уровня качества образования в разрезе учреждений и районов.

Кадровый потенциал

Высокая квалификация педагогических кадров; традиции непрерывного повышения квалификации; значительная социальная поддержка и развитие педагогической профессии через гранты.

Увеличение доли работающих педагогов и руководителей пенсионного возраста; медленное воспроизводство педагогических и руководящих кадров; разрастание феномена профессионального выгорания; незащищенность педагога перед родителями, учениками и другими внешними субъектами отношений.

Инфраструктура системы образования.

Безопасность

Реализация адресных программ текущего и капитального ремонта; тенденция на увеличение средств на развитие инфраструктуры образования.

Низкая активность бизнеса в реализации инвестпроектов в образовании; существенная доля образовательных учреждений, требующих ремонта; недостаточная культура формирования  школьных территорий; дифференциация по инфраструктуре образовательных учреждений повышенного уровня и общеобразовательных школ, что усиливает ситуацию неравного доступа к качественному образованию;   недостаточность средств, выделяемых бюджетом на выполнение предписаний надзорных органов.

Экономико-правовая среда

Достаточная для деятельности в современных экономических условиях разработанная нормативно-правовая база.

отсутствие юристов образовательного права; неадекватные потребностям нормативы финансирования образовательной деятельности; недостаточный уровень доходов населения для развития платных образовательных услуг.

Родительская общественность

Высокий потенциал родителей; наличие реально действующих общественных родительских организаций; приверженность большинства родителей ценностям образования; относительно высокий образовательный и культурный уровень населения.

Низкая родительская активность в общественном управлении; низкая ответственность родителей за воспитание и образование детей; преобладающая в родительской среде установка на ответственность образовательных учреждений за детей и их образование; сильная зависимость между образовательным и социальным статусом  родителей и  поступлением в вузы.

Ценностные установки детей, молодежи

Ценностный рост образования; убежденность в зависимости жизненного успеха от собственных способностей и усилий; признание личностных профессиональных качеств человека основой карьерного успеха; формирование тенденции на здоровый образ жизни; акцент на формировании критического образа мышления и коммуникативных компетенций.

Преобладание ценности  высшего образования над профессиональным самоопределением; средний уровень сформированности коммуникативных компетенций детей и подростков; наличие  в молодежной среде устойчивых моделей девиантного поведения.

Дополнительное образование

кадровый потенциал; наличие организационно-правовых возможностей развития дополнительного образования в каждом образовательном учреждении.

Недостаточность дополнительного образования научно- технической направленности; значительный износ основных фондов системы дополнительного образования; старение кадров в данной области, низкое их воспроизводство.

Инновационные практики

В районе сохранено и модернизируется инновационное движение;

Формализация инновационного движения; девальвация идеи инновационного движения; распространение практики симуляции инноваций; недостаточное использование потенциала социального партнерства и профессионально-социальных практик; низкая технологичность инновационных практик; отсутствие опыта серьезных инвестиций в целостные педагогические практики.

ОБОСНОВАНИЕ ВЫДЕЛЕНИЯ ПОДПРОГРАММ

Система подпрограмм муниципальной программы сформирована таким образом, чтобы обеспечить решение задач муниципальной программы Менделеевского муниципального района «Развитие образования  Менделеевского муниципального района на 2020-2022 годы», и состоит из 5 подпрограмм.

1. Подпрограмма «Развитие дошкольного образования».

Подпрограмма направлена на достижение цели Программы по обеспечению качественного дошкольного образования в Менделеевском  муниципальном районе. В рамках подпрограммы решаются задачи:

- обеспечение деятельности (оказание услуг по организации предоставления дошкольного образования) подведомственных учреждений, в том числе на предоставление муниципальным бюджетным учреждениям субсидий;

- создание дополнительных мест в муниципальных образовательных учреждениях дошкольного образования;

- реализация комплекса мероприятий подпрограммы обеспечит достижение следующих показателей:

- ликвидация дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях   к 2022 году;

- удельный вес воспитанников дошкольных образовательных учреждений, обучающихся по программам, соответствующим федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования, в общей численности воспитанников дошкольных образовательных учреждений достигнет 100 % к 2022 году.

2. Подпрограмма «Общее образование»

Подпрограмма направлена на повышение качества общего образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики района.

В рамках подпрограммы решаются задачи:

- обеспечение деятельности (оказание услуг по организации предоставления общего образования) подведомственных учреждений, в том числе на предоставление муниципальным бюджетным учреждениям субсидий;

- развитие муниципальной системы общего образования, направленной на формирование современной школьной инфраструктуры;

- создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, а также формирования у них культуры питания;

- выполнение мероприятий, направленных на социальную поддержку педагогических работников на повышение статуса профессии учителя.

Реализация комплекса мероприятий подпрограммы обеспечит достижение следующих показателей:

- доля выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, не сдавших единый государственный экзамен, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений - 0 % к 2022 году;

- удельный вес обучающихся в современных условиях – 100% в 2022 году;

- удельный вес численности обучающихся по программам общего образования, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня – 63% к 2022 году.

3. Подпрограмма «Дополнительное образование»

Подпрограмма направлена на развитие муниципальной системы воспитания и дополнительного образования детей и молодежи в соответствии с приоритетами района.

В рамках подпрограммы решаются задачи:

- обеспечение деятельности (оказание услуг по организации предоставления дополнительного образования различной направленности) подведомственных учреждений, в том числе на предоставление муниципальным бюджетным учреждениям субсидий;

- модернизация содержания дополнительного образования;

- развитие инфраструктуры дополнительного образования.

Реализация комплекса мероприятий подпрограммы обеспечит увеличение:

- доли детей, охваченных дополнительными образовательными программами, в общей численности детей и молодежи от 5 до 18 лет - до 85 % к 2022 году;

- удельного веса численности обучающихся по дополнительным образовательным программам, участвующих в олимпиадах и конкурса различного уровня, в общей численности обучающихся по дополнительным образовательным программам - до 55% к 2022 году;

- численности детей, охваченных образовательными программами дополнительного образования спортивной направленности, в общей численности детей и молодежи от 5 до 18 года и старше - до 50% к 2022 году;

- численности спортсменов района, ставших призерами районных и республиканских соревнований, - до 21% в 2022 году.

- доля образовательных учреждений, в которых внедрены коллегиальные органы управления с участием общественности (родители, работодатели), наделенных полномочиями по принятию решений по стратегическим вопросам образовательной и финансово-хозяйственной деятельности, - 100 % к 2022 году.

4. Подпрограмма «Профориентационная работа»

Подпрограмма направлена на развитие условий для профессионального самоопределения обучающихся через формирование инфраструктуры профориентационной работы в системе образования района с учетом потребностей регионального рынка.

В рамках подпрограммы решаются следующие задачи:

- обеспечить взаимодействие и согласованность в профориентационной работе учреждений системы образования и работодателей, ведомственных служб и учреждений, общественных организаций; способствовать развитию инфраструктуры учреждений и организаций, занимающихся сопровождением профессионального самоопределения обучающихся;

– создать условия для формирования и развития образовательных потребностей граждан в профессиональном образовании и профессиональной подготовке по профессиям (специальностям), востребованным на рынке труда Республики Татарстан;

– создать условия для реализации федеральных государственных образовательных стандартов в части преемственности общего и профессионального образования, развития профильного обучения;

–      обеспечить развитие единой профориентационной информационной среды;

– внедрить инновационные технологии сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в практику учреждений системы образования

Реализация комплекса мероприятий подпрограммы обеспечит:

 обновленное содержание образовательных программ всех образовательных учреждений района, обеспечивающее преемственность в сопровождении профессионального самоопределения обучающихся на разных этапах обучения;

– подготовленные педагогические кадры для профориентационной работы обучающихся в системе образования района;

– единую открытую информационную среду профориентационной работы;

– разработанную сетевую модель профильного обучения в  Менделеевском муниципальном районе;

Сроки реализации подпрограмм совпадают со сроками реализации программы в целом, этапность работ по подпрограммам не выделяется.

5. Подпрограмма «Развитие системы оценки качества образования»

Подпрограмма направлена на обеспечение надежной и актуальной информацией руководителей и работников системы образования для принятия решений, а также потребителей образовательных услуг для достижения высокого качества образования через формирование муниципальной системы оценки качества образования.

В рамках данной подпрограммы решаются следующие задачи:

- осуществление мониторинговых мероприятий, проводимых для детей дошкольного возраста, учащихся школ и учреждений дополнительного образования детей и педагогических работников.

Реализация комплекса мероприятий подпрограммы обеспечит:

- рост количества уровней образования, на которых внедрена система оценки качества образования, к 2022 году до 4 уровней;

- увеличение доли образовательных учреждений, в которых внедрены коллегиальные органы управления с участием общественности (родители, работодатели), наделенные полномочиями по принятию решений по стратегическим вопросам образовательной и финансово-хозяйственной

Сроки реализации подпрограмм совпадают со сроками реализации программы в целом, этапность работ по подпрограммам не выделяется.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Официальный портал правовой информации Республики Татарстан от 11.08.2020
Рубрики правового классификатора: 190.040.000 Управление в области образования. Программы развития образования

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать