Основная информация

Дата опубликования: 13 октября 2021г.
Номер документа: RU07000202100329
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Москва
Принявший орган: Правительство Кабардино-Балкарской Республики
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПРАВИТЕЛЬСТВО КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 октября 2021 №206-ПП

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О РЕГИОНАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ) ЗА ДОСТОВЕРНОСТЬЮ, АКТУАЛЬНОСТЬЮ И ПОЛНОТОЙ СВЕДЕНИЙ ОБ ОРГАНИЗАЦИЯХ ОТДЫХА ДЕТЕЙ И ИХ ОЗДОРОВЛЕНИЯ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В РЕЕСТРЕ ОРГАНИЗАЦИЙ ОТДЫХА ДЕТЕЙ И ИХ ОЗДОРОВЛЕНИЯ

В соответствии со статьей 126 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», подпунктом 243 пункта 2 статьи 263 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», подпунктом 3 пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Правительство Кабардино-Балкарской Республики постановляет:

1.  Утвердить прилагаемое Положение о региональном государственном контроле (надзоре) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей

и их оздоровления.

2.  Признать утратившими силу:

пункт 15 Перечня должностных лиц исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), утвержденного постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 10 декабря 2013 г. № 320-ПП «Об осуществлении государственного контроля (надзора)»;

постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 22 июня 2020 г. № 127-ПП «Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного контроля за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления на территории Кабардино-Балкарской Республики».

3.  Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 94 Положения о региональном государственном контроле (надзоре) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления, утвержденного настоящим постановлением, который вступает в силу с 1 января 2023 г.

Председатель Правительства

Кабардино-Балкарской Республики

А.Мусуков

УТВЕРЖДЕНО

постановлением Правительства

Кабардино-Балкарской Республики

от 13 октября 2021 г. № 206-ПП

ПОЛОЖЕНИЕ

о региональном государственном контроле (надзоре)

за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений

об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся

в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления

I. Общие положения

1.Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления (далее соответственно - региональный государственный контроль, Реестр).

2.Понятия и термины, используемые в настоящем Положении, применяются в значениях, определенных федеральными законами от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее соответственно – Федеральный закон № 124-ФЗ, Федеральный закон № 248-ФЗ).

3.Предметом регионального государственного контроля является соблюдение организациями отдыха детей и их оздоровления, включенными в Реестр, требований к достоверности, актуальности и полноте сведений о них, представляемых для включения в Реестр, установленных Федеральным законом № 124-ФЗ и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики в сфере организации отдыха детей и их оздоровления (далее – обязательные требования).

4.Региональный государственный контроль осуществляется Министерством курортов и туризма Кабардино-Балкарской Республики (далее – Министерство) в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.Должностными лица Министерства, уполномоченными на осуществление регионального государственного контроля (далее также - инспектор), являются:

министр курортов и туризма Кабардино-Балкарской Республики (главный государственный инспектор Кабардино-Балкарской Республики);

заместитель министра курортов и туризма Кабардино-Балкарской Республики (заместитель главного государственного инспектора Кабардино-Балкарской Республики);

начальник отдела развития туризма и санаторно-курортной работы (старший государственный инспектор Кабардино-Балкарской Республики);

главный специалист-эксперт отдела развития туризма и санаторно-курортной работы (государственный инспектор Кабардино-Балкарской Республики).

6.Права и обязанности инспекторов при осуществлении регионального государственного контроля, а также ограничения и запреты, связанные с исполнением полномочий инспектора, определены статьями 29, 37 Федерального закона № 248-ФЗ.

7.Инспекторы, уполномоченные на проведение конкретных профилактического мероприятия или контрольного (надзорного) мероприятия (далее – контрольного мероприятия), определяются решением Министерства о проведении профилактического мероприятия или контрольного мероприятия.

8.Уполномоченным должностным лицом на принятие решений о проведении контрольных мероприятий (далее – уполномоченное должностное лицо) по результатам профилактических мероприятий (в случаях если установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен) является министр курортов и туризма Кабардино-Балкарской Республики (лицо, исполняющее его обязанности).

9.Министерство осуществляет региональный государственный контроль в отношении юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, включенных в Реестр (далее – контролируемые лица).

10.Права контролируемых лиц при осуществлении регионального государственного контроля определены статьей 36 Федерального закона № 248-ФЗ.

11.Объектами регионального государственного контроля (далее – объекты контроля) являются:

деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц,

в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования,

в том числе предъявляемые к организациям отдыха детей и их оздоровления, осуществляющим деятельность в сфере организации отдыха детей и их оздоровления.

12.Министерством обеспечивается учет объектов контроля и связанных с ними контролируемых лиц посредством ведения реестра организаций отдыха детей и их оздоровления на территории Кабардино-Балкарской Республики, порядок ведения которого утвержден приказом Министерства курортов и туризма Кабардино-Балкарской Республики от 10 марта 2020 г. № 10-ОД «Об утверждении Порядка формирования и ведения Реестра организаций отдыха детей и их оздоровления на территории Кабардино-Балкарской Республики», а также в соответствии с Федеральным законом № 248-ФЗ.

II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля

13.Региональный государственный контроль осуществляется с применением системы оценки и управления рисками.

14.Отнесение деятельности контролируемых лиц к определенной категории риска осуществляется в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц

и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

15.Министерство для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении регионального государственного контроля относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее – категории риска):

значительный риск;

средний риск;

умеренный риск;

низкий риск.

16.Отнесение объектов контроля к определенной категории риска осуществляется на основе сопоставления его характеристик с критериями отнесения деятельности контролируемых лиц и (или) используемых ими объектов контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба) при осуществлении регионального государственного контроля (далее – критерии) согласно приложению № 1 к настоящему Положению.

17.Перечни объектов контроля, которым присвоены категории риска, утверждаются приказом Министерства и содержат следующую информацию:

полное наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

основной государственный регистрационный номер;

индивидуальный номер налогоплательщика;

юридический и фактический адрес осуществления деятельности;

указание на категорию риска, а также сведения, на основании которых было принято решение об отнесении объекта контроля к категории риска.

18.При наличии критериев, позволяющих отнести объект контроля к различным категориям риска, подлежат применению критерии, относящие объект контроля к более высокой категории риска.

19.В случае если объект контроля не отнесен Министерством к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.

20.Перечни объектов контроля, которым присвоены категории риска, размещаются на официальной странице Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – официальный сайт) во вкладке «Контрольно-надзорная деятельность».

21.Министерство в течение пяти рабочих дней со дня поступления сведений о соответствии объекта контроля критериям риска иной категории риска либо об изменении критериев риска должно принять решение об изменении категории риска указанного объекта контроля.

22.Контролируемое лицо вправе подать в Министерство заявление об изменении категории риска осуществляемой им деятельности либо категории риска принадлежащих

ему (используемых им) иных объектов контроля в случае их соответствия критериям риска для отнесения к иной категории риска.

23.Пересмотр категории риска, присвоенной объекту контроля ранее, осуществляется при наличии оснований для изменения категории риска в соответствии с критериями.

24.Министерство рассматривает заявление, оценивает представленные контрольным лицом и имеющиеся в распоряжении Министерства документы и по итогам их рассмотрения в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты получения такого заявления, принимает одно из следующих решений:

удовлетворение заявления и изменение категории риска объекта контроля;

отказ в удовлетворении заявления.

25.Министерство в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения информирует контролируемое лицо о принятом решении путем направления соответствующего уведомления по почтовому адресу, указанному в заявлении, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица, по адресу электронной почты контролируемого лица, если такой адрес содержится соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо был ранее представлен в Министерство.

При принятии решения об отказе в удовлетворении заявления контролируемое лицо должно быть информировано о причинах отказа.

26.В случае несогласия с принятым Министерством решением об отказе в удовлетворении заявления контролируемое лицо вправе обжаловать такое решение в административном и (или) судебном порядке.

27.Учет рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при проведении контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется в соответствии со статьей 25 Федерального закона № 248-ФЗ.

28.Виды, периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов контроля, отнесенных к определенным категориям риска, определяются соразмерно рискам причинения вреда (ущерба).

29.В рамках плановых контрольных мероприятий в отношении объектов контроля в зависимости от присвоенной категории риска проводятся следующие контрольные мероприятия:

1)для категорий значительного риска:

инспекционный визит – не менее одного раза в четыре года

и не более одного раза в два года;

документарная проверка – не менее одного раза в четыре года

и не более одного раза в два года;

выездная проверка – не менее одного раза в четыре года и не более одного раза в два года;

2)для категорий среднего риска:

инспекционный визит – не менее одного раза в шесть лет и не более одного раза в три года;

документарная проверка – не менее одного раза в шесть лет

и не более одного раза в три года;

выездная проверка – не менее одного раза в шесть лет и не более одного раза в три года;

3)для категорий умеренного риска:

инспекционный визит – не менее одного раза в шесть лет и не более одного раза в три года;

документарная проверка – не менее одного раза в шесть лет

и не более одного раза в три года;

выездная проверка – не менее одного раза в шесть лет и не более одного раза в три года;

30.Плановые контрольные мероприятия в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, не проводятся.

31.Для определения необходимости проведения внеплановых проверок и выбора вида внепланового контрольного мероприятия применяются индикаторы риска нарушения обязательных требований, используемые для осуществления регионального государственного контроля, согласно приложению № 2 к настоящему Положению.

III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба)

охраняемым законом ценностям

32.Разработка и утверждение Министерством программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее – программа профилактики) осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. № 990 «Об утверждении Правил разработки

и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям».

33.Программа профилактики ежегодно до 20 декабря утверждается Министерством и размещается на официальном сайте в течение 5 рабочих дней со дня утверждения.

34.При осуществлении регионального государственного контроля Министерством могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:

информирование;

обобщение правоприменительной практики;

объявление предостережения;

консультирование;

профилактический визит.

35.Министерство может проводить профилактические мероприятия, не предусмотренные программой профилактики рисков причинения вреда.

36.В случае если при проведении профилактических мероприятий установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом уполномоченному должностному лицу для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.

37.Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте, в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.

38.По итогам обобщения правоприменительной практики Министерство ежегодно обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики Министерства (далее – доклад о правоприменительной практике), и обеспечивает публичное обсуждение проекта доклада о правоприменительной практике.

39.Публичное обсуждение проекта доклада о правоприменительной практике проводится до 1 марта года, следующего за отчетным.

40.Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом Министерства и размещается на официальном сайте до 1 апреля года, следующего за отчетным.

41.При наличии у Министерства сведений о готовящихся или возможных нарушениях обязательных требований, а также о непосредственных нарушениях обязательных требований, если указанные сведения не соответствуют утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований, Министерство объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

42.Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном статьей 49 Федерального закона № 248-ФЗ, и должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.

43.Контролируемое лицо вправе в течение десяти рабочих дней со дня получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подать в Министерство возражение в отношении указанного предостережения.

44.В возражении контролируемым лицом указываются:

наименование контролируемого лица;

идентификационный номер налогоплательщика контролируемого лица;

дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;

обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.

При этом контролируемое лицо вправе приложить к возражению заверенные надлежащим образом копии документов, подтверждающих их обоснованность.

45.Возражение направляется контролируемым лицом в бумажном виде почтовым отправлением в Министерство либо в виде электронного документа, оформляемого в соответствии со статьей 21 Федерального закона № 248-ФЗ, на указанный в предостережении адрес электронной почты Министерства, либо иными указанными в предостережении способами.

46.Возражение рассматривается Министерством в течение 15 рабочих дней со дня его регистрации в Министерстве.

47.По результатам рассмотрения возражения Министерство принимает одно из следующих решений:

удовлетворить возражение в форме отмены объявленного предостережения;

отказать в удовлетворении возражения.

48.Министерство осуществляет учет объявленных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований и использует соответствующие данные для проведения иных профилактических и контрольных мероприятий.

49.Инспектор по обращениям контролируемых лиц и их представителей проводит консультирование (дает разъяснения) по вопросам, связанным с организацией и осуществлением регионального государственного контроля. Консультирование осуществляется без взимания платы.

50.Консультирование может осуществляться инспектором по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного мероприятия.

51.Инспектор осуществляет консультирование по следующим вопросам:

наличие и (или) содержание обязательных требований;

периодичность и порядок проведения контрольных мероприятий;

порядок выполнения обязательных требований;

порядок исполнения предписания, выданного по результатам контрольного мероприятия;

порядок обжалования решений Министерства.

52.По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется. Контролируемое лицо вправе направить запрос о предоставлении письменного ответа в сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

53.Профилактический визит проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо посредством видео-конференц-связи.

В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности

либо к принадлежащим ему объектам контроля, об их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля, исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

54.В ходе профилактического визита инспектором может осуществляться сбор сведений, необходимых для отнесения объектов контроля к категориям риска.

55.Проведение обязательных профилактических визитов предусмотрено в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности по организации отдыха детей и их оздоровления и включенных в Реестр впервые, а также в отношении объектов контроля, отнесенных к категории значительного риска, в срок не позднее чем в течение одного года с момента начала такой деятельности.

56.О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.

57.Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом Министерство не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.

58.Обязательный профилактический визит проводится в рабочее время в период, устанавливаемый в уведомлении о проведении обязательного профилактического визита, и не может превышать 8 часов.

IV. Осуществление регионального государственного контроля

59.Плановые контрольные мероприятия проводятся Министерством на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, формируемого Министерством в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2428 «О порядке формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года».

60.При осуществлении регионального государственного контроля методами взаимодействия Министерства, инспекторов с контролируемыми лицами являются встречи, телефонные и иные переговоры (непосредственное взаимодействие) между инспектором и контролируемым лицом или его представителем, запрос документов, иных материалов, присутствие инспектора в месте осуществления деятельности контролируемого лица (за исключением случаев присутствия инспектора на общедоступных производственных объектах).

61.Видами контрольных мероприятий, проведение которых возможно в рамках осуществления регионального государственного контроля, являются:

плановые контрольные (надзорные) мероприятия:

инспекционный визит;

документарная проверка;

выездная проверка;

наблюдение за соблюдением обязательных требований

(без взаимодействия с контролируемым лицом);

внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия:

инспекционный визит;

документарная проверка;

выездная проверка;

наблюдение за соблюдением обязательных требований (без взаимодействия с контролируемым лицом).

62.Инспекционный визит, выездная проверка могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи.

63.Основанием для проведения внеплановых контрольных мероприятий, за исключением внеплановых контрольных мероприятий без взаимодействия, может быть:

наличие у Министерства сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;

поручение Президента Российской Федерации,

Правительства Российской Федерации о проведении контрольных мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;

требование прокурора о проведении контрольного мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

истечение срока исполнения решения Министерства об устранении выявленного нарушения обязательных требований – в случае, если документы и сведения контролируемого лица, представление которых установлено решением об устранении выявленного нарушения обязательных требований, не представлены или на их основании невозможно сделать вывод об исполнении решения об устранении выявленного нарушения обязательных требований.

64.Наблюдение за соблюдением обязательных требований проводится инспекторами на основании задания уполномоченного должностного лица, включая задание, содержащееся в планах работы Министерства, в том числе в случаях, установленных Федеральным законом № 248-ФЗ.

65.Индивидуальный предприниматель вправе представить в Министерство информацию, подтвержденную документально, о невозможности присутствия при проведении контрольного мероприятия в следующих случаях:

смерть близкого родственника (родителей, супруга (супруги), ребенка, родного брата (сестры), дедушки (бабушки) или близкого родственника супруга (супруги);

болезнь или необходимость присмотра за больным супругом (супругой), ребенком, родителями;

пребывание под следствием или судом;

применение к индивидуальному предпринимателю мер административного или уголовного наказания, которое делает его явку невозможной.

В таких случаях проведение контрольного мероприятия переносится Министерством на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для данного обращения индивидуального предпринимателя в Министерство.

66.Для проведения контрольного мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, а также документарной проверки принимается решение Министерства, подписанное уполномоченным должностным лицом, типовая форма которого утверждена приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 31 марта 2021 г. № 151 «О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом».

67.Контрольное мероприятие может быть начато после внесения в федеральную государственную информационную систему «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий» (далее – ФГИС «ЕРКНМ») сведений, установленных правилами его формирования и ведения, за исключением наблюдения за соблюдением обязательных требований и выездного обследования, а также случаев неработоспособности ФГИС «ЕРКНМ», зафиксированных оператором.

68.В отношении проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований не требуется принятие решения о проведении данного контрольного мероприятия.

69.В день подписания решения о проведении внепланового контрольного мероприятия в целях согласования его проведения Министерство направляет в орган прокуратуры сведения о внеплановом контрольном мероприятии с приложением копии решения о проведении внепланового контрольного мероприятия и документов, которые содержат сведения, послужившие основанием для его проведения.

70.Под инспекционным визитом понимается контрольное мероприятие, проводимое путем взаимодействия с конкретным контролируемым лицом.

71.В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные действия:

осмотр;

опрос;

получение письменных объяснений;

истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объектов контроля.

72.Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица.

73.Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности не может превышать один рабочий день.

74.Внеплановый инспекционный визит может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 3-6 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона № 248-ФЗ.

75.Под документарной проверкой понимается контрольное мероприятие, которое проводится по месту нахождения Министерства и предметом которого являются исключительно сведения, содержащиеся в документах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и решений Министерства.

76.В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные действия:

получение письменных объяснений;

истребование документов.

77.Под выездной проверкой понимается комплексное контрольное мероприятие, проводимое посредством взаимодействия с конкретным контролируемым лицом, в целях оценки соблюдения таким лицом обязательных требований, а также оценки выполнения решений Министерства.

78.О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за 24 часа до ее начала в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона № 248-ФЗ.

79.Срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия, за исключением выездной проверки, основанием для проведения которой является пункт 6 части 1 статьи 57 Федерального закона № 248-ФЗ и которая для микропредприятия не может продолжаться более сорока часов.

80.В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

осмотр;

опрос;

получение письменных объяснений;

истребование документов.

81.Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) осуществляется в соответствии со статьей 74 Федерального закона № 248-ФЗ.

82.К проведению контрольных мероприятий специалисты, эксперты, экспертные организации не привлекаются.

83.Для фиксации инспектором и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись.

84.Видеозапись может осуществляться посредством любых технических средств, имеющихся в распоряжении инспектора и лиц, привлекаемых к проведению контрольных мероприятий.

85.Аудиозапись проводимого контрольного мероприятия осуществляется при отсутствии возможности осуществления видеозаписи.

86.При проведении контрольного мероприятия фотосъемка, аудио- или видеозапись осуществляются:

в случае проведения контрольного мероприятия во взаимодействии

с контролируемым лицом одним инспектором;

с момента выявления при проведении контрольного мероприятия инспектором (инспекторами) во взаимодействии с контролируемым лицом признаков нарушений обязательных требований;

в случае отказа контролируемого лица инспектору в доступе

на производственные объекты.

87.Аудио- и (или) видеозапись осуществляются открыто, с уведомлением вслух в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи.

88.Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной и иной охраняемой законом тайны.

V. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия

89.К результатам контрольного мероприятия относятся оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, создание условий для предупреждения нарушений обязательных требований и (или) прекращения их нарушений, восстановление нарушенного положения, направление уполномоченным органам или должностным лицам информации для рассмотрения вопроса привлечения

к ответственности и (или) применения Министерством мер, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 90 Федерального закона № 248-ФЗ.

90.По окончании проведения контрольного мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт), типовая форма которого утверждена приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 31 марта 2021 г. № 151 «О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом».

91.Акт контрольного мероприятия, проведение которого было согласовано органами прокуратуры, направляется в органы прокуратуры посредством ФГИС «ЕРКНМ» непосредственно после его оформления.

92.В случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований при проведении контрольного мероприятия сведения об этом вносятся в ФГИС «ЕРКНМ». Инспектор вправе выдать рекомендации по соблюдению обязательных требований, провести иные мероприятия, направленные на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

VI. Обжалование решений Министерства, действий (бездействия) его должностных лиц

93.Правом на обжалование решений Министерства, действий (бездействия) инспекторов обладает контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 Федерального закона № 248-ФЗ.

94.Судебное обжалование решений Министерства, действий (бездействия) инспекторов возможно только после их досудебного обжалования.

95.Досудебный порядок подачи жалобы контролируемым лицом, требования к форме и содержанию жалобы, порядок ее рассмотрения, принятия решений и виды решений, принимаемых по результатам рассмотрения жалобы, определяются в соответствии со статьями 40-43 Федерального закона № 248-ФЗ.

96.В случае обжалования решений Министерства, действий (бездействия) инспекторов жалоба рассматривается руководителем Министерства.

97.Жалоба подается контролируемым лицом в Министерство в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее – ФГИС «ЕПГУ»). При подаче жалобы гражданином она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.

98.Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, подается контролируемым лицом в Министерство без использования ЕПГУ в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.

99.Жалоба на решение Министерства, действия (бездействие) инспекторов может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Жалоба на предписание Министерства может быть подана в течение десяти рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.

100.В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен уполномоченным органом.

101.Министерство при рассмотрении жалобы использует подсистему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности, за исключением случаев, когда рассмотрение жалобы связано со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну. 

102.Министерство должно обеспечить передачу в подсистему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности сведений о ходе рассмотрения жалоб.

103.Жалоба подлежит рассмотрению Министерством в течение двадцати рабочих дней со дня ее регистрации.

VII. Ключевые показатели регионального государственного контроля и их целевые значения для регионального государственного контроля

104.Ключевые показатели регионального государственного контроля, отражающие уровень минимизации вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, и их целевые значения, достижение которых должно обеспечить Министерство, приведены в приложении № 3 к настоящему Положению.

105.Ключевым показателем государственного контроля (надзора) являются:

доля организаций отдыха детей и их оздоровления,

не представивших в Министерство достоверные, актуальные и полные сведений о своей деятельности для включения в Реестр;

доля исполнения контролируемыми лицами обязательных требований, подлежащих региональному государственному контролю;

доля организаций отдыха детей и их оздоровления по результатам проверки деятельности которых нарушения обязательных требований не выявлены.

106.Структура перечня показателей результативности и эффективности контрольной (надзорной) деятельности состоит из показателей группы «А» и показателей групп «Б» и «В».

107.Показатели группы «А» являются ключевыми показателями и отражают существующий и целевой уровни безопасности охраняемых законом ценностей в подконтрольных (поднадзорных) сферах, к которым применяется определенный вид контрольно-надзорной деятельности.

108.Показатели группы «Б» являются индикативными показателями и отражают, в какой степени достигнутый уровень результативности контрольно-надзорной деятельности соответствует бюджетным затратам на ее осуществление, а также издержкам, понесенным подконтрольными субъектами. Определение указанных показателей и интерпретация их значений Министерством должны основываться на стремлении к достижению минимального объема задействованных трудовых, финансовых и материальных ресурсов, а также минимально возможного воздействия на подконтрольную (поднадзорную) сферу.

109.Показатели группы «В» являются индикативными показателями, характеризующими различные аспекты контрольно-надзорной деятельности, и используются для расчета показателей результативности и эффективности. Показатели группы «В» подразделяются на следующие подгруппы:

«В.2» - индикативные показатели, характеризующие качество проводимых мероприятий в части их направленности на устранение потенциального вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

«В.3» - индикативные показатели, характеризующие параметры проведенных мероприятий, направленных на осуществление контрольно-надзорной деятельности, предназначенные для учета характеристик таких мероприятий;

«В.4» - индикативные показатели, характеризующие объем задействованных трудовых, материальных и финансовых ресурсов, предназначенные для учета объема затраченных ресурсов и расчета иных показателей контрольно-надзорной деятельности.

110.Министерство ежегодно готовит доклад о региональном государственном контроле по итогам его осуществления за предыдущий год с указанием сведений о достижении ключевых показателей и об индикативных показателях регионального государственного контроля, в том числе о влиянии профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий на достижение ключевых показателей в соответствии с требованиями к подготовке докладов о видах государственного контроля (надзора), муниципального контроля и сводного доклада о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2020 г. № 2041 «Об утверждении требований к подготовке докладов о видах государственного контроля (надзора), муниципального контроля и сводного доклада о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации».

111.Сведения об организации и осуществлении регионального государственного контроля, доклад о региональном государственном контроле подписываются уполномоченным должностным лицом и представляются в электронной форме посредством государственной автоматизированной информационной системы «Управление» (далее - ГАС «Управление»).

112.Размещение доклада о региональном государственном контроле осуществляется ответственным должностным лицом Министерства до 15 марта года, следующего за отчетным.

113.Доклад о региональном государственном контроле подлежит размещению ответственным должностным лицом Министерства, осуществлявшим его подготовку, на официальном сайте в срок, не превышающий 15 календарных дней со дня представления такого доклада посредством ГАС «Управление».

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

к Положению о региональном государственном контроле (надзоре)

за достоверностью, актуальностью

и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления

КРИТЕРИИ

отнесения деятельности контролируемых лиц и (или) используемых ими объектов контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба) при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления

№ п/п

Критерии отнесения объектов регионального государственного контроля к категориям риска

1

Категория значительного риска

1.1

Отсутствие контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых с взаимодействием с контролируемым лицом в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления
(далее - региональный государственный контроль), в отношении контролируемого лица в течение 4 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта контроля к определенной категории риска

1.2

Наличие вступившего в законную силу в течение последних 2 лет на дату принятия решения об отнесении деятельности объектов контроля к категории риска постановления о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 14.65 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

1.3

В отношении объектов контроля проведена 1 внеплановая проверка в течение 1 предшествующего года

1.4

Наличие 3 и более жалоб (обращений) в течение 2 лет на объект контроля, содержащих информацию о нарушении обязательных требований

1.5

Контролируемое лицо предоставляет в Министерство курортов
и туризма Кабардино-Балкарской Республики
(далее – Министерство) недостоверные, неактуальные и неполные сведения о своей деятельности

2

Категория среднего риска

2.1

Отсутствие контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых с взаимодействием с контролируемым лицом в рамках осуществления регионального государственного контроля,
в отношении контролируемого лица в течение 5 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта контроля к определенной категории риска

2.2

В отношении объектов контроля проведена 1 внеплановая проверка в течение 2 предшествующих лет

2.3

В ходе последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия на объектах контроля выявлены нарушения контролируемым лицом обязательных требований

2.4

Контролируемым лицом исполнено полностью и в установленные сроки предписание, выданное в ходе проведения проверки

2.5

Контролируемое лицо предоставляет в Министерство недостоверные, неактуальные и неполные сведений о своей деятельности

3

Категория умеренного риска

3.1

Отсутствие контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых с взаимодействием с контролируемым лицом в рамках осуществления регионального государственного контроля,
в отношении контролируемого лица в течение 6 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта контроля к определенной категории риска

3.2

Контролируемым лицом исполнено полностью и в установленные сроки предписание, выданное в ходе проведения проверки

3.3.

В ходе последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия не выявлены нарушения обязательных требований

3.4

Контролируемое лицо, включенное в реестр, предоставляет
в Министерство недостоверные, неактуальные и неполные сведения о своей деятельности

4

Категория низкого риска

4.1

В ходе последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия не выявлены нарушения обязательных требований

4.2

Контролируемое лицо предоставляет в Министерство достоверные, актуальные и полные сведения о своей деятельности

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

к Положению о региональном государственном контроле (надзоре)

за достоверностью, актуальностью

и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления

ПЕРЕЧЕНЬ

индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых для осуществления регионального государственного контроля (надзора) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления

При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления устанавливаются следующие индикаторы риска нарушения обязательных требований:

наличие трех или более жалоб (обращений) в течение двух предшествующих лет от граждан и организаций о нарушении контролируемыми лицами обязательных требований либо жалоб (обращений) на объект контроля;

непредставление в срок, установленный в предостережении о недопустимости нарушения обязательных требований, уведомления о принятии мер по обеспечению соблюдения обязательных требований в сфере организации отдыха детей и их оздоровления;

наличие в уведомлении об исполнении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований сведений о принятии недостаточных мер по обеспечению соблюдения обязательных требований в сфере организации отдыха детей и их оздоровления;

отсутствие информации об исполнении предписания об устранении нарушений обязательных требований, выявленных по итогам контрольного (надзорного) мероприятия.

Порядок выявления индикаторов риска нарушения обязательных требований включает в себя сбор, обработку, анализ, учет и систематизацию сведений о контролируемых лицах, имеющихся у Министерства курортов и туризма Кабардино-Балкарской Республики и полученных без взаимодействия с этими лицами.

Министерство курортов и туризма Кабардино-Балкарской Республики в целях выявления индикаторов риска нарушения обязательных требований использует сведения о контролируемых лицах, полученные из любых источников, обеспечивающих их достоверность, в том числе в ходе проведения профилактических мероприятий, из обращений юридических и физических лиц, ведомственных информационных систем, систем межведомственного информационного взаимодействия, иных информационных систем.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

к Положению о региональном государственном контроле (надзоре)

за достоверностью, актуальностью

и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления

ПЕРЕЧЕНЬ

ключевых показателей регионального государственного контроля (надзора) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления

Номер (индекс) показателя

Наименование показателя

(группы показателей)

Комментарий к порядку установления

Ключевые показатели

А

Показатели результативности, отражающие уровень безопасности охраняемых законом ценностей, выражающийся в минимизации причинения им вреда (ущерба)

А.3.1

Доля организаций отдыха детей и их оздоровления, не представивших
в Министерство курортов и туризма Кабардино-Балкарской Республики
(далее – Министерство) достоверные, актуальные и полные сведения о своей деятельности для обновления реестра

Д – количество организаций отдыха детей
и их оздоровления, не представивших в Министерство достоверные, актуальные и полные сведений о своей деятельности для обновления реестра;

Д1 – общее количество действующих организаций отдыха детей и их оздоровления в реестре

А.3.2

Доля исполнения контролируемыми лицами обязательных требований, подлежащих региональному государственному контролю
за достоверностью, актуальностью
и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления
(далее – региональный государственный контроль)

, где

Д - количество исполненных требований;

Д1 - количество обязательных требований

Индикативные показатели

В

Индикативные показатели, характеризующие различные аспекты контрольно-надзорной деятельности

В.2

Индикативные показатели, характеризующие качество проводимых мероприятий в части
их направленности на устранение максимального объема потенциального вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям

В.2.1

Количество проведенных мероприятий

Мобщ=По+Пм, где

Мобщ – общее количество мероприятий, проведенных
в отношении объектов контроля в ходе осуществления контрольно-надзорной деятельности (ед.);

По - общее количество проведенных проверок в ходе осуществления контрольно-надзорной деятельности (ед.);

Пм - количество проведенных профилактических мероприятий в ходе осуществления контрольно-надзорной деятельности (ед.)

В.2.2.

Количество объектов контроля, допустивших нарушения, в результате которых причинен вред (ущерб) или была создана угроза его причинения, выявленные в результате проведения контрольных (надзорных) мероприятий

Общее количество объектов контроля, допустивших нарушения, в результате которых причинен вред (ущерб) или была создана угроза его причинения, выявленные в результате проведения контрольных (надзорных) мероприятий за отчетный период

В.2.3

Доля объектов контроля, допустивших нарушения, в результате которых причинен вред (ущерб) или была создана угроза его причинения, выявленные
в результате проведения контрольных (надзорных) мероприятий

Н – доля организаций, допустивших нарушения (%);

Н1 – количество организаций, в отношении которых за отчетный период были выявлены нарушения (ед.);

Н2 – общее число организаций, в отношении которых были проведены контрольно-надзорные мероприятия за отчетный период (ед.).

Положительной динамикой будет снижение показателя

В.2.4.

Количество объектов контроля,
в отношении которых устранены нарушения, выявленные
в результате проведения контрольных (надзорных) мероприятий

Общее количество объектов контроля, у которых устранены нарушения, выявленные в результате проведения контрольных (надзорных) мероприятий
в отчетном периоде

В.2.5

Доля объектов контроля, в отношении которых были устранены нарушения, выявленные в результате проведения контрольных (надзорных) мероприятий

П – доля организаций, исполнивших предписания (%);

П1 – количество организаций, исполнивших предписания (ед.);

П2 – количество всех проведенных за отчетный период внеплановых проверок (ед.) (по проверке исполнения предписания).

Положительной динамикой будет повышение показателя

В.3.1

Индикативные показатели, характеризующие параметры проведенных мероприятий, направленных на осуществление контрольно-надзорной деятельности, предназначенные для учета характеристик таких мероприятий

В.3.1.1

Общее количество проверок

А = А1 + А2, где

А – общее количество проверок (ед.);

А1 – количество плановых проверок (ед.);

А2 - количество внеплановых проверок (ед.).

Показатель учитывает суммарное количество мероприятий

В.3.1.2

Общее количество плановых проверок

Пп - количество плановых проверок в соответствии
с ежегодным планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ед.)

В.3.1.3

Общее количество внеплановых проверок

Показатель учитывает суммарное количество внеплановых проверок, проведенных в отношении подконтрольных организаций по основаниям, установленным Федеральным законом
от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле
в Российской Федерации».

В.3.1.18

Доля проверок, на результаты которых поданы жалобы

Е - доля проверок в общем количестве проверок,
на результаты которых поданы жалобы (%);

Ж – количество проверок, на результаты которых поданы жалобы (ед.);

А – общее количество проверок (ед.).

Положительной динамикой будет снижение показателя

В.3.1.24

Доля проверок, результаты которых были признаны недействительными

Н – доля проверок, результаты которых были признаны недействительными (%);

К – количество проверок, результаты которых были признаны недействительными (ед.);

А – общее количество проверок (ед.).

Положительной динамикой будет снижение показателя

В.3.4

Мониторинговые мероприятия, осуществляемые в рамках контрольно-надзорной деятельности

В.3.4.1

Общее количество контролируемых лиц,
в отношении которых осуществляются мониторинговые мероприятия

Корг - количество организаций, включенных в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления (ед.)

В.3.8

Мероприятия, направленные на профилактику нарушений обязательных требований

В.3.8.1

Количество проведенных профилактических мероприятий

Общее количество проведенных в отчетном периоде профилактических мероприятий, в том числе количество направленных предостережений (ед.)

В.3.2.2

Количество контролируемых лиц,
в отношении которых проведены профилактические мероприятия

Общее количество контролируемых лиц, в отношении которых проведены профилактические мероприятия
в отчетном периоде (ед.)

В.4

Индикативные показатели, характеризующие объем задействованных трудовых, материальных
и финансовых ресурсов

В.4.1

Объем финансовых средств, выделяемых в отчетном периоде из бюджетов всех уровней на выполнение функций
по надзору и контролю за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений
об организациях отдыха детей и их оздоровления, в том числе на фонд оплаты труда, с учетом начислений, командировочных расходов, прочих расходов

Фин – объем финансовых средств, выделяемых
в отчетном периоде из бюджетов всех уровней
на выполнение функций по контролю, в том числе
на фонд оплаты труда, с учетом начислений, командировочных расходов (млн руб.)

В.4.2

Количество штатных единиц, всего

Шт – количество штатных единиц в Министерстве (ед.)

В.4.3

Количество штатных единиц,
в должностные обязанности которых входит реализация регионального государственного контроля

Кштед - количество штатных единиц, в должностные обязанности которых входит выполнение государственной функции по контролю (ед.)

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 14.10.2021
Рубрики правового классификатора: 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать