Основная информация

Дата опубликования: 12 октября 2020г.
Номер документа: RU90039105202000117
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Москва
Принявший орган: Администрация города Кунгура
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты муниципальных образований
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КУНГУРА ПЕРМСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

12.10.2020 №71-171-01-09

Об утверждении муниципальной программы
«Жилищная политика и комфортное проживание
граждан на территории города Кунгура»

В соответствии с постановлением администрации города Кунгура от 14 мая 2014 года № 313 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ»

Администрация города Кунгура ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу «Жилищная политика и комфортное проживание граждан на территории города Кунгура».

2. Опубликовать постановление в Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования «Город Кунгур» и разместить на официальном сайте администрации города Кунгур Пермского края в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

3. Постановление вступает в силу с момента подписания.

4. Контроль за исполнением постановления оставляю за собой.

И.о.главы города Кунгура –

главы администрации города Кунгура О.Ю.Лихачев

УТВЕРЖДЕНА

постановлением администрации

города Кунгура Пермского края

от 12.10.2020 № 71-171-01-09

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРГОРАММА

«Жилищная политика и комфортное проживание граждан на территории

города Кунгура»

ПАСПОРТ

муниципальной программы

«Жилищная политика и комфортное проживание граждан на территории города Кунгура»

Ответственный

исполнитель

Программы

Управление жилищной политики администрации города Кунгура Пермского края (далее – УЖП)

Соисполнители

Программы

Отсутствуют

Участники

Программы

УЖП

Подпрограммы

Программы

Подпрограмма 1 «Организация содержания муниципального жилищного фонда на территории города Кунгура».

Подпрограмма 2 «Ликвидация аварийных жилых домов на территории города Кунгура»

Программно-

целевые

инструменты

Программы

Отсутствуют

Цель Программы

Создание благоприятных, комфортных и безопасных условий для проживания граждан города Кунгура.

Задачи

Программы

Повышение эксплуатационной надежности и улучшение технического состояния жилого фонда муниципального образования «Город Кунгур».

Исполнение обязанностей муниципального образования, как собственника жилищного фонда

Доступность услуг водоотведения для населения, проживающего в многоквартирных домах, не оборудованных центральной канализацией.

Ликвидация аварийного жилищного фонда на территории города Кунгура.

Ожидаемые

результаты

реализации

Программы

Поддержание муниципального жилищного фонда в нормативном состоянии;

Обеспечение населения доступными услугами водоотведения;

Уменьшение количества аварийных жилых домов на территории города Кунгура, увеличение площадей свободных от застройки земельных участков

Этапы и сроки

реализации

Программы

Срок реализации Программы 2021-2024 годы.

Программа не имеет строгой разбивки на этапы.

Целевые

показатели

Программы



п/п

Наименование

показателя

Ед.

изм.

Плановое значение целевого показателя

На начало реализации программы

2021 год

2022 год

2023 год

2024 год

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Общая площадь жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, нуждающихся в проведении капитального ремонта

кв.м.

354,1

258,3

107,5

0

-

2.

Количество жилых помещений, нуждающихся в проведении кадастрового учета и государственной регистрации права муниципальной собственности

ед.

85

55

25

0

-

3.

Общая площадь земельных участков, освобожденных от аварийных МКД

кв.м.

0

10528

15472

59011

48229

4.

Количество заключенных соглашений о выкупе жилых помещений в аварийных МКД

ед.

27

22

258

271

251

Объемы и источники финансирования программы

Источники финансирования

Расходы (тыс.руб.)

2021 год

2022 год

2023 год

2024 год

Итого

Всего, в том числе:

31291,03814

37558,86322

70245,19802

58180,64149

197275,74087

местный бюджет

31291,03814

37558,86322

70245,19802

58180,64149

197275,74087

федеральный бюджет

-

-

-

-

-

краевой бюджет

-

-

-

-

-

внебюджетные источники

-

-

-

-

-

Характеристика текущего состояния проблемы, основные показатели,

анализ социальных и финансово-экономических рисков реализации муниципальной программы

Право граждан на благоприятную среду жизнедеятельности закреплено в Конституции Российской Федерации, в связи с чем, создание благоприятной для проживания среды является одной из социально значимых задач, на успешное решение которой должны быть направлены совместные усилия органов государственной власти и местного самоуправления при деятельном участии в ее решении всего населения.

Программа направлена на создание благоприятных, комфортных и безопасных условий для проживания жителей города Кунгура.

К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится:

учет муниципального жилищного фонда;

ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;

осуществление муниципального жилищного контроля;

информирование собственников помещений в многоквартирных домах о способах формирования фонда капитального ремонта, о порядке выбора способа формирования фонда капитального ремонта и т.д.

Кроме того, органы местного самоуправления несут обязанность по содержанию жилищного фонда, находящегося в собственности муниципального образования, включая капитальный ремонт жилых помещений, оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, плату за содержание жилого помещения, плату за отопление свободных жилых помещений.

Актуальной остается проблема инвентаризации жилищного фонда. В реестре муниципальной собственности имеются жилые помещения, не имеющие кадастровых номеров, следовательно, не состоящие на кадастровом учете, кроме того, периодически выявляются бесхозяйные и выморочные жилые помещения.

К вопросам местного значения относится организация тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения муниципального образования. Актуальной остается проблема отсутствия системы централизованного водоотведения многих микрорайонов города, в результате чего многоквартирные дома оборудуются выгребными ямами, входящими в состав общедомового имущества. Жителям этих домов необходим регулярный вывоз жидких бытовых отходов специализированным автотранспортом, что значительно увеличивает затраты населения.

Одна из социальных проблем в области жилищного обеспечения - это ликвидация ветхого и аварийного жилищного фонда, который создает потенциальную угрозу безопасности и комфортности проживания граждан, сдерживает развитие нового строительства и городской инфраструктуры, ухудшает качество предоставляемых коммунальных услуг, повышает социальную напряженность в обществе. Отмечается устойчивая тенденция роста непригодного для проживания жилищного фонда в силу естественного старения зданий, недофинансирования капитального ремонта и коммунальной инфраструктуры, а также сокращения объемов строительства жилья.

По состоянию на 01.01.2020 на территории города Кунгура находятся 857 многоквартирных жилых дома общей площадью 849,12 тыс. кв. м, из которых 210 многоквартирных жилых домов площадью 83,5 тыс. кв. м признаны аварийными, что составляет 9,8 % от общей площади многоквартирного жилищного фонда.

Вопрос переселения граждан из аварийного жилого фонда на территории города Кунгура решается путем реализации муниципальной адресной программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Кунгура, признанного таковым до 1 января 2017 года, на 2019-2025 годы, утвержденная постановлением администрации города Кунгура от 24.05.2019 № 291-171-01-09, (далее – программа расселения). Настоящей программой расселения планируется решить вопрос ликвидации (сноса) расселенных аварийных домов, а также вопросы, предшествующие расселению многоквартирного жилого дома – оценка жилого помещения, подлежащего выкупу в соответствии со ст.32 ЖК РФ, а также выплата разницы между ценой выкупа жилого помещения по судебному акту и стоимостью данного жилого помещения по программе расселения.

К наиболее серьезным рискам реализации программы можно отнести финансовые и административные риски реализации Программы.

Финансовый риск представляет собой невыполнение в полном объеме указанных в программе мероприятий в связи с недостаточностью средств в бюджете города Кунгура либо в связи с увеличением уровня инфляции.

Административные риски могут быть связаны с несвоевременным выполнением отдельных процедур по вине третьих лиц (спор об оценке выкупаемого имущества, отрицательное заключение государственной экспертизы на проект сноса здания и т.д.), что может повлиять на сроки исполнения отдельных мероприятий, предусмотренных программой.

II. Приоритеты, описание основных целей и задач муниципальной программы, прогноз развития и планируемые показатели по итогам реализации муниципальной программы

Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации муниципальной программы определены следующими документами:

Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

Федеральным законом от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации»;

Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»;

Законом Пермского края от 11.03.2014 № 304-ПК «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края».

Основной целью Программы является создание благоприятных, комфортных и безопасных условий для проживания жителей города Кунгура.

Достижение цели Программы будет осуществляться путем решения основных задач:

повышение эксплуатационной надежности и улучшение технического состояния жилого фонда муниципального образования «Город Кунгур»

доступность услуг водоотведения для населения, проживающего в многоквартирных домах, не оборудованных центральной канализацией;

ликвидация расселенного аварийного жилищного фонда на территории города Кунгура.

Ожидаемыми результатами реализации муниципальной программы будет являться:

удовлетворенность населения условиями проживания;

поддержание муниципального жилищного фонда в нормативном состоянии;

обеспечение доступности населения услугами водоотведения;

сокращение количества аварийных многоквартирных жилых домов на территории города Кунгура

III. Сроки реализации Программы

Программа рассчитана на период с 2021 по 2024 годы и не имеет строгой разбивки на этапы, мероприятия реализуются на протяжении всего срока реализации.

IV. Основные меры правового регулирования

Правовое регулирование в области жилищных правоотношений на территории города Кунгура обеспечивается нормативными правовыми актами Российской Федерации, Пермского края и муниципального образования «Город Кунгур».

Основные меры правового регулирования в соответствующей сфере, направленные на достижение целей и конечных результатов муниципальной программы, изложены в соответствующих разделах подпрограмм муниципальной программы.

Основой нормативного правового регулирования в сфере реализации программы являются:

Конституция Российской Федерации;

Жилищный кодекс Российской Федерации;

Градостроительный кодекс Российской Федерации;

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Земельный кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»;

Закон Пермского края от 11.03.2014 № 304-ПК «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края».

V. Перечень основных мероприятий муниципальной программы

Основные мероприятия муниципальной программы реализуются в рамках двух подпрограмм. Перечень мероприятий муниципальной программы с указанием сроков их реализации и ожидаемых результатов представлен в приложении 1 к настоящей Программе.

VI. Перечень целевых показателей муниципальной программы

Перечень целевых показателей муниципальной программы и входящих в нее подпрограмм (с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации, а также сведения о взаимосвязи мероприятий и результатов их выполнения с конечными целевыми показателями муниципальной программы) приведены в приложении 2 к настоящей Программе.

VII. Cведения о порядке сбора информации и методике расчета фактических значений целевых показателей муниципальной программы

Cведения о порядке сбора информации и методике расчета фактических значений целевых показателей муниципальной программы приведены в приложении 3 к настоящей Программе.

VIII. Ресурсное обеспечение муниципальной программы

Информация по ресурсному обеспечению муниципальной программы представлена в паспорте муниципальной программы и в паспортах подпрограмм (приложения 4, 5). Дополнительная информация изложена в приложениях к настоящей Программе:

приложение 6 – финансовое обеспечение реализации муниципальной программы за счет средств местного бюджета;

приложение 7 – финансовое обеспечение реализации муниципальной программы за счет средств краевого бюджета;

приложение 8 – финансовое обеспечение реализации муниципальной программы за счет средств федерального бюджета;

приложение 9 – финансовое обеспечение реализации муниципальной программы за счет внебюджетных источников финансирования;

приложение 10 – финансовое обеспечение реализации муниципальной программы за счет всех источников финансирования.

IX. Основные меры регулирования и управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей муниципальной программы

Основными рисками реализации мероприятий муниципальной программы являются:

недостаточное финансирование программных мероприятий;

повышение уровня инфляции;

изменение законодательства;

зависимость выполнения мероприятий от действий третьих лиц (спор об оценке выкупаемого имущества, отрицательное заключение государственной экспертизы на проект сноса здания и т.д.).

Для снижения рисков будет осуществляться следующая система мероприятий:

проведение анализа законодательства и в случае необходимости подготовка предложений по корректировке механизма предоставления средств городского бюджета на реализацию Программы;

проведение систематического мониторинга реализации Программы, осуществления оперативных мер по корректировке действий по достижению показателей;

своевременная организация информационного сопровождения мероприятий.

X. Методика оценки эффективности

Эффективность реализации муниципальной программы в целом оценивается исходя из достижения заданного уровня по каждому из целевых показателей, как по годам по отношению к предыдущему году, так и к запланированному в муниципальной программе значению.

Ответственный исполнитель муниципальной программы использует результаты оценки эффективности ее выполнения при принятии решений:

о корректировке плана реализации муниципальной программы на текущий год;

о формировании плана реализации муниципальной программы на очередной год;

о подготовке предложений по корректировке муниципальной программы в случае выявления факторов, существенно влияющих на ход реализации муниципальной программы.

Оценка эффективности осуществляется следующими способами:

обследование (анализ) ответственным исполнителем текущего состояния сферы реализации муниципальной программы на основе достигнутых результатов;

экспертная оценка хода и результатов реализации муниципальной программы.

Методика оценки эффективности муниципальной программы учитывает необходимость проведения степени достижения целей и решения задач муниципальной программы.

Оценка степени достижения целей и решения задач муниципальной программы определяется путем сопоставления фактически достигнутых значений показателей (индикаторов) муниципальной программы и их плановых значений по формуле:

СДЦ = (СДП1 + СДП2 + СДПN)/N, где

СДЦ – степень достижения целей (решения задач);

СДП – степень достижения показателя (индикатора) муниципальной программы (подпрограммы);

N – количество показателей (индикаторов) муниципальной программы (подпрограммы);

степень достижения показателя (индикатора) муниципальной программы (подпрограммы) рассчитывается по формуле:

СДП = ЗФ / ЗП x 100%, где

ЗФ – фактическое значение показателя (индикатора) муниципальной программы (подпрограммы);

ЗП – плановое значение показателя (индикатора) муниципальной программы (подпрограммы) (для показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является рост значений);

или

СДП = ЗП / ЗФ x 100% (для показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является снижение значений);

степень соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств бюджета и иных источников ресурсного обеспечения муниципальной программы путем сопоставления фактических и плановых объемов финансирования муниципальной программы в целом и ее подпрограмм и сопоставления фактических и плановых объемов финансирования подпрограмм из всех источников ресурсного обеспечения в целом (федеральный бюджет, краевой бюджет, местный бюджет, внебюджетные источники) по формуле:

УФ = ФФ / ФП, где

УФ – уровень финансирования реализации основных мероприятий муниципальной Программы (подпрограммы);

ФФ – фактический объем финансовых ресурсов, направленный на реализацию мероприятий Программы (подпрограммы);

ФП – плановый объем финансовых ресурсов на реализацию муниципальной программы (подпрограммы) на соответствующий отчетный период;

степень реализации мероприятий муниципальной программы (достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации) на основе сопоставления ожидаемых и фактически полученных непосредственных результатов реализации основных мероприятий подпрограммы по годам на основе ежегодных планов реализации муниципальной программы.

Эффективность реализации муниципальной программы (подпрограммы) рассчитывается по следующей формуле:

ЭГП = СДЦ x УФ / 100, где

ЭГП – эффективность реализации муниципальной программы (подпрограммы);

СДЦ – степень достижения целей (решения задач);

УФ – уровень финансирования реализации основных мероприятий муниципальной программы (подпрограммы).

По окончании очередного года реализации муниципальной программы ответственный исполнитель определяет:

степень достижения по каждому показателю (индикатору) муниципальной программы (подпрограммы);

степень достижения целей и решения задач муниципальной программы;

уровень финансирования реализации муниципальной программы.

Комплексная оценка эффективности реализации муниципальной программы проводится в соответствии с критериями оценки:

Вывод об эффективности реализации

муниципальной программы

Критерий оценки эффективности

1

2

Неэффективная

менее 0,5

Удовлетворительная

0,5-0,79

Эффективная

0,8-1

Высокоэффективная

более 1

Настоящая методика подразумевает необходимость проведения оценки эффективности муниципальной программы в течение срока ее реализации не реже одного раза в год.

548

Приложение 1

к Программе

Перечень

мероприятий муниципальной программы

«Жилищная политика и комфортное проживание граждан на территории города Кунгура»



п/п

Наименование

подпрограммы, основного

мероприятия, мероприятия

Ответственный

исполнитель,

соисполнители,

участники

Срок

Ожидаемый

непосредственный

результат

(краткое описание)

начала

реализации

окончания

реализации

1

2

3

4

5

6

1

Подпрограмма 1 «Организация содержания муниципального жилищного фонда на территории города Кунгура»

1.1.Основное мероприятие «Содержание муниципального жилищного фонда в нормативном состоянии»

1.1.1.

Мероприятие

Капитальный ремонт жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности (в т.ч. изготовление проектно-сметной документации)

УЖП

2021

2023

Поддержание муниципального жилищного фонда в нормативном состоянии

1.1.2.

Мероприятие

Оплата взносов на

капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме,

за муниципальный жилищный фонд

УЖП

2021

2024

1.1.3.

Мероприятие

Содержание муниципального жилищного фонда

УЖП

2021

2024

1.1.4.

Мероприятие

Организация осуществления деятельности по приему платежей за наем от нанимателей муниципального

УЖП

2021

2024

1

2

3

4

5

6

жилищного фонда и их перечисление в бюджет города Кунгура, включая оформление и доставку платежных документов нанимателям

1.1.5.

Мероприятие

Постановка на кадастровый учет объектов муниципального жилищного фонда и бесхозяйных жилых помещений

УЖП

2021

2023

Государственная регистрация права муниципальной собственности на жилые помещения

1.2. Основное мероприятие «Организация оказания услуг населению по вывозу жидких бытовых отходов»

1.2.1.

Мероприятие

Компенсация выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению услуги по вывозу жидких бытовых отходов по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек

УЖП

2021

2024

Обеспечение населения доступными услугами водоотведения

2.

Подпрограмма 2 «Ликвидация аварийных жилых домов на территории города Кунгура»

2.1. Основное мероприятие «Ликвидация расселенных аварийных жилых домов»

2.1.1.

Мероприятие

Разработка проектов на снос расселенных аварийных жилых домов, включая государственную экспертизу проекта в части проверки достоверности сметной стоимости

УЖП

2021

2024

Уменьшение количества аварийных жилых домов на территории города Кунгура, увеличение площади свободных от застройки земельных участков

2.1.2.

Мероприятие

Выполнение работ по сносу многоквартирного жилого дома

УЖП

2021

2024

2.2. Основное мероприятие «Организация заключения соглашений о выкупе жилых помещений в аварийных жилых домах»

2.2.1.

Мероприятие

Оценка, в т.ч. судебная экспертиза оценки, жилых помещений, подлежащих выкупу в соответствии со ст. 32 ЖК РФ

УЖП

2021

2024

Заключение соглашений о выкупе жилых помещений в аварийных жилых домах

1

2

3

4

5

6

2.2.2.

Мероприятие

Возмещение разницы между ценой выкупа жилого помещения, определенной судебным актом и программой расселения

УЖП

2022

2024

Приложение 2

к Программе

Перечень

целевых показателей муниципальной программы

«Жилищная политика и комфортное проживание граждан на территории города Кунгура»



п/п

Наименование

показателя

Ед.

изм.

ГРБС

Значения показателей

Наименование

программных

мероприятий

На начало реализации программы

2021 год

2022 год

2023 год

2024 год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Подпрограмма 1 «Организация содержания муниципального жилищного фонда на территории города Кунгура»

1.1.

Общая площадь жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, нуждающихся в проведении капитального ремонта

кв.м

УЖП

354,1

258,3

107,5

0

-

Капитальный ремонт жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности (в т.ч. изготовление проектно-сметной документации)

1.2.

Количество жилых помещений, нуждающихся в кадастровом учете и государственной регистрации права муниципальной собственности

ед.

УЖП

85

55

25

0

-

Постановка на кадастровый учет объектов муниципального жилищного фонда и бесхозяйных жилых помещений

Подпрограмма 2«Ликвидация аварийных жилых домов на территории города Кунгура»

2.1.

Общая площадь земельных

кв.м

УЖП

0

10528

15472

59011

48229

Ликвидация расселенных

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

участков, освобожденных от аварийных МКД

аварийных жилых домов

2.2.

Количество заключенных соглашений о выкупе жилых помещений в аварийных МКД

ед.

УЖП

27

22

258

271

251

Организация заключения соглашений о выкупе жилых помещений в аварийных жилых домах

Приложение 3

к Программе

СВЕДЕНИЯ

о порядке сбора информации и методике расчета фактических значений

целевых показателей муниципальной программы

№ п/п

Наименование целевого показателя

Ед. изм.

Периодичность

и сроки формирования фактического значения целевого показателя

Формула расчета фактического значения целевого показателя

Источник информации

1

2

3

4

5

6

Подпрограмма 1 «Организация содержания муниципального жилищного фонда города Кунгура»

1.1.

Общая площадь жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, нуждающихся в проведении капитального ремонта

кв.м.

Ежегодно, до 1 февраля года, следующего за отчетным

S - S1,

гдеS – площадь жилых помещений, нуждающихся в проведении капитального ремонта,

а S1 – площадь отремонтированных жилых помещений

(с нарастающим итогом)

Муниципальные контракты,

План капитального ремонта жилых помещений

1.2.

Количество жилых помещений, нуждающихся в кадастровом учете и государственный регистрации права муниципальной собственности

ед.

Ежегодно, до 1 февраля года, следующего за отчетным

Н – Н1,

Где Н – количество жилых помещений, нуждающихся в кадастровом учете и государственный регистрации права муниципальной собственности ,

а Н1 – количество жилых помещений в отношении которых проведен кадастровый учет (с нарастающим итогом)

Выписки из ЕГРН, реестр муниципального имущества

Подпрограмма 2 «Ликвидация аварийных жилых домов на территории города Кунгура»

2.1

Общая площадь земельных

кв.м

Ежегодно, до 1

S1+S2+S…, где S – площадь

Выписки из ЕГРН

1

2

3

4

5

6

участков, освобожденных от аварийных МКД

февраля года, следующего за отчетным

освобожденного земельного участка

2.2.

Количество заключенных соглашений о выкупе жилых помещений в аварийных МКД

ед.

Ежегодно, до 1 февраля года, следующего за отчетным

-

Годовой отчет, предусмотренный пост. Правительства Пермского края от 26.04.2019 N 313-п «Об утверждении Порядка предоставления и расходования средств бюджета Пермского края и средств, поступивших от государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, бюджетам муниципальных образований Пермского края в форме межбюджетных трансфертов на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда»

548

Приложение 4

к Программе

ПАСПОРТ

подпрограммы 1 «Организация содержания муниципального жилищного фонда на территории города Кунгура»

Ответственный исполнитель подпрограммы

Управление по жилищной политике администрации города Кунгура Пермского края (далее – УЖП)

Соисполнители подпрограммы

Отсутствуют

Программно-целевые инструменты подпрограммы

Отсутствуют

Участники подпрограммы

УЖП

Цели подпрограммы

Создание безопасных и комфортных условий для проживания граждан в многоквартирных домах города Кунгура

Задачи подпрограммы

Повышение эксплуатационной надежности и улучшение технического состояния объектов жилищного фонда в городе Кунгуре.

Доступность услуг водоотведения для населения.

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы

Поддержание муниципального жилищного фонда в нормативном состоянии;

Обеспечение населения доступными услугами водоотведения.

Этапы и сроки реализации подпрограммы

Срок реализации подпрограммы с 2021-2024 годы.

Подпрограмма не имеет строгой разбивки по этапам

Целевые показатели подпрограммы

№ п/п

Наименование показателя

Ед.

изм.

Плановое значение целевого показателя

На начало реализации подпрограммы

2021 год

2022 год

2023 год

2024 год

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Общая площадь жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, нуждающихся в проведении капитального ремонта

кв.м

354,1

258,3

107,5

0

-

2.

Количество жилых помещений, нуждающихся в проведении кадастрового учета и государственной регистрации права муниципальной собственности

ед.

85

55

25

0

-

Объемы и источники

финансирования

подпрограммы

Источники

финансирования

Расходы, тыс.руб.

2021 год

2022 год

2023 год

2024 год

Всего

Всего, в том числе:

8437,57114

8715,79442

8728,80322

8170,64149

34052,81027

Местный бюджет

8437,57114

8715,79442

8728,80322

8170,64149

34052,81027

Федеральный бюджет

-

-

-

-

-

Краевой бюджет

-

-

-

-

-

Внебюджетные источники

-

-

-

-

-

Характеристика текущего состояния проблемы, основные показатели,

анализ социальных и финансово-экономических рисков реализации подпрограммы

Одним из показателей стабильности и благополучия жизнедеятельности общества является эффективное функционирование жилищного хозяйства.

Жилищная сфера, включающая реконструкцию жилища, управление жилищным фондом, его содержание и ремонт, является объектом социально-экономической политики органов местного самоуправления.

По состоянию на 01.01.2020 на территории города Кунгура находятся 857 многоквартирных жилых домов общей площадью 849,12 тыс. кв. м, из которых 210 многоквартирных жилых домов площадью 83,5 тыс. кв. м. признаны аварийными, что составляет 9,8 % от общей площади многоквартирного жилищного фонда.

К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится:

учет муниципального жилищного фонда;

ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и т.д.

Кроме того, органы местного самоуправления несут обязанность по содержанию жилищного фонда, находящегося в собственности муниципального образования, включая капитальный ремонт жилых помещений, оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, плату за содержание жилого помещения (в отсутствие нанимателей), плату за отопление жилых помещений (в отсутствие нанимателей).

В связи с многолетним недофинансированием текущего и капитального ремонта муниципального жилищного фонда жилищного фонда за прошедшие десятилетия существенно увеличился износ жилья, что привело к увеличению объемов ветхого и аварийного жилья, снижению надежности и безопасности проживания. Наличие муниципального жилищного фонда, в том числе специализированного имеет социальную значимость.

Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда определяют перечень и состав работ по содержанию и ремонту жилищного фонда, обеспечивающих сохранность жилищного фонда и поддержание технических характеристик конструктивных элементов, инженерных систем в соответствии с нормативными требованиями. Своевременное проведение капитального ремонта важный фактор сохранения технических характеристик жилищного фонда на уровне нормативных требований.

Многоквартирные дома, подлежащие капитальному ремонту, определяются по результатам сезонных технических осмотров и рекомендаций управляющих организаций. Перечень жилых помещений, требующих капитального ремонта, определяется на основании актов обследования, составляемых УЖП по заявлениям нанимателей.

Приоритетными являются работы, направленные на обеспечение безопасности и исключение аварийных ситуаций на жилищном фонде города Кунгура, сохранение параметров технических характеристик многоквартирных домов.

Кроме того, в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в доме. Следовательно, у муниципалитета возникает обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества за муниципальный жилой фонд.

Актуальной остается проблема инвентаризации жилищного фонда. В реестре муниципальной собственности имеются жилые помещения, не имеющие кадастровых номеров, следовательно, не состоящие на кадастровом учете, кроме того, периодически выявляются бесхозяйные и выморочные жилые помещения.

К вопросам местного значения относится организация тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования. Актуальной остается проблема отсутствия системы централизованного водоотведения отдельных микрорайонов города, в результате чего многоквартирные дома оборудуются выгребными ямами, входящими в состав общедомового имущества. Жителям этих домов необходим регулярный вывоз жидких бытовых отходов специализированным автотранспортом, что значительно увеличивает затраты населения.

Таким образом, учитывая, что проблемы жилищной сферы являются комплексными, для их решения необходимо применение программно-целевого подхода. В связи с чем, в рамках подпрограммы предлагается сохранить меры финансовой поддержки путем выделения бюджетных средств на проведение капитального ремонта жилого фонда, находящегося в муниципальной собственности, а также осуществление мероприятий в области компенсации выпадающих доходов организациям, предоставляющих населению жилищные услуги по вывозу жидких бытовых отходов по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.

К рискам реализации подпрограммы можно отнести финансовые риски реализации Программы.

Финансовый риск представляет собой невыполнение в полном объеме указанных в программе мероприятий в связи с недостаточностью средств в бюджете города Кунгура либо в связи с увеличением уровня инфляции.

II. Приоритеты, описание основных целей и задач подпрограммы, прогноз развития и планируемые показатели по итогам реализации подпрограммы

Цели, задачи и система мероприятий подпрограммы соответствуют основным направлениям и задачам социально-экономического развития города Кунгура.

Основной целью подпрограммы является создание безопасных и комфортных условий для проживания граждан в многоквартирных домах города Кунгура.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих основных задач:

повышение эксплуатационной надежности и улучшение технического состояния жилого фонда муниципального образования «Город Кунгур»;

исполнение обязанностей муниципального образования, как собственника жилищного фонда;

доступность услуг водоотведения для населения, проживающего в многоквартирных домах, не оборудованных центральной канализацией.

Ожидаемыми результатами реализации муниципальной программы будет являться:

удовлетворенность населения условиями проживания;

поддержание муниципального жилищного фонда в нормативном состоянии;

обеспечение доступности населения услугами водоотведения

III. Сроки реализации подпрограммы

Подпрограмма рассчитана на период с 2021 по 2024 годы и не имеет строгой разбивки на этапы, мероприятия реализуются на протяжении всего срока реализации.

IV. Основные меры правого регулирования подпрограммы

Реализация подпрограммы предполагает осуществление комплекса мер муниципального регулирования: правового и организационного характера, обеспечивающих практическое достижение целей и задач.

Меры правового регулирования включают в себя:

разработку и принятие нормативных правовых актов, направленных на создание необходимых условий и механизмов реализации подпрограммы;

разработку и принятие правовых актов прямого действия, обеспечивающих комплекс организационных мер по реализации подпрограммы и ее финансирование.

V. Перечень основных мероприятий подпрограммы

Основное мероприятие 1.1 «Содержание муниципального жилищного фонда в нормативном состоянии».

Основное мероприятие 1.2 «Организация оказания услуг населению по вывозу жидких бытовых отходов».

Перечень мероприятий подпрограммы с указанием сроков их реализации и ожидаемых результатов изложен в приложении 1 к Программе.

Перечень работ, запланированных к выполнению, в рамках реализации мероприятий подпрограммы указан в титульных списках расходов на реализацию подпрограммы.

VI. Перечень целевых показателей подпрограммы

Перечень целевых показателей подпрограммы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации, а также сведения о взаимосвязи мероприятий и результатов их выполнения с конечными целевыми показателями муниципальной программы приведены в приложении 2 к Программе.

VII. Cведения о порядке сбора информации и методике расчета фактических значений целевых показателей подпрограммы

Cведения о порядке сбора информации и методике расчета фактических значений целевых показателей подпрограммы приведены в приложении 3 к программе.

VIII. Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы

Информация по ресурсному обеспечению подпрограммы представлена в паспорте муниципальной программы. Дополнительная информация изложена в приложениях к муниципальной программе:

приложение 6 – финансовое обеспечение реализации муниципальной программы за счет средств местного бюджета;

приложение 10 – финансовое обеспечение реализации муниципальной программы за счет всех источников финансирования.

IX. Основные меры регулирования и управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей подпрограммы

Анализ рисков реализации подпрограмм и описание мер управления рисками реализации подпрограмм соответствует разделу IX муниципальной программы.

X. Методика оценки эффективности подпрограммы

Оценка эффективности реализации подпрограммы производится в соответствии с методикой оценки эффективности реализации муниципальной программы, изложенной разделе X муниципальной программы.

548

Приложение 5

к Программе

ПАСПОРТ

подпрограммы 2«Ликвидация аварийных жилых домов на территории города Кунгура»

Ответственный

исполнитель

программы

Управление жилищной политики администрации города Кунгура Пермского края (далее – УЖП)

Соисполнители

Подпрограммы

Отсутствуют

Программно-

целевые

инструменты

подпрограммы

Отсутствуют

Участники подпрограммы

УЖП

Цели подпрограммы

Создание благоприятных, комфортных и безопасных условий для проживания граждан города Кунгура.

Задачи подпрограммы

Повышение эксплуатационной надежности и улучшение технического состояния жилого фонда.

Ликвидация аварийного жилищного фонда на территории города Кунгура

Ожидаемые

результаты

реализации

подпрограммы

Уменьшение количества аварийных жилых домов на территории города Кунгура, увеличение площадей свободных от застройки земельных участков

Этапы и сроки

реализации

подпрограммы

Срок реализации подпрограммы с 2021-2024 годы.

Подпрограмма не имеет строгой разбивки по этапам

Целевые

показатели

подпрограммы



п/п

Наименование

показателя

Ед.

изм.

Плановое значение целевого показателя

На начало реализации программы

2021 год

2022 год

2023 год

2024 год

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Общая площадь земельных участков, освобожденных от аварийных МКД

кв.м.

0

10528

15472

59011

48229

2

Количество заключенных соглашений о выкупе жилых помещений в аварийных МКД

ед.

27

22

258

271

251

Объемы и

источники

финансирования

подпрограммы

Источники

финансирования

Расходы (тыс. руб.)

2021 год

2022 год

2023 год

2024

Всего

Всего, в том числе

22853,467

28843,0688

61516,3948

50010

163222,9306

Местный бюджет

22853,467

28843,0688

61516,3948

50010

163222,9306

Федеральный бюджет

-

-

-

-

-

Краевой бюджет

-

-

-

-

-

Внебюджетные источники

-

-

-

-

-

Характеристика текущего состояния проблемы, основные показатели,

анализ социальных и финансово-экономических рисков реализации подпрограммы 2

Право граждан на благоприятную среду жизнедеятельности закреплено в Конституции Российской Федерации, в связи с чем, создание благоприятной для проживания среды является одной из социально значимых задач, на успешное решение которой должны быть направлены совместные усилия органов государственной власти и местного самоуправления при деятельном участии в ее решении всего населения.

Программа направлена на создание благоприятных, комфортных и безопасных условий для проживания жителей города Кунгура.

Одна из социальных проблем в области жилищного обеспечения - это ликвидация ветхого и аварийного жилищного фонда, который создает потенциальную угрозу безопасности и комфортности проживания граждан, сдерживает развитие нового строительства и городской инфраструктуры, ухудшает качество предоставляемых коммунальных услуг, повышает социальную напряженность в обществе. Отмечается устойчивая тенденция роста непригодного для проживания жилищного фонда в силу естественного старения зданий, недофинансирования капитального ремонта и коммунальной инфраструктуры, а также сокращения объемов строительства жилья.

По состоянию на 01.01.2020 на территории города Кунгура находятся 857 многоквартирных жилых домов общей площадью 849,12 тыс. кв. м, из которых 210 многоквартирных жилых домов площадью 83,5 тыс. кв. м признаны аварийными, что составляет 9,8 % от общей площади многоквартирного жилищного фонда.

Вопрос переселения граждан из аварийного жилого фонда на территории города Кунгура решается путем реализации муниципальной адресной программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Кунгура, признанного таковым до 1 января 2017 года, на 2019-2025 годы, утвержденная постановлением администрации города Кунгура от 24.05.2019 № 291-171-01-09 (далее – программа расселения). Настоящей программой планируется решить вопрос ликвидации (сноса) расселенных аварийных домов, а также вопросы, предшествующие расселению многоквартирного жилого дома, – оценка жилого помещения, подлежащего выкупу в соответствии со ст.32 ЖК РФ, а также выплата разницы между ценой выкупа жилого помещения по судебному акту и стоимостью данного жилого помещения по программе расселения.

К наиболее серьезным рискам реализации программы можно отнести финансовые и административные риски реализации Программы.

Финансовый риск представляет собой невыполнение в полном объеме указанных в программе мероприятий в связи с недостаточностью средств в бюджете города Кунгура либо в связи с увеличением уровня инфляции.

Административные риски могут быть связаны с несвоевременным выполнением отдельных процедур по вине третьих лиц (спор об оценке выкупаемого имущества, отрицательное заключение государственной экспертизы на проект сноса здания и т.д.), что может повлиять на сроки исполнения отдельных мероприятий, предусмотренных программой.

Приоритеты, описание основных целей и задач подпрограммы, прогноз развития и планируемые показатели по итогам реализации подпрограммы2

Цели, задачи и система мероприятий подпрограммы соответствуют основным направлениям и задачам социально-экономического развития города Кунгура.

Основной целью подпрограммы является создание благоприятных, комфортных и безопасных условий для проживания граждан города Кунгура.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

повышение эксплуатационной надежности и улучшение технического состояния жилого фонда и ликвидация аварийного жилищного фонда на территории города Кунгура.

Показатели достижения цели и решения задач подпрограммы: уменьшение количества аварийных жилых домов на территории города Кунгура, увеличение площадей свободных от застройки земельных участков.

III. Сроки реализации подпрограммы 2

Подпрограмма рассчитана на период с 2021 по 2024 годы и не имеет строгой разбивки на этапы, мероприятия реализуются на протяжении всего срока реализации.

IV. Основные меры правового регулирования подпрограммы 2

Реализация подпрограммы предполагает осуществление комплекса мер муниципального регулирования: правового и организационного характера, обеспечивающих практическое достижение целей и задач.

Меры правового регулирования включают в себя:

разработку и принятие нормативных правовых актов, направленных на создание необходимых условий и механизмов реализации подпрограммы;

разработку и принятие правовых актов прямого действия, обеспечивающих комплекс организационных мер по реализации подпрограммы и ее финансирование.

V. Перечень основных мероприятий подпрограммы 2

Основные мероприятия подпрограммы 2:

2.1. Ликвидация расселенных аварийных жилых домов

2.2. Организация заключения соглашений о выкупе жилых помещений в аварийных жилых домах

Перечень мероприятий подпрограммы с указанием сроков их реализации и ожидаемых результатов изложен в приложении 1 к Программе.

VI. Перечень целевых показателей подпрограммы 2

Перечень целевых показателей подпрограммы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации, а также сведения о взаимосвязи мероприятий и результатов их выполнения с конечными целевыми показателями муниципальной программы приведены в приложении 2 к настоящей Программе.

VII. Cведения о порядке сбора информации и методике расчета фактических значений целевых показателей подпрограммы 2

Cведения о порядке сбора информации и методике расчета фактических значений целевых показателей подпрограммы приведены в приложении 3 к настоящей программе.

VIII. Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы 2

Информация по ресурсному обеспечению подпрограммы представлена в паспорте муниципальной программы. Дополнительная информация изложена в приложениях к муниципальной программе:

приложение 6 – финансовое обеспечение реализации муниципальной программы за счет средств местного бюджета;

приложение 10 – финансовое обеспечение реализации муниципальной программы за счет всех источников финансирования.

IX. Основные меры регулирования и управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей подпрограммы 2

Анализ рисков реализации подпрограмм и описание мер управления рисками реализации подпрограмм соответствует разделу IXмуниципальной программы.

X. Методика оценки эффективности подпрограммы 2

Оценка эффективности реализации подпрограммы производится в соответствии с методикой оценки эффективности реализации муниципальной программы, изложенной разделе X муниципальной программы.

548

  Приложение 6

к Программе

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

реализации муниципальной программы за счет средств местного бюджета

Наименование муниципальной программы, подпрограммы, основного мероприятия, мероприятия

Код бюджетной классификации

(ГРБС)

Расходы, тыс. руб.

2021

2022

2023

2024

1

2

3

4

5

6

7

Муниципальная программа

«Жилищная политика и комфортное проживание граждан на территории города Кунгура»

УЖП

901

31291,03814

37558,86322

70245,19802

58180,64149

Подпрограмма 1

«Организация содержания муниципального жилищного фонда на территории города Кунгура»

УЖП

901

8437,57114

8715,79442

8728,80322

8170,64149

Основное мероприятие 1.1 «Содержание муниципального жилищного фонда в нормативном состоянии»

УЖП

901

5486,37114

5700,69442

5713,70322

5155,54149

Мероприятие 1.1.1

Капитальный ремонт жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности (в т.ч. изготовление проектно-сметной документации)

УЖП

901

323,79698

385,701

332,66073

-

Мероприятие 1.1.2

Оплата взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за муниципальный жилищный фонд

УЖП

901

2768,95302

2874,58195

2883,38436

2883,38436

Мероприятие 1.1.3

УЖП

901

2124,072

2169,117

2257,007

2206,506

1

2

3

4

5

6

7

Содержание муниципального жилищного фонда

Мероприятие 1.1.4

Организация осуществления деятельности по приему платежей за наем от нанимателей муниципального жилищного фонда и их перечисление в бюджет города Кунгура, включая оформление и доставку платежных документов нанимателям

УЖП

901

59,54914

61,29447

65,65113

65,65113

Мероприятие 1.1.5

Постановка на кадастровый учет объектов муниципального жилищного фонда и бесхозяйных жилых помещений

УЖП

901

210

210

175

-

Основное мероприятие 1.2 «Организация оказания услуг населению по вывозу жидких бытовых отходов»

УЖП

901

2951,2

3015,1

3015,1

3015,1

Мероприятие 1.2.1

Компенсация выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению услуги по вывозу жидких бытовых отходов по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек

УЖП

901

2951,2

3015,1

3015,1

3015,1

Подпрограмма 2

«Ликвидация аварийных жилых домов на территории города Кунгура»

УЖП

901

22853,467

28843,0688

61516,3948

50010,0

Основное мероприятие 2.1. Ликвидация расселенных аварийных жилых домов

УЖП

901

22628,467

27610

59945

48970

Мероприятие 2.1.1

Разработка проектов на снос расселенных аварийных жилых домов, включая государственную экспертизу проекта в части проверки достоверности сметной стоимости

УЖП

901

1402,067

3610,0

2945,0

2470,0

1

2

3

4

5

6

7

Мероприятие 2.1.2.

Выполнение работ по сносу многоквартирного жилого дома

УЖП

901

21226,4

24000

57000

46500

Основное мероприятие 2.2. Организация заключения соглашений о выкупе жилых помещений в аварийных жилых домах

УЖП

901

225

1233,0688

1571,3948

1040

Мероприятие 2.2.1.

Оценка, в т.ч. судебная экспертиза оценки, жилых помещений, подлежащих выкупу в соответствии со ст. 32 ЖК РФ

УЖП

901

225,0

1195,0

1325,0

1040,0

Мероприятие 2.2.2.

Возмещение разницы между ценой выкупа жилого помещения, определенной судебным актом и программой расселения

УЖП

901

-

38,0688

246,3948

-

548

  Приложение 7

к Программе

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

реализации муниципальной программы за счет средств краевого бюджета

Наименование муниципальной программы, подпрограммы, основного мероприятия, мероприятия

Ответственный исполнитель (ГРБС)

Код бюджетной классификации

(ГРБС)

Расходы, тыс.руб.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

1

2

3

4

5

6

7

Муниципальная программа

«Жилищная политика и комфортное проживание граждан на территории города Кунгура»

УЖП

901

0

0

0

0

548

  Приложение 8

к Программе

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

реализации муниципальной программы за счет средств федерального бюджета

Наименование муниципальной программы, подпрограммы, основного мероприятия, мероприятия

Ответственный исполнитель (ГРБС)

Код бюджетной классификации

(ГРБС)

Расходы, тыс.руб.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

1

2

3

4

5

6

7

Муниципальная программа

«Жилищная политика и комфортное проживание граждан на территории города Кунгура»

УЖП

901

0

0

0

0

548

  Приложение 9

к Программе

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

реализации муниципальной программы за счет внебюджетных источников финансирования

Наименование муниципальной программы, подпрограммы, основного мероприятия, мероприятия

Ответственный исполнитель (ГРБС)

Код бюджетной классификации

(ГРБС)

Расходы, тыс.руб.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

1

2

3

4

5

6

7

Муниципальная программа

«Жилищная политика и комфортное проживание граждан на территории города Кунгура»

Всего

901

0

0

0

0

548

  Приложение 10

к Программе

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

реализации муниципальной программы за счет всех источников финансирования

№ п/п

Наименование муниципальной программы, подпрограммы

Ответственный исполнитель (ГРБС)

Код бюджетной классификации

(ГРБС)

Расходы, тыс.руб.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Муниципальная программа

«Жилищная политика и комфортное проживание граждан на территории города Кунгура»

УЖП

901

31291,03814

37558,86322

70245,19802

58180,64149

1.1.

Подпрограмма 1 «Организация содержания муниципального жилищного фонда на территории города Кунгура»

УЖП

901

8437,57114

8715,79442

8728,80322

8170,64149

1.2.

Подпрограмма 2 «Ликвидация аварийных жилых домов на территории города Кунгура»

УЖП

901

22853,467

28843,0688

61516,3948

50010,0

548

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Обнародовано от 16.10.2020 Официальный бюллетень органов местного самоуправления 5 муниципального образования «Город Кунгур» от 16.10.2020 № 17
Рубрики правового классификатора: 160.000.000 ЖИЛИЩНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать