Основная информация

Дата опубликования: 11 июня 1992г.
Номер документа: 3
Текущая редакция: 4
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РФ
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В9200003Р9703192

В199200003В199703342

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ, N 8, СТР. 14, 1992г.

ЗАРЕГИСТРИРОВАНО В МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ РФ 26.06.1992 ПОД N 3

            МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

                       РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                         (Минтруд России)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

от 11 июня 1992 г. N 21

г. Москва

Об утверждении Положения об

организации общественных работ

<Утратило силу: постановление Министерства труда и социального развития РФ от 19.09.1997 N 47 >

<См. также:

письмо Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 12 августа 1996 г. N 3427/23н; НГР:В9604850

Положение, утв. постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г. N 875; НГР:Р9703192>

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 12 мая 1992 года N 314 "Об организации общественных работ" Министерство труда и занятости населения Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить Положение об организации общественных работ согласно приложению.

2. Комитету по занятости населения Министерства труда и занятости населения Российской Федерации:

обеспечить доведение Положения об организации общественных работ до Правительств республик, входящих в состав Российской Федерации, краевых, областных, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга исполнительных органов власти, министерств и ведомств Российской Федерации;

в целях оказания методической помощи разработать и утвердить в месячный срок Методические рекомендации по организации и проведению общественных работ.

3. Республиканским, входящим в состав Российской Федерации, краевым, областным, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга органам государственной службы занятости населения:

обеспечить доведение Положения об организации общественных работ до районных и городских органов служб занятости населения;

при необходимости разрабатывать целевые программы развития общественных работ;

предусматривать выделение необходимых средств фонда занятости населения для организации и проведения общественных работ;

проводить разъяснительную работу среди населения и руководителей предприятий, учреждений и организаций о целях и задачах организации общественных работ;

организовывать учебу специалистов подведомственных органов служб занятости населения по вопросам организации и проведения общественных работ.

   Первый заместитель Министра                  В.Л. Космарский

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к постановлению Министерства труда

и занятости населения Российской

Федерации

от 11 июня 1992 года N 21

П О Л О Ж Е Н И Е

об организации общественных работ

Положение об организации общественных работ подготовлено в соответствии с законодательством о занятости населения и постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 1992 года N 314 "Об организации общественных работ".

I. Общие положения

1.1. Под общественными работами понимаются общедоступные виды трудовой деятельности, как правило, не требующие предварительной профессиональной подготовки работников и имеющие социально полезную направленность.

Общественные работы организуются специально для обеспечения временной занятости и материальной поддержки безработных, а также граждан, испытывающих затруднение с трудоустройством.

Практическая реализация задач по организации и проведению общественных работ на территории региона, в том числе направление граждан на эти работы, осуществляется органами государственной службы занятости населения <1>.

Общественные работы организуются на предприятиях, в организациях и учреждениях <2> региона независимо от их форм собственности и хозяйствования.

Не допускается под видом общественных работ использовать имеющиеся у предприятий постоянные рабочие места и вакантные должности.

При необходимости вводятся в действие специальные программы общественных работ на республиканском (Российской Федерации), региональных и местных уровнях.

1.2. К общественным работам не относятся виды деятельности, связанные с необходимостью ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

1.3. В комплексе мер государственной политики в области занятости населения общественные работы призваны обеспечивать:

смягчение экономических и социальных последствий роста безработицы;

создание условий для временной занятости безработных, прежде всего, не получающих пособие по безработице, и граждан, длительное время испытывающих затруднение с трудоустройством;

предоставление временного заработка (трудового дохода) гражданам, зарегистрированным в органах службы занятости в качестве лиц, ищущих работу, в том числе проходящим переобучение на новую профессию (специальность) по направлению органов службы занятости, с целью оказания им материальной поддержки в период поиска постоянного места работы;

приобщение к трудовой деятельности лиц, впервые ищущих работу, не имеющих профессии (специальности), в том числе молодежи, вступающей в трудоспособный возраст;

трудовую реабилитацию лиц, имеющих длительный (более одного года) перерыв в профессиональной деятельности.

-------------------------

<1> В дальнейшем именуются органы службы занятости.

<2> В дальнейшем именуются предприятия.

II. Порядок и условия организации общественных работ

2.1. На территории республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов и районов общественные работы организуются по решениям соответствующих Советов народных депутатов при участии и по предложению органов службы занятости. При необходимости, на случай чрезвычайных ситуаций массового роста безработицы в регионе, разрабатываются программы развития общественных работ.

При подготовке этих решений и программ определяются:

приоритетные направления организации общественных работ, их объемы и виды исходя из масштабов безработицы, состава незанятого населения и необходимости развития социальной инфраструктуры

в конкретном регионе;

предприятия муниципальной собственности, которые привлекаются к организации и проведению общественных работ, а также условия, способствующие развитию этих видов работ на других предприятиях региона независимо от форм собственности и хозяйствования;

льготы по налогу на прибыль (доход) предприятиям, активно содействующим организации и проведению общественных работ, в пределах сумм налоговых платежей, направляемых в соответствующие бюджеты, а также, при необходимости, выделение дотаций, субсидий и субвенций;

дополнительные льготы и социальные гарантии, сверх установленных законодательством о занятости населения, лицам, принимающим участие в общественных работах, за счет средств местного бюджета;

порядок и условия решения организационно-технических мероприятий при организации и проведении общественных работ (обеспечение служебными помещениями, средствами транспорта и связи и т.п.).

2.2. В целях реализации решений по организации и проведению общественных работ органы службы занятости:

анализируют состояние рынка труда и состав безработных граждан, участвующих в общественных работах;

выявляют спрос и предложение на участие в общественных работах;

осуществляют сбор информации о возможности организации на предприятиях региона общественных работ, определяют совместно с ними виды, объемы и сроки выполнения работ, порядок их финансирования, условия и формы оплаты труда, а также согласовывают требования, предъявляемые к работникам;

содействуют гражданам, изъявившим желание участвовать в общественных работах, в выборе вида работ, исходя из их возрастных, физических и иных возможностей;

подготавливают предложения местным органам исполнительной власти по созданию в регионе специализированных предприятий для организации и проведения общественных работ;

решают, совместно с местными органами исполнительной власти вопросы финансирования общественных работ и в случае необходимости вносят предложения в соответствующие органы о выделении дотаций, субвенций и субсидий из соответствующих бюджетов (фондов);

заключают с предприятиями договоры о совместной деятельности по организации и проведению общественных работ;

вносят в установленном порядке предложения по предоставлению льгот по налогу на прибыль (доход) предприятиям, активно содействующим организации и проведению общественных работ, в пределах сумм налоговых платежей, направляемых в соответствующие бюджеты;

информируют население и предприятия о порядке проведения в регионе общественных работ, условиях, режимах и оплате труда, а также льготах, предоставляемых при выполнении таких работ.

2.3. К основным видам общественных работ могут относиться:

озеленение территорий, сохранение и развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма;

осуществление мер экологического оздоровления регионов, в том числе работы по рекультивации земель, благоустройству территорий;

подсобные работы в строительстве жилья, объектов социально-культурного назначения (детских дошкольных учреждений, спортплощадок, учреждений культуры, здравоохранения, домов для престарелых и инвалидов и т. п.);

ирригационные работы;

отдельные работы при строительстве дорог, водопроводных, канализационных, газовых и других коммуникаций;

отдельные виды неквалифицированных сельскохозяйственных работ, подсобные работы на предприятиях перерабатывающего комплекса, плодоовощных базах;

уход за престарелыми и инвалидами, помощь в обслуживании больных;

восстановление историко-архитектурных памятников, комплексов, заповедных зон;

сбор и заготовка грибов, ягод и лекарственных растений;

другие доступные виды трудовой деятельности.

2.4. Организация и проведение общественных работ может предусматривать:

применение гибких форм организации труда и режимов неполного рабочего времени;

создание на предприятиях специальных видов работ для отдельных категорий населения, особо нуждающегося в социальной защите <3>;

организацию центров трудовой адаптации для учащейся и неучащейся молодежи на базе общеобразовательных школ, специальных учебных заведений, межшкольных трудовых комбинатов.

-------------------

<3> Категория населения, особо нуждающаяся в социальной защите, определена статьей 13 Закона "О занятости населения в РСФСР".

2.5. Отношения сторон, участвующих в организации и проведении общественных работ, регламентируются договорами, заключаемыми между:

органами службы занятости и исполнительной власти;

органами службы занятости и предприятиями региона;

предприятиями и гражданами, выполняющими отдельные виды и объемы общественных работ по направлению органов службы занятости;

специализированными предприятиями и предприятиями региона;

специализированными предприятиями, органами службы занятости и предприятиями региона.

Органы службы занятости заключают договоры с предприятиями данного региона с целью совместной деятельности по организации и проведению общественных работ. При этом на орган службы занятости возлагается обязанность по направлению на предприятия граждан для выполнения работ, предусмотренных договорами, информирование населения о возможности их участия в этих работах.

Услуги по направлению граждан на общественные работы органы службы занятости оказывают бесплатно.

В случае финансирования общественных работ за счет средств фонда занятости населения органы службы занятости осуществляют контроль за их использованием.

III. Направление граждан на общественные работы

3.1. На общественные работы направляются граждане, прошедшие регистрацию в органах службы занятости населения в качестве лиц, ищущих работу, нуждающиеся в социальной защите и материальной поддержке.

3.2. Участие граждан в общественных работах допускается только на основании их добровольного согласия при соблюдении норм трудового законодательства.

3.3. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие по различным причинам пособия по безработице, а также граждане, длительное время испытывающие затруднения с трудоустройством.

3.4. С лицами, желающими участвовать в общественных работах, работодателем заключается срочный трудовой договор с правом его продления по соглашению сторон.

Трудовой договор заключается на основе соблюдения принципов и норм, установленных действующим законодательством о труде Российской Федерации.

При заключении трудового договора следует учитывать:

период проведения работ и режим труда;

условия труда и обеспечения необходимыми средствами труда;

оплату труда и возможность распространения на временных работников льгот и преимуществ, действующих на предприятии;

ответственность, права и обязанности сторон, условия расторжения договора.

В случае предложения работнику постоянной работы указанный договор подлежит расторжению. Вопрос о сроках расторжения договора решается при необходимости при участии органов службы занятости в интересах гражданина.

3.5. Отках гражданина от участия в общественных работах не является основанием для признания, что ему предложена "подходящая" работа.

3.6. Предприятия не вправе отказывать лицам, направляемым органами службы занятости, в приеме на общественные работы, организация и проведение которых финансируются за счет средств местного бюджета или привлечения средств фонда занятости населения.

IV. Оплата труда на общественных работах

4.1. Гражданам, занятым на общественных работах, оплата труда производится за фактически выполненный объем работ в соответствии с действующими на предприятии условиями оплаты труда или на договорной основе, но не ниже минимального уровня, установленного законодательством, при условии полного рабочего дня (недели).

Предприятия вправе устанавливать доплаты к заработной плате, а также предоставлять таким работникам иные льготы и преимущества.

4.2. При использовании гибких форм организации труда, неполного рабочего времени, работе в ночное время оплата труда производится в соответствии с действующим законодательством.

4.3. Со всех видов выплат, полученных за участие в общественных работах, осуществляются удержания, предусмотренные законодательством.

V. Порядок финансирования общественных работ

5.1. Финансирование общественных работ производится за счет средств предприятий, для которых выполняются эти работы, а также за счет средств соответствующего местного бюджета и привлечения средств фонда занятости населения.

5.2. Основным источником финансирования общественных работ являются средства предприятий, для которых выполняются эти работы.

Средства местного бюджета привлекаются для финансирования общественных работ в объемах, определяемых программами и планами социального и экономического развития территорий, а также за счет целевого финансирования.

В необходимых случаях, к финансированию общественных работ привлекаются средства фонда занятости населения в размерах, определяемых сметами расходов органов службы занятости по статье "общественные работы".

5.3. Средства фонда занятости населения рекомендуется привлекать для финансирования общественных работ, организуемых для безработных граждан, не получающих пособие по безработице или длительное время испытывающих затруднения с трудоустройством.

Привлечение республиканского (Российской Федерации) фонда занятости населения к финансированию общественных работ осуществляется, в исключительных случаях, по решению Комитета по занятости населения Российской Федерации на основании предложений местных органов службы занятости в размере средств, выделенных на эти цели.

Финансирование общественных работ в сфере развития социальной инфраструктуры может также строиться на основе добровольного объединения средств предприятий, местного бюджета, пожертвований граждан, благотворительных взносов. Такое объединение средств и возможностей оформляется соответствующим решением органа исполнительной власти, либо договором.

5.4. При выделении предприятиям на организацию и проведение общественных работ средств из местного бюджета или фонда занятости населения необходимо предусматривать возврат вложенных средств, а при предоставлении налоговых льгот предприятиям, активно содействующим организации и проведению общественных работ, - их отмену, при недобросовестном выполнении предприятием принятых на себя обязательств (отказ в приеме, необоснованные требования к гражданам, нарушение условий договоров и т.п.).

Условия возврата средств регламентируются заключаемыми договорами, а отмена налоговых льгот осуществляется в установленном законодательством порядке.

VI. Социальные гарантии граждан, занятых

на общественных работах

6.1. На граждан, занятых на общественных работах, распространяются нормы законодательства о труде и социальном страховании, а также им сохраняется право на получение пособия по безработице.

Время участия граждан в общественных работах включается в общий трудовой стаж на условиях, предусмотренных законодательством.

По согласованию с администрацией предприятий работникам, занятым на общественных работах, может предоставляться возможность поиска в рабочее время постоянного места работы (без сохранения оплаты труда за время отсутствия).

6.2. В районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на работников, занятых на общественных работах, распространяются льготы и компенсации, установленные действующими нормативными актами.

VII. Осуществление контроля за организацией

общественных работ

Контроль за соблюдением договоров между предприятиями и иными организациями в части организации и выполнения общественных работ осуществляется соответствующими органами службы занятости, а также другими государственными органами в установленном законодательством порядке.

[ТРТ: 09.04.97 юрист НЦПИ - Артемьева Л.В.]

[ТРТ: 29.07.97 юрист НЦПИ - Артемьева Л.В.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ № 8 от 11.06.1992 Стр. 14
Рубрики правового классификатора: 060.000.000 Труд и занятость населения, 060.010.000 Трудоустройство и занятость населения (см. также 200.160.020), 060.010.010 Общие положения, 060.020.000 Труд (см. также 200.160.020), 060.020.010 Общие положения, 060.020.060 Трудовой договор (контракт)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать