Загрузка страницы

Основная информация

Дата опубликования: 22 декабря 2010г.
Номер документа: В201008130
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В1008130

В201008130

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 22.04.2011, N 5, СТР. 14, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22.12.2010 N 69-Г10-14

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО

АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ОТ 18 АПРЕЛЯ 2008 Г. N 82-П

"О ПЕРЕХОДЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО

ОКРУГА – ЮГРЫ НА НОВУЮ СИСТЕМУ ОПЛАТЫ ТРУДА"

В ЧАСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ

УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ МАГИСТРОВ (1,60)

И ДИПЛОМИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ (1,50) ПРИЗНАНО

ПРОТИВОРЕЧАЩИМ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

И НЕ ДЕЙСТВУЮЩИМ С 22 ДЕКАБРЯ 2010 Г.

(Извлечение)

Постановлением правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 апреля 2008 г. N 82-п "О переходе государственных образовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на новую систему оплаты труда" утверждено Положение об оплате труда работников государственных образовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа Югры, которым установлен коэффициент уровня образования для руководителей, специалистов и служащих образовательных учреждений, кроме учреждений высшего профессионального образования и учреждений дополнительного профессионального образования (таблица 1 приложения 1 к Положению), и для руководителей, специалистов и служащих образовательных учреждений высшего профессионального образования и учреждений дополнительного профессионального образования (таблица 2 приложения 1 к Положению): для магистра 1,60, для дипломированного специалиста - 1,50.

К. обратился в суд с заявлением о признании недействующим указанного постановления в части установления более высокого коэффициента уровня образования (1,60) для магистра по сравнению с дипломированным специалистом (1,50). По его мнению, установление разных коэффициентов уровня образования для магистра и дипломированного специалиста противоречит п. 2 ст. 6 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и нарушает его права, поскольку он, являясь дипломированным специалистом и обладая одинаковым с магистром уровнем образования, получает меньшую заработную плату из-за применения при ее расчете более низкого коэффициента уровня образования.

Решением суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 октября 2010 г. в удовлетворении заявления К. отказано.

В кассационной жалобе К. ставился вопрос об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального права, и вынесении нового решения об удовлетворении его заявления.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 22 декабря 2010 г. удовлетворила кассационную жалобу, указав следующее.

Отказывая в удовлетворении требований К., суд исходил из того, что оспариваемый им акт принят в пределах компетенции правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в соответствии со ст. 144 ТК РФ и законом Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 9 декабря 2004 г. N 77-оз "Об оплате труда работников государственных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа Югры"; размер базового коэффициента для специалистов с высшим профессиональным образованием установлен не только в соответствии с уровнем высшего профессионального образования, но и с учетом квалификации.

В соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации, в том числе вопросов оплаты труда работников органов государственной власти субъекта и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации.

В силу п. 2 ст. 26.14 указанного Федерального закона органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации, работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации, устанавливают региональные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение полномочий, указанных в ст. 26.2 и п. 2 ст. 26.3 данного Закона.

Это подтверждает вывод суда о принятии оспариваемого постановления в пределах компетенции правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Вместе с тем решение суда постановлено без учета положений ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 3 и 132 ТК РФ, запрещающих дискриминацию в сфере труда, в том числе дискриминацию при установлении и изменении условий оплаты труда.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни высшего профессионального образования: высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "бакалавр" - бакалавриат; высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "специалист" или квалификации (степени) "магистр" - подготовка специалиста или магистратура.

Исходя из указанной нормы следует, что специалист и магистр являются квалификациями в рамках одного уровня высшего профессионального образования, поэтому установление оспариваемым постановлением различных коэффициентов уровня образования для магистра и дипломированного специалиста является дискриминацией при установлении условий оплаты труда.

К. является дипломированным специалистом: в 2006 г. Окончил Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" по специальности "юриспруденция", согласно диплому ему присуждена квалификация юриста.

Применение к нему как к дипломированному специалисту более низкого (1,50) по сравнению с магистром (1,60) коэффициента уровня образования является дискриминацией в сфере труда и нарушает его права.

Учитывая изложенное, нельзя согласиться с выводом суда о том, что К., не обладающий квалификацией магистра, оспаривает нормативный правовой акт, не затрагивающий его права.

Нельзя признать правильным и вывод суда об отказе в удовлетворении заявления К. со ссылкой на установление коэффициента уровня образования не только в зависимости от уровня образования, но и от квалификации.

Магистр и специалист являются показателем квалификации в рамках одного уровня высшего профессионального образования, между тем для них установлен разный коэффициент этого уровня.

Поскольку суд, разрешая заявление К., неправильно истолковал норму п. 2 ст. 6 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", постановленное им решение не может быть признано законным и подлежит отмене.

Ссылка правительства Ханты-Мансийского автономного округа Югры на п. 3 ст. 7 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", устанавливающий виды документов об уровнях высшего профессионального образования (диплом бакалавра, диплом специалиста, диплом магистра), не свидетельствует о возможности установления различных коэффициентов уровня образования для лиц с одним уровнем образования.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 октября 2010 г. отменила и приняла новое решение об удовлетворении требований К., признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 апреля 2008 г. N 82-п "О переходе государственных образовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на новую систему оплаты труда" в части установления различных коэффициентов уровня образования для магистров (1,60) и дипломированных специалистов (1,50).

[введено: 14.06.2011 редактор НЦПИ - Павозкова Е.А.]

[проверено: 27.06.2011 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 5 от 22.04.2011 Стр. 14
Рубрики правового классификатора: 130.010.060 Документы об образовании, 130.020.020 Управление в сфере научной и научно- технической деятельности (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050), 130.020.030 Субъекты научной и научно-технической деятельности

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать