Основная информация

Дата опубликования: 17 декабря 2004г.
Номер документа: В200403865
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Ненормативный
Принявший орган: СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0403865

В200403865

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.08.2005, N 8, СТР. 3, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17.12.2004 N 82-Г04-17

СУД НЕ ВПРАВЕ ВОЗБУДИТЬ ДЕЛО ПО ЗАЯВЛЕНИЮ

ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ О ЗАЩИТЕ ПРАВ

ДРУГИХ ЛИЦ, ЕСЛИ ПО ЗАКОНУ ЭТА ОБЩЕСТВЕННАЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ НЕ ИМЕЕТ ПРАВА НА ТАКОЕ ОБРАЩЕНИЕ

(Извлечение)

В соответствии с постановлением Курганской областной Думы от 7 сентября 2004 г. N 3650, на основании ст. 10 Федерального закона от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ст. 95 Устава Курганской области, ст. 5 Закона Курганской области "О выборах губернатора Курганской области" назначены выборы губернатора Курганской области на 28 ноября 2004 г.

Решением Избирательной комиссии Курганской области от 1 декабря 2004 г. "О результатах выборов губернатора Курганской области 28 ноября 2004 г. и назначении повторного голосования" (опубликованном в общественно-политической газете "Новый мир" 2 декабря 2004 г.) подведены итоги выборов губернатора Курганской области, они признаны состоявшимися и действительными, назначена дата повторного голосования на 5 декабря 2004 г. (п. 3).

Курганское областное общественное движение "За честные выборы" в интересах кандидатов и других участников избирательного процесса обратилось в суд с заявлением о признании незаконным названного решения Избирательной комиссии Курганской области в части назначения даты повторного голосования на 5 декабря 2004 г. и отмене п. 3 решения Избирательной комиссии.

В обоснование своих требований заявитель указал, что проведение повторного голосования через три дня после официального опубликования результатов первого тура по выборам губернатора Курганской области нарушает избирательные права кандидатов, иных субъектов избирательного процесса, установленные федеральным законодательством, противоречит требованиям избирательного законодательства, регулирующего такие правоотношения.

4 декабря 2004 года Курганским областным судом заявление удовлетворено: отменен п. 3 решения Избирательной комиссии от 1 декабря 2004 года о назначении даты повторных выборов губернатора Курганской области на 5 декабря 2004 года; решение приведено к немедленному исполнению.

Кандидат на должность губернатора Б., Избирательная комиссия Курганской области подали кассационную жалобу, в которой просили решение отменить и производство по делу прекратить, полагая, что суд неправильно применил материальный закон, допустил существенные нарушения норм процессуального права.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 17 декабря 2004 г. решение отменила, производство по делу прекратила по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 ГПК РФ; НГР:Р0205496 суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов.

Следовательно, заявитель, выступая от своего имени, вправе обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства лишь за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав.

Согласно ч. 1 ст. 46 ГПК РФ; НГР:Р0205496 в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В силу ч. 1 ст. 246 ГПК РФ; НГР:Р0205496 указанные положения применимы к делам, возникающим из публичных правоотношений.

Как видно из Устава упомянутого выше областного движения, Курганское областное общественное движение "За честные выборы" является региональным неполитическим общественным объединением в форме общественного движения, зарегистрированным в качестве юридического лица. В заявлении в суд им указано, что заявление подано в защиту избирательных прав субъектов избирательного процесса.

Судом первой инстанции сделан правильный вывод об отсутствии у заявителя в данном случае права на обращение в суд, так как он не обладает полномочиями на обращение в суд от имени этих лиц.

Вместе с тем суд посчитал, что поскольку в силу ч. 3 ст. 246 ГПК РФ; НГР:Р0205496 при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, он вправе в порядке нормоконтроля проверить законность оспариваемого решения избирательной комиссии.

Однако этот вывод ошибочен. Отсутствие у заявителя права на обращение в суд является основанием для отказа в принятии заявления по п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ; НГР:Р0205496, а в случае принятия заявления к производству суда производство по делу подлежит прекращению в соответствии с абз. 2 ст. 220 ГПК РФ; НГР:Р0205496. При этом ссылка суда первой инстанции на ст. 246 ГПК РФ; НГР:Р0205496 необоснованна, так как суд по своей инициативе не вправе возбудить гражданское дело, в том числе и по делам, возникающим из публичных правоотношений.

В судебном заседании представитель общественного движения пояснил, что заявление об отмене решения Избирательной комиссии Курганской области подано в интересах неопределенного круга лиц - избирателей Курганской области, включая участников названного общественного движения, активные избирательные права которых, по мнению заявителя, нарушены оспариваемым решением Избирательной комиссии.

Суд также пришел к ошибочному выводу о том, что заявитель как общественное объединение вправе на основании ст. 259 ГПК РФ; НГР:Р0205496, ст. 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" обратиться в суд за защитой избирательных прав неопределенного круга лиц.

Как видно из материалов дела, Курганское областное общественное движение "За честные выборы" действует на основании Федерального закона от 19 мая 1995 года "Об общественных объединениях" и своего Устава.

Согласно ст. 27 указанного Закона для осуществления уставных целей общественное объединение, являющееся юридическим лицом, имеет право представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях.

В Уставе одной из целей движения указано содействие становлению гражданского общества и правового демократического общества, в частности содействие соблюдению законодательства на выборах и референдумах. К задачам движения относятся содействие деятельности демократических организаций и граждан, направленной на участие в выборах и референдумах, помощь в решении кадровых и технических вопросов при выдвижении ими кандидатов в члены избирательных комиссий и подготовке квалифицированных наблюдателей, сборе и анализе информации, необходимой при проведении выборов и референдумов, а также подготовка законодательных и иных предложений по совершенствованию законодательства о выборах и референдумах и процесса проведения голосования.

При этом общественное объединение не наделено Уставом правом участвовать в выборах, выдвигать кандидатов, обращаться в суд за защитой неопределенного круга лиц.

Таким образом, права обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц данному общественному движению не предоставлено ни Федеральным законом, ни Уставом движения. Не является заявитель также и участником избирательного процесса.

Ссылки суда на ст. 259 ГПК РФ; НГР:Р0205496 и ч. 10 ст. 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. необоснованны. Действительно, в силу упомянутых норм правом на обжалование решений и действий, нарушающих избирательные права граждан, обладают, в числе прочих, иные общественные объединения. Однако субъекты, перечисленные в этих нормах (включая общественные объединения), не вправе обращаться в суд с заявлением по поводу любых нарушений избирательного законодательства, а только за защитой своих нарушенных прав или в случае, если право обращаться за защитой избирательных прав неопределенного круга лиц предусмотрено федеральным законом (ст. ст. 45, 46 ГПК РФ; НГР:Р0205496).

Не представлено также заявителем суду доказательств того, что участники данного общественного движения обращались с просьбой о защите их избирательных прав.

Следовательно, судом рассмотрено дело по заявлению, поданному в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, лицом, которому Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации; НГР:Р0205496 или другими федеральными законами такого права не предоставлено. Поэтому решение суда отменено и производство по делу прекращено на основании абз. 2 ст. 220 ГПК РФ; НГР:Р0205496.

[введено: 19.10.2005 оператор НЦПИ - Агуреева И.В.]

[проверено: 31.10.2005 редактор НЦПИ - Антонова О.А.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 8 от 01.08.2005 Стр. 3
Рубрики правового классификатора: 010.000.000 Конституционный строй, 010.080.000 Референдум. Выборы. Избирательная система, 010.080.020 Выборы. Избирательная система, 010.170.000 Общественные и религиозные объединения, 010.170.010 Общественные объединения (см. также 030.030.050), 180.000.000 Правосудие, 180.040.000 Гражданский процесс, 180.040.010 Общие положения

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать