Основная информация

Дата опубликования: 16 октября 2003г.
Номер документа: В200304425
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Ненормативный
Принявший орган: СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0304425

В200304425

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.09.2004, N 9, СТР. 2, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16.10.2003 N 76-Г03-1

ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО НЕ ПРЕДОСТАВЛЯЕТ

ГРАЖДАНАМ, УЧАСТВУЮЩИМ В ОКРУЖНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ, ПРАВА

ОБЖАЛОВАТЬ РЕШЕНИЕ КОМИССИИ РЕФЕРЕНДУМА О РЕГИСТРАЦИИ

ИНИЦИАТИВНОЙ ГРУППЫ

(Извлечение)

Окружная комиссия по проведению референдума в Коми-Пермяцком автономном округе (комиссия референдума) решением N 9 от 16 июня 2003 г. зарегистрировала инициативную группу по проведению окружного референдума по вопросу "Согласны ли Вы, чтобы Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ объединились в новый субъект Российской Федерации - Пермский край, в составе которого Коми-Пермяцкий округ будет являться административно-территориальной единицей с особым статусом, определяемым Уставом края в соответствии с законодательством Российской Федерации?".

Ч. и другие лица обратились в суд с заявлением об отмене данного решения комиссии референдума.

Определением суда Коми-Пермяцкого автономного округа от 21 июля 2003 г. производство по делу прекращено на основании абз. 2 ст. 220 ГПК РФ; НГР:Р0205496.

Решением суда Коми-Пермяцкого автономного округа от 21 июля 2003 г. в удовлетворении требования заявителям отказано в связи с пропуском срока на обжалование решения комиссии референдума.

В кассационных жалобах Ч. и других ставился вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального и процессуального права.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 16 октября 2003 г. решение суда отменила с прекращением производства по делу по следующим основаниям.

Отказывая Ч. и другим лицам в удовлетворении заявления, суд исходил из следующего. В соответствии со ст. 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ; НГР:Р0202986 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ст. 259 ГПК РФ; НГР:Р0205496 и ст. 52 Закона Коми-Пермяцкого автономного округа от 5 июня 2003 г. N 100 "О референдуме в Коми-Пермяцком автономном округе" участники референдума вправе обжаловать любые действия и решения комиссии референдума, нарушающие их право на участие в референдуме, в том числе и решение комиссии референдума о регистрации инициативных групп.

Однако заявители пропустили установленный в абз. 2 ч. 1 ст. 260 ГПК РФ; НГР:Р0205496 10-дневный срок на обжалование решения комиссии референдума, касающегося регистрации инициативной группы по проведению референдума, который в силу п. 2 ст. 78 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" восстановлению не подлежит, т. е. является пресекательным.

Согласно ч. 4 ст. 198 ГПК РФ; НГР:Р0205496 в случае отказа в удовлетворении требований в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительных причин в мотивировочной части решения указывается только на установление судом данного обстоятельства.

Вывод суда о том, что предусмотренный абз. 2 ч. 1 ст. 260 ГПК РФ; НГР:Р0205496 10-дневный срок на обращение в суд с заявлением для обжалования упомянутого решения комиссии референдума восстановлению не подлежит, соответствует закону.

Однако у суда не было оснований для рассмотрения заявления Ч. и других по существу, он должен был прекратить производство по делу в соответствии с абз. 2 ст. 220 ГПК РФ; НГР:Р0205496.

Поскольку норма п. 2 ст. 78 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" о 10-дневном сроке на обжалование решения комиссии референдума о регистрации инициативной группы по проведению референдума носит пресекательный характер, в случае пропуска этого срока исключается вынесение решения, а следовательно, и рассмотрение дела.

Ссылка суда в подтверждение своего вывода на ч. 4 ст. 198 ГП К РФ (в случае отказа в удовлетворении заявления в связи с признанием неуважительными причин пропуска срока обращения в суд в мотивировочной части решения суда указывается только на установление судом данного обстоятельства) не свидетельствует о необходимости принятия решения по данному делу.

По смыслу приведенной нормы она применяется лишь в тех случаях, когда сроки обращения в суд подлежат восстановлению.

Суд в подтверждение того, что заявители вправе обжаловать решение комиссии референдума о регистрации инициативной группы, ссылался на ст. 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ст. 259 ГПК РФ; НГР:Р0205496, а также ст. 52 Закона Коми-Пермяцкого автономного округа "О референдуме в Коми-Пермяцком автономном округе".

Однако в названных статьях содержится общее правило о праве участников референдума обжаловать решения, действия (бездействие) комиссии референдума.

Согласно же п. 6 ст. 76 (специальной норме) Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация инициативной групп по проведению референдума может быть отменена судом только по заявлению комиссии, организующей референдум.

Следовательно, гражданам, имеющим право участвовать в окружном референдуме, законом не предоставлено право на обращение в суд с подобным требованием.

Кроме того, по смыслу ст. 75 Закона и ст. 259 ГПК РФ; НГР:Р0205496 участники референдума вправе обратиться с заявлением в суд в случае нарушения их права на участие в референдуме, т. е. голосовать по вопросам референдума, а также участвовать в других действиях по подготовке и проведению референдума (п. 51 ст. 2 Закона).

Заявителями не указано, право на совершение каких действий по подготовке референдума было нарушено принятием решения о регистрации инициативной группы комиссией референдума.

Утверждение в кассационной жалобе о том, что суд изменил предмет требования, опровергается содержанием протокола судебного заседания, из которого следует, что фактически заявители предъявили требование об отмене решения о регистрации инициативной группы, а довод о несоответствии законодательству вопроса, выносимого на референдум, приведен в качестве основания для отмены решения комиссии по проведению референдума.

Довод кассационной жалобы о том, что по заявлению Ч. и других лиц должно быть вынесено судом решение, а не определение о прекращении производства по делу, не основан на законе.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение суда Коми-Пермяцкого автономного округа отменила, производство по делу прекратила.

[введено: 30.09.2004 оператор НЦПИ - Денисенко Е.В.]

[проверено: 01.10.2004 корректор НЦПИ - Антонова О.А.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 9 от 01.09.2004 Стр. 2
Рубрики правового классификатора: 010.000.000 Конституционный строй, 010.080.000 Референдум. Выборы. Избирательная система, 010.080.010 Референдум, 180.000.000 Правосудие, 180.040.000 Гражданский процесс, 180.040.010 Общие положения, 180.040.020 Производство в суде первой инстанции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать