Основная информация

Дата опубликования: 02 апреля 2013г.
Номер документа: В201303096
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В201303096

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 22.08.2013, N 9, (Извлечение)

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02.04.2013 N 18-КГПР13-11

ОПАСНОСТЬ ПРИЧИНЕНИЯ В БУДУЩЕМ ВРЕДА ДЛЯ ЖИЗНИ И

ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН ВСЛЕДСТВИЕ ПОЛУЧЕНИЯ НЕДОСТОВЕРНЫХ

СВЕДЕНИЙ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ И МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ

ОБСТАНОВКЕ, ВОЗНИКШАЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРЕДЕЛАХ ОХРАННОЙ

ЗОНЫ МЕТЕОСТАНЦИИ, ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВАНИЕМ

ДЛЯ ЗАПРЕТА ТАКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(извлечение)

Прокурор Усть-Лабинского района Краснодарского края в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО "Золото Кубани" о признании незаконными действий по самовольному возведению здания склада, запрете на строительство, устранении допущенных нарушений, указав следующее. На земельном участке, расположенном в г. Усть-Лабинске, ответчиком ведется строительство склада без получения необходимого в этих случаях разрешения на строительство. Указанный земельный участок расположен в границах охранной зоны метеорологической станции, являющейся подразделением федерального государственного бюджетного учреждения "Краснодарский краевой центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (ФГБУ "Краснодарский ЦГМС"). Строительство осуществляется ответчиком на расстоянии 119-120 м от границ метеорологической станции, между тем возведение подобных зданий и сооружений вблизи метеорологических станций оказывает значительное влияние на точность проводимых наблюдений, что, в свою очередь, влечет опасность причинения вреда в будущем.

В связи с изложенным прокурор просил признать незаконными действия ООО "Золото Кубани", запретить ответчику осуществлять строительство склада до получения разрешения на строительство, а также обязать ответчика устранить допущенные нарушения путем демонтажа самовольно возведенных конструкций.

Решением Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 15 февраля 2012 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 17 мая 2012 г. решение суда первой инстанции отменено и принято новое решение, которым в иске отказано.

В представлении прокурором ставился вопрос об отмене апелляционного определения от 17 мая 2012 г. с оставлением в силе решения районного суда от 15 февраля 2012 г. Судебная коллегия 2 апреля 2013 г. признала, что имеются основания, предусмотренные ст. 387 ГПК РФ, для отмены обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке.

Как установлено судом первой инстанции, согласно договору аренды земельного участка от 19 августа 2011 г., заключенному между администрацией муниципального образования Усть-Лабинский район и ООО "Золото Кубани", арендатор принял во временное владение и пользование земельный участок из земель населенных пунктов для размещения складов.

11 ноября 2011 г. начальником ФГБУ "Краснодарский ЦГМС" в адрес главы муниципального образования Усть-Лабинский район направлено сообщение, согласно которому в черте г. Усть-Лабинска находится подразделение ФГБУ "Краснодарский ЦГМС" - метеорологическая станция г. Усть-Лабинска. На востоке от метеостанции началось осуществляемое юридическим лицом расширение строительства, которое ведется в охранной зоне метеостанции, что может повлиять на точность метеорологических измерений.

23 ноября 2011 г. комиссией установлено, что на земельном участке, находящемся в аренде у ООО "Золото Кубани", ведется строительство склада без получения соответствующей разрешительной документации (разрешения на строительство). В ходе проверки выявлено, что возведены металлические конструкции в виде арок высотой 7,2 м, закрепленных на бетонной площадке. Ориентировочное расстояние от площадки застройки до границы земельного участка, на котором расположено здание подразделения ФГБУ "Краснодарский ЦГСМ", составляет 120 м.

12 января 2012 г. с помощью замера земельного участка более точно установлено, что данное расстояние составляет 119 м.

25 ноября 2011 г. специалистом управления государственного строительного надзора Краснодарского края составлена справка, в которой установлено, что на момент проверки объекта капитального строительства "склад", застройщиком которого является ООО "Золото Кубани", возведены металлоконструкции ферм длиной 24 м в количестве 15 шт., выполнены фундаменты колонн и ленточные фундаменты под ограждающие конструкции, выполнено устройство основания пола склада из асфальтобетона площадью около 5000 кв. м.

При этом отсутствует положительное заключение государственной экспертизы проектной документации объекта капитального строительства, не представлена проектная документация на строительство указанного объекта, не представлена исполнительная документация по объекту, т. е. фактически строительство ведется без соответствующего разрешения.

Разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что ООО "Золото Кубани" нарушаются интересы Российской Федерации, а также неопределенного круга лиц, поскольку создается опасность причинения вреда в будущем, в связи с чем удовлетворил исковые требования прокурора.

Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении требований прокурора, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в материалах дела отсутствуют документы об установлении границ земельного участка, занимаемого метеорологической станцией, а также документы об отводе земельного участка под охранную зону и о создании охранной зоны. Земельный участок, отведенный под охранную зону, не сформирован, не поставлен на кадастровый учет, его границы четко не определены. Основанием к отказу в удовлетворении заявленных исковых требований послужило и то обстоятельство, что, по мнению суда апелляционной инстанции, отсутствие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию само по себе не свидетельствует о создании в результате эксплуатации здания угрозы для жизни и здоровья неопределенного круга лиц. Кроме того, строительство ведется на земельном участке, разрешенным видом использования которого согласно договору аренды является размещение склада, т. е. строительство осуществляется в соответствии с целевым назначением земельного участка.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ признала, что апелляционное определение от 17 мая 2012 г. принято с нарушением норм материального и процессуального права и не согласилась с ним по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу названного Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных ст. 43 данного Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с указанным Федеральным законом.

Земельный участок закреплен за метеостанцией г. Усть-Лабинска решением Усть-Лабинского исполкома Совета народных депутатов от 12 апреля 1983 г. Этим же решением установлена охранная зона метеостанции, ограниченная замкнутой линией, отстоящей от границ метеостанции на 200 м во все стороны. Право постоянного бессрочного пользования на этот участок зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 8 апреля 2003 г.

Таким образом, земельный участок, закрепленный за метеостанцией, является ранее учтенным объектом недвижимости, в связи с чем выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии документов об отводе этого земельного участка и установлении его границ основаны на неправильном применении норм материального права.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" к числу основных принципов, на основе которых гидрометеорологическая служба осуществляет свою деятельность, относятся глобальность и непрерывность наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением; обеспечение достоверности информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и ее доступности для пользователей (потребителей); соответствие деятельности гидрометеорологической службы задачам охраны здоровья населения, защиты окружающей среды и обеспечения экологической и гидрометеорологической безопасности.

В силу ч. 3 ст. 13 указанного Федерального закона в целях получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений в порядке, определенном Правительством РФ, создаются охранные зоны, в которых устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность.

В пп. 3, 6 Положения о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 августа 1999 г. N 972, предусмотрено, что в целях получения достоверной информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений создаются охранные зоны в виде земельных участков и частей акваторий, ограниченных на плане местности замкнутой линией, отстоящей от границ этих пунктов на расстоянии, как правило, 200 м во все стороны. В пределах указанных охранных зон устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность, которая может отразиться на достоверности информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении.

Исходя из буквального толкования данных положений возведение зданий и сооружений в пределах границы охранной зоны и в непосредственной близости от метеорологических пунктов наблюдения оказывает существенное влияние на точность измерений, ведет к недостоверности сведений, получаемых метеостанциями о состоянии окружающей среды, ее загрязнении. Все это создает опасность причинения вреда в будущем для жизни и здоровья граждан вследствие получения недостоверных сведений об экологической и метеорологической обстановке.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем является основанием для запрета деятельности, создающей такую опасность.

Как правильно указал в решении от 15 февраля 2012 г. Суд первой инстанции, расстояние от площадки застройки объекта капитального строительства, возводимого ООО "Золото Кубани", до границы земельного участка, на котором расположено здание подразделения ФГБУ "Краснодарский ЦГМС", составляет 119 м, что противоречит нормам действующего законодательства, регулирующего деятельность стационарных пунктов наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, и нарушает требование об ограничении хозяйственной деятельности в двухсотметровой охранной зоне.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действиями ООО "Золото Кубани" нарушаются интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц, поскольку создается опасность причинения вреда в будущем.

С учетом изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 17 мая 2012 г. отменила, оставила в силе решение Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 15 февраля 2012 г.

[введено: 09.10.2013 редактор НЦПИ - Денисова Н.Н.]

[проверено: 25.02.2014 редактор НЦПИ – Петросова А.Б.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 9 от 22.08.2013 Стр. 12
Рубрики правового классификатора: 030.090.080 Право собственности и другие вещные права на землю и иные природные ресурсы (см. также 110.020.070, 110.030.040, 110.030.050, 110.040.060, 110.050.060, 110.060.050, 110.060.060, 110.070.030, 110.080.030), 030.100.040 Ответственность за нарушение обязательств, 030.120.050 Аренда (см. также 050.030.030), 090.040.020 Управление в сфере строительства (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050), 090.040.040 Проектирование капитального строительства (см. также 030.120.080), 090.040.100 Ответственность за нарушение законодательства о капитальном строительстве, 110.100.010 Общие положения, 110.100.020 Полномочия государственных органов и органов местного самоуправления в области гидрометеорологии (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050), 110.100.030 Гидрометеорологическое и гелиогеофизическое обеспечение хозяйственной деятельности населения и обороны страны, 160.040.090 Экологическая безопасность (см. также 110.010.130), 180.040.030 Производство в кассационной инстанции, 180.040.040 Пересмотр решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу, 190.010.040 Участие прокурора в рассмотрении дел судами

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать