Загрузка страницы

Основная информация

Дата опубликования: 26 апреля 1990г.
Номер документа: С9000239
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР
Раздел на сайте: Законодательство СССР и РСФСР
Тип документа: Законы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа

С9000239

С9000239

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР

ЗАКОН

от 26 апреля 1990 г. N

1459-1

МОСКВА, КРЕМЛЬ

"О СВОБОДНОМ

НАЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ГРАЖДАН СССР,

ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА ПРЕДЕЛАМИ

СВОИХ НАЦИОНАЛЬНО-

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

ИЛИ НЕ ИМЕЮЩИХ ИХ

НА ТЕРРИТОРИИ СССР"

Закон о свободном

национальном развитии граждан СССР, проживающих за пределами своих

национально-государственных образований или не имеющих их на территории СССР,

призван способствовать гармонизации национальных отношений, удовлетворению

специфических интересов каждой национальности и национальной группы,

утверждению в межнациональном общении взаимного уважения и социалистического

интернационализма.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Не

допускается какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав и свобод

граждан СССР по признакам национальной принадлежности, языка, оседлости, рода и

характера занятий, отношения к религии, места жительства и других

обстоятельств. Гражданам СССР, проживающим за пределами своих

национально-государственных образований или не имеющим их на территории СССР,

гарантируются правовое равенство и равные возможности во всех сферах

общественной жизни.

Статья 2.

Национально-государственные образования в СССР оказывают содействие в

удовлетворении национальных культурных, духовных и языковых запросов граждан,

принадлежащих к народам, давшим имя национально-государственным образованиям, и

проживающих за их пределами.

Статья 3.

Удовлетворение национальных запросов граждан различных национальностей и

национальных групп не должно наносить ущерба правам и законным интересам тех

национальных общностей, среди которых они проживают.

Раздел II. ОСНОВЫ

РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ СОЮЗА ССР, СОЮЗНЫХ

И АВТОНОМНЫХ РЕСПУБЛИК В

СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ

ГРАЖДАН РАЗЛИЧНЫХ

НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ГРУПП

Статья 4. К ведению

Союза Советских Социалистических Республик отнесены:

установление общих

начал правового положения национальных административно-территориальных единиц;

координация

взаимодействия государственных органов союзных, автономных республик, министерств,

государственных комитетов и ведомств СССР в решении важнейших вопросов

экономического развития и социально-культурного строительства, затрагивающих

интересы граждан различных национальностей и национальных групп;

образование

общесоюзного фонда социально-экономического и культурного развития

малочисленных народов и национальных групп.

Статья 5. Ведению

союзной, автономной республики подлежит:

удовлетворение

потребностей граждан различных национальностей и национальных групп при решении

вопросов социального и экономического развития республики;

создание условий для

развития национальной культуры, обучения детей всех национальностей в школе на

родном языке с учетом желания родителей или лиц, их заменяющих;

подготовка

национальных кадров для предприятий, учреждений и организаций;

сохранение среды

обитания малочисленных народов и национальных групп в местах их традиционного

расселения, содействие развитию их промыслов и занятий;

образование

республиканских фондов социально-экономического и культурного развития

малочисленных народов и национальных групп.

Союзная, автономная

республика решает также и другие вопросы, связанные с реализацией прав граждан

различных национальностей и национальных групп, за исключением тех, которые

отнесены к ведению Союза ССР.

В целях содействия

удовлетворению национальных культурных, духовных и языковых запросов

национальных групп, проживающих за пределами своих национально-государственных

образований, союзные и автономные республики могут заключить межреспубликанские

соглашения.

Статья 6. Решение

вопросов, связанных с реализацией прав граждан различных национальностей и

национальных групп, предусмотренных настоящим Законом, относится также к

ведению автономных областей и автономных округов.

Раздел III. НАЦИОНАЛЬНЫЕ

АДМИНИСТРАТИВНО-

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЕДИНИЦЫ

Статья 7. Для

содействия удовлетворению национальных культурных, духовных и языковых запросов

граждан в местах компактного проживания национальных групп, составляющих

большинство населения данной местности и не имеющих своих

национально-государственных образований на территории СССР, могут

образовываться национальные административно-территориальные единицы

(национальные районы, национальные поселки и национальные сельсоветы).

Основанием

образования национальных административно-территориальных единиц является

добровольное волеизъявление большинства населения, проживающего в местах,

упомянутых в части первой настоящей статьи. Решение о границах национальной

административно-территориальной единицы, о сроках и формах волеизъявления

населения по вопросу о ее создании принимается Верховным Советом союзной,

автономной республики.

Национальные

административно-территориальные единицы могут образовываться и в других случаях

по согласованию с соответствующей союзной, автономной республикой.

Статья 8. В местах

традиционного расселения малочисленных народов национальные районы,

национальные поселки и национальные сельсоветы могут образовываться и в случае,

если их национальные группы не составляют большинство населения.

Статья 9. Порядок

образования и упразднения национальных административно-территориальных единиц

определяется законодательством союзных и автономных республик.

Статья 10. Советы

народных депутатов национальных районов, национальные поселковые и сельские

(аульные, кишлачные, аилные и другие) Советы народных депутатов наряду с

решением общих вопросов местного значения обеспечивают национальным группам:

представительство в

исполнительных и распорядительных органах;

свободное

использование родного языка;

создание национальных

групп в детских дошкольных учреждениях, национальных классов и школ;

развитие национальной

культуры, традиций и быта;

получение информации

на родном языке.

Статья 11. Проекты

законодательных актов Союза ССР, союзных и автономных республик, затрагивающие

интересы национальных районов, национальных поселков и национальных сельсоветов

по вопросам их правового статуса, культурного развития, использования родного

языка, природопользования в местах традиционного расселения, развития

национальных промыслов, предварительно направляются на обсуждение

соответствующих Советов народных депутатов, предложения и замечания которых

учитываются при принятии законодательных актов.

Статья 12.

Организация и деятельность Советов народных депутатов национальных районов,

национальных поселковых и сельских (аульных, кишлачных, аилных и других)

Советов народных депутатов, вопросы их ведения определяются настоящим Законом,

иным законодательством Союза ССР, а также законодательством союзных, автономных

республик.

Раздел IV. НАЦИОНАЛЬНЫЕ

КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕНТРЫ,

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА И

ЗЕМЛЯЧЕСТВА

Статья 13. В целях

содействия развитию национальной культуры, традиций, языка, народных промыслов,

установления и поддержания культурных связей с национально-государственными

образованиями в СССР и родственными национальными государствами за рубежом

могут создаваться национальные культурные центры, национальные общества и

землячества.

Порядок образования и

упразднения национальных культурных центров, национальных обществ и землячеств,

а также их полномочия определяются настоящим законом, законодательством

союзных, автономных республик.

Советы народных

депутатов оказывают содействие деятельности национальных культурных центров,

национальных обществ и землячеств.

Статья 14.

Национальные культурные центры:

осуществляют

деятельность по национальному культурному обслуживанию граждан и национальных

групп;

разрабатывают и

представляют в соответствующий Совет народных депутатов предложения о развитии

национальной культуры, языка и традиций;

проводят массовые

мероприятия в области национальной культуры (смотры, фестивали, выставки и

другие);

содействуют

организации национального краеведения, охране национальных исторических

культурных памятников, созданию этнографических и краеведческих музеев;

могут издавать

печатную продукцию.

Статья 15.

Национальные общества и землячества:

создают национальные

клубы и дома культуры;

организуют кружки и

студии национального языка и искусства;

удовлетворяют

культурные и духовные запросы членов национальных обществ и землячеств.

Статья 16.

Национальные культурные центры, национальные общества и землячества вправе:

иметь при местных

Советах народных депутатов и их исполнительных комитетах своих уполномоченных

представителей, мнение которых заслушивается и учитывается при принятии

решений, затрагивающих национальные интересы граждан;

устанавливать связи с

родственными им национально-государственными образованиями в СССР;

поддерживать и

развивать связи с культурно-просветительными организациями за рубежом.

Статья 17. Для

координации деятельности национальных культурных центров, национальных обществ

и землячеств могут создаваться союзные, республиканские и иные территориальные

ассоциации, представляющие также интересы соответствующих национальных групп в

союзных и республиканских государственных органах.

Статья 18.

Национальные культурные центры, национальные общества и землячества, союзные,

республиканские и иные территориальные ассоциации пользуются правами

юридического лица. Их имущество и средства используются и расходуются на

удовлетворение национальных культурных, духовных и языковых запросов.

Раздел V. ЮРИДИЧЕСКИЕ

ГАРАНТИИ СВОБОДНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО

РАЗВИТИЯ ГРАЖДАН СССР

Статья 19. Лица,

виновные в нарушении прав и свобод граждан в связи с их национальной

принадлежностью, привлекаются к ответственности в установленном законом

порядке.

Граждане СССР,

проживающие за пределами своих национально-государственных образований или не

имеющие их на территории СССР, могут обжаловать в суд действия органов

государственного управления и должностных лиц, нарушающих права,

предусмотренные настоящим Законом. Жалобы на указанные действия рассматриваются

соответственно в Верховном Суде автономной республики, краевом, областном,

городском суде, суде автономной области, суде автономного округа или в районном

(городском) народном суде в республиках, не имеющих областного деления.

Раздел VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ

ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 20. На основе

настоящего Закона союзные и автономные республики могут принимать

соответствующие законодательные акты. Они не должны противоречить законам СССР,

а также международным договорам СССР.

Статья 21. Если

международным договором СССР будут установлены иные правила, чем те, которые

предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного

договора.

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 500.000.000 500.000.000

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН СССР
№-348282098 от 30 августа 1991

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать