Основная информация

Дата опубликования: 23 апреля 2009г.
Номер документа: RU14000200900156
Текущая редакция: 10
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Москва
Принявший орган: Государственное собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Законы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ГУБЕРНАТОР КАМЧАТСКОГО КРАЯ

РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ (ИЛ ТУМЭН)

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ЗАКОН

ОТ 23 АПРЕЛЯ 2009 ГОДА 688-З №267-IV

ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:

Закон Республики Саха (Якутия) от 18.11.2009 751-З№389-IV,от 05.12.2013 1241-З№37-V, от 17.06.2015 1477-З №511-V, от 27.11.2015 1522-З№609-V, от 14.03.2016 1599-З №725-V; от 15.06.2016 1695-З № 943-V, от 19.12.2018 2075-З №77-VI, от 25.04.2019 2135-З №181-VI, от 17.02.2021 2315-З № 539-VI

Настоящий закон регулирует отношения в области обращения с отходами производства и потребления (далее - отходы) на территории Республики Саха (Якутия) в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду и направлен на уменьшение образования отходов, повышение эффективности их использования в процессе хозяйственной деятельности.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем законе

(в ред. Закона РС(Я) от 25.04.2019 2135-З №181-VI)

В настоящем законе используются те же основные понятия, что и в Федеральном законе от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также понятие вторичного сырья - переработанных (обработанных) вторичных материальных ресурсов, для которых имеется реальная возможность и целесообразность их использования.

Статья 2. Правовое регулирование в области обращения с отходами

1. Правовое регулирование в области обращения с отходами в Республике Саха (Якутия) осуществляется в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим законом, иными нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия), а также муниципальными нормативными правовыми актами.

2. Органы государственной власти Республики Саха (Якутия) и органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты в области обращения с отходами с учетом особенностей Республики Саха (Якутия), обусловленных наличием:

1) территорий, расположенных на многолетних мерзлых грунтах;

2) сложной транспортной схемы;

3) наличием котельных, отапливаемых углем.

Статья 3. Основные принципы и приоритетные направления государственной политики в области обращения с отходами

(в ред. Закона РС(Я) от 17.06.2015 1477-З № 511-V)

1. Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются:

(в ред. Закона РС(Я) от 17.06.2015 1477-З № 511-V)

1) охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия;

2) научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества;

3) использование наилучших доступных технологий при обращении с отходами;

(п. 3 в ред. Закона РС(Я) от 17.06.2015 1477-З № 511-V)

4) комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;

5) использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;

6) доступ в соответствии с федеральным законодательством к информации в области обращения с отходами;

(п. 6 в ред. Закона РС(Я) от 17.06.2015 1477-З № 511-V)

7) участие в международном сотрудничестве Российской Федерации в области обращения с отходами.

(п. 7 введен Законом РС(Я) от 17.06.2015 1477-З № 511-V)

2. Направления государственной политики в области обращения с отходами являются приоритетными в следующей последовательности:

1) максимальное использование исходных сырья и материалов;

2) предотвращение образования отходов;

3) сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования;

4) обработка отходов;

5) утилизация отходов;

6) обезвреживание отходов.

(часть 2 введена Законом РС(Я) от 17.06.2015 1477-З № 511-V)

Статья 4. Отходы как объект права собственности

(в ред. Закона РС(Я) от 17.06.2015 1477-З № 511-V)

Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.

Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ), ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Статья 5. Полномочия органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в области обращения с отходами

(в ред. Закона РС(Я) от 17.06.2015 1477-З № 511-V)

К полномочиям органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в области обращения с отходами относятся:

1) проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении деятельности в области обращения с отходами;

2) разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами;

(в ред. Закона РС(Я) от 14.03.2016 1599-З № 725-V)

3) участие в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории Республики Саха (Якутия);

4) принятие в соответствии с федеральным законодательством законов и иных нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия), в том числе устанавливающих правила осуществления деятельности региональных операторов, контроль за их исполнением;

5) осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

6) участие в организации обеспечения доступа к информации в области обращения с отходами;

7) установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

8) осуществление приема отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

(в ред. Закона РС(Я) от 17.02.2021 2351-З № 539-VI)

9) установление порядка ведения регионального кадастра отходов;

10) определение в программах социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) прогнозных показателей и мероприятий по сокращению количества твердых коммунальных отходов, предназначенных для захоронения;

11) утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами;

12) утверждение инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами;

(в редакции Закона РС(Я) от 19.12.2018 2075-З №77-VI)

13) утверждение производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами;

(в редакции Закона РС(Я) от 19.12.2018 2075-З №77-VI)

14) установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов;

15) организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов;

(в редакции Закона РС(Я) от 19.12.2018 2075-З №77-VI)

16) утверждение порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления;

(в редакции Закона РС(Я) от 19.12.2018 2075-З №77-VI)

17) деятельности региональных операторов, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора;

18) разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами;

19) утверждение методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.

(п. 19 введен Законом РС(Я) от 14.03.2016 1599-З № 725-V)

Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с отходами

1. К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:

создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;

определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

2. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:

создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;

определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

3. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не предусмотрено законом Республики Саха (Якутия) а также на межселенной территории.

(в ред. Закона РС(Я) от 17.02.2021 2351-З № 539-VI)

4. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:

создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;

определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.».

Глава 3. ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ

Статья 7. Требования в области обращения с отходами при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов

(в ред. Закона РС(Я) от 17.06.2015 1477-З № 511-V)

1. При архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, индивидуальные предприниматели, юридические лица обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

(в ред. Закона РС(Я) от 15.06.2016 1695-З № 943-V)

2. При архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, необходимо предусматривать места (площадки) для сбора таких отходов в соответствии с установленными федеральными нормами и правилами и иными требованиями в области обращения с отходами.

(в ред. Закона РС(Я) от 15.06.2016 1695-З № 943-V)

Статья 7.1. Требования к эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами

(введена Законом РС(Я) от 17.06.2015 1477-З № 511-V (ред. 27.11.2015))

1. Запрещается ввод в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, которые связаны с обращением с отходами и не оснащены техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов.

2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:

1) соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами;

(в ред. Закона РС(Я) от 15.06.2016 1695-З № 943-V)

2) разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов;

4) соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов;

5) внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, а также внедрять наилучшие доступные технологии;

6) проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;

(п. 6 в ред. Закона РС(Я) от 14.03.2016 1599-З № 725-V)

7) проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов;

8) предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;

9) соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;

10) разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций;

11) в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом соответствующие федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти Республики Саха (Якутия), органы местного самоуправления.

Статья 7.2. Требования к объектам размещения отходов

(введена Законом РС(Я) от 17.06.2015 1477-З № 511-V (ред. 27.11.2015))

1. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном федеральным законодательством.

2. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

3. Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном федеральным законодательством.

4. Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

5. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

6. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

7. Захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации.

8. Требования к объектам размещения отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) и требования к объектам размещения твердых коммунальных отходов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

9. Запрещается применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров.

10. При ликвидации горных выработок могут использоваться вскрышные и вмещающие горные породы, отходы производства черных металлов IV и V классов опасности в соответствии с проектом ликвидации горных выработок.

Статья 8. Требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований

1. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Часть 2 утратила силу с 1 января 2016 года. - Закон РС(Я) от 17.06.2015 1477-З № 511-V.

3. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

(часть 3 в ред. Закона РС(Я) от 17.06.2015 1477-З № 511-V)

Статья 9. Требования к обращению с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов и их отчуждению

Обращение с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов и их отчуждение осуществляются в порядке, установленном федеральным законодательством.

Статья 9.1. Требования к разработке и реализации региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами

(введена Законом РС(Я) от 17.06.2015 1477-З № 511-V)

1. Региональная программа в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональная программа в области обращения с отходами), должна содержать:

1) значения целевых показателей в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, достижение которых обеспечивается в результате реализации соответствующей программы;

2) перечень мероприятий в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, с указанием ожидаемых результатов в натуральном и стоимостном выражении, включая экономический эффект от реализации соответствующей программы, сроки проведения указанных мероприятий;

3) информацию об источниках финансового обеспечения мероприятий в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами;

4) иные определенные Правительством Республики Саха (Якутия) вопросы.

2. Перечень мероприятий в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, должен содержать мероприятия, направленные на:

1) стимулирование строительства объектов, предназначенных для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов;

2) софинансирование строительства объектов по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов от использования товаров;

3) стимулирование утилизации отходов;

4) выявление мест несанкционированного размещения отходов;

5) предупреждение причинения вреда окружающей среде при размещении бесхозяйных отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, выявление случаев причинения такого вреда и ликвидацию его последствий;

6) обеспечение доступа к информации в сфере обращения с отходами.

3. Перечень мероприятий региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, учитывается при формировании мероприятий соответствующих государственных программ.

4. УТРАТИЛА СИЛУ – Закон РС(Я) от 19.12.2018 2075-З №77-VI.

5. Региональная программа в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, должна быть опубликована в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Республики Саха (Якутия) для всеобщего и бесплатного доступа.

Статья 9.2. Требования к федеральной схеме обращения с твердыми коммунальными отходами и территориальным схемам обращения с отходами

(введена Законом РС(Я) от 17.06.2015 1477-З № 511-V (ред. 27.11.2015), в ред. Закона РС(Я) от 17.02.2021 2351-З № 539-VI)

1. В целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами.

(в ред. Закона РС(Я) от 17.02.2021 2351-З № 539-VI)

2. Территориальная схема обращения с отходами разрабатывается в соответствии с документами территориального планирования и утверждается уполномоченным Правительством Республики Саха (Якутия) органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в соответствии с документами территориального планирования.

(в ред. Закона РС(Я) от 17.02.2021 2351-З № 539-VI)

3. Территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя:

1) данные о нахождении источников образования отходов на территории Республики Саха (Якутия) (с нанесением источников их образования на карту Республики Саха (Якутия);

2) данные о количестве образующихся отходов на территории Республики Саха (Якутия) с разбивкой по видам и классам опасности отходов;

3) данные о целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов, установленных в Республике Саха (Якутия) (с разбивкой по годам);

4) данные о нахождении мест накопления отходов на территории Республики Саха (Якутия);

(в ред. Закона РС(Я) от 14.03.2016 1599-З № 725-V)

5) данные о месте нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов;

(в редакции Закона РС(Я) от 19.12.2018 2075-З №77-VI)

6) баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, на территории Республики Саха (Якутия);

7) схему потоков отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, которая включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов.

(в редакции Закона РС(Я) от 19.12.2018 2075-З №77-VI)

8) данные о месте нахождения объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов;

9) данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов;

10) оценку объема соответствующих капитальных вложений в строительство, реконструкцию, выведение из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов;

11) прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, рассчитанные в соответствии с требованиями к составу и содержанию территориальных схем;

12) сведения о зонах деятельности регионального оператора;

13) электронную модель территориальной схемы обращения с отходами.

(пункты 8-13 введены Закона РС(Я) от 19.12.2018 2075-З №77-VI)

4. Федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами включает в себя информацию, содержащуюся в территориальных схемах обращения с отходами и относящуюся к обращению с твердыми коммунальными отходами, и иную информацию, определенную Правительством Российской Федерации в порядке, установленном частью 5 настоящей статьи. Электронная модель федеральной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами является частью государственной информационной системы учета твердых коммунальных отходов. Федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами разрабатывается российским экологическим оператором и утверждается Правительством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(в редакции Законов РС(Я) от 19.12.2018 2075-З №77-VI, от 17.02.2021 2351-З № 539-VI)

5. Порядок разработки, рассмотрения, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем обращения с отходами, а также требования к составу и содержанию указанных схем устанавливаются Правительством Российской Федерации. Проект территориальной схемы обращения с отходами направляется на рассмотрение в федеральные органы исполнительной власти, российскому экологическому оператору и на общественное обсуждение в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти и российский экологический оператор рассматривают территориальную схему обращения с отходами на предмет соответствия проекта территориальной схемы обращения с отходами требованиям, установленным Федеральным законом от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, на предмет экономической обоснованности решений о размещении и технических характеристиках объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, а также рассматривают схему потоков отходов на предмет достоверности информации, содержащейся в проекте территориальной схемы обращения с отходами. Российский экологический оператор проводит экспертизу проекта территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с учетом позиции федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности в отношении обращения с отходами I и II классов опасности, и при необходимости представляет рекомендации по корректировке проекта территориальной схемы обращения с отходами. Рассмотрение разногласий, возникающих между органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия), федеральными органами исполнительной власти, российским экологическим оператором, федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности или между субъектами Российской Федерации при разработке и корректировке территориальных схем обращения с отходами, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При разработке и корректировке федеральной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами российский экологический оператор вправе представить Республике Саха (Якутия) рекомендации по корректировке территориальной схемы обращения с отходами.

(в ред. Закона РС(Я) от 17.02.2021 2351-З № 539-VI)

6. Территориальная схема обращения с отходами должна быть опубликована в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Республики Саха (Якутия) для всеобщего и бесплатного доступа.

Статья 9.3. Требования к местам (площадкам) накопления отходов

1. Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

2. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).

3. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в части 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

4. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

5. Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя:

данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

6. Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным Правительством Республики Саха (Якутия).

(статья 9.3 введена Законом РС(Я) от 19.12.2018 2075-З №77-VI)

Статья 9.4. Государственная информационная система учета твердых коммунальных отходов

1. В целях информационного обеспечения деятельности по обращению с отходами, в том числе планирования и контроля в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в Российской Федерации создается государственная информационная система учета твердых коммунальных отходов, содержащая информацию об обращении с твердыми коммунальными отходами.

2. Оператором государственной информационной системы учета твердых коммунальных отходов является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды.

3. Порядок создания, модернизации и эксплуатации государственной информационной системы учета твердых коммунальных отходов, в том числе порядок и способы размещения в ней информации, порядок доступа к информации и обмена информацией с использованием данной системы, устанавливается Правительством Российской Федерации. Указанный порядок также устанавливает порядок информационного взаимодействия государственной информационной системы учета твердых коммунальных отходов с единой государственной информационной системой учета отходов от использования товаров и другими информационными системами.

4. В государственной информационной системе учета твердых коммунальных отходов должна содержаться следующая информация:

об источниках образования твердых коммунальных отходов;

о местах накопления твердых коммунальных отходов, в том числе об осуществлении раздельного накопления твердых коммунальных отходов;

об объектах обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов;

о балансах количественных характеристик образования, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территории Республики Саха (Якутия);

о схеме потоков твердых коммунальных отходов;

о договорах, заключенных в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами;

о тарифах в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами;

о нормативах накопления твердых коммунальных отходов;

об измерениях количества твердых коммунальных отходов;

данные других измерительных (контрольных) систем.

5. Государственная информационная система учета твердых коммунальных отходов включает в себя электронную модель федеральной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами.

6. Правительство Российской Федерации устанавливает:

функциональные требования к государственной информационной системе учета твердых коммунальных отходов;

требования к форматам документов, размещаемых в электронной форме в государственной информационной системе учета твердых коммунальных отходов;

порядок хранения, обработки и предоставления информации, содержащейся в государственной информационной системе учета твердых коммунальных отходов;

порядок ведения реестров в государственной информационной системе учета твердых коммунальных отходов;

порядок доступа к государственной информационной системе учета твердых коммунальных отходов и информации, размещенной в ней, а также сроки регистрации в государственной информационной системе учета твердых коммунальных отходов субъектов, размещающих информацию в государственной информационной системе учета твердых коммунальных отходов, и пользователей информации;

требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования государственной информационной системой учета твердых коммунальных отходов, в том числе требования к ее архитектуре;

порядок взаимодействия государственной информационной системы учета твердых коммунальных отходов с инфраструктурой, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, порядок взаимодействия иных информационных систем с государственной информационной системой учета твердых коммунальных отходов, а также единые форматы для информационного взаимодействия иных информационных систем с государственной информационной системой учета твердых коммунальных отходов;

перечень справочников и классификаторов, размещаемых в государственной информационной системе учета твердых коммунальных отходов, и порядок их использования участниками информационного взаимодействия при размещении информации в данной системе;

адрес официального сайта государственной информационной системы учета твердых коммунальных отходов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

7. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, устанавливает состав, сроки и периодичность размещения информации в государственной информационной системе учета твердых коммунальных отходов субъектами, размещающими информацию в данной системе.

8. Субъектами, размещающими информацию в государственной информационной системе учета твердых коммунальных отходов, являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти Республики Саха (Якутия), органы местного самоуправления, региональные операторы, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а также иные лица, которые обязаны в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в государственной информационной системе учета твердых коммунальных отходов.

9. Информация, содержащаяся в государственной информационной системе учета твердых коммунальных отходов, подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также законодательством Российской Федерации о коммерческой тайне и об иной охраняемой законом тайне.

10. Информация и документы, составляющие государственную тайну в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне, и информация о твердых коммунальных отходах, образующихся в результате деятельности для обеспечения обороны страны и безопасности государства, не подлежат размещению в государственной информационной системе учета твердых коммунальных отходов.

              (статья 9.2 введена Законом РС(Я) от 17.02.2021 2315-З № 559-VI)

Статья 10. Требования к лицам, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности

(в ред. Закона РС(Я) от 14.03.2016 1599-З № 725-V)

1. Лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности.

2. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I - IV классов опасности несет соответствующее должностное лицо организации.

3. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляются в соответствии с законодательством об образовании.

Глава 4. НОРМИРОВАНИЕ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ,

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

(в ред. Закона РС(Я) от 05.12.2013 1241-З № 37-V)

Статья 11. Нормирование в области обращения с отходами

1. В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

2. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

3. Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.

4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

5. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или уполномоченный исполнительный орган государственной власти Республики Саха (Якутия) в области обращения с отходами отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и сроки, которые определены законодательством в области охраны окружающей среды.

6. При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.

7. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.

8. За превышение лимитов на размещение отходов юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

              (статья 11 в новой редакции Закона РС(Я) от 17.02.2021 2315-З № 559-VI)

Статья 12. Учет и отчетность в сфере обращения с отходами

(в ред. Закона РС(Я) от 25.04.2019 2135-З №181-VI)

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

(в ред. Закона РС(Я) от 25.04.2019 2135-З №181-VI)

2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Статья 13. Утратила силу. - Закон РС(Я) от 17.06.2015 1477-З № 511-V.

Статья 14. Государственный надзор в области обращения с отходами в Республике Саха (Якутия)

(в ред. Закона РС(Я) от 05.12.2013 1241-З № 37-V)

1. Под государственным надзором в области обращения с отходами понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органа исполнительной власти Республики Саха (Якутия), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия) в области обращения с отходами, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных федеральным законодательством мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

2. Государственный надзор в области обращения с отходами в Республике Саха (Якутия) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия) при осуществлении ими соответственно федерального государственного экологического надзора и регионального государственного экологического надзора согласно их компетенции в соответствии с федеральным законодательством.

Статья 15. Производственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами

1. Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований федерального законодательства в области обращения с отходами.

2. Производственный контроль в области обращения с отходами является составной частью производственного экологического контроля, осуществляемого в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды.

(часть 2 в ред. Закона РС(Я) от 17.06.2015 1477-З № 511-V)

Статья 16. Общественный контроль в области обращения с отходами

(в ред. Закона РС(Я) от 18.11.2009 751-З № 389-IV)

Общественный контроль в области обращения с отходами осуществляют граждане или общественные объединения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Глава 5. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Статья 17. Основные направления экономического регулирования в области обращения с отходами

1. Экономическое регулирование в области обращения с отходами на территории Республики Саха (Якутия) направлено на:

1) уменьшение количества образуемых отходов;

2) увеличение объемов отходов, вовлеченных в хозяйственную деятельность;

3) уменьшение объемов захоронения отходов;

4) применение для переработки и размещения отходов экологически приемлемых технологий;

5) обеспечение индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам независимо от их организационно-правовых форм равных возможностей для деятельности в области обращения с отходами;

6) компенсацию негативного воздействия отходов на окружающую среду;

7) создание и развитие производств, использующих вторичное сырье;

8) повышение ответственности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, граждан за загрязнение отходами окружающей среды.

2. Механизм экономического регулирования в области обращения с отходами должен предусматривать:

1) целевое финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, пилотных проектов по переработке и обезвреживанию отходов;

2) предоставление инвестиций индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами.

3. Налоговые льготы устанавливаются законом Республики Саха (Якутия) в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия).

4. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий вправе предоставлять налоговые и иные льготы субъектам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия).

Статья 18. Экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами

1. Экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется посредством:

1) понижения размера платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность, в процессе которой образуются отходы, при внедрении ими технологий, обеспечивающих уменьшение количества отходов;

(в ред. Закона РС(Я) от 17.06.2015 1477-З № 511-V)

2) применение ускоренной амортизации основных производственных фондов, связанных с осуществлением деятельности в области обращения с отходами.

2. Меры экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами осуществляются в соответствии с федеральным законодательством.

(в ред. Закона РС(Я) от 17.06.2015 1477-З № 511-V)

3. При производстве упаковки, товаров, после утраты потребительских свойств которыми образуются отходы, которые представлены биоразлагаемыми материалами и перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, могут применяться следующие меры экономического стимулирования:

1) предоставление налоговых льгот в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

2) предоставление льгот в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов и в отношении уплаты экологического сбора в порядке, установленном нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

3) предоставление средств федерального бюджета и государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

(часть 3 введена Законом РС(Я) от 17.06.2015 1477-З № 511-V)

Статья 19. Плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов

(в ред. Закона РС(Я) от 17.06.2015 1477-З № 511-V)

1. При размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

2. Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) осуществляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы.

3. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению.

4. При размещении отходов на объектах размещения отходов, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду, плата за негативное воздействие на окружающую среду не взимается.

5. Исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов достигается за счет осуществления природоохранных мероприятий, наличия технических решений и сооружений, обеспечивающих защиту окружающей среды, и подтверждается результатами мониторинга состояния окружающей среды, в том числе соблюдением нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ. Порядок подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.

6. В случае накопления отходов в целях утилизации или обезвреживания в течение одиннадцати месяцев со дня образования этих отходов плата за их размещение не взимается.

7. Расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов учитываются при установлении тарифов для оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, регионального оператора в порядке, установленном основами ценообразования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

8. При размещении отходов, которые образовались в собственном производстве, в пределах установленных лимитов на их размещение на объектах размещения отходов, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на праве собственности либо ином законном основании и оборудованных в соответствии с установленными требованиями, при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам такой платы применяется коэффициент 0,3.

(часть 8 введена Законом РС(Я) от 14.03.2016 1599-З № 725-V)

Глава 5.1. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ

(введена Законом РС(Я)

от 17.06.2015 1477-З № 511-V)

Статья 19.1. Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами

1. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории Республики Саха (Якутия) обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

(в ред. Закона РС(Я) от 14.03.2016 1599-З № 725-V, от 19.12.2018 2075-З №77-VI)

2. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами).

(в редакции Закона РС(Я) от 19.12.2018 2075-З №77-VI)

3. Обращение с твердыми коммунальными отходами, являющимися отходами от использования товаров, осуществляется с учетом особенностей, установленных в статье 24.2 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

4. Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным Правительством Республики Саха (Якутия) исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

5. Статус регионального оператора присваивается на срок не более чем десять лет. Юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по основаниям, определенным правилами обращения с твердыми коммунальными отходами.

(в редакции Закона РС(Я) от 19.12.2018 2075-З №77-VI)

6. Содержание и порядок заключения соглашения между уполномоченным Правительством Республики Саха (Якутия) исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия) и региональным оператором, условия проведения торгов на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов устанавливаются законодательством Республики Саха (Якутия).

(в редакции Закона РС(Я) от 19.12.2018 2075-З №77-VI)

7. Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории Республики Саха (Якутия), на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с уполномоченным Правительством Республики Саха (Якутия) исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия)  в соответствии с настоящей статьей.

8. Зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами.

9. Если иное не установлено федеральным законом, зоны деятельности региональных операторов должны охватывать всю территорию Республики Саха (Якутия) и не должны пересекаться.

10. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами Республики Саха (Якутия), на территории которой такие операторы осуществляют свою деятельность. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории Республики Саха (Якутия) и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между Республикой Саха (Якутия) и другим субъектом Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров.

(части 7-10 введены Законом РС(Я) от 19.12.2018 2075-З №77-VI)

11. Региональные операторы имеют право осуществлять обращение с отходами I и II классов опасности в порядке и с учетом особенностей, которые установлены статьями 14.1–14.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» для индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, и (или) для операторов по обращению с отходами I и II классов опасности.

(часть 11 введена Законом РС(Я) от 17.02.2021 2315-З № 559-VI)

Статья 19.2. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами

1. Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональный оператор вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

(в ред. Закона РС(Я) от 14.03.2016 1599-З № 725-V)

2. По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

(в редакции Закона РС(Я) от 19.12.2018 2075-З №77-VI)

3. Региональный оператор вправе осуществлять деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории иного субъекта Российской Федерации в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами и с учетом соглашения, заключенного между Республикой Саха (Якутия) и субъектом Российской Федерации.

4. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

(в редакции Закона РС(Я) от 19.12.2018 2075-З №77-VI)

5. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими федеральному законодательству положениями.

6. Юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы.

(часть 6 введена Законом РС(Я) от 19.12.2018 2075-З №77-VI)

Статья 19.3. Виды деятельности и тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, подлежащие регулированию

1. К регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:

1) обработка твердых коммунальных отходов;

2) обезвреживание твердых коммунальных отходов;

3) захоронение твердых коммунальных отходов;

4) оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором.

5) энергетическая утилизация.

(п. 5 статьи части первой статьи 19.3 введен Законом РС(Я) от 17.02.2021 2315-З № 559-VI)

2. Регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляются по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, установленные исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), уполномоченным в области регулирования тарифов. Предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, и в отношении каждого осуществляемого вида деятельности с учетом территориальной схемы обращения с отходами.

2.1. В случае если оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий захоронение твердых коммунальных отходов, осуществляет их обработку с использованием объектов обработки твердых коммунальных отходов, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, предельный тариф на обработку твердых коммунальных отходов для такого оператора не устанавливается. При этом расходы на обработку твердых коммунальных отходов учитываются при установлении предельного тарифа на захоронение твердых коммунальных отходов.

(часть 2.1 введена Законом РС(Я) от 19.12.2018 2075-З №77-VI)

3. Регулированию подлежат следующие виды предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами:

1) единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;

2) тариф на обработку твердых коммунальных отходов;

3) тариф на обезвреживание твердых коммунальных отходов;

4) тариф на захоронение твердых коммунальных отходов.

5) тариф на энергетическую утилизацию.

(п. 5 статьи части третей статьи 19.3 введен Законом РС(Я) от 17.02.2021 2315-З № 559-VI)

При установлении единого тарифа на услугу регионального оператора не учитываются его затраты на обработку, утилизацию твердых коммунальных отходов. , за исключением затрат на энергетическую утилизацию.

(абзац в ред. Закона РС(Я) от 17.02.2021 2315-З № 559-VI)

3.1. При установлении предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов повторный учет одних и тех же расходов, относимых к осуществлению деятельности по захоронению и (или) обработке твердых коммунальных отходов, при установлении таких тарифов не допускается.

3.2. При установлении или корректировке предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами не учитываются расходы на реализацию мероприятий, финансируемых из федерального бюджета в объеме средств уплаченного в федеральный бюджет экологического сбора.

(в редакции Законом РС(Я) от 19.12.2018 2075-З №77-VI)

4. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами и региональные операторы обязаны вести бухгалтерский учет и раздельный учет расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, порядком ведения раздельного учета затрат по видам указанной деятельности и единой системой классификации таких затрат, утверждаемые уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

             

Статья 19.4. Порядок государственного регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами

1. Государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее также - тарифы) осуществляется исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), уполномоченным в области регулирования тарифов, или в случае передачи соответствующих полномочий законом Республики Саха (Якутия) органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. Тарифы должны компенсировать экономически обоснованные расходы на реализацию производственных и инвестиционных программ и обеспечивать экономически обоснованный уровень доходности текущей деятельности и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами инвестированного капитала.

3. Единый тариф на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается в отношении региональных операторов. Иные подлежащие регулированию тарифы устанавливаются в отношении операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

4. Тарифы могут устанавливаться с календарной разбивкой и дифференцироваться в порядке и по критериям, которые установлены основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, определенными Правительством Российской Федерации.

5. Методы регулирования тарифов, в том числе на основе долгосрочных параметров, критерии их применения определяются Правительством Российской Федерации.

6. В случае изменения тарифов, рассчитанных на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, и (или) необходимой валовой выручки оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, которая определена в соответствии с основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, либо в пределах переданных полномочий органом местного самоуправления, а также установления тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, отличных от долгосрочных параметров регулирования тарифов, установленных исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), уполномоченным в области регулирования тарифов, или в пределах переданных полномочий органом местного самоуправления либо согласованных этими органами в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, что приведет к недополученным доходам, связанным с осуществлением регулируемых видов деятельности организациями, возмещение таких недополученных доходов указанным организациям, за исключением случаев корректировки тарифов (необходимой валовой выручки организации, которая осуществляет регулируемые виды деятельности и определена в соответствии с основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов) и иных случаев, предусмотренных основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, осуществляется за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) или местного бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

7. В случае, если изменение соответствующих тарифов и (или) необходимой валовой выручки, и (или) долгосрочных параметров осуществлено в связи с изменением законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы государственного регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, расходы государственного бюджета Республики Саха (Якутия) (местного бюджета), возникшие в результате компенсации недополученных доходов, связанных с осуществлением организациями регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в предусмотренном частью 6 настоящей статьи случае подлежат компенсации (за исключением предусмотренных пунктом 8 статьи 24.9 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» случаев принятия Правительством Российской Федерации решения в связи с существенным ухудшением экономической конъюнктуры) за счет средств федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в объеме, обусловленном указанным изменением законодательства Российской Федерации. Размер такой компенсации определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

8. Исполнительный орган государственной власти Республики Саха (Якутия), уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в части правильности применения тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

9. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, осуществляет мониторинг тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

10. При установлении для отдельных категорий потребителей льготных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, регулирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», повышение тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относительно их экономически обоснованного уровня для других потребителей не допускается.

11. Наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливаются при наличии соответствующего закона Республики Саха (Якутия).

12. Перечень потребителей или отдельных категорий потребителей, имеющих право на льготные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами (за исключением физических лиц), подлежит опубликованию исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия) в порядке, установленном правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

(части 10-12 введены Законом РС(Я) от 19.12.2018 2075- З №77-VI)

Статья 19.5. Расчет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов

1. Определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

2. В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются уполномоченным Правительством Республики Саха (Якутия) исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия) либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом Республики Саха (Якутия).

3. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении различных территорий Республики Саха (Якутия) и различных категорий потребителей услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также с учетом других критериев, установленных Правительством Российской Федерации.

4. Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 19.6. Право на получение информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами

1. Информация в области обращения с твердыми коммунальными отходами является общедоступной, за исключением информации, составляющей государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну. Раскрытие такой информации осуществляется уполномоченным Правительством Республики Саха (Якутия) исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), региональным оператором и операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации.

(в редакции Закона РС(Я) от 19.12.2018 2075-З №77-VI)

2. Информация о регулируемых видах деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, к которой обеспечивается свободный доступ и которая подлежит раскрытию в соответствии со стандартами раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами, не может быть признана коммерческой тайной.

3. УТРАТИЛ СИЛУ- Закона РС(Я) от 19.12.2018 2075-З №77-VI)

4. Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий вправе запрашивать у организаций, осуществляющих деятельность в области обращения с твердыми коммунальными отходами, федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления поселений, городских округов информацию, необходимую для осуществления полномочий, установленных Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а указанные органы и организации обязаны предоставить запрашиваемую информацию.

5. Исполнительные органы государственной власти Республики Саха (Якутия) в пределах своих полномочий в области обращения с твердыми коммунальными отходами вправе запрашивать у организаций, осуществляющих деятельность в области обращения с твердыми коммунальными отходами, органов местного самоуправления поселений, городских округов информацию, необходимую для осуществления полномочий, установленных Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а указанные органы и организации обязаны предоставить запрашиваемую информацию.

6. Органы местного самоуправления поселений, городских округов в пределах своих полномочий в области обращения с твердыми коммунальными отходами вправе запрашивать у организаций, осуществляющих деятельность в области обращения с твердыми коммунальными отходами, информацию, необходимую для осуществления полномочий, установленных Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а указанные организации обязаны предоставить запрашиваемую информацию.

Статья 19.7. Организация государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами

1. Порядок осуществления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством тарифов (федеральный государственный контроль (надзор)) определяется Правительством Российской Федерации.

2. Порядок осуществления уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия) государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством тарифов (региональный государственный контроль (надзор)) устанавливается Правительством Республики Саха (Якутия).

3. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного контроля (надзора) и регионального государственного контроля (надзора) уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия) (далее - органы государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством тарифов), применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

4. Предметом проверки при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) являются правомерность и обоснованность установления и изменения тарифов уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия) в области регулирования тарифов, а также соблюдение указанным органом требований стандартов раскрытия информации.

5. Предметом проверки при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) являются правомерность и обоснованность установления и изменения тарифов органами местного самоуправления (в случае их наделения законом Республики Саха (Якутия) отдельными полномочиями Республики Саха (Якутия) в области регулирования тарифов), соблюдение региональными операторами, операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами требований порядка ценообразования и применения тарифов, а также стандартов раскрытия информации.

6. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение одного года с даты:

1) государственной регистрации оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, регионального оператора;

2) окончания проведения последней плановой проверки проверяемого лица.

7. Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения проверяемым лицом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения требований федерального законодательства;

2) поступление в органы государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством тарифов обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о нарушении проверяемыми лицами установленных требований федерального законодательства;

3) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов Российской Федерации.

Статья 19.8. Инвестиционная программа в области обращения с твердыми коммунальными отходами

1. Строительство, реконструкция объектов накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, осуществляются в соответствии с инвестиционными программами. Инвестиционная программа разрабатывается на основании территориальной схемы в области обращения с отходами.

(в редакции Закона РС(Я) от 19.12.2018 2075-З №77-VI)

2. Инвестиционная программа должна содержать:

1) плановые и фактические значения показателей эффективности объектов, используемых для обработки, обезвреживания и размещения твердых коммунальных отходов;

(в ред. Закона РС(Я) от 14.03.2016 1599-З № 725-V)

2) перечень мероприятий по строительству новых, реконструкции и (или) модернизации существующих объектов, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами;

3) объем финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционной программы, с указанием источников финансирования;

4) график реализации мероприятий инвестиционной программы;

5) предварительный расчет тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами;

6) иные сведения, определенные Правительством Российской Федерации.

3. Инвестиционная программа утверждается Правительством Республики Саха (Якутия). Порядок разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных и производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе порядок определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Глава 6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Статья 20. Виды ответственности за нарушение законодательства в области обращения с отходами

Неисполнение или ненадлежащее исполнение федерального законодательства и законодательства Республики Саха (Якутия) в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с федеральным законодательством.

Глава 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 21. Вступление в силу настоящего закона

1. Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением части 3 статьи 4 и статьи 11 настоящего закона.

2. Часть 3 статьи 4 и статья 11 настоящего закона вступают в силу с 1 июля 2009 года.

Президент

Республики Саха (Якутия)

В.ШТЫРОВ

г. Якутск

23 апреля 2009 года

688-З № 267-IV

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 090.010.060 Отходы промышленности. Вторичное сырье

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать