Основная информация

Дата опубликования: 02 июля 1991г.
Номер документа: С9100545
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР
Раздел на сайте: Законодательство СССР и РСФСР
Тип документа: Законы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа

С9100545

С9100545

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР

ЗАКОН

от 2 июля 1991 г. N 2284-1

Москва, Кремль

ОБ УГОЛОВНОЙ И  АДМИНИСТРАТИВНОЙ  ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ЗА НАРУШЕНИЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ

И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПАМЯТНИКОВ

ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

Памятники истории и

культуры являются достоянием народа, свидетельством его вклада в развитие

мировой цивилизации, способствуют развитию науки, народного образования и

культуры, формированию патриотизма, нравственному и эстетическому воспитанию.

Их утрата невосполнима. Между тем действующее законодательство об охране и

использовании памятников истории и культуры недостаточно эффективно.

Повсеместно продолжается разрушение памятников, имеются случаи откровенного

вандализма. В целях усиления ответственности за нарушение законодательства об охране

и использовании памятников истории и культуры Верховный Совет Союза Советских

Социалистических Республик постановляет:

Статья 1. Умышленное

уничтожение, разрушение или порча памятника истории и культуры -

наказываются штрафом

до пяти тысяч рублей, или исправительными работами на срок до двух лет, или

лишением свободы на срок до трех лет.

Умышленное

уничтожение или разрушение памятника истории и культуры, совершенные повторно

или повлекшие тяжкие последствия, -

наказываются лишением

свободы на срок до восьми лет.

Статья 2.

Неосторожное разрушение или уничтожение памятника истории и культуры, повлекшие

тяжкие последствия, -

наказываются штрафом

до трех тысяч рублей, или исправительными работами на срок до двух лет, или

лишением свободы на срок до двух лет.

Статья 3.

Надругательство над памятником истории и культуры, отличающееся исключительным

цинизмом, -

наказывается штрафом

до трех тысяч рублей или исправительными работами на срок до двух лет.

Статья 4.

Предварительное следствие по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 1

и 2 настоящего Закона, производится следователями органов прокуратуры, а по

делам о преступлениях, предусмотренных статьей 3, - следователями органов

внутренних дел.

Статья 5.

Надругательство над памятником истории и культуры без признаков,

предусмотренных статьей 3 настоящего Закона, -

влечет наложение

административного взыскания в виде штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Статья 6.

Производство строительных, мелиоративных, дорожных и других видов работ,

которые могут создавать угрозу для существования памятников истории и культуры,

без согласования с соответствующими государственными органами охраны памятников

и без осуществления предварительных мероприятий, проводимых по указанию этих

органов по выявлению, паспортизации и сохранности памятников; производство

земляных, строительных и других работ в зонах охраны памятников, а также

хозяйственная деятельность в этих зонах без разрешения соответствующих

государственных органов охраны памятников; невыполнение предписаний соответствующих

органов, осуществляющих государственный контроль за охраной и использованием

памятников истории и культуры, об устранении нарушений правил по охране

памятников -

влекут наложение

административного взыскания на должностных лиц в виде предупреждения или штрафа

в размере от ста до пятисот рублей.

Те же действия,

совершенные повторно после применения административного взыскания, -

влекут наложение

административного взыскания на должностных лиц в виде штрафа в размере от

пятисот до одной тысячи рублей.

Статья 7.

Административная ответственность за нарушение гражданами и должностными лицами

иных, кроме перечисленных в статьях 5 и 6 настоящего Закона, правил охраны

памятников истории и культуры устанавливается законодательством республик.

Статья 8.

Ответственность за нарушения, предусмотренные статьей 6 настоящего Закона,

несут должностные лица органов, предприятий, учреждений и организаций, в

служебные обязанности которых входит обеспечение выполнения правил по охране и

использованию памятников истории и культуры.

Статья 9. Протоколы о

нарушениях, предусмотренных статьями 5 и 6 настоящего Закона, составляются

уполномоченными на то должностными лицами государственных органов охраны

памятников, а также работниками милиции и общественными инспекторами обществ

охраны памятников истории и культуры.

Статья 10. Дела о

нарушениях гражданами правил охраны и использования памятников истории и

культуры рассматриваются административными комиссиями при исполнительных

комитетах районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских

Советов народных депутатов и исполнительными комитетами поселковых, сельских

Советов, а дела о нарушениях должностными лицами правил охраны и использования

памятников истории и культуры - единолично народными судьями.

Статья 11. Применение

в отношении должностного лица или гражданина административного взыскания или

уголовного наказания не освобождает виновного от обязанности возместить

причиненный памятнику истории и культуры ущерб.

Размер ущерба,

причиненного памятнику истории и культуры, определяется с учетом его

исторической, научной, художественной, культурной ценности, а также стоимости

реставрационных, восстановительных работ.

Методика определения

стоимости и размеров причиненного памятнику ущерба утверждается в порядке,

устанавливаемом Кабинетом Министров СССР.

Статья 12. Под

памятником истории и культуры в смысле настоящего Закона понимаются объекты

материальной культуры, обладающие особой исторической, художественной, научной

или иной культурной ценностью и зарегистрированные в государственных списках

памятников истории и культуры.

Вновь выявляемые

объекты материальной культуры, предоставляющие историческую, художественную,

научную или иную культурную ценность, зарегистрированные в списках вновь

выявленных объектов, до решения вопроса о принятии их на государственный учет

как памятников истории и культуры также подлежат охране в соответствии с

настоящим Законом.

Статья 13. Часть

вторую статьи 7/1 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных

республик, утвержденных Законом СССР от 25 декабря 1958 года (Ведомости

Верховного Совета СССР, 1959 г., N 1, ст. 6; 1972 г., N 22, ст. 176; 1973 г., N

11, ст. 157, 1974 г., N 18, ст. 275; 1983 г., N 51, ст. 784; 1987 г., N 28, ст.

437; 1988 г., N 10, ст. 152; 1989 г., N 15, ст. 106), после слов "хищение

наркотических веществ при отягчающих обстоятельствах, а равно сбыт либо

совершенное с целью сбыта хищение, изготовление, приобретение, хранение,

перевозка или пересылка таких веществ" дополнить словами "умышленное

уничтожение или разрушение памятника истории и культуры, совершенные повторно

или повлекшие тяжкие последствия".

Статья 14. Часть

вторую статьи 14 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об

административных правонарушениях от 23 октября 1980 года (Ведомости Верховного

Совета СССР, 1980 г., N 44, ст. 909; 1987 г., N 22, ст. 312; 1988 г., N 31, ст.

506; Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1990

г., N 15, ст. 247; N 45, ст. 953) после слов "за нарушения, связанные с

посягательством на общественный порядок" дополнить словами "а также

за нарушение законодательства об охране и использовании памятников истории и

культуры".

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 500.000.000 500.000.000

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН СССР
№-348282098 от 30 августа 1991

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать