Основная информация

Дата опубликования: 01 марта 2011г.
Номер документа: RU52000201100199
Текущая редакция: 22
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Москва
Принявший орган: Законодательное собрание Нижегородской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Законы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН

от 1 марта 2011 года № 25-з

О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ СОБРАНИИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят постановлением Законодательного Собрания от 24.02.2011 № 2449-IV

(в редакции Законов Нижегородской области от 05.03.2012 № 14-З, от 12.03.2012 № 21-З, от 04.06.2012 № 60-З, от 04.03.2013 № 26-З, от 03.10.2013 № 131-З, от 02.12.2014 № 167-З, от 21.12.2015 № 194-З, от 06.05.2016 № 64-З, от 01.11.2016 № 148-З, от 28.11.2016 № 151-З (Утрата силы пункта 15 части 3 статьи 4),от 25.12.2017 № 188-З,от 25.12.2017 № 184-З, от 31.07.2018 № 68-З, от 03.08.2018 № 77-З, от 02.04.2019 № 29-З, от 04.06.2019 № 56-З, от 02.10.2019 № 105-З, от 04.12.2019 № 158-З, от 04.02.2020 № 5-З, от 03.11.2020 № 126-З, от 10.09.2021 № 104-З)

Настоящий Закон определяет правовой статус, функции, структуру, основы организации и формы деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти Нижегородской области - Законодательного Собрания Нижегородской области (далее - Законодательное Собрание).

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Законодательное Собрание в системе органов государственной власти Нижегородской области

1. Законодательное Собрание является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Нижегородской области (далее - область) и  входит в систему органов государственной власти области.

2. Законодательное Собрание самостоятельно осуществляет принадлежащие ему полномочия.

3. Не допускается вмешательство в деятельность Законодательного Собрания других органов государственной власти области и иных государственных органов области.

4. В соответствии с Уставом области Законодательное Собрание обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать, бланки с изображением Герба области и со своим полным наименованием "Законодательное Собрание Нижегородской области".

В текстах нормативных правовых актов области, их проектов и иных официальных документов наряду с полным наименованием допускается применение сокращенного наименования "Законодательное Собрание"..

(часть 4 изложена в редакции Закона Нижегородской области от 10.09.2021 № 104-З)

5. Местонахождение Законодательного Собрания - город Нижний Новгород.

Статья 2. Правовое регулирование организации и деятельности Законодательного Собрания

Правовое регулирование организации и деятельности Законодательного Собрания осуществляется Уставом области, настоящим Законом, законами области и постановлениями Законодательного Собрания в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", иными федеральными законами.

Статья 3. Принципы  деятельности и функции Законодательного Собрания

1. Законодательное Собрание осуществляет свою деятельность на основе  принципов, установленных Федеральным законом"Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а также на следующих принципах:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) коллегиальность;

4) многопартийность;

5) открытость и гласность;

6) учет общественного мнения при принятии решений;

7) свобода обсуждения и принятия решений;

8) равенство прав и обязанностей депутатов Законодательного Собрания;

9) соблюдение собственной компетенции и невмешательство в компетенцию других органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Законодательное Собрание реализует представительные, законодательные и контрольные функции.

Статья 4. Основные полномочия Законодательного Собрания

1. К основным полномочиям Законодательного Собрания относятся:

1) принятие Устава области и поправок к нему;

2) осуществление законодательного регулирования по предметам ведения области и по предметам совместного ведения Российской Федерации и области в пределах полномочий области;

3) утратил силу – Закон НО от 04.06.2012 № 60-З

4) заслушивание ежегодных отчетов Губернатора области о результатах деятельности Правительства области, в том числе по вопросам, поставленным Законодательным Собранием;

5) осуществление контроля за соблюдением и исполнением областных законов, исполнением бюджета области, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов области, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью области;

(п. 51 внесен - Закон НО от 25.12.2017 № 188-З)

5) заслушивание информации о деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в области

6) осуществление иных полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом области и законами области.

2. Законом области:

1) утверждаются представленные Губернатором области областной бюджет и отчет о его исполнении;

(п.2 в ред. Закона НО от 04.06.2012 № 60-З)

2) устанавливаются порядок проведения выборов депутатов Законодательного Собрания (далее также - депутат),порядок проведения выборов Губернатора области и порядок отзыва Губернатора области, порядок назначения и проведения референдума области, порядок проведения местного референдума, муниципальных выборов;

(п. 3 в новой ред. - Закон НО от 25.12.2017 № 184-З)

3) утверждается порядок осуществления стратегического планирования в области в соответствии с Федеральным законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации;

4) устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению области, а также порядок их взимания;

5) устанавливается порядок организации бюджетного процесса в области;

6) утверждаются бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов области и отчеты об их исполнении;

7) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью области, в том числе долями (паями, акциями) области в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм, приватизации объектов государственной собственности области;

8) устанавливается административная ответственность за нарушение законов и иных нормативных правовых актов области, нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

9) устанавливается в соответствии с федеральным законом порядок заключения соглашений области об осуществлении международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей;

10) устанавливаются система исполнительных органов государственной власти области, структура и порядок формирования Правительства области;

11) устанавливаются описание и порядок официального использования государственных символов области;

12) устанавливаются административно-территориальное устройство области и порядок его изменения;

13) устанавливаются и изменяются границы территорий муниципальных образований, осуществляется преобразование муниципальных образований;

(п.131 внесен Законом НО от 02.12.2014 № 167-З)

131) определяются порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления,  осуществляется перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти области;

14) распускается представительный орган муниципального образования в случаях, установленных федеральным законом;

15) учреждаются награды области и премии области;

16) регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом области и законами области к ведению и полномочиям области.

3. Постановлением Законодательного Собрания:

1) принимается Регламент Законодательного Собрания и иные акты, регулирующие внутренний порядок деятельности Законодательного Собрания;

2) вносятся предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации, одобряются поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации;

3) оформляется решение о реализации права законодательной инициативы путем внесения проектов федеральных законов и поправок к проектам федеральных законов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации;

(п.4 в новой ред. – Закон НО от 04.06.2012 № 60-З)

4) назначаются выборы в Законодательное Собрание, выборы Губернатора области и голосование по отзыву Губернатора области, назначается референдум области;

5) утратил силу – Закон НО от 04.06.2012 № 60-З

6) оформляется согласие на назначение на должности первых заместителей Губернатора области, заместителей Губернатора области, первых заместителей Председателя Правительства области, заместителей Председателя Правительства области;

(пункт 6 в редакции Закона Нижегородской области от 04.02.2020 № 5-З)

7) утратил силу Законом Нижегородской области от 03.11.2020 № 126-З)

8) назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица, оформляется согласие на их назначение на должность, если такой порядок назначения предусмотрен Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и Уставом области;

9) назначается на должность половина от установленного законом области числа членов избирательной комиссии области;

(п.10 в ред. Закона НО от 03.10.2013 № 131-З)

10) оформляется решение о наделении полномочиями сенатора Российской Федерации - представителя от Законодательного Собрания;

(пункт 10 в редакции Закона Нижегородской области от 10.09.2021 № 104-З)

11) оформляется решение о назначении на должность и досрочном прекращении полномочий председателя контрольно-счетной палаты области, его заместителя и аудиторов контрольно-счетной палаты области;

(п.12 в ред. Закона НО от 04.03.2013 № 26-З)

(п.12 в ред. Закона НО от 02.12.2014 № 167-З)

12) оформляется решение о назначении на должность и досрочном прекращении полномочий Уполномоченного по правам человека в области, Уполномоченного по правам ребенка в области, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в области;

13) оформляется решение о недоверии (доверии) Губернатору области, а также решение о недоверии (доверии) должностным лицам органов  исполнительной власти области, в назначении которых на должность Законодательное Собрание принимало участие в соответствии с Уставом области;

14) назначаются на должность мировые судьи суда области;

(пункт 14 в редакции Закона Нижегородской области от 10.09.2021 № 104-З)

15) Утратил силу - Закон НО от 28.11.2016 № 151-З;

16) утверждается соглашение об изменении границ области и граничащих с ней субъектов Российской Федерации;

17) одобряется проект договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти области;

18) оформляются решения о самороспуске Законодательного Собрания и досрочном прекращении полномочий депутатов Законодательного Собрания в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами области;

19) оформляются иные решения Законодательного Собрания по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом области и законами области.

4. Законодательное Собрание вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы области и постановления Законодательного Собрания подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.

5. Устав области, законы области и постановления Законодательного Собрания, принятые в пределах полномочий Законодательного Собрания, обязательны для исполнения всеми, находящимися на территории области органами государственной власти, другими государственными органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.

6. Законодательное Собрание несет ответственность за нарушение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, а также обеспечивает соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам, принимаемых (принятых) им Устава области, законов области и постановлений Законодательного Собрания.

Статья 5. Состав Законодательного Собрания

1. Законодательное Собрание состоит из 50 депутатов (далее - установленное число депутатов), избираемых на пять лет гражданами Российской Федерации, проживающими на территории области и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом.

2. В состав Законодательного Собрания 25 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам и 25 депутатов избираются по единому (областному) избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями.

3. Депутаты Законодательного Собрания избираются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории области, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

4. Депутатом Законодательного Собрания может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий в соответствии с федеральным законом пассивным избирательным правом, достигший на день голосования 21 года.

5. Законодательное Собрание является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов (34 депутата).

6. Порядок подготовки и проведения выборов в Законодательное Собрание устанавливается Законом области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области" в соответствии с федеральным законодательством.

Статья 6. Срок полномочий  Законодательного Собрания, начало работы вновь избранного Законодательного Собрания

(наименование в редакции Закона Нижегородской области от 10.09.2021 № 104-З)

1. Законодательное Собрание избирается сроком на пять лет.

2. Днем начала работы вновь избранного Законодательного Собрания считается день первого заседания Законодательного Собрания  в правомочном составе.

3. Законодательное Собрание собирается на первое заседание не позднее чем на тридцатый день со дня его избрания в правомочном составе. Днем избрания Законодательного Собрания является день голосования, в результате которого Законодательное Собрание было избрано в правомочном составе.

4. Для организации и подготовки первого заседания вновь избранного Законодательного Собрания в соответствии с Регламентом Законодательного Собрания формируется организационный комитет по подготовке первого заседания Законодательного Собрания. В состав организационного комитета из числа вновь избранных депутатов включаются:

(абзац 1 в редакции Закона Нижегородской области от 10.09.2021 № 104-З)

1) старейший по возрасту депутат;

2) по одному представителю от каждой группы депутатов, избранных по пяти одномандатным избирательным округам, последовательность которых определяется согласно схеме одномандатных округов, утвержденной постановлением Законодательного Собрания. Представитель указанной группы депутатов делегируется с согласия каждого депутата из этой группы.

В случае, если решение по делегированию представителя группы депутатов не принято, то в состав организационного комитета включается депутат, получивший на выборах наибольшее число голосов избирателей;

3) представители от избирательных объединений, получивших в результате распределения депутатские мандаты по квоте: один представитель от пяти депутатов. Если от избирательного объединения избрано менее пяти депутатов, то включается один депутат;

4) утратил силу - Закон НО от 02.12.2014 № 167-З

5. Открывает и ведет первое заседание вновь избранного Законодательного Собрания до избрания Председателя Законодательного Собрания старейший по возрасту депутат.

6. Со дня начала работы вновь избранного Законодательного Собрания полномочия Законодательного Собрания прежнего созыва и его депутатов прекращаются.

7. Полномочия Законодательного Собрания могут быть прекращены досрочно в случае:

1) принятия Законодательным Собранием постановления о самороспуске до истечения срока полномочий;

2) роспуска Законодательного Собрания указом Губернатора области по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";

3) вступления в силу решения Нижегородского областного суда о неправомочности данного состава депутатов Законодательного Собрания, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

4) вступления в силу решения Президента Российской Федерации о роспуске Законодательного Собрания в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных  органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

8. Постановление Законодательного Собрания о самороспуске принимается большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов (34 голоса). Такое постановление не может быть принято Законодательным Собранием менее чем за шесть месяцев до дня окончания срока, на который избрано Законодательное Собрание, определяемого Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

9. В случае, предусмотренном пунктом 1 части 7 настоящей статьи, полномочия Законодательного Собрания прекращаются досрочно со дня вступления в силу постановления Законодательного Собрания о самороспуске либо в иной срок, указанный в данном постановлении.

10. В случае досрочного прекращения полномочий Законодательного Собрания в установленные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Законом области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области" сроки назначаются и проводятся внеочередные выборы депутатов Законодательного Собрания.

Глава 2. Организация Законодательного Собрания

Статья 7. Структура Законодательного Собрания

Структуру Законодательного Собрания составляют:

1) Совет Законодательного Собрания;

2) депутатские объединения в Законодательном Собрании;

3) комитеты, комиссии Законодательного Собрания.

(пункт 3 в редакции Закона Нижегородской области от 10.09.2021 № 104-З)

Статья 8. Руководящие должности в Законодательном Собрании

(статья 8 в редакции Законов Нижегородской области от 01.11.2016 № 148-З, от 02.10.2019 № 105-З)

1. Руководящими должностями в Законодательном Собрании являются Председатель Законодательного Собрания, заместитель Председателя Законодательного Собрания, руководитель фракции в Законодательном Собрании, заместитель руководителя фракции в Законодательном Собрании, председатель комитета, комиссии Законодательного Собрания, заместитель председателя комитета, комиссии Законодательного Собрания.

(часть1 в редакции Закона Нижегородской области от 10.09.2021 № 104-З)

2. Депутаты, избранные по одномандатным избирательным округам, а также в составе списков кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в Законодательном Собрании, вправе замещать руководящие должности в Законодательном Собрании в порядке, предусмотренном Регламентом Законодательного Собрания, Положением о комитетах и комиссиях Законодательного Собрания и положениями о депутатских объединениях в Законодательном Собрании.

(ч.3 ст.8 в ред. Закона НО от 01.11.2016 № 148-З)

(ч.3 ст.8 в ред. - Закон НО от 03.08.2018 № 77-З)

3. В Законодательном Собрании полномочия на профессиональной постоянной основе осуществляют не более 19 депутатов.

(ч.4 в ред. Закона НО от 02.12.2014 № 167-З)

4. Не менее чем одному депутату, избранному в составе каждого списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в Законодательном Собрании, предоставляется право осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе.

Условия осуществления депутатами Законодательного Собрания депутатской деятельности регулируются Законом области "О статусе депутата Законодательного Собрания Нижегородской области".

Статья 9. Председатель Законодательного Собрания

1. Работу Законодательного Собрания возглавляет Председатель Законодательного Собрания.

2. Председатель Законодательного Собрания избирается на срок полномочий Законодательного Собрания из числа депутатов на его первом заседании тайным голосованием с использованием бюллетеней.

3. Право на выдвижение кандидатов на должность Председателя Законодательного Собрания имеют:

1) группа депутатов (депутат), избранных (избранный) в составе областного списка избирательного объединения, который был допущен к распределению депутатских мандатов, либо фракция в Законодательном Собрании;

2) группы депутатов численностью не менее одной пятой от установленного числа депутатов (10 депутатов).

Каждая из указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части групп депутатов вправе предложить только одну кандидатуру.

4. Избрание Председателя Законодательного Собрания осуществляется в порядке, установленном Регламентом Законодательного Собрания.

5. Депутат считается избранным на должность Председателя Законодательного Собрания, если по результатам тайного голосования за него подано более половины голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания (26 голосов).

6. Председатель Законодательного Собрания работает на профессиональной постоянной основе и наделяется следующими полномочиями:

1) представляет Законодательное Собрание в отношениях с органами власти иностранных государств, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти области и иных субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями;

2) созывает и ведет очередные и внеочередные заседания Законодательного Собрания;

3) направляет Губернатору области для подписания и обнародования законы области, принятые Законодательным Собранием;

4) подписывает постановления Законодательного Собрания;

5) подписывает от имени Законодательного Собрания договоры, межпарламентские соглашения в соответствии с федеральными законами и законами области;

6) распределяет обязанности  между заместителями Председателя Законодательного Собрания;

7) созывает и ведет заседания Совета Законодательного Собрания; 

8) обращается в суды от имени Законодательного Собрания с заявлениями и жалобами;

9) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата Законодательного Собрания, прием и увольнение работников аппарата Законодательного Собрания в соответствии с трудовым законодательством и законодательством о государственной гражданской службе;

10) открывает и закрывает лицевой счет Законодательного Собрания и является распорядителем по этому счету;

11) осуществляет другие полномочия в соответствии с Уставом области, законами области, Регламентом Законодательного Собрания и иными постановлениями Законодательного Собрания.

7. Председатель Законодательного Собрания в пределах своих полномочий издает распоряжения.

8. В случае отсутствия Председателя Законодательного Собрания в связи с  болезнью, отпуском или командировкой его полномочия исполняет один из его заместителей в соответствии с распоряжением Председателя Законодательного Собрания или решением Законодательного Собрания.

9. Полномочия Председателя Законодательного Собрания могут быть досрочно прекращены:

1) на основании личного заявления Председателя Законодательного Собрания о досрочном сложении своих полномочий;

2) в случае прекращения депутатских полномочий;

3) в иных случаях, предусмотренных Уставом области и законами области.

10. Решение о досрочном прекращении полномочий Председателя Законодательного Собрания принимается открытым голосованием большинством голосов от числа избранных депутатов Законодательного Собрания и оформляется постановлением  в соответствии с Регламентом Законодательного Собрания. Избрание Председателя Законодательного Собрания осуществляется не позднее двух месяцев со дня вступления в силу указанного решения.

Статья 10. Заместители Председателя Законодательного Собрания

1. Законодательное Собрание принимает решение о числе заместителей Председателя Законодательного Собрания. Решением Законодательного Собрания может быть установлена должность первого заместителя Председателя Законодательного Собрания. Указанные решения принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов Законодательного Собрания и оформляются соответствующими постановлениями.

2. Заместитель (заместители) Председателя Законодательного Собрания избирается на заседании Законодательного Собрания из числа депутатов в порядке, предусмотренном Регламентом Законодательного Собрания.

3. Заместители Председателя Законодательного Собрания:

1) по поручению Председателя Законодательного Собрания ведут заседания Законодательного Собрания;

2) исполняют полномочия Председателя Законодательного Собрания в случаях, предусмотренных настоящим Законом;

3) курируют деятельность комитетов Законодательного Собрания;

4) решают другие вопросы организации деятельности Законодательного Собрания в соответствии с настоящим Законом, Регламентом Законодательного Собрания, распоряжениями и поручениями Председателя Законодательного Собрания.

4. Досрочное прекращение полномочий заместителя (заместителей) Председателя Законодательного Собрания осуществляется в порядке и по основаниям, предусмотренным статьей 9 настоящего Закона для досрочного прекращения полномочий Председателя Законодательного Собрания.

Статья 11. Совет Законодательного Собрания

1. В Законодательном Собрании для координации деятельности комитетов Законодательного Собрания, депутатских объединений в Законодательном Собрании, подготовки предложений по решению вопросов, находящихся на рассмотрении в Законодательном Собрании, и рассмотрения отдельных организационных вопросов деятельности Законодательного Собрания на срок полномочий Законодательного Собрания формируется Совет Законодательного Собрания.

2. Членами Совета Законодательного Собрания являются Председатель Законодательного Собрания, заместители Председателя Законодательного Собрания, руководители депутатских объединений в Законодательном Собрании, председатели комитетов Законодательного Собрания.

3. утратил силу Законом Нижегородской области от 04.12.2019 № 158-З

4. Совет Законодательного Собрания:

1) рассматривает вопросы проекта повестки дня заседания Законодательного Собрания, готовит соответствующие предложения, рекомендации для рассмотрения их на заседании Законодательного Собрания, на заседаниях комитетов Законодательного Собрания и временных комиссий, депутатских объединений в Законодательном Собрании;

2) инициирует проведение внеочередного заседания Законодательного Собрания;

3) инициирует рассмотрение отдельных вопросов повестки дня заседания Законодательного Собрания в режиме закрытого заседания Законодательного Собрания;

(пункт 3 в редакции Закона Нижегородской области от 10.09.2021 № 104-З)

4) принимает решение о перерыве в проведении очередных заседаний Законодательного Собрания для работы депутатов в избирательных округах и проведения отпусков депутатов;

5) дает предложения о проведении совместных заседаний комитетов Законодательного Собрания, заседаний временных комиссий, рабочих групп и согласительных комиссий;

6) организует работу по подготовке рассмотрения Законодательным Собранием вопроса о ежегодном отчете Губернатора области о результатах деятельности Правительства области;

7) организует работу по подготовке рассмотрения Законодательным Собранием вопроса о поручениях Законодательного Собрания контрольно-счетной палате области;

(п. 71 внесен - Закон НО от 25.12.2017 № 188-З)

7) принимает решение о заслушивании информации о деятельности территориального органа федерального органа исполнительной власти в области, определяет профильный комитет Законодательного Собрания и срок подготовки вопроса о заслушивании указанной информации к рассмотрению на заседании Законодательного Собрания;

8) готовит предложения, рекомендации, согласованные решения Совета Законодательного Собрания по спорным вопросам, находящимся на рассмотрении в Законодательном Собрании;

9) готовит предложения по доработке законопроектов;

10) инициирует проведение депутатских слушаний, "круглых столов", конференций, семинаров, совещаний, публичных слушаний, пресс-конференций, публичных обсуждений, иных мероприятий;

(пункт 10 в редакции Закона Нижегородской области от 10.09.2021 № 104-З)

11) утверждает планы мероприятий по взаимодействию Законодательного Собрания с Федеральным Собранием Российской Федерации, законодательными органами других субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями;

12) утратил силу Законом Нижегородской области от 04.12.2019 № 158-З

13) вносит предложения (ходатайства) о награждении Почетной грамотой Законодательного Собрания, Благодарственным письмом Законодательного Собрания, почетным знаком Законодательного Собрания "За заслуги";

14) ) решает иные вопросы организации деятельности Законодательного Собрания в соответствии с настоящим Законом, Регламентом Законодательного Собрания, Положением о Совете Законодательного Собрания.

5. утратила силу Законом Нижегородской области от 04.12.2019 № 158-З

5.1. Совет Законодательного Собрания имеет свой бланк с изображением Герба области и своим наименованием.

6. Порядок работы Совета Законодательного Собрания определяется Положением о Совете Законодательного Собрания.

(статья 11 в редакции Закона Нижегородской области от 04.12.2019 № 158-З)

Статья 12. Депутатские объединения в Законодательном Собрании

1. Депутатскими объединениями, формируемыми в Законодательном Собрании, являются фракции и депутатские группы.

2. Депутатские объединения подлежат включению в Реестр депутатских объединений в Законодательном Собрании в порядке, установленном Регламентом Законодательного Собрания.

3. Внутренняя деятельность депутатских объединений организуется ими самостоятельно.

Статья 13. Фракции в Законодательном Собрании

1. Фракция в Законодательном Собрании формируется для реализации в Законодательном Собрании задач политической партии и выражения единой позиции депутатов по вопросам, рассматриваемым Законодательным Собранием.

2. Фракция включает в себя всех депутатов Законодательного Собрания (депутата), избранных (избранного) в составе соответствующего списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в Законодательном Собрании. Во фракции могут входить также депутаты Законодательного Собрания, избранные по одномандатным избирательным округам, и депутаты Законодательного Собрания, избранные в составе списков кандидатов политических партий, прекративших свою деятельность в связи с ликвидацией или реорганизацией.

3. В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" депутат Законодательного Собрания, избранный в составе списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в Законодательном Собрании, входит в депутатское объединение - фракцию и не вправе выйти из фракции, в которой он состоит.

4. В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" депутат Законодательного Собрания, избранный по одномандатному избирательному округу и входящий во фракцию, может быть членом только той политической партии, во фракцию которой он входит.

5. Фракции обладают в Законодательном Собрании равными правами.

6. Порядок обеспечения деятельности фракций в Законодательном Собрании регулируется Положением об обеспечении деятельности фракций в Законодательном Собрании.

7. В соответствии с федеральным законодательством при прекращении деятельности политической партии в связи с ее ликвидацией или реорганизацией деятельность ее фракции в Законодательном Собрании, а также членство депутатов в этой фракции прекращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи.

Статья 14. Депутатские группы в Законодательном Собрании

1. Депутатские группы в Законодательном Собрании формируются по территориальному, профессиональному или иному принципу для выражения единой позиции депутатов по вопросам, рассматриваемым Законодательным Собранием. Депутатские группы в Законодательном Собрании не могут создаваться в целях реализации в Законодательном Собрании задач политической партии.

(ч.2 в ред. Закона НО от 02.12.2014 № 167-З)

2. Депутатские группы в Законодательном Собрании вправе образовывать депутаты, избранные по одномандатным избирательным округам, а также депутаты, избранные в составе списков кандидатов политических партий, прекративших свою деятельность в связи с ликвидацией или реорганизацией.

3. Численность депутатской группы должна быть не менее трех депутатов Законодательного Собрания.

4. Депутатские группы в Законодательном Собрании обладают равными правами.

5. Депутатская группа прекращает свою деятельность в следующих случаях:

1) если число членов депутатской группы становится менее установленной численности;

2) по решению депутатской группы;

3) в иных случаях, предусмотренных положением о депутатской группе.

6. Решение депутатской группы является основанием для включения или исключения ее из Реестра депутатских объединений в Законодательном Собрании в соответствии с Регламентом Законодательного Собрания.

Статья 15. Комитеты и комиссии Законодательного Собрания

(наименование в редакции Закона Нижегородской области от 10.09.2021 № 104-З)

1. Законодательное Собрание для подготовки и предварительного рассмотрения проектов законов области и проектов постановлений Законодательного Собрания, иных вопросов, относящихся к ведению Законодательного Собрания, на срок своих полномочий формирует из числа депутатов комитеты Законодательного Собрания (далее также -  комитет).

(часть 1 в редакции Закона Нижегородской области от 10.09.2021 № 104-З)

2. Перечень, наименования и вопросы ведения комитетов утверждаются постановлением Законодательного Собрания на первом заседании вновь избранного Законодательного Собрания.

(часть 2 в редакции Закона Нижегородской области от 10.09.2021 № 104-З)

3. В составе комитета не может быть менее трех депутатов Законодательного Собрания.

(часть 3 изложена в редакции Закона Нижегородской области от 10.09.2021 № 104-З)

4. Избрание председателя комитета Законодательного Собрания производится по предложению комитета на заседании Законодательного Собрания открытым голосованием. Избранным на должность председателя комитета считается кандидат, получивший большинство голосов от числа избранных депутатов Законодательного Собрания.

(часть 4 в редакции Закона Нижегородской области от 10.09.2021 № 104-З)

5. Комитет на своем заседании избирает заместителя (заместителей) председателя комитета Законодательного Собрания.

6. Формирование комитетов на первом заседании вновь избранного Законодательного Собрания, а также образование новых комитетов, ликвидация существующих комитетов, изменение их наименований, полномочия и порядок работы комитетов определяются в соответствии с Регламентом Законодательного Собрания и Положением о комитетах и комиссиях Законодательного Собрания.

(часть 6 изложена в редакции Закона Нижегородской области от 10.09.2021 № 104-З)

7. Комитеты по основным направлениям своей деятельности могут создавать из своего состава подкомитеты. Состав, полномочия и порядок деятельности подкомитетов определяет комитет, их создавший.

(часть 7 в редакции Закона Нижегородской области от 10.09.2021 № 104-З)

8. Законодательное Собрание по вопросам своей деятельности, а также в случаях и порядке, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом области, настоящим Законом и иными законами области, Регламентом Законодательного Собрания, формирует из числа депутатов на срок своих полномочий комиссии, входящие в структуру Законодательного Собрания.

9. Полномочия и порядок работы комиссий определяются Положением о комитетах и комиссиях Законодательного Собрания, Регламентом Законодательного Собрания, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом и законами области, постановлениями Законодательного Собрания.

(части 8 и 9 введены Законом Нижегородской области от 10.09.2021 № 104-З)

Статья 16 утратила силу Законом Нижегородской области от 10.09.2021 № 104-З

Статья 161. Комиссия по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного Собрания

(ст. 161 внесена Законом НО от 05.03.2012г. № 14-З)

(ч.1 в ред. Закона НО от 04.03.2013 № 26-З)

1. В целях контроля за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатов Законодательного Собрания, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей депутатов Законодательного Собрания на срок полномочий Законодательного Собрания соответствующего созыва создается комиссия Законодательного Собрания (далее - комиссия).

(абз. 1 в новой ред. - Закон НО от 31.07.2018 № 68-З)

2. Комиссия формируется из депутатов Законодательного Собрания в количестве 6 человек. В состав комиссии входят Председатель Законодательного Собрания, заместители Председателя Законодательного Собрания, председатель комитета Законодательного Собрания, к ведению которого отнесены вопросы противодействия коррупции, статуса депутата и депутатской этики, а также один депутат Законодательного Собрания по предложению Совета Законодательного Собрания.

3. Комиссию возглавляет Председатель Законодательного Собрания. Комиссия вправе избрать из своего состава заместителя председателя комиссии.

Персональный состав комиссии утверждается распоряжением Председателя Законодательного Собрания.

(части 2-3 изложены в новой редакции Закона Нижегородской области от 02.04.2019 № 29-З)

4. Комиссия проводит в порядке, определяемом Законом области "О статусе депутата Законодательного Собрания Нижегородской области", проверки:

(п.1 в ред. Закона НО от 04.03.2013 № 26-З)

1) достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами;

2) соблюдения депутатами ограничений и запретов, установленных федеральными законами, Уставом области и законами области.

(ч.. 5 в  ред. - Закон НО от 31.07.2018 № 68-З)

5. Заседание комиссии правомочно, если в нем участвует не менее двух третей от численного состава комиссии. Решения комиссии принимаются большинством голосов от присутствующих на заседании комиссии и оформляются протоколом. Документы комиссии оформляются на бланке комиссии и подписываются председателем комиссии.

6. Обеспечение деятельности комиссии осуществляет аппарат Законодательного Собрания. Для обеспечения деятельности комиссии могут вводиться отдельные должности в аппарате Законодательного Собрания, либо полномочия по обеспечению деятельности комиссии могут возлагаться на отдельных лиц, замещающих должности государственной гражданской службы в аппарате Законодательного Собрания, которые находятся в непосредственном подчинении председателя комиссии.

(часть 6 в редакции Закона Нижегородской области от 02.04.2019 № 29-З)

Глава 3. Функции Законодательного Собрания

Статья 17. Представительные функции Законодательного Собрания

1. Представительные функции Законодательного Собрания выражаются в обеспечении реализации права граждан на участие в формировании и деятельности Законодательного Собрания, в представлении депутатами Законодательного Собрания интересов населения области, а также во влиянии населения области на решения, принимаемые Законодательным Собранием.

2. Права и обязанности, формы депутатской деятельности, а также вопросы взаимоотношений депутата с избирателями регламентируются Законом области "О статусе депутата Законодательного Собрания Нижегородской области".

3. Способы влияния населения области на решения, принимаемые Законодательным Собранием, включают в себя в том числе:

1) реализацию права законодательной инициативы;

2) инициирование проведения и участие в публичных слушаниях по проектам законов области;

3) участие в общественных обсуждениях наиболее важных для населения области вопросов, проведение опросов общественного мнения;

4) проведение независимой антикоррупционной экспертизы законов области и постановлений Законодательного Собрания и их проектов;

(п.5 в ред. Закона НО от 04.03.2013 № 26-З)

5) обращение в Законодательное Собрание с предложениями, заявлениями и жалобами;

(п.6 внесен Законом НО от 02.12.2014 № 167-З)

6) осуществление общественного контроля.

Статья 18. Законодательные функции Законодательного Собрания

1. Законодательные функции Законодательного Собрания выражаются в законодательном регулировании отнесенных к его ведению вопросов путем принятия законов области, официального толкования законов области, а также в реализации права законодательной инициативы по внесению проектов федеральных законов или поправок к проектам федеральных законов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

2. Законодательное Собрание принимает Устав области, законы области и постановления Законодательного Собрания в пределах полномочий, предусмотренных статьей 4 настоящего Закона.

3. Проекты законов области, внесенные в порядке законодательной инициативы, проекты постановлений Законодательного Собрания подлежат обязательному рассмотрению в Законодательном Собрании.

4. Рассмотрение законопроектов на заседаниях Законодательного Собрания осуществляется не менее чем в двух чтениях. Законопроект может быть рассмотрен в третьем чтении в случаях, предусмотренных Законом области "О нормативных правовых актах Нижегородской области" и Регламентом Законодательного Собрания.

5. Устав области и поправки к нему принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания (34 голоса). Законы области принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания (26 голосов), если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Постановления Законодательного Собрания принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов Законодательного Собрания, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

6. Внесение проектов законов области и поправок к проектам законов области на рассмотрение Законодательного Собрания в порядке законодательной инициативы, внесение проектов постановлений Законодательного Собрания, а также порядок их рассмотрения и принятия, толкования осуществляются в соответствии с требованиями Закона области "О нормативных правовых актах Нижегородской области" и Регламента Законодательного Собрания.

7. Порядок реализации права законодательной инициативы по внесению проектов федеральных законов или поправок к проектам федеральных законов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации осуществляется Законодательным Собранием в соответствии с Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Статья 19. Контрольные функции Законодательного Собрания

1. Контрольные функции Законодательного Собрания выражаются в осуществлении контроля за соблюдением и исполнением законов области, исполнением областного бюджета, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов области, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью области.

2. Контрольные функции Законодательного Собрания осуществляются путем заслушивания ежегодных отчетов Губернатора области о результатах деятельности Правительства области, рассмотрения ежегодно представляемых Губернатором области обязательных публичных отчетов о результатах независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания, которые расположены на территории области и учредителями которых являются органы исполнительной власти области, и принимаемых мерах по совершенствованию деятельности указанных организаций, заслушивания руководителей органов исполнительной власти на заседаниях Законодательного Собрания и комитетов, направления запросов и обращений депутатов и Законодательного Собрания, проведения депутатских расследований, мониторинга законов области и постановлений Законодательного Собрания, депутатских слушаний.

(ч.3 в новой ред. - Закон НО от 02.12.2014 № 167-З)

3. Законодательное Собрание в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации бюджетными полномочиями осуществляет предварительный, текущий и последующий контроль в сфере бюджетных правоотношений.

4. Для организации и осуществления контроля за исполнением областного бюджета, территориальных государственных внебюджетных фондов области, контроля за расходованием иных финансовых ресурсов области, использованием государственной собственности области Законодательное Собрание образует контрольно-счетную палату области.

Порядок формирования и деятельности контрольно-счетной палаты области определяется Законом области "О контрольно-счетной палате Нижегородской области".

5. Законодательное Собрание на своем заседании заслушивает ежегодные отчеты Губернатора области о результатах деятельности Правительства области (далее - отчет Губернатора области), в том числе по вопросам, поставленным Законодательным Собранием.

51. Законодательное Собрание на своем заседании рассматривает ежегодно представляемый Губернатором области обязательный публичный отчет о результатах независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания, которые расположены на территории области и учредителями которых являются органы исполнительной власти области, и принимаемых мерах по совершенствованию деятельности указанных организаций.

Данный отчет рассматривается в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в порядке, предусмотренном в Регламенте Законодательного Собрания.

Заслушивание отчета Губернатора области проводится в  порядке, предусмотренном в Регламенте Законодательного Собрания.

6. С целью выяснения фактов и обстоятельств, представляющих общественную значимость и имеющих негативные последствия для населения области, а также для выяснения причин и условий их возникновения Законодательное Собрание проводит депутатское расследование.

Процедура проведения депутатского расследования регулируется Законом области "О депутатском расследовании Законодательного Собрания Нижегородской области".

(ч.7 в новой ред. – Закон НО от 04.03.2013 № 26-З)

7. В целях сбора, обобщения, анализа и оценки информации о правоприменении законов области и постановлений Законодательного Собрания проводится их мониторинг в соответствии с Положением о мониторинге правоприменения нормативных правовых актов области, принятых Законодательным Собранием.

8. Для обсуждения вопросов, отнесенных к ведению Законодательного Собрания, иных вопросов, имеющих общественную и социальную значимость, с гражданами, органами государственной власти области, иными государственными органами власти, органами местного самоуправления, расположенными на территории области организациями Законодательное Собрание проводит депутатские слушания.

Депутатские слушания в Законодательном Собрании проводятся по инициативе Председателя Собрания, заместителей Председателя Собрания, депутатских объединений в Законодательном Собрании, комитетов Законодательного Собрания, а также по инициативе группы депутатов Законодательного Собрания численностью не менее одной трети от числа избранных депутатов.

Порядок организации и проведения депутатских слушаний определяется Регламентом Законодательного Собрания.

(статья 19 в редакции Закона Нижегородской области от 04.06.2019 № 56-З)

Глава 4. Формы деятельности Законодательного Собрания

Статья 20. Заседания Законодательного Собрания

1. Заседания Законодательного Собрания являются основной формой работы Законодательного Собрания.

(часть 1 в редакции Закона Нижегородской области от 10.09.2021 № 104-З)

2. Заседания Законодательного Собрания проводятся не реже одного раза в месяц (очередные заседания) и созываются Председателем Законодательного Собрания.

Внеочередные заседания Законодательного Собрания созываются Председателем Законодательного Собрания по инициативе Губернатора области, Председателя Законодательного Собрания или депутатов Законодательного Собрания в количестве не менее одной трети от установленного числа депутатов (17 депутатов), Совета Законодательного Собрания.

Порядок созыва и проведения заседаний Законодательного Собрания (очередных и внеочередных) определяется Регламентом Законодательного Собрания.

3. Заседание Законодательного Собрания является правомочным, если в нем участвует не менее двух третей от установленного числа депутатов Законодательного Собрания (34 депутата).

4. Деятельность Законодательного Собрания носит открытый и гласный характер и освещается в средствах массовой информации.

5. С целью обсуждения отдельных вопросов, содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну, Председатель Законодательного Собрания принимает решение о рассмотрении данных вопросов в режиме  закрытого заседания Законодательного Собрания.

Статья 21. Заседания Совета Законодательного Собрания, депутатских объединений в Законодательном Собрании и комитетов Законодательного Собрания

1. Для принятия решений по вопросам своей деятельности Совет Законодательного Собрания проводит заседания. Заседание правомочно, если на нем присутствует не менее половины от числа членов Совета Законодательного Собрания.

(часть 1 в редакции Закона Нижегородской области от 10.09.2021 № 104-З)

2. Заседания Совета Законодательного Собрания проводятся не реже одного раза в месяц и созываются Председателем Законодательного Собрания.

3. Для принятия решений по вопросам своей деятельности депутатские объединения в Законодательном Собрании проводят заседания. Периодичность заседаний, кворум и порядок принятия решений определяются депутатскими объединениями самостоятельно в соответствии с положениями о депутатских объединениях в Законодательном Собрании.

(часть 3 в редакции Закона Нижегородской области от 10.09.2021 № 104-З)

4. Для принятия решений по вопросам своей деятельности комитеты Законодательного Собрания проводят заседания. Заседание правомочно, если на нем присутствует не менее половины от числа депутатов - членов комитета Законодательного Собрания.

(часть 4 в редакции Закона Нижегородской области от 10.09.2021 № 104-З)

5. Комитеты вправе проводить совместные заседания в соответствии с Положением о комитетах и комиссиях Законодательного Собрания.

6. Рассмотрение вопросов в комитетах Законодательного Собрания проходит открыто, за исключением случаев, предусмотренных Регламентом Законодательного Собрания, Положением о комитетах и комиссиях Законодательного Собрания, и освещается в средствах массовой информации.

(часть 6 в редакции Закона Нижегородской области от 10.09.2021 № 104-З)

7. Решение комитета Законодательного Собрания принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов комитета Законодательного Собрания, если иное не установлено Регламентом Законодательного Собрания.

(часть 7 в редакции Закона Нижегородской области от 10.09.2021 № 104-З)

Статья 22. Мероприятия, проводимые в Законодательном Собрании, и иные формы работы Законодательного Собрания

1. По инициативе Председателя Законодательного Собрания, его заместителей, Совета Законодательного Собрания, депутатского объединения в Законодательном Собрании, комитета Законодательного Собрания могут проводиться:

1) публичные слушания;

2) "круглые столы";

3) конференции;

4) семинары;

5) совещания;

6) пресс-конференции;

7) публичные обсуждения;

8) депутатские слушания;

9) иные мероприятия.

2. Для работы над проектами законов области, проектами постановлений Законодательного Собрания, а также по контрольным и иным вопросам деятельности Законодательное Собрание, депутатские объединения в Законодательном Собрании, комитеты Законодательного Собрания вправе создавать рабочие группы.

В состав рабочей группы по решению Законодательного Собрания, депутатского объединения в Законодательном Собрании или комитета Законодательного Собрания могут быть включены депутаты, представители органов исполнительной власти области, прокуратуры области, должностные лица федеральных органов власти, действующих на территории области, представители иных государственных органов, представители органов местного самоуправления, общественных объединений, специалисты.

Решение о создании рабочей группы оформляется постановлением Законодательного Собрания или распоряжением Председателя Законодательного Собрания, в котором указывается состав рабочей группы, а также ее задачи и срок деятельности.

3. Для решения отдельных задач Законодательное Собрание вправе образовывать временные комиссии.

Порядок образования временной комиссии, задачи, срок ее деятельности, состав и полномочия, иные вопросы деятельности временной комиссии определяются Регламентом Законодательного Собрания.

(часть 3 введена Законом Нижегородской области от 10.09.2021 № 104-З)

Глава 5. Взаимодействие Законодательного Собрания с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями и институтами гражданского общества

Статья 23. Взаимодействие Законодательного Собрания с федеральными органами государственной власти

1. Законодательное Собрание в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством области, в пределах своей компетенции взаимодействует с федеральными органами государственной власти.

2. В рамках взаимодействия с Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации) Законодательное Собрание:

1) рассматривает отчеты о деятельности сенатора Российской Федерации - представителя от Законодательного Собрания;

(пункт 1 в редакции Закона Нижегородской области от 10.09.2021 № 104-З)

2) участвует в подготовке совместных (консолидированных) законодательных инициатив;

3) утратил силу - Закон НО от 02.12.2014 № 167-З

4) взаимодействует в иных формах в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством.

3. В рамках взаимодействия с Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) Законодательное Собрание:

1) представляет официальные отзывы на проекты федеральных законов, направляемых Государственной Думой, в порядке, установленном федеральным законодательством, и в соответствии с Положением о порядке рассмотрения проектов федеральных законов, вносимых Законодательным Собранием Нижегородской области в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы, и проектов федеральных законов, поступивших на рассмотрение Законодательного Собрания Нижегородской области;

2) направляет предложения в ежегодный план мероприятий по взаимодействию Государственной Думы с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации и участвует в его реализации в форме совместных семинаров, совещаний, прохождения стажировки и в иных формах;

3) утратил силу - Закон НО от 02.12.2014 № 167-З

4) взаимодействует в иных формах в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством.

(ч.31 внесена. Законом НО от 03.10.2013 № 131-З)

31. Сенатор Российской Федерации - представитель от Законодательного Собрания не реже чем один раз в год представляет Законодательному Собранию письменный отчет о своей деятельности в Совете Федерации.

(часть 3 в редакции Закона Нижегородской области от 10.09.2021 № 104-З)

(ч.32 внесена Законом НО от 02.12.2014 № 167-З)

32. Законодательное Собрание участвует в работе Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации.

4. С целью совершенствования федерального законодательства, защиты прав и свобод человека и гражданина, выражения позиции по актуальным вопросам Законодательное Собрание направляет в федеральные органы государственной власти обращения, оформленные постановлениями Законодательного Собрания.

5. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства Законодательное Собрание взаимодействует с территориальными органами федеральных органов государственной власти, действующими на территории области, в пределах своей компетенции и в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области.

(п.6 внесен - Закон НО от 25.12.2017 № 188-З)

6. В соответствии со статьей 4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" по приглашению Законодательного Собрания руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти выступает на заседаниях Законодательного Собрания с информацией о деятельности территориального органа федерального органа исполнительной власти в области и отвечает на вопросы депутатов Законодательного Собрания.

Порядок рассмотрения Законодательным Собранием вопроса о заслушивании информации о деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в области определяется Регламентом Законодательного Собрания в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", иными федеральными законами, настоящим Законом.

Статья 24. Взаимодействие Законодательного Собрания с органами исполнительной власти области, государственными органами области

1. Законодательное Собрание и Правительство области взаимодействуют в установленных федеральным законодательством и законодательством области формах в целях эффективного управления процессами экономического и социального развития области в интересах ее населения.

2. Законодательное Собрание направляет Губернатору области планы законопроектной работы и проекты законов области.

3. Законодательное Собрание и Правительство области осуществляют взаимный обмен принятыми нормативными правовыми актами.

4. При рассмотрении проектов законов области и проектов постановлений Законодательного Собрания на своих заседаниях Законодательное Собрание рассматривает отзывы, предложения и замечания Правительства области.

5. С целью предварительного обсуждения концепции проектов законов области или разработки проектов законов области до внесения их в порядке законодательной инициативы Законодательное Собрание и Правительство области могут образовывать рабочие группы, проводить совещания и иные мероприятия.

6. Депутаты Законодательного Собрания вправе присутствовать на заседаниях Правительства области и участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросов с правом совещательного голоса. По поручению Законодательного Собрания или его Председателя на заседаниях Правительства области вправе присутствовать работники аппарата Законодательного Собрания.

7. Законодательное Собрание вправе пригласить на свое заседание Губернатора области, других членов Правительства области, руководителей исполнительных органов государственной власти области для сообщений, ответов на запросы и обращения депутатов, предоставления информации по вопросам, относящимся к ведению Законодательного Собрания.

8. На заседаниях Законодательного Собрания и его комитетов вправе присутствовать с правом совещательного голоса Губернатор области, другие члены Правительства области, руководители органов исполнительной власти области или лица, ими уполномоченные.

9. Законодательное Собрание на своем заседании может провести "правительственный час".

"Правительственный час" проводится с целью заслушивания информации Губернатора области, членов Правительства области, руководителей органов исполнительной власти области, ответов должностных лиц органов исполнительной власти области на вопросы депутатов Законодательного Собрания.

"Правительственный час" проводится по инициативе Губернатора области, Председателя Законодательного Собрания, Совета Законодательного Собрания, комитетов Законодательного Собрания, депутатских объединений в Законодательном Собрании в порядке, установленном Регламентом Законодательного Собрания. Решение о проведении "правительственного часа" принимает Председатель Законодательного Собрания или Совет Законодательного Собрания.

По результатам рассмотрения вопросов в рамках "правительственного часа" Законодательное Собрание может принять постановление или обращение Законодательного Собрания.

10. Законодательное Собрание принимает участие в утверждении и согласовании назначения на должность отдельных должностных лиц органов исполнительной власти области в соответствии с Уставом области.

Законодательное Собрание вправе выразить недоверие (доверие) Губернатору области, должностным лицам органов исполнительной власти области, в назначении которых Законодательное Собрание принимало участие, в случаях, предусмотренных Уставом области.

11. По запросу Законодательного Собрания, его комитетов, а также депутатских объединений в Законодательном Собрании Губернатор области, члены Правительства области, руководители органов исполнительной власти области обязаны представлять необходимые сведения по вопросам, относящимся к их ведению и полномочиям, не позднее чем в месячный срок, если иное не предусмотрено федеральным законом, законом области.

12. Разногласия между Законодательным Собранием и органами исполнительной власти области по вопросам осуществления их полномочий разрешаются путем переговоров, консультаций, с помощью создаваемых на паритетной основе согласительных и иных комиссий, других согласительных процедур либо в судебном порядке.

13. Законодательное Собрание участвует в назначении отдельных должностных лиц государственных органов области, направляет в адрес государственных органов области запросы и обращения, привлекает их к участию в разработке и доработке проектов законов области и проектов постановлений Законодательного Собрания, заслушивает информацию о деятельности государственных органов области, взаимодействует в иных формах, предусмотренных законами области, регулирующими деятельность указанных государственных органов области.

Статья 25. Взаимодействие Законодательного Собрания с органами местного самоуправления муниципальных образований области

Законодательное Собрание взаимодействует с органами местного самоуправления муниципальных образований области в следующих формах:

1) оказание органам местного самоуправления методической и иной помощи в осуществлении их полномочий;

2) рассмотрение обращений органов и должностных лиц местного самоуправления;

3) информирование органов местного самоуправления о рассматриваемых Законодательным Собранием проектах законов области, проектах постановлений Законодательного Собрания, а также о принятых законах области, постановлениях Законодательного Собрания, затрагивающих интересы соответствующих муниципальных образований;

4) создание совещательных, консультационных органов с участием органов местного самоуправления;

5) в иных формах в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством.

Статья 26. Взаимодействие Законодательного Собрания с Общественной палатой области, общественными объединениями, организациями и гражданами

1. Законодательное Собрание и Общественная палата области в соответствии с демократическими принципами развития гражданского общества взаимодействуют в целях защиты прав и свобод населения области, прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики. Данное взаимодействие реализуется в порядке, предусмотренном законами области, Регламентом Законодательного Собрания и иными нормативными правовыми актами.

2. При осуществлении взаимодействия с Общественной палатой области Законодательное Собрание:

1) представляет Общественной палате области по ее запросам необходимые для работы сведения, за исключением тех, которые составляют государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

2) приглашает членов Общественной палаты области на заседания Законодательного Собрания, заседания комитетов Законодательного Собрания и рабочих групп;

3) в соответствии с Законом области "Об Общественной палате Нижегородской области" направляет в Общественную палату области для проведения общественной экспертизы проекты федеральных законов и законов области, а также все необходимые для проведения общественной экспертизы документы и материалы;

4) оказывает информационную и консультационную помощь в пределах компетенции Законодательного Собрания по вопросам деятельности Общественной палаты области.

3. Законодательное Собрание в порядке, предусмотренном Регламентом Законодательного Собрания, направляет на рассмотрение политических партий, иных общественных объединений, организаций проекты законов области, затрагивающие их деятельность и интересы.

4. Политические партии, не представленные в Законодательном Собрании, вправе не менее одного раза в год участвовать в заседании Законодательного Собрания в порядке, определяемом Регламентом Законодательного Собрания.

5. При Законодательном Собрании могут быть образованы совещательные, консультативные, экспертные органы по вопросам, отнесенным к компетенции Законодательного Собрания.

6. Законодательное Собрание вправе вынести наиболее важные вопросы жизни области на обсуждение населения путем проведения референдума, публичных слушаний, публичного обсуждения и опроса граждан.

7. Законодательное Собрание в пределах своей компетенции рассматривает обращения граждан в порядке и сроки, установленные Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и Законом области "О дополнительных гарантиях права граждан на обращение в Нижегородской области".

Статья 27. Обеспечение доступа к информации о деятельности Законодательного Собрания

1. Обеспечение доступа к информации о деятельности Законодательного Собрания осуществляется Законодательным Собранием на основании Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" и Закона области "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Нижегородской области и органов местного самоуправления в Нижегородской области и о государственных и муниципальных информационных системах в Нижегородской области".

2. Законодательное Собрание обеспечивает возможность присутствия граждан на заседаниях Законодательного Собрания в порядке, утверждаемом постановлением Законодательного Собрания.

(ч.3 в ред. Закона НО от 12.03.2012 № 21-З)

3. Законодательное Собрание готовит информацию об итогах своей деятельности за соответствующий год и созыв.

Информация о деятельности Законодательного Собрания размещается на официальном сайте Законодательного Собрания в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").

(ч.4 в ред. Закона НО от 12.03.2012 № 21-З)

4. Законодательное Собрание информирует население о деятельности Законодательного Собрания, в том числе комитетов, депутатских объединений в Законодательном Собрании, депутатов Законодательного Собрания, путем ее освещения в средствах массовой информации, на официальном сайте Законодательного Собрания в сети "Интернет", прямой видеотрансляции заседаний Законодательного Собрания из зала заседаний через сеть "Интернет", а также другими способами, предусмотренными законами и иными нормативными правовыми актами.

(ч.5 в ред. Закона НО от 12.03.2012 № 21-З)

5. Состав информации, размещаемой на официальном сайте Законодательного Собрания в сети "Интернет", устанавливается Федеральным законом "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" и Законом области "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Нижегородской области и органов местного самоуправления в Нижегородской области и о государственных и муниципальных информационных системах в Нижегородской области".

Статья 28. Межпарламентское и международное сотрудничество Законодательного Собрания

1. Законодательное Собрание взаимодействует с законодательными (представительными) органами государственной власти других субъектов Российской Федерации в следующих формах:

1) заключает договоры и соглашения о межпарламентском сотрудничестве;

2) осуществляет взаимный обмен информацией о рассматриваемых на заседаниях вопросах, о подготовленных законодательных инициативах и обращениях, о планах работ и отчетах об их выполнении, о результатах мониторинга законодательства;

3) осуществляет обмен делегациями в целях обмена опытом и по иным вопросам сотрудничества;

4) участвует в межпарламентских организациях различного уровня;

5) взаимодействует в иных формах в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством.

2. Законодательное Собрание в пределах полномочий, предоставленных Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, имеет право на ведение переговоров по вопросам сотрудничества с законодательными (представительными) органами иностранных государств, субъектов иностранных федеративных государств, административно - территориальных образований иностранных государств, а также на заключение межпарламентских соглашений в соответствии с Законом области "О соглашениях Нижегородской области об осуществлении международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей".

Глава 6. Обеспечение деятельности Законодательного Собрания

Статья 29. Аппарат Законодательного Собрания

1. Организационное, правовое, информационное и материально-техническое обеспечение деятельности Законодательного Собрания осуществляет аппарат Законодательного Собрания.

2. Работники аппарата Законодательного Собрания замещают должности государственной гражданской службы области и должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области, регулирующим вопросы государственной гражданской службы, и в соответствии с законодательством о труде.

3. Права, обязанности и ответственность государственных гражданских служащих области в аппарате Законодательного Собрания, а также условия прохождения ими государственной гражданской службы определяются федеральным законодательством и законодательством области, регулирующим вопросы государственной гражданской службы, законодательством о труде, иными нормативными правовыми актами, должностными регламентами.

4. Структура аппарата Законодательного Собрания утверждается постановлением Законодательного Собрания.

5. Деятельность аппарата Законодательного Собрания регулируется принимаемыми постановлениями Законодательного Собрания Положением об аппарате Законодательного Собрания, Служебным распорядком аппарата Законодательного Собрания.

Статья 30. Финансирование деятельности Законодательного Собрания

Расходы на обеспечение деятельности Законодательного Собрания предусматриваются в областном бюджете отдельно от других расходов в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Глава 7. Заключительные положения

Статья 31. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования, за исключением статьи 8 настоящего Закона.

2. Статья 8 настоящего Закона вступает в силу со дня проведения первого правомочного заседания Законодательного Собрания пятого созыва.

Губернатор области

В.П. Шанцев

Нижний Новгород

1 марта 2011 года

№ 25-З

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Нижегородские новости № 40 (4652) от 11.03.2011 стр. 6
Рубрики правового классификатора: 010.110.020 Порядок формирования, 010.110.030 Компетенция, 010.110.040 Организация деятельности

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать