Основная информация

Дата опубликования: 25 августа 2020г.
Номер документа: RU66009005202000105
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Москва
Принявший орган: Дума Серовского городского округа
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты муниципальных образований
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



1

ДУМА СЕРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

РЕШЕНИЕ

от 25.08.2020 № 257

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОЛОЖЕНИЕ О БЮДЖЕТНОМ ПРОЦЕССЕ В СЕРОВСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ, УТВЕРЖДЕННОЕ РЕШЕНИЕМ ДУМЫ СЕРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА ОТ 30.08.2016Г. № 368

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», руководствуясь статьей 21 Устава Серовского городского округа, Дума Серовского городского округа

РЕШИЛА:

1. Внести в Положение о бюджетном процессе в Серовском городском округе, утвержденное решением Думы Серовского городского округа от 30.08.2016г. №368, изменения, изложив его в новой редакции (прилагается).

2. Опубликовать настоящее решение в газете «Серовский рабочий».

3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на Комиссию по бюджету и экономической политике.

Глава Серовского                                             Председатель Думы

городского округа                                             Серовского городского округа                                                         

В.В. Сизиков                                                      А.Х. Юсупов

Приложение

к решению Думы

Серовского городского округа

от 25.08.2020г. № 257

ПОЛОЖЕНИЕ

О БЮДЖЕТНОМ ПРОЦЕССЕ В СЕРОВСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Правоотношения, регулируемые настоящим Положением

Настоящее Положение (далее – Положение) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации определяет особенности бюджетного процесса в Серовского городском округе (далее – городской округ) и регулирует отношения между участниками бюджетного процесса, возникающие в ходе:

- формирования доходов и осуществления расходов бюджета Серовского городского округа, осуществления муниципальных заимствований, регулирования муниципального долга;

- составления и рассмотрения проекта бюджета Серовского городского округа, утверждения и исполнения бюджета Серовского городского округа, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Статья 2. Правовые основы бюджетного процесса в городском округе

1. Правовую основу бюджетного процесса составляют Бюджетный кодекс Российской Федерации, иные федеральные законы, законы Свердловской области, Устав Серовского городского округа, настоящее Положение и другие муниципальные правовые акты городского округа.

2. Во исполнение настоящего Положения, иных решений Думы Серовского городского округа, регулирующих бюджетные правоотношения, администрация Серовского городского округа принимает муниципальные правовые акты по вопросам, отнесенным к ее компетенции.

Статья 3. Бюджет городского округа

1. Бюджет городского округа разрабатывается и утверждается в форме нормативного правового акта представительного органа - решения Думы городского округа.

2. Решение о бюджете городского округа вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря соответствующего финансового года.

3. Решение о бюджете городского округа подлежит официальному опубликованию не позднее 10 дней после его подписания.

Статья 4. Участники бюджетного процесса 

Участниками бюджетного процесса в городском округе являются:

- глава Серовского городского округа (далее - глава городского округа);

- Дума Серовского городского округа (далее - Дума городского округа);

- администрация Серовского городского округа (далее - администрация городского округа);

- Контрольно-ревизионная комиссия Серовского городского округа  (далее - Контрольный орган);

- Функциональный орган «Финансовое управление администрации Серовского городского округа» (далее - Финансовый орган);

- главные распорядители бюджетных средств (далее - главные распорядители (распорядители) средств бюджета городского округа);

- главные администраторы доходов бюджета (далее - главные администраторы (администраторы) доходов бюджета городского округа;

- главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета (далее - главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета городского округа;

- получатели бюджетных средств (далее - получатели средств бюджета городского округа).

Статья 5. Бюджетные полномочия участников бюджетного процесса

1. Глава городского округа:

- определяет основные направления бюджетной и налоговой политики городского округа;

- принимает решения о назначении публичных слушаний по проекту бюджета городского округа и по проекту годового отчета об исполнении бюджета городского округа;

- в случае возникновения несогласованных вопросов в период подготовки проекта решения о бюджете городского округа, принимает решение о создании согласительной комиссии;

- представляет на утверждение Думе городского округа проект стратегии социально-экономического развития городского округа;

- представляет на утверждение Думе городского округа проект бюджета городского округа и отчет о его исполнении;

- вносит в Думу городского округа проекты или дает заключения на проекты нормативных правовых актов Думы городского округа, предусматривающих установление, введение в действие и прекращение действия местных налогов и сборов, установление налоговых льгот по местным налогам и сборам, оснований и порядка их применения, осуществление расходов из средств бюджета городского округа;

- осуществляет иные полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

2. Дума городского округа:

- рассматривает проект и утверждает бюджет городского округа и отчеты об его исполнении;

- осуществляет контроль в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджета городского округа на своих заседаниях, заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп, в ходе проводимых слушаний и в связи с депутатскими запросами;

- формирует и определяет правовой статус органа внешнего муниципального финансового контроля;

- устанавливает, изменяет и отменяет местные налоги и сборы в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

- устанавливает налоговые льготы по местным налогам и сборам, основания и порядок их применения;

- устанавливает дополнительные основания и условия предоставления отсрочки и рассрочки уплаты местных налогов, предоставления инвестиционных налоговых кредитов;

- утверждает стратегию социально-экономического развития городского округа;

- принимает решение о создании муниципального дорожного фонда, утверждает порядок формирования и использования бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда;

- утверждает порядок и условия предоставления муниципальных гарантий из бюджета городского округа;

- осуществляет иные полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

3. Администрация городского округа:

- устанавливает порядок и сроки составления проекта бюджета городского округа;

- устанавливает порядок разработки прогноза социально-экономического развития;

- обеспечивает составление проекта бюджета городского округа, вносит его с необходимыми документами и материалами на утверждение Думы городского округа;

- обеспечивает исполнение бюджета городского округа и составление бюджетной отчетности;

- утверждает отчет об исполнении бюджета городского округа за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года и направляет в Думу городского округа и Контрольный орган;

- осуществляет управление муниципальным долгом;

- вносит на рассмотрение в Думу городского округа предложения по введению, изменению, отмене местных налогов и сборов, установлению и отмене налоговых льгот по местным налогам;

- устанавливает порядки определения объемов и условий предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, из бюджета городского округа;

- принимает муниципальные правовые акты о порядке предоставления субсидий из бюджета городского округа юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в случаях и порядке, предусмотренных решением Думы о бюджете городского округа, которые должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации;

- устанавливает порядок предоставления субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность;

- устанавливает порядок принятия решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности;

- принимает решение о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся муниципальными учреждениями или муниципальными унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства за счет средств  бюджета городского округа в виде правового акта;

- разрабатывает и одобряет прогноз социально-экономического развития городского округа;

- устанавливает порядок принятия решения о разработке муниципальных программ и формирования и реализации указанных программ;

- утверждает муниципальные программы;

- устанавливает порядок формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями городского округа;

- предоставляет муниципальные гарантии из бюджета городского округа;

- утверждает порядок ведения реестра расходных обязательств городского округа;

- устанавливает порядок осуществления бюджетных полномочий главными администраторами дохода бюджета городского округа являющихся органами местного самоуправления и (или) находящихся в их ведении казенных учреждений;

- устанавливает порядок использования средств резервного фонда администрации городского округа;

- осуществляет муниципальные внутренние заимствования, утверждает порядок осуществления муниципальных внутренних заимствований, обслуживания и управления муниципальным долгом;

- разрабатывает основные направления долговой политики городского округа на очередной финансовый год и плановый период (очередной финансовый год), которые разрабатываются в целях реализации ответственной долговой политики городского округа и повышения ее эффективности;

- устанавливает состав информации, порядок и срок ее внесения в муниципальную долговую книгу;

- разрабатывает бюджетный прогноз городского округа на долгосрочный период в случае, если решением Думы городского округа принято решение о его разработке;

- утверждает порядок формирования перечня налоговых расходов городского округа и оценки налоговых расходов городского округа;

- представляет годовой отчет об исполнении бюджета городского округа в Контрольный орган для проведения внешней проверки и в Думу городского округа на рассмотрение и утверждение;

- устанавливает порядок формирования и ведения Реестра источников доходов бюджета городского округа;

- утверждает подведомственность получателей бюджетных средств главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств;

- по истечении сроков, указанных в абзаце первом пункта 1статьи 100.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, издает муниципальный правовой акт о списании с муниципального долга муниципальных долговых обязательств, выраженных в валюте Российской Федерации;

- устанавливает порядок определения при предоставлении муниципальной гарантии минимального объема (суммы) обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу по муниципальной гарантии в зависимости от степени удовлетворительности финансового состояния принципала;

- ежегодно разрабатывает среднесрочный финансовый план муниципального образования по форме и в порядке, им установленным, с соблюдением положений Бюджетного кодекса Российской Федерации;

- осуществляет иные полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

4. Контрольный орган:

- осуществляет аудит эффективности, направленный на определение экономности и результативности использования средств бюджета городского округа;

- проводит экспертизы проектов решений о бюджетах, иных нормативных правовых актов городского округа, в том числе обоснованности показателей (параметров и характеристик) бюджета;

- проводит экспертизы муниципальных программ;

- осуществляет анализ и мониторинг бюджетного процесса, в том числе подготовку предложений по устранению выявленных отклонений в бюджетном процессе и совершенствованию нормативных правовых актов городского округа;

- осуществляет подготовку предложений по совершенствованию осуществления главными распорядителями средств бюджета городского округа, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета внутреннего финансового аудита;

- осуществляет иные полномочия, установленные Федеральным законом от 7 февраля 2011 года №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

5. Финансовый орган:

- составляет проект бюджета городского округа и организует исполнение бюджета городского округа;

- утверждает перечень кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы местного самоуправления и (или) находящиеся в их ведении казенные учреждения;

- устанавливает перечень и коды целевых статей расходов бюджетов;

- ведет реестр расходных обязательств городского округа;

- представляет в Министерство финансов Свердловской области реестр расходных обязательств городского округа;

- осуществляет оценку надежности (ликвидности) банковской гарантии, поручительства;

- обеспечивает соблюдение требований к условиям предоставления бюджетных кредитов юридическим лицам, установленных нормативными правовыми актами, регулирующими предоставление указанных бюджетных кредитов, и договорами о предоставлении бюджетных кредитов;

- определяет порядок и осуществляет анализ финансового состояния принципала в целях предоставления муниципальной гарантии;

- ведет учет выданных гарантий, исполнения обязательств принципала, обеспеченных гарантиями, а также учет осуществления гарантом платежей по выданным гарантиям;

- осуществляет ведение муниципальной долговой книги;

- устанавливает порядок составления и ведения кассового плана, составляет и ведет кассовый план;

- устанавливает порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи городского округа;

- составляет, утверждает и ведет сводную бюджетную роспись городского округа;

- устанавливает порядок исполнения бюджета городского округа по расходам;

- устанавливает порядки по учету бюджетных и денежных обязательств;

- устанавливает порядок санкционирования оплаты денежных обязательств;

- устанавливает порядок исполнения бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета;

- устанавливает порядок составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) средств городского округа, включая внесение изменений в них;

- утверждает лимиты бюджетных обязательств главных распорядителей (распорядителей) средств городского округа;

- открывает и ведет лицевые счета участникам бюджетного процесса для учета операций по исполнению бюджета городского округа, в установленном им порядке;

- осуществляет управление средствами на едином счете бюджета городского округа;

- устанавливает порядок завершения операций по исполнению бюджета городского округа в текущем финансовом году;

- ведет учет и осуществляет хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением;

- на основании сводной бюджетной отчетности главных администраторов (администраторов) средств бюджета городского округа составляет бюджетную отчетность городского округа;

- представляет в Министерство финансов Свердловской области бюджетную отчетность;

- выносит предупреждение главным распорядителям (распорядителям) и получателям средств бюджета округа о ненадлежащем исполнении бюджета в случаях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;

- устанавливает порядок и методику планирования бюджетных ассигнований;

- утверждает перечень кодов видов источников финансирования дефицита бюджета, главными администраторами которых являются органы местного самоуправления и (или) находящиеся в их ведении казенные учреждения;

-   ведет реестр источников доходов городского округа;

- устанавливает порядок взыскания средств в объеме остатка не использованной на начало очередного финансового года субсидии при отсутствии решения получателя средств бюджета городского округа, предоставившего субсидию, о наличии потребности направления этих средств на цели предоставления субсидии;

- устанавливает правила (основания, условия и порядок) списания и восстановления в учете задолженности по денежным обязательствам перед городским округом, за исключением случаев, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации;

- устанавливает порядок проведения и проводит мониторинг качества финансового менеджмента, включающий мониторинг качества исполнения бюджетных полномочий, а также качества управления активами, осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд, в отношении главных администраторов средств бюджета;

- осуществляет размещение информации о бюджете и бюджетном процессе в городском округе на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

-   осуществляет внутренний, предварительный и последующий контроль за исполнением бюджета городского округа, в том числе контроль за целевым и эффективным расходованием средств бюджета городского округа главными распорядителями, распорядителями и получателями средств бюджета городского округа;

- осуществляет иные полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Положением о Финансовом органе.

6. Главный распорядитель (распорядитель) средств бюджета городского округа:

1) обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования средств бюджета городского округа в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;

2) формирует перечень подведомственных ему получателей средств бюджета городского округа;

3) ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований;

4) осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований;

5) составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по получателям средств бюджета городского округа и исполняет соответствующую часть бюджета;

6) вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств;

7) вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи;

8) определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных получателей средств бюджета городского округа, являющихся казенными учреждениями;

9) формирует и утверждает муниципальные задания;

10) обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении;

11) формирует бюджетную отчетность главного распорядителя средств бюджета городского округа;

12) отвечает соответственно от имени городского округа по денежным обязательствам подведомственных ему получателей средств бюджета городского округа;

13) осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Главный распорядитель средств бюджета городского округа выступает в суде от имени городского округа в качестве представителя ответчика по искам к городскому округу:

1) о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту;

2) предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю средств бюджета городского округа, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств;

3) по иным искам к городскому округу, по которым в соответствии с федеральным законом интересы городского округа представляет орган, осуществляющий в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полномочия главного распорядителя средств бюджета городского округа.

Главный распорядитель средств бюджета городского округа выступает в суде от имени городского округа в качестве представителя истца по искам о взыскании денежных средств в порядке регресса в соответствии с пунктом 3.1 статьи 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации к лицам, чьи действия (бездействие) повлекли возмещение вреда за счет казны городского округа.

7.  Главный администратор доходов бюджета:

1) формирует перечень подведомственных ему администраторов доходов бюджета;

2) представляет сведения, необходимые для составления проекта бюджета;

3) представляет сведения для составления и ведения кассового плана;

4) формирует и представляет бюджетную отчетность главного администратора доходов бюджета;

5) ведет реестр источников доходов бюджета по закрепленным за ним источникам доходов на основании перечня источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

6) утверждает методику прогнозирования поступлений доходов в бюджет городского округа в соответствии с общими требованиями к такой методике, установленными Правительством Российской Федерации;

7) осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным Кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Администратор доходов бюджета:

1) осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;

2) осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;

3) принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;

4) принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства;

5) в случае и порядке, установленных главным администратором доходов бюджета формирует и представляет главному администратору доходов бюджета сведения и бюджетную отчетность, необходимые для осуществления полномочий соответствующего главного администратора доходов бюджета;

6) предоставляет информацию, необходимую для уплаты денежных средств физическими и юридическими лицами за  муниципальные услуги,                  а также иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах                  в соответствии с порядком, установленным Федеральном законом от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

7) принимает решение о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет городского округа;

8) осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным Кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Бюджетные полномочия администраторов доходов бюджета осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с доведенными до них главными администраторами доходов бюджета, в ведении которых они находятся, правовыми актами, наделяющих их полномочиями администратора доходов бюджета.

Бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджета городского округа, являющихся органами местного самоуправления и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, осуществляются в порядке, установленном администрацией городского округа.

8. Главный администратор (администратор) источников финансирования дефицита бюджета городского округа:

1) формирует перечни подведомственных ему администраторов источников финансирования дефицита бюджета;

2)   осуществляет планирование (прогнозирование) поступлений и выплат по источникам финансирования дефицита бюджета;

3) обеспечивает адресность и целевой характер использования выделенных в его распоряжение ассигнований, предназначенных для погашения источников финансирования дефицита бюджета;

4) распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным администраторам источников финансирования дефицита бюджета и исполняет соответствующую часть бюджета;

5) формирует бюджетную отчетность главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета;

6) осуществляет контроль за полнотой и своевременностью поступления в бюджет источников финансирования дефицита бюджета;

7) обеспечивает поступления в бюджет и выплаты из бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета;

8) составляет обоснования бюджетных ассигнований;

9) утверждает методику прогнозирования поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета в соответствии с общими требованиями к такой методике, установленными Правительством Российской Федерации;

10) осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации, настоящим Положением и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

9. Получатель средств бюджета городского округа:

1) составляет и исполняет бюджетную смету;

2) принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства;

3) обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований;

4) вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) средств бюджета городского округа предложения по изменению бюджетной росписи;

5) ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета);

6) формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) средств бюджета городского округа;

7) исполняет иные полномочия, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации, настоящим Положением и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

Статья 6. Бюджетные полномочия отдельных участников бюджетного процесса по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита

1. Внутренний финансовый аудит является деятельностью по формированию и предоставлению руководителю главного администратора доходов бюджета, руководителю распорядителя средств бюджета городского округа, руководителю получателя средств бюджета городского округа, руководителю администратора доходов бюджета, руководителю администратора источников финансирования дефицита бюджета:

-  информации о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий распорядителя средств бюджета городского округа, получателя средств бюджета городского округа, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета (далее - администратор бюджетных средств), главного администратора доходов бюджета, в том числе заключения о достоверности бюджетной отчетности;

-  предложений о повышении качества финансового менеджмента, в том числе о повышении результативности и экономности использования средств бюджета городского округа;

- заключения о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента.

2. Внутренний финансовый аудит осуществляется в целях:

- оценки надежности внутреннего процесса главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, осуществляемого в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий (далее - внутренний финансовый контроль), и подготовки предложений об организации внутреннего финансового контроля;

- подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации, а также ведомственным (внутренним) актам, принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации;

- повышения качества финансового менеджмента.

3. Внутренний финансовый аудит осуществляется на основе принципа функциональной независимости структурными подразделениями или в случаях, предусмотренных федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, уполномоченными должностными лицами (работниками) главного администратора доходов бюджета, администратора бюджетных средств, наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, а в случаях передачи полномочий, предусмотренных настоящим пунктом, - структурными подразделениями или уполномоченными должностными лицами (работниками) главного администратора бюджетных средств (администратора бюджетных средств), которому передаются указанные полномочия.

4. Администратор доходов бюджета вправе передать полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита главному администратору доходов бюджета, в ведении которого он находится, или другому администратору доходов бюджета, находящемуся в ведении данного главного администратора доходов бюджета, в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита.

5. Внутренний финансовый аудит осуществляется в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, установленными Министерством финансов Российской Федерации.

Главные администраторы доходов бюджета, администраторы доходов бюджета, осуществляющие внутренний финансовый аудит, издают ведомственные (внутренние) акты, обеспечивающие осуществление внутреннего финансового аудита с соблюдением федеральных стандартов внутреннего финансового аудита.

6. Мониторинг качества финансового менеджмента, включающий мониторинг качества исполнения бюджетных полномочий, а также качества управления активами, осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд, проводится:

- финансовым органом  в установленном им порядке в отношении главных администраторов бюджетных средств;

- главным администратором доходов бюджета в установленном им порядке в отношении подведомственных ему администраторов доходов бюджета.

7. Порядок проведения мониторинга качества финансового менеджмента определяет в том числе:

- правила расчета и анализа значений показателей качества финансового менеджмента, формирования и представления информации, необходимой для проведения указанного мониторинга;

- правила формирования и представления отчета о результатах мониторинга качества финансового менеджмента.

8. Главный администратор доходов бюджета вправе внести на рассмотрение Финансового органа предложение о передаче полномочий по проведению мониторинга качества финансового менеджмента в отношении подведомственных ему администраторов бюджетных средств и по согласованию с Финансовым органом  передать этому Финансовому органу указанные полномочия.

Статья 7. Особенности применения бюджетной классификации Российской Федерации в городском округе

Особенности применения бюджетной классификации в части расходов, связанных с капитальными вложениями в объекты муниципальной собственности, особенности исполнения «переходящих» обязательств устанавливаются приказом Финансового органа.

Статья 8. Резервный фонд администрации городского округа

1. В расходной части бюджета городского округа предусматривается создание резервного фонда администрации городского округа. Размер резервного фонда устанавливается решением Думы городского округа о бюджете и не может превышать 1 процента утвержденного указанным решением общего объема расходов.

2. Средства резервного фонда администрации направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

3. Бюджетные ассигнования резервного фонда  администрации городского округа, предусмотренные  в составе бюджета городского округа, используются  по постановлению администрации городского округа.

4. Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда администрации городского округа, предусмотренных в составе бюджета городского округа, устанавливается администрацией городского округа.

5. Отчет об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда администрации городского округа прилагается к квартальным и годовому отчетам об исполнении бюджета городского округа.

II. СОСТАВЛЕНИЕ ПРОЕКТА БЮДЖЕТА ГОРОДСКОГО ОКРУГА

Статья 9. Общие положения

Проект бюджета городского округа составляется и утверждается сроком на три года, а именно на очередной финансовый год и плановый период.

Составление проекта бюджета городского округа основывается на:

- положениях послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, определяющих бюджетную политику (требования к бюджетной политике) в Российской Федерации;

- Бюджетном послании Губернатора Свердловской области;

- прогнозе социально-экономического развития городского округа;

- основных направлениях бюджетной и налоговой политики городского округа;

- бюджетном прогнозе (проекте бюджетного прогноза, проекте изменений бюджетного прогноза) на долгосрочный период;

- муниципальных программах (проектах муниципальных) программ, проектах изменений указанных программ).

Для составления проекта бюджета городского округа администрацией применяются следующие документы и материалы:

1)    реестр расходных обязательств городского округа;

2) порядок и методика планирования бюджетных ассигнований, предусматриваемых в проекте бюджета городского округа для исполнения расходных обязательств городского округа в очередном финансовом году;

3)   порядок формирования муниципального задания;

4) муниципальные задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями городского округа;

5) оценка выпадающих доходов бюджета городского округа от предоставления налоговых льгот, от предоставления муниципального имущества в пользование на льготных условиях;

6) перечень объектов капитального строительства, в которые планируется направить бюджетные инвестиции в очередном финансовом году;

7) проект программы предоставления муниципальных гарантий на очередной финансовый год;

8) проект программы муниципальных внутренних заимствований;

9)   размер и структура муниципального долга;

10) оценка ожидаемого исполнения бюджета в текущем финансовом году;

11) муниципальные программы (проекты муниципальных программ, проекты изменений указанных программ);

12) прогнозный план приватизации муниципального имущества (при  наличии);

13) методика и расчет прогнозирования поступлений доходов в бюджет городского округа по главным администраторам доходов бюджета городского округа;

14) иные сведения, предусмотренные действующими нормативными правовыми актами и необходимые для своевременного и качественного составления проекта местного бюджета.

Статья 10. Прогноз социально-экономического развития городского округа

1. Прогноз социально-экономического развития городского округа разрабатывается на период не менее трех лет администрацией городского округа в порядке, установленном администрацией городского округа.

2. Прогноз социально-экономического развития одобряется администрацией городского округа одновременно с принятием решения о внесении проекта бюджета городского округа в Думу городского округа.

3. Прогноз социально-экономического развития на очередной финансовый год и плановый период разрабатывается путем уточнения параметров планового периода и добавления параметров второго года планового периода.

4. В пояснительной записке к прогнозу социально-экономического развития приводится обоснование параметров прогноза, в том числе их сопоставление с ранее утвержденными параметрами с указанием причин и факторов прогнозируемых изменений.

5. Изменение прогноза социально-экономического развития городского округа в ходе составления или рассмотрения проекта бюджета городского округа влечет за собой изменение основных характеристик проекта бюджета городского округа.

6. В целях формирования бюджетного прогноза городского округа на долгосрочный период в соответствии со статьей 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации разрабатывается прогноз социально-экономического городского округа  на долгосрочный период в порядке, установленном администрацией городского округа.

Статья 11.  Долгосрочное бюджетное планирование

1. Долгосрочное бюджетное планирование осуществляется путем формирования бюджетного прогноза городского округа  на долгосрочный период, если Дума городского округа приняла решение о его формировании в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

2. Под бюджетным прогнозом на долгосрочный период понимается документ, содержащий прогноз основных характеристик бюджета городского округа, показатели финансового обеспечения муниципальных программ на период их действия, иные показатели, характеризующие бюджет городского округа, а также содержащий основные подходы к формированию бюджетной политики на долгосрочный период.

3. Бюджетный прогноз городского округа на долгосрочный период разрабатывается каждые три года на шесть и более лет на основе прогноза социально-экономического развития городского округа  на соответствующий период.

Бюджетный прогноз городского округа на долгосрочный период может быть изменен с учетом изменения прогноза социально-экономического развития городского округа на соответствующий период и принятого решения о бюджете без продления периода его действия.

4. Порядок разработки и утверждения, период действия, а также требования к составу и содержанию бюджетного прогноза городского округа на долгосрочный период устанавливаются администрацией городского округа с соблюдением требований Бюджетного кодекса Российской Федерации.

5. Проект бюджетного прогноза (проект изменений бюджетного прогноза) городского округа на долгосрочный период (за исключением показателей финансового обеспечения муниципальных программ) представляется в Думу городского округа одновременно с проектом решения о бюджете городского округа.

6. Бюджетный прогноз (изменения бюджетного прогноза) городского округа на долгосрочный период утверждается (утверждаются) администрацией городского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня официального опубликования решения о бюджете городского округа.

Статья 12. Основные направления бюджетной и налоговой политики городского округа

1. Основные направления бюджетной и налоговой политики городского округа разрабатываются администраций городского округа.

2. Основные направления бюджетной и налоговой политики городского округа включают в себя:

1) особенности формирования налоговых и неналоговых доходов бюджета городского округа на очередной финансовый год, в том числе особенности, связанные с установлением или отменой местных налогов и сборов, изменением отдельных элементов налогообложения и обложения сборами;

2) осуществляемые и планируемые меры по увеличению поступлений доходов в бюджет городского округа;

3) особенности управления объектами муниципальной собственности;

4) особенности формирования расходных обязательств городского округа на очередной финансовый год, а также основные меры, направленные на эффективное использование средств городского округа;

5) особенности привлечения средств из источников финансирования дефицита бюджета городского округа, планируемый дефицит бюджета городского округа в очередном финансовом году;

6) иные показатели, определенные бюджетным и налоговым законодательством.

3. Основные направления бюджетной и налоговой политики ежегодно представляются администрацией городского округа в Думу городского округа в виде доклада одновременно с внесением проекта бюджета городского округа в Думу городского округа.

Статья 13. Перечень и оценка налоговых расходов

1. Перечень налоговых расходов городского округа формируется в порядке, установленном администрацией городского округа, в разрезе муниципальных программ и их структурных элементов, а также направлений деятельности, не относящихся к муниципальным программам.

2. Оценка налоговых расходов городского округа осуществляется ежегодно в порядке, установленном администрацией городского округа с соблюдением общих требований, установленных Правительством Российской Федерации.

Результаты указанной оценки учитываются при формировании основных направлений бюджетной и налоговой политики городского округа, а также при проведении оценки эффективности реализации муниципальных программ.

Статья 14. Муниципальные программы

1. Муниципальные программы утверждаются администрацией городского округа.

Сроки реализации муниципальных программ определяются администрацией городского округа в установленном ею порядке.

Порядок принятия решений о разработке муниципальных программ, их формирования и реализации устанавливается постановлением администрации городского округа.

2. Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ утверждается решением о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с нормативным правовым актом администрации городского округа, утвердившим программу.

Муниципальные программы, предлагаемые к реализации начиная с очередного финансового года, а также изменения в ранее утвержденные муниципальные программы подлежат утверждению в сроки, установленные Порядком формирования и реализации муниципальных программ.

Дума городского округа вправе осуществлять рассмотрение проектов муниципальных программ и предложений о внесении изменений в муниципальные программы в порядке, установленном решением Думы городского округа.

3. По каждой муниципальной программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения указанной оценки и ее критерии устанавливаются администрацией городского округа.

По результатам указанной оценки администрацией городского округа может быть принято решение о необходимости прекращения или о продлении начиная с очередного финансового года ранее утвержденной муниципальной программы, о необходимости изменения муниципальной программы, начиная с очередного года, в том числе необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальной программы, об обеспечении финансирования муниципальной программы в полном объеме в очередном финансовом году.

Статья 15. Муниципальный дорожный фонд

1. Муниципальный дорожный фонд создается в муниципальных образованиях, органы местного самоуправления которых решают вопросы местного значения в сфере дорожной деятельности, решением Думы городского округа (за исключением решения о бюджете).

2. Порядок формирования и использования бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда устанавливается решением Думы городского округа.

3. Объем бюджетных ассигнований  муниципального дорожного фонда  утверждается решением о бюджете городского округа на очередной финансовый год и плановый период в размере не менее прогнозируемого объема доходов бюджета городского округа, установленных решением Думы городского округа от поступлений в бюджет городского округа, утвержденных решением Думы городского округа, предусматривающим создание муниципального дорожного фонда.

4. Бюджетные ассигнования муниципального дорожного фонда, не использованные в текущем финансовом году, направляются на увеличение бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда в очередном финансовом году.

Статья 16. Требования к содержанию проекта бюджета городского округа

1. Проект решения о бюджете городского округа должен содержать:

- основные характеристики бюджета городского округа, к которым относятся общий объем доходов бюджета, общий объем расходов, дефицит (профицит) бюджета городского округа на очередной финансовый год и  плановый  период;

- объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год и  плановый  период;

- общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на  исполнение публичных нормативных обязательств городского округа, на очередной финансовый год и плановый период;

- общий объем условно утверждаемых (утвержденных) расходов в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период на первый год планового периода в объеме не менее 2,5 процента общего объема расходов бюджета (без учета расходов бюджета, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, имеющих целевое назначение), на второй год планового периода в объеме не менее 5 процентов общего объема расходов бюджета (без учета расходов бюджета, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, имеющих целевое назначение);

- общий объем бюджетных ассигнований на исполнение муниципальных программ на очередной финансовый год и плановый период;

- размер резервного фонда администрации городского округа на очередной финансовый год и плановый период;

- верхний предел муниципального внутреннего долга по состоянию                    на 01 января года, следующего за очередным финансовым годом и каждым годом планового периода, с указанием в том числе верхнего предела долга по муниципальным гарантиям;

- объем расходов бюджета городского округа на обслуживание муниципального долга, на очередной финансовый год и плановый период;

- объем субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг;

- объем бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда на очередной финансовый год и плановый период.

2. Решением о бюджете утверждаются:

- перечень главных администраторов доходов бюджета городского округа, закрепляемые за ними виды (подвиды) доходов бюджета (приложение «Перечень главных администраторов доходов бюджета городского округа»);

- перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета городского округа (приложение «Перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета городского округа»);

- нормативы зачисления доходов, мобилизуемых на территории городского округа, нормативы распределения по которым не установлены бюджетным законодательством Российской Федерации и Свердловской области (приложение «Нормативы зачисления доходов, мобилизуемых на территории городского округа, нормативы распределения по которым не установлены бюджетным законодательством Российской Федерации и Свердловской области»);

- прогнозируемые доходы бюджета городского округа по кодам классификации, относящихся к доходам бюджета (приложение «Свод доходов»);

- распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям (муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджетов (приложение «Свод расходов»);

- ведомственная структура расходов бюджета городского округа по главным распорядителям средств бюджета городского округа, разделам, подразделам, целевым статьям (муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджетов (приложение «Ведомственная структура расходов»);

- источники финансирования дефицита бюджета (приложение «Свод источников финансирования дефицита бюджета»);

- верхний предел муниципального внутреннего долга по состоянию         на 01 января года, следующего за очередным финансовым годом и каждым годом планового периода, с указанием в том числе верхнего предела долга по муниципальным гарантиям;

- распределение бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств (приложение «Публичные нормативные обязательства»);

- программа муниципальных внутренних заимствований, в случае, если планируется  осуществление таких заимствований (приложение «Программа муниципальных внутренних заимствований»);

- программа муниципальных гарантий в валюте Российской Федерации, в случае, если планируется предоставление таких гарантий (приложение «Программа муниципальных гарантий в валюте Российской Федерации»);

- перечень муниципальных программ, подлежащих реализации, с указанием объемов бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение их реализации (приложение «Программы»);

- распределение субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг с указанием вида, объема и целей их предоставления (при наличии таковых)  (приложение «Субсидии юридическим лицам»).

III. РАССМОТРЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ ПРОЕКТА РЕШЕНИЯ

О БЮДЖЕТЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА

Статья 17. Внесение проекта решения о бюджете в Думу городского округа

1. Глава городского округа вносит на рассмотрение Думы городского округа проект решения о бюджете не позднее 10 ноября текущего года.

2. Одновременно с проектом решения о бюджете в Думу городского округа представляются:

- основные направления бюджетной и налоговой политики городского округа;

- прогноз социально-экономического развития городского округа;

- предварительные итоги социально-экономического развития городского округа за истекший период текущего финансового года и ожидаемые итоги социально-экономического развития за текущий финансовый год;

- прогноз основных характеристик (общий объем доходов, общий объем расходов, дефицита (профицита) бюджета) городского округа на очередной финансовый год и плановый период;

- методика планирования бюджетных ассигнований;

- пояснительная записка к проекту бюджета городского округа;

- оценка ожидаемого исполнения бюджета городского округа на текущий финансовый год;

- предложенные Думой городского округа, Контрольным органом проекты бюджетных смет указанных органов, представляемые в случае возникновения разногласий с Финансовым органом в отношении указанных бюджетных смет;

- верхний предел муниципального внутреннего долга на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом и каждым годом планового периода;

- паспорта (проекты паспортов) муниципальных программ, проекты изменений в указанные паспорта;

- бюджетный прогноз (проект бюджетного прогноза, проект изменений бюджетного прогноза) городского округа на долгосрочный период (за исключением показателей финансового обеспечения муниципальных программ городского округа);

- реестр источников доходов городского бюджета;

- перечень объектов капитального строительства, в которые планируется направить бюджетные инвестиции в очередном финансовом году и плановом периоде;

- структура муниципального долга по состоянию на 01 января года, следующего за очередным финансовым годом и каждым годом планового периода;

- информация по объектам капитального строительства, вновь  включаемых в муниципальные программы на текущий  финансовый год, с указанием  сроков их строительства, сметной стоимости, наличия  проектно-сметной документации, с положительным заключением государственной  экспертизы (в случае, если это предусмотрено действующим законодательством), положительным заключением о достоверности определения сметной  стоимости объекта капитального строительства, решений о предоставлении земельных участков под строительство (при необходимости);

- финансово-экономическое обоснование бюджетных ассигнований;

- информация о включении в бюджет предложений в части установления расходных обязательств, сформированных из наказов избирателей;

- иные документы и материалы.

Статья 18. Порядок рассмотрения и утверждения проекта решения о бюджете городского округа

1. В течение суток со дня внесения проекта решения о бюджете председатель Думы городского  округа направляет его в Контрольный орган для проведения экспертизы.

2. Контрольный орган в течение 30 календарных дней с момента поступления проекта решения о бюджете проводит экспертизу и подготавливает заключение о проекте решения о бюджете городского округа с указанием недостатков данного проекта в случае их выявления.

3. Внесенный проект решения о бюджете городского округа на очередной финансовый год и плановый период с заключением Контрольного органа направляется на рассмотрение в комиссию по бюджету и экономической политике.

4. В соответствии с планом работы Думы городского округа, но не позднее 25 ноября, проводится заседание комиссии по бюджету и экономической политике по предварительному рассмотрению проекта решения о бюджете городского округа.

5. Проект решения о бюджете округа рассматривается Думой городского округа в одном чтении.

Статья 19. Создание и деятельность согласительной комиссии

1. В случае возникновения несогласованных вопросов по проекту решения о бюджете городского округа решением главы городского округа в течение 10 календарных дней может создаваться согласительная комиссия, в которую входит равное количество депутатов и представителей администрации, а также представители Контрольного органа и  Финансового органа.

2. Согласительная комиссия:

1) вырабатывает предложения по урегулированию возникших разногласий в процессе рассмотрения проекта решения о бюджете городского округа;

2) рассматривает поступившие в Думу городского округа предложения и обращения, связанные с формированием доходов, расходов и (или) источников финансирования дефицита бюджета городского округа на очередной финансовый год и плановый период;

3) вырабатывает мнение по поправкам к проекту решения о бюджете городского округа на очередной финансовый год и плановый период;

4) вырабатывает мнение по итогам проведения публичных слушаний проекта решения о бюджете городского округа.

3. По итогам работы согласительная комиссия готовит заключение.

4. Результаты работы согласительной комиссии обязательны к рассмотрению Думой городского округа.

Статья 20. Порядок проведения экспертизы Контрольным органом проекта решения о бюджете городского округа

1. В ходе рассмотрения проекта решения о бюджете городского округа Контрольный орган проводит экспертизу проекта. Экспертиза начинается в день, в который проект решения о бюджете округа поступил в Контрольный орган, и завершается в день направления в Думу письменного заключения Контрольного органа. Продолжительность экспертизы проекта, не может превышать 30 календарных дней.

2. В ходе экспертизы проекта решения о бюджете городского округа рассматриваются следующие вопросы:

1) соблюдены ли при составлении проекта решения о бюджете установленные федеральным законом принципы бюджетной системы Российской Федерации;

2) согласуются ли показатели, предусмотренные в проекте решения о бюджете, с показателями, предусмотренными в документах, указанных в  статье 10 настоящего Положения;

3) предусмотрены ли в проекте решения о бюджете все положения, которые в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации должны содержаться в проекте решения о бюджете городского округа;

4) соблюдено ли в проекте решения о бюджете установленное федеральным законом предельное значение дефицита бюджета городского округа - в случае, если в этом проекте решения предусмотрен дефицит бюджета;

5) соблюдены ли в проекте решения о бюджете установленные федеральным законом предельные значения объема муниципального долга и  объема расходов на обслуживание муниципального долга;

6) соблюдено ли в проекте решения о бюджете установленное федеральным законом предельное значение верхнего предела муниципального внутреннего долга;

7) соблюден ли в проекте решения о бюджете установленный федеральным законом предельный объем муниципальных заимствований - в случае, если в этом проекте решения предусмотрено осуществление муниципальных заимствований;

8) соблюдены ли при определении размера резервного фонда администрации городского округа ограничения, установленные федеральным законом;

9) иные вопросы, связанные с экономической и (или) правовой оценкой проекта решения о бюджете городского округа.

3. Подготовка и направление в Думу городского округа заключения Контрольного органа, осуществляются в соответствии с регламентом Контрольного органа.

IV. ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА ГОРОДСКОГО ОКРУГА

Статья 21. Основы исполнения

1. Исполнение бюджета городского округа обеспечивается администраций городского округа.

2. Организация  исполнения бюджета городского округа возлагается на Финансовый орган. Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.

3. Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов.

4. Кассовое (с 01.01.2021 Казначейское) обслуживание исполнения бюджета городского округа осуществляется органом Федерального казначейства с открытием лицевого счета бюджета Финансовому органу.

5. Организация исполнения бюджета городского округа, в том числе по доходам, расходам, источникам финансирования дефицита бюджета, осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

6. Учет операций по исполнению бюджета городского округа, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в Финансовом органе.

Статья 22. Сводная бюджетная роспись

1. Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи устанавливается Финансовым органом.

Утверждение сводной бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляется руководителем Финансового органа.

2. Утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать решению о бюджете городского округа.

В случае принятия решения о внесении изменений в решение о бюджете городского округа, руководитель Финансового органа утверждает соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.

3. В ходе исполнения бюджета показатели сводной бюджетной росписи бюджета городского округа могут быть изменены в соответствии с решениями руководителя Финансового органа без внесения изменений в решение о бюджете городского округа в случаях, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также по следующим основаниям:

1) в случае необходимости перераспределения бюджетных ассигнований, предусмотренных главному распорядителю средств бюджета городского округа на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных муниципальной программой городского округа, между муниципальными учреждениями городского округа различных типов;

2) в случае необходимости внесения изменений в наименование и (или) код целевой статьи для отражения расходов бюджета городского округа, в целях софинансирования которых бюджету городского округа предоставляются межбюджетные субсидии, распределяемые из областного бюджета в течение финансового года;

3) в случае необходимости возврата в соответствии с областным законодательством в областной бюджет средств, ранее предоставленных на основании соглашений между главным распорядителем средств областного бюджета и администрацией городского округа о предоставлении субсидий.

Внесение изменений в сводную бюджетную роспись по основаниям, установленным настоящим пунктом, осуществляется в пределах объема бюджетных ассигнований, утвержденных решением о бюджете городского округа.

При внесении изменений в сводную бюджетную роспись уменьшения бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение публичных нормативных обязательств и обслуживание муниципального долга, для увеличения иных бюджетных ассигнований без внесения изменений в решение о бюджете не допускается.

Статья 23. Кассовый план

Финансовый орган устанавливает порядок составления и ведения кассового плана, а также состав и сроки представления главными распорядителями средств бюджета городского округа, главными администраторами доходов городского округа, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета городского округа сведений, необходимых для составления и ведения кассового плана.

Прогноз кассовых выплат из бюджета городского округа по оплате муниципальных контрактов, иных договоров формируется с учетом  определенных при планировании закупок  товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд сроков и  объемов  оплаты денежных обязательств  по заключаемым  муниципальным контрактам, иным договорам.

Составление и ведение кассового плана осуществляется Финансовым органом.

Статья 24. Порядок внесения изменений в решение о бюджете городского округа

1. Основания для внесения изменений в решение о бюджет городского округа:

- изменение действующего законодательства Российской Федерации, Свердловской области, а также нормативно-правовых актов городского округа;

- снижение (рост) ожидаемых поступлений доходов бюджета городского округа или поступлений из источников финансирования дефицита бюджета;

- увеличение (уменьшение) бюджетных ассигнований на исполнение принятых расходных обязательств городского округа и (или) выделение бюджетных ассигнований на вновь принимаемые расходные обязательства;

- иные случаи, установленные законодательством.

2. Проекты решений о внесении изменений в бюджет городского округа вносятся администрацией городского округа на рассмотрение Думы городского округа в срок, не позднее чем за 6 рабочих дней до проведения комиссии по бюджету и экономической политике Думы городского округа с документами, обосновывающими необходимость внесения изменений:

- информация об изменении расходов по муниципальным программам округа с увязкой по планируемым результатам;

- финансово - экономическое обоснование бюджетных ассигнований вносимых изменений;

- информация о результатах проведения торгов в части наличия экономии на отчетную дату в разрезе каждого муниципального контракта.

3. Проекты решений о внесении изменений в бюджет городского округа должны проходить экспертизу в Контрольном органе в порядке, установленном настоящим Положением.

4. Заключения Контрольного органа на проект решения о внесении изменений в бюджет должны быть рассмотрены на заседании комиссии по бюджету и экономической политике Думы городского округа.

По результатам рассмотрения заключений Контрольного органа на проект решения о внесении изменений в бюджет, комиссия по бюджету и экономической политике Думы городского округа дает поручение администрации городского округа по внесению изменений в указанный проект либо мотивировано отклоняет представленные замечания (предложения), о чем указывает в пояснительной записке, прилагаемой к окончательному варианту проекта, вносимого в Думу городского округа.

Статья 25. Порядок проведения экспертизы Контрольным органом проекта решения о внесении изменений в решение о бюджете городского округа

1. Экспертиза проекта решения о внесении изменений в решение о  бюджете городского округа, проводимая Контрольным органом, начинается в день, в который проект этого решения поступил в Контрольный орган, и завершается в день, в который письменное заключение контрольного органа, подготовленное по результатам экспертизы проекта решения о внесении изменений в решение о бюджете городского округа, направлено в Думу городского округа.

Экспертизы проекта решения о внесении изменений в решение о бюджете  городского округа, проводится Контрольным органом в течение пяти рабочих дней.

2. В ходе экспертизы проекта решения о внесении изменений в решение о бюджете городского округа, проводимой Контрольным органом, рассматриваются вопросы, связанные с экономической и (или) правовой оценкой этого проекта решения.

3. Направление в Думу городского округа заключения Контрольного органа, указанного в части первой пункта 1 настоящей статьи, осуществляется за день до дня проведения комиссии Думы городского округа по бюджету и экономической политике.

Статья 26. Завершение текущего финансового года

1. Операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Завершение операций по исполнению бюджета городского округа в текущем финансовом году осуществляется в порядке, установленном Финансовым органом.

2. Не использованные получателями средств остатки средств бюджета городского округа, находящиеся не на едином счете бюджета, не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года подлежат перечислению получателями средств бюджета на единый счет бюджета.

3. Остатки средств бюджета городского округа на начало текущего финансового года:

- в объеме бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда, не использованных в отчетном финансовом году, направляются на увеличение в текущем финансовом году бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда, а также в объеме, определяемом решением Думы городского округа, могут направляться в текущем финансовом году на покрытие временных кассовых разрывов и на увеличение бюджетных ассигнований на оплату заключенных от имени городского округа муниципальных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих муниципальных контрактов оплате в отчетном финансовом году, бюджетных ассигнований на предоставление субсидий юридическим лицам, предоставление которых в отчетном финансовом году осуществлялось в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателей субсидий, источником финансового обеспечения которых являлись указанные субсидии, в объеме, не превышающем сумму остатка неиспользованных бюджетных ассигнований на указанные цели, в случаях, предусмотренных решением Думы городского округа о бюджете городского округа;

- в объеме превышения общей суммы заимствований муниципального образования, отнесенного в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации к группе заемщиков со средним или низким уровнем долговой устойчивости, над общей суммой средств, направленных на финансирование дефицита бюджета городского округа, и объемов погашения долговых обязательств городского округа по итогам отчетного финансового года направляются в текущем финансовом году на осуществление выплат, сокращающих долговые обязательства городского округа.

V. СОСТАВЛЕНИЕ, ВНЕШНЯЯ ПРОВЕРКА, РАССМОТРЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ БЮДЖЕТНОЙ ОТЧЕТНОСТИ  ОБ ИСПОЛНЕНИИ БЮДЖЕТА ГОРОДСКОГО ОКРУГА

Статья 27. Бюджетная отчетность городского округа

1. Бюджетная отчетность городского округа составляется в соответствии с Единой методологией бюджетного учета и бюджетной отчетности, устанавливаемой Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

2. Бюджетная отчетность включает:

1) отчет об исполнении бюджета городского округа;

2) баланс исполнения бюджета городского округа;

3) отчет о финансовых результатах деятельности;

4) отчет о движении денежных средств;

5) пояснительную записку.

3. Бюджетная отчетность является годовой. Отчет об исполнении бюджета городского округа является ежеквартальным.

4. Составление и рассмотрение участниками бюджетного процесса в городском округе бюджетной отчетности об исполнении бюджета, отчета об исполнении бюджета за отчетный финансовый год, осуществляются в пределах их бюджетных полномочий, в соответствии с основами бюджетного учета и бюджетной отчетности, определенными федеральным законодательством.

5. Главными распорядителями средств бюджета городского округа (получателями средств бюджета городского округа) могут применяться ведомственные (внутренние) акты, обеспечивающие детализацию финансовой информации с соблюдением единой методологии бюджетного учета и бюджетной отчетности.

6. Бюджетная отчетность городского округа составляется Финансовым органом на основании сводной бюджетной отчетности главных распорядителей средств бюджета городского округа, главных администраторов доходов бюджета городского округа и главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета городского округа и представляется в администрацию городского округа и Министерство финансов Свердловской области в установленные ими сроки.

Отчет об исполнении бюджета городского округа за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года утверждается администрацией городского округа и направляется в Думу городского округа  и Контрольный орган.

Годовые отчеты об исполнении бюджета городского округа подлежат утверждению муниципальным правовым актом Думы городского округа.

7. По решению администрации городского округа полномочия ее органов (подведомственных казенных учреждений) по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие муниципальные органы могут быть переданы в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, Финансовому органу.

Статья 28. Составление и рассмотрение отчетов об исполнении бюджета городского округа за первый квартал, полугодие, девять месяцев текущего финансового года

1. Отчет об исполнении бюджета городского округа за первый квартал, полугодие, девять месяцев текущего финансового года составляется Финансовым органом.

2. Финансовый орган представляет отчеты об исполнении бюджета городского округа за первый квартал, полугодие, девять месяцев текущего финансового года на рассмотрение администрации городского округа, в срок до последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

3. Отчет об исполнении бюджета городского округа за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года в течение 3 дней утверждается администрацией и направляется в Думу городского округа и Контрольный орган, не позднее пяти дней после их утверждения.

Одновременно с отчетами об исполнении бюджета за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года представляются отчеты об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда администрации и об использовании бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда за соответствующий период.

Статья 29. Составление годового отчета об исполнении бюджета городского округа и представление его в Контрольный орган

1. Главные администраторы средств бюджета городского округа составляют бюджетную отчетность на основании представленной им бюджетной отчетности подведомственными получателями средств бюджета городского округа, администраторами доходов бюджета, администраторами источников финансирования дефицита доходов бюджета.

2. Главные администраторы средств бюджета городского округа представляют бюджетную отчетность в Финансовый орган в установленный им срок.

3. Бюджетная отчетность городского округа составляется Финансовым органом на основании бюджетной отчетности главных администраторов средств бюджета городского округа.

4. Бюджетная отчетность бюджета городского округа представляется Финансовым органом в администрацию городского округа.

5. Главные администраторы средств бюджета городского округа представляют в Контрольный орган годовую бюджетную отчетность не позднее 01 марта текущего финансового года.

6. Администрация городского округа представляет годовой отчет об исполнении бюджета городского округа для подготовки заключения на него             в Контрольный орган для проведения  внешней проверки в срок до 1 апреля текущего финансового года.

Статья 30. Порядок проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета городского округа

1. Годовой отчет об исполнении бюджета городского округа до его рассмотрения в Думе городского округа подлежит внешней проверке, проводимой Контрольным органом, которая включает внешнюю проверку годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств бюджета округа и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета городского округа.

2. В ходе внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств бюджета, Контрольный орган рассматривает вопросы о полноте и достоверности этой отчетности.

Результаты внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств бюджета оформляются заключениями по каждому главному администратору средств бюджета в срок до 15 апреля текущего финансового года.

3. Подготовка заключения на годовой отчет об исполнении бюджета городского округа проводится в срок, не превышающий один месяц, со дня поступления отчета об исполнении бюджета городского округа в Контрольный орган.

4. Заключение на годовой отчет об исполнении бюджета городского округа представляется Контрольным органом в Думу городского округа с одновременным направлением в администрацию городского округа.

Статья 31. Представление, утверждение годового отчета об исполнении бюджета городского округа и проекта решения об исполнении бюджета городского округа за отчетный финансовый год

1.  Финансовый орган на основе бюджетной отчетности об исполнении бюджета городского округа за отчетный финансовый год разрабатывает проект решения об исполнении бюджета городского округа за отчетный финансовый год.

2. Отчет об исполнении бюджета городского округа за отчетный финансовый год в форме проекта решения и заключение Контрольного органа представляется в Думу городского округа не позднее 01 мая текущего года.

3. В проекте решения об исполнении бюджета городского округа за отчетный финансовый год должны содержаться положения об утверждении отчета об исполнении бюджета городского округа за отчетный финансовый год с указанием в текстовой части проекта решения:

- основных характеристик бюджета городского округа, к которым относятся общий объем доходов бюджета, общий объем расходов, дефицит (профицит) бюджета городского округа;

- объем межбюджетных трансфертов, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- общий объем бюджетных ассигнований, направленных на  исполнение публичных нормативных обязательств городского округа;

- общий объем бюджетных ассигнований направленных на исполнение муниципальных программ;

- объем расходов бюджета городского округа направленных на обслуживание муниципального долга;

- объем предоставленных субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг;

- объем бюджетных ассигнований направленных на муниципальный дорожный фонд.

4. Отдельными приложениями к решению об исполнении бюджета городского округа за отчетный финансовый год утверждаются показатели:

- доходов бюджета по кодам классификации доходов бюджетов (приложение «Свод доходов»);

- расходов бюджета по ведомственной структуре расходов соответствующего бюджета (приложение «Ведомственная структура расходов»);

- расходов бюджета по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов (приложение «Свод расходов»);

- источников финансирования дефицита бюджета по кодам классификации источников финансирования дефицитов бюджетов (приложение «Свод источников финансирования дефицита бюджета»);

- бюджетных ассигнований, направленных на исполнение публичных нормативных обязательств (приложение «Публичные нормативные обязательства»);

- программа муниципальных внутренних заимствований, в случае, если такие заимствования осуществлялись в отчетном финансовом году (приложение «Программа муниципальных внутренних заимствований»);

- программа муниципальных гарантий в валюте Российской Федерации (приложение «Программа муниципальных гарантий в валюте Российской Федерации») (при наличии таковых);

- бюджетные ассигнования на реализацию муниципальных программ, в отчетном финансовом году (приложение «Программы»);

- распределение субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг с указанием вида, объема и целей их предоставления (при наличии таковых)  в отчетном  финансовом году (приложение «Субсидии юридическим лицам»);

- сведения о выполнении муниципальных заданий главными распорядителями средств бюджета городского округа.

5. Одновременно с годовым отчетом об исполнении бюджета городского округа и проектом решения об исполнении бюджета городского округа за отчетный финансовый год в Думу городского округа представляются:

- отчет об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда администрации городского округа;

- отчет о доходах, полученных от использования муниципального имущества;

- отчет об использовании бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда;

- информация о выполнении в отчетном финансовом году муниципальных программ, в том числе оценка эффективности их реализации;

- пояснительная записка к проекту решения об исполнении бюджета городского округа;

- отчет об экономии, образовавшейся после проведения конкурсных процедур.

6. По результатам рассмотрения годового отчета об исполнении бюджета городского округа Дума городского округа принимает решение об утверждении либо отклонении отчета об исполнении бюджета городского округа.

7. В случае отклонения Думой городского округа отчета об исполнении бюджета городского округа, данный отчет возвращается для устранения фактов недостоверного или неполного отражения данных и повторного представления в срок, не превышающий один месяц.

Статья 32. Порядок проведения экспертизы Контрольным органом проекта решения об исполнении бюджета городского округа за отчетный финансовый год

1. Экспертиза проекта решения об исполнении  бюджета городского округа за отчетный финансовый год, проводимая Контрольным органом, начинается в день, в который проект этого решения поступил в Контрольный орган, и завершается в день, в который письменное заключение Контрольного органа, подготовленное по результатам экспертизы проекта решения об исполнении бюджета городского округа за отчетный финансовый год, направлено в Думу городского округа.

Продолжительность экспертизы проекта решения об исполнении бюджета городского округа за отчетный финансовый год, проводимой Контрольным органом, не может превышать пятнадцати календарных дней.

2. Экспертиза проекта решения об исполнении бюджета городского округа за отчетный финансовый год проводится Контрольным органом в соответствии со стандартами внешнего муниципального финансового контроля, утвержденными в порядке, предусмотренном федеральным законом.

VI. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Статья 33. Виды муниципального финансового контроля

Муниципальный финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий муниципальных контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета городского округа.

Муниципальный финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

Статья 34. Полномочия контрольного органа по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля

Полномочиями контрольного органа по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля и порядок его осуществления определяется муниципальным правовым актом Думы городского округа.

Статья 35. Финансовый контроль, осуществляемый Финансовым органом

1. Полномочиями Финансового органа по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля являются:

- контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих требования к бухгалтерскому учету и составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности муниципальных учреждений;

- контроль за соблюдением положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета городского округа, муниципальных контрактов;

- контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также в случаях, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения муниципальных контрактов;

- контроль за достоверностью отчетов о результатах предоставления                 и (или) использования средств бюджета городского округа (средств, предоставленных из бюджета городского округа), в том числе отчетов о реализации муниципальных программ, отчетов об исполнении муниципальных заданий, отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления средств из бюджета;

- контроль в сфере закупок, предусмотренный законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

2. При осуществлении полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю Финансовым органом:

- проводятся проверки, ревизии и обследования;

- направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания;

- направляются уведомления о применении бюджетных мер принуждения;

- осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях;

- назначается (организуется) проведение экспертиз, необходимых для проведения проверок, ревизий и обследований;

- получается необходимый для осуществления внутреннего муниципального финансового контроля постоянный доступ к государственным и муниципальным информационным системам в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне;

- направляются в суд иски о признании осуществленных закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

3. Внутренний муниципальный финансовый контроль осуществляется в соответствии с федеральными стандартами, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Финансовый орган может издавать правовые акты (стандарты), обеспечивающие осуществление полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю, в случаях, предусмотренных федеральными стандартами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

VII. ПОЛОЖЕНИЯ О БЮДЖЕТНЫХ НАРУШЕНИЯХ И ПРИМЕНЕНИИ БЮДЖЕТНЫХ МЕР ПРИНУЖДЕНИЯ

Статья 36. Бюджетные меры принуждения

За совершение бюджетных нарушений к участникам бюджетного процесса применяются бюджетные меры принуждения.

Виды бюджетных мер принуждения, порядок и основания их применения установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Серовский рабочий № 68 от 29.08.2020
Рубрики правового классификатора: 020.040.000 Бюджетный процесс

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать