Основная информация

Дата опубликования: 14 ноября 2002г.
Номер документа: В200204749
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0204749В0303948

В200204749

ОПУБЛИКОВАНО:

ПРАВО В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ, N 8, 2003г.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

14.11.2002 N ВКПИ 02-77

[О признании незаконным (недействующим) абзац второй

пункта 28 Инструкции о порядке обеспечения жилыми

помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации]

<Отменено: постановление Президиума Верховного Суда РФ от 15 октября 2003 г. N ВКПИ 02-77; НГР:В0303948>

Именем Российской Федерации

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации Коронца А.Н., при секретаре Аистовой Н.В., с участием старшего военного прокурора Управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Осипова В.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Рудина А.Ю. о признании незаконным абзаца второго пункта 28 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80; НГР:В0001552, установила:

Рудин обратился в Верховный Суд с требованием о признании незаконным абзаца второго пункта 28 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80; НГР:В0001552, согласно которому военнослужащие, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, направленные в установленном порядке к новому месту военной службы из одной воинской части в другую, дислоцированную в том же гарнизоне, подлежат включению в списки очередников на улучшение жилищных условий со времени принятия их на учет и включения в указанные списки по предыдущему месту военной службы в этом гарнизоне.

В жалобе указывается, что в результате применения обжалуемого положения Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации нарушаются его жилищные права, что выразилось в перенесении очередности заявителя на улучшение жилищных условий на более поздние сроки.

Заявитель Рудин А.Ю. и его представитель Ващук С.Р. в судебном заседании свои требования поддержали и просили удовлетворить их в полном объеме.

Представитель Министерства обороны РФ Максимов И.Н. требования заявителя не признал, считая, что оспариваемый абзац второй пункта 28 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженные Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом МО РФ от 15 февраля 2000 г. N 80; НГР:В0001552, не противоречит действующему законодательству.

Заслушав объяснения заявителя и его представителя, представителя Министерства обороны РФ, исследовав представленные доказательства и выслушав заключение прокурора, считавшего необходимым жалобу заявителя удовлетворить в полном объеме, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации считает, что жалоба Рудина А.Ю. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 каждый имеет право на жилище.

Согласно ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений.

Согласно ст. 13 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", порядок и условия предоставления жилого помещения по договору найма гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, определяют органы государственной власти и управления Российской Федерации в соответствии с существующей очередью на улучшение жилищных условий.

Таким образом, под правом на жилище российское законодательство понимает не только необходимое жизненное благо и невозможность его произвольного лишения, но и гарантированные государством права граждан на неукоснительное соблюдение в отношении них единых оснований, условий и порядка обеспечения жильем.

В соответствии со ст. 33 ЖК РСФСР и п. 29 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации учет военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставление им жилых помещений осуществляется в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Военнослужащие, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений, одновременно включаются в отдельные списки.

В соответствии со ст. 30 ЖК РСФСР и п. 26 названной Инструкции учет военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на улучшение жилищных условий.

Из изложенного следует, что учет военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в воинских частях, в которых они проходят военную службу, исходя из времени включения их в списки военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, конкретной воинской части. Какого-либо иного порядка учета военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, законодательство Российской Федерации не предусматривает.

Не содержит иного порядка учета и нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации - Положение о порядке постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилья в г. Москве, утвержденное Постановлением Правительства г. Москвы "О порядке постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилья в г. Москве" от 13 мая 1997 г. N 356.

При таких данных следует признать не соответствующим действующему законодательству включение военнослужащих, переведенных из одной воинской части в другую, дислоцированную в одном гарнизоне, в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий со времени принятия их на учет по прежнему месту военной службы в этом гарнизоне.

Более того, оспариваемая Рудиным норма со всей очевидностью нарушает законные права и интересы военнослужащих, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в воинской части, в которую в пределах одного гарнизона переводятся военнослужащие, принятые на соответствующий учет в другой воинской части.

В результате применения абзаца 2 пункта 28 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации военнослужащим, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в воинской части, в которую направляются военнослужащие из других воинских частей одного гарнизона, переносится очередность на получение жилищных условий.

Вместе с тем ст. 34 ЖК РСФСР содержит исчерпывающие основания для перенесения очередности на получение жилых помещений и не предусматривает возможности наступления названных последствий для граждан (военнослужащих), состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы (службы), в случае поступления в эту же организацию (воинскую часть) гражданина, направленного в установленном порядке к указанному месту работы (службы) в пределах одного населенного пункта (гарнизона).

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 239.7 ГПК РСФСР, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации решила:

жалобу Рудина Александра Юрьевича удовлетворить.

Признать незаконным (недействующим) с момента опубликования абзац второй пункта 28 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80; НГР:В0001552.

Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

А.Коронец

[введено:   15.10.2003 оператор НЦПИ - Денисенко  Е.В.]

[проверено: 16.10.2003 редактор НЦПИ - Булыгина   А.В.]

[ТРТ:       18.02.2004 юрист    НЦПИ - Городничая Н.Н.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ПРАВО В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ № 8 от 14.11.2002
Рубрики правового классификатора: 150.000.000 Оборона, 150.070.000 Вопросы обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, 150.070.030 Материальное обеспечение, 150.130.000 Статус военнослужащих. Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, 150.130.010 Общие положения, 180.000.000 Правосудие, 180.020.000 Судоустройство. Судебная система, 180.020.020 Федеральные суды Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

ВЗЫСКАНИЕ, ПРЕДУСМОТРЕННОЕ ПОДП.
№2012573785 от 21 января 2014

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать