Основная информация
Дата опубликования: | 12 мая 2004г. |
Номер документа: | В200402120 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Решения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В0402120
В200402120
ОПУБЛИКОВАНО:
ПРАВО В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ, N 9, СТР. 17, 2004г.
ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
12.05.2004 N ВКПИ 04-41
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 4 ЯНВАРЯ 2002 ГОДА N 4; НГР:Р0200004 "ОБ УСТАНОВЛЕНИИ
ВОЕННОСЛУЖАЩИМ, ПРОХОДЯЩИМ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ,
ЕЖЕМЕСЯЧНОЙ НАДБАВКИ ЗА КОМАНДОВАНИЕ (РУКОВОДСТВО)
ВОИНСКИМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ И ВОИНСКИМИ ЧАСТЯМИ"
И ПРИКАЗ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 24 ЯНВАРЯ 2002 ГОДА N 33; НГР:В0200106 "О МЕРАХ
ПО УЛУЧШЕНИЮ МАТЕРИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ НЕКОТОРЫХ
КАТЕГОРИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ" НЕ ПРОТИВОРЕЧАТ ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой, в которой просил признать незаконными постановление Правительства Российской Федерации от 4 января 2002 года N 4; НГР:Р0200004 "Об установлении военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями" и приказ Министра обороны Российской Федерации от 24 января 2002 года N 33; НГР:В0200106 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации".
По мнению А., обжалованные им постановление Правительства Российской Федерации и приказ Министра обороны Российской Федерации не отвечают требованиям Указа Президента Российской Федерации от 29 декабря 2001 года N 1509; НГР:Р0102340 "О дополнительных мерах по материальному стимулированию некоторых категории военнослужащих", поскольку пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации предусмотрено лишь два условия для установления военнослужащим надбавки за командование личным составом: замещение воинских должностей командиров воинских подразделений и частей и наличие в подчинении личного состава. Этим же пунктом Указа предоставлено Правительству Российской Федерации право определять размер и порядок выплаты надбавки. Однако Правительство Российской Федерации, превышая предоставленные ему права, в постановлении от 4 января 2002 года N 4; НГР:Р0200004 установило, что перечни воинских должностей, при замещении которых военнослужащим выплачивается указанная надбавка, и конкретные ее размеры в зависимости от численности личного состава, находящегося в подчинении, определяются руководителями федеральных органов исполнительной власти.
Этим самым Правительство Российской Федерации, по мнению заявителя, установило дополнительное условие получения надбавки, так как в зависимости от должности стал обусловливаться не размер, а само право на получение надбавки.
Министр обороны Российской Федерации, и свою очередь, дал указание должностным лицам Министерства обороны разработать и представить предложения по перечню воинских должностей в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач. Фактически Министерством обороны Российской Федерации установлено дополнительное условие получения надбавки - наличие в подчинении не менее определенного количества личного состава.
Военная коллегия нашла требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральным законом "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ; НГР:Р9802064, п. 9 ст. 13, установлено, что, кроме выплат, предусмотренных этим Законом, Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, а в пределах выделенных ассигнований Министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) могут устанавливаться надбавки и другие дополнительные выплаты военнослужащим. Указанные надбавки и выплаты устанавливаются дифференцированно в зависимости от нахождения в подчинении военнослужащих личного состава, сложности и важности выполняемых ими задач (в редакции Федерального закона от 31 декабря 1999 г. N 229-ФЗ; НГР:Р9906448).
На основании этих положений Закона Указом Президента Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 1509; НГР:Р0102340 Правительству Российской Федерации поручено установить с 1 января 2002 года военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, замещающим воинские должности командиров воинских подразделений и частей и имеющим в подчинении личный состав, ежемесячную надбавку за командование (руководство) воинскими подразделениями и частями, а также определить порядок и размер этих выплат в зависимости от замещаемых ими должностей и численности личного состава, находящегося у них в подчинении.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации 4 января 2002 года Правительство Российской Федерации издало постановление N 4, которым установило ежемесячную надбавку за командование (руководство) воинскими частями с 1 января 2002 года в размере от 300 до 500 рублей.
При этом Правительством Российской Федерации поручено руководителям федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, определить перечень должностей, при замещении которых военнослужащим будет выплачиваться указанная надбавка, и конкретные ее размеры.
Расходы на реализацию этих мероприятий определены в пределах средств федерального бюджета, выделенных федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, на денежное довольствие военнослужащих.
В соответствии с названными нормативными документами Министр обороны Российской Федерации 24 января 2002 года в приказе N 33 предложил своим заместителям, главнокомандующим видами, командующим родами войск ВС РФ, начальникам главных и центральных управлений МО РФ разработать и представить для утверждения и согласования с Генеральным штабом ВС РФ и Главным финансово-экономическим управлением МО РФ предложения по перечню воинских должностей, при замещении которых военнослужащим должна выплачиваться ежемесячная надбавка.
Данным приказом Министра обороны Российской Федерации утверждена Инструкция о порядке выплаты ежемесячной надбавки за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями, в соответствии с которой с 1 января 2002 года военнослужащим, замещающим должности командиров воинских подразделений и частей и имеющим в подчинении перечисленный в таблице личный состав, выплачивается ежемесячная денежная надбавка.
При этом, как видно из примечания к данной Инструкции, дополнительные выплаты не касаются командиров кораблей, выведенных из боевого состава Военно-Морского Флота.
Приведенные выше положения п. 9 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" наделяют должностных лиц государства правом устанавливать надбавки и другие дополнительные выплаты отдельным категориям военнослужащих. При этом надбавка должна устанавливаться дифференцированно в зависимости от нахождения в подчинении военнослужащих личного состава, сложности, объема и важности выполняемых задач. Указанный правовой принцип соблюден как при издании Указа Президентом Российской Федерации, так и при принятии постановления Правительством Российской Федерации и Министром обороны Российской Федерации при утверждении Инструкции о порядке выплаты ежемесячной надбавки за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями, а затем при утверждении Перечня воинских должностей командиров воинскими подразделениями и воинскими частями.
Утверждение А., что Правительство Российской Федерации, передав составление перечня должностей, при замещении которых военнослужащим выплачивается дополнительная денежная надбавка, федеральным органам, и установив дополнительно условие получения надбавки за командование - замещение должности, входящей в Перечень, превысило предоставленные ему права, несостоятельно.
Пунктом 2 ст. 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ; НГР:Р9802064 установлено, что размеры дополнительных выплат военнослужащим, как и размеры их окладов по воинскому званию и воинским должностям, определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) с соблюдением единства основных норм денежного довольствия военнослужащих.
Установив в пределах своих полномочий размер денежной надбавки от 300 до 500 рублей, Правительство Российской Федерации, в соответствии с наделенными полномочиями, поручило перечни воинских должностей и конкретные размеры надбавки определить самим руководителям федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба. При этом расходы на эти цели, как видно из нормативных документов, должны производиться в пределах средств федерального бюджета, выделенных на денежное довольствие военнослужащих.
С учетом приведенных обстоятельств и того, что в соответствии с п. 3 ст. 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием определяется Министерством обороны Российской Федерации, никаких данных полагать, что постановление Правительства Российской Федерации N 4 от 4 января 2002 г; НГР:Р0200004. и приказ Министра обороны Российской Федерации, которым утверждена Инструкция, противоречат Указу Президента Российской Федерации N 1509 от 29 декабря 2001 года; НГР:Р0102340, не имеется.
[введено: 23.09.2004 оператор НЦПИ - Денисенко Е.В.]
[проверено: 27.09.2004 корректор НЦПИ - Антонова О.А.]
В0402120
В200402120
ОПУБЛИКОВАНО:
ПРАВО В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ, N 9, СТР. 17, 2004г.
ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
12.05.2004 N ВКПИ 04-41
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 4 ЯНВАРЯ 2002 ГОДА N 4; НГР:Р0200004 "ОБ УСТАНОВЛЕНИИ
ВОЕННОСЛУЖАЩИМ, ПРОХОДЯЩИМ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ,
ЕЖЕМЕСЯЧНОЙ НАДБАВКИ ЗА КОМАНДОВАНИЕ (РУКОВОДСТВО)
ВОИНСКИМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ И ВОИНСКИМИ ЧАСТЯМИ"
И ПРИКАЗ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 24 ЯНВАРЯ 2002 ГОДА N 33; НГР:В0200106 "О МЕРАХ
ПО УЛУЧШЕНИЮ МАТЕРИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ НЕКОТОРЫХ
КАТЕГОРИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ" НЕ ПРОТИВОРЕЧАТ ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой, в которой просил признать незаконными постановление Правительства Российской Федерации от 4 января 2002 года N 4; НГР:Р0200004 "Об установлении военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями" и приказ Министра обороны Российской Федерации от 24 января 2002 года N 33; НГР:В0200106 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации".
По мнению А., обжалованные им постановление Правительства Российской Федерации и приказ Министра обороны Российской Федерации не отвечают требованиям Указа Президента Российской Федерации от 29 декабря 2001 года N 1509; НГР:Р0102340 "О дополнительных мерах по материальному стимулированию некоторых категории военнослужащих", поскольку пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации предусмотрено лишь два условия для установления военнослужащим надбавки за командование личным составом: замещение воинских должностей командиров воинских подразделений и частей и наличие в подчинении личного состава. Этим же пунктом Указа предоставлено Правительству Российской Федерации право определять размер и порядок выплаты надбавки. Однако Правительство Российской Федерации, превышая предоставленные ему права, в постановлении от 4 января 2002 года N 4; НГР:Р0200004 установило, что перечни воинских должностей, при замещении которых военнослужащим выплачивается указанная надбавка, и конкретные ее размеры в зависимости от численности личного состава, находящегося в подчинении, определяются руководителями федеральных органов исполнительной власти.
Этим самым Правительство Российской Федерации, по мнению заявителя, установило дополнительное условие получения надбавки, так как в зависимости от должности стал обусловливаться не размер, а само право на получение надбавки.
Министр обороны Российской Федерации, и свою очередь, дал указание должностным лицам Министерства обороны разработать и представить предложения по перечню воинских должностей в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач. Фактически Министерством обороны Российской Федерации установлено дополнительное условие получения надбавки - наличие в подчинении не менее определенного количества личного состава.
Военная коллегия нашла требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральным законом "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ; НГР:Р9802064, п. 9 ст. 13, установлено, что, кроме выплат, предусмотренных этим Законом, Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, а в пределах выделенных ассигнований Министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) могут устанавливаться надбавки и другие дополнительные выплаты военнослужащим. Указанные надбавки и выплаты устанавливаются дифференцированно в зависимости от нахождения в подчинении военнослужащих личного состава, сложности и важности выполняемых ими задач (в редакции Федерального закона от 31 декабря 1999 г. N 229-ФЗ; НГР:Р9906448).
На основании этих положений Закона Указом Президента Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 1509; НГР:Р0102340 Правительству Российской Федерации поручено установить с 1 января 2002 года военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, замещающим воинские должности командиров воинских подразделений и частей и имеющим в подчинении личный состав, ежемесячную надбавку за командование (руководство) воинскими подразделениями и частями, а также определить порядок и размер этих выплат в зависимости от замещаемых ими должностей и численности личного состава, находящегося у них в подчинении.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации 4 января 2002 года Правительство Российской Федерации издало постановление N 4, которым установило ежемесячную надбавку за командование (руководство) воинскими частями с 1 января 2002 года в размере от 300 до 500 рублей.
При этом Правительством Российской Федерации поручено руководителям федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, определить перечень должностей, при замещении которых военнослужащим будет выплачиваться указанная надбавка, и конкретные ее размеры.
Расходы на реализацию этих мероприятий определены в пределах средств федерального бюджета, выделенных федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, на денежное довольствие военнослужащих.
В соответствии с названными нормативными документами Министр обороны Российской Федерации 24 января 2002 года в приказе N 33 предложил своим заместителям, главнокомандующим видами, командующим родами войск ВС РФ, начальникам главных и центральных управлений МО РФ разработать и представить для утверждения и согласования с Генеральным штабом ВС РФ и Главным финансово-экономическим управлением МО РФ предложения по перечню воинских должностей, при замещении которых военнослужащим должна выплачиваться ежемесячная надбавка.
Данным приказом Министра обороны Российской Федерации утверждена Инструкция о порядке выплаты ежемесячной надбавки за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями, в соответствии с которой с 1 января 2002 года военнослужащим, замещающим должности командиров воинских подразделений и частей и имеющим в подчинении перечисленный в таблице личный состав, выплачивается ежемесячная денежная надбавка.
При этом, как видно из примечания к данной Инструкции, дополнительные выплаты не касаются командиров кораблей, выведенных из боевого состава Военно-Морского Флота.
Приведенные выше положения п. 9 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" наделяют должностных лиц государства правом устанавливать надбавки и другие дополнительные выплаты отдельным категориям военнослужащих. При этом надбавка должна устанавливаться дифференцированно в зависимости от нахождения в подчинении военнослужащих личного состава, сложности, объема и важности выполняемых задач. Указанный правовой принцип соблюден как при издании Указа Президентом Российской Федерации, так и при принятии постановления Правительством Российской Федерации и Министром обороны Российской Федерации при утверждении Инструкции о порядке выплаты ежемесячной надбавки за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями, а затем при утверждении Перечня воинских должностей командиров воинскими подразделениями и воинскими частями.
Утверждение А., что Правительство Российской Федерации, передав составление перечня должностей, при замещении которых военнослужащим выплачивается дополнительная денежная надбавка, федеральным органам, и установив дополнительно условие получения надбавки за командование - замещение должности, входящей в Перечень, превысило предоставленные ему права, несостоятельно.
Пунктом 2 ст. 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ; НГР:Р9802064 установлено, что размеры дополнительных выплат военнослужащим, как и размеры их окладов по воинскому званию и воинским должностям, определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) с соблюдением единства основных норм денежного довольствия военнослужащих.
Установив в пределах своих полномочий размер денежной надбавки от 300 до 500 рублей, Правительство Российской Федерации, в соответствии с наделенными полномочиями, поручило перечни воинских должностей и конкретные размеры надбавки определить самим руководителям федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба. При этом расходы на эти цели, как видно из нормативных документов, должны производиться в пределах средств федерального бюджета, выделенных на денежное довольствие военнослужащих.
С учетом приведенных обстоятельств и того, что в соответствии с п. 3 ст. 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием определяется Министерством обороны Российской Федерации, никаких данных полагать, что постановление Правительства Российской Федерации N 4 от 4 января 2002 г; НГР:Р0200004. и приказ Министра обороны Российской Федерации, которым утверждена Инструкция, противоречат Указу Президента Российской Федерации N 1509 от 29 декабря 2001 года; НГР:Р0102340, не имеется.
[введено: 23.09.2004 оператор НЦПИ - Денисенко Е.В.]
[проверено: 27.09.2004 корректор НЦПИ - Антонова О.А.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | ПРАВО В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ № 9 от 12.05.2004 Стр. 17 |
Рубрики правового классификатора: | 150.000.000 Оборона, 150.100.000 Военная служба, 150.100.020 Содержание и порядок прохождения военной службы. Поступление на военную службу по контракту, 150.130.000 Статус военнослужащих. Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, 150.130.040 Льготы, связанные с прохождением военной службы в особых условиях |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: