Основная информация

Дата опубликования: 06 октября 2004г.
Номер документа: В200403711
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0403711

В200403711

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 31.01.2006, N 1, СТР. 26, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

ПРАВО В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ, N 3, СТР. 26, 2005г.

ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

06.10.2004 N ВКПИ04-100

НАЛИЧИЕ ЖИЛЬЯ ПО МЕСТУ СЛУЖБЫ НЕ ЛИШАЕТ

ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО ПРАВА НА ПОЛУЧЕНИЕ ЖИЛИЩНОГО

СЕРТИФИКАТА ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ЖИЛЬЯ В ИЗБРАННОМ

МЕСТЕ ЖИТЕЛЬСТВА ПОСЛЕ УВОЛЬНЕНИЯ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

Т. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просил признать недействующим абзац 2 пункта 1 раздела I Инструкции о порядке формирования списков на получение государственных жилищных сертификатов и их выдачи в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации "О дополнительных мерах по обеспечению реализации президентской программы "Государственные жилищные сертификаты" в Министерстве обороны Российской Федерации" от 12 ноября 1999 года N 534; НГР:В9904499.

В 2001 году заявитель признан органами местного самоуправления нуждающимся в улучшении жилищных условий в избранном перед увольнением по предельному возрасту пребывания на военной службе месте жительства.

В последний год военной службы он обратился к воинским должностным лицам с просьбой включить его в список кандидатов на получение государственного жилищного сертификата, однако командование заявителю отказало, ссылаясь на приказы Министра обороны Российской Федерации от 12 ноября 1999 года N 534; НГР:В9904499 и от 15 февраля 2000 года N 80; НГР:В0001552, поскольку Т. по месту военной службы обеспечен жильем для постоянного проживания и не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации нашла, что заявление Т. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Право граждан, увольняемых (уволенных) с военной службы, на обеспечение жилыми помещениями путем получения государственного жилищного сертификата от органов местного самоуправления либо от Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) предусмотрено п.14 ст.15 и п.1 ст.23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно которому порядок выдачи сертификатов определяется Правительством Российской Федерации.

При этом выдача сертификатов военнослужащим осуществляется в последний год военной службы Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

В соответствии с указанными нормами Закона Правительством утверждена Федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты" (постановление Правительства Российской Федерации от 20 января 1998 года N 71; НГР:Р9800322), которая в настоящее время фактически изменена постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2003 года N 700; НГР:Р0304679, утвердившим программу "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 годы, входящую в Федеральную целевую программу "Жилище" на 2002-2010 годы.

По смыслу Жилищного кодекса РСФСР; НГР:Р0405586 и Федерального закона "О статусе военнослужащих", Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" и в соответствии с абзацем 8 раздела 2 указанной Программы, право на получение в последний год военной службы жилищного сертификата имеют военнослужащие, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежащие увольнению с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 20 мая 2002 года, оставленным без изменения определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 22 сентября 2002 года N КАС02-380, абзацы 6 и 7 раздела 2 Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 1998 года N 71; НГР:Р9800322, признаны не соответствующими закону в части слов "не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами и".

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 16 сентября 2003 года N ВКПИ 03-47 признан не действующим со дня принятия абзац 1 пункта 5 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам - участникам Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2002 года N 168; НГР:Р0200486, в части слов "не имеющих жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами и", касающихся военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы.

В обоснование указанных судебных решений Верховный Суд Российской Федерации указал, что Правительство Российской Федерации, установив для военнослужащих, увольняющихся с военной службы, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, дополнительное требование (отсутствие жилых помещений для постоянного проживания на территории России и за ее пределами), ограничило право данной категории граждан на участие в Программе для получения безвозмездных субсидий в целях приобретения жилья.

Такое указание фактически сужает установленный Федеральным законом "О статусе военнослужащих" круг военнослужащих, имеющих право на получение сертификата, и выходит за пределы предоставленных Правительству полномочий.

Инструкция о порядке формирования списков на получение государственных жилищных сертификатов и их выдачи в Министерстве обороны Российской Федерации утверждена приказом Министра обороны Российской Федерации от 12 ноября 1999 года N 534; НГР:В9904499.

Абзацем вторым пункта 1 Инструкции предусмотрено, что для включения в списки кандидатов на получение сертификатов военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы в календарном исчислении 10 лет и более и подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и не обеспеченные жильем, подают в порядке подчиненности рапорт, а граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, - заявление командиру воинской части, за которой закреплен жилищный фонд по месту жительства в закрытом военном городке.

Абзацем первым пункта 16 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации" от 15 февраля 2000 года N 80; НГР:В0001552, установлено, что военнослужащие, увольняемые с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы в календарном исчислении 10 лет и более, не имеющие жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, имеют право на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения.

Поскольку оспариваемые заявителем нормы также содержат дополнительное, не предусмотренное Федеральным законом требование к военнослужащим, претендующим на получение сертификата, а именно: "не имеющие жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами" либо "не обеспеченные жильем", то с учетом преюдициального значения вышеуказанных судебных решений, в соответствии с п.2 ст.61 ГПК РФ; НГР:Р0205496, в части указанных слов они признаны недействующими.

[введено: 14.06.2005 оператор НЦПИ - Агуреева И.В.]

[проверено: 15.06.2005 корректор НЦПИ - Коневская М.А.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 1 от 31.01.2006 Стр. 26, ПРАВО В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ № 3 от 06.10.2004 Стр. 26
Рубрики правового классификатора: 050.000.000 Жилище, 050.030.000 Обеспечение граждан жилищем, пользование жилищным фондом, социальные гарантии в жилищной сфере (см. также 030.090.090), 050.030.080 Обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий населения, 050.050.000 Оплата строительства, содержания и ремонта жилья (кредиты, компенсации, субсидии, льготы), 150.000.000 Оборона, 150.130.000 Статус военнослужащих. Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, 150.130.050 Иные льготы

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

ВЗЫСКАНИЕ, ПРЕДУСМОТРЕННОЕ ПОДП.
№2012573785 от 21 января 2014

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать