Основная информация

Дата опубликования: 03 февраля 2000г.
Номер документа: В200007182
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0007182

В200007182

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.01.2002, N 1, СТР. 18-20

ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

03.02.2000

[Постановление Правительства Российской Федерации

от 6 июля 1994 г. N 806 "О некоторых вопросах реализации льгот

по проезду и перевозкам личного имущества военнослужащих, граждан,

уволенных с военной службы, и членов их семей, установленных Законом

Российской Федерации "О статусе военнослужащих"; НГР:Р9402603 в части непредоставления военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их

семей права на бесплатный проезд к месту проведения отпуска и обратно

по территории стран Содружества Независимых Государств признано

незаконным и недействующим]

(Извлечение из решения Верховного Суда РФ)

М. и К. обратились в Верховный Суд РФ с требованиями признать не соответствующим закону постановление Правительства Российской Федерации от 6 июля 1994 г. N 806; НГР:Р9402603 "О некоторых вопросах реализации льгот по проезду и перевозкам личного имущества военнослужащих, граждан, уволенных с воинской службы, и членов их семей, установленных Законом Российской Федерации "О статусе военнослужащих" в части лишения военнослужащих и членов их семей права на бесплатный проезд к местам использования отпуска и обратно по территории государств Содружества Независимых Государств (СНГ), обязать Правительство Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав заявителей и членов их семей, определить ответственность Правительства и должностных лиц как государственных служащих, причастных к подготовке данного постановления, которым нарушены права заявителей и членов их семей, взыскать с Правительства в пользу заявителей по одной тысяче рублей в возмещение причиненного им морального и материального ущерба, обратив решение к немедленному исполнению.

В обоснование требований они ссылались на то, что указанное постановление не соответствует Закону Российской Федерации "О статусе военнослужащих", Соглашению между государствами - участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 г. (далее - Соглашение) и Конституции Российской Федерации в части лишения военнослужащих и членов их семей права на бесплатный проезд к местам использования отпуска и обратно по территории государств СНГ.

Верховный Суд РФ жалобы заявителей удовлетворил частично по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 20 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 г. N 4338-1 "О статусе военнослужащих" военнослужащие имеют право на бесплатный проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (кроме такси) транспортом в командировки, в связи с переводом к новому месту военной службы, к местам использования основного отпуска (один раз в год), дополнительных отпусков и обратно.

В п. 5 ст. 20 этого же Закона определен порядок производства расчетов и источники финансирования этих расходов.

Правительство же Российской Федерации в постановлении от 6 июля 1994 г. N 806; НГР:Р9402603 указало, что Министерство обороны Российской Федерации при реализации льгот военнослужащих, установленных Законом Российской Федерации "О статусе военнослужащих", осуществляет оплату проезда только по территории Российской Федерации и признало не действующими на территории Российской Федерации ст.ст. 49, 52, 55, 56, 62 постановления Совета Министров СССР от 17 февраля 1981 г. N 193 "Об утверждении Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей".

Между тем в ст. 55 упомянутого выше Положения были предусмотрены льготы военнослужащим на проезд за счет средств Министерства обороны Российской Федерации при следовании в очередные отпуска и обратно на всей территории СССР. Таким образом, Правительство фактически лишило военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей права на бесплатный проезд к местам использования основного отпуска и обратно по территории стран СНГ.

В соответствии же со ст. 1 Соглашения за военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы, проживающими на территории государств - участников Содружества, а также членами их семей сохраняется уровень прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.

Одностороннее ограничение указанных прав и льгот военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей не допускается.

Согласно п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В связи с тем что постановление Правительства Российской Федерации от 6 июля 1994 г. N 806; НГР:Р9402603 вопреки международному договору Российской Федерации ограничивает права и льготы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в части бесплатного проезда к месту использования основного отпуска и обратно по территории СНГ, оно не может быть признано в этой части законным и подлежит отмене.

Требования М. и К. о взыскании с Правительства по одной тысяче рублей в возмещение морального и материального ущерба удовлетворению не подлежат.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда за такие действия, которыми нарушены личные и неимущественные права гражданина.

В данном конкретном случае в отношении заявителей были затронуты их имущественные права, связанные с неоплатой проезда по территориям стран СНГ к местам использования отпуска и обратно, и именно с этими требованиями они обращались ранее в военный суд Московского гарнизона, который и принимал решения по делу. Поэтому с жалобой о возмещении материального ущерба в соответствии с нормами процессуального закона о подсудности им следует обратиться в надлежащий суд.

Не подлежат удовлетворению и ходатайства об обращении решения к немедленному исполнению, поскольку они не основаны на положениях гражданско-процессуального законодательства (ст.ст. 210, 211 ГПК РСФСР).

Требования заявителей об определении ответственности Правительства Российской Федерации и должностных лиц - государственных служащих за действия, приведшие к нарушению прав и свобод заявителей и членов их семей в связи с принятием обжалуемого постановления, также не могут быть удовлетворены.

Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются только к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Обязанность суда определить ответственность государственного органа и государственного служащего за действия, приведшие к нарушению прав и свобод гражданина, вытекает из чч. 4 и 5 ст. 7 Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (в ред. от 14 декабря 1995 г.), которые в новой редакции вступили в законную силу с 18 декабря 1995 г., т.е. после принятия Правительством обжалуемого постановления.

Верховный Суд РФ жалобы М. и К. удовлетворил частично: постановление Правительства Российской Федерации от 6 июля 1994 г. N 806 "О некоторых вопросах реализации льгот по проезду и перевозкам личного имущества военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, установленных Законом Российской Федерации "О статусе военнослужащих"; НГР:Р9402603, в части непредоставления военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей права на бесплатный проезд к месту проведения отпуска и обратно по территории стран Содружества Независимых Государств признал незаконным и недействующим; жалобы заявителей в части определения ответственности Правительства Российской Федерации и должностных лиц как государственных служащих, компенсации морального вреда, ходатайства об обращении решения к немедленному исполнению оставил без удовлетворения.

Заявителям разъяснено, что с требованиями о возмещении материального ущерба они вправе обратиться по подсудности по месту нахождения ответчика.

Кассационная коллегия Верховного Суда РФ решение оставила без изменения.

[введено: 28.06.2002 редактор НЦПИ - Батунина Г.П.]

[проверено: 04.07.2002 редактор НЦПИ - Вендер О.А.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 1 от 01.01.2002 Стр. 18-20
Рубрики правового классификатора: 150.000.000 Оборона, 150.130.000 Статус военнослужащих. Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, 150.130.030 Льготы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

ВЗЫСКАНИЕ, ПРЕДУСМОТРЕННОЕ ПОДП.
№2012573785 от 21 января 2014

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать