Основная информация

Дата опубликования: 31 августа 2012г.
Номер документа: RU08000201200472
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Калмыкия
Принявший орган: Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Утратил силу – приказ Министерства образования и науки Республики Калмыкия от 20.02.2020 № 245

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

ПРИКАЗ

от  31.08.2012 года              № 827                                           г.Элиста

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА И ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Изменения и дополнения:

Приказ от 26.09.2013 № 1069 НГР ru08000201300551

В соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 351-ФЗ «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» приказываю:

1. Утвердить прилагаемые:

Порядок подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

2. Общему отделу (Горяева В.В.) направить настоящий приказ в Управление Министерства юстиции РФ по РК, в газету «Хальмг Унн» для опубликования.

3. Контроль над исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Заместитель Министра образования,

культуры и науки Республики Калмыкия                                                                                    Б. Б. Дякиева

                                                                      Утвержден

приказом Министерства образования,

культуры и науки Республики Калмыкия

от 31.08.2012 г. № 827

Порядок
подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью
ребенка, оставшегося без попечения родителей

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок определяет процедуру подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее – кандидаты в замещающие родители).

1.2. Подготовка кандидатов в замещающие родители проводится по программе, утвержденной приказом Министерства образования, культуры и науки Республики Калмыкия.

1.3. Подготовка кандидатов в замещающие родители осуществляется органами опеки и попечительства или уполномоченными ими в установленном порядке организациями (образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) (далее – Организации).

2. Подготовка кандидатов в замещающие родители

2.1. Подготовка кандидатов в замещающие родители проводится при их обращении непосредственно в Организацию или по направлению органа опеки и попечительства.

2.2. Кандидаты в замещающие родители вправе обратиться в любую Организацию, расположенную на территории Республики Калмыкия. Кандидаты в замещающие родители, обратившиеся в Организацию для прохождения подготовки, подают заявление о приеме на подготовку и дают согласие на проведение диагностики и психологического обследования семьи.

2.3. Иностранные граждане, лица без гражданства или граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, которые желают принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, вправе обратиться в Организацию для прохождения подготовки кандидатов в замещающие родители. Граждане, не владеющие русским языком и желающие пройти подготовку кандидатов в замещающие родители, в Организацию обращаются с переводчиком.              

2.4. Организация:

определяет даты и время проведения подготовки кандидатов в замещающие родители по согласованию с органом опеки и попечительства;

направляет в течение трех дней после начала подготовки в орган опеки и попечительства списки кандидатов в замещающие родители, принятых на подготовку;

организует подготовку кандидатов в замещающие родители в форме семинаров, тренинговых занятий, лекций по вопросам педагогики и психологии, основам медицинских знаний;

проводит диагностику и психологическое обследование кандидатов   в замещающие родители и их семей для оценки  психологической готовности к приему несовершеннолетнего гражданина в семью;

формирует на каждого кандидата в замещающие родители личное дело, содержащее подтверждающие материалы о прохождении им подготовки, результаты психологического обследования и диагностики;

предоставляет в течение семи дней после окончания подготовки в орган опеки и попечительства выводы и рекомендации по результатам подготовки, диагностики и психологического обследования кандидатов в замещающие родители и их семей;

выдает свидетельство о прохождении подготовки кандидатам в замещающие родители после итоговой аттестации;

обеспечивает защиту конфиденциальной информации при организации работы с персональными данными кандидатов в замещающие родители и детей, оставшихся без попечения родителей;

предоставляет ежемесячно, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, в органы опеки и попечительства, региональному оператору государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей информацию о результатах подготовки кандидатов в замещающие родители.

2.5. Органы опеки и попечительства:

выдает кандидатам в замещающие родители направление в Организацию на прохождение подготовки;

знакомит кандидатов в замещающие родители с правами, обязанностями и ответственностью опекунов, попечителей, усыновителей, приемных родителей установленными законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Калмыкия;

информирует Организацию о передаче ребенка, оставшегося без попечения родителей в семью граждан, прошедших подготовку, срок направления информации в течение пяти дней от даты устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью граждан;

учитывает выводы и рекомендации Организации по результатам подготовки, диагностики и психологического обследования кандидата в замещающие родители и его семьи при выдаче ему заключения о возможности быть опекуном, усыновителем, приемным родителем.

Утверждена

приказом Министерства образования,

культуры и науки Республики Калмыкия

от _____________ 2012 г. № __________

(в редакции приказа от 26.09.2013 № 1069 НГР ru08000201300551)

Программа

подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

Учебно - тематический план

№пп

Темы

Количество часов

Форма контроля

Всего

лекции

семинары-тренинги

индивидуальное консультирование

1.

Введение в курс подготовки кандидатов в замещающие родители

2

1

1

Структурированное интервью

2.

Содержание и цели программы подготовки кандидатов в замещающие родители

4

1

2

1

3.

Проблема подбора семьи и ребенка. Потребности развития приемного ребенка. Компетенции (ценности, знания и умения) по его воспитанию и понятие о мотивации приемных родителей

2

1

1

4.

Особенности развития ребенка

18

8

10

5.

Жестокое обращение с ребенком и его последствия для развития ребенка

2

1

1

6

Особенности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей

4

2

2

7

Представление о семье как о развивающейся системе. Роль семьи в обеспечении потребностей развития ребенка

12

4

4

4

8

Адаптация ребенка и замещающей семьи

4

1

2

1

9

«Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка

3

2

1

10

Обеспечение безопасной среды для ребенка, Охрана здоровья ребенка

2

1

1

11

Особенности полового воспитания приемного ребенка

3

1

2

12

Родительские и профессиональные роли замещающей семьи и ее дальнейшее взаимодействие с организациями, предоставляющими услуги детям и семьям

2

2

13

Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан

2

2

14

Подведение итогов освоения курса подготовки и итоговые рекомендации по приему ребенка в семью

2

2

Всего

62

23

29

10

Тема 1. Введение в программу подготовки кандидатов

в замещающие родители

Нормативно-правовые основы деятельности по замещению родителей.

Причины, по которым дети остаются без попечения родителей. Контингент детей в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – учреждение для детей-сирот).

Общая характеристика установленных семейным законодательством Российской Федерации семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Их отличия и особенности.

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью. Права и обязанности специалистов органов опеки и попечительства, регионального и федерального операторов государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, организаций, на которые возложены полномочия по подбору и подготовке кандидатов в замещающие родители (далее – организация по подготовке замещающих семей).

Процесс и этапы подготовки кандидатов в замещающие родители.

Социальные гарантии и льготы для детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с федеральным и региональным законодательством.

Гигиенические требования к уходу за ребенком и требования к организации питания.

Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.

Услуги, предоставляемые организацией, осуществляющей во взаимодействии с органами опеки и попечительства медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение приемных семей (далее – сопровождающая организация), приемной семье после устройства ребенка.

Основные требования к жилищно-бытовым условиям, организации быта и проживания ребенка в семье, к уходу за ребенком в приемной семье. Основы безопасного воспитания ребенка.

Организация контроля за воспитанием ребенка в приемной семье.

Структурированное интервью на тему: «Готовность семьи принять ребенка, оставшегося без попечения родителей» (проводится по завершении изучения темы 1 по желанию кандидатов в замещающие родители. В ходе интервью выясняются мотивы, пожелания и ресурсы семьи - материальные, социальные и психологические условия в семье, которые способствуют воспитанию ребенка).

Тема 2. Содержание и цели программы подготовки кандидатов

в замещающие родители

Понятие обучающе-психологического тренинга. Приемы, используемые в процессе проведения обучающе-психологического тренинга.

Особенности и порядок прохождения тренинговой подготовки и обследования кандидатов в замещающие родители, осваивающих программу подготовки приемных родителей (далее – участники тренинга), и членов их семьи.

Содержание обучающе-психологического тренинга. Правила работников-участников тренинга в группе.

Знакомство участников тренинга. Ожидания и опасения участников тренинга.

Тема 3. Проблема подбора семьи и ребенка

Потребности развития приемного ребенка. Компетенции (ценности, знания и умения) по его воспитанию и понятие о мотивации приемных родителей.

Проблема подбора семьи и ребенка (чувства кандидатов в замещающие родители и детей, оставшихся без попечения родителей, в процессе ожидания устройства и подбора семьи).

Процедура выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организацию для детей-сирот и знакомства с потенциальной приемной семьей.

Потребности развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация – усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания – санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в замещающие родители необходимости их обеспечивать.

Оценка кандидатами в замещающие родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовых условий, занятости, дохода) и особенностей семейной системы. Компетенции кандидатов в замещающие родители по воспитанию ребенка.

Необходимость оценки кандидатами в замещающие родители имеющихся у них компетенций. Поиски путей формирования и компенсации недостающих компетенций.

Знания и умения, необходимые кандидату в замещающие родители.

Тема 4. Особенности развития ребенка

              Психическое развитие ребенка в соответствии с возрастной периодизацией развития детей.

Понятие социальной ситуации развития ребенка, ведущего вида деятельности, возрастных новообразований, кризисных периодов развития ребенка.

Основные сферы развития ребенка (физическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное, сексуальное развитие), их взаимосвязь.

Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество).

Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.

Уважение индивидуальных, культурных и этнических особенностей ребенка.

Тема 5. Жестокое обращение с ребенком и его последствия

для развития ребенка.

Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка.

Мозаичность развития. Понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличие.

Дихотомия «жертва-агрессор». Понятие синдрома посттравматических стрессовых нарушений. «Фрагментарность» как специфика посттравматического сознания.

Оценка кандидатом в замещающие родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.

Тема 6. Особенности развития ребенка, оставшегося без

попечения родителей.

Потребность в привязанности, идентичность как основа благополучного развития ребенка.

Роль родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка.

Причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Понятие «горя и потери» в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие).

Тема 7. Представление о семье как о развивающейся системе. Роль семьи в обеспечении потребностей развития ребенка.

Изучение темы проводится в различных формах: обучающе-психологический тренинг, подготовка домашних заданий, заполнение анкет, а также индивидуальное и семейное консультирование кандидатов в замещающие родители совместно с членами их семьи.

Особенности общения и взаимодействия в семье: семейные границы, эмоциональная близость, семейная иерархия и семейные роли, семейные правила.
Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характера ребенка.

Стабильность семейных отношений кандидатов в замещающие родители и важность их развития.

Семейная история и ее обсуждение. Построение семейной генограммы. Обсуждение с кандидатами в замещающие родители распределение ролей в семье.

Личная и семейная ситуация кандидатов в замещающие родители в настоящее время и ее потенциальное влияние на помещение ребенка в их семью.

Семейный уклад: образ жизни семьи, семейные традиции. Семейные и индивидуальные способы принятия решения.

Опыт воспитания родных и приемных детей в семье кандидата в замещающие родители.

Понимание всеми членами семьи кандидатов в замещающие родители проблем своей семьи, своих возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон. Самооценка кандидатов в замещающие родители.

Составление карты семьи. Роль сотрудничества членов семьи кандидатов в замещающие родители в процессе воспитания ребенка.

Тема 8. Адаптация ребенка и приемной семьи.

Общая характеристика личностных проблем и кризисов, которые испытывают замещающие родители в связи с появлением в семье приемного ребенка.
Особенности ожиданий приемных семей. Страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации.

Подготовка родственников к появлению приемного ребенка.
Типичные ошибки воспитания в приемной семье.

Проблемы различия в восприятии поступков родного и приемного ребенка. Различия в управлении поведением ребенка, выросшего в семье, и ребенка, помещенного в приемную семью.

Приемы, помогающие преодолевать возникающие трудности, облегчающие состояния напряжения и снятие тревоги. Разрешение конфликтов и преодоление трудного поведения детей.

Этапы адаптационного периода. Особенности адаптационного процесса для ребенка в первый год его проживания в приемной семье. Чувства и переживания ребенка, приходящего в семью. Способы преодоления трудностей адаптации.

Задачи приемной семьи в процессе адаптации семьи и ребенка (перераспределение ролей, учет индивидуальных особенностей ребенка, знакомство ребенка с правилами и традициями приемной семьи, организация быта, учебы, отдыха, охраны здоровья, контакта с родными и сверстниками).

Необходимость сохранения тайны усыновления. Ее реальные и мнимые преимущества и сложности. Возможные последствия сохранения (несохранения) тайны усыновления. Как сказать ребенку, что он приемный.

Изменение семейной системы после устройства ребенка в семью и прохождения ребенком возрастных этапов развития. Прогнозирование таких изменений.

Понятие о методике «Книга жизни ребенка» и ее составление приемными родителями (методика, позволяющая ребенку восстановить основные этапы его жизни от рождения до настоящего времени, принять потерю своей семьи, осознать свое место в новой семье). Роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в составлении «Книги жизни ребенка».

Тема 9. «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка.

Формы «трудного» поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ). Их причины и способы работы с ними.

Методы воспитания ребенка. Эффективность и приемлемость наказаний ребенка.

Формирование моральных норм у ребенка. Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм. Понимание приемными родителями, каким образом у ребенка формируется способность к этической оценке своего поведения и какими могут быть сдерживающие факторы.

Понимание приемными родителями, как их собственный опыт влияет на их отношение к детям с «трудным» поведением, осознание своих слабых сторон, понимание, каким образом в решении проблем «трудного» поведения могут помочь специалисты.

Тема 10. Обеспечение безопасной среды для ребенка. Охрана здоровья ребенка

Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и вне семейной среды в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (воспитание в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорность в семье родителей, бродяжничество).

Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним.

Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье.
Охрана здоровья ребенка и здоровый образ жизни.

Тема 11. Особенности полового воспитания приемного ребенка

Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка,

Психосексуальное развитие как один из аспектов онтогенетического развития ребенка. Формирование половой идентичности у ребенка. Методы и приемы полового воспитания в семье.

Половое воспитание в приемной семье. Роль сверстников, родителей, педагогов, средств массовой информации в формировании полового самосознания ребенка. Защита ребенка от сексуального насилия.

Тема 12. Родительские и профессиональные роли приемной семьи и ее дальнейшее взаимодействие с другими организациями, предоставляющими услуги детям и семьям

Родительские и профессиональные функции приемной семьи. Формирование мотивации к сотрудничеству приемных родителей с сопровождающей организацией. Отношение приемной семьи к родителям и кровным родственникам приемного ребенка и их взаимодействие.

Отношение приемной семьи к родителям и кровным родственникам приемного ребенка и их взаимодействие.

Схема взаимодействия участников устройства детей в семью (родители и кровные родственники – сопровождающая организация – приемная семья).

Взаимодействие приемных семей с другими организациями, предоставляющими услуги детям и семьям, а также между собой.

Тема 13. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.

Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей. Правовые основания для устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью.

Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство). Формы опеки (возмездная и безвозмездная). Различия между формами семейного устройства.

Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в замещающие родители в зависимости от формы семейного устройства.

Перечень документов, предоставляемых кандидатами в замещающие родители для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем, в зависимости от формы семейного устройства.

Порядок и особенности подготовки документов кандидатами в замещающие родители. Права и обязанности кандидатов в замещающие родители. Порядок передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью. Поиск и выбор ребенка для принятия в семью.

Порядок взаимодействия с органами опеки и попечительства, региональным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, федеральным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, учреждениями для детей-сирот.

Посещение учреждения для детей-сирот, обязанности администрации такого учреждения. Возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка. Порядок оформления органом опеки и попечительства и учреждением для детей-сирот документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства.

Возмездный вид опеки: приемная семья. Права приемного родителя, порядок заключения договора. Материальное обеспечение приемной семьи, льготы.

Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка. Подготовка и подача заявления в суд. Тайна усыновления. Возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения.

Перечень документов, передаваемых приемной семье учреждением для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом опеки и попечительства.

Документы ребенка и порядок их оформления (переоформления) усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью.

Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка. Порядок осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье.

Порядок предоставления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом.

Правовые последствия усыновления, опеки, попечительства – имущественные и личные неимущественные права и обязанности усыновителей, опекунов, попечителей.

Меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации.

Выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства.

Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей – ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку.    Информирование приемной семьи о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи. Ответственность приемных родителей.

Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства.

Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.

Тема 14. Подведение итогов освоения программы подготовки кандидатов в замещающие родители, итоговые рекомендации по приему ребенка в семью.

Обсуждение результатов освоения программы подготовки кандидатов в замещающие родители, выполнения домашних заданий, анкет, материалов для чтения, выдаваемых в ходе освоения программы.

         Оценка степени усвоения программы подготовки кандидатов в замещающие родители.
          Составление итоговых выводы и рекомендаций по результатам подготовки, диагностики и психологического обследования кандидата в замещающие родители о готовности к приему ребенка на воспитание в семью.

3. Требования к уровню подготовки кандидатов в замещающие родители,

успешно освоивших программу

3.1. Кандидаты в замещающие родители, успешно освоившие программу, по завершении программы должны иметь четкое представление:

о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка на воспитание в семью, взаимодействии организации по подготовке приемных семей, сопровождающей организации и приемной семьи в процессе подготовки и после приема ребенка в семью, финансовой помощи приемным семьям;

об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую кандидаты в замещающие родители берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;

о правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его безопасности, как в доме, так и вне дома — на улице, в общественных местах;

о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка;

о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых приемному родителю;

о порядке контактов ребенка с родителями и родственниками.

3.2. Кандидаты в замещающие родители, успешно освоившие программу должны знать:

свои права и обязанности как приемных родителей, как в отношении ребенка, так и отношении сопровождающей организации;

закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;

важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;

причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;

о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежении нуждами ребенка, разлуки с семьей на психофизическое развитие и поведение ребенка;

этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенку на разных этапах проживания горя;

особенности протекания периода адаптации ребенка в приемной семье;

о влиянии собственного опыта приемных родителей на их отношение к «трудному» поведению детей;

санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;

способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;

возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье.

3.3. Кандидаты в замещающие родители, успешно освоившие программу, должны уметь:

использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;

видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка;

рассматривать «трудное» поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;

выбирать способы реагирования на «трудное» поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;

осознать природу своих чувств по поводу «трудного» поведения ребенка;
          быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;
предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье;

оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;

преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;

прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;

оценивать воспитательский ресурс своей семьи;
быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания ребенка;

ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и приемным родителям;

соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка.

4. Итоговая аттестация по программе

Итоговая аттестация кандидатов в замещающие родители проводится в форме собеседования в конце всей программы подготовки кандидатов в замещающие родители и завершается выдачей документа гражданам о прохождении программы подготовки.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Хальмг Унн № 172 (16542) Спецвыпуск от 02.09.2012
Рубрики правового классификатора: 040.000.000 Семья, 040.060.000 Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, 040.060.010 Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей, 040.060.020 Усыновление (удочерение) детей, 040.060.030 Опека и попечительство над детьми (см. также 030.020.050), 040.060.040 Приемная семья

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать