Основная информация

Дата опубликования: 30 ноября 2018г.
Номер документа: RU37000201801154
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Ивановская область
Принявший орган: Административный Департамент Ивановской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Утратил силу приказом комитета Ивановской области по обеспечению деятельности мировых судей и гражданской защиты населения от 15.01.2019 № 9-П

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 30.11.2018 № 1428-П

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ АДМИНИСТРАТИВНОГО ДЕПАРТАМЕНТА   ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 01.12.2016 № 1355-П «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ИСПОЛНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕПАРТАМЕНТОМ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ РЕГИОНАЛЬНОГО, МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА»

В целях приведения административного регламента в соответствие с действующим законодательством п р и к а з ы в а ю:

Внести в приказ Административного Департамента Ивановской области от 01.12.2016 № 1355-п «Об утверждении Административного регламента исполнения Административным Департаментом Ивановской области государственной функции по осуществлению регионального государственного надзора за соблюдением обязательных требований в области защиты населения и территорий Ивановской области от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера» следующие изменения:

1. Разделы 1 – 3 приложения к приказу изложить в следующей редакции:

«1. Общие положения

Наименование государственной функции

1.1. Настоящий Регламент устанавливает порядок исполнения Административным Департаментом Ивановской области функции по осуществлению регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий Ивановской области от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера                (далее – государственная функция).

Наименование органа, исполняющего государственную функцию

1.2. Государственная функция исполняется Административным Департаментом Ивановской области (далее – Департамент).

Нормативные правовые акты, регулирующие исполнение государственной функции

1.3. Исполнение государственной функции осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, перечень которых размещен на официальном сайте Департамента в сети «Интернет» по электронному адресу: http://admdep.ivanovoobl.ru, в региональной государственной информационной системе «Региональный реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Ивановской области» и в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее – Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций).

Предмет регионального государственного надзора

1.4. Предметом регионального государственного надзора является проверка соблюдения требований, установленных Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Ивановской области (далее – обязательные требования), в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

1.5. Региональный государственный надзор в области защиты населения и территорий Ивановской области от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера (далее – региональный государственный надзор) осуществляется в отношении следующих объектов надзора (далее – объекты надзора):

1.5.1. Органов местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области (далее – органы местного самоуправления).

1.5.2. Юридических лиц, их руководителей и иных должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, их уполномоченных представителей, входящих в состав звеньев Ивановской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществляется федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

1.5.3. Организаций отдыха и оздоровления детей с круглосуточным пребыванием независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, расположенных на территории Ивановской области.

Права и обязанности должностных лиц при осуществлении регионального государственного надзора

1.6. Государственная функция осуществляется уполномоченными должностными лицами Департамента (далее – Уполномоченные должностные лица).

1.7. Уполномоченные должностные лица при исполнении государственной функции имеют право:

1.7.1. Беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и заверенной в установленном порядке копии приказа начальника (первого заместителя начальника) Департамента о проведении проверки (далее – Приказ о проведении проверки) посещать территории, здания, строения, сооружения и помещения, используемые при осуществлении деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводится проверка, а также проводить их обследование.

1.7.2. Запрашивать и получать на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документы и (или) информацию, включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень (далее – Межведомственный перечень), от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в рамках межведомственного информационного взаимодействия в сроки и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

1.7.3. В перечень документов запрашиваемых Уполномоченными должностными лицами в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с Межведомственным перечнем входят:

- сведения из Единого государственного реестра налогоплательщиков;

- сведения из Единого государственного реестра юридических лиц;

- сведения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;

- сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год.

1.7.4. Запрашивать у объектов надзора документы и (или) информацию, необходимые для организации и проведения проверки выполнения обязательных требований, если они относятся к предмету проверки и их невозможно запросить и получить в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

1.7.5. Выдавать предписания об устранении нарушений обязательных требований.

1.8. При выявлении в результате контрольных мероприятий нарушений обязательных требований Уполномоченные должностные лица в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:

1.8.1. Составить и вручить акт, отразив в нем нарушения.

1.8.2. Подготовить и вручить предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

1.8.3. Принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, обеспечению безопасности государства, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

1.8.4. Возбудить административное производство.

1.8.5. Составить протокол об административном правонарушении.

1.8.6. При наличии оснований прекратить административное производство.

1.9. Уполномоченные должностные лица при исполнении государственной функции обязаны:

1.9.1. Соблюдать требования законодательства Российской Федерации и законодательства Ивановской области, регламентирующие деятельность по организации и осуществлению государственной функции.

1.9.2. Соблюдать права и законные интересы объектов надзора, проверка которых проводится.

1.9.3. Проводить проверку на основании Приказа о проведении проверки и в соответствии с ее назначением.

1.9.4. Проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку – только при предъявлении служебных удостоверений, копии Приказа о проведении проверки и в случаях, предусмотренных пунктом 3.31.2 Регламента, копии документа о согласовании проведения проверки.

1.9.5. Не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю (далее – руководитель, уполномоченный представитель объекта надзора) присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки.

1.9.6. Предоставлять руководителю, уполномоченному представителю объекта надзора, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки.

1.9.7. Знакомить руководителя, уполномоченного представителя объекта надзора с результатами проверки.

1.9.8. Знакомить руководителя, уполномоченного представителя объекта надзора с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

1.9.9. Учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов объектов надзора.

1.9.10. Доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

1.9.11. Соблюдать сроки проведения проверки, установленные Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»               (далее – Федеральный закон от № 294-ФЗ).

1.9.12. Не требовать от объекта надзора документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

1.9.13. Перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, уполномоченного представителя объекта надзора ознакомить их с положениями настоящего Регламента, в соответствии с которым проводится проверка.

1.9.14. Осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок объекта надзора (при наличии), а также в едином реестре проверок в соответствии с требованиями Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 № 415.

1.9.15. Осуществлять в пределах своей компетенции взаимодействие с соответствующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Ивановской области, органами местного самоуправления и организациями.

1.9.16. Рассматривать обращения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также граждан по вопросам осуществления государственной функции.

Ограничения при проведении проверки

1.10. При проведении проверки Уполномоченные должностные лица не вправе:

1.10.1. Проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям Департамента, от имени которого действуют Уполномоченные должностные лица.

1.10.2. Осуществлять плановые или внеплановые выездные проверки в случае отсутствия при ее проведении руководителя, уполномоченного представителя объекта надзора, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3.31.2 Регламента.

1.10.3. Требовать от руководителя, уполномоченного представителя объекта надзора представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами надзорных мероприятий или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов.

1.10.4. Отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений.

1.10.5. Распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

1.10.6. Превышать установленные сроки проведения проверки.

1.10.7. Осуществлять выдачу руководителю, уполномоченному представителю объекта надзора предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.

1.10.8. Проверять выполнение обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР, а также выполнение требований нормативных документов, обязательность применения которых не предусмотрена законодательством Российской Федерации.

1.10.9. Проверять выполнение обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами, не опубликованными в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

1.10.10. Требовать от объекта надзора представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенные в Межведомственный перечень.

1.10.11. Требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов, информации до даты начала проведения проверки. Департамент после принятия приказа о проведении проверки вправе запрашивать необходимые документы и (или) информацию в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

1.10.12. Требовать от органов местного самоуправления осуществления полномочий, не отнесенных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и иными федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования, а также финансового обеспечения из местного бюджета соответствующих расходов.

Права и обязанности должностных лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по надзору

1.11. Руководитель, уполномоченный представитель объекта надзора при проведении проверки имеют право:

1.11.1. Непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки.

1.11.2. Получать от Департамента и Уполномоченных должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

1.11.3. Знакомиться с документами и (или) информацией, полученными органом регионального государственного надзора в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления Ивановской области либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления Ивановской области организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация.

1.11.4. Представлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в орган регионального государственного надзора по собственной инициативе.

1.11.5. Знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа регионального государственного надзора.

1.11.6. Обжаловать решения и действия (бездействие) Уполномоченных должностных лиц, повлекшие за собой нарушение прав объекта надзора при проведении проверки, в административном, досудебном (внесудебном) и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.11.7. Привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ивановской области к участию в проверке.

1.12. При проведении проверки объект надзора обязан:

1.12.1. Представить все документы и сведения, касающиеся их деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, необходимые для проведения проверки, в установленные сроки.

1.12.2. Обеспечить присутствие руководителя, уполномоченного представителя объекта надзора, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований.

1.12.3. Предоставить Уполномоченным должностным лицам возможность знакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку Уполномоченных должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые объектом надзора при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения.

Описание результата исполнения государственной функции

1.13. Результатами исполнения государственной функции являются:

1.13.1. Составление акта проверки.

1.13.2. Вынесение предписания об устранении объектом надзора нарушений обязательных требований.

1.13.3. Составление протоколов об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований.

1.14. В случае выявления правонарушений, связанных с нарушениями обязательных требований, – возбуждение и осуществление производства по делу об административном правонарушении в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях       от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее – КоАП РФ).

2. Требования к порядку исполнения государственной функции

Порядок информирования об исполнении государственной функции

2.1. Информация по вопросам исполнения государственной функции предоставляется:

2.1.1. При личном обращении в Департамент.

2.1.2. При обращении в Департамент по телефону.

2.1.3. При обращении в Департамент по электронной почте.

2.1.4. Письменным сообщением на устное или письменное обращение.

2.1.5. Посредством размещения в                                               информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Департамента по электронному адресу: http://admdep.ivanovoobl.ru.

2.1.6. Посредством публикаций в средствах массовой информации, издания информационных материалов.

2.1.7. Посредством размещения на информационных стендах.

2.2. Информация о порядке исполнения государственной функции, необходимая объектам надзора, предоставляется Уполномоченными должностными лицами в ходе проведения проверки.

2.3. Место нахождения Департамента, график работы, справочные телефоны, адреса официального сайта и электронной почты размещены на официальном сайте Департамента в сети «Интернет» по электронному адресу: http://admdep.ivanovoobl.ru, в региональном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) Ивановской области и на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций).

2.4. На странице официального сайта Департамента в              информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на информационных стендах в обязательном порядке размещается следующая информация:

2.4.1. Данные о местонахождении Департамента и отдела, а также график (режим) их работы.

2.4.2. Номера телефонов для справок (консультаций) по вопросам исполнения государственной функции.

2.4.3. Перечень законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы, непосредственно регулирующие исполнение государственной функции.

2.4.4. Текст Регламента.

2.4.5. Ежегодный план проведения плановых проверок органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

2.4.6. Порядок получения консультации о порядке принятия решений и осуществления проверок, в том числе по обращениям физических и юридических лиц, о порядке обжалования решений, действий или бездействия должностных лиц, уполномоченных на проведение контрольных мероприятий.

2.5. Консультации по вопросам исполнения государственной функции предоставляются по письменным обращениям, посредством телефонной связи, при личном обращении, а также в электронном виде.

2.6. Для получения информации о процедурах исполнения государственной функции заинтересованные лица обращаются в Департамент лично, по телефону, в письменном виде почтовым отправлением или в форме электронного сообщения.

2.7. Консультирование проводится в устной и письменной формах.

2.7.1. Устное консультирование осуществляется при обращении заинтересованных лиц за информацией лично либо по телефону.

Время консультирования каждого заинтересованного лица составляет не более десяти минут.

В случае если для подготовки ответа требуется продолжительное время, заинтересованным лицам может быть предложено обратиться за необходимой информацией в письменном виде.

2.7.2. При консультировании по письменным обращениям ответ направляется по почте в адрес заявителя в срок, не превышающий тридцати дней со дня регистрации обращения.

Сведения о размере платы за исполнение

государственной функции

2.8. Государственная функция исполняется Департаментом на безвозмездной основе.

Срок исполнения государственной функции

2.9. Срок проведения каждой из проверок (документарной и выездной) в отношении объектов надзора с даты начала ее проведения и до даты составления акта по результатам проверки не может превышать двадцать рабочих дней.

В отношении одного объекта надзора – субъекта малого предпринимательства – общий срок проведения плановых выездных проверок в год не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия.

2.10. Указанный в пункте 2.9 Регламента в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений Уполномоченных должностных лиц, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен начальником (первым заместителем начальника) Департамента (далее – руководитель Департамента), но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий – не более чем на пятьдесят часов, микропредприятий – не более чем на пятнадцать часов.

3. Состав, последовательность и сроки

выполнения административных процедур (действий), требования

к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения

административных процедур (действий) в электронной форме

Административные процедуры

3.1. Исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры:

3.1.1. Принятие решения о проведении проверок.

3.1.2. Подготовка к проведению проверок.

3.1.3. Проведение проверок:

- плановых;

- внеплановых;

- документарных;

- выездных.

3.1.4. Оформление результатов проверок.

3.1.5. Принятие по результатам проведенных проверок мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

3.1.6. Организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований.

Принятие решения о проведении проверок

3.2. Уполномоченными должностными лицами проводятся плановые и внеплановые проверки в форме документарных и (или) выездных проверок.

3.3. Основаниями для начала осуществления проверки являются:

3.3.1. Наступление срока, предусмотренного планом проверок.

3.3.2. Наличие оснований для проведения внеплановых проверок.

3.4. При наличии оснований для начала осуществления проверки Уполномоченное должностное лицо, ответственное за подготовку проекта Приказа о проведении проверки, собирает все имеющиеся в Департаменте материалы в отношении подлежащего проверке объекта надзора.

3.5. Должностное лицо, уполномоченное на проведение проверки, готовит на основании собранных материалов об объекте надзора Приказ о проведении проверки в двух экземплярах.

Приказ о проведении проверки оформляется в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009  № 141.

3.6. Проект Приказа о проведении проверки рассматривается и подписывается руководителем Департамента.

При наличии у объекта надзора, в отношении которого планируется проверка, нескольких филиалов (объектов), подлежащих проверке, оформляется необходимое количество копий Приказа о проведении проверки, заверенных надлежащим образом, с целью предъявления его копии на каждом объекте и одновременном проведении проверок в нескольких объектах юридического лица.

Результат: Приказ о проведении проверки, подписанный руководителем Департамента либо зафиксированный на бумажном носителе.

3.7. В день подписания приказа руководителя Департамента о проведении внеплановой выездной проверки (далее – приказ о проведении внеплановой выездной проверки) в целях согласования ее проведения Уполномоченное должностное лицо готовит для отправки в орган прокуратуры Ивановской области по месту осуществления деятельности объекта надзора заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки.

3.8. Заявление направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, либо доставляется нарочным.

К заявлению прилагаются копия приказа о проведении внеплановой выездной проверки и документы, которые содержат сведения, послужившие основанием ее проведения.

3.9. Копия Приказа о проведении проверки направляется:

3.9.1. Не позднее чем за 3 рабочих дня до даты начала проведения плановых проверок и (или) посредством направления копии приказа руководителя Департамента о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в Департамент, или иным доступным способом.

3.9.2. Не менее чем за двадцать четыре часа до даты начала проведения внеплановых выездных проверок по соблюдению обязательных требований, за исключением случаев поступления в Департамент обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах, указанных в пункте 3.31.2 Регламента.

3.9.3. Уведомление о проведении внеплановой проверки направляется по адресу электронной почты, по которому объект надзора осуществляет переписку, направление решений, извещений, уведомлений с использованием электронной подписи, и (или) непосредственно предъявляется в момент начала ее проведения в форме соответствующего Приказа о проведении проверки или иным доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в Департамент.

3.9.4. Предварительное уведомление объекта надзора о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в пункте 3.31.2.2 Регламента, не требуется.

3.9.5. В случае проведения внеплановой выездной проверки членов саморегулируемой организации Департамент обязан уведомить саморегулируемую организацию о проведении внеплановой выездной проверки в целях обеспечения возможности участия или присутствия ее представителя при проведении внеплановой выездной проверки. При выявлении нарушений обязательных требований членами саморегулируемой организации Уполномоченные должностные лица Департамента обязаны сообщить в саморегулируемую организацию о выявленных нарушениях обязательных требований в течение пяти рабочих дней со дня окончания проведения внеплановой выездной проверки.

3.10. Результат регистрируется в Департаменте в журнале учета проверок (Приложение № 2).

Допускается ведение журналов в электронном виде при условии ежемесячного сохранения на магнитном носителе и ежегодной архивации на бумажном носителе с нарастающим итогом с начала календарного года.

Подготовка к проведению проверки

3.11. Основанием для подготовки к проведению проверки является подписанный руководителем Департамента приказ о ее проведении.

3.12. До начала проведения проверки Уполномоченные должностные лица заносят сведения, указанные в Приказе о проведении проверки (номер приказа, дата проведения контрольных мероприятий, адрес и наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) индивидуального предпринимателя, в отношении которого будет проведена проверка, должность, фамилия, инициалы Уполномоченного должностного лица на проведение надзорных мероприятий), в журнал учета проверок и в единый реестр проверок.

3.13. Непосредственно перед проведением проверки, в зависимости от цели, предмета и объема проверки, Уполномоченные должностные лица проводят анализ сведений и информации в отношении объекта надзора, деятельность которого подлежит проверке на соблюдение обязательных требований.

3.14. Уполномоченные должностные лица изучают необходимые нормативные акты и иную документацию, используемую при проведении проверки.

Проведение проверок

Проведение плановой проверки

3.15. Предметом плановой проверки является соблюдение объектом надзора в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

3.16. Плановые проверки объектов надзора проводятся в соответствии с разработанными в установленном порядке и утвержденными начальником Департамента ежегодными планами проведения:

3.16.1. Плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

3.16.2. Проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

3.17. Основанием для включения плановой проверки объекта надзора в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является истечение трех лет со дня:

3.17.1. Государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя.

3.17.2. Окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя.

3.17.3. Начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

3.18. Основанием для включения плановой проверки объекта надзора в ежегодный план проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Ивановской области является истечение двух лет со дня окончания проведения последней плановой проверки.

3.19. Плановая проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей – членов саморегулируемой организации проводится в отношении не более чем десяти процентов общего числа членов саморегулируемой организации и не менее чем двух членов саморегулируемой организации в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, если иное не установлено федеральными законами.

3.20. Плановая проверка проводится в форме документарной и (или) выездной проверки.

3.21. При разработке ежегодных планов проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2017 и 2018 годы направляются запросы в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия о предоставлении в отношении включаемого в ежегодный план юридического лица или индивидуального предпринимателя сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства об отнесении их к субъектам малого предпринимательства.

3.22. Ежегодные планы размещаются на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по электронному адресу: http://admdep.ivanovoobl.ru.

3.23. Ежегодный план проведения плановых проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления подлежит размещению не позднее 1 ноября года, предшествующего году проведения проверок.

3.24. В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, Департамент направляет проекты ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в прокуратуру Ивановской области.

3.25. Департамент рассматривает предложения прокуратуры Ивановской области и по итогам их рассмотрения направляет в прокуратуру Ивановской области в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, утвержденный ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

3.26. Подготовка Департаментом и представление в Прокуратуру Ивановской области для согласования ежегодных планов проведения:

3.26.1. Плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489, по форме, предусмотренной приложением к указанным Правилам.

3.26.2. Проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с Приказом Генпрокуратуры Российской Федерации от 21.04.2014 № 222.

Внесение изменений в ежегодный план проведения проверок

3.27. Исключение проверки из ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей допускается в связи:

3.27.1. С невозможностью проведения плановой проверки деятельности юридического лица вследствие его ликвидации, невозможностью проведения проверки индивидуального предпринимателя вследствие прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

3.27.2. Прекращением юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности, эксплуатации (использования) объектов защиты, подлежащих проверке.

3.27.3. Принятием Департаментом решения об исключении соответствующей проверки из ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в случаях, предусмотренных статьей 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

3.27.4. Наступлением обстоятельств непреодолимой силы.

3.28. Внесение изменений в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей допускается в связи с изменением указанных в нем сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, а именно:

3.28.1. Изменением адреса места нахождения или адреса фактического осуществления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя.

3.28.2. Реорганизацией юридического лица.

3.28.3. Изменением наименования юридического лица, а также изменением фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя.

3.29. Внесение изменений в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется решением руководителя Департамента.

Сведения о внесенных в ежегодные планы проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей изменениях направляются в течение трех рабочих дней со дня их внесения в прокуратуру Ивановской области на бумажном носителе (с приложением копии в электронном виде) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, а также размещаются на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по электронному адресу: http://admdep.ivanovoobl.ru, в порядке, предусмотренном пунктом 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489, в течение пяти рабочих дней со дня внесения изменений.

Проведение внеплановой проверки

3.30. Предметом внеплановой проверки является соблюдение объектом надзора в процессе осуществления деятельности обязательных требований, выполнение предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований (далее – предписание), выданных Департаментом, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

В случае если основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения объектом надзора предписания, предметом такой проверки может являться только исполнение выданного Департаментом предписания.

3.31. Основанием для проведения внеплановой проверки юридического лица и индивидуального предпринимателя являются:

3.31.1. Истечение срока исполнения объектом надзора ранее выданного Департаментом предписания.

3.31.2. Мотивированное представление Уполномоченного должностного лица по результатам анализа результатов мероприятий по надзору без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в Департамент обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах нарушения обязательных требований:

3.31.2.1. Возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

3.31.2.2. Причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

3.31.3. Приказ руководителя Департамента, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

3.32. Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Департамент, а также обращения и заявления, не содержащие сведения о фактах, указанных в подпункте 3.31.2 Регламента, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. В случае, если изложенная в обращении или заявлении информация может в соответствии с подпунктом 3.31.2 Регламента являться основанием для проведения внеплановой проверки, Уполномоченное должностное лицо при наличии у него обоснованных сомнений в авторстве обращения или заявления обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица. Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.

3.32.1. При рассмотрении обращений и заявлений должны учитываться результаты рассмотрения ранее поступивших подобных обращений и заявлений, информации, а также результаты ранее проведенных мероприятий по надзору в отношении соответствующих юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

3.32.2. При отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах, указанных в пункте 3.31, Уполномоченными должностными лицами может быть проведена предварительная проверка поступившей информации. В ходе проведения предварительной проверки поступившей информации принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию, проводится рассмотрение документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющихся в распоряжении Департамента, при необходимости проводятся мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и без возложения на указанных лиц обязанности по представлению информации и исполнению требований органов государственного надзора. В рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным.

3.32.3. При выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, получении достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах, указанных в пункте 3.31, Уполномоченное должностное лицо подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки по основаниям, указанным в подпункте 3.31.2 Регламента. По результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица, индивидуального предпринимателя к ответственности не принимаются.

3.32.4. По решению руководителя Департамента предварительная проверка, внеплановая проверка прекращаются, если после начала соответствующей проверки выявлена анонимность обращения или заявления, явившихся поводом для ее организации, либо установлены заведомо недостоверные сведения, содержащиеся в обращении или заявлении.

3.32.5. Департамент вправе обратиться в суд с иском о взыскании с гражданина, в том числе с юридического лица, индивидуального предпринимателя, расходов, понесенных Департаментом в связи с рассмотрением поступивших заявлений, обращений указанных лиц, если в заявлениях, обращениях были указаны заведомо ложные сведения.

3.33. Внеплановые проверки в отношении органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся на основании решения руководителя Департамента, принимаемого на основании:

3.33.1. Обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан. По указанным основаниям внеплановые проверки деятельности органа местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся по согласованию с органом прокуратуры Ивановской области.

3.33.2. Поручения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора Ивановской области о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры Ивановской области материалам и обращениям.

3.34. Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

Документарная проверка

3.35. Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах объекта надзора, устанавливающие его организационно–правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении его деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований, об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации и законодательства Ивановской области, исполнением предписаний Департамента об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации и законодательства Ивановской области.

3.36. Основанием для начала документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) является Приказ о проведении проверки без выезда по месту нахождения или осуществления деятельности объекта надзора и поступление Уполномоченному должностному лицу на проведение проверки документов, запрошенных у проверяемого объекта надзора.

3.37. Документарная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения отдела Департамента Уполномоченным должностным лицом или Уполномоченными должностными лицами, которые указаны в Приказе о проведении проверки.

3.38. Заверенная печатью копия Приказа о проведении проверки вручается Уполномоченными должностными лицами, проводящими проверку, руководителю, уполномоченному представителю объекта надзора одновременно с предъявлением служебного удостоверения. По требованию подлежащих проверке лиц Уполномоченные должностные лица обязаны представить информацию о надзорном органе, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения своих полномочий.

3.39. В процессе проведения документарной проверки Уполномоченными должностными лицами в первую очередь рассматриваются документы объекта надзора, имеющиеся в распоряжении Департамента, в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, представленные в порядке, установленном статьей 8 Федерального закона от 26.12.2008 № 294–ФЗ, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленной в отношении этого объекта надзора государственной функции.

3.40. Уполномоченное должностное лицо при проведении документарной проверки анализирует сведения, содержащиеся в документах объекта надзора.

3.41. В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Департамента, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение объектом надзора обязательных требований, Уполномоченное должностное лицо готовит в адрес объекта надзора мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы, позволяющие оценить исполнение обязательных требований.

3.42. Запрос подписывается руководителем Департамента. К запросу прилагается заверенная печатью копия приказа о проведении документарной проверки объекта надзора за соблюдением обязательных требований.

Действия, устанавливаемые настоящим пунктом, осуществляются в течение срока, определенного для каждого конкретного объекта надзора, в зависимости от принадлежности его к определенной категории в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

Результат: мотивированный запрос о представлении необходимых документов.

3.43. В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса объект надзора обязан направить в Департамент указанные в запросе документы.

3.44. Указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью руководителя, уполномоченного представителя объекта надзора. Объект надзора вправе представить указанные в запросе документы в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

3.45. В случае если в ходе документарной проверки объекта надзора по соблюдению обязательных требований выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся в Департаменте документах и (или) полученным в ходе осуществления проверки, Уполномоченное должностное лицо готовит и направляет в адрес объекта надзора информацию об этом, подписанную руководителем Департамента, с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.

3.46. Уполномоченное должностное лицо, проводящее документарную проверку по соблюдению обязательных требований, обязано рассмотреть представленные руководителем, уполномоченным представителем объекта надзора пояснения и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов. В случае если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений будут установлены признаки нарушения обязательных требований или невыполнения выданных предписаний, Уполномоченное должностное лицо, осуществляющее документарную проверку, составляет акт с указанием выявленных нарушений и готовит на имя руководителя Департамента мотивированное предложение о мерах для их устранения.

Типовая форма акта проверки утверждена Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141.

3.47. В случае если в ходе документарной проверки выявлены признаки нарушения обязательных требований или невыполнения выданных предписаний, Уполномоченное должностное лицо вправе провести выездную проверку. При проведении выездной проверки запрещается требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов и (или) информации, которые были представлены ими в ходе проведения документарной проверки.

Результат: акт проверки, зафиксированный на бумажном носителе.

Выездная проверка

3.48. Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах объекта надзора сведения, а также соответствие его работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые объектами надзора товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований.

3.49. Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения объекта надзора и (или) по месту фактического осуществления его деятельности.

3.50. Основанием для начала проверки является Приказ о проведении проверки по месту нахождения и (или) осуществления деятельности объектом надзора.

3.51. Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения, обязательного ознакомления руководителя, уполномоченного представителя объекта надзора с приказом руководителя Департамента о проведении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку Уполномоченных должностных лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по надзору, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.

3.52. В случае если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием руководителя, уполномоченного представителя объекта надзора или иного должностного лица юридического лица, либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности объектом надзора, либо в связи с иными действиями (бездействием) руководителя, уполномоченного представителя объекта надзора или иного должностного лица юридического лица, повлекшими невозможность проведения проверки, Уполномоченное должностное лицо составляет акт о невозможности проведения соответствующей проверки с указанием причин невозможности ее проведения. В этом случае Департамент в течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки вправе принять решение о проведении в отношении таких объектов надзора плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Акт о невозможности проведения соответствующей проверки оформляется не позднее дня окончания плановой (внеплановой) проверки, установленного Приказом о проведении проверки.

3.53. Руководитель, уполномоченный представитель объекта надзора обязаны предоставить Уполномоченным должностным лицам, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку Уполномоченных должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые объектом надзора при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым объектом надзора оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.

3.54. Уполномоченные должностные лица вправе привлекать к проведению выездной проверки объектов надзора экспертов, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводится проверка, и не являющиеся аффилированными лицами проверяемых лиц.

3.55. Внеплановая выездная проверка может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах 3.31.2.1 и 3.31.2.2 пункта 3.31.2 Регламента, только после согласования с органом прокуратуры Ивановской области.

3.56. Заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки, составленное по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141, и прилагаемые к нему документы в день подписания приказа о проведении внеплановой выездной проверки направляются Департаментом в органы прокуратуры по месту осуществления деятельности объектом надзора заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя Департамента, в целях оценки законности проведения внеплановой выездной проверки.

3.57. Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер Департамент вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов, предусмотренных частями 6 и 7              статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов.

3.58. В случае необоснованного препятствования проведению проверки, уклонения от участия в проведении проверки руководитель, уполномоченный представитель объекта надзора несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.59. В рамках проводимой выездной проверки соблюдения обязательных требований осуществляются визуальный осмотр объекта надзора и анализ документов в целях оценки соответствия объекта надзора обязательным требованиям.

3.60. Визуальный осмотр объекта осуществляется в присутствии руководителя, уполномоченного представителя объекта надзора.

3.61. Сроки проведения визуального осмотра объекта определяются величиной объекта, его отдаленностью, наличием филиалов, иными обстоятельствами, но не могут превышать сроков проведения проверки.

3.62. В целях реализации надзорных мероприятий Уполномоченные должностные лица при проведении проверки имеют право в пределах, определенных предметом и задачами проверки:

3.62.1. Входить в здания и другие служебные помещения проверяемого объекта надзора (включая филиалы), при необходимости – в сопровождении специально выделенных работников проверяемого объекта надзора и (или) работников иных организаций, осуществляющих на основании договоров контроль за соблюдением пропускного режима или охрану проверяемого объекта надзора (его филиала).

3.62.2. Пользоваться собственными необходимыми для проведения проверки техническими средствами, в том числе компьютерами, дискетами и иными электронными носителями информации, калькуляторами, копировальными аппаратами, сканерами, телефонами (в том числе сотовой связи) (далее – организационно-технические средства), вносить в помещения объекта надзора (его обособленное подразделение) и выносить из них организационно-технические средства.

3.62.3. Запрашивать и получать от руководителя и работников объекта надзора все необходимые для достижения целей проверки документы (информацию) за проверяемый период, а также требовать письменных пояснений от руководителя и работников объекта надзора по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки.

3.62.4. Осуществлять копирование документов и выносить подготовленные копии за пределы помещения объекта надзора для приобщения к материалам проверки.

3.62.5. Получать доступ в помещения, в которых поручено проведение проверки, к документации объекта надзора, а также письменные или устные разъяснения по вопросам, связанным с ее разработкой, внедрением, стандартизацией и ведением.

3.62.6. Требовать ознакомления с функционированием и ресурсами используемых им автоматизированных информационных систем.

3.62.7. Получать доступ к автоматизированным информационным системам объекта надзора в режиме просмотра и выборки необходимой информации, а также получать электронные копии документов и копии иных записей на собственные носители информации.

3.62.8. При необходимости вправе требовать предоставления надлежаще оформленных копий документов, заверенных печатью и подписью руководителя, уполномоченного представителя объекта надзора.

3.63. В случае необходимости проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований Уполномоченное должностное лицо, проводящее проверку, направляет служебную записку руководителю Департамента с мотивированным предложением о продлении срока проведения проверки.

3.64. После завершения проверки Уполномоченное должностное лицо осуществляет в журнале учета проверок юридического лица или индивидуального предпринимателя соответствующую запись о проведенной проверке.

При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.

3.65. Продолжительность административной процедуры: срок проведения проверки не может превышать двадцать рабочих дней (в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых проверок не может превышать пятьдесят часов в год – для малого предприятия и пятнадцать часов в год – для микропредприятия).

Результат административной процедуры: оценка соответствия субъекта надзора обязательным требованиям.

Оформление результатов проверок

Подготовка акта проверок, ознакомление с ним

3.66. По результатам проверок составляется акт установленной формы в двух экземплярах.

3.67. Акт проверки оформляется непосредственно после завершения проверки. В случае если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю.

Содержащиеся в акте формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным и, по возможности, доступным для понимания лицами, не имеющими специальных познаний.

3.68. В акте проверки не допускаются подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями Уполномоченного должностного лица на проведение проверки и законного представителя проверяемого объекта надзора.

3.69. Уполномоченное должностное лицо вручает один экземпляр акта проверки с копиями приложений руководителю, уполномоченному представителю объекта надзора под роспись.

3.70. В случае отсутствия руководителя, уполномоченного представителя объекта надзора, а также в случае отказа указанных лиц проверяемого объекта надзора дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с ним, в акте проверки делается соответствующая отметка, и указанный акт направляется в адрес объекта надзора заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в Департаменте.

При наличии согласия проверяемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного надзора акт проверки может быть направлен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, руководителю, уполномоченному представителю объекта надзора. При этом акт, направленный в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, проверяемому лицу способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа, считается полученным проверяемым лицом.

3.71. В случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по надзору, и вручается руководителю, уполномоченному представителю объекта надзора под расписку либо направляется в адрес объекта надзора заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью Уполномоченного должностного лица, составившего данный акт (при условии согласия руководителя, уполномоченного представителя объекта надзора на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного регионального надзора), способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа. При этом уведомление о вручении и (или) иное подтверждение получения указанного документа приобщаются к экземпляру акта проверки, хранящемуся в Департаменте.

3.72. Акт проверки с прилагаемыми к нему документами представляются Уполномоченным должностным лицом, осуществившим проверку, начальнику отдела.

Результат: оформленный акт проверки с приложениями к нему (при наличии).

3.73. При проведении внеплановых выездных проверок объектов надзора Уполномоченное должностное лицо, проводившее проверку, оформляет сопроводительное письмо для направления копии акта проверки в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения внеплановой проверки.

Процедура, устанавливаемая настоящим пунктом, осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня составления акта проверки.

Результат: направление копии акта проверки с приложениями в орган прокуратуры.

Выдача предписания об устранении выявленных нарушений

обязательных требований

3.74. В случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований, Уполномоченное должностное лицо, осуществившее проверку, обязано подготовить предписание по установленной форме с указанием сроков их устранения (Приложение № 3 к Регламенту).

3.75. Сроки устранения выявленных нарушений обязательных требований устанавливаются Уполномоченным должностным лицом с учетом характера нарушений, организационных, технических и материальных факторов, влияющих на их устранение.

Органы государственного надзора при установлении сроков для устранения выявленных нарушений обязаны учитывать необходимость соблюдения органами местного самоуправления требований и процедур, установленных законодательством Российской Федерации.

Подготовленное предписание подписывается Уполномоченными должностными лицами, проводившими проверку.

Процедура, устанавливаемая настоящим пунктом, осуществляется не позднее трех рабочих дней после оформления акта проверки.

Результат: подписанное предписание, зафиксированное на бумажном носителе.

3.76. Предписание регистрируется и вручается (направляется) руководителю, уполномоченному представителю объекта надзора в порядке, предусмотренном пунктом 3.71 Регламента.

Копия предписания приобщается к материалам проверки.

3.77. Период проведения внеплановой проверки с целью контроля выполнения предписания устанавливается Уполномоченным должностным лицом с учетом сроков устранения нарушений обязательных требований.

3.78. При выявлении в ходе проведения проверки нарушений обязательных требований и наличия у проверяемого объекта надзора неисполненного предписания Уполномоченным должностным лицом руководителю, уполномоченному представителю объекта надзора выдается новое предписание, в котором (которых):

3.78.1. Устанавливаются новые сроки устранения не выполненных к установленному сроку нарушений обязательных требований.

3.78.2. Переносятся из предписания, исполнение которого проверяется, ранее выявленные нарушения обязательных требований, срок устранения которых не истек, при этом ранее установленные и не истекшие сроки сохраняются.

3.79. Принимаются меры по привлечению лиц, допустивших нарушения обязательных требований, к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

3.80. Объект надзора, проверка которого проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в Департамент в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания в целом или его отдельных положений. При этом объект надзора вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в Департамент. Указанные документы могут быть направлены в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

Принятие по результатам проведенных проверок мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации

3.81. Уполномоченным должностным лицом по результатам проверки немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения составляется протокол об административном правонарушении.

3.82. Руководителем Департамента по представлению начальника отдела по результатам проверки принимается одно из следующих решений:

3.82.1. О передаче материалов проверки по подведомственности для решения вопроса о привлечении к административной ответственности.

3.82.2. О выдаче (направлении) предписания.

3.83. Уполномоченным должностным лицом в раздел «Результаты контрольных мероприятий» информационной базы данных Департамента заносятся следующие сведения:

3.83.1. О проведенной проверке (номер акта, предписания, протокола, информация о выявленных нарушениях и оформленных в ходе проверки иных документах).

3.83.2. О мерах, принятых по результатам рассмотрения материалов в рамках производства по делам об административных правонарушениях, а также по результатам передачи материалов проверки по подведомственности.

Процедура, устанавливаемая настоящим пунктом, осуществляется не позднее трех дней после вынесения решения или получения соответствующей информации.

Результат: соответствующая запись, внесенная в раздел «Результаты контрольных мероприятий» информационной базы данных Департамента.

3.84. Уполномоченным должностным лицом, на которое возложен контроль за исполнением предписания, заносится в раздел «Результаты контрольных мероприятий» информационной базы данных Департамента информация об исполнении предписания.

Процедура, устанавливаемая настоящим пунктом, осуществляется не позднее трех рабочих дней после получения информации об исполнении предписания.

Результат процедуры: запись об исполнении предписания, внесенная в раздел «Результаты контрольных мероприятий» информационной базы данных Департамента.

3.85. Уполномоченным должностным лицом информация о проведении проверки вносится в единый реестр проверок в сроки, установленные Правилами формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации          от 28.04.2015 № 415.

Результат: соответствующая запись, внесенная в единый реестр проверок.

Организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований

3.86. В целях предупреждения нарушений объектами надзора обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих их нарушениям, Департамент осуществляет мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с ежегодно утверждаемой программой профилактики нарушений.

3.87. В целях профилактики нарушений обязательных требований Департамент:

3.87.1. Обеспечивает размещение на официальном сайте в сети «Интернет» перечня нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного надзора, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов.

3.87.2. Осуществляет информирование объектов надзора по вопросам соблюдения обязательных требований. В случае изменения обязательных требований Департамент подготавливает и распространяет комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований.

3.87.3. Обеспечивает регулярное (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления регионального государственного надзора и размещение на официальном сайте Департамента в сети «Интернет» соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений.

3.87.4. Выдает объектам надзора предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (далее – Предостережение) в соответствии с частями 5 – 7 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008            № 294-ФЗ, если иной порядок не установлен федеральным законом.

3.88. Выдача объектам надзора Предостережения.

3.88.1. Решение о направлении Предостережения принимает руководитель Департамента на основании предложений Уполномоченных должностных лиц. Основанием для подготовки проекта Предостережения является наличие в Департаменте указанных в части 5 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ сведений и информации.

3.88.2. Составление и направление Предостережения осуществляется Уполномоченным должностным лицом не позднее 30 дней со дня получения им сведений или информации, указанных в части 5 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, в соответствии с требованиями Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения (далее – Правила составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 № 166.

3.88.3. Критерием принятия решения о направлении Предостережения объекту надзора является наличие сведений или информации, указанных в части 5 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

3.88.4. Результатом выполнения административной процедуры является направление Предостережения объекту надзора.

3.89. По результатам рассмотрения Предостережения объектом надзора в Департамент могут быть поданы возражения.

3.90. В возражениях указываются:

3.90.1. Наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя.

3.90.2. Идентификационный номер налогоплательщика – юридического лица, индивидуального предпринимателя.

3.90.3. Дата и номер Предостережения, направленного в адрес объекта надзора.

3.90.4. Обоснование позиции в отношении указанных в Предостережении действий (бездействия) объекта надзора, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.

3.91. Возражения направляются объектом надзора в Департамент в бумажном виде почтовым отправлением, либо в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью индивидуального предпринимателя, лица, уполномоченного действовать от имени юридического лица, на указанный в Предостережении адрес электронной почты Департамента, либо иными указанными в Предостережении способами.

3.92. Рассмотрение возражений объекта надзора на Предостережение.

3.92.1. Уполномоченное должностное лицо, составившее Предостережение, рассматривает возражения объекта надзора. По итогам рассмотрения готовит проект ответа объекту надзора и передает его руководителю Департамента для подписания.

3.92.2. Подписанный руководителем Департамента ответ о результатах рассмотрения возражений направляется Уполномоченным должностным лицом объекту надзора одним из способов, указанных в пункте 6 Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований. Результаты рассмотрения возражений используются Департаментом для целей организации и проведения мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований и иных целей, не связанных с ограничением прав и свобод юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

3.93. Процедура, устанавливаемая настоящим пунктом, осуществляется не позднее 20 рабочих дней со дня получения Департаментом возражений от объекта надзора.

3.94. Результатом административной процедуры является ответ, направленный на возражения объекта надзора.

3.95. При отсутствии возражений объект надзора в срок, указанный в Предостережении, направляет в Департамент уведомление об исполнении предостережения.

3.96. В уведомлении об исполнении предостережения указываются:

3.96.1. Наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя.

3.96.2. Идентификационный номер налогоплательщика – юридического лица, индивидуального предпринимателя.

3.96.3. Дата и номер Предостережения, направленного в адрес объекта надзора.

3.96.4. Сведения о принятых по результатам рассмотрения Предостережения мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований.

3.97. Уведомление об исполнении предостережения направляется объектом надзора в бумажном виде почтовым отправлением в Департамент, либо в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью индивидуального предпринимателя, лица, уполномоченного действовать от имени юридического лица, на указанный в Предостережении адрес электронной почты Департамента, либо иными указанными в Предостережении способами.

3.98. Департамент использует уведомление для целей организации и проведения мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований и иных целей, не связанных с ограничением прав и свобод юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Действия при наличии фактов противодействия

проведению проверки

3.99. В случае необоснованного воспрепятствования законной деятельности Уполномоченного должностного лица по проведению проверок или уклонения от таких проверок Уполномоченным должностным лицом составляется протокол об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП РФ.

3.100. Производство по делу об административном правонарушении осуществляется в порядке, предусмотренном КоАП РФ.

Порядок и формы контроля за исполнением

государственной функции

3.101. Текущий контроль за соблюдением и исполнением Уполномоченными должностными лицами положений настоящего Регламента и иных нормативных актов, устанавливающих требования к исполнению государственной функции, а также за принятием ими решений осуществляется начальником отдела по каждой процедуре в соответствии с установленными Регламентом содержанием и сроками действий.

3.102. Текущий контроль включает в себя проведение проверок:

3.102.1. Качества исполнения Уполномоченными должностными лицами положений Регламента, иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

3.102.2. Обоснованности выдачи предписаний, в том числе на предмет соответствия выданных предписаний законодательству Российской Федерации.

3.103. Контроль за полнотой и качеством исполнения государственной функции осуществляется в формах:

3.103.1. Проведения проверок соблюдения и исполнения Уполномоченными должностными лицами положений Регламента.

3.103.2. Рассмотрения жалоб на действия (бездействие) Уполномоченных должностных лиц, ответственных за организацию работы по исполнению государственной функции.

Контроль в отношении действий Уполномоченных должностных лиц при организации и проведении проверок осуществляется в рамках рассмотрения жалоб на их действия.

3.104. Проверки полноты и качества исполнения государственной функции могут быть плановыми и внеплановыми.

3.105. Плановый контроль организации и проведения проверок осуществляется в рамках плана, утвержденного руководителем Департамента. Внеплановый контроль осуществляется в рамках рассмотрения жалоб на действия Уполномоченных должностных лиц и может осуществляться в форме как выездных, так и документарных проверок.

3.106. Внеплановые проверки организуются и проводятся в случаях:

3.106.1. Получения информации от граждан, юридических лиц, органов государственной власти или местного самоуправления о соответствующих нарушениях.

3.106.2. Обращений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) Уполномоченных должностных лиц Департамента.

3.107. Проверки осуществляются на основании приказов руководителя Департамента.

Для проведения проверки формируется комиссия, в состав которой включаются государственные служащие Департамента.

Результаты проверки оформляются в виде акта, в котором отмечаются выявленные недостатки и предложения по их устранению.

3.108. По результатам проведенных проверок в случае выявления фактов нарушений прав объектов надзора виновные должностные лица подлежат привлечению к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.109. Руководитель Департамента, принявший решение о проведении проверки, несет персональную ответственность за правильность и обоснованность принятого решения.

3.110. Уполномоченные должностные лица несут персональную ответственность за соблюдение сроков и установленного порядка исполнения государственной функции, соблюдение прав объектов проверки.

Персональная ответственность Уполномоченных должностных лиц закрепляется в их должностных регламентах в соответствии с требованиями законодательства.

3.111. Для осуществления контроля за исполнением государственной функции граждане, их объединения и организации имеют право направлять в Департамент индивидуальные и коллективные обращения с предложениями, рекомендациями по совершенствованию качества и порядка исполнения государственной функции, а также заявления и жалобы с сообщением о нарушении Уполномоченными должностными лицами, исполняющими государственную функцию, требований Регламента, законов и иных нормативных правовых актов.

3.112. Контроль за исполнением государственной функции со стороны граждан, объединений граждан и организаций в случае представления этими объединениями и организациями интересов своих членов – граждан осуществляется путем получения информации о наличии в действиях Уполномоченных должностных лиц нарушений положений Регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к исполнению государственной функции.».

2. Приложение № 1 к Регламенту признать утратившим силу.

3. Приложение № 2 к Регламенту изложить в новой редакции (прилагается).

Заместитель начальника

Административного Департамента

Ивановской области                                                                                    С.Ю. Сурков

Приложение к приказу

Административного Департамента

Ивановской области

от 30.11.2018 № 1428–п

Приложение № 2

к Регламенту

Административный Департамент Ивановской области

(наименование надзорного органа)

Журнал учета проверок

Начат: «__» ________________ 20__ г.

Окончен: «__» ______________ 20__ г.

На _________ листах <*>

№ п/п

ИНН, наименование объекта надзора

Юридический адрес и фактического осуществления деятельности

Номер КНД

Номер и дата приказа о проведении проверки

Вид проверки, дата начала и окончания проверки

Номер и дата составления акта проверки соблюдения требований в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера

Номер и дата предписания(ий), выданного(ых) по результатам мероприятия по надзору

Номер и дата составления протокола об административном правонарушении, количество нарушений

Решение суда

Выявлено нарушений по результатам внеплановых проверок, которые не устранены в установленные предписаниями сроки, всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1.

<*> Листы журнала должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 13.12.2018
Рубрики правового классификатора: 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 160.040.000 Безопасность общества

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать