Основная информация

Дата опубликования: 30 сентября 2019г.
Номер документа: RU90000201901473
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Пермский край
Принявший орган: Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЭКОЛОГИИ ПЕРМСКОГО КРАЯ

             

ПРИКАЗ

от 30 сентября 2019 г. № СЭД-30-01-02-1305

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА ПО СОБЛЮДЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, СОБЛЮДЕНИЕ КОТОРЫХ ОЦЕНИВАЕТСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ИСПОЛНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА ЗА ГЕОЛОГИЧЕСКИМ ИЗУЧЕНИЕМ, РАЦИОНАЛЬНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ НЕДР В ОТНОШЕНИИ УЧАСТКОВ НЕДР МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ПЕРМСКОГО КРАЯ

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», пунктом 2.4.1 постановления Правительства Пермского края от 19 октября 2018 г. № 600-п «О региональном государственном контроле (надзоре)»

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемое руководство по соблюдению обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения на территории Пермского края.

2. Организационно-аналитическому отделу управления правового и организационно-аналитического обеспечения Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края организовать размещение настоящего приказа на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.priroda.permkrai.ru), опубликование настоящего приказа в Бюллетене правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края, на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

3. Настоящий приказ вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Министр

Д.Е. Килейко

УТВЕРЖДЕНО

приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства
и экологии Пермского края

                                                                       от 30.09.2019 № СЭД-30-01-02-1305

РУКОВОДСТВО
ПО СОБЛЮДЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, СОБЛЮДЕНИЕ КОТОРЫХ ОЦЕНИВАЕТСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ИСПОЛНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА ЗА ГЕОЛОГИЧЕСКИМ ИЗУЧЕНИЕМ, РАЦИОНАЛЬНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ НЕДР В ОТНОШЕНИИ УЧАСТКОВ НЕДР МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ПЕРМСКОГО КРАЯ

I. Общие положения

1. Под региональным государственным надзором за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения (далее – региональный государственный надзор) понимается деятельность уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и их уполномоченными представителями (далее - пользователи недр), требований, установленных федеральными законами и иными принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Пермского края в сфере недропользования в отношении участков недр местного значения (далее – обязательные требования), посредством организации и проведения проверок в отношении пользователей недр, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с пользователями недр, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельности по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности пользователями недр в сфере недропользования в отношении участков недр местного значения.

2. Региональный государственный надзор осуществляется в целях установления единых подходов в организации и проведении надзорных мероприятий в отношении пользователей недр, выявления фактов нарушения законодательства в сфере недропользования в отношении участков недр местного значения, решения задач по принятию мер для устранения обстоятельств и причин выявленных нарушений законодательства в сфере недропользования в отношении участков недр местного значения, установления единых подходов по взаимодействию органа, осуществляющего региональный государственный надзор, с органами государственной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного надзора, и с органами местного самоуправления, уполномоченными на осуществление муниципального контроля.

3. Задачами регионального государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений пользователями недр в отношении участков недр местного значения на территории Пермского края законодательства Российской Федерации о недрах, норм и правил в области использования и охраны недр.

4. Предметом регионального государственного надзора является:

- соблюдение требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Пермского края;

- геологическое изучение участков недр местного значения;

- достоверность геологической информации, полученной за счет средств бюджета Пермского края, а также материалов, положенных в основу подсчета запасов общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и учета участков недр местного значения, используемых для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

- выполнение условий лицензий на пользование участками недр местного значения.

5. Региональный государственный надзор осуществляется в соответствии с:

- Конституцией Российской Федерации;

- Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»;

- «Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ;

- Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

- постановлением Правительства Пермского края от 3 сентября 2012 г. № 756-п «О Министерстве природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края»;

- постановлением Правительства Пермского края от 26 ноября 2012 г. № 1334-п «Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения на территории Пермского края»;

- приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 29 июня 2016 г. № СЭД-30-01-02-1167 «Об утверждении Административного регламента по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения».

6. Перечень правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по осуществлению регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения на территории Пермского края, утвержден приказом  Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 26 ноября 2018 г. № СЭД-30-01-02-1586 и размещен на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.priroda.permkrai.ru) (далее – официальный сайт Министерства).

7. Обязательные требования регулируются следующими нормативными правовыми актами:

- Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»;

- Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

- Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

- приказ Минприроды России от 17 августа 2016 г. № 434 «Об утверждении порядка представления государственной отчетности пользователями недр, осуществляющими разведку месторождений и добычу полезных ископаемых, в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недр осуществляется на участках недр местного значения».

8. Поднадзорными субъектами являются:

- юридические лица, их руководители и иные должностные лица;

- индивидуальные предприниматели и их уполномоченные представители.

II. Действия должностных лиц, уполномоченных на осуществление регионального государственного надзора, по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению таких нарушений

9. Должностными лицами, осуществляющими региональный государственный надзор, проводится следующая работа по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению таких нарушений:

- проведение разъяснительной работы с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, направленной на предотвращение нарушений законодательства о недрах;

- информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований;

- актуализация перечня и текстов нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования;

- размещение перечня и текстов нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом надзора на официальном сайте Министерства;

- проведение ежегодного анализа и оценки эффективности регионального государственного надзора;

- регулярное обобщение практики осуществления регионального государственного надзора и размещение на официальном сайте Министерства соответствующих обобщений;

- формирование перечней типовых нарушений обязательных требований и размещение их на официальном сайте Министерства;

- выдача предостережений юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям о недопустимости нарушений обязательных требований.

III. Основные задачи в вопросах осуществления регионального государственного надзора

10. Повышение эффективности и результативности осуществления надзора за счет принятия комплекса мер, предусмотренных действующим законодательством, направленного на обнаружение, предупреждение, пресечение нарушений действующего законодательства Российской Федерации и Пермского края в сфере недропользования.

11. Выявление и устранение причин, факторов и условий, способствующих нарушениям юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований законодательства в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения.

12. Проведение плановых и внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по соблюдению обязательных требований.

13. Проведение документарных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по соблюдению обязательных требований.

14. Взаимодействие с органами прокуратуры, иными органами
и должностными лицами, чья деятельность связана с реализацией функции
по надзору.

15. Своевременная подготовка планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по соблюдению обязательных требований.

IV. Ответственность за нарушение обязательных требований

16. Согласно статье 49 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон Российской Федерации «О недрах») лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о недрах, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

17. Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о недропользовании, несут административную и уголовную ответственность в соответствии со следующими статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), как основными видами нарушений:

- частью 2 статьи 7.2 КоАП РФ (в части уничтожения или повреждения скважин государственной опорной наблюдательной сети, наблюдательных режимных створов на водных объектах, маркшейдерских знаков);

- статьей 7.3 КоАП РФ (пользование недрами без лицензии на пользование недрами, либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований, утвержденных в установленном порядке технических проектов);

- статьей 7.4 КоАП РФ (в части застройки площадей залегания полезных ископаемых без специального разрешения);

- статьей 7.10 КоАП РФ (в части самовольной уступки права пользования участками недр);

- статьей 8.5 КоАП РФ (в части сокрытия или искажения информации о состоянии недр);

- статьей 8.9 КоАП РФ (нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов);

- частью 1 статьи 8.10 КоАП РФ (выборочная (внепроектная) отработка месторождений полезных ископаемых, приводящая к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, разубоживание полезных ископаемых, а равно иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при переработке минерального сырья);

- статьей 8.11 КоАП РФ (нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр);

- частью 1 статьи 8.13 КоАП РФ (в части нарушения водоохранного режима на водосборах подземных водных объектов);

- частью 1 ст. 8.17 КоАП РФ (в части нарушения условий лицензии на региональное геологическое изучение, поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов, а также требований по безопасному проведению поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны Российской Федерации);

- статьей 8.18 КоАП РФ (в части нарушения правил проведения ресурсных исследований);

- статьей 8.19 КоАП РФ (нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации);

- статьей 8.20 КоАП РФ (в части незаконной передачи минеральных ресурсов);

- статьей 17.7 КоАП РФ (невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении);

- статьей 17.9 КоАП РФ (заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод);

- статьей 19.4 КоАП РФ (неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии
с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль);

- статьей 19.4.1 КоАП РФ (воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами
на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля);

- статьей 19.5 КоАП РФ (невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль);

- статьей 19.6 КоАП РФ (непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения);

- статьей 19.7 КоАП РФ (непредставление сведений (информации));

- частью 1 статьи 19.26 КоАП РФ (заведомо ложное заключение экспертом при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля);

18. Лица, виновные в нарушении природоохранного законодательства Российской Федерации также несут уголовную ответственность в соответствии с иными статьями главы 26 Уголовного кодекса Российской Федерации;

- статьей 158 УК РФ (кража);

- статьей 171 УК РФ (незаконное предпринимательство);

19. Привлечение к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о недрах не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.

20. В соответствии со статьей 51 Закона Российской Федерации № 2395-1 «О недрах» возмещение вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, лицами, причинившими вред недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, возмещается добровольно или в судебном порядке.

V. Разъяснение критериев правомерного поведения, новых требований нормативных правовых актов, а также необходимых
для реализации таких нормативных правовых актов организационных, технических мероприятий

21. Критериями правомерного поведения является соблюдение
при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на участках недр местного значения следующих требований:

21.1. соблюдение условия лицензии на право пользования недрами;

21.2. соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых;

21.3. обеспечение безопасности горных выработок, буровых скважин и иных связанных с пользованием недрами сооружений, расположенных в границах предоставленного в пользование участка недр местного значения;

21.4. обеспечение своевременного и правильного внесение налогов, сборов и иных платежей, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Пермского края;

21.5. обеспечение ведения геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами в соответствии с установленными требованиями;

21.6. сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и (или) в иных хозяйственных целях; ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию;

21.7. обеспечение приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования;

21.8. предотвращение самовольного пользования недрами;

21.9. предотвращение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых.

22. Приказом Министерства от 20 декабря 2018 г. № СЭД-30-01-02-1730 «Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемой при осуществлении регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения на территории Пермского края» утверждены проверочные листы, содержащие обязательные требования (список контрольных вопросов), применяемые при осуществлении регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения на территории Пермского края. Проверочные листы размещены на сайте Министерства в разделе «Контрольно-надзорная деятельность».

В проверочных листах указаны реквизиты нормативных правовых актов, их структурных единиц, которыми установлены обязательные требования, а также вопросы, отражающие содержание обязательных требований и действия юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляемых в целях недопущения нарушений обязательных требований.

23. Для реализации нормативных правовых актов пользователями участков недр местного значения на территории Пермского края осуществляются необходимые согласования, получение лицензий на право пользования недрами, в соответствии с требованиями законодательства самостоятельно либо с привлечением третьих лиц.

24. Заполнение проверочных листов осуществляется пользователями участков недр местного значения на территории Пермского края в рамках плановых проверок, проводимых Министерством, либо самостоятельно в целях самоконтроля.

VI. Обобщенные практики регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения

25. В случае, если выявленное правонарушение образует состав, предусмотренный несколькими статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

26. Наиболее часто выявляемое правонарушение – пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических проектов.

27. Пользователи участков недр местного значения на территории Пермского края обязаны обеспечить:

27.1. соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр;

27.2. соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых;

27.3. ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами;

27.4. представление геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения;

27.5. представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения, в органы государственной статистики;

27.6. безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами;

27.7. соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды;

27.8. приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования;

27.9. безопасность горных выработок, буровых скважин и иных связанных с пользованием недрами сооружений, расположенных в границах предоставленного в пользование участка недр;

27.10. сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и (или) в иных хозяйственных целях; ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию;

27.11. выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами;

27.12. сохранность ценных и опасных грузов, геологической, маркшейдерской и иной документации, специальной корреспонденции, а также грузов, содержащих носители сведений, отнесенных к государственной тайне;

27.13. исключение негативного воздействия на окружающую среду при размещении в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.

К пользователям недр или привлекаемым ими для пользования недрами другим юридическим и физическим лицам предъявляются требования о наличии специальной квалификации и опыта, подтвержденных государственной лицензией (свидетельством, дипломом) на проведение соответствующего вида деятельности: геологической съемки, поисков, разведки, разных способов добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, других видов пользования недрами.

28. Помимо штрафа, виновным лицам для возмещения предъявляется вред, причиненный недрам в результате самовольного пользования недрами.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 15.10.2019
Рубрики правового классификатора: 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 110.030.020 Полномочия государственных органов и органов местного самоуправления в области использования и охраны недр. Контроль за охраной и использованием недр (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050), 110.030.050 Пользование недрами. Виды пользования (см. также 030.090.080), 110.030.080 Рациональное использование и охрана недр (см. также 200.150.020)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать