Основная информация

Дата опубликования: 29 декабря 2009г.
Номер документа: RU34000200900986
Текущая редакция: 3
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Волгоградская область
Принявший орган: Управление социальной защиты населения Администрации Волгоградской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



34-2009-663

ПРИКАЗ

АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

29 декабря 2009г. №663

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ «ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ ГРАЖДАНАМ, НАХОДЯЩИМСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ»

«Волгоградская правда», №9 от 20.01.2010г.

Изменения и дополнения:

Приказ Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области от 31.01.2012г. №51, НГР: ru34000201200050

Приказ Министерства социальной защиты населения Волгоградской области от 14.08.2012г. №521, НГР: ru34000201200998

Во исполнение постановления Главы Администрации Волгоградской области от 15 апреля 2009г. №386 «Об утверждении Порядка утверждения стандартов качества оказания государственных услуг (работ) Волгоградской области и Порядка оценки соответствия качества фактически оказываемых государственных услуг (работ) Волгоградской области утвержденным стандартам качества оказания государственных услуг (работ) Волгоградской области» (преамбула в редакции Приказа Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области от 31.01.2012г. №51, НГР: ru34000201200050)

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемый государственный стандарт социального обслуживания населения Волгоградской области «Предоставление социально-психологических услуг гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации» (далее - стандарт).

2. Руководителям государственных учреждений социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги, регламентируемые настоящим стандартом (далее - учреждения), обеспечить исполнение требований стандарта, утвержденного п.1 настоящего приказа.

3. Отделу по делам инвалидов и пострадавших в техногенных катастрофах, отделу социального обслуживания населения и организационной работы, отделу по делам семьи, отделу стационарных социальных учреждений, отделу профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних осуществлять контроль за соблюдением требований стандарта в курируемых учреждениях.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра Заботину Л.Ю (пункт 4 в редакции Приказа Министерства социальной защиты населения Волгоградской области от 14.08.2012г. №521, НГР: ru34000201200998).

5. Приказ вступает в силу через 10 дней после официального опубликования.

Министр

Е.А. Харичкин

Приложение в редакции Приказа Министерства социальной защиты населения Волгоградской области от 14.08.2012г. №521, НГР: ru34000201200998

ПРИЛОЖЕНИЕ

к приказу министерства социальной

защиты населения Волгоградской

области от 29 декабря 2009г. №663

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ «ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ ГРАЖДАНАМ, НАХОДЯЩИМСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ»

1. Основные положения

1.1. Государственный стандарт социального обслуживания населения Волгоградской области «Предоставление социально-психологических услуг гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации» (далее – Стандарт) распространяется на все государственные учреждения социального обслуживания, иные организации, независимо от их форм собственности, оказывающие социально-психологические услуги гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в рамках исполнения государственного задания на предоставление государственных услуг (далее – учреждения).

1.2. В Стандарте прописываются порядок, условия и результаты предоставления социально-психологических услуг.

1.3. Социально-психологические услуги предоставляются в следующих формах:

социально-психологическое  и психологическое консультирование;

психологическая диагностика и обследование личности;

психологическая коррекция;

психотерапевтическая помощь;

оказание психологической помощи, в том числе  беседы, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса клиентов;

психологические тренинги;

проведение занятий в группах взаимоподдержки,  клубах общения;

экстренная психологическая (в том числе по телефону) и медико-психологическая помощь;

психологическое просвещение;

социально-психологический патронаж.

1.4. Перечень социально-психологических услуг для каждого учреждения определяется исходя из объема социальных услуг, прописанных в государственных стандартах социального обслуживания населения Волгоградской области, обязательных к исполнению согласно государственному заданию для этих учреждений.

2. Порядок и условия предоставления социально-психологических услуг

2.1. Общие требования к предоставлению социально-психологических услуг.

2.1.1. Социально-психологические услуги клиентам предоставляются в порядке, определенном в учреждении нормативными документами, которые регулируют его деятельность.

2.1.2. Социально-психологические услуги предоставляют при условии добровольного согласия граждан на их получение, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласие на социальное обслуживание лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных в установленном действующим законодательством порядке недееспособными, дают их законные представители. При временном отсутствии законных представителей решение о согласии принимают органы опеки и попечительства.

2.1.3. Допускается анонимное обращение граждан для получения услуг (обращение на личный прием, по телефону, факсу, через сеть Интернет, по почте и т. д.).

2.1.4. Обязательным для предоставления социально-психологических услуг является выполнение следующих действий:

установление контакта с клиентом;

в случае необходимости изучение иных документов клиента и рекомендаций иных специалистов, работающих с клиентом;

определение в ходе беседы реакции клиента на имеющиеся проблемы и уровня мотивации к их преодолению;

внесение сведений о предоставлении социально-психологических услуг клиенту в утвержденную рабочую документацию  учреждения (документы клиента, журналы учета).

2.1.5. Обеспечение прав клиента на конфиденциальность.

2.1.5.1. Учреждение гарантирует обеспечение гражданских прав клиентов.  Информация о клиентах хранится таким образом, что не допускает ее использование посторонними лицами.

2.1.5.2. Распространение частичной или полной информации осуществляется только в интересах клиента и с его согласия или согласия его законного представителя (если это не связано с преступлением или угрозой жизни и здоровью самого клиента или других лиц), а также в соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда.

2.1.5.3. Хранение документов и информации о клиентах осуществляется в специально отведенном защищенном месте (архивных шкафах), система паролей защищает электронную базу данных на клиентов (при ее наличии).

2.1.5.4. Клиенту обеспечивается возможность получения услуги анонимно с использованием шифров и кодов при оформлении документации. 

2.2. Социально-психологическое и психологическое консультирование.

2.2.1. Порядок проведения социально-психологического и психологического консультирования:

выявление в ходе беседы (не менее 30 минут, в сложных ситуациях - до 90 минут) психологических проблем, стоящих перед клиентом, оказание помощи в формулировании запроса;

оказание помощи клиенту в уточнении и выявлении сути его проблем;

определение реакции клиента на имеющиеся проблемы и уровня мотивации к их преодолению;

выяснение и обсуждаются возможных альтернатив решения проблем клиента, их критическая оценка;

разработка совместно с клиентом плана реализации стоящих перед ним психологических проблем.

2.2.2. Условия проведения социально-психологического и психологического консультирования:

специалист, оказывающий услугу, имеет высшее психологическое образование или  высшее профессиональное образование с переподготовкой по специальности «Психология» (психолог, педагог-психолог);

услуга предоставляется в помещении, в котором имеются мягкие стулья/кресла/диван для клиента и отсутствуют посторонние лица и шумы (если услуга оказывается на дому – то соблюдение данных условий по возможности);

у специалиста, предоставляющего услугу, имеется список учреждений, служб, оказывающих психологическую помощь населению (на бумажных/электронных носителях).

2.2.3. Результаты проведения социально-психологического и психологического консультирования:

выявлены психологические проблемы, стоящие перед клиентом, и определены возможные пути их решения;

клиенту оказана помощь в раскрытии, мобилизации внутренних ресурсов и решении социально-психологических проблем;

в ходе консультации произошло разрешение или снижение актуальности психологической проблемы, субъективное облегчение эмоционального состояния.

2.3. Психологическая диагностика и обследование личности.

2.3.1. Порядок проведения психологической диагностики и обследования личности:

определение направлений психологической диагностики (психическое, возрастное, личностное, межличностное, интеллектуальное, профориентационное,  социальное);

выбор диагностических методик и подбор диагностического инструментария;

проведение диагностических процедур;

обработка результатов диагностики, составление психологического заключения и определение в случае необходимости прогноза дальнейшего развития и направления психологической коррекции;

определение в случае необходимости сроков проведения повторной (итоговой) диагностики клиента;

предоставление результатов диагностики и обследования личности по запросу клиента.

Продолжительность услуги как индивидуальной, так и групповой составляет до 90 минут.

2.3.2. Условия проведения психологической диагностики и обследования личности:

специалист, оказывающий услугу, имеет высшее психологическое образование (психолог, педагог-психолог, медицинский психолог) или  высшее профессиональное образование с переподготовкой по специальности «Психология»;

услуга предоставляется в помещении, в котором имеются мягкие стулья/кресла/диван для клиента, отсутствуют посторонние лица и шумы, имеется компьютерное оборудование (в случае использования компьютерных методик);

у специалиста, оказывающего услугу, имеется набор диагностических методик и диагностического инструментария (бланки анкет, опросников и наблюдений, тесты, карточки, методические рекомендации по обработке полученных результатов) в соответствии с возрастными особенностями клиентов.

2.3.3. Результаты проведения психологической диагностики и обследования личности:

произведена оценка психического состояния клиента;

проанализированы индивидуальные особенности личности клиента, влияющие на отклонения в его поведении, и взаимоотношения с окружающими людьми;

собрана необходимая информация для составления прогноза и разработки рекомендаций по проведению коррекционных, реабилитационных или профилактических мероприятий с клиентом.

2.4. Психологическая коррекция.

2.4.1. Порядок проведения психологической коррекции:

определение в соответствии с результатами проведенной психологической диагностики и обследования личности основных направлений психологической коррекции;

выбор коррекционных методик, форм и методов работы с клиентом;

разработка перечня коррекционных мероприятий для клиента;

подбор необходимого материала для проведения коррекционных мероприятий;

проведение коррекционных мероприятий;

оценка эффективности проведенных коррекционных мероприятий.

2.4.2. Условия проведения психологической коррекции:

специалист, оказывающий услугу, имеет высшее психологическое образование (психолог, педагог-психолог, медицинский психолог) или  высшее профессиональное образование с переподготовкой по специальности «Психология»;

услуга предоставляется в помещении, в котором имеются мягкие стулья/кресла/диван для клиента, специальное и модульное оборудование, отсутствуют посторонние лица и шумы;

у специалиста имеется фонд материалов и оборудования, которые необходимо использовать в ходе проведения коррекционных мероприятий в соответствии с методиками их проведения;

специалист использует изданные и/или утвержденные методики (инструкции, программы и пр.) по организации коррекционных занятий с клиентом в соответствии с его возрастными и психофизическими особенностями.

2.4.3. Результатом проведения психологической коррекции является достижение задач, поставленных в плане индивидуальной коррекционной работы клиента.

2.5. Психотерапевтическая помощь.

2.5.1. Порядок оказания психотерапевтической помощи:

знакомство с индивидуальными эмоционально-волевыми и физиологическими особенностями клиента, применяемыми им медикаментозными средствами, режимом питания клиента, показателями артериального давления в покое, характерологическими и личностными особенностями клиента и иных характеристиками;

выявление в ходе беседы проблем, стоящих перед клиентом, оказание помощи в формулировании запроса клиентом;

определение во время беседы психического состояния клиента, его эмоциональных реакций на имеющиеся проблемы и уровня мотивации к их преодолению;

определение направлений психотерапевтической помощи клиенту, выбор психотерапевтических техник работы с клиентом;

определение организационных моментов (общее количество психотерапевтических сеансов, частота сеансов в неделю, их продолжительность), составление индивидуального графика;

определение сроков и форм проведения контрольных наблюдений по итогам работы с клиентом;

ознакомление клиента с планом предстоящей работы (под подпись), выяснение его мнения и пожеланий;

проведение психотерапевтических сеансов с клиентом в соответствии с индивидуальным графиком.

2.5.2. Условия оказания психотерапевтической помощи:

специалист, предоставляющий услугу, имеет высшее медицинское образование специалиста со специализацией «Психиатрия», «Психотерапия»;

для предоставления услуги используется специально оборудованное помещение для проведения психотерапевтических сеансов (приглушенный свет, отсутствие посторонних шумов и раздражителей; мягкая мебель: кресла, диваны; ковровое покрытие и пр.);

специалист осуществляет свою деятельность в соответствии с имеющейся в учреждении инструкцией о порядке и правилах оказания психотерапевтической помощи клиентам;

специалист фиксирует результаты оказания психотерапевтической помощи в рабочей документации учреждения.

2.5.3. Результатом оказания психотерапевтической помощи является способствование эффективному решению клиентами проблем, лежащих в основе их жизненных трудностей и личностных конфликтов, преодоление острой психотравмирующей или стрессовой ситуации, негативно влияющей на здоровье и психику клиентов, социальная адаптация к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни и быта.

2.6. Оказание психологической помощи, в том числе  беседы, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса клиентов.

2.6.1. Порядок оказания психологической помощи, в том числе  беседы, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса клиентов (далее – психологической помощи):

выявление проблем, лежащих в основе психологического дискомфорта клиента,  в процессе  беседы, общения, выслушивания;

первичное снятие негативных последствий травмирующей ситуации, возникшей проблемы путем подбадривания, мотивации к активности;

направление клиента к специалисту (при необходимости).   

Продолжительность психологической помощи составляет не менее 10 минут.

2.6.2. Условия оказания психологической помощи:

психологическая помощь может быть оказана специалистом учреждения без предъявления к нему наличия специального образования;

психологическая помощь может быть оказана в любом помещении без предъявления к нему специальных требований.

2.6.3. Результатом оказания психологической помощи является оказание своевременной поддержки клиенту, направленной на предупреждение усугубления психического состояния, создание условий для оказания дальнейшей профессиональной психологической поддержки.

2.7. Психологический тренинг.

2.7.1. Порядок проведения психологического тренинга:

знакомство или повторение правил проведения тренинга;

создание благоприятной и доверительной атмосферы в группе, актуализация проблемы;

действие (анализ ситуации, создание новой модели через информирование и/или выработку нового поведения/отношения);

завершение (осмысление того, что сделано, проведение мониторинга результатов изменения поведения, эмоционального/личностного статуса клиентов, обмен впечатлениями, анализ).

2.7.2. Условия проведения психологического тренинга:

специалист, оказывающий услугу, имеет высшее психологическое образование (психолог, педагог-психолог, медицинский психолог) или  высшее профессиональное образование с переподготовкой по специальности «Психология» (в документе об образовании имеет отметку о наличии знаний по проведению психологических тренингов или имеется соответствующий сертификат на право проведения тренингов), владеет технологиями проведения тренингов в соответствии с возрастными особенностями и проблемами клиентов;

услуга предоставляется в помещении, в котором имеются стулья по количеству участников тренинга, отсутствуют посторонние шумы и раздражители;

специалист использует изданные и/или утвержденные методики (инструкции, программы и пр.) по проведению психологических тренингов;

у специалиста имеется фонд наглядных материалов и инструментов, которые необходимо использовать в ходе проведения психологических тренингов в соответствии с методиками их проведения.

2.7.3. Результаты проведения психологического тренинга:

снятие последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности у граждан;

привитие социально ценных норм поведения людям, преодолевающим асоциальные формы жизнедеятельности;

формирование личностных предпосылок, новых умений и навыков, расширяющих способность для адаптации к изменяющимся условиям.

2.8. Проведение занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения.

2.8.1. Порядок проведения занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения:

формирование  групповой  сплоченности;

отреагирование  и  обсуждение  прошлого  травматического  опыта, а также  возможно  будущего;

минимизация  негативного  самовосприятия;

выработка  психологических и организационных средств  для  преодоления  кризисных  ситуаций;

оказание  комплексной  социально-психологической  поддержки.

2.8.2. Условия проведения занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения:

специалист, оказывающий услугу, имеет среднее специальное или высшее психологическое или педагогическое образование;

услуга предоставляется в помещении, в котором имеются стулья по количеству участников занятий, отсутствуют посторонние шумы и раздражители;

специалист оказывает услуги в соответствии с планами и/или программами и расписанием проведения занятий.

2.8.3. Результатом проведения занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения является содействие клиентам в выходе из состояния дискомфорта (если оно есть), поддержка и укрепление их психического здоровья, повышение стрессоустойчивости, уровня психологической культуры, в первую очередь в сфере межличностных отношений и общения.

2.9. Экстренная психологическая (в том числе по телефону) и медико-психологическая помощь.

2.9.1. Порядок оказания медико-психологической помощи:

выслушивание проблем клиента;

обсуждение ситуации с клиентом;

снятие в ходе беседы состояния острого психологического дискомфорта/стресса, снижение психологического дискомфорта и уровня агрессии/страха клиента;

определение способов преодоления трудной жизненной ситуации, решения проблемы.

2.9.2. Условия оказания медико-психологической помощи:

медико-психологическая помощь оказывается безотлагательно в момент возникновения ситуации, в т. ч. по заявке МЧС;

специалист, оказывающий услугу, имеет высшее психологическое образование (психолог, педагог-психолог, медицинский психолог) или высшее профессиональное образование с переподготовкой по специальности «Психология»,  опыт работы (не менее года) в области очного психологического консультирования;

2.9.3. Результатом оказания медико-психологической помощи клиенту является мобилизация его духовных, физических, интеллектуальных ресурсов для выхода из кризисного состояния, в т.ч. уменьшение внутреннего смятения, восстановление контроля над своим состоянием либо облегчение собственного эмоционального состояния, создание фундамента для принятия пережитого горя.

2.9.4. Экстренная психологическая помощь по телефону оказывается в соответствии с требованиями государственного стандарта социального обслуживания населения Волгоградской области «Оказание экстренной психологической помощи по телефону».

2.10. Социально-психологический патронаж.

2.10.1. Порядок проведения социально-психологического патронажа:

оповещение клиента о времени и цели  визита;

посещение клиента в соответствии с планом-графиком посещений;

определение в ходе посещения необходимости предоставления клиенту социально-психологических услуг;

осуществление посреднических действий между клиентом и другими специалистами, службами в случае необходимости оказания социально-психологических услуг клиенту.

Допускается осуществление патронажа с использованием телефонной связи.

2.10.2. Условия проведения  социально-психологического патронажа:

специалист, предоставляющий услугу, имеет высшее педагогическое или психологическое образование или  высшее профессиональное образование с переподготовкой по специальности «Психология»;

специалист осуществляет социально-психологический патронаж в соответствии с  планом-графиком посещений клиента;

клиент ознакомлен с планом-графиком посещений.

2.10.3. Результаты проведения социально-психологического патронажа:

клиенты вовлечены в позитивную контактную среду;

на основе систематического наблюдения за клиентами обеспечивается своевременное выявление ситуаций психического дискомфорта, личностного конфликта и других ситуаций, могущих усугубить их трудную жизненную ситуацию, и создаются условия для своевременного оказания социально-психологической помощи клиенту.

2.11. Психологическое просвещение.

2.11.1. Психологическое просвещение осуществляется по двум направлениям:

проведение бесед, лекций, встреч с клиентами;

распространение информационно-методических материалов среди клиентов.

2.11.1.1. Порядок проведения бесед, лекций, встреч с клиентами:

разработка и утверждение руководителем учреждения плана проведения беседы/лекции/встречи с клиентами, включающего в себя время и место проведения, цель, категорию клиентов, перечень рассматриваемых вопросов, привлеченных специалистов/граждан/клиентов;

оповещение клиентов о времени и цели  проведения бесед, лекций, встреч с клиентами;

проведение беседы/лекции/встречи с клиентами в соответствии с утвержденным планом;

оценка результатов проведения беседы/лекции/встречи с клиентами;

определение тематики и необходимости проведения в дальнейшем бесед/лекций/встреч с клиентами;

осуществление посреднических действий между клиентом и другими специалистами/ службами в случае необходимости оказания социально-психологических услуг клиенту.

2.11.1.2. Порядок распространения информационно-методических материалов среди клиентов:

информационно-методические материалы могут быть разработаны специалистами самого учреждения, получены в ходе взаимодействия учреждения с другими организациями и ведомствами или приобретены в специализированных магазинах;

распространение информационно-методических материалов среди клиентов проводится в рамках проведения бесед, лекций, встреч с клиентами, в ходе размещения их в свободном доступе для клиентов (на стендах и пр.), в ходе использования средств массовой информации (газет, радио, телевидения, Интернета), а также в ходе предоставления во временное пользование клиентам книжной продукции, видео-аудиоматериалов по интересующим их психологическим  вопросам;

по запросу клиентов специалисты учреждения оказывают помощь в раскрытии и более полном и правильном понимании содержания информационно-методических материалов.

2.11.2. Условия проведения психологического просвещения:

у специалиста, предоставляющего услугу, имеется высшее педагогическое, психологическое образование или высшее профессиональное образование с переподготовкой по специальности «Психология»;

в учреждении при необходимости имеется в наличие книжная продукция, видео-аудиоматериалы  психологической направленности для предоставления  во временное пользование клиентам;

в учреждении имеется раздаточная печатная продукция (буклеты, бюллетени, листовки и т.д.) психологической направленности;

психологическое просвещение осуществляется с учетом пожеланий клиентов;

психологическое просвещение осуществляется с использованием современных технических средств (по возможности);

психологическое просвещение осуществляется на месте работы/учебы/проживания клиентов;

учреждение осуществляет психологическое просвещение в соответствии с утвержденными планами работы, договорами с ведомствами, учреждениями, органами местного самоуправления и пр.

2.11.3. Результаты психологического просвещения:

повышение уровня психологической культуры, предполагающей интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных проблемах, переживаниях, поступках и пр.;

создание условий для полноценного психического развития личности клиентов/получателей услуг и предупреждению возможных отклонений в психике, становлении и развитии личности на определенном возрастном этапе;

укрепление психического здоровья, повышение стрессоустойчивости и психической защищенности.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: "Волгоградская правда" № 9 от 20.01.2010
Рубрики правового классификатора: 070.020.000 Управление социальным обеспечением и социальным страхованием (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050), 070.080.000 Социальное обслуживание (см. также 200.160.030)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать