Основная информация

Дата опубликования: 28 апреля 2020г.
Номер документа: RU02000202000342
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Москва
Принявший орган: Министерство образования и науки Республики Алтай
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

ПРИКАЗ

от 28 апреля 2020 года № 389

г. Горно-Алтайск

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

(в редакции приказа Министерства образования и науки Республики Алтай от 10.06.2021 № 660)

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», законом Республики Алтай от 15 ноября 2013 года № 59-РЗ «Об образовании в Республики Алтай», постановлением Правительства Республики Алтай от 5 июля 2018 года № 213 «Об утверждении государственной программы Республики Алтай «Развитие образования», в целях обеспечения управления качеством образования и создания региональной системы оценки качества образования Республики Алтай п р и к а з ы в а ю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о региональной системе оценке качества Республики Алтай .

2. Рекомендовать муниципальным органам управления образованием в Республике Алтай, руководителям образовательных организаций, расположенных на территории Республики Алтай, при разработке нормативных локальных актов, руководствоваться настоящим Положением.

3. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

Министр

О.С. Саврасова

УТВЕРЖДЕНО

приказом Минобрнауки РА от

«28» апреля 2020 г. № 389

ПОЛОЖЕНИЕ

О РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

(в редакции приказа Министерства образования и науки Республики Алтай от 10.06.2021 № 660)

I. Общие положения

1. Региональная система оценки качества образования Республики Алтай (далее – РСОКО РА) является региональным сегментом единой общероссийской системы оценки качества образования.

2. Настоящее Положение о региональной системе оценки качества образования Республики Алтай (далее - Положение) определяет цели, задачи, принципы функционирования РСОКО РА, ее организационную и функциональную структуру, устанавливает единые требования по реализации и порядок проведения процедур региональной системы оценки качества образования Республики Алтай.

3. Деятельность региональной системы оценки качества образования Республики Алтай строится в соответствии с:

Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»;

приказом Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2017 года № 955 «Об утверждении показателей мониторинга системы образования»;

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 года № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;

приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки № 590 и Министерства просвещения Российской Федерации от 6 мая 2019 года № 219 «Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся;

нормативными правовыми актами Республики Алтай, регламентирующими реализацию мероприятий по оценке качества образования в Республике Алтай.

4. В Положении используются следующие понятия и сокращения:

оценка качества образования в Республике Алтай - деятельность, результатом которой является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов и ресурсного обеспечения образовательного процесса, индивидуальных образовательных достижений обучающихся Республики Алтай нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям, направленная на определение состояния региональной системы образования и динамики ее развития;

региональная система оценки качества образования Республики Алтай - совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку образовательных достижений обучающихся Республики Алтай, эффективности деятельности образовательных организаций, расположенных на территории Республики Алтай образовательных систем, качества образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг;

мониторинг системы образования - систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт;

ВСОКО – внутренняя система оценки качества образования;

PISA – международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment);

TIMSS – международное мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования (Trends in Mathematics and Science Study);

PIRLS – международное исследование качества чтения и понимания текста (Progress in International Reading Literacy Study).

5. РСОКО РА как часть Единой системы оценки качества образования представляет собой совокупность компонентов, обеспечивающих на единой информационной основе и в соответствии с полномочиями Министерства образования и науки Республики Алтай, осуществляющего управление в сфере образования, оценку качества образования в части структуры, содержания, условий реализации, результатов освоения обучающимися основных общеобразовательных программ, а также формирование и представление по результатам оценки информации, необходимой для принятия управленческих решений.

6. Результаты РСОКО РА как источник объективной и достоверной информации о качестве образовательных услуг могут быть использованы:

территориальными органами федеральных органов государственной власти, осуществляющие государственный контроль;

исполнительными органами государственной власти Республики Алтай;

учредителями образовательных организаций и образовательными организациями различных форм собственности;

учреждениями и организациями Республики Алтай, осуществляющими образовательную деятельность, в том числе подведомственными Министерству образования и науки Республики Алтай;

органами государственно-общественного управления образованием;

обучающимися и их родителями (законными представителями);

научными и методическими организациями;

работодателями и их объединениями;

общественными организациями (объединениями) расположенными на территории Республики Алтай;

средствами массовой информации;

иными гражданами и организациями, заинтересованными в оценке качества образования.

II. Цели и задачи РСОКО РА

7. Целями РСОКО РА являются:

совершенствование системы управления качеством образования в Республике Алтай;

обеспечение участников образовательных отношений и общества объективной и достоверной информацией о качестве образования в Республике Алтай, состоянии системы образования на региональном, муниципальном, институциональном уровнях и тенденциях её развития.

8.Задачами РСОКО РА являются:

определение перечня критериев оценки качества образования с учетом социально-экономических особенностей Республики Алтай;

осуществление оценки качества дошкольного образования, включая независимую оценку, общественную и педагогическую экспертизу;

осуществление оценки качества образования и образовательных достижений обучающихся по уровням общего образования, обучающихся по программам среднего профессионального образования, включая независимую оценку, общественную и педагогическую экспертизу;

обеспечение объективности проведения оценочных процедур;

оценка результативности педагогической и управленческой деятельности в системе образования Республики Алтай;

информационное, методическое и технологическое сопровождение процедур оценки качества образования;

обеспечение открытости и доступности проводимых по оценке качества образования в Республике Алтай процедур;

обеспечение повышения квалификации педагогических работников в Республике Алтай в области оценки качества образования.

(в редакции приказа Министерства образования и науки Республики Алтай от 10.06.2021 № 660)

III. Структура и функции РСОКО РА

9. РСОКО включает в себя следующие составляющие:

субъекты РСОКО и их функции;

объекты РСОКО;

процедуры оценивания;

формы и регламенты проведения оценочных процедур;

оценочные средства для каждой процедуры;

система оценивания;

ресурсы РСОКО.

10. Организационная структура РСОКО РА предусматривает три уровня: региональный, муниципальный и институциональный.

Оценка качества образования на каждом уровне включает инвариантную составляющую, закрепленную в требованиях федерального законодательства и вариативную составляющую, определяемую потребностями субъектов РСОКО РА и особенностями оценочных процедур.

Субъектами РСОКО РА являются:

1) на региональном уровне:

Министерство образования и науки Республики Алтай;

бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Алтай «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Республики Алтай» (далее – БУ ДПО РА «ИПКиППРО РА»);

бюджетное учреждение Республики Алтай «Республиканский центр оценки качества образования» (далее – БУ РА «РЦОКО»);

общественные объединения, расположенные на территории Республики Алтай: Общественный совет по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности; координационная группа по вопросам обеспечения функционирования системы оценки качества образования на территории Республики Алтай; 

2) на муниципальном уровне:

муниципальные органы управления образованием в Республике Алтай (по согласованию);

муниципальные методические объединения и службы, расположенные на территории Республики Алтай (по согласованию);

3) на институциональном уровне:

образовательные организации, расположенные на территории Республики Алтай (по согласованию).

11. Распределение функций между субъектами РСОКО РА:

1) Министерство образования и науки Республики Алтай (далее - МОН РА):

формирует единые концептуальные подходы к оценке качества образования в Республике Алтай;

разрабатывает правовые акты, регламентирующие функционирование РСОКО РА;

обеспечивает реализацию процедур контроля и внешней оценки качества образования в Республике Алтай;

обеспечивает проведение мониторинга системы образования в Республике Алтай;

определяет состояние и тенденции развития системы образования в Республике Алтай;

контролирует работу по функционированию РСОКО РА.

2) БУ ДПО РА «ИПКиППРО РА»:

участвует в научно-методическом и организационно-технологическом сопровождении РСОКО РА;

разрабатывает измерительные материалы для оценки качества образования в Республике Алтай;

осуществляет процедуру аттестации педагогических работников Республике Алтай;

проводит исследования профессиональных компетенций педагогических работников образовательных организаций, расположенных на территории Республики Алтай;

обеспечивает повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций, расположенных на территории Республики Алтай;

проводит анализ результатов оценочных процедур в контексте профессиональных дефицитов педагогических работников;

осуществляет подготовку рекомендаций по повышению качества образования, эффективности работы образовательных организаций.

учитывает результаты Национальных исследований качества образования и международных сопоставительных исследований для совершенствования деятельности педагогического сообщества, совершенствования системы повышения квалификации педагогов.

(абзац девятый введен приказом Министерства образования и науки Республики Алтай от 10.06.2021 № 660)

3) БУ РА «РЦОКО»:

обеспечивает научно-методическое и организационно-технологическое сопровождение РСОКО РА;

осуществляет разработку, формирование и апробацию измерительных материалов для оценки качества образования в Республике Алтай;

осуществляет информационное обеспечение функционирования РСОКО РА;

осуществляет организацию сбора, хранения, обработки, анализа и интерпретации информации о качестве образования в Республике Алтай;

готовит аналитические сведения о состоянии и динамике качества образования в Республике Алтай;

обеспечивает повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций, расположенных на территории Республики Алтай, по вопросам управления и оценки качества образования.

4) Общественные объединения, расположенные на территории Республики Алтай: Общественный совет по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности; координационная группа по вопросам обеспечения функционирования системы оценки качества образования на территории Республики Алтай:

участвуют в обсуждении вопросов оценки качества образования системы образования Республики Алтай;

осуществляют общественный контроль качества образования и деятельности образовательных организаций;

готовят предложения по совершенствованию системы оценки качества образования на территории Республики Алтай.

5) Муниципальные органы управления образованием в Республике Алтай на территории соответствующего муниципального образования в Республике Алтай (по согласованию):

осуществляют мониторинг системы образования;

обеспечивают сбор, обработку и передачу информации о муниципальной системе образования на региональный уровень;

обеспечивают открытость и доступность информации о системе образования;

обеспечивают проведение оценочных процедур федерального, регионального и муниципального уровней;

создают условия для организации проведения независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

осуществляют анализ состояния муниципальной системы образования с учетом результатов независимой оценки качества образования для принятия управленческих решений по ее развитию.

6) Муниципальные методические объединения и службы, расположенные на территории Республики Алтай;

осуществляют информационно-методическое сопровождение РСОКО на основе анализа результатов независимой оценки качества образования;

7) Образовательные организации, расположенные на территории Республики Алтай в пределах имеющихся полномочий (по согласованию):

обеспечивают функционирование и развитие ВСОКО;

осуществляют индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся и предоставление данных по запросу;

обеспечивают информационную открытость проведения процедур оценки качества образования;

создают условия для проведения в образовательной организации процедур внешней (независимой) оценки качества образования;

проводят анализ результатов оценки качества образования;

обеспечивают использование результатов оценочных процедур для совершенствования образовательного процесса, принятия управленческих решений;

осуществляют самообследование деятельности образовательной организации;

разрабатывают программу развития образовательной организации на основе результатов ВСОКО;

осуществляют анализ состояния системы образования образовательной организации с использованием результатов независимой оценки качества образования для принятия управленческих решений по ее развитию.

IV. Принципы функционирования РСОКО РА

12. Основными принципами функционирования РСОКО РА являются:

объективность оценки качества образования в Республике Алтай;

учет этнокультурных особенностей в Республике Алтай;

открытость и прозрачность процедур оценки качества образования в Республике Алтай;

открытость и доступность информации о состоянии и качестве образования в Республике Алтай;

гласность при обсуждении процедур, технологий и результатов оценки качества образования в Республике Алтай.

V. Организация оценки качества образования в системе образования Республики Алтай

13. Объектами РСОКО РА являются:

основные образовательные программы, реализуемые образовательными организациями, расположенными на территории Республики Алтай (далее - основные образовательные программы);

условия реализации основных образовательных программ;

результаты освоения обучающимися основных образовательных программ;

деятельность педагогических работников образовательных организаций, расположенных на территории Республики Алтай.

14. При проведении процедур РСОКО РА оценивается:

качество образовательных программ;

качество условий осуществления образовательного процесса;

качество освоения образовательных программ обучающимися;

качество работы педагогических работников образовательных организаций, расположенных на территории Республики Алтай.

Оценочная деятельность осуществляется в отношении основных элементов качества образования: условий, процессов и результатов.

15. РСОКО РА включает в себя проведение следующих процедур контроля и оценки качества образования:

лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам и уровням образования, по профессиям, специальностям, по подвидам дополнительного образования;

государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с ФГОС, за исключением образовательных программ дошкольного образования, с целью подтверждения соответствия ФГОС образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях;

государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя:

федеральный государственный контроль качества образования, обеспечивающий оценку соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся в образовательной организации по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, требованиям ФГОС посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и устранению выявленных нарушений требований ФГОС;

федеральный государственный надзор в сфере образования, направленный на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, и образовательными организациями требований законодательства об образовании посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений таких требований;

государственная итоговая аттестация обучающихся как форма оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы проводится в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям ФГОС;

независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность, проводится в целях предоставления участникам отношений в сфере образования информации об уровне организации работы по реализации образовательных программ на основе общедоступной информации;

международные сопоставительные исследования качества образования обеспечивают оценку качества математического и естественнонаучного образования TIMSS, чтения и понимания текста PIRLS, образовательных достижений учащихся PISA и др.;

исследования уровня удовлетворенности населения качеством предоставляемого образования осуществляются с целью выявления основных причин неудовлетворенности населения качеством образования и планирования мероприятий по улучшению показателей удовлетворенности;

аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников в целях установления квалификационной категории;

исследование профессиональных компетенций педагогических работников общеобразовательных организаций проводится с целью содействия повышению качества подготовки педагогов путем создания научно-обоснованной системы комплексной оценки компетенций учителей;

оценка результатов освоения образовательной программы на региональном уровне и уровне образовательной организации проводится с целью получения достоверной информации об индивидуальных учебных достижениях обучающихся, в том числе предметных и метапредметных результатах освоения образовательных программ в ходе проведения внутренней и внешней (независимой) оценки качества образования в образовательной организации;

мониторинг системы образования на региональном уровне проводится с целью анализа состояния и перспектив развития системы образования Республики Алтай и включает систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования Республики Алтай и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, состоянием сети образовательных организаций;

самообследование проводится с целью оценки образовательной деятельности, системы управления образовательной организации, содержания и качества подготовки обучающихся, организации учебного процесса, востребованности выпускников, качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования, а также анализа показателей деятельности образовательной организации;

оценка эффективности деятельности руководителей образовательных организаций проводится на основе показателей и проводится с целью стимулирования качества и результативности профессиональной деятельности руководителей образовательных организаций, повышения качества и эффективности деятельности самой организации по предоставлению государственных услуг в образовательной сфере;

оценка вклада образовательных организаций в качество образования региона предполагает интегральную характеристику деятельности организации с целью повышения её эффективности и результативности, повышения качества образования как ресурса развития образовательной системы Республики Алтай.

16. Оценка качества образования в Республике Алтай осуществляется на основе системы критериев и показателей, характеризующих основные аспекты качества образования в Республике Алтай. Конкретный набор системы критериев и показателей определяется приоритетами региональной образовательной политики, запросами заказчиков и потребителей образовательных услуг в Республике Алтай.

Перечень критериев и показателей качества образования, их количественные и качественные характеристики устанавливаются нормативными актами, регламентирующими процедуры контроля и оценки качества образования.

VI. Обеспечение функционирования РСОКО РА

17. РСОКО РА является динамично развивающейся системой, которая предполагает поэтапное введение комплексной оценки условий и результатов деятельности образовательных организаций различных типов.

18. Субъектами РСОКО РА обеспечивается разработка, в том числе методических, организационных материалов по системе оценки качества образования определенного уровня (направленности), перечня показателей качества образования.

19. Ресурсная составляющая РСОКО включает нормативно-правовое, кадровое, научно-методическое, материально-техническое, финансовое и информационное обеспечение.

20. Нормативно-правовое обеспечение РСОКО РА представляет собой единый для Республики Алтай комплекс нормативных документов, регламентирующих нормы и правила функционирования РСОКО РА и обеспечивающих взаимосвязь между всеми ее элементами.

21. Нормативно-правовая база устанавливает разграничение полномочий между региональным, муниципальным уровнями и институциональным уровнями в вопросах оценки качества образования; статус и полномочия организаций, осуществляющих оценку качества образования; порядок оценки качества образования (процедуру и технологию); порядок сбора, обработки, систематизации, хранения и публикации данных о качестве образования; порядок разработки, апробации и экспертизы измерительных материалов; порядок информирования потребителей образовательных услуг о состоянии качества образования разных уровней.

22. Кадровое обеспечение РСОКО РА и повышение квалификации специалистов по оценке качества образования вправе осуществлять образовательные организации, расположенные на территории Республики Алтай реализующие программы дополнительного профессионального образования.

23. Научно-методическое обеспечение функционирования РСОКО РА осуществляется на систематической основе через проведение специалистами в сфере оценки качества образования консультаций, семинаров-совещаний, научно-практических конференций, курсов повышения квалификации в области оценки качества образования; разработку методических материалов для организованного проведения процедур оценки качества образования в Республике Алтай, издание аналитических материалов по результатам оценки.

24. Материально-техническое обеспечение заключается в создании необходимых технических условий для проведения процедур РСОКО РА на всех уровнях.

25. Информационное сопровождение РСОКО РА осуществляется в целях информирования юридических и физических лиц о ходе и результатах проведения оценочных процедур, качестве образования в Республике Алтай, и обеспечивается посредством публикаций, аналитических докладов о состоянии качества образования в Республике Алтай, путем размещения информации в средствах массовой информации, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах субъектов РСОКО РА.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 12.05.2020
Рубрики правового классификатора: 130.010.020 Управление системой образования (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050), 130.010.030 Государственные образовательные стандарты. Образовательные программы. Образовательный процесс

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать