Основная информация
Дата опубликования: | 27 июля 2012г. |
Номер документа: | RU71000201200440 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Тульская область |
Принявший орган: | Комитет Тульской области по семейной, деиографической политике, опеке и попечительству |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Приказы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
КОМИТЕТ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ПО СЕМЕЙНОЙ, ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ, ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ
ПРИКАЗ
от 27 июля 2012 года № 67-осн
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
{УТРАТИЛ СИЛУ:
Приказ Министерства труда и социальной защиты Тульской области от 09.01.2013 № 10-осн.; НГР: RU71000201300016 }
В целях реализации Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 351-ФЗ «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», на основании постановления правительства Тульской области от 16.07.2012 № 383 «Об определении органа, уполномоченного на утверждение программы и порядка подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей» ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (приложение).
2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
3. Приказ вступает в силу с 1 сентября 2012 года.
Председатель комитета
Тульской области по семейной, демографической политике,
опеке и попечительству
М.В. Левина
Приложение к приказу
от 27 июля 2012 года № 67-осн
ПРОГРАММА
подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
I. Учебно-тематический план программы
Тема занятия
Форма занятия
Продолжи-тельность занятий
Всего
Аудитория
Специалисты, ведущие занятия
Юридические основы жизнедеятельности усыновителей, опекунских и приемных семей.
Лекция
4 занятия по 1,5 часа
6 часов
опекуны (попечители), приемные родители,
кандидаты в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители
юрист
Проблемы и особенности семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Практи-ческое занятие
2 занятие по 2 часа
4 часа
опекуны (попечители), приемные родители,
кандидаты в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители
социальный педагог
Эмоциональные трудности детей, воспитывающихся в семьях усыновителей, опекунских и приемных семьях.
Лекция
2 занятия по 1,5 часа
3 часа
опекуны (попечители), приемные родители,
кандидаты в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители
психолог, психотерапевт
Принятие ребенка, оставшегося без попечения родителей. Психологическое обеспечение адаптации детей в семьях усыновителей, опекунских и приемных семьях.
Тренинг семинар
2 занятия по 1,5 часа
3 часа
опекуны (попечители), приемные родители,
кандидаты в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители
психолог
Психологические проблемы усыновителей, опекунов, приемных родителей. Проведение психологической диагностики граждан, выразивших желание стать опекунами (с их согласия) по индивидуальным запросам.
Тренинг семинар
2 занятия по 2 часа
4 часа
опекуны (попечители), приемные родители,
кандидаты в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители
психолог
Формирование здорового образа жизни, психогигиены и психопрофилактики в семьях усыновителей, опекунских и приемных семьях.
Лекция
4 занятия по 2 часа
8 часов
опекуны (попечители), приемные родители,
кандидаты в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители
психолог, психиатр- нарколог, педиатр, гинеколог, уролог,
логопед
Подведение итогов курса, контрольное собеседование. Рекомендации по итогам психологической диагностики граждан по индивидуальным запросам.
Семинар
1 занятие
1 час
1 час
опекуны (попечители), приемные родители,
кандидаты в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители
психолог
Итого
29 часов
II. Программа тем занятий по разделам
1. Законодательный (основы законодательства об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан).
1.1. Структура и взаимодействие органов исполнительной власти, задействованных в процессе семейного устройства детей.
1.2. Отличие видов устройства и адаптации детей — усыновление, опека (попечительство), приёмная семья.
1.3. Требования, предъявляемые законодательством к кандидатам в усыновители, опекуны (попечители).
1.4. Дети, подлежащие передаче под опеку (попечительство), в приёмную семью, на усыновление.
1.5. Права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей, установленные законодательством Российской Федерации.
1.6. Юридические статусы детей. Причины неопределённости статуса, механизмы его изменения.
1.7. Права ребёнка при усыновлении, передаче под опеку (попечительство), в приёмную семью. Права биологических родителей ребёнка и их родственников. Восстановление прав родителей.
1.8. Нормативные правовые акты Российской Федерации и Тульской области, направленные на защиту прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставление мер социальной поддержки семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
1.9. Приёмная семья.
Права приёмной семьи, заключение договора с приемным родителем, разграничение прав между опекунами, родителями и учреждениями.
Материальное обеспечение семьи, льготы для приемного ребёнка и приёмных родителей.
1.10. Тайна усыновления. Изменение ребёнку ФИО, даты и места рождения.
1.11. Освобождение или отстранение опекуна (попечителя), приемного родителя. Отмена усыновления.
2. Административный (административные и судебные процедуры).
2.1. Перечень требуемых документов для устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под опеку, в приемную семью, на усыновление. Порядок и последовательность прохождения инстанций для всех видов семейного устройства детей.
2.2. Подготовка документов, предоставляемых гражданами в органы опеки и попечительства, для усыновления, назначения гражданина опекуном (попечителем), приемным родителем, либо для выдачи заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем).
2.3. Подача заявления в суд и судебная процедура установления усыновления.
2.4. Порядок оформления новых документов на ребёнка. Получение в органах ЗАГС свидетельства об усыновлении и свидетельства о рождении, регистрация по месту жительства.
2.5. Подача опекуном (попечителем) искового заявления в суд об ограничении в родительских правах в связи с заболеванием родителей, о подтверждении факта оставления ребенка без попечения родителей для установления окончательного статуса подопечного.
2.6. Осуществление органами опеки и попечительства контроля за условиями образования, воспитания и содержания детей, воспитывающихся в семьях усыновителей, опекунских и приемных семьях, выполнения усыновителями, опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей.
3. Медицинский (основы медицинских знаний при воспитании ребенка).
3.1. Ограничения для опекунов и приёмных родителей, тонкости интерпретации анамнезов.
3.2. Система установки диагноза, методы диагностики детей в учреждениях.
3.3. Наиболее часто встречающиеся диагнозы у детей младенческого возраста и их комментарий. Корректируемые и некорректируемые заболевания.
3.4. Особенности состояния здоровья детей в домах ребёнка, детских домах, детей, изъятых из неблагополучных семей.
3.5. Гипер и гиподиагностика в детских учреждениях.
3.6. Формирование здорового образа жизни, психогигиены и психопрофилактики в семьях усыновителей, опекунских и приемных семьях.
3.7. Особенности возрастного физического развития детей (обзор).
3.8. Оказание доврачебной помощи детям.
4. Психолого-педагогический (родительские, детские и детско-родительские отношения).
4.1. Семейная система — психология семьи, этапы развития, кризисы, функции и дисфункции семьи.
4.2. Ребёнок в семье, ребёнок как личность, условное и безусловное принятие ребёнка.
4.3. Родительские ожидания и разочарования.
4.4. Индивидуальные собеседования по результатам тестирования.
4.5. Подготовка родственников к принятию нового члена семьи.
4.6. Психология общения со службами в процессе оформления опеки.
4.7. Особенности возрастной психологии детей.
4.8. Выбор ребёнка, что надо о нём знать.
4.9. Знакомство с ребёнком в учреждении, программа сближения.
4.10.Основные депривационные факторы, действующие на детей, развивавшихся вне семьи, изъятых из неблагополучных семей. Виды их проявлений в разные стадии адаптации.
4.11. Общение с окружающими посторонними людьми и в учреждениях. Установки и правила поведения.
4.12. Историография ребёнка.
4.13. Как и когда рассказать ребёнку, что он приёмный.
4.14. Взаимоотношения с биологическими родителями ребёнка или родственниками (юридические, этические и психологические).
4.15. Выработка (корректировка) отношения ребёнка к его биологическим родителям.
4.16. Процесс адаптации. Стадии, особенности каждой стадии, зависимость скорости адаптации от основных факторов. Интерпретация поведенческих мотивов ребёнка в замещающей семье.
Стадия 1. Ознакомление с домом, окружением, изменение режима.
Стадия 2. Установление первых детско-родительских отношений. Проверка «на вшивость», псевдорегресс и другие поведенческие «странности».
Стадия 3. Завоевание статуса, притирка друг к другу.
Стадия 4. Компенсация. Коррекция поведения и мотивации в установившейся стадии взаимоотношений.
Переход детско-родительских отношений в новое качество.
4.17. Основные стереотипы и ошибки родителей в интерпретации поведения детей.
4.18. Особенности поведения в замещающей семье детей, имеющих различный опыт воспитания в родной семье и время нахождения в учреждении.
4.19. Особенности физиологии и психологии подростков.
4.20. Основные ошибки опекунов и приемных родителей в интерпретации поведения подростков.
4.21. Восстановление биографии ребёнка, проблемы контактов с биологическими родителями.
Диагностика детей, рождённых инфицированными матерями.
Медицинская генетика, чем она может помочь приемным родителям и детям.
Влияние генетической наследственности и среды на поведение ребёнка.
Адаптация ребёнка в семье.
Как рассказать ребёнку о его принятии в семью.
Восстановление биографии ребёнка, сбор документов, розыск сведений о родственниках, контакты с кровными родственниками.
III. Требования к уровню подготовки кандидатов в замещающие
родители, успешно освоивших программу
1. Кандидаты в замещающие родители, успешно освоившие программу, по завершении курса должны иметь четкое представление:
о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка на воспитание в семью, взаимодействии органа опеки и попечительства, организации по подготовке замещающих семей, и замещающей семьи в процессе подготовки и после приема ребенка в семью, финансовой помощи замещающим семьям;
об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую кандидаты в замещающие родители берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;
о правилах безопасного воспитания усыновленных, опекаемых, приемных детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его безопасности как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;
о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка;
о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых замещающему родителю;
о порядке контактов ребенка с родителями и родственниками.
2. Кандидаты в замещающие родители, успешно освоившие программу, должны знать:
свои права и обязанности как замещающих родителей, как в отношении ребенка, так и в отношении органа опеки и попечительства;
закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;
важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;
причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;
о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежении нуждами ребенка, разлуки с семьей на психофизическое развитие и поведение ребенка;
этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенку на разных этапах проживания горя;
особенности протекания периода адаптации ребенка в замещающей семье;
о влиянии собственного опыта замещающих родителей на их отношение к "трудному" поведению детей;
санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;
способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;
возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье.
3. Кандидаты в замещающие родители, успешно освоившие программу, должны уметь:
использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;
видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию усыновленного, опекаемого, приемного ребенка;
рассматривать "трудное" поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;
выбирать способы реагирования на "трудное" поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;
осознать природу своих чувств по поводу "трудного" поведения ребенка;
быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;
предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье;
оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;
преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;
прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;
оценивать воспитательский ресурс своей семьи;
быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания ребенка;
ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и замещающим родителям;
заботиться о здоровье ребенка;
соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка;
понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.
VI. Итоговая аттестация по программе.
Итоговая аттестация лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, проводится в форме собеседования в конце всего курса подготовки граждан и завершается выдачей удостоверения о прохождении программы подготовки.
Председатель комитета
Тульской области по семейной, демографической политике,
опеке и попечительству
М.В. Левина
КОМИТЕТ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ПО СЕМЕЙНОЙ, ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ, ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ
ПРИКАЗ
от 27 июля 2012 года № 67-осн
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
{УТРАТИЛ СИЛУ:
Приказ Министерства труда и социальной защиты Тульской области от 09.01.2013 № 10-осн.; НГР: RU71000201300016 }
В целях реализации Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 351-ФЗ «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», на основании постановления правительства Тульской области от 16.07.2012 № 383 «Об определении органа, уполномоченного на утверждение программы и порядка подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей» ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (приложение).
2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
3. Приказ вступает в силу с 1 сентября 2012 года.
Председатель комитета
Тульской области по семейной, демографической политике,
опеке и попечительству
М.В. Левина
Приложение к приказу
от 27 июля 2012 года № 67-осн
ПРОГРАММА
подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
I. Учебно-тематический план программы
Тема занятия
Форма занятия
Продолжи-тельность занятий
Всего
Аудитория
Специалисты, ведущие занятия
Юридические основы жизнедеятельности усыновителей, опекунских и приемных семей.
Лекция
4 занятия по 1,5 часа
6 часов
опекуны (попечители), приемные родители,
кандидаты в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители
юрист
Проблемы и особенности семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Практи-ческое занятие
2 занятие по 2 часа
4 часа
опекуны (попечители), приемные родители,
кандидаты в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители
социальный педагог
Эмоциональные трудности детей, воспитывающихся в семьях усыновителей, опекунских и приемных семьях.
Лекция
2 занятия по 1,5 часа
3 часа
опекуны (попечители), приемные родители,
кандидаты в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители
психолог, психотерапевт
Принятие ребенка, оставшегося без попечения родителей. Психологическое обеспечение адаптации детей в семьях усыновителей, опекунских и приемных семьях.
Тренинг семинар
2 занятия по 1,5 часа
3 часа
опекуны (попечители), приемные родители,
кандидаты в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители
психолог
Психологические проблемы усыновителей, опекунов, приемных родителей. Проведение психологической диагностики граждан, выразивших желание стать опекунами (с их согласия) по индивидуальным запросам.
Тренинг семинар
2 занятия по 2 часа
4 часа
опекуны (попечители), приемные родители,
кандидаты в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители
психолог
Формирование здорового образа жизни, психогигиены и психопрофилактики в семьях усыновителей, опекунских и приемных семьях.
Лекция
4 занятия по 2 часа
8 часов
опекуны (попечители), приемные родители,
кандидаты в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители
психолог, психиатр- нарколог, педиатр, гинеколог, уролог,
логопед
Подведение итогов курса, контрольное собеседование. Рекомендации по итогам психологической диагностики граждан по индивидуальным запросам.
Семинар
1 занятие
1 час
1 час
опекуны (попечители), приемные родители,
кандидаты в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители
психолог
Итого
29 часов
II. Программа тем занятий по разделам
1. Законодательный (основы законодательства об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан).
1.1. Структура и взаимодействие органов исполнительной власти, задействованных в процессе семейного устройства детей.
1.2. Отличие видов устройства и адаптации детей — усыновление, опека (попечительство), приёмная семья.
1.3. Требования, предъявляемые законодательством к кандидатам в усыновители, опекуны (попечители).
1.4. Дети, подлежащие передаче под опеку (попечительство), в приёмную семью, на усыновление.
1.5. Права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей, установленные законодательством Российской Федерации.
1.6. Юридические статусы детей. Причины неопределённости статуса, механизмы его изменения.
1.7. Права ребёнка при усыновлении, передаче под опеку (попечительство), в приёмную семью. Права биологических родителей ребёнка и их родственников. Восстановление прав родителей.
1.8. Нормативные правовые акты Российской Федерации и Тульской области, направленные на защиту прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставление мер социальной поддержки семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
1.9. Приёмная семья.
Права приёмной семьи, заключение договора с приемным родителем, разграничение прав между опекунами, родителями и учреждениями.
Материальное обеспечение семьи, льготы для приемного ребёнка и приёмных родителей.
1.10. Тайна усыновления. Изменение ребёнку ФИО, даты и места рождения.
1.11. Освобождение или отстранение опекуна (попечителя), приемного родителя. Отмена усыновления.
2. Административный (административные и судебные процедуры).
2.1. Перечень требуемых документов для устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под опеку, в приемную семью, на усыновление. Порядок и последовательность прохождения инстанций для всех видов семейного устройства детей.
2.2. Подготовка документов, предоставляемых гражданами в органы опеки и попечительства, для усыновления, назначения гражданина опекуном (попечителем), приемным родителем, либо для выдачи заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем).
2.3. Подача заявления в суд и судебная процедура установления усыновления.
2.4. Порядок оформления новых документов на ребёнка. Получение в органах ЗАГС свидетельства об усыновлении и свидетельства о рождении, регистрация по месту жительства.
2.5. Подача опекуном (попечителем) искового заявления в суд об ограничении в родительских правах в связи с заболеванием родителей, о подтверждении факта оставления ребенка без попечения родителей для установления окончательного статуса подопечного.
2.6. Осуществление органами опеки и попечительства контроля за условиями образования, воспитания и содержания детей, воспитывающихся в семьях усыновителей, опекунских и приемных семьях, выполнения усыновителями, опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей.
3. Медицинский (основы медицинских знаний при воспитании ребенка).
3.1. Ограничения для опекунов и приёмных родителей, тонкости интерпретации анамнезов.
3.2. Система установки диагноза, методы диагностики детей в учреждениях.
3.3. Наиболее часто встречающиеся диагнозы у детей младенческого возраста и их комментарий. Корректируемые и некорректируемые заболевания.
3.4. Особенности состояния здоровья детей в домах ребёнка, детских домах, детей, изъятых из неблагополучных семей.
3.5. Гипер и гиподиагностика в детских учреждениях.
3.6. Формирование здорового образа жизни, психогигиены и психопрофилактики в семьях усыновителей, опекунских и приемных семьях.
3.7. Особенности возрастного физического развития детей (обзор).
3.8. Оказание доврачебной помощи детям.
4. Психолого-педагогический (родительские, детские и детско-родительские отношения).
4.1. Семейная система — психология семьи, этапы развития, кризисы, функции и дисфункции семьи.
4.2. Ребёнок в семье, ребёнок как личность, условное и безусловное принятие ребёнка.
4.3. Родительские ожидания и разочарования.
4.4. Индивидуальные собеседования по результатам тестирования.
4.5. Подготовка родственников к принятию нового члена семьи.
4.6. Психология общения со службами в процессе оформления опеки.
4.7. Особенности возрастной психологии детей.
4.8. Выбор ребёнка, что надо о нём знать.
4.9. Знакомство с ребёнком в учреждении, программа сближения.
4.10.Основные депривационные факторы, действующие на детей, развивавшихся вне семьи, изъятых из неблагополучных семей. Виды их проявлений в разные стадии адаптации.
4.11. Общение с окружающими посторонними людьми и в учреждениях. Установки и правила поведения.
4.12. Историография ребёнка.
4.13. Как и когда рассказать ребёнку, что он приёмный.
4.14. Взаимоотношения с биологическими родителями ребёнка или родственниками (юридические, этические и психологические).
4.15. Выработка (корректировка) отношения ребёнка к его биологическим родителям.
4.16. Процесс адаптации. Стадии, особенности каждой стадии, зависимость скорости адаптации от основных факторов. Интерпретация поведенческих мотивов ребёнка в замещающей семье.
Стадия 1. Ознакомление с домом, окружением, изменение режима.
Стадия 2. Установление первых детско-родительских отношений. Проверка «на вшивость», псевдорегресс и другие поведенческие «странности».
Стадия 3. Завоевание статуса, притирка друг к другу.
Стадия 4. Компенсация. Коррекция поведения и мотивации в установившейся стадии взаимоотношений.
Переход детско-родительских отношений в новое качество.
4.17. Основные стереотипы и ошибки родителей в интерпретации поведения детей.
4.18. Особенности поведения в замещающей семье детей, имеющих различный опыт воспитания в родной семье и время нахождения в учреждении.
4.19. Особенности физиологии и психологии подростков.
4.20. Основные ошибки опекунов и приемных родителей в интерпретации поведения подростков.
4.21. Восстановление биографии ребёнка, проблемы контактов с биологическими родителями.
Диагностика детей, рождённых инфицированными матерями.
Медицинская генетика, чем она может помочь приемным родителям и детям.
Влияние генетической наследственности и среды на поведение ребёнка.
Адаптация ребёнка в семье.
Как рассказать ребёнку о его принятии в семью.
Восстановление биографии ребёнка, сбор документов, розыск сведений о родственниках, контакты с кровными родственниками.
III. Требования к уровню подготовки кандидатов в замещающие
родители, успешно освоивших программу
1. Кандидаты в замещающие родители, успешно освоившие программу, по завершении курса должны иметь четкое представление:
о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка на воспитание в семью, взаимодействии органа опеки и попечительства, организации по подготовке замещающих семей, и замещающей семьи в процессе подготовки и после приема ребенка в семью, финансовой помощи замещающим семьям;
об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую кандидаты в замещающие родители берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;
о правилах безопасного воспитания усыновленных, опекаемых, приемных детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его безопасности как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;
о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка;
о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых замещающему родителю;
о порядке контактов ребенка с родителями и родственниками.
2. Кандидаты в замещающие родители, успешно освоившие программу, должны знать:
свои права и обязанности как замещающих родителей, как в отношении ребенка, так и в отношении органа опеки и попечительства;
закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;
важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;
причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;
о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежении нуждами ребенка, разлуки с семьей на психофизическое развитие и поведение ребенка;
этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенку на разных этапах проживания горя;
особенности протекания периода адаптации ребенка в замещающей семье;
о влиянии собственного опыта замещающих родителей на их отношение к "трудному" поведению детей;
санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;
способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;
возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье.
3. Кандидаты в замещающие родители, успешно освоившие программу, должны уметь:
использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;
видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию усыновленного, опекаемого, приемного ребенка;
рассматривать "трудное" поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;
выбирать способы реагирования на "трудное" поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;
осознать природу своих чувств по поводу "трудного" поведения ребенка;
быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;
предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье;
оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;
преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;
прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;
оценивать воспитательский ресурс своей семьи;
быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания ребенка;
ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и замещающим родителям;
заботиться о здоровье ребенка;
соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка;
понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.
VI. Итоговая аттестация по программе.
Итоговая аттестация лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, проводится в форме собеседования в конце всего курса подготовки граждан и завершается выдачей удостоверения о прохождении программы подготовки.
Председатель комитета
Тульской области по семейной, демографической политике,
опеке и попечительству
М.В. Левина
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | ТУЛЬСКИЕ ИЗВЕСТИЯ № 115 от 09.08.2012 |
Рубрики правового классификатора: | 040.060.040 Приемная семья, 040.060.030 Опека и попечительство над детьми (см. также 030.020.050) |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: