Основная информация

Дата опубликования: 27 июля 2012г.
Номер документа: RU71000201200440
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Тульская область
Принявший орган: Комитет Тульской области по семейной, деиографической политике, опеке и попечительству
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



КОМИТЕТ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ПО СЕМЕЙНОЙ, ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ, ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ

ПРИКАЗ

от 27 июля 2012 года № 67-осн

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

{УТРАТИЛ СИЛУ:

Приказ Министерства труда и социальной защиты Тульской области от 09.01.2013 № 10-осн.; НГР: RU71000201300016 }

В целях реализации Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 351-ФЗ «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», на основании постановления правительства Тульской области от 16.07.2012 № 383 «Об определении органа, уполномоченного на утверждение программы и порядка подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей» ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (приложение).

2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

3. Приказ вступает в силу с 1 сентября 2012 года.

Председатель комитета

Тульской области по семейной, демографической политике,

опеке и попечительству

М.В. Левина

Приложение к приказу

от 27 июля 2012 года  № 67-осн

ПРОГРАММА

подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

I. Учебно-тематический план программы

Тема занятия

Форма занятия

Продолжи-тельность занятий

Всего

Аудитория

Специалисты, ведущие занятия

Юридические основы жизнедеятельности усыновителей, опекунских и приемных семей.

Лекция

4 занятия по 1,5 часа

6 часов

опекуны (попечители), приемные родители,

кандидаты  в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители

юрист

Проблемы и особенности семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Практи-ческое занятие

2 занятие по 2 часа

4 часа

опекуны (попечители), приемные родители,

кандидаты  в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители

социальный педагог

Эмоциональные трудности детей, воспитывающихся в  семьях усыновителей, опекунских и приемных семьях.

Лекция

2 занятия по 1,5 часа

3 часа

опекуны (попечители), приемные родители,

кандидаты  в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители

психолог, психотерапевт

Принятие ребенка, оставшегося без попечения родителей. Психологическое обеспечение адаптации детей в семьях усыновителей, опекунских  и приемных семьях.

Тренинг семинар

2 занятия по 1,5 часа

3 часа

опекуны (попечители), приемные родители,

кандидаты  в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители

психолог

Психологические проблемы усыновителей, опекунов, приемных родителей. Проведение психологической диагностики граждан, выразивших желание стать опекунами (с их согласия) по индивидуальным запросам.

Тренинг семинар

2 занятия по 2 часа

4 часа

опекуны (попечители), приемные родители,

кандидаты  в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители

психолог

Формирование здорового образа жизни, психогигиены и психопрофилактики в семьях усыновителей, опекунских и приемных семьях.

Лекция

4 занятия по 2 часа

8 часов

опекуны (попечители), приемные родители,

кандидаты  в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители

психолог, психиатр-  нарколог, педиатр, гинеколог, уролог,

логопед

Подведение итогов курса, контрольное собеседование. Рекомендации по итогам психологической диагностики граждан по индивидуальным запросам.

Семинар

1 занятие

1 час

1 час

опекуны (попечители), приемные родители,

кандидаты  в усыновители,  опекуны (попечители), приемные родители

психолог

Итого

29 часов

II. Программа тем занятий по разделам

1. Законодательный (основы законодательства об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан).

1.1. Структура и взаимодействие органов исполнительной власти, задействованных в процессе семейного устройства детей.

1.2. Отличие видов устройства и адаптации детей — усыновление, опека (попечительство), приёмная семья.

1.3. Требования, предъявляемые законодательством к кандидатам в усыновители, опекуны (попечители).

1.4. Дети, подлежащие передаче под опеку (попечительство), в приёмную семью, на усыновление.

1.5. Права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей, установленные законодательством Российской Федерации.

1.6. Юридические статусы детей. Причины неопределённости статуса, механизмы его изменения.

1.7. Права ребёнка при усыновлении, передаче под опеку (попечительство), в приёмную семью. Права биологических родителей ребёнка и их родственников. Восстановление прав родителей.

1.8. Нормативные правовые акты Российской Федерации и Тульской области, направленные на защиту прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставление мер социальной поддержки семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

1.9. Приёмная семья.

Права приёмной семьи, заключение договора с приемным родителем, разграничение прав между опекунами, родителями и учреждениями.

Материальное обеспечение семьи, льготы для приемного ребёнка и приёмных родителей.

1.10. Тайна усыновления. Изменение ребёнку ФИО, даты и места рождения.

1.11. Освобождение или отстранение опекуна (попечителя), приемного родителя. Отмена усыновления.

2. Административный (административные и судебные процедуры).

2.1. Перечень требуемых документов для устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под опеку, в приемную семью, на усыновление.  Порядок и последовательность прохождения инстанций для всех видов семейного устройства детей.

2.2. Подготовка документов, предоставляемых гражданами в органы опеки и попечительства, для усыновления, назначения гражданина опекуном (попечителем), приемным родителем, либо для выдачи заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем).

2.3. Подача заявления в суд и судебная процедура установления усыновления.

2.4. Порядок оформления новых документов на ребёнка. Получение в органах ЗАГС свидетельства об усыновлении и свидетельства о рождении, регистрация по месту жительства.

2.5. Подача опекуном (попечителем) искового заявления в суд об ограничении в родительских правах в связи с заболеванием родителей, о подтверждении факта оставления ребенка без попечения родителей для установления окончательного статуса подопечного.

2.6. Осуществление органами опеки и попечительства контроля за условиями образования, воспитания и содержания  детей, воспитывающихся в семьях усыновителей, опекунских и приемных семьях, выполнения усыновителями, опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей.

3. Медицинский (основы медицинских знаний при воспитании ребенка).

3.1. Ограничения для опекунов и приёмных родителей, тонкости интерпретации анамнезов.

3.2. Система установки диагноза, методы диагностики детей в учреждениях.

3.3. Наиболее часто встречающиеся диагнозы у детей младенческого возраста и их комментарий. Корректируемые и некорректируемые заболевания.

3.4. Особенности состояния здоровья детей в домах ребёнка, детских домах, детей, изъятых из неблагополучных семей.

3.5. Гипер и гиподиагностика в детских учреждениях.

3.6. Формирование здорового образа жизни, психогигиены и психопрофилактики в семьях усыновителей, опекунских и приемных семьях.

3.7. Особенности возрастного физического развития детей (обзор).

3.8. Оказание доврачебной помощи детям.

4. Психолого-педагогический (родительские, детские и детско-родительские отношения).

4.1. Семейная система — психология семьи, этапы развития, кризисы, функции и дисфункции семьи.

4.2. Ребёнок в семье, ребёнок как личность, условное и безусловное принятие ребёнка.

4.3. Родительские ожидания и разочарования.

4.4. Индивидуальные собеседования по результатам тестирования.

4.5. Подготовка родственников к принятию нового члена семьи.

4.6. Психология общения со службами в процессе оформления опеки.

4.7. Особенности возрастной психологии детей.

4.8. Выбор ребёнка, что надо о нём знать.

4.9. Знакомство с ребёнком в учреждении, программа сближения.

4.10.Основные депривационные факторы, действующие на детей, развивавшихся вне семьи, изъятых из неблагополучных семей. Виды их проявлений в разные стадии адаптации.

4.11. Общение с окружающими посторонними людьми и в учреждениях. Установки и правила поведения.

4.12. Историография ребёнка.

4.13. Как и когда рассказать ребёнку, что он приёмный.

4.14. Взаимоотношения с биологическими родителями ребёнка или родственниками (юридические, этические и психологические).

4.15. Выработка (корректировка) отношения ребёнка к его биологическим родителям.

4.16. Процесс адаптации. Стадии, особенности каждой стадии, зависимость скорости адаптации от основных факторов. Интерпретация поведенческих мотивов ребёнка в замещающей семье.

Стадия 1. Ознакомление с домом, окружением, изменение режима.

Стадия 2. Установление первых детско-родительских отношений. Проверка «на вшивость», псевдорегресс и другие поведенческие «странности».

Стадия 3. Завоевание статуса, притирка друг к другу.

Стадия 4. Компенсация. Коррекция поведения и мотивации в установившейся стадии взаимоотношений.

Переход детско-родительских отношений в новое качество.

4.17. Основные стереотипы и ошибки родителей в интерпретации поведения детей.

4.18. Особенности поведения в замещающей семье детей, имеющих различный опыт воспитания в родной семье и время нахождения в учреждении.

4.19. Особенности физиологии и психологии подростков.

4.20. Основные ошибки опекунов и приемных родителей в интерпретации поведения подростков.

4.21. Восстановление биографии ребёнка, проблемы контактов с биологическими родителями.

Диагностика детей, рождённых инфицированными матерями.

Медицинская генетика, чем она может помочь приемным родителям и детям.

Влияние генетической наследственности и среды на поведение ребёнка.

Адаптация ребёнка в семье.

Как рассказать ребёнку о его принятии в семью.

Восстановление биографии ребёнка, сбор документов, розыск сведений о родственниках, контакты с кровными родственниками.

III. Требования к уровню подготовки кандидатов в замещающие

родители, успешно освоивших программу

1. Кандидаты в замещающие родители, успешно освоившие программу, по завершении курса должны иметь четкое представление:

о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка на воспитание в семью, взаимодействии органа опеки и попечительства, организации по подготовке замещающих семей, и замещающей семьи в процессе подготовки и после приема ребенка в семью, финансовой помощи замещающим семьям;

об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую кандидаты в замещающие родители берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;

о правилах безопасного воспитания усыновленных, опекаемых, приемных детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его безопасности как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;

о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка;

о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых замещающему родителю;

о порядке контактов ребенка с родителями и родственниками.

2. Кандидаты в замещающие родители, успешно освоившие программу, должны знать:

свои права и обязанности как замещающих родителей, как в отношении ребенка, так и в отношении органа опеки и попечительства;

закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;

важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;

причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;

о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежении нуждами ребенка, разлуки с семьей на психофизическое развитие и поведение ребенка;

этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенку на разных этапах проживания горя;

особенности протекания периода адаптации ребенка в замещающей семье;

о влиянии собственного опыта замещающих родителей на их отношение к "трудному" поведению детей;

санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;

способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;

возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье.

3. Кандидаты в замещающие родители, успешно освоившие программу, должны уметь:

использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;

видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию усыновленного, опекаемого, приемного ребенка;

рассматривать "трудное" поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;

выбирать способы реагирования на "трудное" поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;

осознать природу своих чувств по поводу "трудного" поведения ребенка;

быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;

предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье;

оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;

преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;

прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;

оценивать воспитательский ресурс своей семьи;

быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания ребенка;

ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и замещающим родителям;

заботиться о здоровье ребенка;

соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка;

понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.

VI. Итоговая аттестация по программе.

Итоговая аттестация лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, проводится в форме собеседования в конце всего курса подготовки граждан и завершается выдачей удостоверения о прохождении программы подготовки.

Председатель комитета

Тульской области по семейной, демографической политике,

опеке и попечительству

М.В. Левина

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ТУЛЬСКИЕ ИЗВЕСТИЯ № 115 от 09.08.2012
Рубрики правового классификатора: 040.060.040 Приемная семья, 040.060.030 Опека и попечительство над детьми (см. также 030.020.050)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать