Основная информация

Дата опубликования: 27 марта 2018г.
Номер документа: RU13000201800416
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Мордовия
Принявший орган: Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ГУБЕРНАТОР КАМЧАТСКОГО КРАЯ

МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА,

ЭНЕРГЕТИКИ И ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ПРИКАЗ

от 27 марта 2018 г. № 16/59

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА МИНИСТЕРСТВА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА, ЭНЕРГЕТИКИ И ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ ПО ИСПОЛНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», постановлением Правительства Республики Мордовия от 10 августа 2009 г. № 357 «Об утверждении Порядка организации разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг» приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Административный регламент Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора.

2. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Заместитель Председателя Правительства

Республики Мордовия - Министр

И.А.ЧАДОВ

Утвержден

приказом Минжилкомхоза

Республики Мордовия

от 27 марта 2018 г. № 16/59

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ

МИНИСТЕРСТВА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА, ЭНЕРГЕТИКИ И ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ ПО ИСПОЛНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА

Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Подраздел 1. ПРЕДМЕТ РЕГУЛИРОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА

1. Наименование административного регламента - Административный регламент Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора (далее - Административный регламент)

2. Административный регламент Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия (далее - Министерство) определяет содержание, сроки и последовательность выполнения административных процедур.

3. Предметом регулирования Административного регламента являются отношения, возникающие между Министерством, органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами в связи с осуществлением регионального государственного жилищного надзора.

Подраздел 2. ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ

4. Объектами надзора являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане.

5. Предметом надзора является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (далее - проверяемые лица):

1) обязательных требований к:

жилым помещениям, их использованию и содержанию;

содержанию общего имущества в многоквартирном доме;

порядку перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение;

порядку признания помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерацией положением;

учету жилищного фонда;

порядку переустройства и перепланировки жилых помещений;

определению состава, содержанию и использованию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

управлению многоквартирными домами;

выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями, в случаях, указанных в части 3 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения;

раскрытию информации в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами;

созданию и деятельности товарищества собственников жилья либо жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, соблюдению прав и обязанностей их членов;

предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах;

составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг);

определению размера и внесению платы за коммунальные услуги;

созданию и деятельности советов многоквартирных домов;

обеспечению энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатации таких приборов;

деятельности региональных операторов по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;

порядку и условиям заключения договоров управления многоквартирными домами и иных договоров, обеспечивающих управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, и договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

формированию фондов капитального ремонта;

предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования;

наличию договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования со специализированной организацией, соответствующей требованиям, установленным Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г. № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования»;

обоснованности установления размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы;

(абзац введен Приказом Минжилкомхоза РМ от 14.06.2018 № 16/137)

порядку размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами;

(абзац введен Приказом Минжилкомхоза РМ от 14.06.2018 № 16/137)

2) других обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, установленных жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

6. При осуществлении регионального государственного жилищного надзора должностные лица Министерства обязаны:

1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;

2) соблюдать законодательство Российской Федерации и Республики Мордовия, права и законные интересы проверяемого лица, проверка которого проводится;

3) проводить проверку на основании приказа Министра (заместителя Министра) в соответствии с ее назначением;

4) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии приказа Министра (заместителя Министра);

5) не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю проверяемого лица присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

6) предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю проверяемого лица, присутствующему при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;

7) знакомить руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя проверяемого лица с результатами проверки;

9) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании проверяемым лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

10) соблюдать сроки проведения проверки;

11) не требовать от проверяемого лица документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

12) перед началом проведения выездной проверки по просьбе проверяемого лица ознакомить их с положениями настоящего Административного регламента;

13) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок при ее наличии;

14) знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя проверяемого лица, его уполномоченного представителя с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия;

15) истребовать в рамках межведомственного информационного взаимодействия документы и (или) информацию от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация;

16) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц.

7. При осуществлении регионального государственного жилищного надзора должностные лица Министерства не вправе:

1) проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям Министерства, от имени которых действуют эти должностные лица;

2) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подпунктом «б» пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ);

3) требовать представления документов, информации, образцов продукции, если они не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;

4) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

5) превышать установленные сроки проведения проверки;

6) осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю;

7) проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР, а также выполнение требований нормативных документов, обязательность применения которых не предусмотрена законодательством Российской Федерации;

8) требовать, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень;

9) требовать от проверяемых лиц представления документов, информации до даты начала проведения проверки. Министерство после принятия приказа о проведении проверки вправе запрашивать необходимые документы и (или) информацию в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

8. При осуществлении регионального государственного жилищного надзора должностные лица Министерства вправе:

1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от проверяемых лиц информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований;

2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа Министра (заместителя Министра) о назначении проверки посещать территорию и расположенные на ней многоквартирные дома, наемные дома социального использования, помещения общего пользования в многоквартирных домах; с согласия собственников помещений в многоквартирном доме посещать жилые помещения и проводить их обследования; проводить исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю, проверять соблюдение наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений, соблюдение лицами, предусмотренными в соответствии с частью 2 статьи 91.18 Жилищного кодекса Российской Федерации, требований к представлению документов, подтверждающих сведения, необходимые для учета в муниципальном реестре наемных домов социального использования; проверять соответствие устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям законодательства Российской Федерации; по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива правления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья или правлением товарищества собственников жилья председателя правления такого товарищества, правомерность избрания правлением жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива председателя правления такого кооператива, правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирное доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с ней договора управления многоквартирным домом в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения, правомерность заключения с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерность заключения с указанными в части 1 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерность утверждения условий данных договоров;

3) выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований; об устранении нарушений, выявленных в ходе проверок; о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного и иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям;

4) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;

5) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;

6) осуществлять в пределах своей компетенции другие полномочия, установленные федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами Республики Мордовия, указами Главы Республики Мордовия, постановлениями Правительства Республики Мордовия, иными нормативными правовыми актами.

9. Проверяемое лицо при проведении проверки имеет право:

1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

2) получать от должностных лиц Министерства информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Федеральным законом № 294-ФЗ и настоящим Административным регламентом;

3) знакомиться с документами и (или) информацией, полученными Министерством в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация;

4) представлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в Министерство по собственной инициативе;

5) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц Министерства;

6) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Министерства, повлекшие за собой нарушение прав при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

7) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Мордовия к участию в проверке;

8) предоставить дополнительные документы, подтверждающие достоверность ранее предоставленных документов.

10. Проверяемое лицо при проведении проверки обязано:

1) обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований.

2) предоставить должностным лицам Министерства, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки;

3) обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц Министерства на территорию, в используемые проверяемым лицом при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения.

Раздел 2. ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ

Подраздел 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОРЯДКА ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ

11. Наименование государственной функции - региональный государственный жилищный надзор.

12. Результатом исполнения государственной функции является:

1) издание приказа о проведении проверки;

2) составление акта проверки;

3) принятие мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации:

выдача предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований с указанием сроков их устранения;

составление протокола об административном правонарушении;

4) составление акта о проведенном мероприятии по контролю без взаимодействия;

5) принятие мер по результатам мероприятия по контролю без взаимодействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации:

составление мотивированного представления о выявленных нарушениях обязательных требований, для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки проверяемого лица по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ;

выдача предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

13. Продолжительность проверки (плановой/внеплановой в форме документарной/выездной проверки) не может превышать 20 рабочих дней (от даты начала проверки до даты составления акта по результатам проверки). В случае если проверяемое лицо является субъектом малого предпринимательства, общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.

14. С учетом сложности проверки, количества и объема проверяемых сведений на основании мотивированных предложений должностных лиц Министерства, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения проверки может быть продлен Министром (заместителем Министра), но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий не более чем на 50 часов, микропредприятий не более чем на 15 часов.

Подраздел 2. НАИМЕНОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ, ИСПОЛНЯЮЩЕГО ГОСУДАРСТВЕННУЮ ФУНКЦИЮ

15. Региональный государственный жилищный надзор осуществляется Министерством.

Подраздел 3 ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ

16. Нормативные правовые акты, регулирующие исполнение государственной функции:

1) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях («Собрание законодательства Российской Федерации», 2002, № 1 (ч. 1), ст. 1);

2) Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 40, ст. 3822);

3) Жилищный кодекс Российской Федерации («Собрание законодательства Российской Федерации», 2005, № 1, ст. 14);

4) Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Собрание законодательства РФ, 2006, № 19, ст. 2060);

5) Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 48, ст. 5711);

6) Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 1, ст. 5);

7) Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» («Российская газета», № 163, 23.07.2014);

8) постановление Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 г. № 25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 5, ст. 546);

9) постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 6 ст. 702);

10) постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 34, ст. 3680);

11) постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, 30 (часть II), ст. 3635);

12) постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 28, ст. 3706);

13) постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» (Российская газета, № 222, 01.10.2010);

14) постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 30.05.2011, № 22, ст. 3168);

15) постановление Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 г. № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» (Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 12.04.2013);

16) постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 21, ст. 2652);

17) постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года № 493 «О государственном жилищном надзоре» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 25, ст. 3156);

18) постановление Правительства Российской Федерации 10 февраля 2017 г. № 166 «Об утверждении Правил составления и направления предостережения недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения» («Собрании законодательства Российской Федерации», 2017, № 8 ст. 1239);

19) постановление Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (Российская газета от 23 октября 2003 г. № 214 (дополнительный выпуск);

20) постановление Правительства Республики Мордовия от 31 октября 2017 г. № 580 «Об утверждении Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Мордовия» («Известия Мордовии», № 123-52, 01 ноября 2017 г.);

21) постановление Правительства Республики Мордовия от 22 января 2018 г. № 25 «Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного жилищного надзора в Республике Мордовия и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Республики Мордовия» (Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.01.2018).

Подраздел 4 ПОРЯДОК ИНФОРМИРОВАНИЯ ОБ ИСПОЛНЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ

17. Государственная функция по осуществлению регионального государственного жилищного надзора осуществляется Министерством по адресу: Республика Мордовия, 430000, г. Саранск, ул. Коммунистическая, д. 33/3.

График работы:

понедельник, вторник, среда, четверг, пятница - с 9.00 до 18.00 часов;

перерыв на обед с 13.00 до 14.00 часов;

суббота, воскресенье - выходные дни.

18. Структурным подразделением Министерства, осуществляющим проведение мероприятий по лицензионному контролю, является Управление государственной жилищной инспекции (далее - Управление).

Управление состоит из отдела лицензирования и лицензионного контроля, отдела инспекционной службы.

19. Информация о месте нахождения, графике (режиме) работы Министерства размещается в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг» (www.gosuslugi.ru), в региональной государственной информационной системе «Республиканский портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (https://gosuslugi.e-mordovia.ru), на официальном портале органов государственной власти Республики Мордовия (http://www.e-mordovia.ru).

Адрес электронной почты - gosgilrm@e-mordovia.ru

20. Необходимую справочную информацию можно также получить в рабочее время по телефону 8 (8342) 23-03-74.

21. Заявитель может получить следующую информацию об осуществляемой государственной функции:

1) о нормативных правовых актах, регламентирующих вопросы осуществления государственной функции;

2) о порядке осуществления государственной функции;

3) о сроках осуществления государственной функции;

4) о местонахождении и графике работы Министерства;

5) об адресах сайта и электронной почты Министерства;

6) о ходе осуществления государственной функции.

22. По иным вопросам информация предоставляется только на основании соответствующего письменного обращения.

23. На сайте размещается следующая информация:

1) ежегодный план проведения плановых проверок;

2) информация о результатах проведенных проверок;

3) текст Административного регламента с приложениями;

4) нормативные правовые акты, регламентирующие исполнение государственной функции;

5) график работы Министерства;

6) почтовый адрес Министерства;

7) номера телефонов, по которым осуществляется информирование по вопросам исполнения государственной функции;

8) порядок обжалования решений и действий (бездействия) должностных лиц Министерства, исполняющих государственную функцию.

24. На информационных стендах Министерства размещаются следующие информационные материалы:

1) текст Административного регламента с приложениями;

2) информация о месте приема, днях и часах приема должностных лиц Министерства по вопросам порядка исполнения государственной функции;

3) порядок обжалования решений и действий (бездействия) должностных лиц Министерства, исполняющих государственную функцию.

Подраздел 5. СВЕДЕНИЯ О РАЗМЕРЕ ПЛАТЫ ЗА УСЛУГИ ОРГАНИЗАЦИИ (ОРГАНИЗАЦИЙ), УЧАСТВУЮЩЕЙ (УЧАСТВУЮЩИХ) В ИСПОЛНЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ, ВЗИМАЕМОЙ С ЛИЦА, В ОТНОШЕНИИ КОТОРОГО ПРОВОДЯТСЯ МЕРОПРИЯТИЯ ПО КОНТРОЛЮ (НАДЗОРУ)

25. Исполнение государственной функции осуществляется бесплатно.

Раздел 3. СОСТАВ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР, ТРЕБОВАНИЯ К ПОРЯДКУ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ОСОБЕННОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ

Подраздел 1. СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР

26. Исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры:

1) принятие решения о проведении проверки, подготовка к проверке;

2) проведение документарной проверки;

3) проведение выездной проверки;

4) оформление результатов проверки;

5) принятие мер по результатам проверки, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

6) мероприятия по контролю без взаимодействия.

27. Блок-схема исполнения государственной функции представлена в Приложении к Административному регламенту.

28. Государственная функция в электронной форме не осуществляется.

Подраздел 2. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ О ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРКИ, ПОДГОТОВКА К ПРОВЕРКЕ

29. Основанием начала выполнения административной процедуры является:

1) ежегодный план проведения проверок;

2) истечение срока исполнения ранее выданного предписания;

3) поступления, в частности посредством государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее - система), в Министерство обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление органом государственного жилищного надзора, органом муниципального жилищного контроля в системе информации о фактах нарушения требований правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований к порядку создания товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, уставу товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива и порядку внесения изменений в устав такого товарищества или такого кооператива, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, решения о заключении с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, решения о заключении с указанными в части 1 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядку утверждения условий этих договоров и их заключения, порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, о фактах необоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), нарушения требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), несоблюдения условий и методов установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), нарушения правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, о фактах нарушения наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений, о фактах нарушения органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, гражданами требований к порядку размещения информации в системе;

(пп. 3 в ред. Приказа Минжилкомхоза РМ от 14.06.2018 № 16/137)

4) мотивированное представление должностного лица Министерства по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей;

5) наличие приказа (распоряжения) главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации о назначении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации

6) наличие приказа Министра (заместителя Министра) о проведении проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требований прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

7) для проведения внеплановых проверок соблюдения органами государственной власти, гражданами обязательных требований:

а) поступление в Министерство обращений и заявлений граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушения обязательных требований;

б) требование прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов;

в) истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

8) внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления проводятся Министерством на основании приказа Министра (заместителя Министра) по согласованию с прокуратурой Республики Мордовия, принимаемого на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.

Внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления могут также проводиться в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора Республики Мордовия о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

9) проверки деятельности региональных операторов проводятся с любой периодичностью и без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок. Срок проведения проверок не ограничивается. Внеплановые проверки региональных операторов проводятся без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления региональных операторов о проведении таких проверок.

30. Результатом рассмотрения оснований для принятия решения о проведении проверки является подготовка и согласование проекта приказа о проведении проверки.

31. Проверка проводится должностным лицом (должностными лицами) Министерства, уполномоченным (уполномоченными) на проведение проверки приказом Министра (заместителя Министра).

32. Проверки могут быть плановыми и внеплановыми, осуществляться в форме документарных и выездных проверок.

33. Основанием для проведения плановой проверки является ежегодный план проведения плановых проверок, разработанный Министерством и утвержденный Министром.

34. Основания для проведения внеплановой проверки приведены в подпунктах 2 - 9 пункта 29 настоящего Административного регламента.

35. Внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным подпунктами 3 и 5 пункта 29 настоящего Административного регламента, проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемого лица о проведении внеплановой проверки.

(п. 35 в ред. Приказа Минжилкомхоза РМ от 14.06.2018 № 16/137)

36. Внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным абзацем «в» подпункта 4, подпунктами 2, 6, 7 пункта 29 настоящего Административного регламента, проводится без согласования в установленном порядке с органами прокуратуры.

(п. 36 в ред. Приказа Минжилкомхоза РМ от 14.06.2018 № 16/137)

Подраздел 3. ПРОВЕДЕНИЕ ДОКУМЕНТАРНОЙ ПРОВЕРКИ

37. Основанием для начала проверки является приказ Министра (заместителя Министра) о проведении документарной проверки.

38. О проведении документарной проверки проверяемое лицо уведомляется:

при проведении плановой проверки - не позднее чем за три рабочих дня до начала проведения проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен лицензиатом, или иным доступным способом.

39. О проведении проверки орган государственной власти, местного самоуправления и гражданин уведомляется Министерством не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения посредством направления копии приказа Министра (заместителя Министра) любым доступным способом, позволяющим контролировать получение уведомления адресатом.

40. Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах проверяемого лица, используемых при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований, относящихся к предмету надзора, исполнение предписаний.

41. Предметом документарной проверки в отношении гражданина является соблюдение им требований законодательства, относящихся к предмету надзора, исполнение предписаний.

42. Документарные проверки проводятся по месту нахождения Министерства.

43. В процессе проведения документарной проверки уполномоченными должностными лицами Министерства в первую очередь рассматриваются документы проверяемого лица, имеющиеся в Министерстве, в том числе акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленного в отношении проверяемого лица регионального государственного жилищного надзора.

44. В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Министерства, вызывает обоснованные сомнения, либо эти сведения не позволяют оценить исполнение объектом проверки обязательных требований, в адрес проверяемого лица направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы, относящиеся к предмету проверки. К запросу прилагается заверенная печатью копия приказа о проведении документарной проверки.

45. В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса проверяемое лицо обязано направить в Министерство указанные в запросе документы.

46. Указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя проверяемого лица. Проверяемое лицо вправе представить указанные в запросе документы в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

47. В случае если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных проверяемым лицом документах, либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Министерства документах и (или) полученным в ходе осуществления контрольных мероприятий, проверяемому лицу направляется письменный запрос с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.

48. Запрос о выявленных несоответствиях и необходимости дать пояснения подписывается должностным лицом Министерства, проводящим проверку, и направляется проверяемому лицу почтовой связью, а также доводится до его сведения посредством телефонной связи, факсимильной связи или электронной почты.

49. Проверяемое лицо, представляющий в Министерство пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах, вправе представить дополнительно документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.

50. Должностное лицо, проводящее проверку, рассматривает полученные от проверяемого лица письменные пояснения и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов, по существу выявленных несоответствий и противоречий.

51. Результатом административной процедуры является составление акта проверки.

Подраздел 4. ПРОВЕДЕНИЕ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ

52. Основанием для начала проверки является приказ Министра (заместителя Министра) о проведении выездной проверки.

53. Предметом выездной проверки является содержащиеся в документах проверяемого лица сведения, а также соблюдение в процессе осуществления деятельности обязательных требований, исполнение предписаний.

54. Предметом выездной проверки в отношении гражданина является соблюдение им требований законодательства, относящихся к предмету надзора, исполнение предписаний.

55. Выездная проверка проводится по месту нахождения жилого помещения гражданина, месту нахождения юридического лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.

56. О проведении выездной проверки проверяемое лицо уведомляется:

при проведении плановой проверки - не позднее чем за три рабочих дня до начала проведения проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен лицензиатом, или иным доступным способом.

57. О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в подпунктах 3, 4, 5, 9 пункта 29 настоящего Административного регламента, проверяемое лицо (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) уведомляются не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в Министерство.

(п. 57 в ред. Приказа Минжилкомхоза РМ от 14.06.2018 № 16/137)

58. О проведении проверки орган государственной власти, местного самоуправления и гражданин уведомляется Министерством не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения посредством направления копии приказа Министра (заместителя Министра) любым доступным способом, позволяющим контролировать получение уведомления адресатом.

59. При проведении выездных проверок (как плановых, так и внеплановых) уполномоченное должностное лицо обследует в соответствии с предметом выездной проверки жилые дома, жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, придомовые территории, объекты благоустройства.

60. В случае необоснованного препятствования проведению проверки, уклонения от проведения проверки гражданин, руководитель, иные должностные лица проверяемого лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

61. Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения, обязательного ознакомления руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя проверяемого лица с приказом Министра (заместителя Министра) о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящего выездную проверку должностного лица, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, со сроками и с условиями ее проведения.

62. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель проверяемого лица, гражданин обязаны предоставить возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц на территорию, в используемые проверяемым лицом при осуществлении деятельности здания, помещения.

63. Проведение проверок в нерабочее время не допускается без предварительного согласования с руководителем, иным должностным лицом или уполномоченным представителем проверяемого лица, гражданина.

64. Результатом административной процедуры является составление акта проверки.

Подраздел 5. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРКИ

65. Основанием для начала административной процедуры является завершение проверки.

66. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю (уполномоченному лицу) проверяемого лица, гражданину под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю.

67. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя лицензиата, а также в случае отказа дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в Министерстве. При наличии согласия лицензиата на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного контроля (надзора) акт проверки может быть направлен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю проверяемого лица. При этом акт, направленный в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, проверяемому лицу способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа, считается полученным проверяемым лицом.

68. К акту проверки прилагаются объяснения работников проверяемого лица, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, гражданина, предписание об устранении выявленных нарушений (далее - предписание), и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

69. При наличии журнала учета проверок должностное лицо Министерства осуществляет запись в журнале о проведенной проверке, содержащую сведения о датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, указываются фамилии, имена и (в случае если имеется) отчества и должности лиц, проводивших проверку.

70. Журнал учета проверок должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью проверяемого лица (юридического лица, индивидуального предпринимателя) (при наличии печати). При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.

71. Результаты проверки, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

72. По окончании проверки все материалы формируются в дело и подлежат хранению в Министерстве.

73. Результатом административной процедуры является вручение акта проверки руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю проверяемого лица, гражданину.

Подраздел 6. ПРИНЯТИЕ МЕР ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕРКИ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

74. Основанием начала выполнения административной процедуры является выявление фактов нарушений обязательных требований.

75. В случае выявления должностным лицом Министерства в результате проведения проверки нарушений обязательных требований, проверяемому лицу выдается предписание с указанием срока устранения выявленных нарушений.

76. В случае выявления в ходе проверки правонарушений, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и отнесенных к компетенции Министерства, уполномоченным на проведение проверки должностным лицом Министерства составляется протокол об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

77. Проверяемое лицо, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в Министерство в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) предписания. При этом проверяемое лицо вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в Министерство.

78. Проверяемое лицо обязано исполнить предписание в указанный в нем срок и представить в Министерство информацию об исполнении предписания.

79. К информации прилагаются надлежащим образом оформленные копии документов, подтверждающих исполнение указанных в предписании требований.

80. В случае не исполнения проверяемым лицом в установленные сроки предписания, уполномоченное лицо Министерства рассматривает вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении в установленном порядке.

81. В случае наличия уважительных причин, не позволивших в установленные сроки устранить указанные в предписании нарушения обязательных требований, проверяемое лицо за 3 рабочих дня до окончания срока исполнения предписания вправе на имя начальника Управления направить письменное ходатайство о продлении сроков устранения нарушений обязательных требований (далее - ходатайство). Допускается лишь однократное продление сроков устранения нарушений обязательных требований.

82. По результатам рассмотрения ходатайства должностное лицо Министерства, выдавшее предписание, готовит проект решения об удовлетворении ходатайства или об отказе в удовлетворении ходатайства. Указанное решение готовится в течение трех рабочих дней со дня поступления ходатайства в Министерство.

83. Решения об удовлетворении ходатайства или об отказе в удовлетворении ходатайства подписывается, должностным лицом Министерства, выдавшим предписание, согласовывается с заведующим отделом Управления и утверждается начальником Управления.

84. Решение об удовлетворении ходатайства или об отказе в удовлетворении ходатайства вручается руководителю (уполномоченному лицу) проверяемого лица, гражданину или направляется любым доступным способом, позволяющим отследить факт получения решения проверяемым лицом.

85. При наличии оснований Министерство вправе обратиться в суд с заявлениями, предусмотренными частью 6 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Подраздел 7. МЕРОПРИЯТИЯ ПО КОНТРОЛЮ БЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

86. К мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие с проверяемым лицом, относятся:

1) наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети «Интернет» и средствах массовой информации;

2) наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом.

87. Мероприятия по контролю без взаимодействия проводятся на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых Министром (заместителем Министра).

88. По результатам проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с проверяемым лицом:

1) составляется акт о проведенном мероприятии по контролю без взаимодействия (далее - акт);

2) принимаются меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации:

составляется мотивированное представление о выявленных нарушениях обязательных требований, для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ (далее - представление);

выдается предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение).

89. Акт и представление составляются непосредственно после завершения мероприятия без взаимодействия и направляются должностным лицом Министерства Министру (заместителю Министра) в течение 2 рабочих дней со дня составления.

90. Решение о направлении предостережения принимает Министр (заместитель Министра) на основании, указанных в акте предложений должностного лица Министерства, при наличии указанных в части 5 статьи 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ сведений.

91. Составление и направление предостережения осуществляется не позднее 30 дней со дня получения должностным лицом Министерства сведений, указанных в части 5 статьи 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ.

92. В предостережении указываются:

1) наименование органа государственного контроля (надзора) который направляет предостережение;

2) дата и номер предостережения;

3) наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

4) указание на обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, нормативные правовые акты, включая их структурные единицы, предусматривающие указанные требования;

5) информация о том, какие действия (бездействие) проверяемого лица приводят или могут привести к нарушению обязательных требований;

6) предложение проверяемому лицу принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований;

7) предложение проверяемому лицу направить уведомление об исполнении предостережения в Министерство;

8) срок (не менее 60 дней со дня направления предостережения) для направления проверяемым лицом уведомления об исполнении предостережения;

9) контактные данные Министерства, включая почтовый адрес и адрес электронной почты, а также иные возможные способы подачи возражений, уведомления об исполнении предостережения.

93. Предостережение не может содержать требования о предоставлении проверяемым лицом сведений и документов.

94. Предостережение направляется в бумажном виде заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо иным доступным для юридического лица, индивидуального предпринимателя способом, включая направление в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, принявшего решение о направлении предостережения, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе по адресу электронной почты поверяемого лица, указанному соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо размещенному на официальном сайте проверяемого лица в составе информации, размещение которой является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг».

95. По результатам рассмотрения предостережения проверяемым лицом могут быть поданы в Министерство возражения.

96. В возражениях указываются:

1) наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

2) идентификационный номер налогоплательщика - юридического лица, индивидуального предпринимателя;

3) дата и номер предостережения, направленного в адрес юридического лица, индивидуального предпринимателя;

4) обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) юридического лица, индивидуального предпринимателя, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.

97. Возражения направляются проверяемым лицом в бумажном виде почтовым отправлением в Министерство, либо в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица, лица, уполномоченного действовать от имени проверяемого лица, на указанный в предостережении адрес электронной почты Министерства, либо иными указанными в предостережении способами.

98. Министерство рассматривает возражения, по итогам рассмотрения направляет проверяемому лицу в течение 20 рабочих дней со дня получения возражений ответ в порядке, установленном пунктом 94 настоящего Административного регламента.

99. При отсутствии возражений проверяемое лицо в указанный в предостережении срок направляет в Министерство уведомление об исполнении предостережения.

100. В уведомлении об исполнении предостережения указываются:

1) наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

2) идентификационный номер налогоплательщика - юридического лица, индивидуального предпринимателя;

3) дата и номер предостережения, направленного в адрес юридического лица, индивидуального предпринимателя;

4) сведения о принятых по результатам рассмотрения предостережения мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований.

101. Уведомление направляется проверяемым лицом в бумажном виде почтовым отправлением в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, либо в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица, лица, уполномоченного действовать от имени проверяемого лица, на указанный в предостережении адрес электронной почты Министерства, либо иными указанными в предостережении способами.

Подраздел 8. ФОРМИРОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННЫХ ЗАПРОСОВ В ОРГАНЫ (ОРГАНИЗАЦИИ), В РАСПОРЯЖЕНИИ КОТОРЫХ НАХОДЯТСЯ ДОКУМЕНТЫ И (ИЛИ) ИНФОРМАЦИЯ

102. Основанием для направления запроса и получения на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документов и (или) информации является наступление периода проведения проверки.

103. Направление запроса и получение на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документов и (или) информации осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. № 323 «О направлении запроса и получении на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документов и (или) информации органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в рамках межведомственного информационного взаимодействия».

104. В рамках межведомственного информационного взаимодействия Министерством посредством направления межведомственных запросов, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, запрашиваются следующие необходимые документы и (или) информация:

от Федеральной налоговой службы:

сведения из Единого государственного реестра юридических лиц;

сведения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;

от Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии:

выписка из Единого государственного реестра недвижимости на объект недвижимости.

105. В случае отсутствия технической возможности осуществления межведомственного информационного взаимодействия в электронной форме запросы и ответы на них направляются на бумажном носителе с использованием средств почтовой или факсимильной связи.

Раздел 4. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА

Подраздел 1. ПОРЯДОК И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА, В ТОМ ЧИСЛЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ, ПРОВЕДЕНИЕ ПЛАНОВЫХ И ВНЕПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК ПОЛНОТЫ И КАЧЕСТВА ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ

106. Контроль за полнотой и качеством исполнения государственной функции включает в себя проведение проверок, выявление и устранение нарушений прав проверяемых лиц, рассмотрение, принятие решений и подготовку ответов на обращения заявителей, содержащих жалобы на действия (бездействия) и решения должностных лиц Министерства.

107. Контроль за полнотой и качеством исполнения государственной функции осуществляется в формах проведения ответственными должностными лицами Министерства проверок и рассмотрения жалоб на действия (бездействия) должностных лиц Министерства, ответственных за исполнение государственной функции.

108. Проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Порядок и периодичность осуществления плановых проверок устанавливается планом работы Министерства. При проверке могут рассматриваться все вопросы, связанные с исполнением государственной функции, или отдельный вопрос, связанный с полнотой и качеством исполнения государственной функции (тематические проверки). Проверка также может проводиться по конкретной жалобе.

109. Внеплановые проверки проводятся в связи с проверкой устранения ранее выявленных нарушений, а также в случае получения жалоб на действия (бездействия) должностных лиц Министерства, ответственных за исполнение государственной функции.

110. Текущий контроль за соблюдением и исполнением должностными лицами Министерства положений Административного регламента и иных нормативных актов, устанавливающих требования к исполнению государственной функции, осуществляется начальником Управления и заведующими отделов Управления.

111. Контроль за подготовкой, проведением и оформлением результатов проверок должностными лицами Министерства осуществляют:

1) начальник Управления;

2) заведующие отделами Управления.

112. Контроль за исполнением государственной функции Министерством, их должностными лицами может осуществляться со стороны граждан, их объединений и организаций путем направления в адрес Министерства:

1) предложений о совершенствовании нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение должностными лицами Министерства государственной функции;

2) сообщений о нарушении положений нормативных правовых актов, недостатках в работе Министерства, их должностных лиц;

3) жалоб по фактам нарушения должностными лицами Министерства прав и законных интересов граждан.

Подраздел 2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МИНИСТЕРСТВА ЗА РЕШЕНИЯ И ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ), ПРИНИМАЕМЫЕ (ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ) ИМИ В ХОДЕ ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ

113. По результатам проведенных проверок в случае выявлений фактов нарушений прав проверяемых лиц, виновные должностные лица Министерства подлежат привлечению к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

114. Министр (заместитель Министра), принявший решение о проведении проверки, несет персональную ответственность за правильность и обоснованность принятого решения.

115. Должностные лица, уполномоченные на проведение проверки, несут персональную ответственность за соблюдение сроков и установленного порядка исполнения государственной функции, соблюдение прав проверяемых лиц.

116. Персональная ответственность должностных лиц закрепляется в их должностных регламентах в соответствии с требованиями законодательства.

Раздел 5. ДОСУДЕБНЫЙ (ВНЕСУДЕБНЫЙ) ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) МИНИСТЕРСТВА, ИСПОЛНЯЮЩЕГО ГОСУДАРСТВЕННУЮ ФУНКЦИЮ, А ТАКЖЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ МИНИСТЕРСТВА

Подраздел 1. ПРЕДМЕТ ДОСУДЕБНОГО (ВНЕСУДЕБНОГО) ОБЖАЛОВАНИЯ

117. Предметом досудебного (внесудебного) обжалования могут быть действия (бездействия) должностных лиц Министерства по сообщению проверяемого лица (далее - заявитель), проверка которых проводилась, а также решения, принятые (осуществляемые) в ходе исполнения государственной функции.

Подраздел 2. ПОРЯДОК ДОСУДЕБНОГО (ВНЕСУДЕБНОГО) ОБЖАЛОВАНИЯ

118. Основанием для досудебного (внесудебного) обжалования является поступление жалобы в Министерство в ходе личного приема заявителя (представителя заявителя), в форме электронного документа или в письменной форме.

119. В жалобе указываются:

наименование Министерства, фамилия, имя и отчество (при наличии), должность должностного лица, решение, действие (бездействие) которого обжалуется;

фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя или полное наименование организации;

почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;

уведомление о переадресации обращения;

личная подпись заявителя и дата.

Дополнительно в жалобе могут быть указаны обстоятельства, на основании которых заявитель считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность и иные сведения, которые заявитель считает необходимым сообщить.

120. К жалобе могут быть приложены копии документов, подтверждающих изложенные в ней обстоятельства.

121. Жалоба, поступившая в форме электронного документа, должна содержать:

наименование Министерства, фамилия, имя и отчество (при наличии), должность должностного лица, решение, действие (бездействие) которого обжалуется;

фамилию, имя, отчество заявителя или полное наименование организации;

адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа;

уведомление о переадресации обращения.

Заявитель вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.

122. Заявитель вправе запросить информацию и документы, необходимые для обоснования и рассмотрения его жалобы.

123. Если документы, имеющие существенное значение для рассмотрения жалобы, отсутствуют или не приложены к ней, заявитель в пятидневный срок с момента регистрации жалобы уведомляется (письменно, с использованием средств телефонной связи либо по электронной почте) о том, что рассмотрение жалобы и принятие решения будут осуществляться без учета доводов, в подтверждение которых документы не представлены.

124. Министр (заместитель Министра):

обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием заявителя, направившего жалобу, или его законного представителя;

вправе запрашивать необходимые для рассмотрения жалобы документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

по результатам рассмотрения жалобы принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов заявителя, дают письменный ответ по существу поставленных в жалобе вопросов.

125. Жалобы на действия (бездействие) конкретных должностных лиц Министерства не могут передаваться этим должностным лицам для рассмотрения.

126. В случае необходимости заявитель, обратившийся в Министерство с жалобой на действия (бездействия) его должностных лиц, имеет право на получение копий документов и материалов, касающихся существа его жалобы, подтверждающих правоту и достоверность фактов, изложенных в его обращении и необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

127. В случае если в письменной жалобе не указаны фамилия заявителя, направившего жалобу, и (или) почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на жалобу не дается.

128. При поступлении в Министерство жалобы, в которой содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы имуществу государственного органа, угрозы имуществу, жизни, здоровью должностного лица, а также членов его семьи, министр (заместитель министра) вправе оставить жалобу без ответа по существу поставленных в ней вопросов и сообщить заявителю, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом.

129. В случае если текст жалобы не поддается прочтению, ответ на жалобу не дается, о чем сообщается заявителю, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

130. В случае если в жалобе содержится вопрос, на который многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства, министр (заместитель министра) вправе принять решение о безосновательности очередной жалобы и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу. О данном решении уведомляется заявитель, направивший жалобу.

131. В случае если ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, заявителю, направившему жалобу, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в ней вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

132. В административном порядке проверяемое лицо вправе обжаловать действия (бездействия) Министра, заместителя Министра, должностных лиц Министерства.

133. Жалоба на действия (бездействия) заместителя Министра, должностных лиц Министерства, может быть подана в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Главе Республики Мордовия, Председателю Правительства Республики Мордовия, Министру.

134. Жалоба на действия (бездействия) Министра может быть подана в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Главе Республики Мордовия, Председателю Правительства Республики Мордовия.

135. При обращении заявителей с жалобой в письменной форме или в форме электронного документа срок ее рассмотрения не должен превышать 15 рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа Министерства, должностного лица Министерства, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений - 5 рабочих дней со дня ее регистрации, если Правительством Российской Федерации не установлен иной срок.

136. Министр (заместитель Министра) рассматривает обращение и принимает решение об удовлетворении требований заявителя, либо об отказе в удовлетворении требований.

137. Ответ на жалобу направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, в форме электронного документа, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в жалобе. В случае оставления жалобы без удовлетворения ответ должен содержать мотивированное обоснование такого решения.

Приложение

к Административному регламенту

Минжилкомхоза Республики Мордовия

по исполнению государственной функции

по осуществлению регионального

государственного жилищного надзора

БЛОК-СХЕМА ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА

┌────────────────────────┐  ┌────────────────┐  ┌─────────────────────────┐

│   Принятие решения о   │<─┤Административные├─>│    Подготовка задания   │

│  проведении проверки   │  │   процедуры    │  │на проведение мероприятия│

│(плановой, внеплановой),│  └────────────────┘  │       по контролю       │

│ подготовка к проверке  │                      │   без взаимодействия    │

└──────────┬─────────────┘                      └────────────┬────────────┘

           \/                                                \/

┌──────────────────────────────────┐┌──────────────────────────────────────┐

│Проведение документарной проверки,││Проведение мероприятий:               │

│        выездной проверки         ││1) наблюдение за соблюдением          │

└───────────────┬──────────────────┘│обязательных требований при размещении│

                \/                  │информации в сети «Интернет» и        │

┌──────────────────────────────────┐│средствах массовой информации;        │

│Оформление результатов, проверки: ││2) наблюдение за соблюдением          │

│подготовка акта проверки, вручение││обязательных требований посредством   │

│ акта проверки проверяемому лицу  ││анализа информации о деятельности     │

└─────┬────────────────────┬───────┘│либо действиях юридического лица и    │

      \/                   \/       │индивидуального предпринимателя,      │

┌───────────┐       ┌──────────────┐│обязанность по представлению которой  │

│ Нарушения │       │ Нарушения не ││(в том числе посредством использования│

│ выявлены  │       │   выявлены   ││федеральных государственных           │

└─────┬─────┘       └──────────────┘│информационных систем) возложена на   │

      │                             │такие лица в соответствии с           │

      │                             │федеральным  законом                  │

      │                             └──────────────────┬───────────────────┘

      │                                                \/

      │                             ┌─────────────────────────────────────┐

      │                             │    Подготовка акта о проведенном    │

      │                             │     мероприятии по контролю без     │

      │                             │            взаимодействия           │

      │                             └──────┬───────────────────────┬──────┘

      │                                    \/                      \/

      │                             ┌─────────────┐         ┌─────────────┐

      │                             │  Нарушения  │         │  Нарушения  │

      │                             │ не выявлены │         │  выявлены   │

      │                             └─────────────┘         └──────┬──────┘

      \/                                                           \/

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│  Принятие мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации   │

│          (п. 75, 76, п.п. 2 п. 88 Административного регламента)         │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 26.11.2018
Рубрики правового классификатора: 050.040.000 Коммунальное хозяйство

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать