Основная информация

Дата опубликования: 24 декабря 2012г.
Номер документа: RU08000201200720
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Калмыкия
Принявший орган: Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ  И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

П Р И К А З

от «24» 12.2012 г.                                   №1238                                              г. Элиста

Об утверждении Концепции  региональной

системы оценки качества образования

Республики Калмыкия

      В соответствии со ст.28.1 и ст.38 Закона РФ от 10.07.1992года №3266-1 «Об образовании», в целях формирования системного подхода к оценке качества образования, обеспечения контроля и управления качеством образования и создания региональной системы оценки качества образования и на основании решения коллегии Министерства образования, культуры и науки Республики Калмыкия (протокол № 5 от 14.12.2012 года)    п р и к а з ы в а ю:

      Утвердить прилагаемую Концепцию региональной системы оценки качества образования Республики Калмыкия.

Заместитель Председателя Правительства

Республики Калмыкия-Министр образования,

культуры и науки Республики Калмыкия                                                  Л.Б. Васильева

УТВЕРЖДЕНО

приказом Министерства образования,

культуры и науки РК 

от «24» 12.2012 года   

№1238                                            

Концепция региональной системы оценки качества образования

Республики Калмыкия

      Экономическое и духовное развитие государства в значительной степени определяется качеством общего и профессионального образования. Качество интеллектуальных ресурсов становится главным геополитическим фактором в мире. В связи с этим, в рамках приоритетных направлений государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы, утвержденной Распоряжением  Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 года №2148-р, предусмотрено развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг. В соответствии с положениями концепции ФЦПРО и разработана концепция региональной системы оценки качества образования Республики Калмыкия.

       Региональная система оценки качества образования Республики Калмыкия (далее - РСОКО) должна стать системой государственно-общественной оценки качества образования с усилением роли всех потребителей образовательных услуг в независимой экспертизе, учитывающей их заказ и специфику региона.

       В настоящее время в Республике Калмыкия разработка новых подходов к оценке качества образования ведется  бюджетным учреждением  Республики Калмыкия «Центр оценки качества образования».

        Структурные подразделения Министерства образования, культуры и науки  Республики Калмыкия: отдел контроля и надзора за исполнением законодательства в сфере образования, отдел лицензирования, аккредитации и  контроля лицензионных требований, сектор контроля качества образования осуществляют  лицензирование и государственную аккредитацию образовательных учреждений, контроль и надзор за исполнением законодательства в сфере образования, контроль качества образования  в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, анализ результатов социологических опросов родителей об удовлетворенности качеством образования.         

       Министерство образования, культуры и науки  Республики Калмыкия  совместно с бюджетным учреждением Республики Калмыкия «Центр оценки качества образования» организуют обеспечение и проведение  государственной (итоговой) аттестации обучающихся, итоговой аттестации выпускников начальной школы, мониторинга учебных достижений обучающихся общеобразовательных учреждений  по математике, русскому и калмыцкому языкам.

       В то же время система оценки качества образования в республике только начала создаваться, еще не сформировано единое концептуально-методологическое понимание проблем качества образования и подходов к его измерению. Достаточно часто используется не апробированный и не стандартизированный инструментарий. Отсутствует необходимое научно-методическое обеспечение для объективного и надежного сбора информации, не хватает квалифицированных кадров. Слабо проработана нормативно-правовая база системы оценки качества образования.

         Решение этих проблем требует целенаправленных усилий по формированию общего системного подхода к оценке качества образования как основе целостной региональной системы оценки качества образования. Осуществлению этой важной задачи призвана способствовать данная концепция, которая рассматривает РСОКО как систему внешней оценки результатов образования в интересах личности, общества, рынка труда, государства и непосредственно самой системы образования.

Нормативным основанием для разработки настоящей концепции является государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы, утвержденная Распоряжением  Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 года №2148-р.

Основные положения РСОКО

Под качеством образования в данной Концепции понимается характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Оценка качества образования подразумевает оценку образовательных достижений обучающихся и условий реализации образовательного процесса на уровнях образовательного учреждения, муниципалитета и региона.

Под региональной системой оценки качества образования понимается совокупность организационных и функциональных структур, стандартов и правил, оценка образовательных достижений обучающихся, эффективности образовательных учреждений, органов управления образованием с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг.

Объект РСОКО - система образования Республики Калмыкия.

Предмет РСОКО - система оценки качества образования Республики Калмыкия.

Цель РСОКО - получение и распространение достоверной информации о качестве образования в Республике Калмыкия.

Задачи РСОКО:

 формирование единого концептуально-методологического понимания проблемы качества образования и подходов к его измерению;

 изучение и внедрение современных технологий оценки качества образования;

 осуществление независимой, качественной, объективной внешней оценки качества образования;

 определение степени соответствия качества образования в регионе государственным образовательным стандартам и потребностям общества;

 обеспечение открытости и доступности объективной информации о качестве образования всем категориям пользователей.

Принципы, положенные в основу РСОКО:

 развитие РСОКО как системы независимой внешней государственно-общественной оценки; приоритет внешней оценки качества образования над внутренней оценкой;

 ориентация на требования внешних пользователей;

 сопоставимость системы с федеральными и международными аналогами;

 функциональное единство РСОКО на различных уровнях при возможном разнообразии организационно-технических решений;

 системно-целевая направленность формирования информационных ресурсов РСОКО на всех уровнях;

 прозрачность процедур и механизмов оценки качества образования, нормативный характер формирования и развития РСОКО;

 открытость информации о результатах оценки в рамках действующего законодательства;

 инструментальность, технологичность, научная обоснованность индикаторов оценки;

 реалистичность требований, норм и показателей качества образования, их социальная и личностная значимость, минимизации их количества;

 соблюдение морально-этических норм в отборе показателей.

РСОКО как систему предполагается создавать путем:

 анализа имеющихся инфраструктуры и способов оценки качества образования и объединение их в систему;

 определения объемов и параметров информации, необходимой потребителям образовательных услуг о качестве образования в регионе;

 определения объектов оценки;

 разработки инструментария оценки;

 создания эффективной инфраструктуры РСОКО;

 информационного обеспечения функционирования РСОКО.

Создание РСОКО будет способствовать:

 обеспечению единого образовательного пространства;

 повышению уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии решений, связанных с образованием;

 обеспечению объективности и справедливости при приеме в образовательные учреждения;

 индивидуализации образования, развитию академической мобильности и мобильности трудовых ресурсов;

 созданию инструментов общественного участия в управлении социально-образовательной средой;

 принятию обоснованных управленческих решений органами управления образованием различных уровней.

       РСОКО обеспечивает выполнение функции внешней оценки результатов образования. В то же время, в создании РСОКО заинтересована и сама система образования как в инструменте самоорганизации и адаптации к потребностям общества.

1. Объекты оценки в системе образования

Исходя из целей данной концепции объекты оценки РСОКО представлены тремя основными элементами:

a) образовательные программы. Выбор актуальной и эффективной образовательной программы представляет интерес не только для потребителя, но и для образовательного учреждения, так как именно качественная программа во многих секторах образования влияет на конкурентоспособность образовательной организации. Соответственно, оценка качества и сертификация образовательных программ становится широко востребованной функцией РСОКО, которая позволяет включить программы в число основных объектов оценки;

б) образовательные учреждения и их системы (сюда входят и органы управления, подведомственные организации и службы, а также независимые структуры, выполняющие по заказам органов управления образованием те или иные функции, обеспечивающие образовательный процесс и процесс управления), реализующие спектр образовательных программ всех типов и видов, включая образовательные подразделения предприятий;

в) индивидуальные образовательные достижения обучающихся представляют собой наиболее значимый объект оценки. Под обучающимися мы понимаем как тех, кто уже завершил освоение той или иной образовательной программы, так и тех, кто находится на различных этапах обучения.

2. Основные элементы РСОКО

Информационно-диагностическая подсистема консолидирует организационно-методический инструментарий сбора и обработки информации о качестве образования. В эту подсистему входят органы государственного управления, структуры единого государственного экзамена, мониторинговые структуры различного уровня и типа, образовательные учреждения. Основной задачей структур, входящих в информационно-диагностическую подсистему, является получение достоверной информации о качестве образования по заданной системе показателей.

Экспертно-аналитическая подсистема представлена координационным центром РСОКО. Задачами подсистемы являются: обеспечение функционирования республиканской базы данных по качеству образования; анализ и интерпретация достоверной информации о качестве образования; предоставление доступа к информации для всех категорий потребителей.

Нормативно-правовая подсистема осуществляет нормативно-правовое обеспечение деятельности РСОКО, определяет права, обязанности и ответственность мониторинговых организаций, входящих в информационно-диагностическую подсистему, а также объектов оценки и потребителей. Нормативные документы РСОКО утверждаются  приказом Министерства образования, культуры и науки  Республики Калмыкия.

3. Потребители результатов РСОКО

Потребителями результатов деятельности РСОКО являются субъекты, заинтересованные в использовании РСОКО как источника объективной и достоверной информации о качестве образовательных услуг. Среди групп потребителей выделяются:

- государство – органы законодательной, исполнительной, судебной власти;

- производство (работодатели) – государственные (государство является крупнейшим работодателем) и бизнес-структуры, а также предприятия, организации и учреждения социальной, культурной сферы и т.д.;

- общество – политические партии, религиозные организации и др.;

- личность – отдельные граждане, интересы которых могут быть представлены семьей, производством (работодателями) и государством;

- система образования – образовательные учреждения и органы управления образованием.

Кроме того, результаты будут передаваться информационно-диагностической подсистеме общероссийской системы оценки качества образования.

II. Внешняя оценка качества образования

1. Государство. Интересы государства здесь понимаются в связи с его ответственностью за реализацию конституционных прав граждан, социальную стабильность и конкурентоспособность экономики, и другие государственные потребности, связанные с образованием.

Механизмы оценивания функционирования системы образования со стороны органов управления различных уровней развиты недостаточно. Необходима разработка и реализация программы формирования РСОКО.

2. Производство (работодатели). В настоящее время оценки не формализованы. Процесс развивается за счет социального партнерства с предприятиями – работодателями. Для производственных систем принципиальны следующие критерии оценки:

- удовлетворенность качеством образованности выпускников учреждений общего и профессионального образования, их квалификацией;

- удовлетворенность соотношением количества выпускников учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования, их соотношением по отраслям, профессиям, специальностям и направлениям;

- снижение издержек на переобучение персонала.

3. Общество. Важным фактором успешного развития образовательных систем является широкое общественное участие работодателей, общественных организаций, образовательного сообщества, населения в этих процессах. Одно из основных условий такого участия – «прозрачность» деятельности региональных и муниципальных органов управления образованием, полнота и доступность информации для всех социальных партнеров системы образования. С позиций интересов общества принципиальными являются следующие критерии оценки:

- уровень образованности населения, в т.ч. профессиональной;

- доступность образования для каждого жителя республики, муниципалитета (финансовая, территориальная и т.д.) по всем уровням образования;

- влияние образования на занятость населения, уровень доходов, развитие гражданского общества, снижение социальной напряженности, количество правонарушений и т.д.

4. Личность (в т.ч. родители, семья). Система оценки со стороны населения развита недостаточно. Необходимо создание механизмов оценки качества образования населением – так называемый «внешний мониторинг качества» образования – удовлетворенность/неудовлетворенность образованием, в частности:

- уровнем образовательной программы и качеством обучения;

- условиями обучения – комфортность, личная безопасность и т.д.;

- уровнем капитализации полученного образования, выражающимся в повышении личных доходов, социального статуса человека.

III. Внутренняя оценка качества образования

Внутренняя оценка качества в системе образования строится с учетом трех основных составляющих образовательного процесса:

- обучающиеся (учащиеся, студенты);

- обучающие (учителя, преподаватели);

- ресурсное обеспечение (организационное, материально-техническое, учебно-методическое, информационное, финансовое).

Самооценка обучающихся. В условиях непрерывного образования, «образования в течение всей жизни» способность к самоконтролю и самооценке своей учебной деятельности становится для человека важнейшим качеством. Развитие этой составляющей внутренней оценки должно быть реализовано за счет разработки соответствующего научно-методического обеспечения.

В полной мере сказанное относится и к самооценке обучающих: учителей, преподавателей и т.д.

Внутренний мониторинг качества. Необходимо регулярное обследование, касающееся всех сторон жизни учебного заведения – качества преподавания, учебников и других учебных материалов, объективности оценивания, состояния учебных помещений и т.д. – так называемый «внутренний мониторинг качества». Анализ таких данных позволит судить о деятельности преподавателей, администраторов, технических служб и своевременно принимать соответствующие управленческие решения. Для реализации внутреннего мониторинга качества требуется разработка соответствующего стандартизированного инструментария для различных типов и видов ОУ.

Оценка образовательных программ. Процедуры, методики оценки качества образовательных программ разработаны в настоящее время недостаточно. Требуется целенаправленная разработка соответствующих методик и рекомендаций, которая позволит эффективно проводить эту работу на каждом уровне управления образованием.

Самооценка образовательных учреждений в настоящее время практикуется частично. Достаточно полно она реализуется в учреждениях высшего профессионального образования. Целесообразно, на основе глубокого анализа, выявить и распространить положительный опыт вузов по организации самооценки на образовательные учреждения других уровней.

Оценка образовательных учреждений со стороны органов управления образованием. Механизмы этой оценки развиты относительно полно, но требуют дальнейшего совершенствования, прежде всего в части объективизации соответствующих процедур, показателей и критериев.

Оценка индивидуальных достижений обучающихся. На уровне образовательного учреждения оценка индивидуальных достижений обучающихся, как правило, реализуется в рамках двух процедур: государственной итоговой аттестации выпускников и промежуточной аттестации обучающихся в рамках внутренней системы контроля качества образования.

Методический инструментарий для оценки качества подготовки обучающихся, как правило, разрабатывают сами образовательные учреждения на основе соответствующих государственных образовательных стандартов. Используемые оценочные материалы далеки от совершенства.

Необходима целенаправленная работа по формированию стандартных контрольно-измерительных материалов.

В сложившейся практике оценку качества подготовки выпускников,осуществляют сами производители образовательных услуг. Исключение составляет оценка уровня подготовки выпускников средней общеобразовательной школы, для которой впервые реализован механизм независимой оценки в форме единого государственного экзамена.

Оценка деятельности педагогических кадров. Существующая система оценки (аттестации) руководителей и педагогических работников образовательных учреждений может быть в настоящее время признана относительно удовлетворительной по сравнению с другими аспектами оценки качества образования. 

Оценка деятельности органов управления образованием. В настоящее время деятельность органов управления образованием оценивается лишь администрациями муниципалитетов в зависимости от подчиненности соответствующих образовательных учреждений и не подлежит оценке со стороны обучающихся, обучающих, образовательных учреждений или внешних субъектов – производственных структур, общественных организаций и т.п.

Необходимо формирование компонентов РСОКО, которые могли бы реализовывать единые стандартизированные подходы к этим видам оценки, прозрачные для общественных структур. Должны быть разработаны постоянно действующие механизмы формирования надежных информационных потоков.

IV. Механизмы организации и проведения оценки качества образования

Основные механизмы оценки качества образования, формируемые в рамках РСОКО  на создание условий для перехода к управлению качеством образования на основе систем показателей и индикаторов.

1. Оценка индивидуальных достижений обучающихся. Оценка индивидуальных достижений в РСОКО строится с учетом механизмов, доказавших свою эффективность в предшествующий период, и включает в системе общего образования:

- штатный режим проведения ЕГЭ;

- внедрение практики проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов в новой форме региональными экзаменационными комиссиями;

- дальнейшее развитие системы мониторинга качества общеобразовательной подготовки обучающихся начальной, основной и старшей школы на основе применения стандартных компетентностно-ориентированных контрольно-измерительных материалов.

В системе профессионального образования:

- разработку методологии и методики оценки индивидуальных достижений обучающихся с учетом специфики профессионального образования; дальнейшую отработку Интернет-экзамена как модели организации оперативного и объективного текущего контроля качества подготовки студентов;

-создание контрольных измерительных материалов на основе компетентностного подхода по всем направлениям подготовки с учетом требований государственных образовательных стандартов третьего поколения;

-создание инфраструктуры, обеспечивающей оценку индивидуальных достижений в профессиональном образовании при ведущей роли объединений работодателей и на основе профессиональных стандартов. Неотъемлемыми элементами внешней оценки качества образования должны стать независимые рейтинги, а также профессиональная сертификация специалистов и образовательных программ.

Важным направлением РСОКО является разработка организационно-методического инструментария и нормативного обеспечения, позволяющего фиксировать и оценивать деятельность обучающихся (портфолио).

2. Оценка качества образовательных программ. Необходимый инвариант общего образования должен быть определен совместными усилиями различных категорий субъектов: учеными, творческими союзами, работодателями, общественными организациями, представителями населения, что придаст общему образованию практико-ориентированную направленность.

При разработке и оценке программ профессионального образования необходимо широкое привлечение работодателей, профессиональных  и  общественных организаций и т.д.

В перспективе развитие этого вида оценки приведет к формированию банков сертифицированных образовательных программ для всех типов и видов образовательных учреждений.

3. Оценка качества деятельности образовательных учреждений. Необходимо совершенствование методик и механизмов оценки деятельности образовательных учреждений в процессе их лицензирования и аккредитации, единого инструментария оценки.

Современная практика оценки качества образования предполагает значительное усиление роли самообследования образовательных учреждений, результаты которого рассматриваются в качестве важного предварительного результата оценки качества их деятельности. Необходимо дальнейшее развитие практики публичной отчетности о различных аспектах деятельности образовательных учреждений, включая введение стандартов такой отчетности.

В перспективе необходимо развитие независимых (внешних) оценок качества деятельности ОУ – оценок, полученных в результате независимых от образовательного учреждения и от органов управления образованием стандартизированных и универсальных процедур.

В соответствии с принципами автономии образовательного учреждения, ответственность за обеспечение качества образования, в первую очередь, возлагается на самообразовательное учреждение. В связи с этим, в основу разработки типовой модели системы качества образовательного учреждения должны быть положены документы и модели систем качества на основе Стандартов качества серии ISO. Оценка деятельности образовательных учреждений также должна учитывать соответствие указанным стандартам.

V. Нормативно-правовое обеспечение РСОКО

Общие принципы проведения оценочной деятельности в сфере образования в условиях вариативности, множественности уровней, объектов, направлений оценки должны получить свое закрепление в Законе Республики Калмыкия «Об образовании», в других нормативных правовых актах.

Система правового регулирования оценки качества образования будет охватывать:

- разграничение полномочий между республиканским и муниципальным уровнями и уровнем образовательного учреждений в вопросах сбора и обработки информации о качестве образования и принятия управленческих решений;

- определение статуса и полномочий организаций, осуществляющих оценку качества образования;

- нормативное закрепление процедур оценки качества образования, включая определение периодичности их проведения;

- определение процедур сбора, хранения и публикации данных о качестве образования, порядка доступа заинтересованных потребителей к ним;

- регламентацию процедур апробации и стандартизации инструментария оценки качества образования;

- порядок оценки квалификации выпускников учреждений профессионального образования;

- регламентацию деятельности по общественной аккредитации образовательных учреждений и программ в различных российских, иностранных и международных общественных, научных и промышленных структурах;

- регламентацию процедур сбора и публикации материалов о состоянии качества образования.

Показатели эффективности реализации концепции РСОКО

Тип показателя

Содержание показателя

1

2

Общесистемные показатели

Число аккредитованных образовательных программ

Полнота создаваемых измерительных материалов по уровням и ступеням образования

Количество участников испытаний, проводящихся в рамках РСОКО

Доля образовательных учреждений и муниципальных органов управления образованием, разместивших в открытом доступе публичные доклады о результатах деятельности в рамках РСОКО

Объем бюджетных и привлеченных средств, направляемых на создание и функционирование РСОКО

Прирост количества внешних организаций, участвующих в процедурах независимой оценки качества образования

Инфраструктурные показатели

Наличие республиканской базы данных о качестве образования

Количество обращений пользователей к ресурсам РСОКО

Доступность ресурсов РСОКО для внешних пользователей

Количество специалистов, получивших квалификацию и допуск к работе в системе РСОКО

Операциональные показатели

Количество муниципалитетов использующих результаты РСОКО для оценки качества образования

Количество позиций плана реализации концепции РСОКО, выполненных в установленные сроки

Количество муниципалитетов, принявших планы создания муниципальных систем оценки качества образования в соответствии с концепцией и стандартами РСОКО

VI. Заключение

В представленной Концепции РСОКО отражен общий подход к структуре, функциям и созданию системы оценки качества образования в Республике Калмыкия в интересах различных групп потребителей.

При реализации основных положений данной концепции существенное внимание должно уделяться соблюдению баланса интересов различных заинтересованных структур общества в доступе к инструментам РСОКО. При этом большое значение имеет не только механизм оценки, но и влияние результатов оценки на качество образования. В этом случае РСОКО станет инструментом реализации политики в области образования.

1

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Хальмг Унн № 3 (16611) от 12.01.2013
Рубрики правового классификатора: 130.020.000 Наука (см. также 150.080.000, 200.160.040), 130.010.000 Образование (см. также 200.160.040), 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 130.000.000 Образование. Наука. Культура, 020.000.000 Основы государственного управления, 130.030.000 Культура (см. также 200.160.040), 020.010.000 Органы исполнительной власти

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать