Основная информация

Дата опубликования: 22 декабря 2010г.
Номер документа: RU01000201000803
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Адыгея
Принявший орган: Министерство образования и науки Республики Адыгея
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

ПРИКАЗ

22.12.2010 г. №  1404

г. Майкоп

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ  МИНИСТЕРСТВУ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ»

Утратил силу – Приказом Министерства образования и науки Республики Адыгея от 01.07.2014 г. № 665, НГР:RU01000201400443

В соответствии с Порядком разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг в Республике Адыгея, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 13 августа 2007 года № 143 (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2007, №8),

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемый Административный регламент Министерства образования и науки Республики Адыгея по  предоставлению  государственной услуги в электронном виде «Об организации начального и среднего профессионального образования в государственных учреждениях, подведомственных Министерству образования и науки Республики Адыгея».

2. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.

Министр                                                              

Р.А. Беданоков

Приложение к приказу

Министерства образования и науки

Республики Адыгея

от 22.12.2010 года № 1404 

                                                                              

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ  РЕГЛАМЕНТ

Министерства образования и науки Республики Адыгея

по  предоставлению  государственной услуги в электронном виде

«Об организации начального и среднего  профессионального образования

в государственных учреждениях,  подведомственных

Министерству образования и науки Республики Адыгея»

1. Общие положения

              1.1. Административный  регламент  исполнения государственной функции по организации предоставления начального и среднего профессионального образования в государственных учреждениях, подведомственных Министерству образования и науки Республики Адыгея (далее - Регламент) определяет последовательность и сроки   административных процедур и действий Министерства образования и науки Республики Адыгея (далее - Министерство), его структурных подразделений, порядок взаимодействия с физическими и юридическими лицами, органами государственной власти и управления, государственными учреждениями, иными организациями  при исполнении названной государственной функции.

1.2. Государственная функция исполняется Министерством и его структурными подразделениями, а также государственными образовательными учреждениями начального профессионального и среднего профессионального образования (далее – учреждения профессионального образования) (Приложение № 1) в отношении граждан Российской Федерации.

1.3.               Исполнение государственной функции осуществляется в соответствии с:

- Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 30 июля 1992 года, № 30, ст.1797);

- Федеральным законом от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» («Российская газета» от 29 августа 1996 года № 164, Собрание законодательства Российской Федерации от 26 августа 1996 года № 35 ст. 4135);

- постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 1999 года № 1362 «Об утверждении перечня профессий начального профессионального образования» (Собрание законодательства Российской Федерации от 20 декабря 1999 года, № 51, ст.6339, «Российская газета» от 21 декабря 1999 года № 253);

- Законом Республики Адыгея от 6 января 2000 года № 156 «Об образовании»;

- постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года № 521 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования»  («Собрание законодательства Российской Федерации» от 21 июля 2008 года, № 29 (ч.2), ст. 3519);

- постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2008 года № 543 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)» («Собрание законодательства Российской Федерации» от 28 июля 2008 года, № 30 (ч.2), ст. 3631);

- постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 26 декабря 1994 года № 367 «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов» (книга «Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов», ОК 016-94, Минтруд России, 1995 год);

- постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30 сентября 2003 года № 276-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора специальностей по образованию» (текст постановления официально опубликован не был);

- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 апреля 2005 года № 112 «Об утверждении перечня специальностей среднего профессионального образования» (Бюллетень Министерства образования и науки Российской Федерации, 2005 год, № 6, Бюллетень «Официальные документы в образовании», июнь 2005 года, № 16, № 17, № 18, журнал «ОвД. Межведомственный информационный бюллетень», июнь 2005 года, № 17, № 18);

- приказом Министерства образования Российской Федерации                от 27.01.1993 № 24 «О порядке проведения аттестации по предметам общеобразовательного и технического циклов и переводе на следующий курс учащихся учреждений начального профессионального образования»;

- приказом Министерства образования Российской Федерации                от 01.11.1995 № 563 «Об утверждении положения об итоговой аттестации выпускников учреждений начального профессионального образования и положения о получении начального профессионального образования в форме экстерната»;

- постановлением  Государственного Комитета Российской Федерации по высшему образованию от 27.12.1995г. № 10 «Об утверждении Положения об итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования в Российской Федерации»;

- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 января 2009 года № 4 «Об утверждении Порядка приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального образования» («Российская газета» от 6 февраля 2009 года № 20);

- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 января 2009 года № 3 «Об утверждении Порядка приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения начального профессионального образования» («Российская газета» от 6 февраля 2009 года № 20);

- постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 18 июня 2007 г. № 97 «Вопросы Министерства образования и науки Республики Адыгея»;

- постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 15 мая 2006 г. № 72 «О стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки обучающихся и студентов образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, находящихся в ведении Республики Адыгея»

- Указом Президента Республики Адыгея от 16 апреля 2004 г. №35 «О стипендиях Республики Адыгея» (с изменениями дополнениями);

1.4. Заявителями при исполнении государственной функции являются государственные учреждения начального профессионального и среднего профессионального образования, подведомственные Министерству.

1.5. Результат предоставления государственной функции:

- учреждение профессионального образования выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, заверяемые печатью учебного заведения.

- выпускники учреждений  профессионального образования, прошедшие аттестацию на соответствующий уровень квалификации по профессии (специальности) с оценкой «отлично» и имеющие по производственному обучению, специальным дисциплинам и не менее чем по 75 процентам других дисциплин учебного плана итоговую оценку «отлично», а по остальным дисциплинам оценку «хорошо», получают документ об окончании учебного заведения государственного  образца с отличием;

- выпускники учреждений начального профессионального образования, аттестованные на соответствующий уровень квалификации по профессии, с одновременным получением среднего (полного) общего образования, имеющие полугодовые, годовые и итоговые отметки «отлично» по всем общеобразовательным предметам и сдавшие выпускные экзамены на оценку «5», награждаются золотой медалью;

- выпускники учреждений начального профессионального образования, получившие соответствующий уровень квалификации и среднее (полное) общее образование, имеющие за время обучения на всех курсах полугодовые, годовые отметки «отлично» и не более двух оценок «хорошо» по общеобразовательным предметам учебного плана, изучавшимся на ступени среднего (полного) общего образования, награждаются серебряной медалью;

- выпускникам, обучающимся не менее полугода, но не завершившим по различным причинам освоение образовательной программы начального профессионального или среднего профессионального образования и прошедшим государственную (итоговую) аттестацию по профессиям рабочих, должностям служащих согласно Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94), присваивается уровень квалификации и выдается свидетельство о нем.

- лицам, не завершившим образование данного уровня, выдается справка установленного образца. Лица, не прошедшие итоговой аттестации или получившие на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти повторно не ранее чем через год итоговую аттестацию.

1.6. Юридическими фактами исполнения государственной функции являются:

- издание приказа руководителя учреждения профессионального образования о зачислении абитуриентов;

- издание приказа руководителя учреждения профессионального образования об итогах государственной (итоговой) аттестации обучающихся;

- направленное по почте в адрес заявителя решение об отказе в исполнении государственной функции.

2. Требования к порядку исполнения государственной функции

2.1. Порядок информирования о правилах исполнения государственной функции.

2.1.1. Информация предоставляется непосредственно в учреждениях профессионального образования, а также с использованием средств телефонной связи, электронного информирования, вычислительной и электронной техники, посредством размещения на информационных стендах, Интернет-ресурсах, в средствах массовой информации, информационных материалах (брошюры, буклеты и т.д.).

2.1.2. На информационных стендах, размещаемых в помещениях

учреждений профессионального образования содержится следующая информация:

- месторасположение, график (режим) работы, номера телефонов, адреса Интернет-сайтов и электронной почты учебного заведения;

- перечень профессий (специальностей), по которым ведется обучение в учебном заведении;

- единые педагогические требования к обучающимся;

- выписка из Устава  учреждения о правах и обязанностях обучающихся;

- выписка из Положения об общежитии;

- Правила приема;

- образцы заполнения заявления, анкет;

- извлечения из законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность по исполнению функции;

- основания отказа в предоставлении государственной услуги;

- перечень профессий (специальностей), видов трудовой деятельности, пользующихся спросом на рынке труда;

- перечень предприятий и организаций, для которых ведется подготовка кадров;

- информация о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей), включая информацию о возможности трудоустройства на временные, сезонные и общественные работы;

- серия и номер лицензии на право образовательной деятельности, свидетельства об аккредитации;

- информация о проведении мероприятий, направленных на оказание содействия гражданам в выборе профессии, а работодателям - в подборе необходимых работников (например, о проведении презентации профессии, ярмарках  и т.п.).

2.1.3. Информационные стенды, щиты являются постоянными носителями информации. Обновление их, изменение информации осуществляется в течение года. 

2.1.4. На Интернет-сайтах учреждений профессионального образования, содержится следующая информация:

- месторасположение, график (режим) работы, номера телефонов, адреса Интернет - сайтов и электронной почты учебного заведения;

- перечень профессий (специальностей), по которым ведется обучение в учебном заведении;

- перечень необходимых документов для поступления в учебное заведение;

- образцы заполнения заявления, анкет;

- извлечения из законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность по предоставлению государственной услуги;

- основания отказа в предоставлении услуги;

- перечень профессий (специальностей), видов трудовой деятельности, пользующихся спросом на рынке труда;

- перечень предприятий и организаций, для которых ведется подготовка кадров;

- информация о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей), включая информацию о возможности трудоустройства на временные, сезонные и общественные работы;

- информация о проведении мероприятий, направленных на оказание содействия гражданам в выборе профессии, а работодателям - в подборе необходимых работников (например, о проведении презентации профессии, ярмарках  и т.п.);

- месторасположение, схема проезда, график (режим) работы, номера телефонов, адреса Интернет-сайтов и электронной почты органов, участвующих в оказании государственной услуги;

- серия и номер лицензии на право образовательной деятельности, свидетельства об аккредитации;

- ответы на вопросы получателей государственной услуги в режиме реального времени.

2.1.5. Сведения об учреждениях профессионального образования содержатся в Приложении 1 к настоящему Регламенту, а также размещаются на Интернет - сайте Министерства «Профессиональное образование Республики Адыгея /minobr_ra@mail.ru; minobr@adygnet.ru/. ресурсах органов, участвующих в оказании Услуги.

2.1.6. Сведения о местонахождении, контактных телефонах (телефонах для справок), адресах сайтов в сети Internet, адресах электронной почты Министерства образования и науки Республики Адыгея (далее - Министерство) расположено по адресу:385000, г. Майкоп, ул. Советская, 176.

Отдел науки, начального, среднего профессионального образования и издательской деятельности Министерства расположен по адресу: 385000, г. Майкоп, ул. Советская, 176.

              Справочные телефоны Отдела:8(8772) 52-12-16.

Адрес электронной почты: minobr_ra@mail.ru; minobr@adygnet.ru

Адрес сайта: www. adygheya. minobr. ru.

2.1.7. Сведения о графике (режиме) работы:

Понедельник-четверг: 09.00-18.00 час;

Пятница: 9.00-17.00 час;

Перерыв: 13.00-14.00 час.

Суббота, воскресенье - выходной.

2.1.8. Информация по вопросам исполнения государственной функции предоставляется в Министерстве по телефону, на личном приеме, а также посредством размещения в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети Интернет), публикации в средствах массовой информации, издания информационных материалов в виде брошюр, буклетов и.т.п.

2.1.9. Консультации (справки) по вопросам исполнения государственной функции предоставляются специалистами, отвечающими за исполнение государственной функции.

При ответах на телефонные звонки и устные обращения специалисты подробно и в вежливой (корректной) форме информируют обратившихся по интересующим их вопросам. Ответ на телефонный звонок должен начинаться с информации о наименовании органа, в который позвонил заявитель, и представления сотрудника, принявшего телефонный звонок.

При невозможности специалиста, принявшего звонок, самостоятельно ответить на поставленные вопросы телефонный звонок должен быть переадресован (переведен) на другое должностное лицо, или же обратившемуся гражданину должен быть сообщен телефонный номер, по которому можно получить необходимую информацию.

2.1.10. Письменные обращения заявителя рассматриваются сотрудниками с учетом времени, необходимого для подготовки ответа, в срок, не превышающий 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

2.1.11. Консультации предоставляются по следующим вопросам:

- порядка осуществления государственной функции;

- предоставления гражданам возможности получения начального или среднего профессионального образования;

- соблюдения прав обучающихся и педагогов учреждений профессионального образования;

- сроков исполнения государственной функции;

- иным вопросам, связанным с порядком исполнения государственной функции.

2.1.12. Время разговора не должно превышать 10 минут.

2.1.13. При невозможности специалиста, принявшего звонок, самостоятельно ответить на поставленные вопросы, телефонный звонок должен быть переадресован (переведен) на другое должностное лицо, или же обратившемуся гражданину должен быть сообщен телефонный номер, по которому можно получить необходимую информацию.

2.1.14. Письменные обращения заявителя рассматриваются сотрудниками с учетом времени, необходимого для подготовки ответа, в срок, не превышающий 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

2.2. Сроки исполнения государственной функции.

2.2.1. Сроки предоставления функции устанавливаются федеральным государственным стандартом начального профессионального образования и федеральным государственным стандартом среднего профессионального образования по профессии, специальности и зависят от типа и формы получения образования:

- на базе среднего (полного) общего образования – от 1 года до-2 лет и 10 месяцев;

- на базе основного общего образования с получением среднего (полного) общего образования – от 2 лет до 4 лет и 10 месяцев.

2.2.2. Учебный год в учреждениях профессионального образования начинается первого сентября и заканчивается согласно учебному плану по конкретной профессии (специальности) и форме получения образования.

2.2.3. Начало учебного года может переноситься учреждением среднего профессионального образования по очно-заочной (вечерней) форме получения образования не более чем на 1 месяц, по заочной форме получения образования - не более чем на 3 месяца.

2.2.4. Основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования могут осваиваться в очной, очно-заочной (вечерней), заочной формах или в форме экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования.

2.2.5. Лица, имеющие начальное профессиональное образование соответствующего профиля, получают среднее профессиональное образование по сокращенным программам. Для лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, допускается обучение по сокращенным образовательным программам среднего профессионального образования.

2.3. Информация о перечне документов, представляемых заявителями при прохождении отдельных административных процедур государственной функции.

2.3.1. Учреждения профессионального образования направляют до 15 февраля в Министерство проекты государственного заказа на подготовку кадров (контрольных цифр приема) на учебный год по форме, приведенной в Приложении № 2 к настоящему Регламенту.

Сведения могут быть заполнены машинописным способом, распечатаны посредством электронных печатающих устройств.

Сведения подаются на бумажном и электронном носителях. Экземпляр на бумажном носителе заверяется печатью с указанием даты ее составления, и подписывается заявителем (руководителем образовательного учреждения).

2.3.2. Учреждения профессионального образования ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляют в Министерство отчет о численности учащихся (студентов) по форме, приведенной в Приложении 3 к настоящему Регламенту.

Сведения могут быть заполнены машинописным способом, распечатаны посредством электронных печатающих устройств.

Сведения подаются на бумажном и электронном носителях. Экземпляр на бумажном носителе заверяется печатью с указанием даты ее составления, и подписывается заявителем (руководителем образовательного учреждения).

2.3.3. Основаниями для отказа в принятии документов и рассмотрении по существу являются следующие обстоятельства:

- заявка подана от учреждения, неподведомственного Министерству;

-несоответствие представленных документов требованиям, предусмотренными пунктами 2.3.1. и 2.3.2. настоящего Регламента.

2.4. Перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги

2.4.1. Гражданину может быть отказано в получении начального или среднего профессионального образования в случаях:

- нарушения Правил приема в учреждение профессионального образования;

- невыполнения обязанностей, предусмотренных Уставом учреждения профессионального образования;

- невыполнения учебного плана по профессии (специальности) в установленные сроки по неуважительной причине;

- нарушения правил внутреннего распорядка учреждения профессионального образования;

- недостаточный уровень образования для получения избранной профессии (специальности);

- отрицательное заключение медицинского учреждения о возможности обучаться по избранной профессии (специальности);

- отказ гражданина в оплате государственной услуги при повторном получении образования данного уровня;

- не исполнение договорных обязательств предприятиями, организациями, учреждениями, за счет средств которых обучается гражданин.

2.4.2. Учреждениям профессионального образования может быть отказано в обучении учащихся и студентов за счет средств республиканского бюджета в случае, если количество обучающихся, заявленных ими для обучения, превышает количество бюджетных мест, указанных в плане государственного заказа на подготовку кадров (контрольных цифр).

2.5. Требования к местам исполнения государственной функции

2.5.1. Здания, в которых расположены учреждения профессионального образования, непосредственно участвующие в исполнении государственной функции, должны соответствовать всем требованиям к обеспечению безопасности труда.

2.5.2. Здания (строения), в которых расположены учреждения профессионального образования, их структурные подразделения, непосредственно участвующие в исполнении государственной функции, должны быть оборудованы входом для свободного доступа граждан, обучающихся и работников учреждений.

2.5.3. На территории, прилегающей к месторасположению учреждения профессионального образования, непосредственно участвующие в исполнении государственной функции, оборудуются места для парковки автотранспортных средств. Доступ обучающихся к парковочным местам является бесплатным.

2.5.4. Входы в здания учреждений профессионального образования, их обособленных подразделений должен быть оборудован информационной табличкой (вывеской), содержащей следующую информацию:

- наименование;

- место нахождения.

2.5.5. Помещения учреждений профессионального образования, в которых осуществляется прием граждан, оборудуются информационными табличками с указанием:

- номера кабинета;

- фамилии, имени, отчества и должности специалиста, осуществляющего исполнение государственной функции;

- режима работы

2.5.6. Помещения учреждений профессионального образования, их обособленных подразделений должны соответствовать Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и оборудуются:

- противопожарной системой и средствами пожаротушения;

- системой оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации;

- системой охраны.

2.5.7. Места информирования, предназначенные для ознакомления обучающихся с информационными материалами, оборудованы:

- информационными стендами;

- стульями и столами для возможности оформления документов.

2.5.8. Места ожидания соответствуют комфортным условиям для обучающихся и оптимальным условиям работы работников.

2.5.9. Места ожидания в очереди на представление или получение документов оборудованы стульями. Количество мест ожидания определено исходя из фактической нагрузки и возможностей для их размещения в здании, не составляет менее 5 мест.

2.5.10. Места для занятий оборудованы стульями и столами.

2.5.11. Каждое рабочее место специалистов оборудовано персональным компьютером с возможностью доступа к необходимым информационным базам данных, печатающим и сканирующим устройствами.

3. Административные процедуры

3.1. Исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры:

- прием заявлений и документов от граждан на предоставление начального или среднего профессионального образования;

- организация приема граждан на обучение по профессиям начального профессионального образования или специальностям среднего профессионального образования;

- издание приказа руководителя о зачислении абитуриентов;

- проведение государственной (итоговой) аттестации;

- издание приказа руководителя об итогах государственной (итоговой) аттестации.

Блок-схемы последовательности действий при исполнении государственной функции приведены в приложении № 6 к настоящему Регламенту.

3.2. Прием заявлений и документов от граждан на предоставление начального или среднего профессионального образования

3.2.1. Основанием для начала административного действия по приему документов является предоставление в Приемную комиссию учреждения профессионального образования личного обращения гражданина в учреждение профессионального образования и документов, необходимых для исполнения государственной функции. Перечень документов утверждается Правилами приема в учреждения профессионального образования.

3.2.2. Прием документов для обучения по основным профессиональным образовательным программам начального и среднего профессионального образования начинается не позднее 20 июня и заканчивается 25 июля (за исключением приема документов у лиц, поступающих на базе основного общего образования и на заочную форму получения образования). Прием заявлений в образовательные учреждения  начального профессионального образования на очную форму получения образования начинается не позднее 20 июня и осуществляется до 30 августа, а при наличии свободных мест в образовательном учреждении прием документов продлевается до 25 декабря текущего года

3.2.3. Член Приемной комиссии:

- проводит беседу с гражданином, в которой уточняет, по какой профессии хотел бы обучаться гражданин;

- проверяет наличие необходимых документов, установленных Правилами приема в учреждения профессионального образования;

- на основании представленных документов работник учебного заведения принимает решение о предоставлении или отказе в предоставлении услуги в соответствии с основаниями, установленными настоящим Регламентом;

- информирует гражданина о принятом решении;

- предлагает заполнить заявление о приеме в учебное заведение.

В случае отказа в предоставлении услуги член приемной комиссии учебного заведения разъясняет причины, основания отказа в предоставлении услуги.

3.2.4. Член приемной комиссии вносит запись в книгу приема документов, перечисляет все представленные документы.

Регистрация представленных документов может осуществляться в электронном виде, но данная регистрация не заменяет бумажные носители информации.

3.2.5. Член приемной комиссии проводит ознакомление гражданина:

- с Уставом учебного заведения;

- едиными педагогическими требованиями, предъявляемыми к обучающимся в учебном заведении;

- режимом работы учебного заведения;

- требованиями, предъявляемыми к проживающим в общежитии (для иногородних граждан, нуждающихся в жилой площади).

3.2.6. Член приемной комиссии учебного заведения информирует гражданина, в отношении которого принято решение о предоставлении услуги, что решение о приеме в учебное заведение принимается после проведения собеседования (для  получения начального профессионального образования) или вступительных испытаний и конкурсного отбора (для получения среднего профессионального образования). Информирует о дате собеседования, конкурсных испытаний.

3.2.7. Приемная комиссия разрабатывает график проведения собеседований, конкурсных испытаний с гражданами, подавшими заявления на обучение, который утверждается руководителем учреждения профессионального образования.

3.2.8.График проведения собеседований, конкурсных испытаний вывешивается в помещении приемной комиссии.

3.3. Организация приема граждан на обучение по профессиям начального профессионального образования или специальностям среднего профессионального образования

3.3.1. Для поступающих на обучение по программам начального профессионального образования проводится собеседование. Собеседование проводится на заседании приемной комиссии, согласно графику собеседования.

3.3.2. Процедура собеседования оформляется протоколом, в котором фиксируются вопросы к поступающему и краткий комментарий экзаменаторов (аннотация) ответов на них.

3.3.3. Организация приема граждан на основании результатов единого государственного экзамена, в том числе организация проведения вступительных испытаний, дополнительных вступительных испытаний (в случае их проведения) для обучения по освоению основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, осуществляется приемной комиссией образовательного учреждения.

3.3.4. Для организации и проведения вступительных испытаний и дополнительных вступительных испытаний председателем приемной комиссии создаются предметные экзаменационные и апелляционные комиссии.

3.3.5. Вступительные испытания, дополнительные вступительные испытания проводятся в письменной или устной форме, форме прослушивания, просмотра, собеседования или в иной форме, определяемой ежегодными правилами приема образовательного учреждения.

3.3.6. Датой окончания вступительных испытаний считается момент объявления на официальном сайте образовательного учреждения и стенде приемной комиссии пофамильного перечня лиц с указанием количества набранных баллов, зачисление которых рассматривается приемной комиссией по различным условиям приема (далее - пофамильный перечень).

3.3.7. В течение дня после объявления пофамильного перечня образовательное учреждение обязано разместить на официальном сайте сроки представления оригиналов документов государственного образца об образовании и свидетельства о результатах единого государственного экзамена.

3.3.8. При приеме в образовательное учреждение руководитель образовательного учреждения обеспечивает соблюдение прав граждан в области образования, установленных законодательством Российской Федерации, гласность и открытость работы приемной комиссии, объективность оценки способностей и склонностей поступающих.

3.4. Зачисление граждан в учреждения профессионального образования.

3.4.1. Для зачисления на обучение по программам начального профессионального образования поступающие представляют оригиналы документов государственного образца об образовании в сроки, установленные образовательным учреждением.

3.4.2. По истечении сроков представления оригиналов документов государственного образца об образовании руководителем образовательного учреждения издается приказ о зачислении лиц, рекомендованных приемной комиссией к зачислению на обучение по программам начального профессионального образования и представивших оригиналы соответствующих документов. Приложением к приказу о зачислении является пофамильный перечень указанных лиц. Приказ с приложением размещается на информационном стенде приемной комиссии и на официальном сайте образовательного учреждения.

3.4.3. Зачисление на обучение по программам среднего профессионального образования проводится после завершения вступительных испытаний, в том числе дополнительных вступительных испытаний, и заканчиваться не позднее, чем за 10 дней до начала учебных занятий.

3.4.4. Приказ о зачислении лиц на обучение по программам среднего профессионального образования, имеющих право на поступление без вступительных испытаний, издается по истечении пяти дней после завершения приема документов и вывешивается на официальном сайте образовательного учреждения и информационном стенде приемной комиссии. При этом лица, имеющие право на поступление без вступительных испытаний, в течение этих пяти дней по завершении приема документов обязаны предоставить оригинал документа государственного образца об образовании.

3.4.5. По истечении сроков представления оригиналов документов государственного образца об образовании и свидетельств о результатах единого государственного экзамена руководителем образовательного учреждения издается приказ о зачислении лиц, рекомендованных приемной комиссией к зачислению на обучение по программам среднего профессионального образования и представивших оригиналы соответствующих документов. Приложением к приказу о зачислении является пофамильный перечень указанных лиц. Приказ с приложением размещается на информационном стенде приемной комиссии и на официальном сайте образовательного учреждения. Образец приказа приведён в Приложении № 3

3.5. Проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся.

3.5.1. Итоговая государственная аттестация осуществляется государственными аттестационными комиссиями, организуемыми в учреждениях профессионального образования по каждой основной профессиональной образовательной программе.

3.5.2.Основные функции государственных аттестационных комиссий:

- комплексная оценка уровня подготовки выпускника и соответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта;

- решение вопроса о присвоении квалификации по результатам итоговой государственной аттестации и выдаче выпускнику соответствующего диплома о начальном или среднем профессиональном образовании;

- разработка рекомендаций по совершенствованию подготовки выпускников по специальностям начального или среднего профессионального образования.

3.5.3. Государственную аттестационную комиссию возглавляет председатель, который организует и контролирует деятельность комиссии, обеспечивает единство требований, предъявляемых к выпускникам.

Председателем государственной аттестационной комиссии не может быть работник данного учебного заведения.

Председатель государственной аттестационной комиссии утверждается Министерством по представлению образовательного учреждения.

3.5.4. Предложения по председателям государственных аттестационных комиссий учреждения профессионального образования направляют по форме, согласно Приложению № 4 настоящего Регламента, не позднее, чем за 3 месяца до начала государственной аттестации.

3.5.5 Итоговая государственная аттестация выпускников, обучающихся по программам среднего профессионального образования, состоит из одного или нескольких аттестационных испытаний следующих видов:

- итоговый экзамен по отдельной дисциплине;

- итоговый междисциплинарный экзамен по специальности;

- защита выпускной квалификационной работы.

Программы итоговых экзаменов по отдельным дисциплинам, итоговых междисциплинарных экзаменов по специальностям, требования к выпускным квалификационным работам, а также критерии оценки знаний на аттестационных испытаниях утверждаются руководителем образовательного учреждения профессионального образования после их обсуждения на заседании совета учреждения профессионального образования с участием председателей государственных аттестационных комиссий.

3.5.6. Итоговая аттестация выпускников, обучавшихся по программам начального профессионального образования, состоит из нескольких аттестационных испытаний следующих видов:

- сдача итоговых экзаменов по отдельным учебным предметам, включенным в состав итоговой аттестации в рамках основной профессиональной образовательной программы;

- выполнение выпускной практической квалификационной работы по специальности (специальностям) в пределах требований государственного стандарта начального профессионального образования;

- защита письменной экзаменационной работы, выполненной выпускником по теме, определяемой учреждением начального профессионального образования.

Конкретный перечень экзаменов и работ, входящих в состав итоговой аттестации выпускников в рамках профессиональной образовательной программы, порядок, форма и сроки проведения экзаменов, а также выполнения экзаменационных работ устанавливаются учреждением профессионального образования, исходя из  учебного плана по профессии.

3.5.7. Форма и условия проведения аттестационных испытаний, входящих в итоговую государственную аттестацию, определяются учреждением профессионального образования и доводятся до сведения учащихся и студентов не позднее, чем за шесть месяцев до начала итоговой аттестации. Учащиеся и студенты обеспечиваются программами экзаменов, им создаются необходимые условия для подготовки, включая проведение консультаций.

3.5.8. К итоговому междисциплинарному экзамену по специальности и защите выпускной квалификационной работы допускаются лица, завершившие полный курс обучения по одной из основных профессиональных образовательных программ и успешно прошедшие все предшествующие аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом.

Итоговый экзамен по отдельной дисциплине может проводиться до завершения полного курса обучения по профессиональной образовательной программе.

3.5.9. Сдача итоговых экзаменов и защита выпускных квалификационных работ проводятся на открытых заседаниях аттестационной комиссии с участием не менее двух третей ее состава.

3.5.10. Представители Министерства, отдела могут принимать участие в работе аттестационных комиссий с правом совещательного голоса.

3.5.11. Результаты любого из видов аттестационных испытаний, включенных в итоговую государственную аттестацию, определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседаний государственных аттестационных комиссий.

3.5.12. Решения государственных аттестационных комиссий принимаются на закрытых заседаниях простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании. При равном числе голосов голос председателя является решающим.

3.5.13. Присвоение соответствующей квалификации выпускнику учреждения профессионального образования и выдача ему документа о начальном профессиональном или среднем профессиональном образовании осуществляется при условии успешного прохождения всех установленных видов аттестационных испытаний, включенных в итоговую государственную аттестацию.

3.5.14. Учащийся или студент, не прошедший в течение установленного срока обучения аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации, отчисляется из учреждения профессионального образования и получает академическую справку установленного образца.

3.5.15. Выпускники, не прошедшие итоговые аттестационные испытания, допускаются к ним повторно не ранее следующего периода работы государственной аттестационной комиссии. Порядок повторного прохождения итоговых аттестационных испытаний всех видов определяется учреждением профессионального образования.

3.5.16. Учащимся или студентам, не проходившим итоговых аттестационных испытаний по уважительной причине, руководителем учреждения  профессионального образования может быть продлен срок обучения до следующего периода работы государственной аттестационной комиссии, но не более чем на один год.

3.5.17. Ежегодный отчет о работе государственной аттестационной комиссии обсуждается на совете учреждения профессионального образования и представляется в Министерство в двухмесячный срок после завершения итоговой государственной аттестации по форме согласно Приложению № 5 настоящего Регламента.

4. Порядок и формы контроля за исполнением государственной функции

4.1. Контроль за применением настоящего Регламента осуществляет Министр образования и науки Республики Адыгея, а также органы, уполномоченные проводить контрольные мероприятия за соблюдением федерального и республиканского законодательства.

4.2. Текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определенных административными процедурами по исполнению государственной функции, и принятием решений осуществляется должностными лицами отдела науки, начального и среднего профессионального образования и издательской деятельности Министерства, ответственными за организацию работы по исполнению государственной функции.

Полномочия должностных лиц на осуществление текущего контроля определяются в положениях о структурных подразделениях, должностных обязанностях (регламентах) работников Министерства образования и науки Республики Адыгея.

4.3. Формами контроля за соблюдением исполнения государственной функции являются:

- проведение в установленном порядке контрольных проверок;

- рассмотрение отчётов и справок об осуществлении государственной функции.

4.4. Контрольные проверки исполнения государственной функции осуществляются на основании индивидуальных правовых актов (приказов) Министерства, а также органов, уполномоченных проводить контрольные мероприятия за соблюдением действующего законодательства, либо графика.

4.5. Проверки могут быть плановыми (осуществляться на основании полугодовых или годовых планов работы Министерства, Отдела, а также органов, уполномоченных проводить контрольные мероприятия за соблюдением действующего законодательства) и внеплановыми. При проведении проверки могут рассматриваться все вопросы, связанные с исполнением государственной функции, или по конкретному обращению лица, уполномоченного в соответствии с действующим законодательством.

4.6. Предметом контроля является оценка полноты и качества исполнения государственной функции, включая соблюдение последовательности и сроков административных действий (административных процедур), входящих в неё, обоснованности и законности решений, принятых сотрудниками Министерства и учреждений профессионального образования в процессе её исполнения, а также выявление и устранение допущенных нарушений.

4.7. Служащие и работники Министерства, учреждений профессионального образования, участвующие в исполнении государственной функции, несут ответственность:

- за выполнение административных действий (административных процедур) в соответствии с настоящим Регламентом;

- за несоблюдение последовательности административных действий (административных процедур) и сроков их выполнения, установленных настоящим Регламентом;

- за достоверность информации, представляемой в ходе исполнения государственной функции.

4.8. В случае выявления нарушений в ходе исполнения настоящего Регламента, по результатам проведённых проверок виновные лица привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Порядок обжалования действий (бездействия) и решений, (осуществляемых) принятых в ходе исполнения государственной функции

5.1. Обжалование осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5.1.1. Действия (бездействия) и решения, осуществляемые (принятые) в ходе исполнения государственной функции на основании настоящего Регламента, могут быть обжалованы: 

- в Министерство образования и науки Республики Адыгея;

- в Кабинет Министров Республики Адыгея;

- в прокуратуру.

5.1.2. Заинтересованное лицо вправе обратиться с обращением (жалобой) лично или направить его по почте.

5.1.3. Личный прием должностными лицами Министерства проводится по предварительной записи.

5.1.4. В письменном обращении (жалобе) указываются:

- фамилия, имя, отчество заинтересованного лица;

- полное наименование юридического лица (в случае обращения от имени юридического лица);

- контактный почтовый адрес;

- предмет обращения (жалобы);

- личная подпись заинтересованного лица.

Заявитель в подтверждение своих доводов может прилагать к обращению (жалобе) копии документов и другие необходимые материалы.

5.1.5. При поступлении письменного обращения (жалобы), уполномоченное лицо Министерства направляет заявителю письмо о принятии его к рассмотрению. Оригинал письменного обращения (жалобы) и приложенные к нему документы передаются ответственному лицу для рассмотрения и подготовки ответа заявителю.

Обращения, содержащие обжалование решений, действий (бездействия) конкретных должностных лиц, не могут направляться этим должностным лицам для рассмотрения и (или) ответа.

5.1.6. Обращение (жалоба), поступившее в Министерство в соответствии с его компетенцией, рассматривается в течение 30  календарных дней с даты регистрации его в Министерстве.

5.1.7. По результатам рассмотрения обращения должностным лицом Министерства принимается решение об удовлетворении требований заявителя либо об отказе в его удовлетворении.

5.1.8. Письменный ответ, содержащий результаты рассмотрения письменного обращения, направляется заявителю.

Если в результате рассмотрения обращения жалоба признана обоснованной, то соответствующим должностным лицом принимается решение о привлечении к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Адыгея должностного лица, ответственного за действие (бездействие) и решения, осуществляемые (принятые) в ходе исполнения государственного полномочия на основании настоящего Регламента и повлекшие за собой жалобу заявителя.

5.1.9. Если в письменном обращении не указаны фамилия заявителя, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.

5.1.10. Министерство при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить заявителю, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.

Если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается, о чем сообщается заявителю, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

Если в письменном обращении заявителя содержится вопрос, на который заявителю многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, Министр, иное уполномоченное на то должностное лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в Министерство или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется заявитель, направивший обращение.

Если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, заявителю, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

Если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, заявитель вправе вновь направить обращение в Министерство или к соответствующему должностному лицу Министерства.

Обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

5.1.11. Обращения считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры и даны письменные ответы.

5.1.12 Заявители вправе обжаловать решения, принятые в ходе исполнения государственного полномочия, действия или бездействие должностных лиц Министерства в судебном порядке

5.2. Порядок судебного обжалования нарушений, связанных с исполнением государственной функции

5.2.1. Судебное обжалование нарушений, связанных с исполнением государственной функции, осуществляется в городском суде г. Майкопа, расположенного по адресу: ул. Первомайская, 199..

5.2.2. Сроки судебного обжалования нарушений, связанных с исполнением государственной функции, установлены действующим законодательством.

                                                                                                                                           

6. Порядок изменения административного регламента

6.1. Внесение изменений в настоящий Регламент осуществляется в случае изменения федерального или республиканского законодательства законодательства, регулирующего исполнение государственной функции, а также по предложениям органов исполнительной власти Республики Адыгея, основанным на результатах анализа практики применения настоящего Регламента.

Внесение изменений в настоящий Регламент осуществляется в порядке, установленном регламентом подготовки правовых актов Президента и Кабинета Министров Республики Адыгея, утвержденном в установленном порядке.

             

                                                                                                                      Приложение № 2

Проект республиканского государственного заказа (контрольных цифр приема) на подготовку кадров для отраслей экономики и социальной сферы в ______учебном году учреждением начального (среднего) профессионального образования Республики Адыгея:

_______________________________________________________

(наименование образовательного учреждения)



п/п

Наименование профессии

(специальности)

Код по классифика-тору

Уровень

квалификации

Объемы подготовки (чел.)

Источник финансирования

1

2

3

4

5

6

СОГЛАСОВАНО:                     

_______________ /_____________/

(подпись)                      (ф.и.о.)                     

«___»___________200_г.                                                                                         (Министр образования и науки Республики Адыгея)

СОГЛАСОВАНО:

_______________ /_____________/

(подпись)                      (ф.и.о.)

«___»___________200_г.

(руководитель                                        

регионального  объединения                                

работодателей) 

СОГЛАСОВАНО:                                                        

                                                                                                      _______________/_____________/                                                                                      

(подпись)                   (ф.и.о.)                                              

«__»_______________200_г.                                                                               

(руководитель районного (городского)

Центра занятости населения)

Директор____________________________________________/_______________/

                                                                                        (  подпись, ф.и.о.)

Приложение № 3

Форма отчета о численности учащихся (студентов) учреждений начального и среднего профессионального образования Республики Адыгея

Отчет

о численности учащихся (студентов) по состоянию на __________________

____________________________________________________________________________________________________

(наименование учреждения)

Перечень профессий НПО

Численность учащихся по профессиям НПО, чел.

Перечень профессий СПО

Численность учащихся по профессиям СПО, чел.

Всего

в том числе:

Всего

в том числе:

1 курс

2 курс

3 курс

1 курс

2 курс

3 курс

4 курс

Малозатратные

Малозатратные

1.

1.

2.

2.

Итого

Итого

Среднезатратные

Среднезатратные

1.

1.

2.

2.

Итого

Итого

Высокозатратные

Высокозатратные

1.

1.

2.

2.

Итого

Итого

Справочно указать:

Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в учреждении, всего, чел –

Численность учащихся (студентов), проживающих в общежитии, всего, чел. –

.Численность учащихся (студентов) на заочной форме обучения, всего, чел. –

Руководитель                                                                                                                                                       подпись, Ф.И.О.

Главный бухгалтер                                                                                                                                                   подпись, Ф.И.О

                                                     Приложение № 4

Министерство образования и науки Республики Адыгея

СОСТАВ

председателей государственных аттестационных комиссий (ГАК)

на _________год

(наименование учреждения профессионального образования)

Направление подготовки:

(шифр, название подготовки)

___________________________                                          ____________________________________

(Фамилия, имя, отчество)                                                       (ученое звание, ученая степень,       должность

                           и место работы председателя ГАК)

Специальность подготовки:

(шифр, название специальности)

__________________________                                          ___________________________________ (Фамилия, имя, отчество)                                                      (ученое звание, ученая степень,  должность и место 

                                                                                                                       работы председателя ГАК)

Основание: решение  Совета учреждения от «____» ________ 200__ г. № _______

Руководитель   учреждения_____________________________________

                                                                   (подпись,  ф.и.о.)

                                         

Приложение № 5

ОТЧЕТ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ

__________________________________________________________

(наименование образовательного учреждения)

Результаты

защиты выпускных квалификационных работ

по специальности (направлению) _____________________за 20___/20___  уч. год

№ п/п

Показатели

Всего

Форма обучения

Очная

Очно-заочная

Заочная

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Принято к защите выпускных работ

Защищено выпускных работ

Оценки:

«отлично»

«хорошо»

«удовлетворительно»

«неудовлетворительно»

Количество работ, выполненных:

4.1.

По темам, предложенным студентами:

4.2.

По заявкам предприятий, учреждений

4.3.

В области фундаментальных и поисковых научных исследований

4.4.

С использованием ЭВМ

4.5.

С патентными исследованиями

4.6.

С демонстрацией моделей, устройств, изделий

Количество работ, рекомендованных:

5.1.

К опубликованию

5.2.

К внедрению

5.3.

Внедренных

5.4.

На конкурс

Количество дипломов

с отличием

Председатель ГАК                                                                                                                              

(подпись)                                                        (Ф.И.

1

Приложение № 1

Сведения об образовательных учреждениях начального, среднего

профессионального образования, подведомственных Министерству образования и

науки Республики Адыгея, участвующих в представлении государственной услуги

Учреждения начального профессионального образования


п/п

Наименование учреждения

Юридический адрес

Ф. И. О. руководителя

Телефон

ГОУ НПО «Республиканский профессиональный лицей»

Муниципальное образование «Город Майкоп»,
ул. Загородная, 7

Проценко Сергей Васильевич

(8772) 53-19-45
факс 53-19-45

ГОУ НПО «Профессиональный лицей №2»

Муниципальное образование «Город Майкоп»,
ст. Ханская, ул. Краснооктябрьская, 25

Делок Вячеслав Хазретович

(8772) 56-54-89
факс 56-54-88

ГОУ НПО «Профессиональное училище № 4»

Муниципальное образование «Гиагинский район»,
ст. Дондуковская, ул. Б. Лакшиной, 34

Зяблов Николай Григорьевич

(87779) 9-38-98
факс 9-32-75

ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 7»

Муниципальное образование «Красногвардейский район», с. Красногвардейское, ул. Первомайская, 12

Бахов Довлетук Ереджибович

(87778) 5-25-30
факс 5-25-30

Учреждения среднего профессионального образования


п/п

Наименование учреждения

Юридический адрес

Ф. И. О. руководителя

Телефон

Адыгейский педагогический колледж им. Х. Андрухаева

Муниципальное образование «Город Майкоп»,
ул. Советская, 168

385000

Ачмиз Казбек Гучипсович

8772) 52-52-00
факс 52-12-78

Документ53

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 130.010.000 Образование (см. также 200.160.040)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать