Основная информация

Дата опубликования: 14 декабря 2011г.
Номер документа: RU19000201100805
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Хакасия
Принявший орган: МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

ПРИКАЗ

от 14.12.2011 г. № 144пр

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ (2012-2014 ГОДЫ)»

(утратил силу приказом Государственного комитета по занятости населения Республики Хакасия от 27.12.2011г., №154-пр, НГР RU19000201100904)

В целях реализации Закона Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 30.11.2011 №361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), постановления Правительства Республики Хакасия от 25.10.2011 №700 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Хакасия до 2017 года», а также в целях содействия занятости населения, обеспечения государственных гарантий в области защиты от безработицы приказываю:

1. Утвердить ведомственную целевую программу «Содействие занятости населения Республики Хакасия (2012-2014 годы)» (далее – Программа) (приложение).

2. Приказ от 01.11.2010 №156пр «Об утверждении Ведомственной целевой программы «Содействие занятости населения Республики Хакасия на 2011-2013 годы» считать утратившим силу с 1 января 2012 года.

3. Начальникам отделов Госкомзанятости Хакасии: программ занятости и рынка труда Е.В. Гринько, профориентации и профессионального обучения А.В. Попкову, информационных технологий и автоматизированных систем управления О.В. Соседкиной, финансово-бухгалтерской деятельности и ревизионной работы Е.И. Некрасовой, административного Д.А. Кузьмину, директорам государственных казенных учреждений Республики Хакасия центров занятости населения городов и районов организовать работу по реализации Программы.

4. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя председателя Госкомзанятости Хакасии О.Д. Дронову.

Председатель Госкомзанятости Хакасии И.В. Ахметова

Приложение

к приказу Госкомзанятости Хакасии

от 14.12.2011  № 144пр

ПАСПОРТ

ведомственной целевой программы «Содействие занятости населения Республики Хакасия (2012-2014 годы)»

Наименование ведомственной целевой программы

-«Содействие занятости населения Республики Хакасия (2012-2014 годы)» (далее - Программа)

Наименование главного распорядителя средств республиканского бюджета Республики Хакасия

-Государственный комитет по занятости населения Республики Хакасия (далее – Госкомитет)

Цель

-содействие занятости населения, обеспечение государственных гарантий в области защиты от безработицы

Задачи

-предоставление населению республики информации о рынке труда;

оказание гражданам, ищущим работу, содействия в трудоустройстве;

повышение конкурентоспособности рабочей силы

Показатели результативности (целевые индикаторы) по годам

-повышение уровня занятого экономически активного населения: 2012 год - до 61%, 2013 год – до 61, 5%, 2014 год – до 62%;

снижение уровня общей безработицы: 2012 год - до 8,5%, 2013 год – до 8,3%, 2014 год – до 8,0%;

снижение уровня регистрируемой безработицы: в 2012 году - до 1,9%, в 2013 году - до 1,8%, в 2014 году - до 1,7%;

повышение уровня информированности о рынке труда экономически активного населения республики: в 2012 году – до 90%, в 2013 году – до 90,5%, в 2014 году – до 91%;

увеличение доли трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся за содействием в органы службы занятости с целью поиска подходящей работы: в 2012 году - до 58,0%, в 2013 году- до 58,2%, в 2014 году – до 58,5%

Сроки реализации

2012- 2014 годы

Объем финансирования

-общий объем финансирования составит 97800 тыс. рублей, в том числе по годам:

2012 год – 32600 тыс. рублей;

2013 год – 32600 тыс. рублей;

2014 год – 32600 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации

- реализация Программы позволит:

повысить уровень занятого экономически активного населения до 62%;

снизить уровень общей безработицы до 8,0%;

снизить уровень регистрируемой безработицы до 1,7%;

повысить уровень информированности о рынке труда экономически активного населения республики до 91%;

увеличить долю трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся за содействием в органы службы занятости с целью поиска подходящей работы до 58,5%

1. Характеристика проблемы

Программа представляет собой комплекс социально-экономических, организационных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на повышение уровня занятости экономически активного населения.

Программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 30.11.2011г. № 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), постановлением Правительства Республики Хакасия от 25.10.2011 №700 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Хакасия до 2017 года» в целях содействия занятости населения, обеспечения государственных гарантий в области защиты от безработицы.

Состояние рынка труда находится в прямой зависимости от социально-экономических процессов.

В январе-сентябре 2011 года в экономике республики сохраняется положительная динамика основных макроэкономических показателей:

индекс промышленного производства по полному кругу организаций республики составил 113,5% к аналогичному периоду 2010 года;

объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий за отчетный год составил 5318,3 млн. рублей или 102,4% к уровню предыдущего года;

объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство» составил 6788,6 млн. рублей или 125,5% к уровню предыдущего года;

объем инвестиций в основной капитал составил 17249,3 млн. рублей, что на 72% выше уровня января – сентября 2010 года;

сальдированный финансовый результат деятельности крупных и средних организаций республики в январе-августе 2011 года составил 6475,4 млн. рублей, увеличившись по отношению к январю-августу 2010 года в 2 раза;

среднемесячная начисленная заработная плата работающих в крупных и средних предприятиях составила 19,6 тыс. руб. и увеличилась по сравнению с январем-августом 2010 года на 10,6%;

на 01.10.2011 г. просроченная задолженность по выплате заработной платы составила 5,7 млн. руб. и увеличилась по сравнению с 01.10.2010 г. на 17,9%;

уровень регистрируемой безработицы по состоянию на 01.11.2011г. составил 1,5% и равен уровню безработицы на 01.11.2010 г.

По данным Хакасстата численность экономически активного населения Республики Хакасия в сентябре 2011 года составляла 275,3 тыс. человек (51,7% от общей численности населения) и увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2010 года на 3,5 тыс. человек.

Численность занятых экономической деятельностью увеличилась на 6,6 тыс. человек или на 2,7% и составила 255,2 тыс. человек (92,7% экономически активного населения).

В общей численности занятых 123,1 тыс. человек (48,2%) работали в крупных и средних организациях.

Сокращение рабочих мест по сравнению с аналогичным периодом 2010 года произошло в организациях следующих видов экономической деятельности: рыболовство, рыбоводство - на 21,7%; производство резиновых и пластмассовых изделий – на 23%; производство готовых металлических изделий – на 7,3%; транспорт и связь – на 7,1%.

Наибольший прирост числа рабочих мест по сравнению с соответствующим периодом 2010 года произошел в организациях, деятельность которых связана с производством электрооборудования, электронного и оптического оборудования - на 35,1%, с оптовой и розничной торговлей, ремонтом автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – на 27,1%, с текстильным и швейным производством – на 24,1%, производством машин и оборудования – на 5,7%.

Численность безработных в сентябре 2011 года составила 20,1 тыс. человек и уменьшилась по сравнению с аналогичным периодом 2010 года на 3,1 тыс. человек.

Уровень общей безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) в Республике Хакасия составил 7,3% от численности экономически активного населения (в сентябре 2010 года – 8,5%).

Численность граждан, зарегистрированных в качестве безработных в органах службы занятости Республики Хакасия, на начало 2011 года составила 5730 человек.

Численность граждан, обратившихся за предоставлением государственных услуг в органы службы занятости Республики Хакасия, за январь-октябрь 2011 года составила 25,3 тыс. человек, в том числе за содействием в поиске подходящей работы обратилось 16,4 тыс. человек, что на 18,1% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. Численность граждан, признанных в установленном порядке безработными, за указанный период составила 10,7 тыс. человек, что меньше на 17,8% аналогичного показателя 2010 года.

По состоянию на 01.11.2011 года численность граждан, зарегистрированных в качестве безработных в органах службы занятости составила 4024 человека на 01.01.2011 – 5730 человек), уровень регистрируемой безработицы – 1,5% (по состоянию на 01.01.2011 – 2,0%).

Коэффициент напряженности (численность незанятых граждан, состоящих на регистрационном учете в органах службы занятости, в расчёте на одну вакансию) на рынке труда Республики Хакасия составил 1,1 ед. по состоянию на 01.11.2011.

В январе-сентябре 2011 года в крупные и средние организации республики были приняты 11,8 тыс. человек, выбыло по различным причинам 11,7 тыс. человек.

В числе выбывших работников 62,9% уволены по собственному желанию, 5,4% - по соглашению сторон, 3,3% - в связи с сокращением штата организаций.

С начала года от 295 организаций поступили сведения о предполагаемом увольнении 3995 работников, всего планируется сократить в ноябре-декабре 2011 года 1737 человек.

Сохраняется структурное несоответствие между спросом и предложением рабочей силы. Основная доля безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости, не соответствует требованиям работодателей по уровню, профилю профессионального образования, квалификации.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 26.10.2010 №546 утверждена долгосрочная республиканская целевая программа "Развитие трудовых ресурсов Республики Хакасия (2011 - 2013 годы)", основные мероприятия которой направлены на формирование условий для социально-трудовой адаптации молодежи и системы содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования, а также единого информационного пространства о рынке труда и образовательных услуг, создание системы профессиональной ориентации школьников.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.11.2010 №626 утверждена долгосрочная республиканская целевая программа «Жилище (2011-2015) годы», в которой предусматривается создание условий для развития массового жилищного строительства и трудоустройства безработных и ищущих работу граждан в организациях строительной сферы. В 2009 году 170 работодателей, имеющих вид экономической деятельности «строительство», представили в органы службы занятости республики 4060 вакансий или 15% от всех заявленных вакансий, в 2010 году 168 работодателей - 2800 вакансий или 11%, за 9 месяцев 2011 года – 3300 вакансий или 18%. Трудоустроено при содействии органов службы занятости республики в организации строительной сферы в 2009 году 2260 безработных и ищущих работу граждан или 6% от общей численности граждан, обратившихся за содействием в службу занятости населения с целью поиска подходящей работы, в 2010 году – 1750 граждан или 7%, за 9 месяцев 2011 года – 700 человек или 5%.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» органы службы занятости оказывают государственные услуги, направленные на содействие в трудоустройстве и реализуют мероприятия, направленные на содействие занятости.

Мероприятие «Информирование граждан и работодателей о положении на рынке труда, включая организацию ярмарок вакансий и учебных рабочих мест» направлено на осуществление права на получение информации о положении на рынке труда и обеспечение доступа к информации о положении на рынке труда, предусматривающего получение информации и ее использование. Информация о положении на рынке труда включает в себя информацию об основных тенденциях развития рынка труда: эффективном спросе, определяемом числом экономически целесообразных рабочих мест; совокупном спросе, включающем заполненные работниками неэффективные рабочие места; спросе и предложении на рынке труда; естественном и механическом движении рабочей силы и рабочих мест; других положениях социально-экономического развития в разрезе административно-территориальных образований (муниципальных образований), организаций, по отраслям и видам экономической деятельности, по профессиям, специальностям, квалификации, полу, возрасту, уровню доходов, а также другим параметрам и критериям. Ярмарки вакансий и учебных рабочих мест являются эффективным инструментом информирования граждан о потребности работодателей в рабочей силе и о свободных рабочих местах (вакантных должностях). При проведении ярмарок вакансий и учебных рабочих мест обеспечивается прямой диалог между работодателями и соискателями работы. С 2009 года по настоящее время в мероприятиях по информированию приняли участие более 87 тысяч человек, проведено около 300 ярмарок.

Мероприятие «Организация проведения оплачиваемых общественных работ» направлено на обеспечение права граждан на труд и на вознаграждение за труд. Общественные работы являются эффективным и существенным звеном в системе обеспечения занятости населения и представляют собой одну из действенных форм социальной защиты граждан. Общественные работы это трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность, не требующая специальной профессиональной подготовки и организуемая в целях материальной поддержки граждан, ищущих работу и обратившихся в службу занятости населения. Для безработных граждан общественные работы служат стимулом к поиску постоянного места работы и сохранению профессиональных навыков. Приняли участие в общественных работах в 2009 году – 6930 граждан, в 2010 году – 1300 граждан, за 9 месяцев 2011 года – 1370 граждан.

Мероприятие «Организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые»» направлено на обеспечение права граждан на труд и на вознаграждение за труд, сохранение (восстановление) мотивации к труду, приобретение опыта и навыков работы, закрепление на первом рабочем месте. К категории граждан, испытывающих трудности в поиске работы, относятся инвалиды, лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, граждане предпенсионного возраста, одинокие и многодетные родители и др. Шанс самостоятельно найти работу у таких граждан невелик. С 2009 года по настоящее время трудоустроено более 500 граждан данной категории, среди них 200 инвалидов, 120 граждан предпенсионного возраста, 140 родителей, в том числе 80 одиноких и 60 многодетных, 30 граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. С 2009 года по настоящее время трудоустроено по профессиям (специальностям), полученным в учреждениях начального и среднего профессионального образования, более 140 выпускников, из них закрепилось на первом рабочем месте 19 выпускников.

Мероприятие «Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время» направлено на приобретение опыта и навыков работы несовершеннолетними гражданами, формирование уважительного отношения к труду, положительной трудовой мотивации, предупреждение роста правонарушений в подростковой среде. С 2009 года по настоящее время трудоустроено более 7 тысяч несовершеннолетних граждан.

Мероприятие «Содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации» направлено на поддержку трудовой и предпринимательской инициативы безработных граждан с целью организации ими собственного дела. С 2009 года по настоящее время более 6100 безработным гражданам предоставлена государственная услуга по содействию самозанятости безработных граждан, из них 1270 безработным гражданам предоставлена финансовая помощь. Организовали предпринимательскую деятельность более 3700 безработных граждан. Предпринимателями – получателями субсидий – в 2010 году и по настоящее время создано более 700 рабочих мест для трудоустройства безработных граждан в сфере малого бизнеса.

Мероприятие «Содействие безработным гражданам в переезде в другую местность для временного трудоустройства по направлению органов службы занятости» направлено на развитие трудовой мобильности. Трудовая мобильность является эффективным инструментом, позволяющим регулировать потоки переезжающих и стимулировать переезд граждан в территории, испытывающие недостаток трудовых ресурсов. Отсутствие на рынке труда субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, вакансий по имеющейся профессии (специальности) не должно препятствовать гражданину в реализации его права на труд, на достойную оплату труда. Длительная безработица приводит к снижению мотивации к труду и самореализации и, как следствие, растет социальная напряженность в отдельных местностях. С 2009 – 2011 годах содействие трудовой мобильности граждан осуществлялось в рамках Программ по реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряжённости на рынке труда Республики Хакасия. С 2009 года по настоящее время оказано содействие 385 гражданам в переезде в другую местность для временного трудоустройства по направлению органов службы занятости, из них 266 граждан переехали в целях трудоустройства внутри республики, 119 – за пределы республики.

Мероприятие «Организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения» направлено на профессиональное становление подрастающего поколения, проведение комплекса мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда. С 2009 года по настоящее время более 44 тыс. граждан получили государственную услугу по профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения, среди них: 2200 инвалидов, 3700 несовершеннолетних граждан в возрасте 14-17 лет, 3400 граждан, уволенных в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности или штата работников, 9900 граждан, длительно (более года) не работавших.

Мероприятие «Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда» направлено на повышение эффективности использования профессионального и интеллектуального потенциала личности, его адаптации к труду в условиях рыночных отношений путем получения безработным гражданином навыков самостоятельного поиска подходящей работы, составления резюме, проведения деловой беседы с работодателем, самопрезентации. С 2009 года по настоящее время занятия по социальной адаптации на рынке труда посетили более 2700 безработных граждан, среди них: 222 инвалида, 360 граждан, уволенных в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности или штата работников, 740 граждан, длительно (более года) не работавших.

Мероприятие «Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости» направлено на развитие трудовых ресурсов, обеспечение продуктивной, свободно избранной занятости безработных граждан, усиление их социальной защищенности посредством повышения роста профессионального мастерства, профессиональной мобильности и конкурентоспособности на рынке труда. С 2009 года по настоящее время при содействии органов службы занятости прошли профессиональное обучение более 6700 безработных граждан по профессиям (специальностям), востребованным на рынке труда, среди них: 1300 граждан, ранее не работавших, в том числе 605 человек, не имеющих профессии (специальности), 143 – инвалида, 2100 – жителей сельской местности. За текущий период 2011 года органами службы занятости на профессиональное обучение направлено 265 женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с целью обеспечения их социальной защищенности, профессиональной мобильности и возможности возобновить трудовую деятельность после выхода из декретного отпуска.

Ожидаемые результаты реализации Программы:

-повышение уровня занятости экономически активного населения;

-повышение уровня информированности о рынке труда экономически активного населения республики;

-увеличение доли трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся за содействием в органы службы занятости с целью поиска подходящей работы;

-снижение уровня общей и регистрируемой безработицы.

2. Цель и задачи.

Цель Программы – содействие занятости населения, обеспечение государственных гарантий в области защиты от безработицы.

Поставленная цель будет достигнута решением следующих задач:

-предоставление населению республики информации о рынке труда;

-оказание гражданам, ищущим работу, содействия в трудоустройстве;

-повышение конкурентоспособности рабочей силы.

3. Перечень программных мероприятий.

В целях решения задачи «предоставление населению республики информации о рынке труда» предусмотрена реализация мероприятий по информированию о положении на рынке труда и организации ярмарок вакансий и учебных рабочих мест.

В целях решения задачи «оказание гражданам, ищущим работу, содействия в трудоустройстве» предусмотрена реализация мероприятий по: содействию гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников; регистрации граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также регистрация безработных граждан; организации проведения оплачиваемых общественных работ; безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые; организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время; содействию самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качествен юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации; содействию безработным гражданам в переезде в другую местность для временного трудоустройства по направлению органов службы занятости; организации и проведению специальных мероприятий по профилированию безработных граждан; выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.

В целях решения задачи «повышение конкурентоспособности рабочей силы» предусмотрена реализация мероприятий по: организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения; социальной адаптации безработных граждан на рынке труда; организации психологической поддержки безработных граждан; организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышению квалификации по направлению органов службы занятости.

Перечень программных мероприятий указан в Приложении к настоящей Программе.

4 . Обоснование ресурсного обеспечения

Всего на реализацию мероприятий Программы потребуется из республиканского бюджета Республики Хакасия 97800 тыс. рублей, в том числе по годам:

2012 год – 32600 тыс.рублей;

2013 год – 32600 тыс.рублей;

2014 год – 32600 тыс.рублей.

Общий объем средств республиканского бюджета Республики Хакасия рассчитан в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 №618 «Об утверждении методики определения общего объема средств, предусмотренных в федеральном бюджете в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации и г. Байконура на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения» и определяется по формуле:

Sob = Sinf + Sobrab + Sisp + Snes + Ss + Spereezd + Spror +Ssa + Sprof,

где:

Sob – общий объем средств республиканского бюджета Республики Хакасия на реализацию мероприятий Программы;

Sinf – объём затрат на организацию информирования о положении на рынке труда, включая организацию ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;

Sobrab – объём затрат на организацию проведения оплачиваемых общественных работ;

Sisp – объём затрат на организацию временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;

Snes – объём затрат на организацию временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;

Ss - объём затрат на содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации;

Spereezd - объем затрат на содействие безработным гражданам в переезде в другую местность для временного трудоустройства по направлению органов службы занятости;

Spror - объём затрат на организацию профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства;

Ssa - объём затрат на социальную адаптацию безработных граждан на рынке труда;

Sprof - объём затрат на организацию профессиональной подготовки, переподготовки и повышение квалификации по направлению органов службы занятости;

Объем затрат на информирование населения и работодателей о положении на рынке труда, включая организацию ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, рассчитывается по следующей формуле:

Sinf = Rinf х N = 2,33 х 711180 = 1656,0 тыс.руб.,

где:

Sinf – объём затрат на информирование о положении на рынке труда, включая организацию ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;

Rinf – норматив затрат на информирование о положении на рынке труда, включая организацию ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, на одного гражданина в соответствии с письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19.10.2011 №23-1/10/2-10336 (далее – письмо Минздравсоцразвития России) составляет 2,33 руб.;

N – численность участников мероприятия (711180 человек). В соответствии с письмом Минздравсоцразвития России норматив обеспеченности государственными услугами по информированию населения и работодателей о положении на рынке труда, включая организацию ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, составляет 90% от численности экономически активного населения (далее – ЭАН) в субъекте Российской Федерации. По сверке исходных данных (протокол Роструда от 13.07.2011 №39) на 2012 год ЭАН составит 263,4 тыс. человек ((263400 х 3) х 90% = 711180 человек).

Объем затрат на организацию проведения оплачиваемых общественных работ, рассчитывается по следующей формуле:

Sobrab = Pmin х K х N + Pinf= 850 х 1,3 х 3000 + 16,8= 3333,0 тыс.руб.,

где:

Sobrab – объём затрат на организацию проведения оплачиваемых общественных работ;

Pmin – размер минимальной величины пособия по безработице, установленный Правительством Российской Федерации (850 рублей);

K – районный коэффициент (30%);

N – численность участников мероприятия (3000 чел.). Численность участников мероприятия в 2011 году составит 1500 человек, в т.ч. 630 человек за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия;

Pinf – расходы по информированию, услуги банка. В соответствии с письмом Минздравсоцразвития России норматив затрат по информированию составляет 2,33 руб., услуги банка в 2012 году составят 0,3% (3000 х 2,33 + (859 х 1,3 х 3000) х 0,3% = 16,8 тыс. рублей).

Объем затрат на организацию временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, рассчитывается по следующей формуле:

Sisp = Pmin х K х N + Pinf = 850 х 1,3 х 660 + 3,6= 732,0 тыс.руб.,

где:

Sisp – объём затрат на организацию временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;

Pmin – размер минимальной величины пособия по безработице, установленный Правительством Российской Федерации (850 рублей);

K – районный коэффициент (30%);

N – численность участников мероприятия (660 чел.). Численность участников мероприятия в 2011 году составит 220 человек;

Pinf – расходы по информированию, услуги банка. В соответствии с письмом Минздравсоцразвития России норматив затрат по информированию составляет 2,33 руб., услуги банка в 2012 году составят 0,3% (660 х 2,33 + (850 х 1,3 х 660) х 0,3% = 3,6 тыс. рублей).

Объем затрат на организацию временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, рассчитывается по следующей формуле:

Snes = Pmin х K х N + Pinf = 850 х 1,3 х 6810 + 38,4= 7563,0 тыс.руб.,

где:

Snes – объём затрат на организацию временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;

Pmin – размер минимальной величины пособия по безработице, установленный Правительством Российской Федерации (850 рублей);

K – районный коэффициент (30%);

N – численность участников мероприятия (6810 чел.). В соответствии с письмом Минздравсоцразвития России норматив обеспеченности государственными услугами по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, составляет 9,17% от численности несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, проживающих на территории субъекта Российской Федерации. По сверке исходных данных (протокол Роструда от 13.07.2011 №39) на 2012 год численность несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, составит 24794 человека ((24794 х 3) х 9,17% = 6810 человек);

Pinf – расходы по информированию, услуги банка. В соответствии с письмом Минздравсоцразвития России норматив затрат по информированию составляет 2,33 руб., услуги банка в 2012 году составят 0,3% (6810 х 2,33 + (850 х 1,3 х 6810) х 0,3% = 38,4 тыс. рублей).

Объем затрат на содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации рассчитывается по следующей формуле:

Ss = Rsm x Nsm + Redpom x Nedpom = 822,3 x 639 + 58800,0 x 384 = 23106 тыс.руб.,

где:

Ss - объём затрат на содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации;

Rsm - норматив затрат на содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи на подготовку документов для государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, в соответствии с письмом Минздравсоцразвития России составляет 822,3 руб.;

Nsm – численность участников мероприятия (639 человек). В соответствии с письмом Минздравсоцразвития России норматив обеспеченности государственными услугами по содействию самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации составляет 3,6% от среднемесячной численности граждан, признанных безработными. По сверке исходных данных (протокол Роструда от 13.07.2011 №39) на 2012 год среднемесячная численность граждан, признанных безработными составит 5910 человек ((5910 х 3) х 3,6% = 639 человек);

Redpom – размер единовременной финансовой помощи одному гражданину, признанному в установленном порядке безработным, или гражданину, признанному в установленном порядке безработным и прошедшему профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства в сумме 12-кратной максимальной величины пособия по безработице без учета районного коэффициента (58800,0 руб.);

Nedpom – численность получателей единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства (384 человека).

Объем затрат на содействие безработным гражданам в переезде в другую местность для временного трудоустройства по направлению органов службы занятости рассчитывается по следующей формуле:

Spereezd = (Rprzd + Rsyt + Rproj) x N = (1823,0 + 200,0 + 49500,0) х 300 = 15456,0 тыс.руб.

где:

Spereezd - объем затрат на содействие безработным гражданам в переезде в другую местность для временного трудоустройства по направлению органов службы занятости

Rprzd – проезд к месту работы и обратно (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2007 № 422);

Rsyt – суточные расходы за время следования к месту работы и обратно – 100 руб. (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2007 №422);

Rproj – оплата найма жилого помещения до 550 руб. в сутки (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2007 №422); период участия в мероприятии до 90 суток;

N – численность участников мероприятия (300 человек). Численность участников мероприятия в 2011 году составит не менее 100 человек.

Объем затрат на организацию профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства рассчитывается по следующей формуле:

Spror = Rpror x N = 40,3 х 32220 = 1299,0 тыс.руб.,

где:

Spror - объём затрат на организацию профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства;

Rpror – норматив затрат на организацию профессиональной ориентации на одного гражданина в соответствии с письмом Минздравсоцразвития России составляет 40,3 руб.;

N – численность участников мероприятия (32220 человек). В соответствии с письмом Минздравсоцразвития России норматив обеспеченности государственными услугами по организации профессиональной ориентации граждан составляет 46,1% от численности граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы. По сверке исходных данных (протокол Роструда от 13.07.2011 №39) на 2012 год численности граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы составит 23300 человек ((23300 х 3) х 46,1% = 32220 человек).

Объем затрат на социальную адаптацию безработных граждан на рынке труда рассчитывается по следующей формуле:

Ssa = Rsa x N = 44,5 х 3540 = 159,0 тыс.руб.,

где:

Ssa - объём затрат на социальную адаптацию безработных граждан на рынке труда;

Rsa – норматив затрат на социальную адаптацию безработных граждан на рынке труда на одного безработного гражданина в соответствии с письмом Минздравсоцразвития России составляет 44,5 руб.;

N – численность участников мероприятия (3540 человек). В соответствии с письмом Минздравсоцразвития России норматив обеспеченности государственными услугами по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда составляет 20% от среднемесячной численности граждан, признанных безработными. По сверке исходных данных (протокол Роструда от 13.07.2011 №39) на 2012 год среднемесячная численность граждан, признанных безработными составит 5910 человек ((5910 х 3) х 20% = 3540 человек).

Объем затрат на организацию профессиональной подготовки, переподготовки и повышение квалификации по направлению органов службы занятости рассчитывается по следующей формуле:

Sprof = Rprof x N = 12548,5 х 3546 = 44496,0 тыс.руб.,

где:

Sprof - объём затрат на организацию профессиональной подготовки, переподготовки и повышение квалификации по направлению органов службы занятости;

Rprof – норматив затрат на организацию профессиональной подготовки, переподготовки и повышение квалификации по направлению органов службы занятости в соответствии с письмом Минздравсоцразвития России составляет 12548,5 руб. на одного гражданина, включая оплату стоимости проезда к месту обучения и обратно, суточные расходы за время следования к месту обучения и обратно, оплату найма жилого помещения на время обучения;

N – численность участников мероприятия (3546 человек). В соответствии с письмом Минздравсоцразвития России норматив обеспеченности государственными услугами по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации безработных граждан, а также женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, направленных органами службы занятости, включая обучение в другой местности составляет 20% от среднемесячной численности граждан, признанных безработными. По сверке исходных данных (протокол Роструда от 13.07.2011 №39) на 2012 год среднемесячная численность граждан, признанных безработными составит 5910 человек ((5910 х 3) х 20% = 3546 человек).

Общий объем затрат на реализацию мероприятий Программы составляет:

Sob = Sinf + Sobrab + Sisp + Snes + Ss + Spereezd + Spror +Ssa + Sprof = 1656,0 + 3333,0 + 732,0 + 7563,0 + 23106,0 + 15456,0 + 1299,0 + 159,0 + 44496,0 = 97800,0 тыс.руб.

При принятии закона Республики Хакасия о республиканском бюджете Республики Хакасия на очередной финансовый год объемы финансирования мероприятий Программы подлежат корректировке.

5. Механизм реализации

Программа рассчитана на период 2012-2014 годов.

Механизм реализации Программы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей конкретных мероприятий, направленных на:

-повышение уровня занятости населения,

-снижение уровня безработицы;

-предоставление населению республики информации о рынке труда;

-оказание гражданам, ищущим работу, содействия в трудоустройстве;

-повышение конкурентоспособности рабочей силы.

Исполнителями Программы являются заинтересованные органы исполнительной власти Республики Хакасия, органы местного самоуправления, учреждения профессионального образования, государственными казенными учреждениями Республики Хакасия центрами занятости населения городов и районов (далее  центры занятости), работодатели.

Координация деятельности органов исполнительной власти Республики Хакасия, органов местного самоуправления, учреждений профессионального образования осуществляется Государственным комитетом по занятости населения Республики Хакасия.

Уполномоченным органом исполнительной власти в Республике Хакасия, ответственным за реализацию Программы, является Государственный комитет по занятости населения Республики Хакасия.

Финансовое обеспечение Программы осуществляется в пределах выделенной субсидии из республиканского бюджета Республики Хакасия.

Главным распорядителем республиканского бюджета Республики Хакасия, выделяемых на реализацию Программы, является Государственный комитет по занятости населения Республики Хакасия.

Расходование средств республиканского бюджета Республики Хакасия осуществляется получателями средств бюджета через лицевые счета, открытые в Управлении Федерального казначейства по Республике Хакасия – центрами занятости.

Порядок и условия расходования средств республиканского бюджета Республики Хакасия на реализацию Программы утверждается постановлением Правительства Республики Хакасия.

6. Оценка результативности

Для проведения оценки эффективности реализации Программы будет рассматриваться достижение следующих плановых показателей:

-повышение уровня занятого экономически активного населения;

-снижение уровня общей безработицы;

-снижение уровня регистрируемой безработицы;

-увеличение доли трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся за содействием в органы службы занятости с целью поиска подходящей работы;

-повышение уровня информированности о рынке труда населения республики.

Таблица

№ п/п

Индикатор (показатель)

Единица измерения

2012

год

2013

год

2014

год

1

Повышение уровня занятого экономически активного населения

%

61,0

61,5

62,0

2

Снижение уровня общей безработицы

%

8,5

8,3

8,0

3

Снижение уровня регистрируемой безработицы

%

1,9

1,8

1,7

4

Увеличение доли трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся за содействием в органы службы занятости с целью поиска подходящей работы

%

58,0

58,2

58,5

5

Повышение уровня информированности о рынке труда экономически активного населения республики

%

90,0

90,5

91,0

Приложение

к ведомственной целевой программе «Содействие

занятости населения Республики Хакасия (2012-2014)

годы"

Перечень программных мероприятий

№ п/п

Наименование мероприятия

Финансовые затраты (тыс.рублей)

Источники финансирования

Исполнители

Ожидаемые результаты

всего

в том числе по годам

2012

2013

2014

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1. Предоставление населению республики информации о рынке труда

1

Организация работы коллегии Госкомитета, координационных комитетов содействия занятости населения муниципальных районов и городских округов, действующих в соответствии со статьей 5 Закона Республики Хакасия от 26.02.2006 № 7-3РХ «О социальном партнерстве в Республике Хакасия»

Органы государственной власти и местного самоуправления, Госкомитет, ГКУ РХ Центры занятости населения (далее - ЦЗН)

Координация деятельности органов власти, местного самоуправления, общественных объединений и работодателей по разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения республики

2

Обеспечение свободного доступа населения к сайту Госкомитета, Информационному порталу «Работа в России», в т.ч. во время проведения ярмарок вакансий и учебных рабочих мест

Госкомитет, ЦЗН

Информирование населения и работодателей о положении на рынке труда, правах и гарантиях в области занятости населения

3

Формирование регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения и передача данных в федеральное хранилище (далее - регистры) (ежемесячно)

Госкомитет, ЦЗН

Обеспечение контроля за оказанием государственных услуг и эффективным расходованием средств, направляемых на исполнение полномочий в области занятости населения

4

Информирование граждан и работодателей о положении на рынке труда, включая организацию ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, с использованием средств массовой информации, сети Интернет, информационно-телекомуниуационных сетей, средств связи, иными законными способами

1656

552

552

552

средства республиканского бюджета Республики Хакасия

Госкомитет, ЦЗН

Повышение уровня информированности о положении на рынке труда населения республики до 91% от ЭАН

Итого по разделу

1656

552

552

552

2. Оказание гражданам, ищущим работу, содействия в трудоустройстве

5

Содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников

Госкомитет, ЦЗН

Выдача гражданам выписок из регистра (банка вакансий), содержащих сведения о свободных рабочих местах (вакантных должностях) или об отсутствии вариантов подходящей работы, а также направления на работу. Выдача работодателям выписок из регистра (банка работников), содержащих персональные данные граждан или сведения об отсутствии подходящих кандидатур. Формирование банка вакансий

6

Регистрация граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также регистрация безработных граждан

Госкомитет, ЦЗН

Формирование и ведение регистров, в целях обеспечения оказания государственных услуг

7

Организация проведения оплачиваемых общественных работ

3333

1111

1111

1111

средства республиканского бюджета Республики Хакасия

Госкомитет, ЦЗН, работодатели

Обеспечение временной занятости и оказание материальной поддержки 3000 безработным гражданам

8

Организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые

732

244

244

244

средства республиканского бюджета Республики Хакасия

Госкомитет, ЦЗН, работодатели

Организация временного трудоустройства и оказание материальной поддержки 660 безработным гражданам

9

Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время

7563

2521

2521

2521

средства республиканского бюджета Республики Хакасия

Госкомитет, ЦЗН, работодатели

Организация временного трудоустройства и оказание материльной поддержки 6810 несовершеннолетним гражданм.

10

Содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации

23106

7702

7702

7702

средства республиканского бюджета Республики Хакасия

Госкомитет, ЦЗН

Содействие самозанятости 639 безработным гражданам, включая оказание 384 безработным гражданам единовременной финансовой помощи

11

Содействие безработным гражданам в переезде в другую местность для временного трудоустройства по направлению органов службы занятости

15456

5152

5152

5152

средства республиканского бюджета Республики Хакасия

Госкомитет, ЦЗН

Содействие 300 безработным гражданам в переезде в другую местность для временного трудоустройства по направлению органов службы занятости

12

Содействие безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность на новое место жительства для трудоустройства по направлению службы занятости

Госкомитет, ЦЗН

Содействие трудоустройству безработным гражданм на постоянное место работы по новому месту жительства,

13

Организация и проведение специальных мероприятий по профилированию безработных граждан

Госкомитет, ЦЗН

Распределение безработных граждан на группы в целях оказания безработным гражданам наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве

14

Выдача заключений о привлечении и об использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации

Госкомитет, ЦЗН

Удовлетворение спроса работодателей в кадрах по необходимым профессиям и уровню квалификации. Организация работы по содействию в трудоустройстве иностранным гражданам на рабочие места, которые не могут быть замещены за счет национальных трудовых ресурсов

Итого по разделу

50190

16730

16730

16730

3. Повышение конкурентоспособности рабочей силы

15

Организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения

1299

433

433

433

средства республиканского бюджета Республики Хакасия

Госкомитет, ЦЗН

Формирование правовых, экономических, организационных условий и гарантий профессионального самоопределения 32220 граждан

16

Организация социальной адаптации безработных граждан на рынке труда

159

53

53

53

средства республиканского бюджета Республики Хакасия

Госкомитет, ЦЗН

Удовлетворение потребности 3540 безработных граждан в получении навыков активного, самостоятельного поиска работы, составления резюме, проведения деловой беседы с работодателем, самопрезентации, преодоления последствий длительной безработицы, повышения мотивации к труду, самокорреляции. Сокращение периода поиска подходящей работы за счет формирования активной жизненной позиции

17

Организация психологической поддержки безработных граждан

Госкомитет, ЦЗН

Получение 1200 безработными гражданами рекомендаций по повышению мотивации к труду, активизации позиции по поиску работы и трудоустройству, полному разрешению или снижению актуальности психологических проблем, препятствующих профессиональной и социальной самореализации, повышению адаптации к существующим условиям, реализации профессиональной карьеры путем оптимизации психологического состояния

18

Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости

44496

14832

14832

14832

средства республиканского бюджета Республики Хакасия

Госкомитет, ЦЗН, образовательные учреждения

Получение 3246 безработными гражданами и 300 женщинами в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет востребованной на рынке труда профессии (специальности)

Итого по разделу

45954

15318

15318

15318

Всего

97800

32600

32600

32600

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 060.010.000 Трудоустройство и занятость населения (см. также 200.160.020), 060.010.020 Управление в сфере трудоустройства и занятости населения (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050), 060.010.050 Государственный фонд занятости населения Российской Федерации (см. также 080.080.020)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать