Основная информация

Дата опубликования: 14 мая 2020г.
Номер документа: RU54000202000590
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Москва
Принявший орган: Министерство образования Новосибирской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Утратил силу – приказ министерства образования Новосибирской области от 30.04.2021 № 1161

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

14.05.2020 № 1069

НОВОСИБИРСК

О СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМ КЛАССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Законом Новосибирской области от 05.07.2013 № 361-ОЗ «О регулировании отношений в сфере образования в Новосибирской области», приказываю:

1. Объявить о проведении конкурсного отбора общеобразовательных организаций для открытия специализированных классов в 2020-2021 учебном году (далее – конкурсный отбор).

2. Утвердить прилагаемые:

1) положение о специализированном классе общеобразовательной организации на территории Новосибирской области (далее – Положение, специализированный класс соответственно);

2) состав конкурсной комиссии по отбору общеобразовательных организаций для открытия специализированного класса (далее – конкурсная комиссия).

3. Конкурсной комиссии в срок с 20.05.2020 до 20.06.2020 провести конкурсный отбор в соответствии с Положением, утвержденным пунктом 2 настоящего приказа.

4. Управлению образовательной политики в сфере общего образования министерства образования Новосибирской области (Щукин В.Н.) во взаимодействии с региональными операторами проекта «Специализированный класс» осуществить организационные мероприятия по проведению конкурсного отбора.

5. Рекомендовать органам управления образованием муниципальных районов и городских округов Новосибирской области обеспечить информирование общеобразовательных организаций, расположенных на территории соответствующих муниципальных образований, об объявлении министерством образования Новосибирской области конкурсного отбора.

6. Признать утратившими силу:

1) приказ министерства образования Новосибирской области от 24.04.2019 № 983 «О специализированном классе общеобразовательной организации на территории Новосибирской области»;

2) приказ министерства образования Новосибирской области от 17.01.2020 № 62 «О внесении изменений в приказ министерства образования Новосибирской области от 24.04.2019 № 983».

7. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Министр                                                                                                                                               С.В. Федорчук

УТВЕРЖДЕНО

приказом Минобразования

Новосибирской области

от 14.05.20 № 1069             

ПОЛОЖЕНИЕ

о специализированном классе общеобразовательной организации на территории Новосибирской области

I. Общие положения

1. Положение о специализированном классе общеобразовательной организации на территории Новосибирской области (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Законом Новосибирской области от 05.07.2013 № 361-ОЗ «О регулировании отношений в сфере образования в Новосибирской области» и определяет цели и задачи специализированных классов, порядок их комплектования, организацию образовательного процесса в специализированных классах, а также порядок и критерии отбора общеобразовательных организаций для открытия специализированных классов.

2. Специализированный класс - класс, образовательная деятельность по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в котором организована на основе дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение).

3. Специализированные классы на территории Новосибирской области открываются по следующим направлениям:

естественнонаучное (физическое, химическое, биологическое);

инженерное;

математическое.

4. Специализированный класс открывается с целью создания условий для поддержки и развития наиболее высокомотивированных, способных и одаренных детей, реализации нового программного содержания и его методического сопровождения, нового качества и результата общего образования, ориентированного на перспективные потребности рынка труда и технологий.

5. Задачей специализированного класса является реализация основной образовательной программы, соответствующей федеральным государственным образовательным стандартам основного общего и среднего общего образования и ориентированной на:

обучение и воспитание высоконравственной интеллектуальной личности;

непрерывность общего, среднего профессионального и высшего образования;

дополнительную (углубленную) подготовку по избранному направлению  (математическому, естественнонаучному, инженерному;

создание максимально благоприятных условий для развития научного и технического творчества обучающихся, повышения интереса к исследованиям, изобретательству;

обеспечение поддержки предпринимательской активности;

развитие инженерных компетенций;

овладение навыками самостоятельной, проектной и исследовательской деятельности с учетом индивидуальных возможностей и способностей обучающихся.

6. Специализированный класс формируется на базе государственных общеобразовательных организаций Новосибирской области, муниципальных и частных общеобразовательных организаций, расположенных на территории Новосибирской области, по итогам конкурсного отбора, проводимого в соответствии с Положением, и на основании приказа министерства образования Новосибирской области (далее – общеобразовательная организация, министерство соответственно).

II. Порядок комплектования специализированного класса

7. Специализированный класс открывается с 7 или 8 класса наполняемостью 20 - 25 человек.

8. Прием обучающихся в специализированный класс осуществляется независимо от места жительства на территории Новосибирской области.

9. Зачисление в специализированный класс осуществляется на основе вступительных испытаний, проводимых общеобразовательной организацией, и рейтинга обучающихся, претендующих на зачисление в специализированный класс, сформированного общеобразовательной организацией с учетом следующих критериев:

уровень базовой подготовки по основным и профильным (базовым) предметам;

результат вступительного испытания;

результаты участия в заключительных этапах региональных, всероссийских и международных олимпиад;

участие в конкурсах, турнирах, соревнованиях, проводимых для обучающихся.

Порядок проведения вступительных испытаний и система оценки критериев для формирования рейтинга обучающихся определяются локальным нормативным актом общеобразовательной организации, открывающей специализированный класс.

10. Обучающийся специализированного класса обязан участвовать в олимпиадах или других конкурсных мероприятиях для оценки результатов его обучения в специализированном классе.

11. При изменении места жительства, обучающийся специализированного класса, успешно осваивающий образовательную программу, имеет право на зачисление в специализированный класс, соответствующий профилю (направлению) его обучения, общеобразовательной организации по новому месту жительства по итогам вступительных испытаний и при наличии в ней специализированных классов и свободных мест в нем. Содержание вступительных испытаний определяет сама общеобразовательная организация.

12. Обучающийся специализированного класса, имеющий неудовлетворительные оценки по результатам промежуточной и итоговой аттестации, вправе пройти промежуточную и итоговую аттестацию по основной общеобразовательной программе, реализуемой общеобразовательной организацией, и в случае положительных результатов перевестись в общеобразовательный класс общеобразовательной организации на основании письменного заявления его родителей (законных представителей).

III. Организация образовательного процесса в специализированном классе

13. Организация образовательного процесса в специализированном классе направлена на обеспечение:

1) дополнительной (углубленной) подготовки обучающихся 7 - 11 классов по предметам избранного направления (математического, естественнонаучного, инженерного);

2) обязательного методического, информационного и организационного сопровождения реализации основной общеобразовательной программы общеобразовательной организации образовательной организацией высшего образования (среднего профессионального образования, далее - СПО), расположенной на территории Новосибирской области (далее - вуз);

3) формирования у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской), проектной деятельности, пропаганды научных знаний, готовности к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ математического, естественнонаучного и инженерного направлений с учетом сложившихся интересов;

4) широкого спектра личностно - ориентированных гибких форм обучения и воспитания, сочетающих традиционный и современный подходы к различным видам образовательной деятельности на основе использования современных педагогических технологий, в том числе здоровьесберегающих и информационно-коммуникационных;

5) изучения динамики раскрытия и развития индивидуальных особенностей, мотивации обучающихся, включая тьюторское сопровождение.

14. Обучение в специализированном классе осуществляется на учебном материале повышенной сложности (дополнительная (углубленная) подготовка) по предметам математического, естественнонаучного и инженерного направлений и его прикладной направленности при обязательной реализации федеральных государственных образовательных стандартов.

15. Организация образовательного процесса строится на основе учебного плана, учебных рабочих программ (в том числе авторских), разрабатываемых общеобразовательной организацией на основе требований федерального государственного образовательного стандарта, и регламентируется годовым календарным графиком и расписанием занятий в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

При разработке учебных программ математического и естественнонаучного направления общеобразовательная организация вправе использовать методические рекомендации по разработке предметных учебных рабочих программ Специализированного учебно-научного центра Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования национального исследовательского Новосибирского государственного университета (СУНЦ НГУ), а также рекомендации региональных операторов специализированных классов, определенных приказом министерства.

16. Образовательная деятельность специализированного класса осуществляется в соответствии с образовательной программой основного общего образования и образовательной программой среднего общего образования (далее - основная образовательная программа), которые включают одно или несколько из следующих направлений:

1) математическое;

2) естественнонаучное:

физическое

химическое

биологическое

химико-биологическое;

3) инженерное:

инженерно-технологическое;

биотехнологическое;

гео-технологическое;

агротехнологическое;

химико-технологическое;

IT-направление;

медико-технологическое.

17. Основная образовательная программа специализированного класса утверждается руководителем общеобразовательной организации и согласовывается управлением образовательной политики министерства образования Новосибирской области.

18. Для реализации основной образовательной программы в специализированном классе предусматривается 10 часов внеурочной деятельности в неделю (часы внеурочной деятельности не могут использоваться для увеличения времени на изучение предметов обязательных предметных областей).

Занятия в рамках внеурочной деятельности проводятся индивидуально и/или в группах (не менее 4 обучающихся), сформированных с учетом выбора обучающихся.

Реализация основной образовательной программы осуществляется на основе различных форм деятельности, отличных от урочных (проектная, научно-исследовательская работа, научно-практические конференции, олимпиады, конкурсы, турниры, соревнования, летние и зимние профильные смены и др.).

Часы внеурочной деятельности не входят в расчет максимальной допустимой аудиторной нагрузки обучающегося по учебному плану.

19. Преподавание профильных (базовых) предметов с углубленным изучением, элективных курсов, часов внеурочной деятельности осуществляется во взаимодействии с организацией(ями) высшего образования (далее - вузом/вузами) и организациями профессионального образования (далее - СПО) - не менее 20% часов от общего объема часов учебной и внеурочной деятельности.

20. В рамках взаимодействия с вузом для обучающихся специализированного класса организуются экскурсии, посещение кафедр вуза, пользование библиотекой, встречи с ведущими учеными и другие развивающие досуговые мероприятия.

21. Индивидуальная психолого-педагогическая поддержка обучающихся специализированного класса обеспечивается педагогами-психологами и/или психолого-педагогической службой общеобразовательной организации, а при ее отсутствии посредством реализации здоровьесберегающих технологий.

22. Промежуточная аттестация обучающегося специализированного класса проводится общеобразовательной организацией в соответствии с положением о промежуточной аттестации, утвержденным локальным нормативным актом общеобразовательной организации.

23. Обучающиеся специализированного класса проходят государственную итоговую аттестацию в порядке, установленном федеральным законодательством.

IV. Порядок отбора общеобразовательных организаций для открытия специализированного класса

24. Отбор общеобразовательных организаций для открытия специализированного класса осуществляется на конкурсной основе
(далее - конкурсный отбор).

25. Участие в конкурсном отборе принимают общеобразовательные организации, расположенные на территории Новосибирской области:

1) готовые открыть специализированные классы математического, естественнонаучного, инженерного направлений с углубленной подготовкой обучающихся по одному или нескольким учебным предметам соответствующего направления;

2) реализующие в инженерных классах дополнительные общеразвивающие программы в области проектирования, конструирования, программирования, моделирования, технического творчества в рамках учебных предметов «информатика и ИКТ», «черчение», «технология», а также специальных и элективных курсов («робототехника», «инженерное дело», «инженерная графика», в том числе по направлениям Олимпиады Национальной Технологической Инициативы и др.);

3) сопровождаемые при организации образовательного процесса вузами, и/или СПО, и/или производственными предприятиями (с привлечением их кадровых и материально-технических ресурсов), а также научными организациями, в том числе, в которых созданы центры коллективного пользования научным оборудованием, организациями научно-технического консультирования и прикладного сопровождения учебной и проектной деятельности.

26. Конкурсный отбор проходит в два заочных этапа:

I этап – подача заявки (с 20 по 30 мая текущего года).

Представление конкурсной документации на экспертизу в конкурсную комиссию.

II этап – экспертиза конкурсной документации (с 1 по 20 июня текущего года);

Экспертиза конкурсной документации включает ее оценку на основании критериев и индикаторов, представленных в таблицах №№ 1-4 раздела V Положения.

При возникновении спорных вопросов при оценке конкурсной документации, конкурсная комиссия принимает решение о выезде в общеобразовательную организацию с целью дополнительного изучения сведений, представленных в конкурсной документации.

27. Конкурсная документация состоит из:

1) ходатайства учредителя или органа управления образованием, исполняющего его функции, об открытии специализированного класса в общеобразовательной организации в свободной форме;

2) заявки, включающей:

а) сведения об общеобразовательной организации (полное наименование по уставу, адрес юридического лица и его филиалов (при наличии);

б) копии лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства об аккредитации;

в) копии документов, подтверждающих наличие взаимодействия с СПО или вузами и (или) производственными предприятиями, организациями научно-технического консультирования и прикладного сопровождения учебной и проектной деятельности при открытии специализированного класса (по направлению);

г) информация (в свободной форме) о развитии сотрудничества с СПО, вузами и (или) производственными предприятиями, организациями научно-технического комплекса с указанием форм сотрудничества и ожидаемых результатов;

д) документы (сведения), дополнительно представляемые общеобразовательной организацией, планирующей открытие специализированного класса впервые:

проект основной образовательной программы (далее  - ООП) специализированного класса, содержащий пояснительную записку с целями, задачами и описанием модели специализированного класса в соответствии с планируемым направлением;

описание имеющихся условий, ресурсного обеспечения для открытия специализированного класса (содержит сведения, исходя из требований к кадровым и материально-техническим условиям функционирования специализированного класса, указанным в разделе VI Положения), обоснование потребностей в материально-техническом оснащении общеобразовательной организации для реализации образовательной программы специализированного класса, планирование улучшения ресурсного обеспечения (в том числе использование кадровых и материально-технических ресурсов вузов, СПО, предприятий);

е) документы (сведения), дополнительно представляемые общеобразовательной организацией, имеющей специализированные классы:

направление специализированного класса, который планируется открыть - математическое, естественнонаучное или инженерное;

информация об улучшении кадровых и материально-технических ресурсов реализации основной общеобразовательной программы специализированного класса в соответствии с имевшимися и заявленными направлениями ее реализации за истекший период, планирование работы по дальнейшему кадровому и материально-техническому оснащению, в том числе с указанием использования (планирования использования) ресурсов вузов, СПО, предприятий, бизнеса;

при изменении направления специализированного класса или внесении изменений в основную образовательную программу в связи с новыми предметами и специализированными курсами представляется проект/раздел основной образовательной программы, представляющий эти изменения.

28. Конкурсная документация представляется:

1) в срок с 20 по 30 мая  текущего года в государственное автономное учреждение дополнительного образования Новосибирской области «Областной центр развития творчества детей и юношества» по адресу: 630091, город Новосибирск, ул. Крылова, 28, с понедельника по пятницу с 10.00 до 17.00 (телефон: (383) 211-08-55, e-mail: gev@donso.su);

2) на бумажном носителе (шрифт - Times №ewRoman, начертание - обычный, размер - 14 пт., междустрочный интервал - 1,0; поля: сверху - 2 см, снизу - 2 см, слева - 2,5 см, справа - 1 см, нумерация страниц сверху по центру, заголовки выравниваются по центру страницы) со сквозной нумерацией страниц, прошитая. Обязательно имеет лист «Содержание» с указанием разделов и страниц.

Разделы заявки должны  соответствовать прилагаемым критериям и индикаторам оценивания (таблицы №№ 1 - 4 раздела V Положения).

Титульный лист заявки заверяется печатью общеобразовательной организации - участника конкурсного отбора и подписывается ее руководителем либо лицом, уполномоченным действовать от имени общеобразовательной организации. В этом случае вместе с заявкой необходимо представить документ, удостоверяющий полномочия лица, подписавшего заявку;

3) на электронном носителе информации: на диске CD-R либо флеш-накопителе (электронные носители не возвращаются), исключающем возможность изменения информации, в формате doc, docx. Электронная версия должна полностью соответствовать бумажной.

В случае расхождения между бумажной и электронной версией преимущество будет иметь версия, представленная на бумажном носителе.

29. Общеобразовательная организация подает конкурсную документацию, содержащую одну заявку на открытие одного специализированного класса.

Конкурсную документацию, содержащую одну заявку на открытие дополнительных специализированных классов по направлениям деятельности в соответствии с Положением, вправе подать общеобразовательная организация:

1) имеющая статус  «Базовая школа РАН»;

2) являющаяся участником федерального проекта, по реализации по освоению предметной области «Teхнология» и других предметных областей, включая астрономию, химию, биологию на базе высоко оснащённых ученико-мест  в рамках национального проекта «Образование».

Количество открываемых дополнительных специализированных классов утверждается приказом министерства по итогам конкурсного отбора.

В случае, если общеобразовательная организация, указанная в абзаце втором пункта 29 Положения, предполагает открытие специализированных классов разных направлений, то в заявке указываются сведения, предусмотренные в абзацах «а», «б» подпункта 2 пункта 27 Положения по направлениям двух специализированных классов.

30. Не подлежит рассмотрению конкурсная документация:

1) не соответствующая требованиям пунктов 27 и 28 Положения;

2) содержащая недостоверные сведения.

31. Конкурсная документация, представленная на конкурсный отбор, возврату не подлежит.

Внесение изменений в конкурсную документацию не допускается.

Конкурсная документация представляется на русском языке.

32. Конкурсная документация, подготовленная в соответствии с пунктами 27 и 28 Положения, в течение трех рабочих дней проходит регистрацию в государственном автономном учреждении дополнительного образования Новосибирской области «Областной центр развития творчества детей и юношества» и направляется в конкурсную комиссию.

Расходы, связанные с подготовкой и представлением конкурсной документации, несет общеобразовательная организация - участник конкурсного отбора.

33. Для проведения конкурсного отбора министерство образует конкурсную комиссию по отбору общеобразовательных организаций для открытия специализированного класса (далее - конкурсная комиссия) и утверждает ее состав.

34. Конкурсная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов конкурсной комиссии - экспертов.

В состав конкурсной комиссии включаются представители министерства, государственных организаций Новосибирской области, подведомственных министерству, эксперты (ученые, представители педагогической общественности, общественных и других организаций).

35. Конкурсная комиссия проводит экспертизу конкурсной документации на основе критериев и индикаторов конкурсного отбора общеобразовательных организаций для открытия специализированного класса, содержащихся в разделе V Положения.

Оценка критериев и индикаторов ведется на основе анализа количественных и качественных показателей, представленных общеобразовательной организацией - участницей конкурсного отбора в своей конкурсной документации.

36. Конкурсная документация общеобразовательной организации оценивается тремя экспертами в баллах.

Эксперт оценивает заявку по критериям и индикаторам, проставляя баллы в соответствии с линейной шкалой от 0 до 10 баллов. При этом оценка «0» баллов указывает на отсутствие в конкурсной документации информации по данному критерию. Максимальное количество баллов варьируется от «5» до «10» в зависимости от значимости критерия. Промежуточные значения оценок представляются только с использованием целых чисел: 1 - 4, 1 - 10.

Итоговый балл определяется как сумма средних баллов, полученных по каждому критерию. Средний балл по каждому критерию определяется как отношение суммы баллов, выставленных экспертами, к общему количеству оценок по данному критерию.

При возникновении разницы итоговых баллов каждого из трех экспертов более чем на 50 %, конкурсная документация представляется на экспертизу четвертому эксперту.

37. Результаты экспертизы конкурсных документов обсуждаются на заседании конкурсной комиссии.

38. По итогам работы конкурсной комиссии формируется общий рейтинг участников конкурсного отбора, ее решение оформляется протоколом.

39. Решения конкурсной комиссии считаются правомочными, если на заседании комиссии присутствует более половины членов конкурсной комиссии. Члены конкурсной комиссии участвуют в заседании комиссии лично и не вправе делегировать свои полномочия другим лицам.

Решения конкурсной комиссии принимаются открытым голосованием простым большинством голосов.

При равенстве голосов решающим является голос председателя комиссии.

40. Решение конкурсной комиссии направляется в министерство для утверждения списка общеобразовательных организаций, отобранных для открытия специализированного класса в текущем учебном году.

41. Проведение конкурсного отбора и его результаты освещаются на официальных сайтах региональных операторов в информационно-телекоммуникационной сети  «Интернет».

На официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее 3 рабочих дней после подписания протокола конкурсной комиссии.

Организации - участники конкурсного отбора самостоятельно знакомятся с результатами работы конкурсной комиссии.

V. Критерии конкурсного отбора общеобразовательных организаций

для открытия специализированного класса

42. Конкурсный отбор общеобразовательных организаций для открытия специализированного класса осуществляется на основе двух групп критериев, представленных в таблицах 1-4:

Таблица № 1

КРИТЕРИИ

конкурсного отбора общеобразовательных организаций для открытия впервые специализированного класса в соответствии с заявленным направлением (естественнонаучное, математическое, инженерное)

№ № п/п

Критерии конкурсного отбора

Количество баллов

1.

Раздел основной общеобразовательной программы (далее – ООП), учебный план для специализированного класса в соответствии с направлением

5

2.

Характеристика кадрового состава:

1) учителя по выбранному направлению специализированного класса: физика, математика, химия, биология, информатика, имеющие высшую квалификационную категорию

2) привлечение преподавателей вузов и/или СПО (указать для реализации каких программ – ООП, дополнительных общеобразовательных программ (далее -  ДОП);

3) наличие специалистов сопровождения (педагог-психолог, тьютор – наличие обязательное!), привлечение специалистов бизнеса, предприятий и научных организаций к реализации ООП, внеурочной деятельности и наставничества;

4) количество педагогов, прошедшие курсы повышения квалификации для учителей специализированных классов или реализующих углубленные программы по предметам в Образовательном центре «Сириус», Региональной центре «Альтаир», «Академии наставников «Сколково»», СУНЦ НГУ, НИПКиПРО (с указанием  названий курсов, количества часов);

5) количество учителей/педагогов имеющих ученую степень

10

3.

Результаты ГИА  обучающихся выпускных классов (9, 11) по профильным предметам заявляемого направления специализированного класса (критерии прилагаются!)

10

4.

Доля обучающихся (в целом по школе), принявших участие  во Всероссийской олимпиаде школьников, всероссийских олимпиадах, конкурсах и конференциях школьников в соответствии с региональным календарем мероприятий для специализированных классов и перечнем всероссийских олимпиад, конкурсов и конференций  (указать отдельно по региональному и всероссийскому этапам), от 30% (платные интернет-конкурсные мероприятия не учитываются).

5

5.

Доля победителей и призеров всероссийских конкурсных мероприятий  школьников в целом, отдельно указать по Всероссийской олимпиаде школьников (далее – ВсОШ),  (не ниже регионального этапа), (не ниже 10 %)

5

6.

Доля обучающихся общеобразовательной организации, принявших участие в пригласительном школьном этапе ВсОШ (не ниже 2 %)

5

7.

Наличие программы по профессиональному самоопределению школьников, профориентации (с приложением аналитических материалов и локальных нормативных актов), в том числе:

- наличие локальных нормативных актов, обеспечивающих возможность выбора обучающимися индивидуальной образовательной траектории (да – 1балл, нет – 0 баллов);

- количество обучающихся, для которых разработаны индивидуальные образовательные программы для освоения ООП СОО (в процентном соотношении от общего количества обучающихся 10-11 классов), (до 30% -1 балл; 31-60% -2 балла; 61-10% -3 балла)

5

8.

Опыт сотрудничества с вузами, и/или СПО, и/или производственными предприятиями (с привлечением их кадровых и материально-технических ресурсов), а также научными организациями, в том числе, в которых созданы центры коллективного пользования с научным оборудованием

(с приложением аналитических материалов и локальных нормативных актов)

5

9.

Использование современных образовательных технологий в обучении высокомотивированных обучающихся (с приложением аналитических материалов)

5

10.

Опыт использования электронного обучения (далее - ЭО) и дистанционных образовательных технологий (далее – ДОТ), в том числе перечислить предметы, которые осваиваются с использованием ДОТ.

Перечислить платформы школьного, регионального и федерального уровней, которые используются для этой работы.

5

11.

Наличие актуальной информации:

1) в карточке общеобразовательной организации (далее – ОО) на сайте websib.ru (обновление 1 раз в квартал) – 3 балла;

2) аннотации образовательной программы и рабочих программ в соответствии с учебным планом на официальном сайте ОО – 2 балла

5

12.

Система внутреннего мониторинга, включающая мероприятия по оцениванию планируемых образовательных результатов, в том числе перечислить критерии оценивания

5

13.

Примерный план («дорожная карта») реализации проекта  «Специализированный класс» - на три года с приложением планируемых результатов, в том числе указать парируемые курсы  soft и hardskills

5

14.

Доля участников, победителей и призеров  в Олимпиаде НТИ,  во Всероссийском конкурсе научно-технологических проектов  «Большие вызовы»,   WorldSkills юниоры (от 30%)

5

15.

Развитие (перспективы развития) школьного предпринимательства (указать направления, если уже имеется)

5

16.

Развитие системы наставничества, в том числе привлеченные из вузов, СПО, предприятий (с указанием их количества и названия программ сопровождения)

5

17.

Реализация концепции преподавания предметной области «Технология», в том числе перечислить модули, имеющийся опыт реализация ООП в сетевой форме

10

18.

Наличие материально-технической базы для реализации цифровых образовательных программ технологической направленности, в том числе планирование приобретения (конкретно, что и когда) высокотехнологичного оборудования.

(Не перечислять весь перечень оборудования кабинетов физики, химии, биологии, информатики в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС)!)

5

19.

Наличие элективных (пропедевтических) курсов по специальностям открываемого класса (биологические, физические, химические, математические, инженерные) и дополнительных общеразвивающих программ в рамках базовых предметных областей для избранного направления (математического, естественнонаучного или инженерного) начиная с 5х классов

5

20.

Доля обучающихся, принявших участие в профильных программах, мероприятиях Образовательного центра «Сириус», Регионального центра «Альтаир», в том числе в дистанционном формате

5

21.

Количество педагогов, имеющих индивидуальный план профессионального развития (до 50% -   2 балла, 51-80% - 3 балла, 81-100% - 5 баллов)

5

22.

Наличие у руководителей индивидуального плана профессионального развития (наличие у директора – 2 балла, у заместителей -  3 балла)

5

ИТОГО:

125

Таблица № 2

ИНДИКАТОРЫ

оценки деятельности общеобразовательной организации по результатам ГИА, впервые заявляющейся на открытие специализированных классов

№№ п/п

Наименование показателя

Источник информации

Индикатор

Баллы

Результаты ЕГЭ

1.

Активность выбора первого профильного предмета в 11 классах (в целом по школе)

РИС ГИА, НИМРО

50 %

1

2.

Активность выбора второго профильного предмета в 11 классах (в целом по школе)

РИС ГИА, НИМРО

40 %

1

3.

Доля выпускников 11 классов (в целом по школе), сдавших первый профильный предмет на ТБ2 и более баллов

РИС ГИА, НИМРО

25 %

1

4.

Доля выпускников 11 классов (в целом по школе), сдавших второй профильный предмет на ТБ2 и более баллов

РИС ГИА, НИМРО

10 %

1

5.

Доля выпускников 11 классов (в целом по школе), набравших по трем предметам не менее 210 баллов (обязательно русский язык; остальные два – профильные предметы)

РИС ГИА, НИМРО

10 %

2

Результаты ОГЭ

6.

Активность выбора профильного предмета в 9 классах (в целом по школе) (не математика)

РИС ГИА, НИМРО

50 %

1

7.

Доля выпускников 9 классов (в целом по школе), сдавших математику на высоком уровне[1]

РИС ГИА, НИМРО

15 %

1

8.

Доля выпускников 9 классов (в целом по школе), сдавших профильный предмет (не математику) на высоком уровне

РИС ГИА, НИМРО

15 %

1

9.

Доля выпускников 9 классов (в целом по школе), сдавших три предмета на оценку 5 (обязательно – русский язык, математика; второй профильный предмет)

РИС ГИА, НИМРО

15 %

1

Таблица № 3

КРИТЕРИИ

конкурсного отбора общеобразовательных организаций, имеющих специализированные классы естественнонаучного (физика, химия, биология), математического, инженерного направлений, для открытия специализированного класса в 2020-2021 учебном году

№ № п/п

Критерии конкурсного отбора

Количество баллов

1.

Реализация ООП, в том числе учебный план для специализированного класса (по направлениям), программа внеурочной деятельности

5

2.

Кадровый состав:

1) учителя по направлению специализированного класса: физика, математика, химия, биология, информатика, имеющие квалификационную категория не ниже высшей!

2) привлечение преподавателей вузов и/или СПО, специалистов бизнеса, предприятий и научных организаций (указать для реализации каких программ – ООП, ДОП);

3) наличие специалистов сопровождения (педагог-психолог, тьютор, наставник);

4) создание условий для профессионального роста учителей специализированного класса, в том числе количество педагогов, прошедшие курсы повышения квалификации в Образовательном центре «Сириус», Региональном центре «Альтаир», «Академии наставников «Сколково»», СУНЦ НГУ, НИПКиПРО (с указанием  названий курсов, количества часов).

5) количество учителей/педагогов имеющих ученую степень.

5

3.

Результаты ГИА обучающихся выпускных классов (9, 11) и (выпускников специализированных классов, если уже были)  по профильным предметам и заявляемого направления специализированного класса:

(критерии прилагаются)

10

4.

Доля участников, победителей и призеров конкурсных мероприятий (не ниже регионального уровня) из числа обучающихся специализированных классов, в том числе по предметам направления специализированного класса (указать не список участников, а долю с указанием участия в конкретных конкурсных мероприятиях в соответствии с региональным перечнем. Не ниже 50%

Дистанционные конкурсные мероприятия не учитываются!

5

5.

Доля участников, победителей и призеров в региональном (участников – не ниже 50%, победителей и призеров – не ниже 30%) и заключительном этапах ВсОШ (указать количество)  по  профильным предметам направления специализированного класса (указывается обязательно!)

5

6.

Поступление в вузы выпускников специализированных классов (не менее 90%), в том числе на бюджетной основе  - не менее 70%. По направлению специализированных классов - не менее 80%  выпускников

5

7.

Развитие системы профессионального самоопределения (локальные акты, аналитические материалы) в том числе:

- наличие локальных нормативных актов, обеспечивающих возможность выбора обучающимися индивидуальной образовательной траектории

- количество обучающихся, для которых разработаны индивидуальные образовательные программы для освоения ООП СОО (в процентном соотношении от общего количества обучающихся 10-11 классов), (до 30% -2 балла; 31-60% -3 балла; 61-10% -5 баллов)

5

8.

Развитие системы сотрудничества с вузами, и/или СПО, и/или производственными предприятиями, а также научными организациями, в том числе, в которых созданы центры коллективного пользования с научным оборудованием с привлечением их кадровых и материально-технических ресурсов, развитие системы дуального образования (представлены конкретные формы сотрудничества!) и результаты сотрудничества

5

9.

Опыт использования новых информационных технологий в образовательном процессе: (выбрать проекты из перечисленного списка: проекты Яндекса, «Сетевая дистанционная школа НСО», «Экономика – digital», «Сбербанка»)

5

10.

Развитие материально-технической базы для реализации цифровых образовательных программ технологической направленности, за истекший период (приобретение  (или) планирование приобретения, конкретно, что и когда) высокотехнологичного оборудования для реализации курсов по направлениям цифровой экономики.

Не перечислять весь перечень оборудования кабинетов физики, химии, биологии, информатики в соответствии с требованиями ФГОС!

Отразить специфику имеющегося оборудования, позволяющего организовать проектную и исследовательскую деятельность

5

11.

Наличие программы (положения) внутренней оценки качества образования, в том числе системы внутреннего мониторинга деятельности специализированного класса, включающая перечень критериев оценки результатов обучения в специализированных классах (локальные акты, аналитические материалы)

5

12.

Раздел плана («дорожной карты») по дальнейшему развитию проекта  «Специализированный класс» (с указанием мероприятий, направленных на повышение качества обучения, дальнейшее развитие способностей и талантов обучающихся специализированных классов

5

13.

Реализация концепции преподавания предметной  области «Технология», в том числе с учетом направления специализированного класса (наличие модулей, в том числе опыт реализация отдельных модулей в  сетевой форме на высокотехнологичном оборудовании вузов, СПО, предприятий)

5

14.

Наличие актуальной информации:

1) в карточке ОО на сайте websib.ru (обновление 1 раз в квартал) – 3 балла;

2) аннотации образовательной программы и рабочих программ в соответствии с учебным планом на официальном сайте ОО – 2 балла;

5

15.

Доля обучающихся - участников, победителей и призеров (в целом по школе и отдельно по всем специализированным классам (представляются не списки обучающихся!) в региональном (не ниже 50%) и заключительном этапах проектных и профессиональных олимпиадах и конкурсах: Олимпиада НТИ, «Большие вызовы», Агро НТИ, WorldSkills юниоры, и другие (указать какие), в том числе  за годы участия в проекте «специализированные классы» (по годам)

5

16.

Опыт развитие школьного предпринимательства (указать направления, долю участников из специализированных классов), результаты развития, в том числе участие во всероссийских и международных проектах и конкурсных мероприятиях

5

17.

Доля обучающихся специализированных классов, приявших участие в профильных программах Образовательного центра «Сириус», Регионального центра «Альтаир», в том числе в дистанционном формате (перечислить направления программ)

5

18.

Доля  обучающихся ОО, в том числе доля обучающихся специализированных классов,  принявших участие в пригласительном школьном этапе ВсОШ (не ниже 5%)

5

19.

Наличие элективных (пропедевтических) курсов по специальностям открываемого класса (биологические, физические, химические, математические, инженерные) начиная с 5х классов

5

20.

Развитие материально-технической базы для реализации цифровых образовательных программ технологической направленности -    приобретение за прошедший год высокотехнологичного оборудования (что, и когда) для каких программ по направлению специализированного класса.

5

21.

Наличие программ по предметам учебного плана и внеурочной деятельности, разработанные педагогами ОО для дистанционного обучения, в том числе опубликованные в сети-интернет с указанием ссылок

5

22.

ОО является методической площадкой по подготовке Талантов НТИ (документальное подтверждение) – WorldSkills юниоры, Олимпиада НТИ

5

23.

Количество педагогов, имеющих индивидуальный план профессионального развития (до 50% - 2 балл, 51-80% - 3 балла, 81-100% - 5 баллов)

5

24.

Наличие у руководителей индивидуального плана профессионального развития (наличие у директора – 2 балла, у заместителей – 3 балла)

5

ИТОГО:

125

Таблица № 4

ИНДИКАТОРЫ

оценки деятельности ОО по результатам ГИА, обучающихся ОО, в которых уже открыты специализированные классы

№№ п/п

Наименование показателя

Источник информации

Индикатор

Баллы

Результаты ЕГЭ

1.

Активность выбора первого профильного предмета в 11 специализированном классе

РИС ГИА, НИМРО

70 %

1

2.

Активность выбора второго профильного предмета в 11 специализированном классе

РИС ГИА, НИМРО

50 %

1

3.

Доля выпускников 11 специализированного класса, сдавших первый профильный предмет на ТБ2 и более баллов

РИС ГИА, НИМРО

60 %

1

4.

Доля выпускников 11 специализированного класса, сдавших второй профильный предмет на ТБ2 и более баллов

РИС ГИА, НИМРО

30 %

1

5.

Доля выпускников 11 специализированного класса, набравших по трем предметам не менее 210 баллов (обязательно русский язык; остальные два – профильные предметы)

РИС ГИА, НИМРО

30 %

2

Результаты ОГЭ

6.

Активность выбора профильного предмета в 9 специализированном классе (не математика)

РИС ГИА, НИМРО

60 %

1

7.

Доля выпускников 9 специализированного класса, сдавших математику на высоком уровне[2]

РИС ГИА, НИМРО

30 %

1

8.

Доля выпускников 9 специализированного класса, сдавших профильный предмет (не математику) на высоком уровне

РИС ГИА, НИМРО

30 %

1

9.

Доля выпускников 9 специализированного класса, сдавших три предмета на оценку 5 (обязательно – русский язык, математика; второй профильный предмет)

РИС ГИА, НИМРО

30 %

1

VI. Требования к кадровым и материально-техническим условиям функционирования специализированного класса

43. Педагогический состав специализированного класса:

высококвалифицированные педагогические работники общеобразовательной организации (не менее 80% педагогических работников с высшей квалификационной категорией, 80% педагогических работников с опытом работы в классах профильной направленности не менее 5 лет);

прошедшие повышение квалификации по работе в специализированных классах;

специалисты из числа профессорско-преподавательского состава вуза (вузов), СПО, имеющие опыт работы в классах профильной направленности не менее 5 лет - 20%. (с указанием объема работы).

44. Учителя профильных предметов по направлению специализированного класса, с опытом реализации курсов на углубленном уровне и результатами обучения – достижения обучающихся, осваивающих курс на углубленном уровне выше среднего по Новосибирской области, в том числе:

1) осуществляют личностно - ориентированный и системно-деятельностный подходы к организации обучения;

2) выстраивают индивидуальные траектории развития обучающегося на основе планируемых результатов освоения образовательных программ;

3) разрабатывают и эффективно применяют современные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии;

4) эффективно используют имеющиеся в общеобразовательной организации условия и ресурсы, методический потенциал;

5) эффективно взаимодействуют с обучающимися и их родителями (законными представителями);

6) активно осваивают новые формы и методы работы, обновляют содержание образования;

7) обладают высокой мотивацией на личностное и профессиональное развитие, повышение квалификации.

8) работают в тесном сотрудничестве с учителями по другим предметам, обеспечивая, таким образом, преемственность и взаимосвязь учебного материала.

45. Организация образовательного процесса специализированного класса обеспечивается высоким уровнем развития материально-технической базы и характеризуется наличием:

1) учебных кабинетов по всем предметам учебного плана, оснащенных современным оборудованием в соответствии с  требованиями ФГОС ООО и СОО;

2) научной и учебной литературы (включая электронные образовательные ресурсы), современного учебно-лабораторного оборудования (в том числе высоко технологичного) по профильным (базовым) предметам, соответствующим направлению специализированного класса (естественнонаучного, инженерного, математического), обеспечивающим организацию исследовательской и проектной деятельности;

3) условий для организации индивидуальной и групповой работы с обучающимися, отдыха, самоподготовки (включая библиотеку с читальным залом, оборудованным индивидуальными местами для пользователя с доступом к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»);

4) условий для организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий;

5) компьютерных классов (из расчета 1 компьютер - 5 учеников или 1 компьютер - 1 ученик) с соответствующим программным обеспечением;

6) условий для реализации дополнительных общеобразовательных программ различной направленности (профессиональной, инженерно-технической, художественно-эстетической, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, культурологической);

7) условий, гарантирующих охрану жизни и здоровья обучающихся и работников общеобразовательной организации;

8) условий, обеспечивающих повышение качества занятий физической культурой (оборудованные: спортивная (ые) площадка (и), стадион (ы), бассейн, спортивный (е) и тренажерный (е) залы), укомплектованность педагогическими кадрами, имеющими необходимую профессиональную и педагогическую квалификацию, подтвержденную документами об образовании.

VII. Заключительные положения

46. Научно-методическое сопровождение, изучение и оценка деятельности (далее - мониторинг) специализированного класса осуществляется региональными операторами проекта «Специализированный класс» в распределенном формате:

1) государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Новосибирской области «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»:

обеспечение научно-методического сопровождения работы специализированных классов, организованных для освоения обучающимися содержания образования в соответствии с ФГОС ООО, ФГОС СОО с учетом специализации обучения;

разработка и реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации учителей, обучающих обучающихся специализированных классов профильным предметам.

2) государственное автономное учреждение дополнительного образования Новосибирской области «Областной центр развития творчества детей и юношества»:

организация участия обучающихся специализированных классов в мероприятиях предметно-деятельностного типа;

методическое сопровождения развития способностей и талантов обучающихся  специализированных классов.

3) государственное казенное учреждение Новосибирской области  «Новосибирский институт мониторинга и развития образования»:

методическое сопровождение по вопросам качества подготовки обучающихся в специализированных классах.

4) государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Новосибирской области «Областной центр информационных технологий»:

организация научно-методического сопровождения деятельности специализированных классов по IT направлению, создания цифровой образовательной среды для реализации ООП в специализированных классах.

47. Сроки проведения, порядок и критерии мониторинга специализированных классов утверждаются приказом министерства.

48. Мониторинг специализированных классов Новосибирской области представляет собой наблюдение за состоянием и условиями осуществления образовательной деятельности в специализированных классах, образовательными достижениями обучающихся, освоением профессиональных компетенций.

49. По результатам мониторинга определяется эффективность реализации проекта «Специализированный класс».

_________

УТВЕРЖДЕН

приказом Минобразования

Новосибирской области

       от 14.05.20 № 1069                           

СОСТАВ

конкурсной комиссии по отбору общеобразовательных организаций для формирования специализированного класса

Федорчук

Сергей Владимирович

-

министр образования Новосибирской области, председатель конкурсной комиссии;

Мануйлова

Ирина Викторовна

-

заместитель министра образования Новосибирской области, заместитель председателя конкурсной комиссии;

Гольсман Елена Викторовна

-

руководитель центра олимпиадного движения ГАУ ДО Новосибирской области «Областной центр развития творчества детей и юношества», секретарь конкурсной комиссии (по согласованию).

Члены конкурсной комиссии – эксперты:

Барам

Светлана Григорьевна

-

профессор, кандидат химических наук, заведующая кафедрой химии СУНЦ НГУ (по согласованию);

Башкатов

Юрий Леонидович

-

доцент СУНЦ НГУ, кандидат физико-математических наук (по согласованию);

Беленок Ирина Леонтьевна

-

заведующий кафедрой естественнонаучного образования ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО, доктор педагогических наук, профессор, (по согласованию);

Вершинин

Роман Олегович

-

директор ГАУ ДО Новосибирской области «Областной центр развития творчества детей и юношества»;

Воронина

Елена Николаевна

-

научный сотрудник ИХБФМ СО РАН, доцент СУНЦ НГУ, кандидат биологических наук (по согласованию);

Горностаева

Наталья Владимировна

-

руководитель РЦ «Альтаир» ГАУ ДО Новосибирской области «Областной центр развития творчества детей и юношества» (по согласованию);

Инютина

Антонида Ивановна

-

руководитель лаборатории «Экспертиза содержания образования» отдела ОКО ГКУ НСО НИМРО (по согласованию);

Каменев

Роман Владимирович

-

заведующий научно-исследовательской лабораторией «Интерактивных образовательных технологий и 3D моделирования» ФГБОУ ВО НГПУ, руководитель регионального ресурсного центра Ассоциации «Внедрения инноваций в сфере 3D образования» (по согласованию);

Ким

Неля Андреевна

-

заместитель директора по учебно-методической работе ГБУ ДПО НСО «ОблЦИТ» (по согласованию);

Куклина

Галина Яковлевна

-

руководитель проекта STEM-лаборатория НГУ «Инжевика» доцент, кандидат физико-математических наук СУНЦ НГУ (по согласованию);

Локтионов

Александр Анатольевич

-

руководитель детского технопарка «Кванториум» ГАУ ДО Новосибирской области «Областной центр развития творчества детей и юношества» (по согласованию);

Миронов

Андрей Евгеньевич

-

заведующий кафедрой математики СУНЦ НГУ, доктор физико-математических наук, член-корреспондент РАН (по согласованию);

Молокова

Анна Викторовна

-

проректор по научно-методической работе ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО, доктор педагогических наук, доцент, (по согласованию);

Морозов

Денис Александрович

-

старший научный сотрудник Федерального государственного бюджетного учреждения науки Новосибирского института органической химии им. Н.Н. Ворожцова СО РАН, кандидат химических наук (по согласованию);

Поликарпов

Иван Андреевич

-

заведующий научно-технической проектной лаборатории «Инжевика» (по согласованию);

Поцукова

Татьяна Анатольевна

-

заведующая кафедрой управления образовательными учреждениями ГАУ ДПО Новосибирской области «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» (по согласованию);

Плетнева

Елена Юрьевна

-

заместитель начальника управления – начальник отдела дошкольного и общего образования управления образовательной политики в сфере общего образования министерства образования Новосибирской области;

Савгачев

Константин Юрьевич

-

главный специалист отдела дошкольного и общего образования управления образовательной политики в сфере общего образования министерства образования Новосибирской области;

Седых              

Сергей Евгеньевич

-

научный сотрудник ИХБФМ СО РАН, ФГБОУ ВО НГУ, кандидат биологических наук (по согласованию);

Щеглов

Юрий Александрович

-

профессор кафедры моделирования и управления промышленным производством НГУ, доктор технических наук, (по согласованию);

Щукин

Владимир Николаевич

-

начальник управления образовательной политики в сфере общего образования министерства образования Новосибирской области.

Применяемые сокращения:

СУНЦ НГУ – специализированный учебно-научный центр федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет»;

ГАУ ДО – государственное автономное учреждение дополнительного образования;

ГАПОУ – государственное автономное профессиональное образовательное учреждение;

ОКО ГКУ НСО НИМРО – оценка качества образования государственного казенного учреждения Новосибирской области «Новосибирский институт мониторинга и развития образования»;

ГБУ ДПО – государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования;

ФГБОУ ВО НГТУ - федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный технический университет»;

ФГБОУ ВО НГПУ - федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный педагогический университет»;

ГАУ ДПО – государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования;

ОблЦИТ – государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Новосибирской области «Областной центр информационных технологий»;

СО РАН – Сибирское отделение Российской академии наук;

НГУ - федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет».

_________

[1]Границы «высокого результата» ОГЭ больше границ тестовых баллов, необходимых для получения оценки «5». Рассчитываются на региональном уровне.

[2] Границы «высокого результата» ОГЭ больше границ тестовых баллов, необходимых для получения оценки «5». Рассчитываются на региональном уровне.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 02.07.2020
Рубрики правового классификатора: 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать