Основная информация

Дата опубликования: 07 августа 2009г.
Номер документа: RU54000200900959
Текущая редакция: 5
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Новосибирская область
Принявший орган: Департамент агропромышленного комплекса Новосибирской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Фактически утратил силу в связи с истечением срока действия

ПРИКАЗ

ДЕПАРТАМЕНТ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

07.08.2009 № 62

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

Изменения и дополнения:

Приказ Министерства сельского хозяйства

Новосибирской области от 12.03.2011 № 87-нпа

Приказ Министерства сельского хозяйства

Новосибирской области от 22.04.2011 № 105-нпа

Приказ Министерства сельского хозяйства

Новосибирской области от 17.05.2011 № 114-нпа

В соответствии со статьей 10 Закона Новосибирской области от 15.12.2007 № 166-ОЗ «О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области» и постановлением администрации -Новосибирской области от 24.03.2008 № 70-па «Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ Новосибирской области»

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу «Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Новосибирской области на 2000-2011 годы».

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника управления развития сельских территорий и инвестиций министерства сельского хозяйства Новосибирской области Соболева А.М. (в ред. приказа Министерства сельского хозяйства Новосибирской области от 12.03.2011 № 87-нпа).

Руководитель департамента

В.А. Гергерт

Департамент агропромышленного комплекса

Новосибирской области

Ведомственная целевая программа

«Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Новосибирской области на 2009-2011 годы»

Новосибирск 2009

С о д е р ж а н и е

Стр.

Раздел 1. Паспорт ведомственной целевой программы                                                         3

Раздел 2. Общие положения                                                                                                                 8

Раздел 3. Правовые основы организации и функционирования малых форм хозяйствования                                                                                                                                                           9

Раздел 4. Состояние сферы малых форм хозяйствования и проблемы, на решение которых направлена ведомственная целевая программа.                                           10

Раздел 5. Цели и задачи ведомственной целевой программы                                           19

Раздел 6. Перечень Программных мероприятий                                                                       20

Раздел 7. Механизм реализации ведомственной целевой программы, координация и мониторинг ее выполнения.                                                                                                   29

Раздел 8. Эффективность реализации ведомственной целевой программы               31

Раздел 9. Источники финансирования ведомственной целевой программы               32

Приложения                                                                                                                                                           35

Раздел 1. Паспорт ведомственной целевой программы «Развитие малых форм хозяйствования Новосибирской области в АПК на 2009 - 2011 годы» (далее Программа)

(в ред. приказов Министерства сельского хозяйства Новосибирской области от 12.03.2011 № 87-нпа, от 22.04.2011 № 105-нпа, от 17.05.2011 № 114-нпа).

Наименование Программы

«Развитие малых форм хозяйствования в АПК Новосибирской области на 2009-2011 годы»

Основание для разработки Программы

Поручение Губернатора Новосибирской области, данное на совместном заседании Совета по вопросам развития агропромышленного комплекса Новосибирской области при Губернаторе Новосибирской области и Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» в Новосибирской области от 22 апреля 2008 года.

Приказ департамента агропромышленного комплекса Новосибирской области от 09.07.2008 г. № 52 «О разработке ведомственной целевой программы развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Новосибирской области на 2008-2012 годы.»

Заказчик Программы

министерство сельского хозяйства Новосибирской области

Разработчики Программы

Управление структурной перестройки и земельной политики ДАПК*

Государственное научное учреждение Сибирский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства Сибирского отделения Россельхозакадемии (СибНИИЭСХ)

Новосибирский государственный аграрный университет (НГАУ)

Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Новосибирской области (АККОН)

Информационно-консультационный центр крестьянских (фермерских) хозяйств Новосибирской области (ИКЦФ)

Сроки реализации Программы

2009-2011 годы

Цели и задачи Программы

Повышение уровня жизни сельского населения за счет создания условий для роста доходности малых форм хозяйствования (МФХ) от семейного сельскохозяйственного производства, обеспечение устойчивого развития сельских территорий путем сохранения сельских населенных пунктов и сельского уклада жизни, формирование и развитие инфраструктуры МФХ для доступа к информации, кредитам, обеспечению ресурсами и рынкам сбыта продукции.

Для достижения поставленных целей должны быть решены следующие основные задачи:

- обеспечение доступа МФХ к кредитам и займам путем создания областного гарантийного фонда;

- обеспечение доступа МФХ к снабжению ресурсами и к рынкам сбыта своей продукции;

- обеспечение доступа МФХ к информации, консультационным и образовательным услугам;

- создание новых рабочих мест, в том числе путем развития различных направлений несельскохозяйственной деятельности МФХ.

Цель по направлению личных подсобных хозяйств и обслуживающих их сельскохозяйственных потребительских кооперативов

- создание инфраструктуры по обслуживанию личных подсобных хозяйств (ЛПХ) в форме сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Задачи:

- обеспечение доступа личных подсобных хозяйств к кредитам и займам путем создания сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов (СКПК) в селах, кредитных кооперативов второго уровня в райцентрах и областного союза СКПК;

- обеспечение доступа личных подсобных хозяйств к материально-техническим ресурсам (корма, семена, техника и др.ресурсы) и к рынкам сбыта своей продукции через создание сельскохозяйственных потребительских обслуживающих кооперативов (СПоК в селах, создание потребительских кооперативов второго уровня в форме управляющей компании сельскохозяйственным кооперативным рынком (УК СКР) в райцентрах и областного союза СПоК);

- обеспечение доступа к информации, консультационным и образовательным услугам через создание районных информационно-консультационных пунктов (РИКП);

- укрепление и развитие взаимовыгодных связей между коллективными хозяйствами (СХО) и личными подсобными хозяйствами граждан.

Цель по направлению крестьянских (фермерских) хозяйств

-создание условий для устойчивого развития крестьянских (фер­мерских) хозяйств (КФХ) и индивидуальных предпринимателей (ИП) в сельском хозяйстве.

Задачи:

- обеспечение доступа К(Ф)Х и ИП к кредитам;

- поддержка материально-технического переоснащения сельскохозяйственного производства для повышения производительности труда и сокращения затрат на производство;

- поддержка развития инфраструктуры К(Ф)Х, ИП в виде районных ассоциаций МФХ (РАМФХ), обеспечение их участия в осуществлении мер государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве;

- развитие системы доступа к зерновому рынку для решения проблем, связанных с производством и реализацией продукции К(Ф)Х и ИП.

Важнейшие целевые индикаторы (количественные показатели) Программы

1.Количество созданных:

-сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов

- кредитных кооперативов второго уровня

-сельскохозяйственных снабженческо-сбытовых потребительских кооперативов

- потребительских кооперативов второго уровня в форме управляющей компании сельскохозяйственного кооперативного рынка

- областных союзов сельскохозяйственных потребительских кооперативов

- районных информационно-консультационных пунктов

2.Прирост посевных площадей в К(Ф)Х и ИП

3.Увеличение поголовья сельскохозяйственных животных в К(Ф)Х и ИП

4.Увеличение валового производства сельскохозяйственной продукции в К(Ф)Х, ИП

5. Новые рабочие места

Перечень программных мероприятий

1.Создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов

2.Создание районных ассоциаций МФХ (РАМФХ)

3.Создание областных союзов кооперативов

4.Создание РИКП

5.Государственная поддержка:

- кооперативов;

- компенсация части затрат на приобретение технических средств и оборудования для сельскохозяйственного производства;

- субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов МФХ и сельскохозяйственным потребительским кооперативам по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в СКПК;

- прироста посевных площадей в К(Ф)Х и ИП;

- начинающих К(Ф)Х и ИП;

- оформления прав на земельные участки сельскохозяйственного назначения К(Ф)Х, ИП;

- социально-инженерного обустройства К(Ф)Х, ИП;

- предоставление квот на обучение членов К(Ф)Х, ИП и их детей в НГАУ за счет областного и муниципальных бюджетов.

Исполнители основных мероприятий Программы

Управление развития сельских территорий и инвестиций министерства сельского хозяйства Новосибирской области во взаимодействии с органами местного самоуправления муниципальных районов Новосибирской области, РАМФХ, РИКП, АККОН.

Участники программы

Граждане, ведущие личные подсобные хозяйства; главы крестьянских (фермерских) хозяйств; индивидуальные предприниматели, осуществляющие сельскохозяйственную деятельность; сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы,

сельскохозяйственные снабженческо-сбытовые потребительские кооперативы; субъекты малого предпринимательства, занимающиеся несельскохозяйственным бизнесом (народные промыслы и ремесла, заготовка и переработка дикоросов, лекарственных растений и другого недревесного сырья, производство строительных материалов для строительства жилья и сельскохозяйственных производственных зданий) в сельской местности

Объемы финансирования Программы

Прогнозные объемы финансирования Программы в 2009-2011 гг из областного бюджета составляют (тыс. руб.)

2009 г.

2010 г.

2011 г.

За период

19 266,6

22 950,6

17 641,0

59 858,2

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы, выраженные в соответствующих показателях, поддающихся количественной оценке

Количество созданных СКПК – 33.

Количество МФХ, обслуживаемых СКПК, – не менее 5000.

Количество созданных СКПК второго уровня -11

Количество созданных СПоК – 33.

Количество МФХ, обслуживаемых СПоК, – не менее 7000.

Количество созданных СПоК второго уровня 11.

Количество РИКП – 9.

Количество районных ассоциаций МФХ - 9.

Областной союз СКПК – 1.

Областной союз СПоК – 1.

Прирост посевных площадей в К(Ф)Х - 43,8 тыс.га

Увеличение поголовья сельскохозяйственных животных в К(Ф)Х,ИП: КРС - 1,8 тыс.голов

свиней - 6,3 тыс.голов

Увеличение валового производства сельскохозяйственной продукции в К(Ф)Х , ИП:

зерно - 159,2 тыс.т.

картофель - 3,0 тыс.т.

мясо - 3,3 тыс.т.

молоко - 2,7 тыс.т.

Создание новых рабочих мест - 1181

*ДАПК – министерство сельского хозяйства Новосибирской области (в ред. приказа Министерства сельского хозяйства Новосибирской области от 12.03.2011 № 87-нпа).

Раздел 2. Общие положения

Программа разработана и оформлена в соответствии с Законом Новосибирской области от 15.12.2007 N 166-ОЗ "О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области" и постановлением администрации Новосибирской области от 24 марта 2008г. №70-па «Об утверждении порядка, разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ Новосибирской области».

Программа развивает основные положения программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Новосибирской области на 2008 - 2012 годы, утвержденной постановлением администрации Новосибирской области от 01.11.2007 № 147-па, в сфере малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе.

Объектом Программы являются малые формы хозяйствования (далее - МФХ), то есть сельские семьи, ведущие сельскохозяйственное производство и состоящее из ЛПХ (289 тыс. домохозяйств), К(Ф)Х (3802 ед.) и ИП.

Предметом регулирования Программы являются отношения МФХ со структурами по обслуживанию их сельскохозяйственной производственно-экономической деятельности: сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы (далее – СКПК), сельскохозяйственные снабженческо-сбытовые потребительские кооперативы (далее – СПоК), районный информационно-консультационный пункт (далее - РИКП), районные ассоциации МФХ (далее РАМФХ.

Сферой действия Программы является сельскохозяйственная производственно-экономическая деятельность МФХ и их обслуживающих структур (СКПК, СПоК, РИКП, РАМФХ).

Понятия и термины, используемые в Программе.

Инфраструктура для МФХ – это учрежденные малыми формами хозяйствования организации по реализации их продукции, снабжению ресурсами и обеспечению услугами (корма, ресурсы, хозяйственные работы, транспортные и др. услуги), например, сельскохозяйственные потребительские кооперативы.

Сельскохозяйственным потребительским кооперативом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личное подсобное хозяйство гражданами при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива.

Сельскохозяйственный потребительский кредитный кооператив (СКПК) - это особая форма сельскохозяйственного потребительского кооператива, занимающегося двумя видами деятельности – кредитованием членов кооператива и сбережением средств сельского населения.

Сельскохозяйственный потребительский (обслуживающий) кооператив - СПоК - это форма сельскохозяйственного потребительского кооператива, занимающегося всеми видами деятельности для обслуживания своих членов, кроме кредитования и сбережения средств, а также страхования.

Сельскохозяйственный потребительский кооператив второго уровня – это управляющая компания сельскохозяйственного кооперативного рынка, учреждаемая первичными (в селах) сельскохозяйственными потребительскими кооперативами (не менее двух для регистрации).

Фермер – владелец крестьянского (фермерского) хозяйства, зарегистрированный в форме владельца КФХ или как индивидуальный предприниматель (ИП), ведущий КФХ.

Раздел 3. Правовые основы организации и функционирования малых форм хозяйствования (нормативное правовое обеспечение Программы)

Правовыми основаниями разработки и реализации Программы являются функции и полномочия министерства сельского хозяйства Новосибирской области, определенные Положением о министерстве сельского хозяйства Новосибирской области, утвержденным постановлением Губернатора Новосибирской области от 04.05.2010 № 147. (в ред. приказа Министерства сельского хозяйства Новосибирской области от 12.03.2011 № 87-нпа, от 15.05.2011 № 114 – нпа).

Ведомственная целевая программа «Развитие малых форм хозяйствования в АПК Новосибирской области на 2009-2011 годы» разработана с учетом основных положений закона Новосибирской области от 08.12.2006г № 61-ОЗ «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Новосибирской области».

Сфера деятельности малых форм хозяйствования и обслуживающих их кооперативов базируется на следующих законах:

1. Федеральный закон от 07.07.2003г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве

2 Федеральный закон от 08.12.1995г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»

3 Федеральный закон от 30.12. 2006г. № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ»

4 Федеральный закон от 12.01.1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

5 Федеральный закон от 01.12.2007г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»

6 Федеральный закон от 24.07.2007г. № 209 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации

7 Закон Новосибирской области от 02.07.2008г. № 245-ОЗ « О развитии малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области»

8 Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы (Постановление Правительства РФ от 14 июля 2007 г. № 446).

Раздел 4. Состояние сферы малых форм хозяйствования и проблемы, на решение которых направлена Программа

Анализ состояния сферы действия Программы, то есть анализ сельскохозяйственной производственно-экономической деятельности МФХ и их обслуживающих структур (СКПК, СПоК, РАМФХ, РИКП и др.) проведен с использованием статистических методов и приемов (расчет средних величин и темпов роста, динамика и структура производства МФХ и т. п.).

Источником исходных данных служил статистический сборник «Сельское хозяйство Новосибирской области в 2006, 2007 гг.», Новосибоблстат,2007.

Одной из основных функций МФХ является сохранение села для устойчивого развития сельских территорий , сохранения сельского уклада жизни как стратегической задачи социально-экономического развития АПК Новосибирской области. Признание этой функции является инновацией, что позволяет по-новому оценивать роль и значение МФХ.

В частности, производство сельскохозяйственной продукции в ЛПХ не является основной целевой задачей, поскольку семейное сельскохозяйственное производство является традиционно основным занятием МФХ, но именно это позволяет сохранить село. В отличие от МФХ для сельскохозяйственных организаций (далее – СХО) основной функцией является крупнотоварное производство сельскохозяйственной продукции с получением прибыли. Но поскольку семейное сельскохозяйственное производство в МФХ уже длительное время остается доминирующим по объему многих видов произведенной продукции в области, то в Программе рассматривается, главным образом, именно семейное сельскохозяйственное производство.

В Новосибирской области, как и в целом по России, доля производства МФХ в валовой продукции сельского хозяйства уже более 10 лет составляет свыше 50 % .

Таблица 1

Динамика и структура производства валовой продукции

сельского хозяйства Новосибирской области за 2003-2007 гг.

(в фактически действовавших ценах), млн. р.

Категории

Хозяйств

2003

2004

2005

2006

2007

Среднегодовой

уровень

млн. р.

Среднегод. изменение

Млн.

р.

(+, -)

Среднегод. темп прироста (+, -), %

МФХ

17611,8

14568,9

16319,1

17838,2

20086,9

17285,0

+ 822,0

+ 4,8

Уд. вес в области, %

59,8

48,2

51,1

52,2

47,1

51,3

Х

Х

СХО

11837,2

15674,0

15612,5

16340,6

22519,6

16396,8

2203,1

+ 13,4

Уд. вес в области, %

40,2

51,8

48,9

47,8

52,9

48,7

х

х

Хозяйства всех катег.

29449,0

30242,8

31931,6

34178,8

42606,5

33681,7

+ 3025,1

+ 9,0

Уд. вес в области, %

100

100

100

100

100

100

х

х

Как видно из табл. 1, доля МФХ в валовой продукции в среднем за 2003-2007 гг. составляет 51,3 % со среднегодовым уровнем в 17, 3 млрд. р., с ежегодным приростом почти в 5 %, что составляет 822 млн. р.

В табл. 2 показана динамика объемов валовой продукции за эти же годы и ее структура в составе самих МФХ. Так, ЛПХ занимают почти 94 %, а К(Ф)Х – чуть больше 6 %, но зато среднегодовой темп прироста у К(Ф)Х значительно выше, чем в ЛПХ – 28,4 % против 3,2 %.

Таблица 2

Динамика и структура производства валовой

сельскохозяйственной продукции малыми формами хозяйствования

за 2003-2007 гг.

(в фактически действовавших ценах), млн. р.

Категории

хозяйств

2003

2004

2005

2006

2007

Среднегодовой

уровень

Среднегод. изменение

Млн.

р.

(+, -)

Темп прироста (+, -), %

ЛПХ

17027,3

13659,2

15564,5

16714,0

18082,0

16209,4

+ 516,4

+3,2

Уд. вес в области,%

57,8

45,2

48,7

48,9

42,4

48,1

х

х

КФХ

584,5

909,7

754,6

1124,2

2004,9

1075,6

+ 305,5

28,4

Уд. вес в области,%

1,98

3,01

2,36

3,294

4,71

3,19

х

х

Итого МФХ

17611,8

14568,9

16319,1

17838,2

20086,9

17285,0

+822,0

+4,8

Уд. вес в области,%

59,8

48,2

51,1

52,2

47,1

51,3

х

х

Уд.вес ЛПХ в МФХ

96,7

93,8

95,4

93,7

90,0

93,8

х

х

В этих расчетах не исключалась инфляция, но на оценку динамики и структуры при сравнении категорий хозяйств между собой она практически не влияет. Небольшой рост валовой продукции в ЛПХ означает, что МФХ в первую очередь нуждаются в усилении государственной поддержки.

По данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи в Новосибирской области из 289 тыс. ЛПХ ведут семейные подсобные хозяйства 244 тыс. домохозяйств. С учетом средне-российской структуры личных подсобных хозяйств, для 15 % из 244 тысяч ЛПХ Новосибирской области производство продукции сельского хозяйства является основным источником денежных средств, 53 % - имеют излишки для продажи, чтобы пополнить свой денежный бюджет, и 32 % ЛПХ не имеют излишков продукции.

Для Новосибирской области это означает, что около 36 тысяч ЛПХ – это товарные хозяйства, 130 тыс. – имеют различные по объему излишки продукции и 78 тыс. ЛПХ потребляют свою продукцию сами и не нуждаются в ее реализации, но нуждаются в услугах по вспашке огородов, перевозке угля, дров и т. п.

В организованном обслуживании (через инфраструктуру МФХ в селе) нуждаются в тех или иных услугах все 100 % ЛПХ (244 тыс.), в т. ч. 36 тыс. остро нуждаются в реализации своей продукции и в снабжении ресурсами (прежде всего кормами), 130 тыс. не менее остро нуждаются в таком же обслуживании, но на их долю приходится основной объем реализации продукции ЛПХ. Поэтому основным инструментом дальнейшего развития ЛПХ могут быть сельскохозяйственные потребительские кооперативы: сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы (далее СКПК) и сельскохозяйственные потребительские обслуживающие кооперативы (далее СПоК). И здесь именно товарные ЛПХ являются базой для создания таких кооперативов.

Таким образом, в результате выполнения программных мероприятий будет создана система сельскохозяйственной потребительской кооперации.

Поэтому проблема повышения доходности МФХ в Новосибирской области является актуальной и будет решаться в рамках Программы.

Анализ причин возникновения этой проблемы:

1. Исчезновение сел, деградация традиций сельских семей как образа жизни сельского населения.

2. Диспаритет цен в сельском хозяйстве.

3.Монополизм посредников и перекупщиков в обслуживании и реализации продукции МФХ.

4.Низкая занятость трудоспособного сельского населения.

5.Неисполнение ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» в части пенсионного страхования.

В то же время анализ сельскохозяйственной деятельности МФХ показывает устойчивость этих структур. Это объясняется тем, что семейный малый бизнес - привычное занятие сельской семьи.

В табл. 3 показаны размеры и темпы изменений деятельности ЛПХ по производству сельскохозяйственной продукции.

Таблица 3

Анализ производства продукции ЛПХ в Новосибирской области

Показатели

2003

2004

2005

2006

2007

Среднегодовой уровень

Среднегод. измен.

+, - в ед. изм.

темп прироста, % (+, -)

Производство продукции растениеводства, тыс. т

Картофель

662,5

697,1

510,0

620,0

536,4

605,2

- 32,93

- 5,4

Удельный вес в области, %

97,9

97,3

98,1

97,6

97,4

97,6

Х

х

Овощи

470,0

399,4

393,5

349,6

398,2

402,1

- 19,34

- 4,8

Удельный вес в области, %

95,5

95,9

96,3

95,5

96,2

96,0

Х

х

Плоды и ягоды

55,6

46,9

75,4

71,1

69,4

63,7

+ 5,18

+ 8,1

Удельный вес в области, %

98,7

98,4

98,6

99,3

99,5

98,9

Х

х

Зерно

13,4

Корма,тыс.т.к ед

1304

1382

843

961

1050

1108

- 92,9

- 8,38

Производство продукции животноводства, тыс. т

Реализовано скота (убойный вес)

66,7

64,3

54,8

52,0

58,0

59,2

- 2,97

- 5,0

Удельный вес в области, %

50,7

48,8

46,7

47,4

48,9

48,6

Х

х

Надоено молока

410,1

348,4

323,7

296,6

285,9

333,0

- 30,0

- 9,0

Удельный вес в области, %

43,2

42,3

39,5

39,0

38,0

40,6

Х

х

Произведено яиц, млн. шт.

167,4

151,9

135,0

129,8

111,7

139,2

- 13,35

- 9,6

Удельный вес в области, %

14,9

13,5

11,6

11,0

9,6

12,1

Х

х

Настрижено шерсти, тонн

275

308

341

225

292

288,2

- 4,9

- 1,7

Удельный вес в области, %

70,0

77,2

84,4

80,9

89,6

80,1

Х

х

Произведено меда, т

2347

2310

2575

1981

2357

2314

- 30,9

- 1,3

Удельный вес в области, %

92,1

93,1

94,7

95,7

96,2

94,3

х

х

Наличие ресурсов (земли, рабочих рук, поголовье скота и др.) позволяют разработать Программу для роста их доходности и эффективности развития МФХ .

Из табл. 4 видно, что снижение площадей картофеля и кормовых культур объясняется заметным сокращением поголовья КРС и особенно коров, свиней и птицы, что служит сигналом к необратимым последствиям - вторично завести скот и тем более корову – чрезвычайно трудно. Собственных сил для решения проблемы кормов у ЛПХ нет. Поэтому участие в СПоК, гарантирующем снабжение кормами, изменит ситуацию.

Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели являются стабильно развивающимся направлением малого предпринимательства в сельском хозяйстве Новосибирской области. Развитие этого направления малого предпринимательства в сельском хозяйстве позволяет вовлекать в оборот неиспользуемые или не эффективно используемые земли, создавать дополнительные рабочие места в населенных пунктах, не имеющих работодателей.

В структуре валовой продукции основное место занимает продукция растениеводства. Так, в 2007 году, по данным статистики, при общем объеме 2146,3 млн. рублей, она составляла 86 %, по расчету на 2008 год будет составлять 80 %. С 2004 года валовая продукция сельского хозяйства возросла на 136 %.

Таблица 4

Анализ наличия ресурсов ЛПХ в Новосибирской области

Показатели

2003

2004

2005

2006

2007

Среднегодовой уровень

Среднегод. измен.

+, - в ед. измер.

темп прироста, % (+, -)

Количество хозяйств (семей), имеющих приусадебные участки, тыс.

289,4

290,0

288,8

288,6

288

289

- 0,06

- 0,2

Посевная площадь, тыс. га

Вся посевная площадь

82,4

81,5

80,7

82,0

77,6

80,8

- 0,91

- 1,1

в т. ч.: зерновые

4,4

5,7

5,6

6,9

8,4

6,2

+ 0,92

+ 14,8

картофель

55,3

53,6

51,5

50,8

49,3

52,1

- 1,48

- 2,8

овощи

13,8

13,7

13,5

13,6

13,4

13,6

- 0,09

- 0,7

кормовые

8,8

8,4

10,0

10,6

6,4

8,8

- 0,26

- 2,9

Поголовье скота на конец года, тыс. гол.

КРС

261,5

232,4

209,3

199,9

185,1

217,6

- 18,53

- 8,5

в т. ч. коровы

132,6

118,7

106,0

99,4

90,2

109,4

- 10,41

-9,5

Свиньи

241,5

175,2

172,1

195,9

165,6

190,1

- 13,11

- 6,9

Овцы и козы

191,1

175,5

167,0

170,4

170,3

174,9

- 4,67

- 2,7

Птица вся (расчетное)

1624,3

1310,6

1260,0

1195,4

1107,9

1299,6

- 114,8

- 8,83

Количество К(Ф)Х на 01.01. 2008 года составило 3802 хозяйства. За три последних года оно уменьшилось на 91 хозяйство или на 2,3 %. Площадь земельных угодий составила 465 тыс. га, средний размер земельного надела – 122,3 га, в том числе пашни – 81,2 га. Посевные площади в 2008 году К(Ф)Х и ИП составили 328,1 тыс. га, в том числе зерновые и зернобобовые культуры – 296,5 тыс. га или 18 % от площади этих посевов в целом по области. Объем производства зерна в 2007 году составил 415,7 тыс. тонн или 17 % от его производства по области.

Быстрыми темпами увеличиваются посевные площади К(Ф)Х, ИП, особенно посевные площади зерновых культур. Так, убранные площади зерновых за три последних года возросли на 100,4 тыс. га или на 51 %. Только в 2008 году они возросли на 18 %. Устойчиво растут и темпы ежегодного прироста с 27 тыс. га в 2006 году до 45 тыс. га в 2008 году. Основной прирост посевных площадей происходит за счет аренды земельных долей сельских жителей из земельных участков коллективной долевой собственности, находящихся в пользовании сельскохозяйственных организаций, испытывающих экономические затруднения или находящихся на стадии ликвидации. В то же время имеется большое количество сельских жителей, желающих и могущих организовать собственное производство сельскохозяйственной продукции, но не имеющих стартового капитала для его организации.

Сложившаяся система кредитования сельского хозяйства и лизинга сельскохозяйственной техники требует мер гарантии осуществления платежей, что не могут сделать начинающие предприниматели. Нормативные правовые акты Российской Федерации и Новосибирской области предусматривают меры поддержки начинающих предпринимателей в сельском хозяйстве в виде предоставления единовременных выплат на хозяйственное обзаведение, создание гарантийных фондов кредитования, компенсации части затрат на инженерное обустройство, предоставление государственных гарантий в реализации готовой продукции.

Для всех хозяйств предусматриваются субсидии части затрат на оплату процентов по кредитам, компенсация части затрат на оформление земельных участков, предоставление дотаций на развитие выращивания КРС, компенсация стоимости проектных работ по животноводческим помещениям.

В рамках приоритетного национального проекта «развитие АПК» по направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования» К(Ф)Х получили в 2006 году 131 млн. рублей кредитов, в 2007 году – 301 млн. рублей, в 2008 году (за 8,5 месяцев) – 350 млн. рублей.

В последние годы заметно стабильное увеличение сумм кредитов, направляемых на инвестиции. В 2008 году они составили около 70 % всех кредитов.

Более 80 % сельскохозяйственной техники приобретено К(Ф)Х до 1995 года и сроки ее эксплуатации превышают технически допустимые почти в 1,5 раза. Минимальная потребность К(Ф)Х для замены изношенной техники в год составляет около 500 млн. рублей.

В табл. 5 представлены результаты деятельности КФХ. Хотя темпы роста по некоторым видам продукции достаточно высоки, но удельный вес (кроме зерна) пока мал.

Таблица 5

Анализ производства продукции КФХ Новосибирской области

Показатели

2003

2004

2005

2006

2007

Среднегодовой уровень

Среднегод. измен.

+, -

в ед. измер.

темп прироста, % (+, -)

Производство продукции растениеводства, тыс. т

Зерно после доработки

211,6

263,1

219,8

270,8

415,7

276,2

+ 41,59

+ 15,06

Удельный вес в области, %

11,7

11,5

12,2

15,3

16,5

13,6

х

Х

Картофель

4,9

5,9

1,5

3,5

3,5

3,86

- 0,52

- 13,47

Удельный вес в области, %

0,7

0,8

0,3

0,6

0,6

0,6

Х

Х

Овощи

0,5

0,6

0,6

1,0

0,8

0,7

+ 0,1

+ 14,3

Удельный вес в области, %

0,1

0,1

0,1

0,3

0,2

0,2

х

Х

Корма, тыс. т. к. ед.

31

33

23

30

39

31,2

+ 1,3

+ 4,17

Производство продукции животноводства, тыс. т

Мясо в убойном весе

1,6

1,5

1,4

1,5

3,0

1,8

+ 0,28

+ 15,6

Удельный вес в области, %

1,2

1,1

1,2

1,4

2,5

1,5

Х

х

Молоко

9,1

7,7

7,6

7,7

9,3

8,3

+ 0,04

+ 048

Удельный вес в области, %

1,0

1,0

1,0

1,0

1,3

1,0

Х

х

Яйцо, млн. шт.

2,195

2,183

2,227

2,291

2,316

2,242

+ 0,035

+ 1,56

Удельный вес в области, %

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

Х

х

Шерсть, тонн

8

5

5

6

7

6,6

- 0,1

- 1,61

Удельный вес в области, %

2,0

1,3

1,2

2,2

2,1

1,7

Х

х

Произведено меда, тонн

53

39

47

34

45

43,6

- 2,1

- 4,8

Удельный вес в области, %

2,1

1,6

1,7

1,6

1,8

1,8

х

х

Следует признать, что большинство из К(Ф)Х по производству продукции сократились до уровня ЛПХ и уже поэтому их следует поддерживать одинаковыми с ЛПХ мероприятиями, в частности, через потребительские кооперативы.

Таблица 6

Анализ наличия ресурсов КФХ Новосибирской области

Показатели

2003

2004

2005

2006

2007

Среднегодовой уровень

Среднегод. измен.

+, -

в ед. измер.

Темп прироста, % (+, -)

Численность КФХ на начало года, ед.

4133

3935

3893

3856

3802

3858

- 140

-3,6

Площадь земельных участков на конец года, тыс. га

416,7

416,5

414,5

401,6

465,0

422,9

+ 8,17

+ 1,9

Ср. размер участка, га

101

106

106

104

134

110

+ 6,4

+ 5,8

Вся посевная площадь,га, в т.ч.

191,6

203,4

211,7

245,1

283,6

227,1

+ 22,57

+ 9,9

Зерновые культуры

178,8

186,1

196,1

225,7

258,4

209,0

+ 19,88

+ 9,5

Технические культуры

1,03

1,89

1,21

2,62

2,99

1,95

+ 0,47

+ 23,9

Картофель

0,336

0,461

0,199

0,292

0,388

0,335

- 0,0065

- 1,94

Овощи

0,054

0,059

0,051

0,088

0,062

0,063

+ 0.0045

+ 7,17

Кормовые

11,4

14,9

14,1

16,4

21,8

15,7

+ 2,23

+ 14,19

Поголовье скота на конец года, тыс. гол.

КРС

5,8

5,1

5,2

6,4

6,5

5,8

+ 0,27

+ 4,66

В т. ч. коровы

2,9

2,7

2,7

3,1

3,1

2,9

+ 0,08

+ 2,76

Свиньи

8,1

6,1

6,6

10,5

11,0

8,5

+ 1,02

+ 12,06

Овцы и козы

4,2

4,3

4,9

4,8

5,1

4,7

+ 0,23

+ 4,94

Птица вся (расчетное)

20,9

23,0

23,6

23,4

20,5

22,3

- 0,04

- 0,18

Лошади

0,5

0,5

0,6

0,5

0,7

0,56

+ 0,04

+ 7,1

По результатам реализации Приоритетного национального проекта «Развитие АПК» по направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования» и на основе областной «Программы развития системы сельскохозяйственной кредитной кооперации в Новосибирской» и «Программы развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Новосибирской области на 2008-2010гг.» общий обзор развития представлен в таблице 7.

Из обзора видно, что лишь немногие СПоК соответствуют критериям, выработанным рабочей группой департамента АПК. Так, по местоположению только 38 СПоК или всего 30 % размещены в селах-центрах МО, где есть требуемые ресурсы для местной переработки продукции и гарантируется обслуживание всех сел, входящих в МО. Села на территории муниципальных образований сельских советов должны обслуживаться через представительства СПоК , не создавая свой кооператив.

Таблица 7

Анализ сельскохозяйственных потребительских (СПоК) и кредитных кооперативов (СКПК), на 01.01.08 г.

Наименование

районов

Кол-во МФХ

СПоК

СКПК

Кол -во

Численностьчленов

Паевой фонд, тыс.р

Расположенные в селе центре с/с

Кол-во

Численность членов

Паевой фонд, тыс.р.

1

Искитимский

16522

3

15

15

2

1

76

100

2

Краснозерский

12801

2

8

14

2

-

-

-

3

Купинский

12322

4

225

225

1

1

22

390

4

Мошковский

16917

2

11

11

1

1

25

25

5

Ордынский

13846

12

60

295

7

2

137

340

6

Сузунский

9748

3

17

30

-

2

163

834

7

Тогучинский

14056

2

10

10

-

-

-

-

8

Черепановский

15020

6

30

210

3

-

-

-

9

Чистоозерный

7006

-

-

-

-

1

22

80

10

Колыванский

10368

-

-

-

-

-

-

-

11

Коченевский

8058

-

-

-

-

-

-

-

12

Баганский

6273

1

6

6

-

-

-

-

13

Барабинскеий

6393

2

12

120

2

-

-

-

14

Болотнинский

6277

2

10

11

2

-

-

-

15

Венгеровский

7880

2

53

32

-

-

-

-

16

Доволенский

7266

2

45

544

1

-

-

-

17

Каргатский

5774

2

11

1

2

-

-

-

18

Кочковский

5612

4

20

30

2

-

-

-

19

Куйбышевский

10811

10

60

600

4

-

-

-

20

Маслянинский

10806

15

128

996

5

1

20

100

21

Новосибирский

24343

28

140

140

-

1

62

45

22

Татарский

8394

9

293

23

7

-

-

-

23

Усть-Таркский

5121

13

82

820

8

-

-

-

24

Чановский

10193

3

180

180

2

-

-

-

25

Здвинский

7466

-

-

-

-

-

-

-

26

Карасукский

6691

-

-

-

-

-

-

-

27

Кыштовский

6046

-

-

-

-

-

-

-

28

Северный

3604

-

-

-

-

-

-

-

29

Убинский

6744

-

-

-

-

-

-

-

30

Чулымский

8255

-

-

-

-

-

-

-

Всего по обл.

290793

127

1417

3714

53

10

527

1914

В среднем на 1 кооп.

х

х

11

29

1 из 5

х

53

191

В таблице 8 показано распределение СПоК в различных населенных пунктах Новосибирской области.

Таблица 8

Анализ СПоК, созданных в 2006-2007 гг.

Группы по

местоположению СПОК

Число

СПоК

Число

членов

Паевые

взносы,

тыс. р.

Кредиты,

млн. р.

В селе – центре МСП

38

702

1885

38,5

Малое село – не центр МСП

19

450

851

-

Райцентр или город

42

265

978

34,0

Итого

109

1417

3714

72,5

Большинство СПоК было создано в 2006 году (84 или 66 %). Если они не начали уставную деятельность, то в соответствии с ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» должны быть ликвидированы по истечению одного года.

Средняя численность членов на один СПоК (всего 11 человек) и средний размер паевого фонда на 1 кооператив (около 30 тыс. руб.) явно недостаточны для начала эффективной деятельности.

В целом следует отметить, что отсутствие федерального или областного залогового (гарантийного) фонда для получения кредитов затрудняет СПоК организовать свою деятельность.

Раздел 5. Цели и задачи ведомственной целевой программы

Повышение уровня жизни сельского населения за счет создания условий для роста доходности малых форм хозяйствования (МФХ) от семейного сельскохозяйственного производства и развития различных направлений несельскохозяйственной деятельности, обеспечение устойчивого развития сельских территорий путем сохранения сельских населенных пунктов и сельского уклада жизни, формирование и развитие инфраструктуры МФХ для доступа к информации, кредитам, обеспечению ресурсами и рынкам сбыта продукции.

Для достижения поставленных целей должны быть решены следующие задачи:

- обеспечение доступа МФХ к кредитам и займам путем создания областного гарантийного фонда;

- обеспечение доступа МФХ к снабжению ресурсами и рынкам сбыта своей продукции;

- обеспечение доступа МФХ к информации, консультационным и образовательным услугам;

- развитие и совершенствование механизмов взаимодействия МФХ с сельскохозяйственными организациями по обеспечению молодняком скота, кормами и оказанию услуг;

- создание новых рабочих мест, в том числе путем развития различных направлений несельскохозяйственной деятельности МФХ.

Целью по направлению личных подсобных хозяйств и обслуживающих их сельскохозяйственных потребительских кооперативов является создание инфраструктуры по обслуживанию личных подсобных хозяйств в форме сельскохозяйственных потребительских кооперативов для повышения доходности ЛПХ.

Для достижения этой цели должны быть решены следующие задачи:

- обеспечение доступа личных подсобных хозяйств к кредитам и займам путем создания СКПК в селах – центрах муниципального образования (МО), кредитных кооперативов второго уровня в райцентрах и областного союза СКПК;

- обеспечение доступа личных подсобных хозяйств к материально-техническим ресурсам (корма, семена, техника и др.ресурсы) и к рынкам сбыта через создание СПоК в селах – центрах МО, создание потребительских кооперативов второго уровня в форме управляющей компании сельскохозяйственным кооперативным рынком (УК СКР) в райцентрах и областного союза СПоК;

- оказание сельскохозяйственными организациями услуг по обеспечению ЛПХ молодняком скота, семенами , техникой и др.ресурсами и устранении различных проблем, мешающих увеличению объемов закупок продукции у населения;

- обеспечение доступа личных подсобных хозяйств к информации, консультационным и образовательным услугам через создание районных информационно-консультационных пунктов (РИКП) как сети информационно-консультационного центра крестьянских (фермерских) хозяйств Новосибирской области.

Целью по направлению развития крестьянских (фермерских) хозяйств является создание условий для устойчивого развития крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) и индивидуальных предпринимателей (ИП) в сельском хозяйстве.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- обеспечение доступа к кредитам К(Ф)Х и ИП;

- поддержка материально-технического переоснащения для повышения производительности труда, сокращения затрат на производство;

- поддержка развития инфраструктуры К(Ф)Х, ИП в виде районных ассоциаций МФХ (РАМФХ), обеспечение их участия в осуществлении мер государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве;

- развитие системы доступа к зерновому рынку для решения проблем, связанных с производством и реализацией продукции К(Ф)Х и ИП.

Раздел 6. Перечень программных мероприятий

Конкретные меры по развитию МФХ представляют собой комплекс мероприятий по следующим направлениям – по кооперативному обслуживанию и некооперативной поддержке.

Реализация мероприятий по кооперативному обслуживанию:

1. Информационные семинары (сходы граждан) в селах – центрах муниципальных образований (МО).

2. Обучающие семинары в селах – центрах МО:

- составление проекта Устава первичных СКПК и СПоК,

- разработка бизнес-планов первичных СКПК и СПоК,

- разработка внутренних регламентов первичных СКПК и СПоК.

- разработка документации по организации деятельности СКПК и СПоК.

3. Государственная поддержка кооперативов:

а) – исключен - приказом Министерства сельского хозяйства Новосибирской области от 12.03.2011 № 87-нпа.

б) – исключен - приказом Министерства сельского хозяйства Новосибирской области от 12.03.2011 № 87-нпа.

в) – исключен - приказом Министерства сельского хозяйства Новосибирской области от 12.03.2011 № 87-нпа.

г) создание сельскохозяйственных потребительских обслуживающих кооперативов второго уровня, учреждаемого СПоК в райцентре для обеспечения кооперативной торговли продукцией СПоК на локальном (районном) рынке с обеспечением торговыми местами (не более 50 % торговых мест) некооперированных товаропроизводителей (ЛПХ, КФХ, садоводы и др.) – 2000 тыс. рублей;

д) – исключен - приказом Министерства сельского хозяйства Новосибирской области от 12.03.2011 № 87-нпа.

ж) создание союза СПоК, как СРО, в г. Новосибирске для решения проблем по их развитию, обмену опытом, по взаимодействию с другими организациями и т. п.;

з) обеспечение дополнительных рабочих мест:

- руководители (председатель и исполнительный директор) первичных кооперативов в селах, специалисты (бухгалтеры и др.), квалифицированные рабочие (мастера по оборудованию, механизаторы и водители) и др.;

- руководители, специалисты и рабочие СКПК и СПоК второго уровня;

- руководители, специалисты-консультанты в областных организациях.

Мероприятия по некооперативной поддержке предусматривают совершенствование механизмов взаимоотношений МФХ с сельскохозяйственными организациями по обеспечению скотом, кормами и оказанию услуг. Эти вопросы могут быть решены в рамках заключения договоров аренды с владельцами земельных долей. Методические подходы по механизму взаимоотношений будут решены путем подготовки методических рекомендаций для сельскохозяйственных организаций области.

Увеличение занятости сельского населения и его доходности может быть решено путем развития в сельской местности несельскохозяйственных видов деятельности, в частности, народные промыслы и ремесла пошив и ремонт одежды, заготовка и переработка дикоросов и лекарственных растений, ремонт сельскохозяйственной и бытовой техники, производство различных видов несельскохозяйственной продукции, (например, производство строительных материалов для строительства жилья и сельскохозяйственных производственных помещений), полуфабрикатов и комплектующих деталей для промышленных предприятий. В целях дополнительного создания рабочих мест и расширения доступа сельского населения к сфере услуг, программные мероприятия предусматривают создание предприятий и привлечение индивидуальных предпринимателей по оказанию базовых услуг (парикмахерских, химчисток, торговли и др.).

Перечень программных мероприятий

(в ред. приказов Министерства сельского хозяйства Новосибирской области от 12.03.2011 № 87-нпа, от 22.04.2011 № 105-нпа).

Цель: «Повышение уровня жизни сельского населения за счет роста доходности малых форм хозяйствования (МФХ) от семейного сельскохозяйственного производства,  обеспечение устойчивого развития сельских территорий путем сохранения сельских  населенных пунктов и сельского уклада жизни, формирование развитой инфраструктуры МФХ для доступа к информации, кредитам, обеспечению ресурсами и рынкам сбыта продукции»

Цели, задачи,

программные

мероприятия

Показатель

Ед. измерения

Плановый период

2009

2010

2011

Всего

Цель 1. Создание инфраструктуры по обслуживанию личных подсобных хозяйств (ЛПХ) в форме сельскохозяйственных потребительских кооперативов для повышения доходности ЛПХ

Задача 1.1 Обеспечение доступа ЛПХ к кредитам и займам путем создания СКПК в селах, кредитных кооперативов второго уровня в райцентрах

Программные мероприятия:

1.Создание СПКК в селах-

центрах муниципальных

образований (МО)

кооператив

количество

6

12

15

33

2.Создание СКПК 2-ого

уровня в райцентрах

кооператив

количество

2

4

5

11

3.Создание Союза СКПК в

г. Новосибирск

союз

количество

-

1

-

1

Задача 1.2 Обеспечение доступа ЛПХ к материально-техническим ресурсам (корма, семена, техника и другие ресурсы) и к рынкам сбыта

Программные мероприятия:

1.Создание СПоК в селах –

центрах муниципальных

образований (МО)

кооператив

количество

6

12

15

33

2.Создание СПоК 2-ого

уровня в райцентрах

кооператив

количество

2

4

5

11

3.Создание Союза СПоК в

г. Новосибирск

союз

количество

1

-

-

1

Цель 2. Создание условий для устойчивого развития малых форм развития на селе, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) и индивидуальных предпринимателей (ИП) в сельском хозяйстве

Задача 2.1. Обеспечение мер  по  государственной  поддержке, развитию  и повышению финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе

Программные мероприятия:

1.Субсидии на возмещение

субъектам малых форм

хозяйствования части

затрат на уплату процентов

по кредитам, полученным

в российских кредитных

организациях, и займам,

полученным в сельскохозяйственных потребительских кооперативах

сумма затрат

из областного

бюджета

тыс. руб.

3663

2547

2547

8757

Задача 2.2 Поддержка развития инфраструктуры КФХ, ИП в виде районных ассоциаций МФХ (РАМФХ)

Программные мероприятия:

1.Оказание услуг по консультационному и информационному  обеспечению и

содействию развития КФХ

и других субъектов МФХ

сумма затрат

из областного

бюджета

тыс. руб.

2979,6

6279,6

970,0

10229,2

Задача 2.3 Поддержка развития животноводства

Программные мероприятия:

1.Субсидии на поддержку

племенного животноводства

Сумма затрат из областного бюджета

тыс. руб.

800

800

800

2400

Задача 2.4 Государственная поддержка КФХ, ИП и других МФХ в сельском хозяйстве

Программные мероприятия:

1.Поддержка увеличения посевных площадей

Размер увеличения площадей

тыс. га

12

12,2

12,6

36,8

Сумма затрат

из областного

бюджета

тыс. руб.

7016

7442,9

7442,9

21901,8

2.Поддержка начинающих КФХ, ИП

Размер увеличения площадей пашни

тыс. га

2,2

2,2

2,2

6,6

Сумма затрат из областного бюджета

тыс. руб.

2052

3346,35

3346,35

8744,7

3.Поддержка оформления прав на пользование земельными участками

Площадь сельскохозяйственных угодий

тыс. га

10

12

14

36

Сумма затрат

из областного бюджета

тыс. руб.

932

710,75

710,75

2353,5

Итого затрат из областного бюджета по задаче 2.4

тыс. руб.

10000

11500

11500

33000

Задача 2.5 Поддержка социального инженерного обустройства

Программные мероприятия:

1.Повышение уровня развития социальной инфраструктуры и социального

инженерного

обустройства КФХ

Сумма затрат

из областного бюджета

тыс. руб.

1824

1824

1824

5472

Итого затрат из областного бюджета на достижение цели 2

тыс. руб.

19266,6

22950,6

17641,0

59 858,2

Всего затрат из областного бюджета по программе

тыс. руб.

19266,6

22950,6

17641,0

59 858,2

Раздел 7. Механизм реализации ведомственной целевой программы, координация и мониторинг ее выполнения

Организация реализации программы, координация и мониторинг выполнения программный мероприятий осуществляется министерством сельского хозяйства Новосибирской области (в ред. приказа Министерства сельского хозяйства Новосибирской области от 12.03.2011 № 87-нпа, от 15.05.2011 № 114 – нпа) ).

1. Приказ заместителя губернатора Новосибирской области - руководителя министерства сельского хозяйства Новосибирской области о введении Программы в действие. (в ред. приказа Министерства сельского хозяйства Новосибирской области от 12.03.2011 № 87-нпа).

2. Разработка районных программ развития ЛПХ (МФХ).

3. Реализация Программы осуществляется во взаимодействии с органами местного самоуправления муниципальных районов, владельцами ЛПХ, главами К(Ф)Х, СКПК, СПоК, РИКП, РАМФХ и другими СМП. (в ред. приказа Министерства сельского хозяйства Новосибирской области от 15.05.2011 № 114 – нпа) ).

4.

Абзац 1 пункта 4 – исключен - Приказ Министерства сельского хозяйства Новосибирской области от 12.03.2011 № 87-нпа).

Абзац 2 пункта 4 – исключен - Приказ Министерства сельского хозяйства Новосибирской области от 12.03.2011 № 87-нпа).

Мониторинг реализации Программы, анкетирование социально - экономического развития малых форм  хозяйствования в Новосибирской области и координацию выполнения программных мероприятий осуществляет отдел структурной  перестройки и развития малых форм хозяйствования управления развития сельских территорий и инвестиций министерства сельского хозяйства Новосибирской области во взаимодействии с управлениями сельского хозяйства администраций муниципальных  районов. (в ред. приказа Министерства сельского хозяйства Новосибирской области от 12.03.2011 № 87-нпа).

Анкеты разработаны для проведения опроса владельцев ЛПХ, глав К(Ф)Х, индивидуальных предпринимателей в сельском хозяйстве, руководителей сельскохозяйственных потребительских кооперативов и субъектов малого предпринимательства, занимающиеся несельскохозяйственным бизнесом (сельский туризм, народные промыслы и ремесла, заготовка и переработка дикоросов, лекарственных растений и другого недревесного сырья, производство строительных материалов для строительства жилья и сельскохозяйственных производственных зданий) в сельской местности по состоянию МФХ на 01.07.2009 г. и на 01.07.2011 г. с целью анализа состояния и корректировки хода реализации Программы количественных показателей перечня программных мероприятий.

Одним из главных условий эффективности функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств является освоение ими систем и методов кооперирования, базирующихся на новых научно-технологических достижениях.

Ускорению освоения крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными хозяйствами научно-прикладных разработок будут способствовать меры, направленные на совершенствование инновационной деятельности в АПК в целом. Составной частью в них предусмотрены мероприятия, относящиеся к крестьянским (фермерским) и личным подсобным хозяйствам.

В целях активизации инновационной деятельности в отношении крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств следует предусмотреть в районных программах развития малых форм хозяйствования раздел инновационных проектов с финансированием за счет местных бюджетов, внебюджетных фондов и заинтересованных заказчиков.

Средства направленные непосредственно на поддержку крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств должны использоваться для усиления факторов научно-технического развития – содействия семеноводству, племенному делу, повышения плодородия почвы, увеличению применению удобрений, средств защиты растений, проведению ветеринарных мероприятий, техническому переоснащению, освещению современных информационных технологий подготовке кадров и т.д.

Важно организовать работу, направленную на повышение уровня знаний и информированности глав крестьянских (фермерских) хозяйств, граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, а также других специалистов по правовым вопросам, по новым, более современным методам организации ведения производства, складывающейся рыночной конъюнктуры. (в ред. приказа Министерства сельского хозяйства Новосибирской области от 17.05.2011 № 114-нпа).

В районах потребуется создать сеть агрозоотехнических пунктов, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, которые должны осуществлять бонитировку почв, снабжение и прокат сельскохозяйственной техники, снабжать качественными семенами и продуктивными породами сельскохозяйственных животных, осуществлять агрономическое и зоотехническое обслуживание К(Ф) Х и ЛПХ, помогать им в переработке и продаже продукции.

Совершенствование организации научно-технологического обеспечения сельскохозяйственного производства, проведении ее в соответствие с современными задачами повышение уровня производства позволит обеспечить устойчивое развитие крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств.

Раздел 8. Эффективность реализации ведомственной целевой программы

Показателями оценки достижения целей ведомственной целевой программы создание инфраструктуры в форме системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов по всестороннему обслуживанию МФХ, позволяющая обеспечить доступ к кредитам и займам, рынку сбыта и снабжению ресурсами. Деятельность системы СПоК позволит МФХ сберечь время, сократить затраты и получить за реализованную продукцию больше выручки, что приведет к увеличению доходности МФХ и доходов сельских семей;

- создание в составе инфраструктуры дополнительных районных информационно-консультационных пунктов, которые обеспечат доступ к информации, консультационным и образовательным услугам (в ред. приказа Министерства сельского хозяйства Новосибирской области от 17.05.2011 № 114-нпа).;

- создание районных ассоциаций МФХ;

- создание областных союзов кооперативов.

- прирост посевных площадей в К(Ф)Х, ИП;

- увеличение поголовья сельскохозяйственных животных в К(Ф)Х, ИП;

- увеличение валового производства сельскохозяйственных культур и животноводческой продукции в К(Ф)Х, ИП;

- поддержка начинающих К(Ф)Х, ИП;

- оформление прав на земельные участки К(Ф)Х, ИП;

- предоставление квот на обучение членов К(Ф)Х, ИП и их детей в новосибирском государственном аграрном университете.

В конечном итоге, решение задач по вышеуказанной цели обеспечит повышение доходности МФХ.

Раздел 9. Источники финансирования ведомственной целевой программы

Общий прогнозный объем финансирования Программы в 2009-2011 годах из областного бюджета составляет 59 858,2 тыс. руб. (в ред. приказов Министерства сельского хозяйства Новосибирской области от 12.03.2011 № 87-нпа, от 22.04.2011 № 105-нпа).

Наименование расходного обязательства

Бюджетная классификация

Сумма средств

из областного бюджета, тыс. руб.

Р3

ПР

ЦСР

ВР

2009

2010

2011

1. Субсидии на возмещение гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственным потребительским кооперативам, крестьянским (фермерским) хозяйствам части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российским кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных потребительских кооперативах в 2005-2010 г.г. на срок до 8 лет

04

05

260 02 00

006

3663

2547

2547

2. Оказание услуг по научно -

консультационному и информационному обеспечению развития крестьянских (фермерских) хозяйств и других субъектов МФХ в сельском хозяйстве

04

05

260 04 02

012

2979,6

970,0

970,0

3. Государственная поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств и других МФХ в сельском хозяйстве

04

05

260 04 07

006

10000

11500

11500

4. Субсидии на поддержку племенного животноводства

04

05

260 13 00

006

800

800

800

5. Социально-инженерное обустройство сельских территорий

04

05

260 04 05

006

1824

1824

1824

6. Субсидии на финансирование государственного задания государственного автономного учреждения

04

05

261 99 00

006

-

5309,6

-

ИТОГО:

19266,6

22950,6

17641,0

Расходные обязательства по п.п. 1, 3 включены в объем финансирования раздела VI. Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Новосибирской области на 2008 - 2012 годы по направлению "Повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе"

Условные обозначения:

Р3 - раздел

ПР - подраздел

ЦСР - целевая статья расходов

ВР - вид расходов

Список принятых сокращений:

АККОН – ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Новосибирской области.

ИКЦФ - информационно-консультационный центр крестьянских (фермерских) хозяйств Новосибирской области.

ИП - индивидуальный предприниматель в сельском хозяйстве (в ред. приказа Министерства сельского хозяйства Новосибирской области от 17.05.2011 № 114-нпа)

КФХ - крестьянское (фермерское) хозяйство.

ЛПХ – личные подсобные хозяйства граждан.

МФХ - малые формы хозяйствования.

НКО – некоммерческая организация.

РИКП – районный информационно-консультационный пункт.

СКПК - сельскохозяйственный потребительский кредитный кооператив.

СПК - сельскохозяйственный производственный кооператив.

СПоК - сельскохозяйственный потребительский (обслуживающий) кооператив.

СРО – саморегулируемая организация.

СХО – сельскохозяйственная организация.

УК СКР - управляющая компания сельскохозяйственного кооперативного рынка.

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 020.030.020 Государственные программы. Концепции, 090.060.000 Сельское хозяйство, 090.060.020 Государственное регулирование агропромышленного производства (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать