Основная информация
Дата опубликования: | 01 июня 2016г. |
Номер документа: | RU04000201600503 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Республика Бурятия |
Принявший орган: | Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Приказы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ПРИКАЗ
ОТ 01 ИЮНЯ 2016 ГОДА № 315
г. Улан-Удэ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Администрация Главы Республики Бурятия и
Правительства Республики Бурятия.
Зарегистрировано в реестре нормативных правовых актов
исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия
номер государственной регистрации:
от 21 июня 2016 года № 032016229
В соответствии с пунктом 6 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации, пунктом 10 приказа Министерства образования и науки России от 13.03.2015 № 235 «Об утверждении порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей», приказом Министерства образования и науки России от 20.08.2012 № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации»,
п р и к а з ы в а ю:
Утвердить прилагаемую Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Признать утратившим силу приказ Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия от 11.11.2014 № 1555 «Об утверждении порядка подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Министр
Т.А. Быкова
Приложение
к приказу Министерства
социальной защиты населения
Республики Бурятия
от «01» июня 2016 № 315
Программа
подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
Глава I. Общие положения
Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее – подготовка), определяет структуру программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), создать приемную семью (далее соответственно – программа, кандидаты в приемные родители, приемные родители, приемная семья).
Цель Программы - обеспечить психолого-педагогическую и правовую подготовку кандидатов в приемные родители, для формирования социально-психологической готовности граждан к принятию в семью ребенка (детей), оставшегося (оставшихся) без попечения родителей, снижения риска отказа от воспитания и формирования навыков, необходимых для успешного воспитания и социализации ребенка (детей).
Основные задачи Программы:
- ознакомить слушателей с основными психологическими, медицинскими и юридическими аспектами, связанными с приемом в семью ребенка (детей), оставшегося (оставшихся) без попечения родителей;
- помочь кандидатам в приемные родители, разобраться в мотивах принятия решения о приеме ребенка (детей) в семью, личных и семейных ресурсах, психологической готовности к приему ребенка (детей), оставшегося (оставшихся) без попечения родителей, на воспитание, в осознании реальных проблем и трудностей, которые могут возникнуть в процессе воспитания приемного ребенка (приемных детей);
- помочь кандидатам в приемные родители определиться с формой семейного устройства в соответствии с имеющимися у слушателей ресурсами, семейной ситуацией;
- повысить уровень родительской компетенции в вопросах содержания и воспитания ребенка (детей), принятого (принятых) на воспитание в семью, в том числе в ходе процесса адаптации ребенка в семье и в процессе прохождения им возрастных кризисов развития для охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
- предоставить информацию о возможности получения помощи и сопровождения в организациях, оказывающих социальные услуги.
Ожидаемые результаты:
осознанное восприятие кандидатами в приемные родители своих чувств, ожиданий, мотивов в процессе принятия решения стать семьей ребенку, оставшемуся без попечения родителей;
способствование осознанному восприятию приемными родителями факта появления ребенка в семье;
сформированность у кандидатов в приемные родители четких представлений об особенностях ребенка-сироты и процесса адаптации его в замещающей семье;
повышение уровня психолого-педагогической компетентности приемных родителей;
грамотная родительская позиция (наличие свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации) кандидатов в приёмные родители в вопросах воспитания и формирования привязанности у принятого в семью ребенка, его взаимосвязи с биологической семьей;
развитие способности у кандидатов в приемные родители применять полученные теоретические знания на практике;
понимание приемными родителями причин возникающих проблем и умение находить пути их решения.
Программа осваивается по очной или очно-заочной форме обучения, при очно-заочной форме допускается освоение Программы с использованием дистанционных методов подготовки.
Общая трудоемкость Программы составляет 40,5 академических часов (из них 71,6 % академических часов практических занятий (тренинги), включая итоговую аттестацию (собеседование).
Глава II. Учебно-тематический план
№
Название раздела
Количество академических часов
всего часов
из них
лекции
практические групповые занятия (тренинги)
практические индивидуальные занятия (тренинги)
1
Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители, в т.ч.:
- индивидуальное собеседование (структурированное интервью);
- диагностика личностных качеств и определение потенциала семьи
6
0,5
1,5
4
2
Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей
4
1
2,5
0,5
3
Этапы развития ребенка
2,5
1
1,5
По запросу
4
Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка
4
1
3
По запросу
5
Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)
3,5
1
2,5
6
Адаптация приемного ребенка и приемной семьи
4,5
1
3,5
По запросу
7
«Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка
3,5
1
1,5
1
8
Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка
1,5
1
-
0,5
9
Особенности полового воспитания приемного ребенка
2
1
-
1
10
Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка
4,5
1
2,5
1
11
Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан
1
1
12
Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям
1
1
13
Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители
1,5
-
1
0,5
Итоговая аттестация
1
-
-
1
Итого
40,5
11,5
19,5
9,5
Глава 3. Содержание разделов Программы
Раздел 1 «Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители», включающий проведение с каждым из кандидатов в приемные родители индивидуального собеседования (структурированного интервью) в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка) и изучение следующих тем:
а) содержание, цели и этапы проведения программы подготовки кандидатов в приемные родители;
б) задачи подготовки, в том числе касающиеся:
- выявления и формирования воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
- оказания помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;
- ознакомления кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;
- формирования у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;
- формирования у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;
- ознакомления кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами «трудного» поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;
- ознакомления кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;
- ознакомления кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей;
в) понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в приемные родители);
г) причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей;
д) общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Раздел 2 «Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей», включающий:
- изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать;
- проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы;
- проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.
Раздел 3 «Этапы развития ребенка», включающий изучение следующих тем:
- общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество);
- роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.
Раздел 4 «Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка», включающий изучение следующих тем:
- виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка;
- диспропорции развития ребенка;
- понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличия;
- семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение;
- оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.
Раздел 5 «Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)», включающий изучение следующих тем:
- потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка;
- роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка;
- причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей;
- типы «нарушенной привязанности» (понятия «негативной (невротической) привязанности», «амбивалентной привязанности», «избегающей привязанности», «дезорганизованной привязанности»);
- понятие «горя и потери» в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей;
- психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие);
- последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.
Раздел 6 «Адаптация приемного ребенка и приемной семьи», включающий в том числе изучение следующих тем:
- особенности ожиданий приемных семей;
- страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации;
- подготовка родственников к появлению приемного ребенка;
- подготовка кровных детей к появлению приемного ребенка;
- этапы адаптационного периода;
- чувства и переживания ребенка, приходящего в семью;
- способы преодоления трудностей адаптации;
- тайна усыновления, ее реальные и мнимые преимущества и сложности;
- способы сказать ребенку, что он приемный;
- роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.
Раздел 7 «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка», включающий, в том числе изучение следующих тем:
- формы «трудного» поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ);
- причины «трудного» поведения и способы работы с ними;
- эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка;
- причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм;
- понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с «трудным» поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем «трудного» поведения могут помочь специалисты.
Раздел 8 «Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка», включающий изучение следующих тем:
- создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством);
- способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним;
- предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах;
- медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.
Раздел 9 «Особенности полового воспитания приемного ребенка», включающий изучение следующих тем:
- возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения;
- формирование половой идентичности у ребенка;
- полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности;
- способы защиты ребенка от сексуального насилия.
Раздел 10 «Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка», включающий изучение следующих тем:
- родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка;
- стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители;
- способы реагирования семьи на стрессовые ситуации;
- социальные связи семьи кандидата в приемные родители;
- система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи;
- семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции;
- понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.
Раздел 11 «Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан», включающий изучение следующих тем:
- правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью;
- формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство);
- формы опеки (возмездная и безвозмездная);
- различия между формами семейного устройства;
- требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители;
- порядок представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем;
- порядок представления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
- правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организаций;
- возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка;
- порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка;
- порядок подготовки и подачи заявления в суд;
- правовые аспекты тайны усыновления;
- возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения;
- порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства перечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье;
- порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью;
- меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия;
- выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства;
- защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка;
- порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье;
- порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом;
- правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей;
- порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку;
- последствия отмены усыновления, опеки и попечительства;
- порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.
Раздел 12 «Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям», включающий изучение следующих тем:
- родительские и профессиональные функции приемной семьи;
- взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия;
- информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи;
- взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом.
Раздел 13 «Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители», включающий:
- обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий;
- обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители;
- проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание;
- составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию).
Глава 4. Требования к уровню подготовки кандидатов
в приемные родители, успешно освоивших Программу
4.1. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие Программу, по завершении курса должны иметь четкое представление:
о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка на воспитание в семью, взаимодействии организации по подготовке приемных семей, сопровождающей организации и приемной семьи в процессе подготовки и после приема ребенка в семью, финансовой помощи приемным семьям;
об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую кандидаты в приемные родители берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;
о правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его безопасности как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;
о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка;
о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых приемному родителю;
о порядке контактов ребенка с родителями и родственниками.
4.2. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие Программу, должны знать:
свои права и обязанности как приемных родителей, как в отношении ребенка, так и в отношении сопровождающей организации;
закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;
важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;
причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;
о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с семьей на психофизическое развитие и поведение ребенка;
этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенку на разных этапах проживания горя;
особенности протекания периода адаптации ребенка в приемной семье;
о влиянии собственного опыта приемных родителей на их отношение к «трудному» поведению детей;
санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;
способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;
возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье.
4.3. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие Программу, должны уметь:
использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;
видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка;
рассматривать «трудное» поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;
выбирать способы реагирования на «трудное» поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;
осознать природу своих чувств по поводу «трудного» поведения ребенка;
быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;
предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье;
оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;
преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;
прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;
оценивать воспитательский ресурс своей семьи;
быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания ребенка;
ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и приемным родителям;
заботиться о здоровье ребенка;
соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка;
понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.
Глава 5. Итоговая аттестация по Программе
Итоговая аттестация кандидатов в приемные родители проводится в форме собеседования в конце всего курса подготовки кандидатов в приемные родители и завершается выдачей свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (форма свидетельства утверждена Приказом Министерства образования и науки России от 20.08.2012 № 623).
1
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ПРИКАЗ
ОТ 01 ИЮНЯ 2016 ГОДА № 315
г. Улан-Удэ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Администрация Главы Республики Бурятия и
Правительства Республики Бурятия.
Зарегистрировано в реестре нормативных правовых актов
исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия
номер государственной регистрации:
от 21 июня 2016 года № 032016229
В соответствии с пунктом 6 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации, пунктом 10 приказа Министерства образования и науки России от 13.03.2015 № 235 «Об утверждении порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей», приказом Министерства образования и науки России от 20.08.2012 № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации»,
п р и к а з ы в а ю:
Утвердить прилагаемую Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Признать утратившим силу приказ Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия от 11.11.2014 № 1555 «Об утверждении порядка подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Министр
Т.А. Быкова
Приложение
к приказу Министерства
социальной защиты населения
Республики Бурятия
от «01» июня 2016 № 315
Программа
подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
Глава I. Общие положения
Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее – подготовка), определяет структуру программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), создать приемную семью (далее соответственно – программа, кандидаты в приемные родители, приемные родители, приемная семья).
Цель Программы - обеспечить психолого-педагогическую и правовую подготовку кандидатов в приемные родители, для формирования социально-психологической готовности граждан к принятию в семью ребенка (детей), оставшегося (оставшихся) без попечения родителей, снижения риска отказа от воспитания и формирования навыков, необходимых для успешного воспитания и социализации ребенка (детей).
Основные задачи Программы:
- ознакомить слушателей с основными психологическими, медицинскими и юридическими аспектами, связанными с приемом в семью ребенка (детей), оставшегося (оставшихся) без попечения родителей;
- помочь кандидатам в приемные родители, разобраться в мотивах принятия решения о приеме ребенка (детей) в семью, личных и семейных ресурсах, психологической готовности к приему ребенка (детей), оставшегося (оставшихся) без попечения родителей, на воспитание, в осознании реальных проблем и трудностей, которые могут возникнуть в процессе воспитания приемного ребенка (приемных детей);
- помочь кандидатам в приемные родители определиться с формой семейного устройства в соответствии с имеющимися у слушателей ресурсами, семейной ситуацией;
- повысить уровень родительской компетенции в вопросах содержания и воспитания ребенка (детей), принятого (принятых) на воспитание в семью, в том числе в ходе процесса адаптации ребенка в семье и в процессе прохождения им возрастных кризисов развития для охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
- предоставить информацию о возможности получения помощи и сопровождения в организациях, оказывающих социальные услуги.
Ожидаемые результаты:
осознанное восприятие кандидатами в приемные родители своих чувств, ожиданий, мотивов в процессе принятия решения стать семьей ребенку, оставшемуся без попечения родителей;
способствование осознанному восприятию приемными родителями факта появления ребенка в семье;
сформированность у кандидатов в приемные родители четких представлений об особенностях ребенка-сироты и процесса адаптации его в замещающей семье;
повышение уровня психолого-педагогической компетентности приемных родителей;
грамотная родительская позиция (наличие свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации) кандидатов в приёмные родители в вопросах воспитания и формирования привязанности у принятого в семью ребенка, его взаимосвязи с биологической семьей;
развитие способности у кандидатов в приемные родители применять полученные теоретические знания на практике;
понимание приемными родителями причин возникающих проблем и умение находить пути их решения.
Программа осваивается по очной или очно-заочной форме обучения, при очно-заочной форме допускается освоение Программы с использованием дистанционных методов подготовки.
Общая трудоемкость Программы составляет 40,5 академических часов (из них 71,6 % академических часов практических занятий (тренинги), включая итоговую аттестацию (собеседование).
Глава II. Учебно-тематический план
№
Название раздела
Количество академических часов
всего часов
из них
лекции
практические групповые занятия (тренинги)
практические индивидуальные занятия (тренинги)
1
Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители, в т.ч.:
- индивидуальное собеседование (структурированное интервью);
- диагностика личностных качеств и определение потенциала семьи
6
0,5
1,5
4
2
Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей
4
1
2,5
0,5
3
Этапы развития ребенка
2,5
1
1,5
По запросу
4
Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка
4
1
3
По запросу
5
Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)
3,5
1
2,5
6
Адаптация приемного ребенка и приемной семьи
4,5
1
3,5
По запросу
7
«Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка
3,5
1
1,5
1
8
Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка
1,5
1
-
0,5
9
Особенности полового воспитания приемного ребенка
2
1
-
1
10
Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка
4,5
1
2,5
1
11
Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан
1
1
12
Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям
1
1
13
Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители
1,5
-
1
0,5
Итоговая аттестация
1
-
-
1
Итого
40,5
11,5
19,5
9,5
Глава 3. Содержание разделов Программы
Раздел 1 «Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители», включающий проведение с каждым из кандидатов в приемные родители индивидуального собеседования (структурированного интервью) в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка) и изучение следующих тем:
а) содержание, цели и этапы проведения программы подготовки кандидатов в приемные родители;
б) задачи подготовки, в том числе касающиеся:
- выявления и формирования воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
- оказания помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;
- ознакомления кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;
- формирования у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;
- формирования у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;
- ознакомления кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами «трудного» поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;
- ознакомления кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;
- ознакомления кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей;
в) понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в приемные родители);
г) причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей;
д) общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Раздел 2 «Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей», включающий:
- изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать;
- проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы;
- проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.
Раздел 3 «Этапы развития ребенка», включающий изучение следующих тем:
- общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество);
- роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.
Раздел 4 «Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка», включающий изучение следующих тем:
- виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка;
- диспропорции развития ребенка;
- понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличия;
- семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение;
- оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.
Раздел 5 «Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)», включающий изучение следующих тем:
- потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка;
- роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка;
- причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей;
- типы «нарушенной привязанности» (понятия «негативной (невротической) привязанности», «амбивалентной привязанности», «избегающей привязанности», «дезорганизованной привязанности»);
- понятие «горя и потери» в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей;
- психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие);
- последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.
Раздел 6 «Адаптация приемного ребенка и приемной семьи», включающий в том числе изучение следующих тем:
- особенности ожиданий приемных семей;
- страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации;
- подготовка родственников к появлению приемного ребенка;
- подготовка кровных детей к появлению приемного ребенка;
- этапы адаптационного периода;
- чувства и переживания ребенка, приходящего в семью;
- способы преодоления трудностей адаптации;
- тайна усыновления, ее реальные и мнимые преимущества и сложности;
- способы сказать ребенку, что он приемный;
- роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.
Раздел 7 «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка», включающий, в том числе изучение следующих тем:
- формы «трудного» поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ);
- причины «трудного» поведения и способы работы с ними;
- эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка;
- причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм;
- понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с «трудным» поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем «трудного» поведения могут помочь специалисты.
Раздел 8 «Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка», включающий изучение следующих тем:
- создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством);
- способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним;
- предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах;
- медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.
Раздел 9 «Особенности полового воспитания приемного ребенка», включающий изучение следующих тем:
- возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения;
- формирование половой идентичности у ребенка;
- полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности;
- способы защиты ребенка от сексуального насилия.
Раздел 10 «Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка», включающий изучение следующих тем:
- родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка;
- стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители;
- способы реагирования семьи на стрессовые ситуации;
- социальные связи семьи кандидата в приемные родители;
- система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи;
- семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции;
- понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.
Раздел 11 «Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан», включающий изучение следующих тем:
- правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью;
- формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство);
- формы опеки (возмездная и безвозмездная);
- различия между формами семейного устройства;
- требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители;
- порядок представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем;
- порядок представления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
- правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организаций;
- возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка;
- порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка;
- порядок подготовки и подачи заявления в суд;
- правовые аспекты тайны усыновления;
- возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения;
- порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства перечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье;
- порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью;
- меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия;
- выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства;
- защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка;
- порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье;
- порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом;
- правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей;
- порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку;
- последствия отмены усыновления, опеки и попечительства;
- порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.
Раздел 12 «Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям», включающий изучение следующих тем:
- родительские и профессиональные функции приемной семьи;
- взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия;
- информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи;
- взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом.
Раздел 13 «Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители», включающий:
- обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий;
- обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители;
- проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание;
- составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию).
Глава 4. Требования к уровню подготовки кандидатов
в приемные родители, успешно освоивших Программу
4.1. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие Программу, по завершении курса должны иметь четкое представление:
о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка на воспитание в семью, взаимодействии организации по подготовке приемных семей, сопровождающей организации и приемной семьи в процессе подготовки и после приема ребенка в семью, финансовой помощи приемным семьям;
об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую кандидаты в приемные родители берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;
о правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его безопасности как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;
о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка;
о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых приемному родителю;
о порядке контактов ребенка с родителями и родственниками.
4.2. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие Программу, должны знать:
свои права и обязанности как приемных родителей, как в отношении ребенка, так и в отношении сопровождающей организации;
закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;
важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;
причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;
о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с семьей на психофизическое развитие и поведение ребенка;
этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенку на разных этапах проживания горя;
особенности протекания периода адаптации ребенка в приемной семье;
о влиянии собственного опыта приемных родителей на их отношение к «трудному» поведению детей;
санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;
способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;
возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье.
4.3. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие Программу, должны уметь:
использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;
видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка;
рассматривать «трудное» поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;
выбирать способы реагирования на «трудное» поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;
осознать природу своих чувств по поводу «трудного» поведения ребенка;
быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;
предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье;
оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;
преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;
прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;
оценивать воспитательский ресурс своей семьи;
быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания ребенка;
ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и приемным родителям;
заботиться о здоровье ребенка;
соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка;
понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.
Глава 5. Итоговая аттестация по Программе
Итоговая аттестация кандидатов в приемные родители проводится в форме собеседования в конце всего курса подготовки кандидатов в приемные родители и завершается выдачей свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (форма свидетельства утверждена Приказом Министерства образования и науки России от 20.08.2012 № 623).
1
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 04.01.2019 |
Рубрики правового классификатора: | 040.060.040 Приемная семья |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: