Основная информация

Дата опубликования: 30 июня 2020г.
Номер документа: RU03090308202000013
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Башкортостан
Принявший орган: Администрация сельского поселения Дуванский сельсовет муниципального района Дуванский район Республики Башкортостан
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты муниципальных образований
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Р с й Федерацияhы

Администрация сельского поселения Дуванский сельсовет муниципального района Дуванский район Республики Башкортостан

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

30 июня 2020 года № 123

О внедрении в муниципальных учреждениях и организациях сельского поселения Дуванский сельсовет муниципального района Дуванский район Республики Башкортостан методики выявления, оценки и минимизации рисков

Во исполнение решения Межведомственной комиссии по охране труда Республики Башкортостан от 01.06.2020 № 65 и в целях снижения травматизма работников муниципальных учреждений и организаций сельского поселения Дуванский сельсовет муниципального района Дуванский район Республики Башкортостан, во исполнение постановления главы Администрации муниципального района от 22.06.2020 года № 627, руководствуясь Уставом сельского поселения Дуванский сельсовет муниципального района Дуванский район Республики Башкортостан,

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1.              Утвердить и внедрить с 01.07.2020 в муниципальных учреждениях и организациях сельского поселения Дуванский сельсовет муниципального района Дуванский район Республики Башкортостан методику выявления, оценки и минимизации рисков (согласно приложения).

2.              Рекомендовать внедрение методики выявления, оценки и минимизации рисков в организациях и предприятиях всех форм собственности, находящимся на территории сельского поселения Дуванский сельсовет муниципального района Дуванский район Республики Башкортостан.

3.              Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Глава сельского поселения

Дуванский сельсовет И.А. Бурылов.

Приложение 1

к постановлению главы

сельского поселения

Дуванский сельсовет

муниципального района

Дуванский район

Республики Башкортостан

от «30» июня_2020 г. № 123

Методика выявления, оценки и минимизации рисков в организации

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения 3

2. Комиссия по проведению оценки профессиональных рисков 3

3. Идентификация (выявление) опасностей 4

4. Оценка уровней профессиональных рисков 5

5. Разработка и реализация мероприятий по управлению рисками 8

6. Приложение № 1, Образец приказа о создании комиссии по

идентификации и оценке профессиональных рисков 10

7. Приложение № 2, Образец реестра идентифицированных

опасностей 11

8. Приложение № 3, Образец Карты идентификации, оценки и

управления рисками 12

1. Общие положения

В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации каждый работодатель вне зависимости от формы собственности и вида экономической деятельности обязан создать систему управления охраной труда (далее – СУОТ) и обеспечить ее функционирование.

В свою очередь, управление профессиональными рисками является составной частью системы управления охраной труда и представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.

Целью оценки и управления профессиональными рисками является обеспечение безопасности и сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности.

Отсутствие действующей системы оценки и управления профессиональными рисками в организации влечет наложение административного штрафа на работодателя.

Для выявления, идентификации и оценки профессиональных рисков можно нанять стороннюю экспертную организацию или провести процедуру своими силами.

Процедура управления профессиональными рисками должна отражаться в локальных нормативных актах организации:

Положение о СУОТ;

Перечень (реестр) опасностей;

Карта идентификации, оценки и управления рисками;

План мероприятий по корректировке рисков.

Процесс управления профессиональными рисками состоит из трех основных этапов:

идентификация (выявление) опасностей;

оценка уровней профессиональных рисков;

разработка мероприятий по снижению либо контролю уровней рисков.

Информацию о результатах оценки рисков и разработанных мерах по управлению рисками доводят до работников (вводный, внеплановый

инструктаж, инструктаж на рабочем месте) и других заинтересованных сторон.

Порядок и формы такого информирования определяет работодатель исходя из специфики своей деятельности.

2. Комиссия по проведению оценки профессиональных рисков

В организации идентификацию опасностей и оценку профессиональных рисков может проводить специалист по охране труда или служба охраны труда, но эффективнее создать комиссию по проведению идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков (далее – комиссия).

Председателем комиссии может выступать руководитель организации или специалист по охране труда.

В состав комиссии помимо специалиста по охране труда можно включить главного инженера, ответственного за пожарную безопасность (электробезопасность), начальников структурных подразделений, представителей профсоюза.

Участие работников в процессе идентификации опасностей обязательно.

Члены комиссии не обязаны иметь специальную подготовку, но должны знать, как выявлять опасности и оценивать риски.

Обучить сотрудников проводить оценку профессиональных рисков можно самостоятельно либо с привлечением сторонних организаций.

Приказ о создании комиссии по идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков утверждается работодателем (приложение 1).

3. Идентификация (выявление) опасностей

Идентификация или выявление опасностей, которые могут причинить ущерб жизни или здоровью работников представляет собой первый и основной этап процесса управления профессиональными рисками.

Цель идентификации – выявить все имеющиеся в организации опасности и установить их источники.

Опасности должны быть идентифицированы на всех рабочих местах работодателя.

Если работники в течение дня передвигаются по территории и находятся в различных помещениях организации, опасности выявляются по всем рабочим зонам.

В целях упрощения процедуры идентификации опасностей, комиссия может составить график оценки рисков, расположив наиболее опасные для работников участки в начале графика.

Для идентификации имеющихся в организации опасностей работодатель, исходя из специфики своей деятельности, может использовать перечень опасностей, представленный в пункте 35 Типового положения о СУОТ, утвержденного приказом Минтруда России от 19.08.2016 №438Н.

В ходе идентификации рассматриваются только те опасности, которые могут реально привести к получению травм, ухудшению здоровья работников или к смертельному исходу.

При выявлении опасностей учитываются стандартная (рутинная) деятельность, выполняемая работником регулярно (часто), и нестандартная (нерутинная) деятельность, выполняемая нерегулярно (эпизодически).

Идентификация опасностей осуществляется с учетом текущей, прошлой и будущей деятельности работодателя.

В процессе выявления рассматриваются нормальные условия работы и аварийные ситуации.

Для идентификации опасностей необходимо использовать имеющиеся в распоряжении работодателя источники информации:

нормативные правовые акты, локальные документы по охране труда и безопасности работ, которые относятся к определенному рабочему процессу;

результаты специальной оценки условий труда;

отчеты по проведению поведенческого аудита безопасности (ПАБ);

техническая документация на оборудование и технологическая

документация на процессы;

информация о веществах и инструментах, которые участвуют в технологическом процессе;

сведения о происшедших авариях, инцидентах, несчастных случаях и профессиональных заболеваниях в организации и результаты их расследования;

жалобы работников, которые связаны с ненадлежащими условиями труда, и предложения по улучшению условий труда;

результаты анализа анкет, опросных листов;

результаты аудита (опроса) работников;

предписания надзорных органов в области охраны труда и

промышленной безопасности.

Конечным документом, обобщающим результаты проведения идентификации опасностей, является Реестр идентифицированных опасностей (приложение 2), который утверждается работодателем.

Выявленные опасности должны быть внесены в реестр в порядке уменьшения уровня создаваемого ими профессионального риска.

Работодатель должен обеспечить постоянную актуализацию реестра идентифицированных опасностей.

Результаты идентификации опасностей, документированные в виде их реестра (в том числе в электронной форме) служат исходными данными в процедурах оценки риска и выработки мероприятий по управлению рисками.

Результаты идентификации опасностей также заносятся в Карту идентификации, оценки и управления рисками (приложение 3).

4. Оценка уровней профессиональных рисков

Оценку уровней профессиональных рисков проводят с целью определения степени рисков и их дальнейшего ранжирования, а также для определения приоритетности мер, направленных на снижение выявленных рисков.

Чтобы оценить уровни профессиональных рисков, работодатель самостоятельно выбирает любую существующую методику с учетом характера своей деятельности и сложности выполняемых операций.

Допускается использование разных методов оценки уровней профессиональных рисков для разных процессов и операций.

При выборе метода оценки профессиональных рисков следует руководствоваться перечнем методов оценки рисков, представленным в ГОСТ 12.0.230.5-2018.

Оценка профессиональных рисков в организации может быть выполнена прямыми и косвенными методами.

Прямые методы оценки профессиональных рисков предполагают определение величины риска по значениям вероятности неблагоприятного события и тяжести этого события.

Поскольку риск представляет собой сочетание возможности (вероятности) и значимости (тяжести) последствий, наиболее частой и наглядной формой его оценки и представления является матрица риска, позволяющая наглядно и несложно выявить самые высокие степени риска, для которых необходимо принятие мер по их управлению.

Матрица оценки рисков в области охраны труда представляет собой таблицу, состоящую из 5 столбцов, соответствующих категориям вероятности реализации риска, и 5 строк, соответствующих различным категориям тяжести последствий реализации риска.
Таблица № 1

Матрица оценки профессиональных рисков

РИСК

ВЕРОЯТНОСТЬ

1

2

3

4

5

Весьма маловероятно

Маловероятно

Возможно

Вероятно

Весьма

вероятно

ТЯЖЕСТЬ

1

Приемлемая

1

2

3

4

5

2

Незначительная

2

4

6

8

10

3

Значительная

3

6

9

12

15

4

Крупная

4

8

12

16

20

5

Катастрофическая

5

10

15

20

25

При перемножении степени тяжести (от 1 до 5) и вероятности (от 1 до 5) получается оценка уровня риска, которая соответственно имеет значение от 1 до 25.

Получившееся значение уровня риска необходимо занести в Карту идентификации, оценки и управления рисками (приложение 3).

Вероятность наступления нежелательного события (аварии, несчастного случая, микротравмы или профзаболевания) на конкретном рабочем участке определяет комиссия исходя из следующих факторов:

случались ли нежелательные события на рабочем участке при выполнении данного вида работ раньше;

имеются ли факторы, способствующие наступлению нежелательного события или увеличивающие его;

вероятность повторения нежелательного события в организации в будущем.

Пример оценки вероятности риска представлен в Таблице № 2

Таблица № 2

Оценка степени вероятности риска

Степень вероятности

Характеристика

1

Весьма

маловероятно

Ранее нежелательное событие в организации не случалось.

Нет выявленных факторов, способствующих наступлению нежелательного события.

Вероятность возникновения нежелательного события практически исключена.

2

Маловероятно

Ранее нежелательное событие в организации не случалось.

Нежелательное событие может наступить в случае многочисленных поломок/ошибок.

Возникновение нежелательного события сложно представить, однако может произойти.

3

Возможно

Ранее нежелательное событие в организации не случалось, но случалось при выполнении данного вида работ в других организациях.

Одна ошибка может стать причиной аварии/инцидента/несчастного случая.

Нежелательное событие может произойти.

4

Вероятно

Ранее нежелательное событие случалось в организации.

Существуют факторы, способствующие наступлению нежелательного события.

Высокая степень возможности наступления нежелательного события.

5

Весьма вероятно

Ранее нежелательное событие неоднократно случалось в организации.

Существуют факторы, способствующие наступлению нежелательного события.

Нежелательное событие обязательно произойдет.

Чтобы установить потенциальную степень тяжести нежелательного события при его наступлении, комиссия должна определить:

потенциальные последствия развития неблагоприятного события для здоровья работников: профессиональные заболевания (хронические, острые), несчастные случаи (групповые, смертельные, тяжелые, легкие), микротравмы;

потенциальный ущерб для имущества работодателя;

потенциальные последствия с позиции законодательства.

Пример оценки степени тяжести риска представлен в Таблице № 3

Таблица № 3

Оценка степени тяжести риска

Тяжесть

последствий

Потенциальные

последствия для

людей

Потенциальный

ущерб для

имущества

Потенциальные

последствия с позиции

законодательства

1

Приемлемая

Без травмы или заболевания Незначительный быстроустранимый ущерб

До 50 тыс. рублей

Дисциплинарная

ответственность

2

Незначительная

Легкий н/сл. или

микротравма

От 50 до 300 тыс.

рублей

Внутреннее расследование

Административная

ответственность

Приостановка работ до 6 часов

3

Значительная

Тяжелый н/сл.

(временная утрата

трудоспособности до

60 дней)

От 300 тыс. до

1мл. рублей

Расследование органов контроля и надзора

Приостановка работ 6-12 часов

4

Крупная

Тяжелый н/сл.

(временная утрата

трудоспособности

более 60 дней);

Профзаболевание

От 1 млн. до 3 млн. рублей

Расследование органов

контроля и надзора

Уголовная ответственность

Приостановка работ 12-24

часа

5

Катастрофическая

Групповой н/сл.

(число пострадавших 2 и более);

н/сл. со смертельным исходом; Авария; Пожар

Свыше 3 млн.

рублей

Расследование органов

контроля и надзора

Уголовная ответственность

Остановка работ

Аннулирование лицензии

Для оценки степени риска необходимо умножить степень вероятности реализации риска на степень тяжести последствий его реализации.

5. Разработка и реализация мероприятий по управлению рисками

Результатом оценки рисков всегда становится разработка и осуществление мер по управлению рисками.

Первоочередность мер по исключению и/или минимизации рисков устанавливается согласно иерархии мер управления:

Устранение риска воздействия опасностей

Если возможно, нужно полностью устранить источник опасности и полностью избежать риска.

Замена одного риска на другой (меньший);

Мероприятия, направленные на использование материалов, веществ, процессов, выполняющих те же функции, но менее опасных.

Технические методы ограничения риска

Технические меры, направленные на изолирование опасностей от людей, например – установка защитных ограждений, вентиляционных систем, систем блокировки.

Административные методы ограничения риска

Внедрение административного контроля (ежедневное инспектирование рабочих мест, обеспечение обучения, вывешивание предупреждающих знаков, маркировка пешеходных дорожек, организация контроля доступа, проверка оборудования и др.) позволяет уменьшить вероятность возникновения опасных ситуаций.

Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ)

Применение СИЗ является обязательным, но не исключительным мероприятием. Когда опасности не могут быть ограничены всеми вышеперечисленными мерами, необходимо организовать выдачу соответствующих СИЗ и принять меры по гарантированному обеспечению мероприятий по их использованию и техническому обслуживанию.

Мероприятия, направленные на снижение профессионального риска, должны быть отражены в Карте идентификации, оценки и управления рисками (приложение 3).

В целях обеспечения эффективности управления рисками необходимо обязательное выполнение мероприятий, направленных на устранение или осуществление контроля над рисками.

Для контроля исполнения мероприятий рекомендуется разработать План мероприятий по минимизации рисков с указанием конкретных ответственных лиц и сроков выполнения.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Информационный стенд от 30.06.2020 О внедрении в муниципальных учреждениях и организациях сельского поселения Дуванский сельсовет муниципального района Дуванский район Республики Башкортостан методики выявления, оценки и минимизации рисков
Рубрики правового классификатора: 010.000.000 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УСТРОЙСТВА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать