Основная информация

Дата опубликования: 26 октября 2020г.
Номер документа: RU54053907202000222
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Москва
Принявший орган: Мэрия города Новосибирска
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты муниципальных образований
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



1

вх. № 21277-03/9

От 06.11.2020

МЭРИЯ

ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

От 26.10.2020

№ 3239

О муниципальной программе «Муниципальная поддержка деятельности в сфере промышленности и инновационной деятельности на территории города Новосибирска»

(с изменениями от 03.03.2021 № 641)

В соответствии с Федеральными законами от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», Положением об определении последовательности и порядка разработки документов стратегического планирования города Новосибирска и их содержания, принятым решением Совета депутатов города Новосибирска от 02.12.2015 № 90, Порядком принятия решений о разработке муниципальных программ города Новосибирска, их формирования и реализации, установленным постановлением мэрии города Новосибирска от 19.06.2014 № 5141, руководствуясь Уставом города Новосибирска, ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить муниципальную программу «Муниципальная поддержка деятельности в сфере промышленности и инновационной деятельности на территории города Новосибирска» (приложение).

2. Департаменту промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска разместить постановление на официальном сайте города Новосибирска в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

3. Департаменту информационной политики мэрии города Новосибирска обеспечить опубликование постановления.

4. Контроль за исполнением постановления возложить на начальника департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска.

Мэр города Новосибирска А. Е. Локоть

1

Приложение

к постановлению мэрии

города Новосибирска

от 26.10.2020 № 3239

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Муниципальная поддержка деятельности в сфере промышленности и

инновационной деятельности на территории города Новосибирска»

1. Паспорт муниципальной программы «Муниципальная

поддержка деятельности в сфере промышленности

и инновационной деятельности на территории

города Новосибирска»

Наименование муниципальной программы

«Муниципальная поддержка деятельности в сфере промышленности и инновационной деятельности на территории города Новосибирска» (далее – Программа)

Разработчик Программы

Департамент промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска (далее – ДПИиП)

Исполнители Программы

ДПИиП;

структурные подразделения мэрии города Новосибирска, участвующие в реализации инновационных проектов для муниципальных нужд (далее – структурные подразделения мэрии);

организации научно-промышленного комплекса города Новосибирска, заключившие договоры на конкурсной основе

Ответственный исполнитель Программы

ДПИиП

Цели и задачи Программы

Цель:

создание условий для развития деятельности в сфере промышленности и инновационной деятельности на территории города Новосибирска.

Задачи:

содействие развитию производственно-технологического потенциала промышленных организаций и инновационной деятельности;

содействие развитию кадрового потенциала в сфере науки, технологий и инноваций;

развитие системы коммуникаций и сотрудничества субъектов научной, инновационной деятельности и промышленного сектора экономики

Целевые индикаторы Программы

Темп роста объема отгруженных товаров (работ, услуг) собственного производства, выполненных работ и услуг промышленных организаций города Новосибирска – 131,6 %;

удельный вес отгруженной продукции инновационного характера в общем объеме отгруженных товаров собственного производства (выполненных собственными силами работ, услуг) крупных и средних предприятий обрабатывающей промышленности города Новосибирска – 10,5 %;

индекс физического объема инвестиций в основной капитал, направленных на развитие промышленного производства и осуществленных организациями города Новосибирска (без субъектов малого предпринимательства) – 141,1 %;

количество молодых ученых и специалистов, получивших муниципальную поддержку – 190 человек;

количество участников программ, направленных на получение научно-технологических и предпринимательских компетенций, – 3500 человек;

доля организаций научно-промышленного комплекса города Новосибирска, заключивших соглашения в рамках экономического сотрудничества, от числа организаций научно-промышленного комплекса города Новосибирска – участников дней делового и (или) экономического сотрудничества, бизнес-миссий и других мероприятий, способствующих развитию экономики города Новосибирска, – 66,0 %

Сроки реализации Программы

2021 – 2025 годы

Объем финансирования Программы(в ред. от 03.03.2021 № 641)

Финансирование Программы осуществляется в объеме 245224,2 тыс. рублей, в том числе:

за счет средств бюджета города Новосибирска (далее – бюджет города) – 245224,2 тыс. рублей

2. Обоснование необходимости разработки Программы

Важным условием роста экономического потенциала города Новосибирска является формирование инновационной экономики на основе использования научно-образовательного потенциала и развития высокотехнологичной промышленности, обладающей высокой конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью.

Главным преимуществом города Новосибирска является развитый сектор научных исследований, представленный высокой концентрацией научно-исследовательских институтов и образовательных организаций высшего образования: 3 федеральных исследовательских центра, 32 научно-исследовательских института, 1 национальный медицинский исследовательский центр, 35 образовательных организаций высшего образования, включая филиалы. Новосибирские ученые составляют 5 % всего российского научного сообщества и почти половину числа ученых Сибирского федерального округа.

Новосибирская область стабильно входит в группу регионов «сильные инноваторы» по оценке инновационного развития регионов, проводимой Ассоциацией инновационных регионов России.

Промышленные предприятия города Новосибирска имеют высокие научно-технические возможности для разработки и освоения производства наукоемкой инновационной продукции. Основу промышленного комплекса города составляют более 200 крупных и средних предприятий производственной сферы. В структуре промышленного производства города Новосибирска наибольший удельный вес (свыше 70 %) приходится на обрабатывающие производства. Результаты их деятельности оказывают определяющее влияние на развитие экономики города Новосибирска.

Доля промышленных предприятий составляет более 50 % в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг всех организаций города Новосибирска.

В период реализации муниципальной программы «Муниципальная поддержка деятельности в сфере промышленности и инновационной деятельности на территории города Новосибирска» на 2016 – 2020 годы в городе создавались условия для стимулирования и развития научной, научно-технической и инновационной деятельности, технического переоснащения промышленных предприятий и производства конкурентоспособной продукции. Проводились мероприятия, направленные на развитие системы ранней профессиональной ориентации, популяризацию научно-технического творчества, поддержку молодых ученых, стимулирование выпуска инновационной продукции и технологическое перевооружение производств, модернизацию городского хозяйства Новосибирска.

Несмотря на созданные условия, анализ ограничений и факторов роста экономического потенциала, обозначенных в стратегии социально-экономического развития города Новосибирска на период до 2030 года, утвержденной решением Совета депутатов города Новосибирска от 24.12.2018 № 726 (далее – стратегия), продемонстрировал ряд сохраняющихся ключевых проблем:

существенный разрыв между высоким научно-техническим потенциалом города и низкой восприимчивостью реального сектора экономики города к инновациям;

недостаточное освоение эффективных механизмов коммерциализации и трансфера новых технологий и разработок;

недостаточная востребованность интеллектуального и технологического потенциала города Новосибирска;

отток из города Новосибирска талантливой молодежи;

низкая конкурентоспособность отдельных производственных видов экономической деятельности на внутреннем и внешнем рынках;

образование и накопление на территории города Новосибирска неработающих производств и брошенных производственных площадок;

усиление тенденции вывода из городского и областного подчинения наиболее конкурентоспособных предприятий (создание суперхолдингов);

высокие производственные издержки (материалоемкость, энергоемкость), недостаточность отечественных комплектующих изделий и низкая рентабельность производства;

недостаточный уровень производственной кооперации в сфере малого, среднего предпринимательства и крупных промышленных предприятий города.

Изложенные проблемы указывают на необходимость дальнейшей работы в целях создания условий для развития деятельности в сфере промышленности и инновационной деятельности на территории города Новосибирска. Учитывая ограниченность бюджетного финансирования научно-технологической и инновационной сферы, меры муниципальной поддержки будут направлены прежде всего на привлечение организаций, расположенных на территории города Новосибирска, к решению задач городского хозяйства и социальной сферы.

Организация системного взаимодействия участников производственно-инновационной сферы города Новосибирска в рамках мероприятий Программы будет способствовать:

формированию конкурентоспособного научно-промышленного комплекса на новой структурно-технологической основе;

освоению производства наукоемкой продукции на основе применения передовых промышленных технологий, способствующих повышению производительности труда, нацеленных на формирование новых рынков инновационной продукции;

увеличению темпов роста промышленного производства, организации мероприятий, направленных на создание конкурентоспособной продукции.

Таким образом, реализация Программы позволит обеспечить достижение стратегической цели, зафиксированной в стратегии, – устойчивый экономический рост на основе опережающего развития науки, повышения конкурентоспособности промышленного комплекса города Новосибирска, создания благоприятных условий для устойчивого развития инновационного бизнеса города Новосибирска.

Срок реализации Программы рассчитан на 2021 – 2025 годы, что соответствует второму этапу реализации стратегии.

1

Таблица 1

3. Цели, задачи, целевые индикаторы Программы

№ п/п

Цель, задача

Целевой индикатор

Единица измерения

Значение целевого индикатора

2020

Период реализации Программы

с разбивкой по годам

Всего по Программе

2021

2022

2023

2024

2025

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1. Создание условий для развития деятельности в сфере промышленности и инновационной деятельности на территории города Новосибирска

1.1

Содействие развитию производственно-технологического потенциала промышленных организаций и инновационной деятельности

Темп роста объема отгруженных товаров (работ, услуг) собственного производства, выполненных работ и услуг промышленных организаций города Новосибирска

%

107,0

105,9

105,0

105,3

106,0

106,0

131,6

Удельный вес отгруженной продукции инновационного характера в общем объеме отгруженных товаров собственного производства (выполненных собственными силами работ, услуг) крупных и средних предприятий обрабатывающей промышленности города Новосибирска

%

6,0

6,2

8,0

10,0

10,3

10,5

10,5

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, направленных на развитие промышленного производства и осуществленных организациями города Новосибирска (без субъектов малого предпринимательства)

%

97,0

97,0

100,0

110,0

115,0

115,0

141,1

1.2

Содействие развитию кадрового потенциала в сфере науки, технологий и инноваций

Количество молодых ученых и специалистов, получивших муниципальную поддержку

человек

37

38

38

38

38

38

190

Количество участников программ, направленных на получение научно-технологических и предпринимательских компетенций

человек

550

650

700

700

700

750

3500

1.3

Развитие системы коммуникаций и сотрудничества субъектов научной, инновационной деятельности и промышленного сектора экономики

Доля организаций научно-промышленного комплекса города Новосибирска, заключивших соглашения в рамках экономического сотрудничества, от числа организаций научно-промышленного комплекса города Новосибирска – участников дней делового и (или) экономического сотрудничества, бизнес-миссий и других мероприятий, способствующих развитию экономики города Новосибирска

%



52,0

55,5

59,0

62,5

66,0

66,0

1

Таблица 2

Информация о порядке расчета значений целевых индикаторов Программы

№ п/п

Наименование целевого индикатора

Методика расчета значения

целевого индикатора

Источник получения данных

1

2

3

4

1

Темп роста объема отгруженных товаров (работ, услуг) собственного производства, выполненных работ и услуг промышленных организаций города Новосибирска



Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области (Новосибирскстат), экспресс-информация (d-04-6) «Основные экономические показатели работы предприятий промышленного производства города Новосибирска», ежемесячно

2

Удельный вес отгруженной продукции инновационного характера в общем объеме отгруженных товаров собственного производства (выполненных собственными силами работ, услуг) крупных и средних предприятий обрабатывающей промышленности города Новосибирска



Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области (Новосибирскстат), справка (d-04-129) «Сведения об объеме отгруженной инновационной продукции организациями г. Новосибирска», ежеквартально

3

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, направленных на развитие промышленного производства и осуществленных организациями города Новосибирска (без субъектов малого предпринимательства)



Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области (Новосибирскстат), справка (d-03-82) «Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, направленных на развитие промышленного производства и осуществленных организациями города Новосибирска (без субъектов малого предпринимательства)», ежеквартально

4

Количество молодых ученых и специалистов, получивших муниципальную поддержку



Результаты конкурсов, проведенных в соответствии с Положением о премиях мэрии города Новосибирска в сфере науки и инноваций, утвержденным постановлением мэрии города Новосибирска от 05.02.2019 № 364, Порядком предоставления грантов в форме субсидий в сфере научной и инновационной деятельности, утвержденным постановлением мэрии города Новосибирска от 29.10.2019 № 3978 (протоколы заседаний координационного совета по поддержке деятельности молодых ученых)

5

Количество участников программ, направленных на получение научно-технологических и предпринимательских компетенций



Отчеты организаций по муниципальным контрактам

6

Доля организаций научно-промышленного комплекса города Новосибирска, заключивших соглашения в рамках экономического сотрудничества, от числа организаций научно-промышленного комплекса города Новосибирска – участников дней делового и (или) экономического сотрудничества, бизнес-миссий и других мероприятий, способствующих развитию экономики города Новосибирска

Д с. = (К с. / К у.) х 100 %, где:

Д с. − доля организаций научно-промышленного комплекса города Новосибирска, заключивших соглашения в рамках экономического сотрудничества, от числа организаций научно-промышленного комплекса города Новосибирска – участников дней делового и (или) экономического сотрудничества, бизнес-миссий и других мероприятий, способствующих развитию экономики города Новосибирска, процентов;

К с. – количество организаций научно-промышленного комплекса города Новосибирска, заключивших соглашения в рамках экономического сотрудничества, единиц;

К у. – количество организаций научно-промышленного комплекса города Новосибирска – участников дней делового и (или) экономического сотрудничества, бизнес-миссий и других мероприятий, способствующих развитию экономики города Новосибирска, единиц

Анкеты организаций научно-промышленного комплекса города Новосибирска

1

4. Перечень мероприятий Программы

(в ред. от 03.03.2021 № 641)



п/п

Цель, задача,

мероприятие

Показатель

Единица

измерения

Период реализации Программы по годам

Всего по Программе

Исполнитель

Срок

исполнения мероприятия, годы

2021

2022

2023

2024

2025

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1. Создание условий для развития деятельности в сфере промышленности и инновационной деятельности на территории города Новосибирска

1.1. Содействие развитию производственно-технологического потенциала промышленных организаций и инновационной деятельности

1.1.1

Реализация инвестиционных и инновационных проектов ОНПК с предоставлением муниципальной поддержки

Количество

проектов

8

9

9

13

13

52

ДПИиП, ОНПК (по результатам конкурсов)

2021 – 2025

Стоимость единицы1

тыс. рублей













Сумма затрат, в том числе:

тыс. рублей

13700,0

15200,0

15200,0

20200,0

20200,0

84500,0

бюджет города

тыс. рублей

13700,0

15200,0

15200,0

20200,0

20200,0

84500,0

1.1.2

Реализация инновационных проектов для муниципальных нужд

Количество

проектов

2

2

2

3

3

12

ДПИиП, структурные подразделения мэрии

2021 – 2025

Стоимость единицы2

тыс. рублей













Сумма затрат, в том числе:

тыс. рублей

9999,6

9999,6

9999,6

16800,0

16800,0

63598,8

бюджет города

тыс. рублей

9999,6

9999,6

9999,6

16800,0

16800,0

63598,8

Итого по подпункту 1.1:

Сумма затрат, в том числе:

тыс. рублей

23699,6

25199,6

25199,6

37000,0

37000,0

148098,8

бюджет города

тыс. рублей

23699,6

25199,6

25199,6

37000,0

37000,0

148098,8

1.2. Содействие развитию кадрового потенциала в сфере науки, технологий и инноваций

1.2.1

Организация и проведение мероприятий, направленных на финансовую поддержку молодых ученых и специалистов

Количество

мероприятий

2

2

2

2

2

10

ДПИиП

2021 – 2025

Стоимость единицы

тыс. рублей

3000,0

3000,0

3000,0

3000,0

3000,0



Сумма затрат, в том числе:

тыс. рублей

6000,0

6000,0

6000,0

6000,0

6000,0

30000,0

бюджет города

тыс. рублей

6000,0

6000,0

6000,0

6000,0

6000,0

30000,0

1.2.2

Организация и проведение мероприятий, направленных на развитие технического творчества и стимулирование инновационной активности детей и молодежи

Количество

мероприятий

8

8

8

9

9

42

ДПИиП

2021 – 2025

Стоимость единицы3

тыс. рублей













Сумма затрат, в том числе:

тыс. рублей

1800,0

2208,6

2208,6

2500,0

2500,0

11217,2

бюджет города

тыс. рублей

1800,0

2208,6

2208,6

2500,0

2500,0

11217,2

1.2.3

Организация и проведение мероприятий в целях развития кадрового потенциала и социального партнерства в сфере труда на территории города Новосибирска

Количество

мероприятий

9

9

9

9

9

45

ДПИиП

2021 – 2025

Стоимость единицы3

тыс. рублей













Сумма затрат, в том числе:

тыс. рублей

2192,9

2208,0

2208,0

2208,0

2208,0

11024,9

бюджет города

тыс. рублей

2192,9

2208,0

2208,0

2208,0

2208,0

11024,9

Итого по подпункту 1.2:

Сумма затрат, в том числе:

тыс. рублей

9992,9

10416,6

10416,6

10708,0

10708,0

52242,1

бюджет города

тыс. рублей

9992,9

10416,6

10416,6

10708,0

10708,0

52242,1

1.3. Развитие системы коммуникаций и сотрудничества субъектов научной, инновационной деятельности и

промышленного сектора экономики

1.3.1

Организация и проведение мероприятий, направленных на развитие ОНПК и внедрение инноваций (форумы, круглые столы, конкурс продукции, услуг и технологий «Новосибирская марка» и другие мероприятия)

Количество

мероприятий

15

15

15

17

17

79

ДПИиП

2021 – 2025

Стоимость единицы3

тыс. рублей













Сумма затрат, в том числе:

тыс. рублей

2775,0

2775,0

2775,0

3400,0

3400,0

15125,0

бюджет города

тыс. рублей

2775,0

2775,0

2775,0

3400,0

3400,0

15125,0

1.3.2

Разработка, техническая поддержка и обновление программных продуктов для информационной и организационной поддержки ОНПК

Количество

программных продуктов

2

3

3

3

3

3

ДПИиП

2021 – 2025

Стоимость единицы3

тыс. рублей













Сумма затрат, в том числе:

тыс. рублей

1000,0

591,4

591,4

591,4

591,4

3365,6

бюджет города

тыс. рублей

1000,0

591,4

591,4

591,4

591,4

3365,6

1.3.3

Организация и проведение мероприятий в целях содействия продвижению товаров (работ, услуг) ОНПК на региональные и международные рынки

Количество

мероприятий

6

6

6

7

7

32

ДПИиП

2021 – 2025

Стоимость единицы3

тыс. рублей













Сумма затрат, в том числе:

тыс. рублей

1400,0

1400,0

1400,0

1700,0

1700,0

7600,0

бюджет города

тыс. рублей

1400,0

1400,0

1400,0

1700,0

1700,0

7600,0

1.3.4

Организация выставочных мероприятий, дней делового, экономического сотрудничества в городе Новосибирске

Количество

мероприятий

3

3

3

3

3

15

ДПИиП

2021 – 2025

Стоимость единицы3

тыс. рублей













Сумма затрат, в том числе:

тыс. рублей

3392,0

3392,0

3392,0

3500,0

3500,0

17176,0

бюджет города

тыс. рублей

3392,0

3392,0

3392,0

3500,0

3500,0

17176,0

1.3.5

Изготовление и (или) приобретение информационных материалов, презентационной продукции о научно-техническом потенциале города Новосибирска (каталоги, брошюры, буклеты, презентации, аудио-, видеоматериалы, сувенирная продукция и др.)

Количество

видов

материалов, продукции

1

2

2

2

2

9

ДПИиП

2021 – 2025

Стоимость единицы3

тыс. рублей













Сумма затрат, в том числе:

тыс. рублей

216,7

350,0

350,0

350,0

350,0

1616,7

бюджет города

тыс. рублей

216,7

350,0

350,0

350,0

350,0

1616,7

Итого по подпункту 1.3:

Сумма затрат, в том числе:

тыс. рублей

8783,7

8508,4

8508,4

9541,4

9541,4

44883,3

бюджет города

тыс. рублей

8783,7

8508,4

8508,4

9541,4

9541,4

44883,3

Итого по пункту 1:

Сумма затрат, в том числе:

тыс. рублей

42476,2

44124,6

44124,6

57249,4

57249,4

245224,2

бюджет города

тыс. рублей

42476,2

44124,6

44124,6

57249,4

57249,4

245224,2

Итого по Программе:

Сумма затрат, в том числе:

тыс. рублей

42476,2

44124,6

44124,6

57249,4

57249,4

245224,2

бюджет города

тыс. рублей

42476,2

44124,6

44124,6

57249,4

57249,4

245224,2

Примечания:

1. 1 – стоимость единицы определяется в соответствии с конкурсной заявкой, сумма субсидии из бюджета города определяется по результатам конкурса;

2 – стоимость единицы определяется в соответствии с правовым актом мэрии города Новосибирска;

3 – стоимость единицы определяется индивидуально по каждому мероприятию.

2. Используемые сокращения:

ОНПК – организации научно-промышленного комплекса города Новосибирска.

____________

1

5. Механизм реализации Программы

Реализация Программы осуществляется ее ответственным исполнителем совместно с исполнителями мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации, муниципальными правовыми актами города Новосибирска.

Ответственный исполнитель Программы:

разрабатывает и утверждает ежегодный план реализации Программы;

координирует и контролирует действия исполнителей Программы по выполнению мероприятий Программы;

организует при необходимости внесение изменений в Программу.

Исполнители мероприятий Программы:

организуют деятельность по реализации мероприятий Программы;

обеспечивают выполнение мероприятий Программы;

представляют информацию о выполнении мероприятий Программы ответственному исполнителю Программы.

1

6. Финансовое обеспечение Программы

(в ред. от 03.03.2021 № 641)

№ п/п

Источник финансирования

Объем финансирования, тыс. рублей

Период реализации Программы по годам

Всего по

Программе

2021

2022

2023

2024

2025

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Бюджет города, в том числе:

42476,2

44124,6

44124,6

57249,4

57249,4

245224,2

ДПИиП

42476,2

44124,6

44124,6

57249,4

57249,4

245224,2

Итого:

42476,2

44124,6

44124,6

57249,4

57249,4

245224,2

____________

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: - Бюллетень органов местного самоуправления города Новосибирска № 8 от 04.03.2021, - Бюллетень органов местного самоуправления города Новосибирска № 49 от 29.10.2020
Рубрики правового классификатора: 040.000.000 РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ, 040.060.000 Регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать