Основная информация
Дата опубликования: | 26 октября 2001г. |
Номер документа: | 3017 |
Текущая редакция: | 2 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПО РЫНКУ ЦЕННЫХ БУМАГ |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В0103242В0304235
В200103242
ОПУБЛИКОВАНО:
РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА, 21.11.2001, N 228, СТР. 11
БЮЛЛЕТЕНЬ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, 26.11.2001, N 48, СТР. 54
ЗАРЕГИСТРИРОВАНО В МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ РФ 12.11.2001 ПОД N 3017
ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПО РЫНКУ ЦЕННЫХ БУМАГ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
26.10.2001 N 28
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О СИСТЕМЕ КОНТРОЛЯ ОРГАНИЗАТОРОВ ТОРГОВЛИ НА РЫНКЕ
ЦЕННЫХ БУМАГ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К УЧАСТНИКАМ
ТОРГОВ И ЭМИТЕНТАМ ЦЕННЫХ БУМАГ
<Утрачивает силу с 27 марта 2004 г.: постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 26 декабря 2003 г. N 03-54/пс; НГР:В0304235>
В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 42 и пунктом 3 статьи 44 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 1918; 1998, N 48, ст. 5857; 1999, N 28, ст. 3472; 2001, N 33, ст. 3424) Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение о системе контроля организаторов торговли на рынке ценных бумаг и дополнительных требованиях к участникам торгов и эмитентам ценных бумаг.
Председатель
И.КОСТИКОВ
Утверждено
Постановлением
Федеральной комиссии
по рынку ценных бумаг
от 26.10.2001 N 28
ПОЛОЖЕНИЕ
О СИСТЕМЕ КОНТРОЛЯ ОРГАНИЗАТОРОВ ТОРГОВЛИ
НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ
К УЧАСТНИКАМ ТОРГОВ И ЭМИТЕНТАМ ЦЕННЫХ БУМАГ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение регулирует отношения, связанные с осуществлением организаторами торговли на рынке ценных бумаг (далее - организаторы торговли) контроля за сделками с ценными бумагами, заключенными через организаторов торговли в течение торговой сессии, а также участниками торгов и эмитентами, ценные бумаги которых включены в котировальные листы организатора торговли.
1.2. В целях снижения рисков на рынке ценных бумаг организаторы торговли обязаны создать и обеспечить функционирование системы контроля за сделками с ценными бумагами, заключенными через организаторов торговли в течение торговой сессии, а также за участниками торгов и эмитентами, ценные бумаги которых включены в котировальные листы организатора торговли. Для осуществления указанного контроля организаторами торговли формируются отдельные подразделения (назначаются уполномоченные сотрудники) и создаются автоматизированные системы, обеспечивающие непрерывное в течение торговой сессии отслеживание организатором торговли цен, объемов и характера регистрируемых заявок и сделок в торговой системе (далее - мониторинг).
Целью мониторинга является выявление сделок, в том числе срочных сделок на рынке ценных бумаг, в обычном режиме торговли, при котором информация о совершаемых сделках между участниками торговой сессии используется при расчете фондовых индексов и средневзвешенных цен финансовых инструментов, цена и объем которых или иные условия, в том числе с учетом предыдущих заявок и сделок, подпадают под установленные настоящим Положением сочетания критериев (нестандартные сделки).
1.3. Мониторинг и контроль в торговой системе ведутся организаторами торговли по предусмотренным настоящим Положением критериям нестандартных сделок, квалифицируемых таковыми при одновременном достижении установленных Таблицей критериев нестандартных сделок (приложение 1) сочетаний критериев и их параметров. Сочетания критериев и их параметры разрабатываются непосредственно организаторами торговли и подлежат регистрации в Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (далее - Федеральная комиссия). Нестандартные сделки проверяются организаторами торговли на предмет совершения действия участником (участниками) торгов, в том числе выставление заявки, совершение сделки, распространение ложной информации, создающего видимость или способствующего действительному повышению или понижению цен и (или) торговой активности на рынке ценных бумаг, которое вводит в заблуждение участников рынка ценных бумаг, инвесторов, эмитентов относительно уровня цен и (или) ликвидности рынка (далее манипулирование ценами) или на предмет использования при их совершении служебной информации.
1.4. Контроль за участниками торгов и эмитентами осуществляется путем сбора и анализа финансовой и иной отчетности и сведений, информации об обязательствах, существенных фактах и событиях, указанных в настоящем Положении и иных нормативных актах Федеральной комиссии.
1.5. Структура и организация функционирования системы контроля организаторов торговли определяются следующими документами организаторов торговли:
регламентом мониторинга и контроля за сделками с ценными бумагами во всех режимах торгов, участниками торгов и эмитентами;
порядком проведения проверок нестандартных сделок;
перечнем мер, направленных на предотвращение манипулирования ценами;
перечнем мер, направленных на предотвращение неправомерного использования служебной информации;
кодексом мер дисциплинарного воздействия на участников торгов при нарушениях ими правил, иных документов организатора торговли;
таблицей критериев нестандартных сделок.
Указанные документы, а также изменения и дополнения к ним до вступления их в силу представляются организаторами торговли для обязательной регистрации в Федеральную комиссию. Федеральная комиссия принимает решение о регистрации или отказе в регистрации таких документов не позднее 60 дней, а изменений и дополнений к ним - не позднее 30 дней после поступления. Федеральная комиссия направляет организатору торговли один экземпляр указанных документов, а также изменений и дополнений к ним, с отметкой о регистрации или письменное уведомление с указанием причин отказа в регистрации не позднее 5 дней после принятия соответствующего решения.
2. Требования к системе мониторинга и контроля
выставляемых заявок и совершаемых сделок
в торговой системе
2.1. Система мониторинга и контроля выставляемых заявок и совершаемых сделок в торговой системе должна технически обеспечивать:
2.1.1. Ведение мониторинга и контроля по следующим критериям:
отклонение цены сделки от цены открытия на установленную величину;
отклонение цены сделки от цены закрытия предыдущих торгов на установленную величину;
отклонение цены заявки (сделки) от цены последней сделки на установленную величину;
отклонение цены сделки от средневзвешенной цены на установленную величину;
отклонение сводного фондового индекса на установленную величину;
ряд сделок участника торгов, ведущий к изменению цены в одном направлении;
сделки, заключаемые участником торгов за свой счет, в которых этот участник одновременно является продавцом и покупателем ценных бумаг (кросс - сделки);
сделки между участниками торгов, при которых стороны таких сделок меняются, выступая в качестве то продавцов, то покупателей (взаимные сделки);
неоднократное изменение и удаление заявок одним участником торгов;
превышение объема сделок участника торгов за торговую сессию установленного процента от общего объема торгов по ценной бумаге;
отклонение объема сделок участника торгов по ценной бумаге за торговую сессию от среднего значения такого оборота для этого участника торгов на установленную величину;
внесение заявок участником торгов после закрытия торговой сессии.
2.1.2. Режим непрерывного поступления информации о текущем состоянии хода торгов и нестандартных сделках на удаленный терминал, устанавливаемый в Федеральной комиссии, с возможностью взаимного информационного обмена и отображением вводимой Федеральной комиссией информации о принятых решениях по вопросам регулирования рынка ценных бумаг, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и нормативных актов о ценных бумагах на контрольном мониторе торговой системы.
Указанная в данном пункте информация передается всем организаторам торговли одновременно согласно установленной между Федеральной комиссией и организатором торговли процедуре.
2.2. Параметры вышеназванных критериев устанавливаются в зависимости от:
периода торгового дня (открытия, торговли, закрытия);
статуса ценной бумаги (допущенные к торгам, включенные в котировальный лист второго уровня, включенные в котировальный лист первого уровня).
2.3. Организатор торговли вправе в установленном пунктом 1.5 порядке настоящего Положения исключить или добавить в Таблицу критериев нестандартных сделок сочетания критериев, при которых сделки квалифицируются как нестандартные.
3. Требования к системе контроля участников
торгов и эмитентов
3.1. Контроль участников торгов и эмитентов, ценные бумаги которых включены в котировальные листы организатора торговли, осуществляется на основе анализа предоставляемых ими сведений и документов в установленные организатором торговли сроки.
3.2. Участники торгов обязаны в дополнение к документам, установленным законодательством Российской Федерации и нормативными актами Федеральной комиссии, предоставлять организатору торговли следующие сведения и документы:
установленную нормативными актами Федеральной комиссии отчетность и сведения в отношении проведенных сделок;
еженедельно расчет собственных средств (капитала) и обязательств;
ежеквартально установленную законодательством Российской Федерации бухгалтерскую отчетность с приложениями;
копию аудиторского заключения, подготавливаемого в установленных законодательством случаях, в установленный организатором торговли срок;
запрошенные организатором торговли в ходе проведения проверки нестандартных сделок, прямо или косвенно касающиеся таких сделок, в установленный организатором торговли срок;
заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих полномочия должностных лиц участника на подписание от его имени любых документов, а также документы, подтверждающие образцы подписей таких должностных лиц;
иные документы и сведения, установленные правилами организатора торговли.
3.3. Эмитенты, ценные бумаги которых включены в котировальные листы, обязаны в дополнение к установленным законодательством Российской Федерации и нормативными актами Федеральной комиссии предоставлять организатору торговли следующие документы и сведения:
ежеквартально установленную законодательством о ценных бумагах отчетность и бухгалтерскую отчетность с приложениями;
запрошенные в ходе проведения проверки нестандартных сделок, прямо или косвенно касающиеся таких сделок, в установленный организатором торговли срок.
4. Требования к организаторам торговли
4.1. Организаторы торговли обязаны:
выявлять в ходе торговой сессии все нестандартные сделки;
проверять нестандартные сделки на предмет манипулирования ценами и использования служебной информации;
проверять нестандартные сделки на предмет нарушении Правил организатора торговли;
раскрывать в установленном порядке полученные от эмитентов или участников торгов сообщения о существенных событиях и действиях, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитентов;
контролировать соблюдение участниками торгов установленных нормативными актами Федеральной комиссии показателей и нормативов.
4.2. Организаторы торговли обязаны представлять в Федеральную комиссию:
ежедневно сведения о всех выявленных в ходе торговой сессии нестандартных сделках;
ежедневно сведения о нарушениях участниками торгов установленных нормативными актами Федеральной комиссии показателей и нормативов;
не позднее следующего дня после окончания проверки нестандартной сделки отчет о ее результатах;
в тот же день сведения о приостановлении участия или исключении участника торгов;
незамедлительно информацию о принятии решения о приостановлении торгов по ценным бумагам (в том числе по одной ценной бумаге).
Указанные сведения представляются по средствам электронной связи, а по указанию Федеральной комиссии - в документарном виде.
5. Порядок действий организаторов торговли
при выявлении нестандартных сделок
5.1. При выявлении нестандартной сделки подразделение контроля (уполномоченные сотрудники) организатора торговли осуществляет анализ возможных причин ее появления и проводит проверку такой сделки. При этом организатор торговли вправе проанализировать документы и сведения, полученные от контрагентов по нестандартной сделке, эмитента ценных бумаг и маркет-мейкеров по этой ценной бумаге.
5.2. Если в ходе проверки нестандартной сделки выявляется, что полномочий организатора торговли для установления правомерности действий сторон по сделке недостаточно либо ему оказывается противодействие в проведении проверки, организатор торговли направляет все имеющиеся материалы анализа в Федеральную комиссию.
5.3. При наличии оснований квалифицировать нестандартную сделку как нарушение Правил организатора торговли организатор торговли направляет материалы проверки в дисциплинарный комитет (комиссию) для вынесения решения и принятия мер к участникам торгов сторонам такой сделки.
5.4. О принятых мерах воздействия к участникам торгов за нарушения Правил организатора торговли организаторы торговли извещают Федеральную комиссию не позднее следующего дня после принятия решения.
Если полномочия организатора торговли не позволяют применить санкции к участнику, нарушившему Правила организатора торговли, организатор торговли направляет все имеющиеся материалы проверки в Федеральную комиссию.
Приложение
ТАБЛИЦА КРИТЕРИЕВ
НЕСТАНДАРТНЫХ СДЕЛОК
__________________________________________________________________
| Нестандартные сделки | Ценные бумаги |
|(одновременное совпадение критериев,|___________________________|
| как ниже указано) |допущен-|котиров. |котиров.|
| |ные к | лист 2 | лист 1 |
| |торгам | уровня | уровня |
|____________________________________|________|_________|________|
|1. Отклонение цены сделки от цены| | | |
| последней сделки на ...% | | | |
|2. Отклонение сводного фондового| | | |
| индекса на ...% | | | |
|____________________________________|________|_________|________|
|1. Отклонение цены сделки в период| | | |
| открытия от цены закрытия на ...%| | | |
|2. Отклонение сводного фондового| | | |
| индекса на ...% | | | |
|____________________________________|________|_________|________|
|1. Отклонение цены сделки от цены| | | |
| открытия на ...% | | | |
|2. Отклонение сводного фондового| | | |
| индекса на ...% | | | |
|____________________________________|________|_________|________|
|1. Число кросс-сделок участника | | | |
|2. Число сделок участника, ведущих к| | | |
| изменению цены в одном| | | |
| направлении | | | |
|____________________________________|________|_________|________|
|1. Объем сделок участника по ценной| | | |
| бумаге за торговую сессию от| | | |
| общего объема составил более ...%| | | |
|2. Отклонение объема сделок| | | |
| участника от среднего значения| | | |
| его объема за последние ... дней| | | |
| на ...% | | | |
|____________________________________|________|_________|________|
|1. Число сделок участника, ведущих к| | | |
| изменению цены в одном| | | |
| направлении | | | |
|2. Число изменений и удалений заявок| | | |
| участником | | | |
|3. Отклонение цены заявки от цены| | | |
| последней сделки на ...% | | | |
|____________________________________|________|_________|________|
|1. Объем сделок участника по ценной| | | |
| бумаге за торговую сессию от| | | |
| общего объема составил более ...%| | | |
|2. Число взаимных сделок между двумя| | | |
| участниками | | | |
|____________________________________|________|_________|________|
|1. Отклонение цены заявки от цены| | | |
| последней сделки на ...% | | | |
|2. Отклонение цены сделки от цены| | | |
| последней сделки на ...% | | | |
|3. Число кросс-сделок | | | |
|____________________________________|________|_________|________|
|1. Отклонение цены сделки от цены| | | |
| открытия на ...% | | | |
|2. Объем сделок участника по ценной| | | |
| бумаге за торговую сессию от| | | |
| общего объема составил более ...%| | | |
|____________________________________|________|_________|________|
|1. Отклонение цены сделки от цены| | | |
| закрытия на ...% | | | |
|2. Объем сделок участника по ценной| | | |
| бумаге за торговую сессию от| | | |
| общего объема составил более ...%| | | |
|____________________________________|________|_________|________|
|1. Отклонение цены сделки от| | | |
| средневзвешенной цены на ...% | | | |
|2. Объем сделок участника по ценной| | | |
| бумаге за торговую сессию от| | | |
| общего объема составил более ...%| | | |
|____________________________________|________|_________|________|
|1. Отклонение цены сделки от цены| | | |
| (открытия, закрытия,| | | |
| средневзвешенной) на ...% | | | |
|2. Отклонение сводного фондового| | | |
| индекса на ...% | | | |
|3. Объем сделок участника по ценной| | | |
| бумаге за торговую сессию от| | | |
| общего объема составил более ...%| | | |
|____________________________________|________|_________|________|
Примечание. Все критерии применяются в отношении торговли ценными бумагами одного вида, категории (типа) конкретного эмитента.
[отформатировано: 28.11.2001 редактор НЦПИ - Батунина Г.П.]
[проверено: 07.12.2001 редактор НЦПИ - Вендер О.А.]
[ТРТ: 19.03.2004 юрист НЦПИ - Городничая Н.Н.]
В0103242В0304235
В200103242
ОПУБЛИКОВАНО:
РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА, 21.11.2001, N 228, СТР. 11
БЮЛЛЕТЕНЬ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, 26.11.2001, N 48, СТР. 54
ЗАРЕГИСТРИРОВАНО В МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ РФ 12.11.2001 ПОД N 3017
ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПО РЫНКУ ЦЕННЫХ БУМАГ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
26.10.2001 N 28
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О СИСТЕМЕ КОНТРОЛЯ ОРГАНИЗАТОРОВ ТОРГОВЛИ НА РЫНКЕ
ЦЕННЫХ БУМАГ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К УЧАСТНИКАМ
ТОРГОВ И ЭМИТЕНТАМ ЦЕННЫХ БУМАГ
<Утрачивает силу с 27 марта 2004 г.: постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 26 декабря 2003 г. N 03-54/пс; НГР:В0304235>
В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 42 и пунктом 3 статьи 44 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 1918; 1998, N 48, ст. 5857; 1999, N 28, ст. 3472; 2001, N 33, ст. 3424) Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение о системе контроля организаторов торговли на рынке ценных бумаг и дополнительных требованиях к участникам торгов и эмитентам ценных бумаг.
Председатель
И.КОСТИКОВ
Утверждено
Постановлением
Федеральной комиссии
по рынку ценных бумаг
от 26.10.2001 N 28
ПОЛОЖЕНИЕ
О СИСТЕМЕ КОНТРОЛЯ ОРГАНИЗАТОРОВ ТОРГОВЛИ
НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ
К УЧАСТНИКАМ ТОРГОВ И ЭМИТЕНТАМ ЦЕННЫХ БУМАГ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение регулирует отношения, связанные с осуществлением организаторами торговли на рынке ценных бумаг (далее - организаторы торговли) контроля за сделками с ценными бумагами, заключенными через организаторов торговли в течение торговой сессии, а также участниками торгов и эмитентами, ценные бумаги которых включены в котировальные листы организатора торговли.
1.2. В целях снижения рисков на рынке ценных бумаг организаторы торговли обязаны создать и обеспечить функционирование системы контроля за сделками с ценными бумагами, заключенными через организаторов торговли в течение торговой сессии, а также за участниками торгов и эмитентами, ценные бумаги которых включены в котировальные листы организатора торговли. Для осуществления указанного контроля организаторами торговли формируются отдельные подразделения (назначаются уполномоченные сотрудники) и создаются автоматизированные системы, обеспечивающие непрерывное в течение торговой сессии отслеживание организатором торговли цен, объемов и характера регистрируемых заявок и сделок в торговой системе (далее - мониторинг).
Целью мониторинга является выявление сделок, в том числе срочных сделок на рынке ценных бумаг, в обычном режиме торговли, при котором информация о совершаемых сделках между участниками торговой сессии используется при расчете фондовых индексов и средневзвешенных цен финансовых инструментов, цена и объем которых или иные условия, в том числе с учетом предыдущих заявок и сделок, подпадают под установленные настоящим Положением сочетания критериев (нестандартные сделки).
1.3. Мониторинг и контроль в торговой системе ведутся организаторами торговли по предусмотренным настоящим Положением критериям нестандартных сделок, квалифицируемых таковыми при одновременном достижении установленных Таблицей критериев нестандартных сделок (приложение 1) сочетаний критериев и их параметров. Сочетания критериев и их параметры разрабатываются непосредственно организаторами торговли и подлежат регистрации в Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (далее - Федеральная комиссия). Нестандартные сделки проверяются организаторами торговли на предмет совершения действия участником (участниками) торгов, в том числе выставление заявки, совершение сделки, распространение ложной информации, создающего видимость или способствующего действительному повышению или понижению цен и (или) торговой активности на рынке ценных бумаг, которое вводит в заблуждение участников рынка ценных бумаг, инвесторов, эмитентов относительно уровня цен и (или) ликвидности рынка (далее манипулирование ценами) или на предмет использования при их совершении служебной информации.
1.4. Контроль за участниками торгов и эмитентами осуществляется путем сбора и анализа финансовой и иной отчетности и сведений, информации об обязательствах, существенных фактах и событиях, указанных в настоящем Положении и иных нормативных актах Федеральной комиссии.
1.5. Структура и организация функционирования системы контроля организаторов торговли определяются следующими документами организаторов торговли:
регламентом мониторинга и контроля за сделками с ценными бумагами во всех режимах торгов, участниками торгов и эмитентами;
порядком проведения проверок нестандартных сделок;
перечнем мер, направленных на предотвращение манипулирования ценами;
перечнем мер, направленных на предотвращение неправомерного использования служебной информации;
кодексом мер дисциплинарного воздействия на участников торгов при нарушениях ими правил, иных документов организатора торговли;
таблицей критериев нестандартных сделок.
Указанные документы, а также изменения и дополнения к ним до вступления их в силу представляются организаторами торговли для обязательной регистрации в Федеральную комиссию. Федеральная комиссия принимает решение о регистрации или отказе в регистрации таких документов не позднее 60 дней, а изменений и дополнений к ним - не позднее 30 дней после поступления. Федеральная комиссия направляет организатору торговли один экземпляр указанных документов, а также изменений и дополнений к ним, с отметкой о регистрации или письменное уведомление с указанием причин отказа в регистрации не позднее 5 дней после принятия соответствующего решения.
2. Требования к системе мониторинга и контроля
выставляемых заявок и совершаемых сделок
в торговой системе
2.1. Система мониторинга и контроля выставляемых заявок и совершаемых сделок в торговой системе должна технически обеспечивать:
2.1.1. Ведение мониторинга и контроля по следующим критериям:
отклонение цены сделки от цены открытия на установленную величину;
отклонение цены сделки от цены закрытия предыдущих торгов на установленную величину;
отклонение цены заявки (сделки) от цены последней сделки на установленную величину;
отклонение цены сделки от средневзвешенной цены на установленную величину;
отклонение сводного фондового индекса на установленную величину;
ряд сделок участника торгов, ведущий к изменению цены в одном направлении;
сделки, заключаемые участником торгов за свой счет, в которых этот участник одновременно является продавцом и покупателем ценных бумаг (кросс - сделки);
сделки между участниками торгов, при которых стороны таких сделок меняются, выступая в качестве то продавцов, то покупателей (взаимные сделки);
неоднократное изменение и удаление заявок одним участником торгов;
превышение объема сделок участника торгов за торговую сессию установленного процента от общего объема торгов по ценной бумаге;
отклонение объема сделок участника торгов по ценной бумаге за торговую сессию от среднего значения такого оборота для этого участника торгов на установленную величину;
внесение заявок участником торгов после закрытия торговой сессии.
2.1.2. Режим непрерывного поступления информации о текущем состоянии хода торгов и нестандартных сделках на удаленный терминал, устанавливаемый в Федеральной комиссии, с возможностью взаимного информационного обмена и отображением вводимой Федеральной комиссией информации о принятых решениях по вопросам регулирования рынка ценных бумаг, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и нормативных актов о ценных бумагах на контрольном мониторе торговой системы.
Указанная в данном пункте информация передается всем организаторам торговли одновременно согласно установленной между Федеральной комиссией и организатором торговли процедуре.
2.2. Параметры вышеназванных критериев устанавливаются в зависимости от:
периода торгового дня (открытия, торговли, закрытия);
статуса ценной бумаги (допущенные к торгам, включенные в котировальный лист второго уровня, включенные в котировальный лист первого уровня).
2.3. Организатор торговли вправе в установленном пунктом 1.5 порядке настоящего Положения исключить или добавить в Таблицу критериев нестандартных сделок сочетания критериев, при которых сделки квалифицируются как нестандартные.
3. Требования к системе контроля участников
торгов и эмитентов
3.1. Контроль участников торгов и эмитентов, ценные бумаги которых включены в котировальные листы организатора торговли, осуществляется на основе анализа предоставляемых ими сведений и документов в установленные организатором торговли сроки.
3.2. Участники торгов обязаны в дополнение к документам, установленным законодательством Российской Федерации и нормативными актами Федеральной комиссии, предоставлять организатору торговли следующие сведения и документы:
установленную нормативными актами Федеральной комиссии отчетность и сведения в отношении проведенных сделок;
еженедельно расчет собственных средств (капитала) и обязательств;
ежеквартально установленную законодательством Российской Федерации бухгалтерскую отчетность с приложениями;
копию аудиторского заключения, подготавливаемого в установленных законодательством случаях, в установленный организатором торговли срок;
запрошенные организатором торговли в ходе проведения проверки нестандартных сделок, прямо или косвенно касающиеся таких сделок, в установленный организатором торговли срок;
заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих полномочия должностных лиц участника на подписание от его имени любых документов, а также документы, подтверждающие образцы подписей таких должностных лиц;
иные документы и сведения, установленные правилами организатора торговли.
3.3. Эмитенты, ценные бумаги которых включены в котировальные листы, обязаны в дополнение к установленным законодательством Российской Федерации и нормативными актами Федеральной комиссии предоставлять организатору торговли следующие документы и сведения:
ежеквартально установленную законодательством о ценных бумагах отчетность и бухгалтерскую отчетность с приложениями;
запрошенные в ходе проведения проверки нестандартных сделок, прямо или косвенно касающиеся таких сделок, в установленный организатором торговли срок.
4. Требования к организаторам торговли
4.1. Организаторы торговли обязаны:
выявлять в ходе торговой сессии все нестандартные сделки;
проверять нестандартные сделки на предмет манипулирования ценами и использования служебной информации;
проверять нестандартные сделки на предмет нарушении Правил организатора торговли;
раскрывать в установленном порядке полученные от эмитентов или участников торгов сообщения о существенных событиях и действиях, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитентов;
контролировать соблюдение участниками торгов установленных нормативными актами Федеральной комиссии показателей и нормативов.
4.2. Организаторы торговли обязаны представлять в Федеральную комиссию:
ежедневно сведения о всех выявленных в ходе торговой сессии нестандартных сделках;
ежедневно сведения о нарушениях участниками торгов установленных нормативными актами Федеральной комиссии показателей и нормативов;
не позднее следующего дня после окончания проверки нестандартной сделки отчет о ее результатах;
в тот же день сведения о приостановлении участия или исключении участника торгов;
незамедлительно информацию о принятии решения о приостановлении торгов по ценным бумагам (в том числе по одной ценной бумаге).
Указанные сведения представляются по средствам электронной связи, а по указанию Федеральной комиссии - в документарном виде.
5. Порядок действий организаторов торговли
при выявлении нестандартных сделок
5.1. При выявлении нестандартной сделки подразделение контроля (уполномоченные сотрудники) организатора торговли осуществляет анализ возможных причин ее появления и проводит проверку такой сделки. При этом организатор торговли вправе проанализировать документы и сведения, полученные от контрагентов по нестандартной сделке, эмитента ценных бумаг и маркет-мейкеров по этой ценной бумаге.
5.2. Если в ходе проверки нестандартной сделки выявляется, что полномочий организатора торговли для установления правомерности действий сторон по сделке недостаточно либо ему оказывается противодействие в проведении проверки, организатор торговли направляет все имеющиеся материалы анализа в Федеральную комиссию.
5.3. При наличии оснований квалифицировать нестандартную сделку как нарушение Правил организатора торговли организатор торговли направляет материалы проверки в дисциплинарный комитет (комиссию) для вынесения решения и принятия мер к участникам торгов сторонам такой сделки.
5.4. О принятых мерах воздействия к участникам торгов за нарушения Правил организатора торговли организаторы торговли извещают Федеральную комиссию не позднее следующего дня после принятия решения.
Если полномочия организатора торговли не позволяют применить санкции к участнику, нарушившему Правила организатора торговли, организатор торговли направляет все имеющиеся материалы проверки в Федеральную комиссию.
Приложение
ТАБЛИЦА КРИТЕРИЕВ
НЕСТАНДАРТНЫХ СДЕЛОК
__________________________________________________________________
| Нестандартные сделки | Ценные бумаги |
|(одновременное совпадение критериев,|___________________________|
| как ниже указано) |допущен-|котиров. |котиров.|
| |ные к | лист 2 | лист 1 |
| |торгам | уровня | уровня |
|____________________________________|________|_________|________|
|1. Отклонение цены сделки от цены| | | |
| последней сделки на ...% | | | |
|2. Отклонение сводного фондового| | | |
| индекса на ...% | | | |
|____________________________________|________|_________|________|
|1. Отклонение цены сделки в период| | | |
| открытия от цены закрытия на ...%| | | |
|2. Отклонение сводного фондового| | | |
| индекса на ...% | | | |
|____________________________________|________|_________|________|
|1. Отклонение цены сделки от цены| | | |
| открытия на ...% | | | |
|2. Отклонение сводного фондового| | | |
| индекса на ...% | | | |
|____________________________________|________|_________|________|
|1. Число кросс-сделок участника | | | |
|2. Число сделок участника, ведущих к| | | |
| изменению цены в одном| | | |
| направлении | | | |
|____________________________________|________|_________|________|
|1. Объем сделок участника по ценной| | | |
| бумаге за торговую сессию от| | | |
| общего объема составил более ...%| | | |
|2. Отклонение объема сделок| | | |
| участника от среднего значения| | | |
| его объема за последние ... дней| | | |
| на ...% | | | |
|____________________________________|________|_________|________|
|1. Число сделок участника, ведущих к| | | |
| изменению цены в одном| | | |
| направлении | | | |
|2. Число изменений и удалений заявок| | | |
| участником | | | |
|3. Отклонение цены заявки от цены| | | |
| последней сделки на ...% | | | |
|____________________________________|________|_________|________|
|1. Объем сделок участника по ценной| | | |
| бумаге за торговую сессию от| | | |
| общего объема составил более ...%| | | |
|2. Число взаимных сделок между двумя| | | |
| участниками | | | |
|____________________________________|________|_________|________|
|1. Отклонение цены заявки от цены| | | |
| последней сделки на ...% | | | |
|2. Отклонение цены сделки от цены| | | |
| последней сделки на ...% | | | |
|3. Число кросс-сделок | | | |
|____________________________________|________|_________|________|
|1. Отклонение цены сделки от цены| | | |
| открытия на ...% | | | |
|2. Объем сделок участника по ценной| | | |
| бумаге за торговую сессию от| | | |
| общего объема составил более ...%| | | |
|____________________________________|________|_________|________|
|1. Отклонение цены сделки от цены| | | |
| закрытия на ...% | | | |
|2. Объем сделок участника по ценной| | | |
| бумаге за торговую сессию от| | | |
| общего объема составил более ...%| | | |
|____________________________________|________|_________|________|
|1. Отклонение цены сделки от| | | |
| средневзвешенной цены на ...% | | | |
|2. Объем сделок участника по ценной| | | |
| бумаге за торговую сессию от| | | |
| общего объема составил более ...%| | | |
|____________________________________|________|_________|________|
|1. Отклонение цены сделки от цены| | | |
| (открытия, закрытия,| | | |
| средневзвешенной) на ...% | | | |
|2. Отклонение сводного фондового| | | |
| индекса на ...% | | | |
|3. Объем сделок участника по ценной| | | |
| бумаге за торговую сессию от| | | |
| общего объема составил более ...%| | | |
|____________________________________|________|_________|________|
Примечание. Все критерии применяются в отношении торговли ценными бумагами одного вида, категории (типа) конкретного эмитента.
[отформатировано: 28.11.2001 редактор НЦПИ - Батунина Г.П.]
[проверено: 07.12.2001 редактор НЦПИ - Вендер О.А.]
[ТРТ: 19.03.2004 юрист НЦПИ - Городничая Н.Н.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | БЮЛЛЕТЕНЬ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ № 48 от 26.11.2001 Стр. 54, РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА № 228 от 21.11.2001 Стр. 11 |
Рубрики правового классификатора: | 030.000.000 Гражданское право, 030.050.000 Объекты гражданских прав, 030.050.050 Ценные бумаги (см. также 080.120.010), 080.000.000 Финансы, 080.120.000 Ценные бумаги. Рынок ценных бумаг, 080.120.010 Виды ценных бумаг (см. также 030.050.050) |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: