Основная информация

Дата опубликования: 25 октября 2021г.
Номер документа: RU42024307202100339
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Москва
Принявший орган: Администрация Березовского городского округа
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты муниципальных образований
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



АДМИНИСТРАЦИЯ БЕРЕЗОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25.10.2021 №934

Об утверждении основных направлений долговой политики Березовского городского округа на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов

В соответствии с пунктом 13 статьи 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в целях эффективного управления муниципальным долгом Березовского городского округа и принятия мер по снижению долговой нагрузки

п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить основные направления долговой политики Березовского городского округа на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов согласно приложению к постановлению.

2. И.о.начальника организационного отдела администрации Березовского городского округа Черных Г.В. обеспечить опубликование настоящего постановления в сетевом издании «Вестник Березовского городского округа Кемеровской области».

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы Березовского городского округа по экономике и финансам Апанасенко Ю.В.

4. Постановление вступает в силу после официального опубликования.

И.о. главы Березовского городского округа

К.С.Безумов

Приложение

к постановлению администрации

Березовского городского округа

от 25.10.2021 №934

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

долговой политики Березовского городского округа на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов

1. Общие положения

Основные направления долговой политики Березовского городского округа на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов (далее - долговая политика городского округа) определяют основные цели и мероприятия по управлению муниципальным долгом Березовского городского округа.

Долговая политика городского округа является составной частью бюджетной политики и определяет стратегию эффективного управления муниципальным долгом Березовского городского округа.

Долговая политика городского округа реализуется с учетом мероприятий, предусмотренных Стратегией социально-экономического развития Березовского городского округа до 2035 года, программой финансового оздоровления Березовского городского округа на 2019 - 2024 годы, утвержденной постановлением администрации Березовского городского округа от 10.03.2020 №237 «Об утверждении Программы финансового оздоровления Березовского городского округа на 2019 - 2024 годы» (далее - Программа оздоровления муниципальных финансов), а также муниципальной программой «Управление муниципальными финансами Березовского городского округа», утвержденной постановлением администрации Березовского городского округа от 23.06.2014 №373 (с учетом изменений и дополнений).

Долговая политика городского округ направлена на:

1) обеспечение финансирования дефицита бюджета Березовского городского округа;

2) своевременное и полное исполнение долговых обязательств бюджета Березовского городского округа;

3) обеспечение поддержания расходов на обслуживание муниципального долга в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, и в соответствии с решением о бюджете Березовского городского округа на текущий финансовый год и на плановый период;

4) минимизацию стоимости обслуживания муниципального долга Березовского городского округа;

5) гибкое реагирование на изменяющиеся условия финансовых рынков и использование наиболее благоприятных источников и форм заимствований;

6) соблюдение показателей и индикаторов, установленных Программой оздоровления муниципальных финансов.

2. Итоги реализации долговой политики Березовского городского округа

В течение предыдущих лет в Березовском городском округе планомерно велась работа по сохранению объема муниципального долга на безопасном уровне, достижению равномерного распределения во времени платежей по погашению и обслуживанию муниципального долга, а также удешевлению стоимости обслуживания долговых обязательств.

Динамика муниципального долга Березовского городского округа в 2017 - 2020 годах

Показатели

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

Объем муниципального долга, млн. рублей

50,6

46,0

56,0

68,8

Прирост муниципального долга, млн. рублей

-75,3

-4,6

+10,0

+12,8

Темпы роста муниципального долга, %

-59,8

-9,1

+21,7

+22,9

Обслуживание муниципального долга, млн. рублей

3,9

3,6

4,4

4,7

Общий объем поступления налоговых, неналоговых доходов, за исключением дополнительного норматива по налогу на доходы физических лиц, млн. рублей

211,5

236,5

219,1

197,4

Отношение объема муниципального долга к налоговым и неналоговым доходам бюджета, за исключением дополнительного норматива по налогу на доходы физических лиц, %

23,9

19,5

25,6

34,9

Бюджета Березовского городского округа характеризуется высоким уровнем дефицита. При этом в предыдущих периодах рост размера муниципального долга происходил неравномерно. Так в течение 2017 и 2018 годов муниципальный долг уменьшился на 75,9 млн. рублей за счет погашения задолженности по бюджетным кредитам в рамках проведенной реструктуризации платежей. Перед кредитными организациями долг сократился на 8% или на 4 млн. рублей. В связи с этим уменьшилась сумма расходов на обслуживание муниципального долга. Сохранение высокого уровня долговой нагрузки и увеличение доли коммерческих кредитов привело к необходимости удержания консервативной бюджетной политики при исполнении бюджета Березовского городского округа.

В 2019 году наличие обязательств социального и инвестиционного характера, неисполнение которых в силу их социальной значимости для жизнедеятельности городского округа при недостаточном объеме собственных доходов могло повлечь негативные последствия, потребовало привлечения кредитных ресурсов на обеспечение покрытия кассового разрыва при исполнении бюджета городского округа. В итоге размер муниципального долга городского округа вырос на 21,7% или на 10,0 млн. рублей за счет привлечения кредитных ресурсов коммерческих банков и составил 56,0 млн. рублей. Расходы на обслуживание муниципального долга составили 4,4 млн. рублей.

Структура муниципального долга в 2017 - 2020 годах

Показатели

Единицы измерения

на 01.01.2018

на 01.01.2019

на 01.01.2020

на 01.01.2021

Кредиты кредитных организаций

млн. руб.

50,0

46,0

56,0

68,8

%

98,8

100,0

100,0

100,0

Бюджетные кредиты

млн. руб.

0,6

0,0

0,0

0,0

%

1,2

0,0

0,0

0,0

Объем муниципального долга

млн. руб.

50,6

46,0

56,0

68,8

%

100,0

100,0

100,0

100,0

Наиболее высокий уровень муниципального долга отмечен по итогам исполнения за 2020 год, когда наблюдалось значительное снижение поступления налоговых и неналоговых доходов в бюджет Березовского городского округа в связи со снижением экономической активности крупных предприятий города. С целью финансирования сложившегося дефицита для обеспечения в полном объеме принятых расходных обязательств и сбалансированности бюджета Березовского городского округа были увеличены заимствования, что привело к росту муниципального долга до 68,8 млн. рублей.

По состоянию на 01.01.2021 муниципальный долг Березовского городского округа состоял на 100% из кредитов коммерческих банков.

Погашение кредитов кредитных организаций исполнялось в установленные сроки. В целях снижения расходов на обслуживание муниципального долга применялась практика привлечения бюджетных кредитов в пределах финансового года на пополнение оборотных средств.

3. Текущее состояние муниципального долга Березовского городского округа

В 2020 - 2021 годах на территории Березовского городского округа в целях сокращения дефицита бюджета городского округа, снижения уровня муниципального долга и сокращения расходов на обслуживание муниципального долга на постоянной основе реализуются комплексные меры по росту доходов, повышению эффективности расходов и совершенствованию долговой политики в рамках Программы оздоровления муниципальных финансов.

Поступление доходов в 2020 году составило 1 765,0 млн. рублей, из них налоговых и неналоговых доходов – 347,2 млн. руб., что на 2,3% меньше, чем в 2019 году. При этом расходы бюджета Березовского городского округа по состоянию на 01.01.2021 составили 1 775,8 млн. рублей и сократились к уровню 2019 года на 38,7 млн. рублей или на 2,1%.

По состоянию на 01.10.2021 поступление доходов в бюджет Березовского городского округа составило 1 163,1 млн. рублей, что на 95 млн. рублей или на 7,6% ниже уровня соответствующего периода 2020 года. При этом налоговых и неналоговых доходов поступило 265,4 млн. рублей, что на 24,5 млн. рублей или на 10,2% больше поступлений аналогичного периода 2020 года. Бюджетом Березовского городского округа получены значительные выпадающие доходы, связанные с предоставлением преференций субъектам предпринимательства в качестве поддержки в условиях распространения коронавирусной инфекции. Возросло давление на расходную часть бюджета Березовского городского округа, связанное с выполнением майских Указов Президента, выполнением обязательств по софинансированию национальных проектов, а также выполнением мероприятий, направленных на сдерживание распространения коронавирусной инфекции. В результате объем муниципального долга Березовского городского округа с начала 2021 года увеличился на 3,2 млн. рублей или на 4,7% и составил 72 млн. рублей.

С целью удешевления стоимости обслуживания муниципального долга администрацией Березовского городского округа проводились и проводятся электронные аукционы среди кредитных организаций на оказание услуг по открытию кредитных линий для рефинансирования коммерческих кредитов с высокими процентными ставками. По состоянию на 01.01.2020 в результате проведенных аукционов и переговоров с кредитными организациями снижена процентная ставка (средневзвешенная процентная ставка составила 6,36%).

В целях снижения расходов на обслуживание муниципального долга был привлечен бюджетный кредит в сумме 30 млн. рублей на погашение временного кассового разрыва при исполнении бюджета Березовского городского округа.

4. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики

Основными факторами долговой политики Березовского городского округа являются:

1) макроэкономические условия реализации долговой политики Березовского городского округа. Влияние рисков ухудшения внешней экономической ситуации может привести к ухудшению динамики основных экономических показателей, в том числе росту инфляции и снижению темпов экономического роста, снижению объема доходов, что может негативно отразиться на возможности осуществления муниципальных заимствований в нужных объемах и на приемлемых условиях;

2) высокий уровень муниципального долга. При реализации долговой политики Березовском городского округа необходимо стремиться к тому, чтобы объем накопленного муниципального долга, темпы его роста и структура не снижали уровня кредитоспособности (платежеспособности) и возможности обеспечивать социально-экономическое развитие Березовского городского округа;

3) состояние рынка услуг по предоставлению кредитов кредитными организациями. В среднесрочной перспективе кредиты, привлеченные от кредитных организаций, сохранят роль важного источника финансирования дефицита бюджета Березовского городского округа, а также погашения долговых обязательств. Мониторинг рынка финансовых услуг останется важнейшим мероприятием при реализации долговой политики городского округа.

Вне зависимости от макроэкономических условий и состояния рынка финансовых услуг долговая политика Березовского городского округа продолжит характеризоваться:

1) направленностью на обеспечение способности бюджета Березовского городского округа осуществлять муниципальные заимствования на приемлемых условиях и в объемах, необходимых для финансирования дефицита бюджета Березовского городского округа, а также погашения долговых обязательств и решения социально-экономических задач;

2) прозрачной аукционной политикой, постоянным и эффективным информационным взаимодействием с финансовыми организациями.

Долговая политика городского округа должна реализовываться по следующим взаимосвязанным направлениям:

1) планирование объема муниципального долга и расходов бюджета Березовского городского округа на его обслуживание;

2) снижение долговых рисков;

3) активное управление муниципальным долгом Березовского городского округа.

5. Цели и задачи долговой политики

Основными целями долговой политики Березовского городского округа являются:

1) обеспечение сбалансированности бюджета Березовского городского округа при соблюдении ограничений по долговой нагрузке бюджета Березовского городского округа, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;

2) полнота и своевременность исполнения долговых обязательств Березовского городского округа.

Основными задачами долговой политики городского округа являются:

1) сокращение объема муниципального долга и расходов на его обслуживание с учетом результатов исполнения бюджета Березовского городского округа;

2) снижение долговых рисков, гибкое реагирование на изменяющиеся условия рынка финансовых услуг и использование наиболее благоприятных видов муниципальных заимствований (кредиты кредитных организаций, бюджетные кредиты);

3) использование механизмов оперативного управления долговыми обязательствами, в том числе:

оптимизация структуры муниципального долга городского округа по видам и срокам заимствований;

осуществление досрочного погашения долговых обязательств;

привлечение краткосрочных бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете бюджета Березовского городского округа.

Целевые ориентиры долговой политики городского округа в 2022 - 2024 годах должны определяться необходимостью соблюдения долговых обязательств.

При реализации долговой политики городского округа в 2022 - 2024 годах необходимо обеспечить:

1) дефицит бюджета Березовского городского округа на уровне не более 5% от суммы доходов без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений за соответствующий финансовый год;

2) долю общего объема долговых обязательств по кредитам, привлеченным от кредитных организаций, на уровне не более 50% от доходов бюджета Березовского городского округа без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений за соответствующий финансовый год;

3) ограничение расходов на обслуживание муниципального долга на уровне не более 0,7% от общего объема расходов бюджета Березовского городского округа, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы;

4) отсутствие просроченной задолженности по долговым обязательствам Березовского городского округа;

5) привлечение заемных средств в бюджет Березовского городского округа от кредитных организаций исключительно по ставкам на уровне не более, чем уровень ключевой ставки, установленной Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1% годовых.

Целевые показатели (индикаторы) долговой политики Березовского городского округа на 2022 - 2024 годы

№ п/п

Наименование целевого показателя (индикатора)

Плановое значение целевого показателя (индикатора), %

2022 год

2023 год

2024 год

1

2

3

4

5

1

Отношение дефицита бюджета городского округа к доходам без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений

не более 5,0

не более 5,0

не более 5,0

2

Отношение муниципального долга в виде обязательств по кредитам, полученным от кредитных организаций, к доходам бюджета без учета объема безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений

не более 49,7

не более 49,7

не более 49,7

3

Доля расходов на обслуживание муниципального долга в общем объеме расходов бюджета городского округа, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы

не более 0,7

не более 0,7

не более 0,7

4

Доля просроченной задолженности по долговым обязательствам в общем объеме задолженности по долговым обязательствам Березовского городского округа

0,0

0,0

0,0

6. Инструменты реализации долговой политики

Реализация долговой политики городского округа будет осуществляться в условиях ограниченности финансовых ресурсов и растущего давления на расходную часть бюджета Березовского городского округа. Долговая политика городского округа на 2022 - 2024 годы должна реализовываться посредством:

1) увеличения поступлений доходов в бюджет Березовского городского округа и осуществления эффективных расходов, недопущения принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных стабильными источниками доходов, с целью снижения дефицита бюджета Березовского городского округа;

2) сохранения моратория на предоставление муниципальных гарантий Березовского городского округа;

3) осуществления мониторинга соответствия параметров муниципального долга ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации;

4) осуществления мониторинга ситуации на финансовых рынках и проведение операций по рефинансированию долговых обязательств Березовского городского округа, а также замещение рыночных обязательств бюджетными кредитами, предоставленными из областного бюджета;

5) достижения равномерности выплат по обслуживанию и погашению муниципального долга;

6) проведения ежегодного анализа объема и состава задолженности, в том числе с точки зрения сроков погашения, стоимости обслуживания заимствований, влияния на общую платежеспособность бюджета Березовского городского округа.

7. Анализ рисков для бюджета, возникающих в процессе управления муниципальным долгом

Своевременное выявление, контроль и оценка долговых рисков снижают вероятность их наступления и обеспечивают долговую устойчивость бюджета Березовского городского округа.

При управлении долговыми рисками осуществляются:

1) оценка и анализ долговых рисков;

2) формирование долговой стратегии в течение финансового года с учетом оценки и анализа долговых рисков;

3) анализ достижения поставленных целей и реализации задач долговой политики городского округа.

Оценка и анализ долговых рисков позволяют выявить наиболее существенные из них:

1) риск рефинансирования - отсутствие возможности осуществить на приемлемых условиях новые заимствования для своевременного погашения долговых обязательств. В целях оценки риска рефинансирования необходимо на постоянной основе осуществлять мониторинг рынка финансовых услуг;

2) процентный риск - вероятность увеличения суммы расходов бюджета на обслуживание долга вследствие увеличения процентных ставок по кредитам от кредитных организаций.

При реализации долговой политики также необходимо учитывать риск недостаточного поступления доходов в бюджет Березовского городского округа, риск снижения ликвидности рынка финансовых услуг и другие риски, которые прямо или косвенно могут повлиять на характер и направления долговой политики городского округа.

Реализация мер, предусмотренных настоящей долговой политикой, позволит:

поддерживать величину муниципального долга на безопасном уровне;

сохранять финансовую устойчивость бюджета Березовского городского округа;

оптимизировать бюджетные расходы на обслуживание муниципального долга и перераспределять высвобождающиеся ресурсы на решение приоритетных задач бюджетной политики Березовского городского округа.

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 020.000.000 БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, 020.030.000 Сбалансированность бюджетов, 020.030.040 Муниципальный долг (заимствования, ценные бумаги, муниципальные гарантии). Муниципальная долговая книга (см. также 040.020.000)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать