Загрузка страницы

Основная информация

Дата опубликования: 25 апреля 1990г.
Номер документа: С9000220
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР
Раздел на сайте: Законодательство СССР и РСФСР
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа

&C9000220

&C9000220

   Последний изменяющий НА

С9100279

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР

П+О+С+Т+А+Н+О+В+Л+Е+Н+И+Е

от 25 апреля 1990 г. N

1452-1

МОСКВА, КРЕМЛЬ

О ЕДИНОЙ ПРОГРАММЕ ПО

ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИИ

НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС И

СИТУАЦИИ, СВЯЗАННОЙ С ЭТОЙ

АВАРИЕЙ

(См. также.-Постановление

Кабинета Министров СССР от  8  апреля

1991 г. N 164; НГР:С9100279.).

Верховный Совет СССР

отмечает, что авария на Чернобыльской АЭС по совокупности последствий является

самой крупной катастрофой современности, общенародным бедствием, затронувшим

судьбы миллионов людей, проживающих на огромных территориях. Экологическое

воздействие чернобыльской катастрофы поставило страну перед необходимостью

решения новых, исключительно сложных, крупномасштабных проблем, затрагивающих

практически все сферы общественной жизни, многие аспекты науки и производства,

культуры, морали и нравственности.

На эти цели были

направлены огромные ресурсы, усилия ведущих ученых и специалистов, что

позволило предотвратить катастрофическое развитие связанных с аварией событий и

радиационное поражение населения, снизить масштабы загрязнения окружающей

среды.

Верховный Совет СССР

подчеркивает, что меры, принимаемые для ликвидации последствий аварии,

оказались недостаточными. В районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению,

сложилась крайне напряженная социально-политическая ситуация, обусловленная

противоречиями в рекомендациях ученых и специалистов по проблемам радиационной

безопасности, промедлением в принятии необходимых мер и в итоге потерей частью

населения доверия к местным и центральным органам власти. Медленно проводятся

углубленное изучение послеаварийной ситуации и разработка обоснованной

программы действий, что вызывает законное возмущение жителей региона,

подвергшегося радиоактивному воздействию.

До сих пор не

завершена разработка долгосрочной единой Государственной союзно-республиканской

программы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, требуют

доработки республиканские программы ликвидации последствий аварии в РСФСР,

Украинской ССР и Белорусской ССР. Отсутствует приемлемая для широких слоев

населения общая концепция безопасного проживания на загрязненных территориях,

что осложняет социально-психологическую обстановку и не позволяет осуществить

достаточно обоснованные мероприятия по защите населения пострадавших районов.

Нет полной и детализированной информации о загрязнении территории

радионуклидами. Недоверие и протест населения вызывают уровни временного

дозового нормирования, введенные для пострадавших районов, необеспеченность

дозиметрическими и радиометрическими приборами контроля.

Десятки тысяч людей,

проживающих в зонах повышенной радиации, до сих пор не отселены. Медленно

разворачивается строительство жилья для переселенцев. Жители пострадавших

районов не обеспечены в полном объеме чистыми продуктами питания, товарами

первой необходимости, надлежащим медицинским обслуживанием. Неудовлетворительно

решаются вопросы оздоровления населения, особенно детей.

Крупномасштабная

дезактивация населенных пунктов оказывается во многих случаях неэффективной. Не

решены вопросы надежной изоляции многих источников высокой радиоактивности на

промплощадке атомной станции и за ее пределами. На значительных площадях

сельскохозяйственных угодий, загрязненных радионуклидами, работы ведутся без

должного учета аварийной ситуации, что обуславливает возможность производства и

потребления продуктов питания, загрязненных выше установленных нормативов, и

радиационного воздействия на работников сельского хозяйства. Нет необходимых

законодательных актов для ведения хозяйственной деятельности в условиях

радиационного загрязнения.

Сложившееся положение

во многом является следствием неправильной оценки на всех уровнях государственного

управления в центре и на местах масштабов и последствий аварии на Чернобыльской

АЭС как поистине глобальной катастрофы, слабой координации действий,

неоправданной монополизации исследований и засекречивания сведений о

радиационной обстановке, особенно в 1986 году, недостаточной информированности

населения, а также отсутствия полномочного государственного органа,

ответственного за проведение мер по защите населения от последствий аварии.

Страна оказалась

неподготовленной к глубокому осмыслению случившегося, своевременному решению

научных, социальных, психологических и правовых проблем, что отрицательно

сказалось на разработке и реализации широкомасштабного комплекса мер по

ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

   Верховный Cовет СССР

п+о+с+т+а+н+о+в+л+я+е+т:

1. Утвердить

представленную Советом Министров СССР Государственную союзно-республиканскую

программу неотложных мер на 1990- 1992 годы по ликвидации последствий аварии на

Чернобыльской АЭС, разработанную на основе республиканских программ и

предложений Государственной экспертизы, как первоочередную стадию долгосрочной

Государственной программы, предусматривающую поэтапное переселение людей с

территорий, подвергшихся повышенному радиоактивному загрязнению, на которых

обеспечение нормальных, без ограничений, условий жизни и трудовой деятельности

невозможно, прежде всего семей, в которых имеются дети и беременные женщины,

усиление охраны здоровья, улучшение социально-бытовой сферы и снабжения чистыми

продуктами питания населения, пострадавшего в результате аварии, в первую

очередь детей.

В планах

социально-экономического развития Союза ССР и союзных республик на 1991-1992

годы предусмотреть выделение на эти цели отдельной строкой финансовых и

материально-технических ресурсов. Изыскать необходимые средства, материалы и

оборудование для выполнения дополнительных неотложных работ в 1990 году с

учетом замечаний, высказанных народными депутатами СССР.

Совету Министров СССР,

Совету Министров РСФСР, Совету Министров Украинской ССР, Совету Министров

Белорусской ССР ежегодно докладывать Верховному Совету СССР о выполнении

указанных мер.

2. Одобрить программы

РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР по ликвидации последствий аварии на

Чернобыльской АЭС. Совету Министров РСФСР, Совету Министров Украинской ССР,

Совету Министров Белорусской ССР доработать программы с учетом замечаний

Государственной экспертной комиссии Госплана СССР и предложений, высказанных народными

депутатами СССР. Совету Министров СССР и Советам Министров указанных союзных

республик принять меры по незамедлительной реализации программ.

3. Совету Министров

СССР совместно с Советом Министров РСФСР, Советом Министров Украинской ССР,

Советом Министров Белорусской ССР с привлечением ведущих отечественных и

зарубежных специалистов по этой проблеме завершить разработку единой

долгосрочной Государственной союзно-руспубликанской программы по защите

населения СССР от воздействия последствий чернобыльской катастрофы и утвердить

ее до конца 1990 года. В основу программы положить гуманную концепцию

безопасного проживания людей, учитывая в первую очередь следующие аспекты:

кардинальное улучшение

медицинского обслуживания жителей пострадавших районов, особенно детей и

молодежи подросткового возраста, с привлечением на льготных договорных условиях

медицинского персонала;

разработку и внедрение

сорбционных методов профилактики, а также рецептуры диетического питания для

предотвращения накопления и ускорения выведения радионуклидов из организма;

повышение качества

среды обитания, разработку новых подходов к снижению уровней радиоактивности на

загрязненных территориях и предотвращению распространения радионуклидов на

новые территории;

разработку

унифицированной государственной системы льгот и компенсаций ущерба, нанесенного

здоровью людей, проживающих и проживавших, проходящих и прошедших воинскую

службу на загрязненной территории, а также принимавших участие в ликвидации

последствий аварии, создать государственный регистр для учета этих лиц;

создание единой

системы радиоэкологической информации, доступной для всех слоев населения с

широким представлением данных радиационного загрязнения, здравоохранения и

экологической статистики, использованием возможностей прессы, радио,

телевидения, ликвидировать всякую секретность в этих вопросах.

4. Рекомендовать

Совету Министров СССР создать Комитет по ликвидации последствий аварии на

Чернобыльской АЭС, а Совету Министров РСФСР, Совету Министров Украинской ССР и

Совету Министров Белорусской ССР - соответствующие комитеты в республиках,

наделив их необходимым объемом полномочий по данной проблеме.

Считать целесообразным

организовать при этом Комитете совместно с Академией наук СССР, Академиями наук

Украинской ССР и Белорусской ССР научно-координационный центр для выработки

единой стратегии проводимых мероприятий.

5. Совету Министров

СССР:

разработать проект

Закона о чернобыльской катастрофе и представить его в Верховный Совет в

четвертом квартале 1990 года. В Законе определить правовой статус жертв

катастрофы и участников ликвидации последствий аварии, людей, занятых

выполнением работ в пораженной зоне, а также подвергшихся вынужденному

переселению, правовой режим зоны бедствия, порядок проживания и деятельности

населения, порядок прохождения воинской службы, формирования и функционирования

территориальных органов государственного управления, общественных организаций в

пострадавших районах;

внести в Верховный

Совет СССР на рассмотрение осенней сессии 1990 года проект Закона об использовании

атомной энергии и ядерной безопасности;

разработать до конца

1990 года комплекс мер по выведению энергоблоков Чернобыльской АЭС из

эксплуатации и решению проблем, связанных с обеспечением социальной защиты и

прав работников станции, ядерной и радиационной безопасности объектов в зоне

этой электростанции, захоронением радиоактивных отходов, охраной атмосферного

воздуха и водных источников от загрязнения радионуклидами;

завершить в 1990 году

формирование научно обоснованных критериев безопасного проживания людей с

учетом беспороговой концепции и других современных представлений;

разработать и

утвердить к сентябрю 1990 года специальную программу "Дети Чернобыля"

по ограничению и исключению воздействия неблагоприятных факторов чернобыльской

катастрофы на подрастающее поколение с учетом всех социально-экологических и

медицинских особенностей этой проблемы;

завершить составление

в 1991 году сводных средне- и крупномасштабных ландшафтно-геохимических и

радиоэкологических карт для всей загрязненной радионуклидами территории и

подворную радиационную паспортизацию населенных пунктов, расположенных в

контролируемой зоне;

принять меры по

скорейшему прекращению производства на загрязненных территориях продуктов

питания, которые не соответствуют нормативам. Усилить государственный контроль

за содержанием радионуклидов в продуктах сельского хозяйства в зонах,

подвергшихся радиоактивному загрязнению. Ограничить использование химических

средств защиты растений на пораженных радиацией зонах.

6. Обратиться к

парламентариям всех стран мира и международным организациям с призывом оказать

содействие в решении проблем чернобыльской катастрофы, включая создание

международного фонда и научно-исследовательского центра с участием ведущих

специалистов мира. Совету Министров СССР с привлечением общественных

организаций определить меры, обеспечивающие условия для международного

сотрудничества и координации международной помощи.

Контроль за

выполнением данного Постановления возложить на Комитет Верховного Совета СССР

по вопросам экологии и рационального использования природных ресурсов и Комитет

Верховного Совета СССР по охране здоровья народа.

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 500.000.000 500.000.000

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН СССР
№-348282098 от 30 августа 1991

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать