Основная информация

Дата опубликования: 22 октября 1997г.
Номер документа: Р9705413
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Ненормативный
Принявший орган: ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РФ
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ

КОМИССИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

22.10.97 г. N 133/968-II

О РАБОТЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ

КОМИССИЙ,

ОБРАЗОВАННЫХ В БЕЛГОРОДСКОЙ

ОБЛАСТИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ

ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ ОБЛАСТНОЙ

ДУМЫ

ВТОРОГО СОЗЫВА, ПО

ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН

Ознакомившись с

работой избирательных комиссий различных уровней, сформированных в Белгородской

области для подготовки и проведения выборов депутатов областной Думы, с

представленными материалами по данному вопросу, заслушав сообщения председателя

Избирательной комиссии Белгородской области Н.Т.Плетнева и секретаря

Центральной избирательной комиссии Российской Федерации А.А.Вешнякова,

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации

постановляет:

1. Отметить, что

избирательные комиссии, образованные в Белгородской области, обеспечили

проведение выборов депутатов областной Думы второго созыва с учетом требований

Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на

участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в соответствии с

нормами Избирательного кодекса Белгородской области, провели необходимую

правовую, организационно-техническую и методическую работу, способствующую

реализации избирательных прав граждан. Это позволило избрать законодательный

(представительный) орган государственной власти области в правомочном составе.

2. Рекомендовать

Избирательной комиссии Белгородской области с участием общественных объединений

проанализировать практику применения Избирательного кодекса Белгородской

области, сосредоточить внимание на разработке предложений по внесению изменений

в избирательное законодательство области в целях его соответствия Федеральному

закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в

референдуме граждан Российской Федерации", в том числе по дальнейшему

закреплению независимого статуса избирательных комиссий, гарантированному

обеспечению финансирования выборов из областного бюджета.

3. Рекомендовать

администрации Белгородской области в соответствии со статьей 46 Федерального закона

"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме

граждан Российской Федерации" и статьями 41, 42 Избирательного кодекса

Белгородской области погасить задолженность перед Избирательной комиссией

области по оплате труда членов избирательных комиссий и других расходов,

связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов Белгородской областной

Думы второго созыва.

4. Направить

избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации записку "О работе

избирательных комиссий, образованных в Белгородской области для проведения

выборов депутатов областной Думы второго созыва, по обеспечению избирательных

прав граждан" для ознакомления и использования в практической работе

(прилагается).

5. Опубликовать

настоящее постановление в журнале "Вестник Центральной избирательной

комиссии Российской Федерации".

Председатель Центральной

избирательной комиссии

Российской Федерации                              А.В. Иванченко

Секретарь Центральной

избирательной комиссии

Российской Федерации                              А.А. Вешняков

Приложение

к постановлению

Центральной избирательной

комиссии Российской Федерации

от 22 октября 1997 года N

133/968-II

О работе избирательных

комиссий, образованных

в Белгородской области для

проведения выборов

депутатов областной Думы

второго созыва,

по обеспечению избирательных

прав граждан

12 октября 1997 года

состоялись выборы депутатов Белгородской областной Думы второго созыва. В них

приняло участие более 42 процентов зарегистрированных избирателей. Областная

Дума сформирована в правомочном составе.

Выборы депутатов

областной Думы проводили Избирательная комиссия Белгородской области, 35

окружных, 22 территориальных и 1147 участковых избирательных комиссий, в состав

которых были назначены 10 500 членов с правом решающего голоса.

Формирование

избирательных комиссий осуществлялось в соответствии с требованиями областного

законодательства на основе предложений собраний избирателей по месту работы,

службы и учебы, а также общественных объединений. Поступившие предложения были

учтены представительными органами, каких-либо жалоб по данному вопросу в

избирательные комиссии не поступало.

В состав окружных и

территориальных избирательных комиссий назначено свыше 20 процентов

представителей общественных объединений, в состав участковых - чуть более 2

процентов. Муниципальные служащие в окружных комиссиях составляют 0,18

процента, территориальных - 27 процентов, участковых - около 2 процентов. Среди

членов окружных и территориальных избирательных комиссий более 72 процентов с

высшим образованием, в участковых 34,2 процента.

В области в основном

сохранены кадры организаторов выборов, чему способствует тесное взаимодействие

избирательных комиссий с представительными органами местного самоуправления и

местными администрациями, общественностью и избирательными объединениями. Здесь

установлен четырехлетний срок полномочий окружных и территориальных

избирательных комиссий, что позволило создать более стабильные условия для их

работы, заинтересовать людей общественной деятельностью, эффективно

использовать накопленный ими опыт. В результате в составе территориальных и

участковых избирательных комиссий более 80 процентов членов комиссий, ранее

участвовавших в избирательных кампаниях, а в составе окружных свыше 50

процентов.

Избирательная комиссия

Белгородской области сформирована на паритетных началах областной Думой и

главой администрации области в марте 1995 года, с тех пор состав Комиссии не

менялся. Из 14 членов Комиссии все имеют высшее образование, двое -

юридическое.

Комиссия активно

занимается нормотворческой деятельностью. В течение первого полугодия члены

Комиссии много работали над проектом Избирательного кодекса области, в

результате в него удалось включить 175 поправок, связанных с обеспечением

независимости и самостоятельности избирательных комиссий в осуществлении их

полномочий, с финансированием избирательных кампаний, обеспечением гарантий

избирательных прав граждан, временно проживающих или пребывающих на

соответствующей территории. Были учтены и предложения Центральной избирательной

комиссии Российской Федерации, изложенные в заключении Правового управления.

Избирательной

комиссией области проработан и представлен областной Думе проект главы Устава

(Основного закона) области "Избирательная система и референдум Белгородской

области", внесено предложение о наделении Комиссии правом законодательной

инициативы.

Комиссия использовала

предоставленное законом право издавать инструкции и разъяснения по вопросам

подготовки и проведения выборов в целях единообразного применения

Избирательного кодекса. Среди почти 40 таких материалов следует назвать:

рекомендации,

разъясняющие порядок формирования избирательных комиссий, избрания их

председателей, заместителей председателей и секретарей;

методические пособия

для окружных, территориальных и отдельно для участковых избирательных комиссий,

изложенные в доступной форме;

рабочий блокнот

кандидата в депутаты областной Думы;

разъяснения о порядке

выдвижения кандидатов в депутаты, сбора подписей в поддержку кандидатов,

оформления подписных листов и регистрации кандидатов;

таблица классификации

возможных нарушений в оформлении подписных листов и другие.

Важное значение

Комиссия придает отработке избирательных технологий со всеми участниками

избирательного процесса. Результаты проведенных социологических исследований по

изучению уровня правовой культуры избирателей и организаторов выборов указали

на необходимость более целенаправленной работы с разными категориями участников

избирательного процесса. В связи с этим были организованы семинары с

председателями окружных и территориальных избирательных комиссий, где

рассматривались вопросы, связанные с проведением мероприятий избирательной

кампании. Участники этих семинаров проводили занятия с членами нижестоящих

избирательных комиссий, другими специалистами на местах. Особенность семинаров

заключалась в том, что очередная проблема рассматривалась в контексте с

имеющимися у слушателей соответствующими методическими пособиями. Сложившаяся

система обучения положительно сказалась на качестве деятельности избирательных

комиссий.

Проведены также

совещания с руководителями местных администраций и областных ведомств по

вопросам содействия избирательным комиссиям и областная научно-практическая

конференция представителей общественных объединений по проблемам их участия в

предстоящих выборах.

Вопросы, связанные с

деятельностью кандидатов в депутаты, их доверенных лиц, уполномоченных

инициативных групп избирателей, представителей средств массовой информации,

также рассмотрены с перечисленными участниками выборов на однодневном семинаре.

С ними проведены несколько встреч по разъяснению Инструкции о порядке

предоставления эфирного времени на каналах телерадиокомпаний кандидатам,

избирательным объединениям и группам избирателей.

Организованно и

качественно проведено обучение системных администраторов Государственной

автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы", что

положительно сказалось на организации ее работы.

После опубликования

Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на

участие в референдуме граждан Российской Федерации" Комиссия области

изготовила необходимый тираж статей 49-60 указанного закона, которые были

розданы участникам семинара по применению закона, проведенного 2 октября 1997

года. Участковым избирательным комиссиям направлено краткое разъяснительное

письмо, а затем и утвержденные Разъяснения о порядке применения указанных

статей Федерального закона в дополнение к имеющемуся в комиссиях Единому

порядку проведения голосования и составления протоколов об итогах голосования.

Работа избирательных

комиссий проводилась гласно, на заседаниях присутствовали кандидаты в депутаты,

их доверенные лица, представители избирательных объединений. Избирательная

комиссия области еженедельно в течение двух последних перед выборами месяцев

участвовала в получасовой телепередаче регионального телевидения, информируя о

ходе подготовки к выборам, отвечая на возникающие вопросы. По каналам

телевидения и радиовещания велись репортажи с заседаний областной избирательной

комиссии о рассматриваемых вопросах и принятых ею решениях. В государственных и

муниципальных периодических печатных изданиях своевременно публиковались

решения избирательных комиссий, подлежащие обязательному опубликованию. Решения

Комиссии опубликованы в "Вестнике Избирательной комиссии Белгородской

области", который направляется всем организаторам избирательной кампании.

О некоторых

особенностях Избирательного кодекса области. Область находится в числе трех

субъектов Российской Федерации, где выборы проводятся на основе Избирательного

кодекса. Документ содержит новые подходы к нормативному определению

избирательных процедур. В нем содержатся нормы, увеличивающие количественный

состав всех (за исключением областной) избирательных комиссий до 11 человек.

Установлено, что досрочное голосование проводится за 15 - 1 день до выборов, и

только в участковых избирательных комиссиях. Не предусматривается голосование

по открепительным удостоверениям.

Избранным в

избирательном округе считается кандидат, получивший большее число голосов

избирателей, чем каждый из других, но при условии, что это число голосов будет

больше числа проголосовавших против всех кандидатов.

Кодексом не установлен

"порог" явки избирателей на выборы депутатов областной Думы. Это

нововведение неоднозначно воспринято избирателями, есть сомнение в том,

насколько полно данная норма способствует реализации конституционного права

граждан участвовать в управлении делами государства через своих представителей.

Кодекс предусматривает

возможность обращения избирательных комиссий за кредитами в банки на конкурсной

основе для оплаты расходов по подготовке и проведению соответствующих выборов в

случае несвоевременного перечисления бюджетных средств избирательной комиссии.

Однако эта норма на прошедших выборах не нашла применения в связи с отсутствием

выработанного механизма для ее реализации.

Избирательным кодексом

Белгородской области установлено, что областная Дума формирует окружные избирательные

комиссии по выборам депутатов законодательного (представительного) органа

государственной власти. Установленная норма нарушает принцип независимости

окружных избирательных комиссий от государственных органов. Избирательной

комиссии области предстоит большая работа по разработке необходимых изменений

Избирательного кодекса Белгородской области в целях его соответствия

Федеральному закону, в том числе установлению норм об информировании

избирателей о полных биографических данных кандидата, в частности, о его

семейном положении, наличии двойного гражданства, отбытии наказания по

приговору суда и других.

О правоприменительной

практике. Избирательные комиссии обеспечили выполнение мероприятий Календарного

плана по подготовке и проведению выборов в установленные законом сроки.

Своевременно были

определены границы 35 избирательных округов и число избирателей в каждом из

них, в то время как областной избирательной комиссии предстояло практически

заново перекроить схему "нарезки" округов в связи с увеличением их

численности на 14 округов. Вовремя были образованы избирательные участки и

сформированы участковые избирательные комиссии, опубликованы адреса

избирательных участков, описание границ. Безвозмездно выделены помещения для

размещения избирательных комиссий и помещения для голосования. В них

оборудованы стенды с информационными материалами о всех зарегистрированных

кандидатах, образцами заполнения избирательного бюллетеня и другие.

Списки избирателей

были изготовлены и распечатаны с использованием комплекса средств автоматизации

ГАС "Выборы". Всего в области зарегистрировано 1091645 избирателей.

Численность избирателей от выборов к выборам несколько возрастает в связи с

переездом в область жителей из северных регионов и вынужденных переселенцев.

Проведенная участковыми избирательными комиссиями работа по уточнению списков

позволила своевременно включить в них дополнительно около 7 тысяч избирателей,

вновь прибывших на территорию ряда избирательных участков, в том числе и в

связи со сдачей в эксплуатацию жилых домов.

Обеспечена высокая

активность избирателей в ходе выдвижения кандидатов. На 35 мандатов было

выдвинуто 207 кандидатов, из них 138 - инициативными группами, 30 - КПРФ, 17 -

ЛДПР, 12 - другими общественными объединениями: профсоюзами, Советом рабочих,

крестьян и трудовой интеллигенции, "Союзом офицеров", "Честь и

Родина", "Яблоко", "Новое поколение новой России". 157

кандидатов были зарегистрированы, 12 человек сняли свои кандидатуры до дня

голосования. Избирательных округов с безальтернативными кандидатами не было.

Избирательным

комиссиям в основном удалось организовать контроль за обеспечением равного

статуса зарегистрированных кандидатов, избежать "борьбы компроматов",

создать равные возможности проведения предвыборной агитации, в том числе

соблюсти условия распространения агитационных печатных материалов.

Организация и порядок

голосования, подсчет голосов избирателей, установление результатов выборов и их

опубликование проводились с применением статей 49-60 нового Федерального

закона.

Большой объем

нормативных установок, сложность протокола участковой избирательной комиссии об

итогах голосования, требование прописью указать занесенные в протокол данные в

самом начале изучения указанных статей Федерального закона вызвали

настороженную реакцию председателей участковых избирательных комиссий. Однако

полученные разъяснения, методические рекомендации Избирательной комиссии

области, наставления строго следовать тексту этого документа, в том числе

последовательно оглашать и выполнять прописанные избирательные действия,

способствовали тому, что первоначальное напряжение было снято и протоколы об

итогах голосования были заполнены качественно.

Следует обратить

внимание на то, что все помещения для голосования были обеспечены увеличенной

формой протокола об итогах голосования. В ряде территорий они изготавливались

централизованно для всех участковых избирательных комиссий в виде двух листов

формата А3, использовались также классные доски, большие листы бумаги, на

которые наносились все позиции протокола об итогах голосования.

Избирательные

бюллетени изготавливались по заказу Комиссии области, число их не превышало 3

процентов числа зарегистрированных избирателей. Они своевременно были переданы

по актам окружным избирательным комиссиям, а от них - участковым, которые после

проставления подписей двух членов комиссии и заверения печатью комиссии с 26

сентября обеспечивали досрочное голосование. Всего досрочно проголосовало 2283

избирателя.

Заблаговременно

выяснялись избиратели, которые по состоянию здоровья, из-за отсутствия

транспорта, по другим уважительным причинам не смогут самостоятельно прибыть в

помещения для голосования, обращения об этом регистрировались в специальном

реестре. Всего вне помещений для голосования проголосовало 44,7 тысячи

избирателей (9,1%). В то же время обеспечить доставку всех избирателей на

отдаленных сельских поселений в условиях нехватки транспорта, горючего и

бездорожья не удалось.

Вместе с тем

результаты выборов показали необходимость проведения более широкой

разъяснительной работы кандидатов в депутаты, их доверенных лиц и инициативных

групп избирателей непосредственно с избирателями и в первую очередь жителями

городов. По оценкам организаторов выборов значительная часть населения не знала

своих кандидатов и их предвыборные программы. Отсюда и низкая явка избирателей,

особенно в городах: от 27 процентов в Белгороде до 31 процента в Старом Осколе.

Об этом свидетельствуют и 28 тысяч голосов избирателей, поданных против всех

кандидатов (многие из них так и не смогли определиться в своем выборе), и 23

тысячи недействительных избирательных бюллетеней, в том числе с записями о

недоверии кандидатам и представительному органу в целом.

Ход подготовки и

проведения выборов подтвердил также необходимость усиления внимания к

формированию избирательных фондов кандидатов в депутаты с тем, чтобы исключить

возможные нарушения закона. Недоработки избирательных комиссий в осуществлении

контроля за созданием данных фондов, размерами и источниками их формирования

вызывают негативные последствия. В качестве примера можно привести решения

окружных избирательных комиссий Губкинских городских избирательных округов N 17

и N 18, признавших результаты выборов недействительными именно по этим мотивам,

в то время как они могли поставить вопрос об отмене решения о регистрации

кандидатов в депутаты, нарушивших правила использования денежных средств в ходе

предвыборной агитации.

Избирательной комиссии

области не удалось своевременно повлиять на решения окружных избирательных

комиссий, в итоге предстоит судебное рассмотрение заявлений избранных

кандидатов на решения указанных избирательных комиссий.

Острое положение

сложилось с финансированием выборов. При том, что администрация области и

другие государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия и

учреждения постоянно оказывали помощь избирательным комиссиям и содействие в

реализации их полномочий, денежные средства на избирательную кампанию выделены

лишь наполовину от утвержденной сметы. В очередной раз (с губернаторских

выборов) неоплаченным остался труд членов избирательных комиссий. В этой

ситуации Комиссия не смогла реализовать предоставленную законом норму об

обращении за банковским кредитом.

Ознакомление с ходом

избирательной кампании в области позволяет сделать вывод о том, что система

избирательных комиссий доказала свою устойчивость, справилась с поставленными

задачами. В непростых условиях избирательные комиссии смогли сделать все

возможное для организации свободного волеизъявления граждан и реализации их

избирательных прав.

Избирательной комиссии

области с участием общественных объединений следует детально проанализировать

прошедшую избирательную кампанию и принять меры по дальнейшему

совершенствованию избирательного законодательства и практики применения

Избирательного кодекса области.

Практика проведения

выборов в Белгородской области свидетельствует о необходимости привлечения

внимания избирательных комиссий субъектов Российской Федерации к вопросу,

связанному с отработкой с организаторами выборов новых избирательных технологий

с учетом норм Федерального закона. При этом следует обеспечить высокую

требовательность ко всем избирательным комиссиям, исключить легковесный подход

к организации голосования и подведения итогов, ссылки на наличие достаточного

опыта проведения выборов.

Необходимо

заблаговременно обеспечить избирательные комиссии инструкциями и рекомендациями

по проведению всех избирательных действий в точном соответствии с законами

субъекта Российской Федерации и федеральным законодательством.

Особое внимание нужно

уделить работе с избирателями по организации явки на выборы, и в первую очередь

молодых избирателей, обеспечению голосования тех, кто не в состоянии

самостоятельно прибыть на избирательный участок, требуется продумать все детали

избирательного процесса и больше работать по предупреждению возможных ошибок.

Для этого у избирательных комиссий субъектов Российской Федерации есть все

возможности и условия.

Следует внимательно

изучить, довести до сведения всех избирательных комиссий и использовать в

работе Методические рекомендации о порядке организации голосования и подсчета

голосов избирателей участковыми избирательными комиссиями в ходе проведения

выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы

местного самоуправления, утвержденные постановлением Центральной избирательной

комиссии Российской Федерации N 133/969-II от 22 октября 1997 года.

Центральная избирательная комиссия

Российской Федерации

[отформатировано: 12.01.98 корректор НЦПИ - Булыгина А.В.]

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать