Основная информация

Дата опубликования: 20 апреля 2020г.
Номер документа: RU54030515202000007
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Новосибирская область
Принявший орган: администрация Ташаринского сельсовета Мошковского района Новосибирской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты муниципальных образований
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ГЛАВА

вх. № 9349-03/9

От 28.04.2020

АДМИНИСТРАЦИЯ

ТАШАРИНСКОГО СЕЛЬСОВЕТА

МОШКОВСКОГО РАЙОНА

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20.04.2020

№ 43

Об утверждении Порядка предоставления грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе

В соответствии с пунктом 7 статьи 78 и пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2019 года № 322 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим порядок предоставления грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе», руководствуясь Уставом Ташаринского сельсовета Мошковского района Новосибирской области, администрация Ташаринского сельсовета Мошковского района Новосибирской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Порядок предоставления грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе согласно приложению.

2. Опубликовать настоящее постановление в информационном бюллетене органов местного самоуправления «Вести Ташаринского сельсовета» и разместить на официальном сайте администрации Ташаринского сельсовета Мошковского района Новосибирской области.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Глава Ташаринского сельсовета

Мошковского района Новосибирской области

В.В. Филимонов

ПРИЛОЖЕНИЕ

к постановлению администрации

Ташаринского сельсовета

Мошковского района

Новосибирской области

от 22.04.2020 № 43

Порядок

предоставления грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых

на конкурсной основе

Общие положения

1.1. Настоящий Порядок предоставления грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе (далее – Порядок) разработан в целях реализации положений пункта 7 статьи 78 и пункта 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2019 года № 322 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим порядок предоставления грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе», и устанавливает цели, порядок и условия предоставления  грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе, за счет средств местного бюджета Ташаринского сельсовета Мошковского района Новосибирской области юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.

1.2. Гранты в форме субсидий, в том числе предоставляемые на конкурсной основе (далее – Гранты), юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам (далее - Получатели грантов) предоставляются администрацией Ташаринского сельсовета Мошковского района Новосибирской области (далее - администрация) в случаях, установленных правовыми актами муниципального образования, в том числе в целях поддержки реализации проектов, стимулирования развития и поощрения достигнутых результатов в соответствующей области.

1.3. Гранты предоставляются Получателям грантов из местного бюджета в соответствии с решением Совета депутатов Ташаринского сельсовета Мошковского района Новосибирской области о бюджете Ташаринского сельсовета Мошковского района Новосибирской области на текущий финансовый год и плановый период (далее – местный бюджет).

1.4. Целью предоставления Грантов является их предоставление для поддержки реализации проектов, стимулирования развития и поощрения достигнутых результатов в соответствующей области в пределах средств, предусмотренных местным бюджетом.

1.5. Главным распорядителем средств местного бюджета, осуществляющим предоставление Грантов в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на предоставление Грантов, является администрация.

1.6. Право на получение Грантов имеют юридические лица (за исключением муниципальных учреждений), индивидуальные предприниматели, физические лица, осуществляющие деятельность на территории Ташаринского сельсовета Мошковского района Новосибирской области, принявшие участие в конкурсном отборе (далее – участники Конкурса) и ставшие его победителями, на основании соглашения о предоставлении Гранта (далее – Соглашение).

1.7. Победителям Конкурса присуждаются Гранты, количество и размер которых определяются ежегодно нормативным правовым актом администрации.

1.8. Критериями отбора Получателей грантов, имеющих право на получение Гранта, являются:

- соответствие сферы деятельности участника отбора видам деятельности, определенным решением о местном бюджете на очередной финансовый год;

- участник отбора, являющийся юридическим лицом, на дату проведения Конкурса не должен находиться в процессе ликвидации, банкротства, а участник отбора, являющийся индивидуальным предпринимателем, не должен прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;

- у участника отбора на дату проведения Конкурса отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

- участник отбора не является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство (территория), включенное в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), в совокупности превышает 50 процентов;

- участник отбора не получает в текущем финансовом году или на дату, определенную правовым актом, средства из местного бюджета в соответствии с иными нормативными правовыми актами администрации на цели, установленные правовым актом;

- у участника отбора на дату, определенную правовым актом, отсутствует просроченная задолженность по возврату в местный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами администрации муниципального образования, и иной просроченной задолженности перед местным бюджетом;

у участника отбора отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, на дату, определенную правовым актом;

участник отбора, являющийся юридическим лицом, на дату, определенную правовым актом, не должен находиться в процессе ликвидации, банкротства, а участник отбора, являющийся индивидуальным предпринимателем, не должен прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

2. Порядок предоставления Грантов

2.1. Для проведения конкурса по отбору претендентов на получение Гранта в форме субсидии из местного бюджета для поддержки реализации проектов, стимулирования развития и поощрения достигнутых результатов в соответствующей области (далее – Конкурс) нормативным правовым актом администрации создается Комиссия по проведению конкурсного отбора в целях предоставления Грантов в форме субсидий из местного бюджета для поддержки реализации проектов, стимулирования развития и поощрения достигнутых результатов в соответствующей области (далее – Комиссия).

 2.1. Сообщение о проведении Конкурса, содержащее информацию о сроках проведения Конкурса, сроке, времени, а также месте приёма конкурсной документации, размещается на официальном сайте администрации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – официальный сайт) не позднее, чем за 5 дней до начала проведения Конкурса.

Продолжительность устанавливаемого в указанном сообщении срока приёма конкурсной документации должна составлять не менее 5 дней.

Рассмотрение конкурсной документации и определение на заседании Комиссии победителей Конкурса осуществляются не позднее 5 дней со дня окончания срока приёма конкурсной документации.

2.2. Для участия в Конкурсе претенденты на получение Гранта в форме субсидии из местного бюджета для поддержки реализации проектов, стимулирования развития и поощрения достигнутых результатов в соответствующей области представляют в администрацию конкурсную документацию, которая включает в себя:

1) заявку на участие в конкурсном отборе, составленную по форме, установленной приложением №1 к настоящему Порядку;

2) проект, на реализацию которого планируется получение Гранта;

3) план реализации Проекта;

4) концепцию реализации Проекта (далее – концепция);

5) смету затрат в связи с реализацией Проекта, содержащую обоснование структуры и объёма этих затрат;

6) справку об исполнении претендентом на получение Гранта обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

7) заверенные копии учредительных документов (при наличии).

2.3. План реализации должен содержать:

1) информацию об этапах реализации Проекта в пределах сроков, указанных в заявке на участие в конкурсном отборе;

2) перечень выполняемых работ (оказываемых услуг), связанных с реализацией Проекта;

3) предполагаемые сроки реализации Проекта.

2.4. Концепция включает в себя следующие материалы:

1) цели и задачи концепции;

2) сведения о количественных и качественных параметрах и технических характеристиках продукции, полученной при реализации Проекта, либо предполагаемые результаты от реализации Проекта;

3) сведения о целевой аудитории, на которую рассчитан результат от реализации Проекта, и предполагаемом уровне востребованности и значимости указанного результата;

4) обоснование оригинальности, уникальности и социальной значимости Проекта по сравнению с уже существующими материалами; форма, способы и методы реализации Проекта, позволяющие судить о творческих характеристиках представленной концепции (новизна и оригинальность, концептуальная целостность и уникальность содержания, художественная выразительность).

Концепция представляется на бумажном носителе и в электронном виде, утверждается руководителем участника Конкурса, гриф утверждения размещается на титульной странице в правом верхнем углу.

2.5. Смета затрат может включать в себя:

- затраты, связанные с оплатой труда работников организаций, участвующих в реализации Проекта;

- затраты, связанные с материально-техническим обеспечением деятельности юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц, необходимых для реализации Проекта;

- затраты, связанные с оплатой транспортных услуг, необходимых для реализации Проекта;

- затраты, связанные с оплатой услуг связи, в том числе по обеспечению доступа к сети «Интернет»;

- затраты, связанные с оплатой коммунальных услуг и внесением арендной платы по договорам аренды помещений, используемых в целях реализации Проекта;

- затраты, связанные с оплатой услуг приглашённых специалистов и приобретением прав на результаты интеллектуальной деятельности;

- затраты, связанные с оплатой типографских и полиграфических услуг;

- затраты, связанные с оплатой услуг иных организаций, участвующих в реализации Проекта, не предусмотренных настоящим пунктом.

2.7. В случае если в установленные сроки не поступило ни одного комплекта конкурсной документации, срок приёма конкурсной документации продлевается на 14 рабочих дней от даты его завершения, о чём участники Конкурса извещаются путём размещения соответствующей информации на официальном сайте в последний день приёма заявок.

2.8. Решение о предоставлении грантов принимается администрацией по представлению Комиссии.

2.9. Комиссия состоит из председателя Комиссии, заместителя председателя Комиссии, секретаря Комиссии и членов Комиссии. Состав Комиссии утверждается правовым актом администрации.

Председатель Комиссии организует деятельность Комиссии, распределяет обязанности между заместителем, секретарём и членами Комиссии.

Заместитель председателя Комиссии исполняет обязанности председателя Комиссии в период его отсутствия.

Секретарь Комиссии оповещает членов Комиссии о времени и месте проведения заседаний, ведёт протоколы заседаний Комиссии.

Члены Комиссии работают на общественных началах и принимают личное участие в её работе. Замещение члена Комиссии другим лицом не допускается.

К работе в Комиссии могут привлекаться в качестве экспертов иные лица.

2.10. Заседание Комиссии считается правомочным, если на нём присутствует не менее чем две трети членов Комиссии. На заседании Комиссии могут по желанию присутствовать представители участников Конкурса.

К участию в заседании Комиссии не допускаются члены Комиссии, лично заинтересованные в результатах Конкурса. Члены Комиссии, лично заинтересованные в результатах Конкурса, обязаны до начала работы Комиссии письменно уведомить об этом председателя Комиссии.

2.11. Комиссия рассматривает конкурсную документацию, оценивает обоснованность и эффективность затрат, предусмотренных сметой затрат, и проверяет соответствие конкурсной документации и участника Конкурса требованиям, установленным настоящим Порядком, по следующим критериям:

1) соответствие Проекта назначению Гранта;

2) опыт работы участника Конкурса в сфере реализации Проектов;

3) новизна, оригинальность и актуальность Проекта.

2.12. Проведение Конкурса и оценка конкурсной документации осуществляются путём обсуждения конкурсной документации членами Комиссии и свободного обмена мнениями. Право на выступление имеет каждый участник заседания Комиссии.

2.13. Для определения победителя Конкурса члены Комиссии проводят голосование по каждой заявке. Победителем признается участник Конкурса, набравший наибольшее количество голосов. При равенстве числа голосов членов Комиссии решающим является голос председателя Комиссии.

2.14. Основаниями для принятия решения об отказе в предоставлении Гранта являются:

несоответствие участника Конкурса требованиям, установленным пунктом 1.8 настоящего Порядка;

представление участником Конкурса документов, предусмотренных пунктом 2.2 настоящего Порядка, не в полном объёме либо с нарушением предъявляемых к ним требований и (или) наличие в таких документах неполных и (или) недостоверных сведений;

отсутствие или недостаточность лимитов бюджетных обязательств на предоставление грантов, доведённых до администрации как получателя бюджетных средств;

несоответствие тематики проектов тематике Конкурса.

Решение о наличии оснований для отказа в предоставлении гранта принимается Комиссией в ходе заседания Комиссии.

2.15. Решение об определении победителя Конкурса и размере предоставляемого ему Гранта принимается администрацией в соответствии с правовым актом администрации на основании протокола заседания Комиссии, который оформляется в течение трёх рабочих дней с даты проведения заседания Комиссии и размещается на официальном сайте. Указанное решение оформляется постановлением администрации не позднее одного месяца со дня подписания протокола.

2.16. В течение 10 дней со дня вступления в силу постановления администрации, указанного в пункте 2.15 настоящего Порядка, администрация заключает с победителем Конкурса Соглашение о предоставлении Гранта, которое должно содержать:

1) сведения о размере Гранта, целях, условиях и порядке его предоставления, в том числе сроках перечисления;

2) показатели результативности предоставления Гранта и их значения;

3) порядок, сроки и формы представления получателем Гранта отчётности о результатах предоставления Гранта (с учётом требований, установленных разделом 3 настоящего Порядка) и о достижении значений показателей результативности предоставления Гранта;

4) порядок и сроки возврата Гранта в местный бюджет;

5) согласие получателей грантов и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключённым в целях исполнения обязательств по Соглашению, на осуществление администрацией и иными органами муниципального финансового контроля проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления грантов и запрет на приобретение за счёт грантов иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления Гранта иных операций, определённых настоящим Порядком.

6) дополнительным требованием к участнику отбора, являющемуся бюджетным или автономным учреждением, органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, которого не является орган, проводящий конкурс, является условие о предоставлении согласия органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя в отношении этого учреждения, на участие в отборе, оформленного на бланке указанного органа.

2.17. Получатель Гранта на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение Соглашения, должен соответствовать следующим требованиям:

- получатель Гранта, являющийся юридическим лицом, на дату заключения Соглашения, не должен находиться в процессе ликвидации, банкротства, а получатель Гранта, являющийся индивидуальным предпринимателем, не должен прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;

- у получателя Гранта на дату заключения Соглашения отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

- получатель Гранта не должен являться иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство (территория), включенное в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), в совокупности превышает 50 процентов;

- получатель Гранта не получает в текущем финансовом году или на дату заключения Соглашения, средства из местного бюджета в соответствии с иными правовыми актами на цели, установленные правовым актом;

- у получателя Гранта на дату заключения Соглашения, отсутствует просроченная задолженность по возврату в местный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед местным бюджетом;

2.18. Грант перечисляется администрацией единовременно в течение 10 календарных дней со дня заключения Соглашения на счета, на которые подлежит перечислению Грант получателям гранта:

- физическим лицам - расчетные счета, открытые в российских кредитных организациях, если иное не установлено бюджетным законодательством Российской Федерации и иными правовыми актами, регулирующими бюджетные отношения;

- индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, за исключением бюджетных (автономных) учреждений:

в случае если грант подлежит в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации казначейскому сопровождению - счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в учреждении Центрального банка Российской Федерации для учета средств юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса;

в случае если грант не подлежит в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации казначейскому сопровождению - расчетные счета, открытые получателям грантов в российских кредитных организациях;

- бюджетным учреждениям - лицевые счета, открытые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования);

- автономным учреждениям - лицевые счета, открытые в территориальном органе Федерального казначейства, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), или расчетные счета в российских кредитных организациях.

3. Требования к отчетности



3.1. Получатель гранта с даты получения средств гранта и до 31 декабря года, в котором получен грант, представляет в администрацию отчет об использовании средств гранта на цели, установленные настоящим порядком, по форме, согласно приложению № 2 к настоящему Порядку, (далее - отчет об использовании средств гранта) с приложением заверенных получателем гранта копий документов первичного бухгалтерского учета, подтверждающих фактическое использование средств Гранта.

3.2. Ответственность за достоверность представляемых сведений и целевое использование средств гранта возлагается на получателя гранта.

4. Требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления грантов и ответственности за их нарушение

 4.1. Органы муниципального финансового контроля осуществляют обязательную проверку соблюдения получателями грантов условий, целей и порядка их предоставления.

4.2. В случае нарушения получателем гранта условий, установленных при предоставлении гранта, или установления факта представления недостоверных либо намеренно искажённых сведений, выявленных по результатам проведённых уполномоченными органами муниципального финансового контроля проверок, Администрация обеспечивает возврат Гранта в местный бюджет путём направления получателю гранта в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня установления нарушений, требования о необходимости возврата Гранта в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования.

Грант (остаток Гранта), не использованный в текущем финансовом году, подлежит возврату в местный бюджет.

4.3. Возврат Гранта (остатков Гранта) осуществляется на лицевой счёт администрации.

В случае отказа или уклонения получателя гранта от добровольного возврата Гранта (остатков Гранта) в местный бюджет администрация принимает предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по их принудительному взысканию.

Приложение  № 1

к Порядку предоставления грантов

в форме субсидий, в том числе

предоставляемых на конкурсной основе

ЗАЯВКА

на участие в конкурсном отборе

Общие сведения

Наименование конкурса___________________________________________________

________________________________________________________________________

Наименование организации (в соответствии с уставом организации)_______________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя организации _______ ________________________________________________________________________

Номер телефона (факса) с указанием кода населённого пункта________________ ________________________________________________________________________

Адрес электронной почты (при наличии) _____________________________________

Краткое описание мероприятий проекта ______________________________________

________________________________________________________________________

Размер гранта ___________________________________________________________

Руководитель организации ________________________________________________

 (подпись) (расшифровка подписи)

Справочная информация об организации

 Адрес места нахождения организации_______________________________________

________________________________________________________________________

Адрес официального сайта организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии) ____________________________________________

Фамилия, имя, отчество (при наличии) бухгалтера организации __________________



Банковские реквизиты организации:

ОГРН___________________________________________________________________

ИНН____________________________________________________________________

КПП ____________________________________________________________________

Расчётный счёт __________________________________________________________

Банк получателя__________________________________________________________

Корреспондентский счёт ___________________________________________________

БИК ____________________________________________________________________

Приложение № 2

к Порядку предоставления грантов

в форме субсидий, в том числе

предоставляемых на конкурсной основе

ФОРМА ОТЧЕТА



ОТЧЕТ

об использовании средств гранта

№_____ от ______________20___г.



за                     год

(отчетный период)

Размер гранта: ___________________________________________________________

Сумма денежных средств на начало отчетного периода: ________________________

Остаток денежных средств на конец отчетного периода: ________________________



Расходы, произведенные за счет средств гранта               Ед. изме

рения               Цена (руб.)               Сумма

(руб.)               № и дата документа, подтверждающего оплату расходов (оказание услуг)

1               2               3               4               5

1.                                                                

2.                                                                

ИТОГО                                                                



К отчету прилагаются заверенные Получателем копии документов первичного бухгалтерского учета, подтверждающих фактическое использование средств гранта:

- в случае осуществления безналичного расчета: счета, счета-фактуры, товарные накладные, копии платежных поручений с отметкой банка, договоры купли-продажи, акты приемки-передачи;

- в случае осуществления наличного расчета: приходно-кассовые ордера, кассовые чеки (товарные чеки), расписки (по установленной форме), товарные накладные, договоры купли-продажи.



Руководитель организации/индивидуальный предприниматель     ______/__________



Главный бухгалтер  ________________

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: - Вести Ташаринского сельсовета № 5 от 20.04.2020
Рубрики правового классификатора: 020.000.000 БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, 020.020.000 Расходы местных бюджетов, 020.020.050 Бюджетные ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать